Подробнее... Костомаровский Спасский женский монастырь [ править править код ] Костомаровский Спасский женский монастырь. В селе Костомарово Воронежской области находится уникальный монастырь в честь Спаса Нерукотворного, его ещё называют русской Каппадокией или русской Голгофой. Это самый настоящий древний пещерный монастырь. Расположен он в низине и окружён скалистыми холмами. Здесь, среди скал, поныне сохранились древние монашеские кельи. По своему внутреннему устройству Спасская обитель очень схожа с подземными сооружениями древней Каппадокии. Природный ландшафт Костомарово тоже местами напоминает причудливую скалистую местность в Малой Азии. Особенностью Костомаровской обители являются уникальные пещерные храмы под толщей меловой горы. Меловые скалы над ними называются дивами. Их создали многовековые воздействия ветров и дождей. Адрес: 396532, Россия, Воронежская область, Подгоренский район, село Костомарово, ул. Монастырская, 1 Телефон : +7 (473) 945-46-37 Электронная почта: smonastyr@gmail.com Сайт: http://kostomarovo.ru Подробнее... Серафимо-Саровский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1998 Статус : действ. Адрес : Воронежская обл., Грибановский р-н, Серафимо-Саровский монастырь (6 км З с. Новомакарово) Web : http://serafimov-skit.ru/ Монастырь основан на территории бывшей усадьбы генерала Соловцова, т. н. " Соловцова сада " , переданной Воронежской епархии в 1995. Монастырь открыт в 1998. Подробнее... Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1646 Статус : действ. Адрес : Воронежская обл., Верхнехавский р-н, пос. Толши Монастырь известен с первой половины XVII века. В 1646 году в самой толще дремучего леса, на правом берегу реки Усманки, в 40 километрах от Воронежа, поселился отшельник-пчелинец (пасечник) Константин. Жил он в дупле, питался мёдом диких пчёл, травами и кореньями, носил одежду из шкур диких животных. Подробнее... Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский

http://azbyka.ru/palomnik/Воронежская_об...

54 Республика Карачаево-Черкесия. Нижний Архыз. Церковь Георгия Победоносца (Северный храм) 55 Прочие страны. Хорог. Церковь Михаила Архангела 56 Грузия. Метехи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 57 Нижегородская область. Филипповское. Церковь Казанской иконы Божией Матери 58 Нижегородская область. Выкса. Выксунский Иверский монастырь. Собор Троицы Живоначальной 59 Нижегородская область. Кочкурово. Церковь Троицы Живоначальной 60 Тверская область. Новосёлки, урочище. Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 61 Владимирская область. Гусь-Хрустальный. Собор Георгия Победоносца 62 Владимирская область. Муром. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной 63 Рязанская область. Ижевское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 64 Нижегородская область. Большое Широкое. Церковь Николая Чудотворца 65 Московская область. Новохаритоново. Церковь Георгия Победоносца 66 Тверская область. Уницы. Церковь Троицы Живоначальной 67 г. Санкт-Петербург. Пушкин (Царское Село). Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе 68 Воронежская область. Верхний Мамон. Церковь Митрофана Воронежского 69 Кировская область. Вагино, урочище. Церковь Троицы Живоначальной 70 Кировская область. Сырчаны. Церковь Вознесения Господня 71 Челябинская область. Веры, остров. Пещерный комплекс старообрядческого скита на острове Веры озера Тургояк 72 Республика Татарстан. Вахитовский район. Храмовый комплекс. Собор Богоявления Господня и церковь Андрея Первозванного 73 Кировская область. Омутнинск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной 74 Новгородская область. Спас-Нередицы. Церковь Спаса Преображения на Нередице 75 Красноярский край. Красноярск. Успенский мужской монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Всецарица " 76 Воронежская область. Костомарово. Костомаровский Спасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа 77 Воронежская область. Костомарово. Костомаровский Спасский монастырь 78 Ленинградская область. Сосновый Бор. Церковь Александра Невского (новая) 79 Московская область. Битягово. Серафимо-Знаменский скит. Церковь Серафима Саровского и иконы Божией Матери " Знамение "

http://sobory.ru/best/?auth=14252

В 1993 году под руководством благочинного протоиерея Александра Долгушева началась расчистка пещер и возрождение здесь православной обители. Первая служба прошла в пещерном храме Серафима Саровского. Приехавшие на нее паломники из Павловска и Россоши ночевали под открытым небом. Но благодать Божия и соборная молитва скрасили все бытовые неудобства. Простые верующие расчищали пещеры, подводили электричество. По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия был заложен фундамент под наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», строительство которого завершилось уже в наши дни. В 1997 году в возрождающейся обители появляются первые монахини, переведенные из Задонского монастыря: Серафима, Иосафа и Дионисия. Общее руководство по устройству здесь женского монастыря переходит теперь в руки матушки Серафимы (Ивановой). В скором времени при Костомаровских пещерах появился и постоянный священник – иеромонах Кирилл (Россихин). Строительство продолжалось: отреставрировали пещерный комплекс, возвели сестринский корпус с домовой церковью, к обители провели асфальтированную дорогу. 1 апреля 1999 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял Устав Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря, зарегистрированный 31 декабря 1999 года Управлением юстиции администрации Воронежской области. Именно с этого времени, на самом исходе ХХ века, при Костомаровских пещерах начал официально функционировать женский монастырь, уходящий своими корнями в глубокое прошлое. Настоятельницей монастыря была назначена старшая монахиня Серафима, произведенная вскоре в сан игумении. Со всех уголков нашей страны нескончаемым потоком движутся сегодня паломники и путешественники в Спасскую обитель.. С сайта: http://nvrsk-kostomarovo.ru/texts/Костомарово. История храма и пещер/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Костомаровский Спасский женский монастырь. В 1917 г. закрыт. В годы Второй Мировой войны открыт.С 1997 г. деятельность монастыря вновь была возобновлена.

http://sobory.ru/article/?object=00453

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТОМАРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Россошанской и Острогожской епархии Воронежской митрополии), находится в с. Костомарове Подгоренского р-на Воронежской обл., в 2 км от правого берега р. Дон. Основан по решению Синода РПЦ от 25 дек. 1997 г. Главной достопримечательностью К. м. является уникальный комплекс пещерных храмов, ходов и наземных меловых столпов (т. н. див). По легенде, на месте с. Костомарова некогда «жил разбойник Костомар, утонувший в ближайшем озере, от чего слобода получила свое название», а с сер. XVII в. в Костомаровских пещерах селились иноки-малороссы, бежавше от преследований униатов. Первые упоминания о Костомаровских пещерах относятся, очевидно, к нач. XIX в. ( Никольский. 1910. С. 150-181; Тевяшов. 1902. С. 52-78; Крестьянское хозяйство по Острогожскому у./Сост.: Ф. Щербина. Воронеж, 1887). Вероятно, к нач. ХХ в. близ с. Костомарова сложилась монашеская община с храмом в честь Нерукотворного образа Спасителя и др. постройками. В 1930 г. Спасский храм был закрыт, но в Костомаровских пещерах тайно проживали неск. подвижников, в т. ч. старец Петр (Еремеенко), уроженец с. Белогорье. В кон. 30-х гг. XX в. он был отправлен в Острогожскую тюрьму, где и скончался (ГА Воронежской обл. Ф. Р-967). В 1943-1945 гг. местные жители во главе с Е. С. Шкарупиной неоднократно обращались в различные инстанции с прошениями об открытии пещерного Спасского храма. 29 дек. 1945 г. Совет по делам РПЦ при СНК СССР согласно заключению Воронежского облисполкома разрешил открыть церковь в с. Костомарове. В 1945-1959 гг. богослужение совершалось по монастырскому уставу. В деревянных домах при церкви поселилось неск. сестер. По нек-рым сведениям, общину возглавляла старшая сестра Мария Ивановна Гашенко. 9 окт. 1959 г. местные власти приняли решение о закрытии Спасской ц., пещерные храмы решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Были уничтожены все наземные постройки, в т. ч. сожжены кельи насельниц. Но в 60-х гг. XX в. небольшая группа верующих продолжала собираться на молитву в одной из пещер.

http://pravenc.ru/text/2458867.html

По благословению митр. Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) 2 инокини во главе со старшей сестрой Серафимой (Ивановой) поселились рядом с пещерами для устроения монашеской обители. С 21 апр. 2007 г. настоятельницей К. м. является игум. Елена (Золотухина). К 2015 г. в К. м. проживает более 30 сестер. По инициативе митр. Мефодия возведен наземный храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», освященный 20 янв. 2009 г. митр. Сергием (Фоминым). В К. м. построены 2 сестринских корпуса (в одном устроена домовая церковь), хозяйственные и жилые здания, гостиница для паломников на 70 мест. Особое место в монастырском комплексе занимают подземные сооружения: пещерный Спасский собор с приделом во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; ц. во имя прп. Серафима Саровского (заложена в 1903 г.; освящена 15 янв. 2005 г. архим. Андреем (Тарасовым)); пещера Покаяния (извилистый коридор с небольшим помещением для исповеди); 3 маленькие пещеры - затворы, в к-рых, по преданию, подвизались отшельники) и др. Всего в Костомарове известно 8 пещер и 2 дивы, но спелеологи допускают возможность существования в горном массиве и др. пещер естественного или искусственного происхождения. В Спасском храме находятся чтимые Костомаровская (т. н. Простреленная) икона Божией Матери (XIX в.) со следами от пуль, а также икона «Святое Семейство» (нач. XIX в.). Лит.: Вейнберг Л. Б. Пещерные памятники: Дивьи горы, Шатрище и Белогорье// Он же. Очерк замечательнейших древностей Воронежской губ. Воронеж, 1891. С. 41-54; Тевяшов В. Н. Пещерные мон-ри Острогожского у.//Тр. Воронежской УАК. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 52-78; Никольский П. В. Успенский Дивногорский мон-рь: Ист. очерк. Воронеж, 1904; он же. Монашество на Дону в XIX в.: Пещерокопательство в XIX в.//Воронежская старина. 1910. Вып. 9. Отд. 2. С. 149-181; Кременецкий А. С., свящ. Успенский Дивногорский мон-рь, находящийся в Воронежской губ., и его святыня Сицилийская чудотв. икона Божией Матери. Воронеж, 1912; СПИК, Мат-лы: Воронежская обл. М., 1993. Вып. 2; Комолова Э. В. Церковное развитие южнорус. региона в XVII в.//Из истории Воронежского края: Сб. ст. Воронеж, 2002. Вып. 10. С. 3-16; Стёпкин В. В. Костомаровская пещерная обитель в XX в.: Ист. очерки. Воронеж, 2006; Смирнов С. В., Смирнов С. С. Мон-ри Воронежской епархии. Воронеж, 2007.

http://pravenc.ru/text/2458867.html

Костомаровский Спасский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Костомаровский Спасский женский монастырь - это монастырь Русской Православной Церкви (Воронежская митрополия, Россошанская и Острогожская епархия). Расположен в Воронежской области, возле села Костомарово, входящего в состав Юдинского сельского поселения Подгоренского района. Содержание История [ править править код ] Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В.Никольский и В. Н.Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России. Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э… К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.

http://azbyka.ru/palomnik/Костомаровский...

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт. Современное состояние [ править править код ] В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм Самое древнее сооружение монастыряСпасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам. В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В.Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

http://azbyka.ru/palomnik/Костомаровский...

Вот такие чудеса начали происходить, и всё благодаря вечерней встрече с отцом Модестом в Успенском соборе. Нас словно взял за руки Господь и повёл той дорогой, которую Сам считал наилучшей. Наилучшей, конечно же, она и была… Отец Модест рассказывал о Святогорской Лавре, внешне чем-то напоминающей пещерные монастыри, где мы уже бывали: Костомаровский Спасский женский и Свято- Успенский Дивногорский мужской в Воронежской области, а также Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь на Белгородской земле. Святогорский Успенский монастырь – один из древнейших в Православной Руси. Точных известий о времени его возникновения нет. Одно из первых упоминаний о Святых Горах находится во Львовской летописи 1547 года. Другая заметка, датируемая 1526 годом, приводится в «Записках о Московии» германского посла Герберштейна. Согласно историческим предположениям, эта южная пещерная обитель была основана в VIII–IX веках выходцами из Византии в период иконоборческих гонений. Подобные версии я как раз читала о Костомаровском и Дивногорском монастырях. Судьба обители была непроста. В 1679 году её разорили крымские татары. Но монастырь возродился и даже стал крупным землевладельцем. В 1787 году пришло несчастье из своей же Российской Империи. Упразднить обитель приказала Екатерина II. В 1790 году владельцем Святогорья становится её фаворит – князь Григорий Потёмкин-Таврический. По преданию, направляясь в Крым и проезжая мимо этих мест, он был столь восхищен их красотою, что захотел возвести себе на одной из меловых гор имение. Вот с этой-то целью и выпросил у императрицы, не особо жалующей монастыри, этот «рай земной». Правда, дворец не отстроил – скончался через год, а Святогорские земли так и остались принадлежностью рода Потемкиных. Но Господь устроил так, что спустя полвека именно благодаря потомкам Григория Александровича монастырь вновь ожил. Его открыли в 1844 году по указу Государя Николая I. Благотворителями стали наследники Святогорской вотчины – петербургский предводитель дворянства Потёмкин А. М. с супругой. Они были людьми верующими и тоже печалились, что обитель закрыта. У Татьяны Борисовны Потёмкиной поначалу возникло желание устроить там женский монастырь. Но Господь вразумил её, что раз на этом месте была мужская обитель, то так оставаться и должно. Потёмкины обязались выплачивать ежегодно крупную сумму в поддержку монастыря и пожертвовали ему свои земли, прилегавшие к Святым горам.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОСТОМАРОВСКИЙ СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Костомаровский монастырь Женский монастырь во имя Спаса Нерукотворного в селе Костомарово Россошанской епархии Главной достопримечательностью близ села Костомарово Подгоренского района Воронежской области являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения, устоявшиеся предания и воспоминания старожилов, достоверность которых довольно сложно определить. Существует общее мнение, что они были созданы в несколько этапов. В конце XIX века археологом и краеведом Д. М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства. По своей внутренней структуре, принципу построения и функциональному использованию Донские пещерные монастыри почти в точности повторяют древние подземные сооружения Каппадокии. Главное место в них занимает храм, имеются также монашеские келии и усыпальницы для погребения почивших. Этому предположению не противоречит гипотеза о том, что создание подземных храмов на Дону было следствием распространения иконоборческой ереси VIII-X веков, когда иконопочитатели, среди которых было множество монахов, бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Черное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши края, где в толще меловых скал создавали пещерные храмы. Территория Среднего Дона, где расположена Костомаровская пещерная обитель, входила в состав древнего Хазарского ханства. Начиная с X века до второй половины XVII столетия, окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, татаро-монголами, крымскими и ногайскими татарами, эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены. Длительным запустением этих мест и страшными последствиями набегов кочевников, вполне можно объяснить отсутствие каких-либо достоверных свидетельств о времени возникновения и создателях Спасского монастыря и других пещерных обителей.

http://drevo-info.ru/articles/13679058.h...

Вера 31 августа 2018, 01:53 Спасибо Господу за все! Принимаете трудников в возрасте 61 год? Marija 10 февраля 2017, 10:17 Прекрасно! Нина 5 февраля 2017, 21:36 Сергей,это женский монастырь Сергей 3 февраля 2017, 23:08 Господи,какая благодать.Буду просить Бога,что бы увидеть эту красоту воочию. Сергей Полухин 23 января 2017, 21:57 Скажите, пожалуйста, как зовут настоятеля монастыря? Знакомые хотят письмо отослать. Вячеслав Камальдинов 23 января 2017, 21:28 Как дома! Сергей 23 января 2017, 20:49 Скажите, пожалуйста, как зовут настоятеля Костомаровского Монастыря? ФИО. ТАТИАНА17 22 января 2017, 23:54 Прекрасный фотоматериал.Спасибо автору! Кудликова Наталья 20 января 2017, 17:24 Удивительное место, благодатное!Бог дал побывать там.Большое количество мощей святых угодников Божьих, чудотворных икон.Наверное единственное место в России, где есть покаянная пещера.А Крест, находящийся на возвышенности - прообраз Голгофы.Поднимаясь к нему нужно просить прощения за грехи и просить по нуждам.И дастся!Хочется, чтобы про это место узнало как можно больше верующих. Светлана 20 января 2017, 00:58 Матушка,я Вас узнала,мы были вместе с Вами в Оптиной Пустыни,Как бы хотелось с Вами связаться.Мир и здравия!В вашем трудном делании! раба Божия Ирина 19 января 2017, 17:54 Какая сила веры была, если и в таких условиях строились храмы и монастыри! Интересно, есть ли дружелюбие/добротолюбие в современном этом русском монастыре? Вот, находясь в Аризоне у старца Ефрема и в Платине у Серафима Роуза, не хочется уезжать, такое там добротолюбие к ближним! А из русских женских современных монастырей, не знаешь, как бы скорее убежать оттуда, такие не гостеприимные/бабские отношения между сестрами и паломниками. Нет любви к ближнему, зато есть любоначалие и умение испортить настроение друг другу.. Это трагедия. Две заповеди у Бога всего. И этого Духа Любви к ближнему нет в наших монастырях в России. Это факт. Да исправит это Господь! Олег, Татьяна 17 января 2017, 16:29 Спасибо Даниилу! Снимки сделаны с такой любовью, что создается ощущение присутствия! Божией помощи Вам!

http://pravoslavie.ru/100085.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009