Первым биографом Космы Этолийского был не его ученик и соратник Сапфирос Христодулидис (как долгое время считалось) 41 , а выдающийся деятель традиционного направления Никодим Святогорец . В 1799 году в Венеции вышел его труд «Новый Мартиролог». Важно, что автор лично знал святого Косму и даже был очевидцем его поучения 42 . Никодим Святогорец собрал множество важных свидетельств и редких документов. В работе над своим фундаментальным трудом он использовал научные методы, в том числе и критический анализ источников. До нашего времени сохранилось сразу несколько биографий Никодима Святогорца , однако, наибольший интерес представляет жизнеописание, основанное на богатом фактическом материале его учеником Евфимием. Друг и соратник святого, он имел возможность ежедневно общаться с Никодимом, был посвящён в его издательские и просветительские планы. Более того, в жизнеописании, написанном Евфимием, собраны не только его личные впечатления и воспоминания, но и данные, позволяющие дать целостную картину жизни и просветительской деятельности Никодима Святогорца . Поскольку Косма Этолийский был проповедником, имевшим возможность вступить в непосредственный контакт с аудиторией, с его именем связана богатейшая устная традиция. Подобные источники отражают, прежде всего, его влияние на народные массы. Вплоть до середины прошлого века в регионе Парамифия ученики перед началом школьных занятий произносили молитву следующего содержания: «Воссиял небесный свет, так поклонимся Христу, честному Кресту и святому Косме, пострадавшему за нас. Да поможет он нашему учителю и родителям». Помимо молитв Косме Этолийскому , интересный тип устного источника – народные песни, так или иначе связанные с его именем 43 . В конце XIX века в одном из домов престарелых города Янина брали интервью у почти столетнего старца. Среди прочего журналисты спросили: «Каким было ваше самое сильное впечатление в жизни?». Тот, не колеблясь ни секунды, ответил: «Когда я, ещё маленьким мальчиком, услышал проповедь святого Космы и поцеловал ему руку» – и заплакал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Что касается отношения к Косме разных слоев населения, то в основном была безграничная любовь, но были у него и определенные категории противников, это прежде всего ростовщики и представители знати. Дело в том, что он запретил занимать у ростовщиков деньги, он был категорическим противником ростовщичества. Он много отводил этому внимания в своих проповедях. Так как его слово было очень сильным, то многие ростовщики оказались на гране разорения. Также он призывал к почитанию, хранению воскресного дня. Хотел, чтобы в воскресенье люди посещали храм, и устраивал образовательные кружки для взрослых, чтобы взрослые изучали Священное Писание, учили грамоту и были включены в процесс обретения знания и изучения святоотеческой литературы и Евангелия. Он говорил, соответственно, что в воскресенье не надо ни торговать, ни работать. А так как торговые дни традиционно были в воскресенье, по призывам Космы их стали переносить на субботу, а суббота — это был шабат, в который не могли торговать иудеи, а среди торговцев их было немало. И это вторая категория врагов Космы Этолийского. Кроме того, его проповедь привела к закрытию многих ювелирных мастерских и лавок, потому что он призывал женщин отказываться от дорогих украшений, от золота в период, когда народ находится в таком тяжелом состоянии, и направлять эти деньги на поддержку образования. Если говорить о знати, то те соглашатели, которые приняли ислам и которые были близки к всевозможным правителям и не заботились о православном народе, тоже не любили Косму. Были случаи нападения, например, на острове Керкира (Корфу) на него напали подкупленные торговцами вооруженные люди, но люди его отбили, сохранили ему жизнь. Таких случаев было несколько. Еще сохранились интересные воспоминания современника Космы, человека нейтрального, и он пишет следующее: «Евангельская простота его проповеди и убедительность его слов вызывали такое исправление нравов, что враждующие семьи примирялись между собой… Богатые красавицы отказывались от драгоценностей и отдавали их бедным и церквям… Награбленное возвращалось. Обиды прощались. Развращенные и опустившиеся люди обретали веру, некоторые становились монахами и следовали за Космой. Все жители острова стали словно одна семья».

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Иоаннис Романидис – греческий историк и богослов с мировым именем, автор спорной, но вместе с тем крайне любопытной концепции греческой истории. Он наряду с Металиносом является идейным вдохновителем современного традиционного направления греческой историографии. Его идеал (как впрочем, и большинства традиционалистов) – Романия (Византия). По мнению историка, европейским державам не было выгодно создание мощной империи, объединившей все «ромейские» народы – «было принято решение не только о ликвидации ромейского единства, но и об искажении Православия в соответствии с западными образцами» 155 . На смену имперскому плану Ригаса пришли проекты «агента французов» Кораиса. Постепенно термин «ромеи» стал вытесняться терминами «греки» и «эллины», которые несли яркую этническую окраску. Профессор Салоникского университета Феодорос Зисис , пожалуй, наиболее жёсткий и бескомпромиссный сторонник традиционного направления историографии. Особый интерес представляет его работа «Коливадика», большая часть которой посвящена решению вопроса о западном влиянии на богословие Никодима Святогорца (он резко критикует Яннараса). К интересным выводам Зисис приходит в отношении новогреческого Просвещения, называя его «неоварламизмом». По мнению учёного, полемика традиционалистов и Просветителей стала своего рода проекцией противостояния исихастов и варлаамитов XIV b. В последнее время наметилось преобладание монографий, посвящённых движению коливадов в целом над литературой, рассматривающей отдельных его участников. Хотя «коливадская историография» всё же по-прежнему рассматривает Косму Этолийского независимо от участников этого движения, наметившееся преобладание работ, посвящённых его целостной характеристике, на наш взгляд, является свидетельством осознания единства традиционализма и необходимости научной дефиниции этого движения в целом. Рассмотрим несколько наиболее интересных работ такого направления. И. Мастроянопулос в начале своей научной деятельности не предполагал, что будет заниматься изучением движения коливадов. Ещё, будучи молодым учёным, он помогал своему научному руководителю, который был занят написанием работы об истоках и формировании творческой концепции известного греческого писателя Александроса Пападьямантиса. В результате проведённого исследования они пришли к выводу о безусловном влиянии коливадской традиции на его писательскую манеру и идеологические установки.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Говоря о периоде турецкого владычества, Яннарас подчёркивает, что это время отрыва образованной элиты от традиционного сознания. Исследователь высоко оценивает заслуги его защитников, среди которых называет Косму Этолийского и некоторых участников коливадского движения. Однако учёный не говорит о едином движении традиционных просветителей, а проводит разграничения между Никодимом (приверженцем, по его мнению, католической богословской традиции 101 и Космой, называя последнего последовательным противником западной традиции и знаком возрождения самосознания греческого народа 102 . В целом, на проблему западного влияния на Никодима Святогорца мы можем выделить четыре точки зрения. Учёные, разделяющие первую точку зрения, полагают, что святой Никодим находился под прямым влиянием западной (католической) богословской традиции 103 . В то же время, в соответствии с наиболее распространённым подходом, Никодим был ярым анти-католиком, посвятившим борьбе с западными богословскими влияниями значительную часть своих сочинений 104 . Некоторые учёные полагают, что Никодимом Святогорцем был избран компромиссный путь. Сторонник этой точки зрения Н. Захаропулос пишет, что Никодим действовал в рамках просветительской программы Анфракитиса и Кораиса, но в то же время разделял и крайние консервативные взгляды Афанасия Паросского 105 . Наконец, немногочисленные исследователи утверждают, что святой Никодим стремился примирить западную и восточную богословские традиции, ввиду своих экуменических убеждений 106 . Отметим, что практически все авторы энциклопедий, учебников, монографий, рассматривающих широкий комплекс проблем, связанных с историей Греции, по возможности более подробно рассказывают о Косме Этолийском , в то же время деятельность Никодима Святогорца , как правило, остаётся за рамками подобных исследований. Основное внимание его взглядам и просветительской деятельности уделяют авторы работ по церковной истории и богословию. Таким образом, многие аспекты его творчества и жизни остаются малоисследованными. К числу таковых относятся: роль святого Никодима в православном традиционализме, участие в греческом национально-освободительном движении и общественно-политические взгляды.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   Слово сперва порождает душа, но оно становится явным не сразу, а потом, посредством произнесения губами, так Сын и Слово Божие был порождён Богом Отцом прежде века. Но не был явлен людям. А оста­вался в лоне Отца. Также потом он был рождён уста­ми Пророков и Приснодевой Всенепорочной Марией и тогда был явлен всему миру.    Второе рождение было из плоти, откуда Он был явлен.    Когда Он был на кресте, пострадала Его челове­ческая природа, а Божественная осталась нетрону­той. Подобно тому, как солнечные лучи, падающие на дерево, не срубаются топором лесоруба, срубающего само дерево, а остаются несрезанными и невреди­мыми, так и Божественная природа нашего Господа Христа, хотя и была во время Его страданий соеди­нена с плотью и не была отделена от неё, осталась не­вредимой, как солнце, освещавшее срубаемое дерево.    Под нечестивцами Святой имеет в виду мусульман (гроши — турецкие монеты). Фрагменты поучений Святого Космы     Помимо полных книжных публика­ций текстов поучений и притч Космы Этолийского в книгах, газетах и жур­налах неоднократно печатались не­ большие отрывки из проповедей и бесед Святого. Как правило, речь шла о фраг­ментах ранее публиковавшихся и хоро­шо известных поучений. Но были среди них и те, что представляли собой ори­гинальный, доселе неизвестный науке текст.     Первый, интересующий нас фраг­мент, был опубликован современником Святого Христофоросом Перевосом. Прежде всего, он примечателен тем, что обращён к жителям конкретного населённого пункта (в текстах своих «Слов» Святой никогда этого не делал).     Во втором фрагменте, опублико­ванном Бартасом, святой Косма обра­щается к теме освобождения от ту­рецкого ига. В своих словах он также напрямую этой тематики никогда не касался.     Третий отрывок увидел свет в книге Ламбридиса. Здесь, как и в первом фрагменте, он обращается к жителям конкретного селения.     Четвертый отрывок опубли­кован Мертдзиосом. Особый интерес представляет то, что он происходит из иностранного источника — мы имеем дело со свидетельством венецианского шпиона, сопровождавшего по заданию Косму во время его проповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3567...

Али был человеком суеверным и богобоязненным. И здесь сложно сказать, кого он больше боялся – Бога или судьбы, но по крайней мере личность Космы произвела на него неизгладимое впечатление, и он действительно старался сделать все, к чему призывал Косма. Еще интересно, что Косма Этолийский призывал мусульман не брать христианок в качестве кормилиц для своих детей. Он говорил им, что они утратят свой воинственный дух, потому что заразятся от христиан малодушием. Святой делал это для того, чтобы христианок не брали в гарем и не отрывали от их семей. Более полутора тысячи христианок вернулись домой благодаря Косме. Еще несколько интересных современных фактов. В Греции почитают Косму пожарные, например, они объявили его своим покровителем, потому что он говорил: «Сохраняйте деревья, защищайте деревья». И его почитают те, кто занимается бездомными детьми, потому что Косма покровительствовал сиротам. Он очень часто призывал в своих поучениях к тому, чтобы сирот усыновляли. И по его призыву очень много детей было усыновлено христианами из богатых зажиточных семей. И еще интересный момент. Я уже сказал, что он перенес торговые дни с воскресенья на субботу, и это почитание воскресного дня очень сильно укоренилось среди греков. Историки полагают, что так вышло во-многом благодаря Косме Этолийскому. Когда церковная комиссия уже при короле Оттоне Виттельсбахе в середине XIX столетия сделала доклад инославному греческому королю о ситуации в Греции с религией, с верой, они указали, что грек скорее предпочтет умереть, чем будет работать в воскресный день. Чувствуя, что его земной путь подходит к концу, Косма развивает более активную деятельность.За последние два года своей жизни, хотя ему было уже шестьдесят лет, он оставил много посланий жителям деревень, где им были основаны школы. На острове Кефалония сохранилось несколько таких посланий. Он не просто основывает школы, не просто назначает преподавателей, а пишет вот такие письма: «Возлюбленные братья, мои духовные чада, жители деревни Залого. Молюсь за вас, прошу Господа о вашем духовном и телесном здравии». Дальше он рассказывает, как он посетил, основал школу, и говорит, что «вам следует всегда помогать вашей школе собственными средствами, сообща, с урожая общинных земель, дабы получить от Господа награду и почет среди людей. Я же ваш должник и буду просить Господа благословить селение ваше, школу и детей. Да сподобит Он вас прожить жизнь эту хорошо и богоугодно, а после удостоит вас Рая, дабы радовались вы и восславили Пресвятую Троицу. Иеромонах Косма, недостойный слуга ваш».

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Задача анализируемого нами исследования Мастроянопулоса заключается не столько в рассмотрении этого движения как такового, сколь в изучении его влияния на культурную жизнь Греции. Особое внимание автором уделяется ученикам и последователям коливадов. По мнению исследователя, коливадская традиция и по сей день продолжает оставаться актуальной и находит продолжателей, которые воплощают традиционные идеи в жизнь. Это связано с тем, что движение коливадов «было более глубоким обновлением и просвещением более фундаментальным, чем просвещение... Кораиса». «Это была традиция обновлённая и существенная, далёкая от псевдо-консерватизмов и псевдо-модернизмов» 156 . В своей книге «Движение коливадов» известный греческий историк К. Папулидис подчёркивает, что в случае с этим движением мы имеем дело не просто с богословским течением. Предмет спора коливадов и их оппонентов также не был чисто богословским, основные дискуссии развернулись касательно их отношения к западному Просвещению. По взглядам на структуру и задачам образования представители общественной мысли XVIII века разделились на две группы: традиционалисты (их нередко называют славянофилы) и западники. Основной пафос коливадов (так Папулидис называет всех традиционалистов) заключался в противостоянии западноевропейскому Просвещению и противопоставлении ему традиционных ценностей. Этому и была посвящена их практическая деятельность, видимым итогом которой стало сохранение монашества, которое и по сей день продолжает оставаться оплотом традиции 157 . Папулидис подробно останавливается на ходе противостояния коливадов со своими оппонентами, сущности их движения, его задачах и итогах. Несмотря на некоторые ошибочные утверждения (Папулидис следует за устойчивым заблуждением, относя к коливадам Неофита Кавсокаливита), монография представляет собой достаточно полное, серьёзное и крайне интересное исследование. Монография К. Акривопулоса, посвящённая коливадам, представляет значительный интерес: с одной стороны, автор оперирует богатым фактическим материалом, с другой – в его концепции отразились все особенности, свойственные современному направлению греческой историографии. Акривопулос полагает, что влияние идеологии Просвещения в Греции было минимальным, истинными просветителями Эллады стали коливады и Косма Этолийский : «Наше национальное самосознание опирается на исихастов. Косму Этолийского и коливадов» 158 . Борьба шла не между носителями прогрессивных и консервативных идей, а между двумя разными идеологическими доктринами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Помимо сотрудничества с патриархами, Косму и Никодима роднило также то обстоятельство, что оба они пользовались монастырями как образовательными центрами. Косма – как центром подготовки преподавателей, а Никодим – как центром распространения своих книг. Дело в том, что в этот период «монастыри стали убежищем для книжников и центром изучения и переписи рукописей. Они были единственным местом, где не было проблемы проживания и пропитания, и куда с трудом проникал назойливый турецкий взгляд» 414 . Именно поэтому они стали опорой не только для Космы и Никодима, но и для других традиционалистов, сделавших их форпостами распространения просвещения среди народа. В этой части нашего исследования мы не будем подробно останавливаться на содержании произведений Никодима, а сконцентрируем своё внимание на наиболее спорных в историографии и этапных в его просветительской деятельности периодах и событиях, позволяющих составить комплексное представление о его деятельности по просвещению соотечественников. Первая встреча Никодима и одного из лидеров коливадского движения Макария Нотараса, состоявшаяся на острове Идра, стала определяющей «для будущего всего коливадского движения» 415 . Никодим был очень воодушевлён общением с Макарием, который, в свою очередь, высоко оценил способности одарённого юноши и посвятил его в свои издательские планы. «С тех пор между ними установилась прочная связь во Христе и глубокое взаимное почитание», «оба они хорошо знали, какая духовная тьма царила в ту эпоху, и договорились взяться за совместный подвиг просвещения порабощённого греческого народа, чтобы подготовить его освобождение от тяжкого ига» 416 . Новая встреча двух традиционных просветителей стала началом их плодотворного издательского сотрудничества. Прошёл всего год с того момента, как Никодим принял монашеский постриг, когда в 1777 году Макарий пригласил его в столицу Афона город Кариес и передал ему рукописное «Добротолюбие» с просьбой избавить его от ошибок, написать предисловие и подготовить к изданию. Также для исправления Никодиму были преданы рукописные тексты «Эвергетина» и трактата «О постоянном Божественном Причащении» 417 . Это говорит не только о способностях Никодима, но и о накопленном им к тому времени большом авторитете: ведь и сам Макарий «не только обладал обширными знаниями, но и был знатоком и исследователем аскетических текстов и, более того, старался жить в соответствии с ними» 418 , и вполне мог бы справиться с доработкой и подготовкой к изданию «Добротолюбия» сам, однако, счёл для этой работы юного Никодима более подходящим кандидатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В Греции почтили память святого равноапостольного Космы Этолийского Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. 3 сентября, 2014 Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. В этом году исполняется 300 лет со дня рождения и 235 со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского. 24 августа (день памяти святого по новому стилю) торжественные богослужения прошли во всех епархиях Элладской Православной Церкви. AgionOros.ru расскажет о наиболее заметных событиях. Эпицентром торжеств стал монастырь Космы Этолийского в Мегало Дендро (селении где в 1714 году родился Святой). Вечером 23 августа была отслужена Вечерня. Её возглавил митрополит Гортинский Иеремия, которому сослужили митрополиты Навпактский Иерофей и Этолийский Косма. В своей проповеди митрополит Иеремия призвал православных “изучать житие и учение великого Святого, и на их основе строить свою жизнь”. Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. Со словом к собравшимся обратился митрополит Навпактский Иерофей (Влахос). Он охарактеризовал святого Косму как “носителя подлинного афонского духа”. Владыка провёл паралели между святым Космой и современными афонскими старцами: преподобным Порфирием Кавсокаливитом (как и Косму Этолийского его отличала любовь к Богу, пророческий дар и прозорливость), Паисием Святогорцем (чистое сердце, аскетическая жизнь и любочестие), Моисием Святогорцем (апостольское рвение, проповедь Евангелия в миру). 25 августа в Этолийском городе Фермо прошёл традиционный Крестный ход с чудотворной иконой равноапостольного Космы Этолийского. Крестный ход начался в монастыре Космы Этолийского в Мегало Дендро. По пути была сделана остановка в храме великомученика Димитрия Солунского, где митрополиты Гортинский Иеремия, Навпактский Иерофей и Этолийский Косма отслужили Вечерню. Следующая остановка была сделана в храме Успения Пресвятой Богородицы, после чего на центральной площади Фермо была совершена лития.

http://pravmir.ru/v-gretsii-pochtili-pam...

Несмотря на угрозы, в Албании прошли торжества в честь св.равноап. Космы Этолийского Коликандаси, 1 сентября 2014 г. В Албании прошли торжества, посвященные 300-летию со дня рождения и 235-летию со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского. Праздничное богослужение состоялось, несмотря на угрозы со стороны албанских националистов, сообщает AgionOros.ru.      Албанская Православная Церковь торжественно почтила память великого святого, “апостола Албании”, равноапостольного Космы Этолийского . 24 августа (день памяти святого по новому стилю) в монастыре Космы Этолийского в Коликандаси была отслужена Божественная Литургия. На богослужении, которое возглавил архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, присутствовали все члены Священного Синода Албанской Православной Церкви: митрополит Бератский Игнатий, митрополит Корчинский Иоанн, митрополит Аргирокастрский Димитрий, епископ Аполлонийский Николай, епископ Кругийский Антоний, епископ Амантийский Нафанаил и епископ Виллидский Астий.      Сотни верующих из разных регионов Албании а также паломники из Греции и других православных стран заполнили соборный храм и внутренний двор обители. Люди не побоялись приехать в Коликандаси несмотря на угрозы со стороны албанских националистов не раз угрожавших совершить нападение на обитель и сорвать мероприятия посвященные Косме Этолийскому .      В своей проповеди глава Албанской Православной Церкви архиепископ Анастасий подчеркнул, что «современные христиане многим обязаны святому Косме», ведь именно он «остановил массовые исламизации и спас Православие в этом регионе от полного уничтожения». Владыка Анастасий отдельно остановился на спланированной информационной кампании против Космы Этолийского в албанских СМИ. По его словам различные «псевдоисторики» попытались «ещё раз повесить святого Косму на своих бумажных верёвках [статьях]». Растроганный Блаженнейший архиепископ Анастасий рассказал о своём недавнем визите на место мученической кончины святого Космы в селении Мугиали. Рядом с рекой Апс (Семан) сохранилось дерево на котором был повешен святой Косма.

http://pravoslavie.ru/73319.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010