Арабские же предания уверяют еще, что Авраам неоднократно навещал Измаила в Аравии 96 , оставался там долгие даже годы 97 , и таким образом имел возможность и в Аравии утверждать его в истинном богопознании; а выше, при изложении происхождения арабов, было представлено, как беспрекословно Измаил был послушен даже заочным советам Авраама. Все и эти свидетельства не только не противны священному писанию, но отчасти еще подтверждаются тем его сказанием, что Измаил возвращался из Аравии в избранную и утверждаемую самим Богом семью Авраама, например для погребения Авраама 98 . Самым допущением Измаила к участию в этом священном действии с патриархом Исааком подтверждается правоверность Измаила и в преклонных его летах, вне дома Авраамова. Некоторые же ученые полагают даже «вероятным, что Измаил возвратился к своему отцу по смерти Сарры и разделял с Исааком обязанности сыновней любви» 99 . Наконец боговдохновенный бытописатель еще говорит: «лет жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, умер, и приложился к народу своему 100 . А знаменитый наш толкователь Бытия поясняет 101 , что последнее выражение пророка Моисея относится именно к духовному состоянию человека, по которому близкие между собою в настоящей сближаются и в будущей жизни, по единству духа и качеств. Боговдохновенный же пророк употребляет это, отнесенное им к Измаилу, выражение именно при кончине друга – Божия Авраама, патриарха Исаака и Израиля – Иакова 102 , и Таким образом, кратко объединяя Измаилово духовное состояние с духом великих, самим Богом наставленных и оберегаемых, патриархов избранного народа Божия, свидетельствует о правоверии Измаила и верности его до конца жизни единому истинному Богу отца его Авраама. О религии прочих родоначальников Авраамова потомства в Аравии Коран опять уверяет, что «Авраам передал (свою истинную) веру своим детям» 103 (всем поселившимся и в Аравии); что он неоднократно горячо молил Бога, чтобы Он «сохранил (всех) его детей от языческого служения», и «сделал, чтоб его потомство (именно аравийское) было верным» 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

87. Бессам М.М. Библия и Ислам. М., 1996. С. 64. 88. A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”,82. 89. Крачковский И.Ю. Коран. С. 530. 90. R.J. Montague, “Apocryphal New Testament”, Oxford at the Clarendon Press, 1926, 49. 91. Там же, с. 15. 92. Там же, с. 15. 93. Там же, с. 82. 94. Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С. 17. 95. A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 99. 96. Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С. 17. 97. Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст с русским переводом. Лондон, 1987. С. 290. 98. Абд-эль-Фади. Личность Христа в Коране и в Евангелии. С. 8. 99. Там же, с. 8. 100. Там же, с. 8. 101. Крачковский И.Ю. Коран. С. 603. 102. A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 93. 103. Журавский А.В. Иисус в Коране. С. 116. 104. Ислам. Энциклопедический словарь. С. 200. 105. A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 87. 106. Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С. 10. 107. Там же, с. 10. 108. Там же, с. 11. 109. Там же, с. 35. 110. A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 67. 111. Там же, с. 67. 112. Там же, с. 67. 113. Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст с русским переводом. С. 52. 114. Крачковский И.Ю. Коран. С. 529. 115. A.A. Abdul-Hagg, “Sharihg Your Faith with a Muslim”, 68. 116. Там же, с. 68. 117. Там же, с. 68. 118. Там же, с. 68. 119. Там же, с. 73. 120. Там же, с. 114. 121. Ислам. Энциклопедический словарь. С. 116. 122. Крачковский И.Ю. Коран. С. 530. 123. Хазрат Шер-Али. Священный Коран. С. 53. 124. Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С. 13. 125. Там же, с.14. 126. Там же, с.14. 127. N.L. Geisler and A. Saleeb, “ Answering Islam”, Michigan, 1994, 243. 128. Дон Маккери. Семья Авраама: исцеление сломанной ветви. Спб., 1998. С.230. 129. Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С. 21. 130. Там же, с. 22. 131. Ислам. Энциклопедический словарь. С.163. 132. Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. С.- Петербург, 1902. С. 43.

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Над Ним нет другого Бога. 94 Он Сам первое начало, и основной принцип и виновник всякого бытия всего видимого и невидимого. 95 Как бесконечный, необъятный и неизмеримый, 96 Бог не ограничен каким-нибудь определенным местом, иначе место, содержащее Его, было бы больше Его. 97 Он находится везде, вездесущ. 98 Обитая над творением, выше мира, 99 выше неба 100 и небес, 101 Бог в то же время находится и окрест мира, потому что промышляет о нем и сохраняет его. 102 Утверждать, что Бог находится где-то в другом мире, или окрест другого мира, и значит не заботится и не промышляет о нас, это все равно, что говорить: Бога вовсе нет. 103 Бог все наполняет и все объемлет, 104 и Сам служит вместилищем всего. 105 Таким образом никак нельзя отделять, точнее, удалять мир от Бога. Но это не значит, что можно Бога смешивать с миром, 106 пантеистически представляя Его разлитым во вселенной в виде мировой души, или материалистически отожествляя Его с веществом, составляющим мир. Дух, проникающей материю, нечто совершенно отличное от Бога, бесконечно ниже Его, 107 и мир никак нельзя считать сущностью, содержанием Божества, а части мира – Его силами. 108 Бог не материален, 109 не разделим, и не состоит из частей, 110 но весь подобен и равен Самому Себе. Он все чувство, все слух, все мысль и проч. 111 Вещество не что иное, а Бог иное, говорил Христианский Философ, и между ними величайшая разница. Материя сотворена и тленна, а Бог не сотворен и вечен. 112 Бог Сам для Себя есть все. Он Дух, Сила и Разум, 113 живое, разумное и мыслящее существо. 114 Он Всемогущ, Свят, Благ, Правосуден 115 и проч. Но все эти предикаты еще не изображают существа Божия. «Если, – говорит Св. Феофил, – назову Его светом, то я скажу только о Его творении, если назову Словом, скажу о владычестве, назову Умом, скажу о Его мудрости, назову Духом, скажу о Его дыхании» 116 и пр. Бог в Себе, в Своем невидимом, необъятном и неизмеримом существе для нас непостижим, недоступен и не сообщим, 117 и Ему с существом Его нет имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но надейся на Иегову, сын мой, дитя мое! надейся на него и не бойся, ибо Иегова с тобою и будет защищать тебя во всех бедствиях. Вставь, сын мой, и иди в Египет с твоими господами, и будь спокоен, ибо Бог сопутствует тебе»! 96 Мы увидим ниже, что рассказ этот вошел в слово св. Ефрема Сирина об Иосифе, а из него в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского 97 и в наши духовные стихи об Иосифе. 98 – Красота Иосифа представлена в Яшар в следующей басне, которую Магомет внес в свой Коран (глав. 12). «Жена Пентефрия, Залиха, угнетаемая страстью к Иосифу, сильно заболела. Все знатные женщины Египта пришли посетить её и при этом выражали недоумение, от чего она так страдает, когда окружена всеми возможными благами. Желая объяснить им причину своего страдания, Залиха приказала подать своим гостям апельсинов и для чищения и разрезывания их самые острые ножи, и когда это было сделано, велела позвать к себе Иосифа. Увидев Иосифа, все женщины так были поражены его красотою, что не могли отвести глаз от его лица и изрезали свои руки; апельсины, которые они держали, покрылись кровью, а они этого не замечали. Что вы делаете, сказала им Залиха? вместо апельсинов вы режете свои руки. Женщины признались ей, что красота её невольника так поразила их, что они только на него и смотрели и не видели ничего другого. Но вы, заметила им Залиха, видели его только на короткое время и вот чему подверглись; как же вы хотите, чтобы я не страдала, когда он живет в моем доме, и я могу видеть его каждый час. 99 – Когда Иосиф объяснил фараону виденный им сон, фараон потребовал доказательства, что все предсказываемое им сбудется. Иосиф сказал фараону, что супруга его в эту минуту мучится родами и родит сына, который будет для него радостью, но в то же время, как он родится, старший его сын, которому два года и который теперь совершенно здоров, умрет. Когда все это исполнилось на самом деле, фараон вздумал поставить Иосифа правителем в Египте; но египетские вельможи указали ему на неизменный закон, по которому никто не может быть ни царем, ни наместником царя в Египте, если не знает 70-ти языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В православном учении 96 , также, как и в исламском, считается, что сатана соблазнил первых людей: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания ( Быт. 3:1–7 ). Библия и Коран сходятся в том, что сатана соблазнил Адама и Еву из своей зависти: Завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем. 2:24 ). О том же пишет святитель Иоанн Златоуст : «Диавол возбужден был к этому обману завистью» 97 , и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин : сатана позавидовал человеку, потому что «недавно образованный из земли призывается к той славе, от которой он, будучи одним из начальников, отпал» 98 . Итак, согласно Корану первые люди по замыслу Аллаха жили в раю, претерпели испытание в нём, научились покаянию и покинули его. Кроме покаяния, они ещё научились адаптироваться и побеждать трудности, с которыми им предстояло столкнуться в земной жизни. Православие же учит, что первые люди изначально должны были жить в райском и блаженном состоянии. Кроме того, несмотря на то, что они не обладали способностью жить вечно, они обладали такой возможностью 99 . Основной причиной грехопадения было искажение и ослабление любви к своему Создателю. Святитель Афанасий Великий по этому поводу пишет так: «Когда же, по совету змия, оставил мысль о Боге и начал рассматривать себя самого; тогда впал в плотское вожделение… Узнали же наготу свою не столько по недостатку одежд, но и потому, что совлеклись созерцания Божественного и обратили мысль к противоположному.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Благочестие не в том, чтобы входить с задней стороны... (2, 185). Осуждал он еще суеверные разделения животной пищи на позволительную и непозволительную 416 ; суеверное опасение трапезничать со слепым и т. п. 417 . Но в Коране он гораздо больше освятил суеверия, чем уничтожил. Верование в колдовство было его убеждением и целиком вошло в Коран в том самом виде, в каком он воспринял его от суеверных арабов, заимствовавших его, в свою очередь, от персов 418 . Именно, по Корану, два ангела, Гарут и Марут, были посланы Богом в Вавилон, чтобы научить людей волшебству, как, например, разлучить мужа от жены и т. п. (Коран 2, 95–96 ст.). Кроме своего убеждения в происхождении колдовства, Мухаммед оставил в Коране молитву от злотворности его, содержащуюся в двух последних главах: Ищу убежища у Господа рассвета от злотворности того, что сотворил Он, от злотворности ночной темноты, когда она все покрывает; от злотворности женщин, дующих на узлы, от злотворности завистника, когда он завидует (113 глава в 5 стихах). Ищу убежища у Господа людей, царя людей, Бога людей, от злобы скрытого искусителя, искушающего сердца людей, – от гениев и людей (114 глава в 6 стихах). Говорят, эти главы явились после возвращения Мухаммеда из Ходейбии, когда иудейский колдун Лебид со своей дочерью навел на него чары посредством завязывания узлов, от которых пророк стал истощаться, резко изменяться в лице, обессиливать в супружеских отношениях к женам 419 . Очень может быть, что иудеи, действительно, занимались в Медине волшебством. Но достопримечательно в данном случае то, что истинный пророк иудейский отвергает волшебство как ложь и грозит наказанием за веру в эту ложь, а Мухаммед признает его и молится от действительного влияния его. Вот что читаем мы у Иезекииля: „Горе сшивающим чародейные мешочки подмышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловить души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим, за горсти ячменя и за куски хлеба умерщвляя души, которые не должны умереть, и, обманывая народ, который слушает ложь? Посему так говорит Господь Бог:... за то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать, поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей, за это уже не будете иметь пустых видений и впредь не будете предчувствовать... (13 гл., 18–23 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ответ на доводы против доктрины греховности. Ортодоксальные христиане тоже связывают искупительную смерть Христа с человеческой греховностью. Не будь Бог непреложно справедливым, а род человеческий – неисправимо греховным, не возникло бы и необходимости в смерти Христа за наши грехи. Однако, вопреки мусульманским верованиям, человечество греховно, и поэтому страдания и смерть Христа были необходимы. Отрицание мусульманами фундаментальной греховности человека не имеет под собой оснований – и подразумевает это даже само вероучение ислама. Даже мусульмане признают, что человеческие существа грешат. А иначе почему бы они нуждались в милосердии Божьем? Почему столь многие (в том числе все христиане) совершают величайший из грехов (shirk), придавая Аллаху «сотоварищей» (Коран, сура 4:116/116)? Почему Богу приходится посылать пророков, чтобы предостеречь людей относительно их грехов, если не потому, что они всё время грешат? Всё пророческое служение, составляющее средоточие ислама, основано на призыве покаяться в грехе идолопоклонства. Но почему человечество испытывает такую неутолимую жажду ложных богов, если люди не порочны? И более того, почему неверующие навсегда обрекаются на мучения в преисподней? Немалой, по-видимому, греховностью нужно отличаться, чтобы заслужить столь суровое наказание, как вечные муки. Итак, это не согласуется с реальностью и противоречит Корану – отрицать врождённую греховность человека. «Некоторые мусульманские богословы признают доктрину унаследованного греха [...] Кроме того, существует широко известная традиция, утверждающая, что Пророк Ислама сказал: «ни один ребёнок не рождён без того, чтобы диавол коснулся его, за исключением Марии и её сына Иисуса " » (Nazir-Ali, 165). Текст Корана подтверждает доктрину человеческой греховности. Человек греховен и несправедлив (Коран, сура 14:37/34; 33:72/72), невежественен (Коран, сура 33:72/72), неблагодарен (Коран, сура 14:37/34), слаб (Коран, сура 4:32/28), то хвастается, то отчаивается (Коран, сура 11:12–13/9–10), склонен к враждебности (Коран, сура 16:4/4) и непокорству (Коран, сура 96:6/6; Woodberry, 155). Более того, Коран провозглашает, что «если бы Аллах схватил людей за их несправедливости, то не оставил бы на ней [на земле] никакого животного [живого существа]» (Коран, сура 16:63/61). Аятолла Хомейни даже заявил, что «беда человека – его плотские желания, и это существует в каждом, это проистекает из природы человека» (Woodberry, 159).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Неверные, когда видят тебя, то принимаются только смеяться над тобой: не он ли все напоминает нам о богах наших? (Коран 21, 37). И над другими пророками так же смеялись, как над Мухаммедом. Когда, напр., Ной строил ковчег, тогда вельможи из народа всякий раз, как проходили мимо его, смеялись над ним (Коран 11, 40). Смех неверных над Мухаммедом в совокупности с другими формами преследования его и оскорблений, наносимых ему, естественно, раздражал его и вызывал в нем потребность мести. Кроме мучений ада он грозил мекканцам мщением Бога в этой жизни каким-либо бедствием. Когда никаких бед не случалось с народом Мекки и к Мухаммеду начинали приставать с требованиями грозы себе, как видно из Корана (Коран 29, 53; 13, 7), он, между прочим, указывал на исполнение угроз прежних пророков. Эти прежние пророки, по представлению Мухаммеда, тоже грозили бедствиями своим современникам и тоже мучились, когда угрозы их не исполнялись. Народ и от них, как мекканцы от Мухаммеда, с насмешкой требовал мщения себе. Так, современники Ноя сказали ему в Коране: Ной! ты все споришь с нами и все увеличиваешь споры с нами; наведи на нас то, чем грозишь ты, если ты справедлив (Коран 11, 34). Лоту современники тоже сказали: Наведи на нас казнь от Бога, если ты из справедливых (Коран 29, 28). К Салиху приступили же однажды: Салих! сказали ему, низведи на нас то, чем грозишь нам, если ты из посланников (Коран 7, 75). Шогаиб за такие требования народа своего отсылал его к примерам Ноя, Гуда и Салиха (Коран 11, 91). Мухаммед, как мы видели, отражал такие приступы врагов своих фразою: „делайте по-своему и мы будем делать по-своему; ждите и мы будем ждать“. Эту же фразу он вложил и в уста других пророков; Ной, например, говорит в Коране: Народ мой! делай по своему душевному настроению, я буду делать... скоро узнаете... ждите, вместе с вами и я буду ждать (Коран 11, 95–96). Параллель между кораническими пророками и самим Мухаммедом можно бы провести до больших частностей, но думаем, для нашей цели достаточно указанного сходства. Замечательно в данном случае то обстоятельство, что Мухаммед вносил все более и более новых черт из своей жизни в жизнь своих пророков по мере того, как его собственная жизнь обогащалась, так сказать, новыми приключениями и явлениями. Так, под конец мекканской проповеди, он подвергся гонению, бежал в Таиф, по возвращении оттуда скрывался в частном доме и едва избежал от насильственной смерти. И вот в это время он говорит о таких же гонениях на древних пророков; например:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Тем не менее ряд неблаговидных поступков И. (особенно способ получения им первородства и благословения от Исаака) был подвергнут в иудаизме критике (см. также: Ос 12. 3-4), при этом существовали попытки дать символическое осмысление этих действий. Так, напр., желание получить первородство объяснялось не эгоистическими мотивами, а намерением И. обрести право приносить жертвы Богу по праву первенца (Берешит Рабба 63. 13; Бэмидбар Рабба 4. 8), а вся вина за совершенное возлагалась на его мать Ревекку, к-рую И. не мог ослушаться. Получение благословения от Исаака с помощью хитрости (Быт 27. 35) означает, что И., облеченный «мудростью», получил ему причитающееся (Таргум Онкелоса на Быт 27. 35). Серьезное нарушение усматривалось в супружеских отношениях И. сразу с 2 сестрами - Лией и Рахилью (Песахим 119б; ср.: Лев 18. 18). Отношение И. с любимым сыном Иосифом (особое расположение к нему - Быт 37. 3), приведшее к тяжким последствиям и конфликту с остальными сыновьями, получает строгое осуждение (Шаббат 10б; Мегилла 16б; Берешит Рабба 84. 8). Также порицается неспособность И. спасти свое потомство от егип. рабства (Шаббат 89б; ср.: Ис 63. 16). В Коране нет точного свидетельства происхождения И. (араб.  ): был ли он сыном Исаака или его братом (Коран VI 84; XI 71). Возможно, только во время пребывания Мухаммада в Медине ему было указано, что предками И. были «Ибрахим, Исмаил и Исхак» (Коран II 133, 136). Подобно своим предшественникам, И. именуется пророком (Коран XIX 49). В основном о жизни И. повествуется в связи с историей Иосифа (Коран XII); рассказывается, как И. ослеп из-за печали по пропавшему без вести сыну и вновь прозрел, когда Иосиф нашелся (Коран XII 84, 93, 96). Накануне смерти И. заповедовал сыновьям быть стойкими в вере и они обещали ему поклоняться Единому Богу «твоих отцов» (Коран II 132-133). Один раз Мухаммад упоминает 2-е имя И.- Израиль (  ) (Коран III 93) в рассказе об установлении для потомков И. пищевых запретов (возможная отсылка к Быт 32. 33). В др. местах имя И. употребляется в качестве обозначения народа Израиля (     - «сыны Исраиля» - Коран II 40; V 70). История взаимоотношений И. и Исава подробно рассматривается в более поздней исламской лит-ре - т. н. историях о пророках (    ).

http://pravenc.ru/text/200151.html

Неверующие говорили (в Коране) посланникам: мы выгоним вас из земли нашей или возвратитесь к нашему вероучению (Коран 14, 16). В это время и Авраама с Лотом гонят из родины и даже покушаются убить его. На проповедь Авраама, говорит в это время Мухаммед: Ответом народа его были только слова: или убейте его, или сожгите его (Коран 29, 23). Они, читаем мы далее о современниках Авраама, умыслили против него козни (Коран 37, 96). Они хотели коварно погубить его (Коран 21, 70). В конце того же периода, под влиянием твердости мусульман в преданности Мухаммеду, твердости, засвидетельствованной многократными выселениями из родины, а также под влиянием благоприятных сношений с мединцами, давшими две клятвы в повиновении Мухаммеду, у него явилась мысль, что он должен быть начальником в обществе единоверцев. Он стал теперь, хотя еще довольно редко, повторять фразу: „повинуйтесь Богу и посланнику его“. То же теперь говорят и пророки в Коране. В 26 главе, например, Ной, Гуд, Салих, Лот и Шогаиб один за другим твердят каждый своему народу: Я к вам верный посланник, а потому бойтесь Бога и повинуйтесь мне (Коран 108, 176, 144, 163 и 179 ст.). Аарон говорит: Последуйте мне, повинуйтесь моему повелению (Коран 20, 92). Не только эти пророки, но даже и Иисус Христос требовал себе повиновения (Коран 43, 62). Мусульмане, слепо веруя в измышления Мухаммеда и смотря сквозь его очки на свою вероучительную книгу, едва ли и обращают внимание на разоблаченный нами факт, что все пророки по Корану говорят, живут и преследуются точно так же, как сам Мухаммед, несмотря на то, что эти пророки жили совершенно в иных условиях, чем сам он. Они проповедывали в самые первобытные времена, за несколько даже тысячелетий до Мухаммеда, проповедывали не арабам, а народам разных времен и стран, следовательно, и разного образа жизни и понятий. Насколько грубы вышли у Мухаммеда погрешности от представления этих пророков – показывает пример Ноя, проповедывавшего в такое время, когда люди не имели еще идолов, и несмотря на это, обличающего народ свой за поклонение идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010