Ис. 50:5 : «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Ос. 11:1 «На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего». Глоссарий-указатель Ас-саат (Йаум Аль-Кыяма, Эхир Аль-Азман) – конец времен в исламской эсхатологии, Судный День, вера в который подразумевается шестью столпами веры ислама . Ему предшествуют две группы знаков (алямат): малые (сугра) и большие (кубра). После их свершения совершается умерщвление всего живого и его последующее воскресение (кыяма, баас). См.: стр. 70–73. Иджмаа (ижмаа, ижма) – консенсус исламских ученых после смерти Мухаммада по какому-либо вероучительному (зачастую, правовому) вопросу. Является третьим по приоритетности источником установлений Шариата. См.: стр. 58–60, 112. Кадар – Предопределение в исламе, божественная воля о человеке. Вера в него является предпоследним столпом веры в исламе. Вера в кадар подразумевает веру в детерминизм всех деяний человека, его помыслов и свершений. Несмотря на то, что в истории ислама боролись два лагеря – сторонники полного предопределения человеческой судьбы (джабриты) и верующие в полную свободу воли (кадариты) – на сегодняшний день в суннизме довольно четко прослеживается фатализм, более ярко выраженный в текстах Корана и Сунны. См.: стр. 64–66. Коран (Куран, Алкоран) – прямая, несотворенная, вечная речь Аллаха, Священное Писание мусульман. Ниспосылалась пророку Мухаммаду через духа Джибраила на протяжении 22-х лет, начиная с ночи Предопределения («Лейлят Аль-Кадар, 610 г.), заканчивая кончиной пророка в 632 г. На сегодняшний день состоит из 114-и сур (глав) и 6236-и аятов (стихов). См.: стр. 11–19, 25, 30–43, 82, 107–111. Кутуб Ас-сихах – сборники хадисов пророка Мухаммада, канон которых сложился к девятому веку н.э. Основных, наиболее достоверных в суннизме сборников насчитывают шесть. Авторами их являются Аль-Бухари, Аль-Муслим, Ан-Насаи, Абу Дауд, Ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ст. Сунна, Хадис.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Во-вторых, даже если вероятности того, что в Коране случайно оказались все эти удивительные комбинации числа 19, астрономически малы, из этого следует только одно — текст Корана имеет какую-то математическую структуру. Поскольку язык отражает структуру человеческого мышления и такая структура зачастую может быть выражена математически, нет ничего необычного, если математическую структуру удается обнаружить в языке документа. Собственно говоря, ничего такого особенного в предложениях, состоящих из девятнадцати букв, быть не может. Далее, такого же рода аргументацию (на основе числа семь) применяют для «доказательства» богодухновенности Библии. Возьмем первый стих Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Г. Нельс указывает: «Этот стих состоит из 7 древнееврейских слов и 28 букв (7 х 4). В нем три существительных: «Бог», «небо» и «земля», сумма всех числовых значений здесь […] составляет 777 (7 х 111). Глагол «сотворил» имеет значение 203 (7 х 29). Дополнение составляют первые три слова — из 14 букв (7 х 2). Оставшиеся четыре слова составляют подлежащее — тоже из 14 букв (7 х 2) [и так далее]». Но ни один мусульманин не позволит считать это аргументом, доказывающим богодухновенность Библии. В лучшем случае это эзотерический и не слишком убедительный довод. Даже большинство исламистов избегают такого рода аргументации. Довод на основе преображения жизни верующих Апологеты ссылаются на совершаемое Кораном преображение в жизни верующих и в культуре как на доказательство его божественного происхождения. Такого преображения и следует ожидать. Когда горячо верят в истинность какого-либо положения, начинают жить в соответствии с этой верой. Но при этом остается открытым вопрос, идет ли речь о Слове Божием. Любой набор идей, ревностно исповедуемых и применяемых на практике, вызовет изменения в жизни верующих и в культуре. Это будет так, пойдет ли речь об идеях «буддизма, христианства, ислама или иудаизма. Разве хоть один мусульманин согласился бы с выводом о богодухновенности «Капитала» Карла «Маркса, повлиявшего на жизнь миллионов людей и культуру многих социумов?

http://azbyka.ru/koran-predpolagaemoe-bo...

Обычай мусульман ставить в начале своих книг и глав Корана молитвенное воззвание есть обычай общий у них с евреями и восточными христианами и пожалуй вообще с восточными народами. Евреи в начале своих книга ставили выражение: «Во имя Бога», или: «Во имя Великого Бога», а современные Мухаммеду персидские маги начинали свои книги словами: «Во имя Милосердого Бога». Можно думать, что Мухаммед в молитвенном возгласе пред началом своих откровений подражал современным ему иудеям и персидским магам 40 , религии которых упоминаются в Коране 41 . Полное надписание глав Корана в русском переводе представляется в таком виде: Глава Корова 42 . Мединская. Двести восемьдесят пять стихов. Во имя Боги Милостивого, Милосердого. По чувству благоговения к свящ. тексту и из опасения искажения его, мусульманские ученые, подражая древним евреям 43 сосчитали не только количество стихов, но и число отдельных слов и отдельных букв своей свящ. книги. В разных древних списках Корана, от неодинакового деления некоторых глав его на отдельные стихи, произошло неодинаковое число их, именно: в Мединском списке считается 6000 стихов. в Меккском – 6219. в Басрском – 6214. в Сирийском – 6226. в Куфийском – 6236. в Общенародном списке 6225 стихов 44 . В Индийском, Бухарском и Самаркандском литографированных изданиях Корана общее число стихов показано согласно с Куфийским. т. е. 6236, как и у Шейха Насыра Самаркандского 45 . В англ. словаре Т. Патрика Хуге показаны другие цифры, именно: в Мединском – 6211, в Меккском – 6219, в Басрском – 6204, в Сирийском – 6225, в Куфийском – 6239. Возможно допустить, что конечная цифра 6 (в числе стихов в Куфийском списке) при наборе перевернулась и превратилась в 9. Так называемого «Общенародного» списка, который был установлен после «семи чтецов Корана», в упомянутом английском словаре не показано. В делении каждой отдельной главы на стихи не замечается также строгой последовательности: некоторые стихи состоят из одного краткого предложения, даже из двух слов 46 , а некоторые несоответственно длинны 47 . Часто к отдельным стихам присоединяются краткие выражения для созвучия и рифмы, состоящие из имен Божиих, например: «Бог знающий, мудрый (9:107 и 111); Он всемогущ (5:120); Бог прощающий, кроткий (2:224) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

180 «Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама». Часть первая. Казань, 1885 года, стр. 606. 181 См. Sprenger, Das Leben und die Lebre des Mohammad. Bd. II, p. 342. В цитир. сочин. г. Мошанова, стр. 567–569. 182 Ярмарка в Оказе начиналась с первого числа месяца Зуль-кагда и продолжалась до двадцатого числа, а по другому свидетельству – до 15 числа того же месяца. Из Оказа арабы переходили на другую ярмарку, в местечко Наджна, где оставались до конца месяца. Отсюда арабы переходили в третье место и там оставались до восьмого числа Зуль-хаджа. 183 Арабский текст семи муаллака или поэм, принадлежащих поэтам: Амрулькайсу, Тарафе, Зогайру, Лебиду, Антаре, Амру и Харису был издан А. Болдыревым в Москве в 1832 году, в том же году был издан латинский и французский перевод. Перевод на русский язык моаллани Амрулькайса был издан проф. Лазаревского Института Г. А. Муркосом. 184 Во время хаджа корейшиты приготавливали особый напиток (изюмный квас), которым угощали богомольцев. 186 Например, Арта (дерево, растущее на песках), Усайд (львенок), Усама (лев), Укайма (холмик), Умайя (рабыня), Уяс (отчаяние), Барик (молниеносный), Башир (благовестник), Джаррах (хирург) и т.д. 187 У современных киргизов до сих пор в обычае давать своим детям имена по случайному признаку, например, «собачья нога», «не ест мяса» и тому подобное. См. собственные имена в арабских словарях. 191 В Ташкенте богатые люди расходуют при этом более 1000 рублей. Автору известен случай, как один почтенный туземец откладывал много лет совершение обрезания над своими сыновьями из-за недостатка средств. 197 Внешний быт народов с древнейших до наших времен Германа Вейса. Т. 1, ч. 1. Русский перевод с немецкого В. Чаева. Москва, 1873 г., стр. 111–127. 199 Lausonia inermis, красный цветок, распространенный и среди современного оседлого населения русского Туркестана. 201 Относительно формы хлеба и способа его приготовления у современных нам среднеазиатских мусульман замечается большое сходство с древними арабами, от которых к нашим сартам перешло и самое название печи – таннур.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Абу Джахл сказал, имея в виду верблюдицу, зарезанную накануне: «Кто встанет и принесет зародыш проклятой верблюдицы и положит его между лопаток Мухаммада, когда он примет распростертое положение?» Встал самый проклятый среди людей, принес зародыш, и когда посланник (да пребудет он с миром) распростерся ниц, положил ему зародыш между лопаток. Затем они смеялись над ним, и некоторые люди склонялись друг к другу от смеха. (Ас-Сахих Муслима, том 3, с. 986) Фатима, дочь Мухаммада, сняла с него зародыш, а пророк призвал проклятия на насмешников во имя Аллаха. Абу Лахаб был осужден в Коране, вместе с ним была осуждена и его жена, которая разбрасывала шипы на пути пророка; им было обещано гореть в адском огне (сура 111:1–5). Тем временем гонения набирали силу. Один из чернокожих последователей пророка из Абиссинии по имени Билал подвергся чрезвычайно жестокому обращению со стороны своего хозяина. Именно он вдохновил Мухаммада послать многих его единомышленников в Абиссинию, убеждая, что люди в этой стране богобоязненные христиане и что там его учение будет принято гораздо лучше, чем здесь. Курайшиты обвиняли Мухаммада в том, что многие его проповеди были им хорошо знакомы: это средневековый фольклор, который он выдает за откровения божественного происхождения. Они говорили: «Все это только ложь, что он измыслил, и в этом помогли ему другие», и еще они говорили: «Все это — сказки древних (поколений), что для себя велел он записать» (сура 25:5). Они спрашивали, почему ему не было ниспослано богатство, если он действительно являлся посланником Аллаха (сура 25:8), и почему ему не открыли весь Коран сразу (сура 25:32). Однако пророк ни разу не подвергся сколь-нибудь серьезным нападкам за свое учение, и основное противодействие, с которым он сталкивался в первое время, выражалось лишь в форме мелких издевательств. В ряде случаев Мухаммад добился выдающихся успехов, например, обратил в веру своего дядю Хамзу и известного в Мекке человека Умара ибн ал-Хаттаба. Хамза, который был всего на два года старше Мухаммада, вначале отвергал учение своего племянника, но поклялся ему в верности после того, как услышал, какое оскорбление Мухаммаду нанес Абу Джахл (за это Хамза тяжело ранил его из лука).

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

При чтении тысячи имен легко заметить, что некоторые десятки их суть искусственные вариации, перифразы на простые имена, известные в числе 99-ти. Так имена «Милостивый, Милосердый» составляют тему для целого десятка вариаций, размещенных в разных десятках тысячи имен. Тема: О милостивый, о милосердый! (1 д.) Вариации: О милосердствующий! О милосердствующий о всех требующих милосердия! (10-й и 44-й д.) О милосерднейший из милосердствующих! (27-й дес.) О милосердствующий о том, кто просит милосердия Его! (32-й дес.) О милосерднейший более всякого милосердаго! (42-й дес.) О наилучший из милосердствующих! (3-й д. Коран. 21:111) О тот, милосердию которого нет предела! (85-й дес.) О милосердствующий о том, о ком нет милосердствующего! (80-й д.) О тот, которого милость простирается на все существующее! (19-й и 99-й дес. О тот, который не переставал быть Господом милосердым! Эти десять вариаций имеют ли право на тито особых имен Божиих? Расширяют ли они круг понятий о Боге? Можно назвать их только разъяснением того имени, которое они перефразируют; но они не увеличивают суммы понятий о Боге, потому что все ворочаются в объеме одного и того же понятия. В тысяче имен вариаций на другие темы однословных имен Бога: соответственно числу этих вариаций сокращается и число понятий, какими хочет хвалиться исламское Богословие, выставляя их в числе тысячи и одного имен. В доказательство справедливости нашего отзыва, что книжка с 1000 имен не дает столько имен, можем указать еще на следующие имена, которые может выдавать за имена только тот, кто не понимает, что значит имя: В 53 десятке тысячи имен, составитель их выдает, вероятно для пополнения тысячи их, некоторые имена из 99 и другие, не вошедшие в перечень их, соединив их с местоимениями: «Хранитель наш», Помощник наш», употребив эти же слова в сочетании с другими словами в других десятках. Мохаммеданин! Если ты говоришь о Боге: Хранитель, и еще: хранитель наш; сказал ли ты два имени Богу? В списке девяносто девяти имен некоторые, а в списке тысячи довольно многие слова приняты за особые имена Божии, потому, что они разнятся между собой грамматической формой, тогда как выражают одно и тоже понятие. Напр. «Слышащий» и «Слышатель (в 9 и 72 д.), «Зиждущий» и «Зиждитель» (в тех же десятках), и «Ведающий (2. д. в сп. 99 им. 19-ое им.). В этих словах надобно считать не 6 имен Бога, а только 3 имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Это мнимое боготворение христианами пресвятой Девы, ангелов и святых, увеличивая в глазах мухаммедан число христианских божеств, естественно должно представлять им христианскую веру ненавистною. Эта ненависть мало того, что преграждает им переход от лжеверного ислама к христианской вере, но побудила их составить несколько нелепых, злонамеренно хульных рассказов о святых, чествуемых христианами 110 . Мухаммеданство в практической своей части не представляет резких полемических протестов против христианства: но и здесь, имея совершенно другие начала нравоучения, оно делает мухаммеданина упорным против нравственности христианской. Установив свой взгляд на нравственные поступки человека, определив известным образом достоинство действий известным образом рассуждая о природе человека и отношениях к нему Бога, оно закрыло от мухаммеданина высоту христианской нравственности. Мухаммедане в следствие высокого понятия о своей религии, думают, что только вера в Бога по исламу делает деятельность человека угодною Богу. Коран говорит: „кто предал себя Богу (т. е. сделался мусульманином), тот праведен; он стоит на твердом основании 111 . Верующих и творящих добрые дела милостивый (Бог) возлюбит 112 . Верующие! если вы будете бояться Господа, Он отделит вас от нечестивых; Он очистит ваши грехи и простит вам, потому что Бог щедрый раздаятель милостей 113 . Верующие и творящие добрые дела и смиряющиеся пред Богом, будут жителями рая и будут в нем вечно 114 . Потому мухаммеданин думает, что вне ислама добродетель не имеет цены. „Без веры (то есть без ислама), говорит Тадж-уддин 115 , нельзя угодить Богу и быть спасенным». „Добрые дела имеют свою цену только при вере. Боже избави быть неверным человеком! Господь мой не примет от него никакого дела. Хотя бы он сделал и много доброго, раздал бы в милостыню всемирные богатства; хотя бы подвизался день и ночь в строгом воздержании; но если он не имеет правой веры, то ад будет его жилищем, и никогда он оттуда не избавится ни телом, ни душою.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

И вообще, никаких серьезных расхождений вероучительного характера между Кораном и ортодоксальным иудаизмом не обнаруживается. Даже богоизбранничество не только не отрицается за сыновьями Израилевыми, но и многократно повторяется в Коране (например, в айатах 2:47, 122; 44:32). Коранические упреки связаны только с вульгарным пониманием этого избранничества, выражавшимся в горделивых заявлениях о себе как о единственно водимых Богом (2:135) и единственно достойных райского блаженства на том свете (2:111). Правда, определенное напряжение в исламо-иудейском диалоге все еще создает вопрос о признании иудеями небесного посланничества нашего Пророка. Однако нам, мусульманам, следует понять всю колоссальную сложность проблемы интерпретации соответствующих библейских пророчеств о грядущем мессии. Это видно хотя бы в свете того факта, что многие благовестия, в которых мы узнаем нашего Пророка, христиане связывают с Иисусом. Не менее сложна и проблема, которая была поставлена в нашем классическом богословии и которая не нашла там однозначного ответа: виноват ли человек, который при всем своем желании и старании так и не смог убедиться в истинности посланничества данного пророка. Что же касается коранической полемики с христианами, то она сосредотачивалась на христологических догматах — о Троице («не говорите о трех [божествах]» — 4:171; «святотатствуют называющие Бога третьим из трех» — 5:73), богосыновстве Иисуса (4:171; 9:30; 19:34–35) и его распятии (4:157). Если рассматривать эти догматы в перспективе их библейского происхождения — и сие преимущественно представляет интерес для нашей темы, — то можно констатировать: первые два догмата суть только интерпретации библейского текста, в котором нет никаких четких формулировок на сей счет, и как догматические определения они утвердились лишь спустя несколько веков после возникновения Христианства. В опровержение богосыновства Коран замечает, что у Бога нет супруги (6:101; 72:3). Следовательно, у критикуемых христиан сыновство понималось физически-телесно, на человеческий манер. И под осуждением таких вульгарных взглядов, имевших распространение среди некоторых христиан Аравии, с не меньшим рвением поставят свою подпись и ортодоксальные богословы всего христианского мира.

http://azbyka.ru/o-kakom-iskazhenii-bibl...

Одним из наиважнейших доказательств того, что Иисус говорил правду, является множество ветхозаветных пророчеств о Нем, которые были исполнены в жизни Иисуса и Его делах. Ниже приведен список лишь некоторых пророчеств из Ветхого Завета и их реальное отражение в Новом Завете.   Ветхий Завет (В. З.) Новый Завет (Н.З.) 1. Иисус Христос из семени Авраама 2. Иисус от корня Иесеева 3. Иисус родился в Вифлееме 4. Иисус рожден Девой (девственницей) 5. Иисуса Христа воззвали из Египта 6. Служение, смирение и чудеса Иисуса 7. Иисус — Спаситель миру 8. Иисус въехал в Иерусалим на осле 9. Иисуса предали 10. Иисуса покинули, бегство учеников 11. Иисус молчит во время суда над Ним и умирает ради спасения человечества 12. Иисус во время распятия 13. Иисус распят между двумя разбойниками и похоронен в гробнице богатого человека 14. Иисус воскресает из мертвых и освобождает души тех, кто умер в надежде на воскресение и Божие спасение Псалом (Забур) 15:10, 23:7–10 Приложение Г. Иисус в Коране и Библии Эта таблица вбирает в себя учения об Иисусе (Исе) в Коране, которые соответствуют Библии. Поэтому сюда не включены моменты, в которых Коран и Библия не согласуются. Так же эта таблица даст вам информацию, отражающую понимание мусульманами Иисуса (Исы). Понятия Библия Человек мира (Салам) Сура 19: 33–34 Совершенный человек Сура 19:17 Посланник (Расул) Сура 2:81–87, 253–254; 3:43–49 Дух Божий (Рух) Сура 4:169–171 Слово от Бога, Его Слово Сура 3:34–39, 40–45; 4:169–171 Слово истины Сура 1:34–35 Пример (образец) Сура 43:57–59 Носитель мудрости Сура 43:63 Невинный Сура 3:39 Высоко почитаемый (выдающийся). В этом мире и в грядущей жизни (впоследствии, в загробном мире) Сура 3:40–45 Дающий Благую весть Сура 61:6 Знающий времена Сура 43:61 Знающий Писания Сура 3:43–48; 5:109–110 Подобен Адаму Сура 3:52–59 Мессия (Аль Масих) Сура 3:40–45; 4:156–157 Милость нам Сура 19:21 Творящий чудеса Сура 3:49 Благородный Сура 3:39 Праведник Сура 3:40–46 Один из ближайших к Богу Сура 3:40–41; 7:111–114 Пророк Сура 2:130–136; 4:161–163

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Более утешительно воззрение Платона, который полагает, что боги при игре с людьми все же какие-то законы соблюдают: «Так как душа соединяется то с одним телом, то с другим и испытывает всевозможные перемены, то правителю этому подобно игроку в шашки не остается ничего другого, как перемещать характер, ставший лучшим, на лучшее место, а ставший худшим – на худшее, размещая их согласно тому, что им подобает» (Платон. Законы. 903d). Но в конце концов: «Человек – это какая-то выдуманная игрушка бога» (Там же. 803с). У Плотина то же: люди – «живые игрушки» (Плотин. Эннеады. 3, 2, 15, 32). 105 Лосский В.Н. Господство и Царство (эсхатологический этюд)//Богословские труды. М., 1972. Сб. 8. С. 214. 106 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Рига, 1937. Т. 2. С. 201. 107 Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М., 1992. С. 148. 108 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 130. 109 Цит. по: Лосский Н.О. Ценности и бытие. Париж, 1931. С. 131. 110 Лысенко В.Г. Будда как личность, или Личность в буддизме//Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993. С. 131 и 124–125. 111 «От смерти к смерти идет тот, кто видит что-либо подобное различию» (Брихадараньяка упанишада. 4, 4, 19). 112 Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. М., 1993. С. 42. 113 Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. СПб., 1994. С. 159. 114 См.: Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. С. 135. Ср.: «Так, о Субхути, бодхисаттва, великое существо, ведет неизмеримые и неисчислимые существа к освобождению. И все же нет никого, кто освобождается, и того, через кого он ведется к освобождению» (Аштасахасрика-праджняпарамита. 1). 115 Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. С. 138–139. 116 См.: Священный Коран. Смысловой перевод 28й, 29й и 30й частей с комментариями Абдуррахмана Саади. М., 1999. С. 320. 117 К сожалению, именно это нецерковное идеологическое толкование православного Креста с полумесяцем получило широкое распространение и стало вызывать понятную обиду у мусульман.

http://azbyka.ru/dary-i-anafemy-chto-xri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010