Евгений (Кобранов Евгений Яковлевич; 1891–1937), епископ. 27 марта 1926 – хиротонисан во епископа Муромского. С 1927 – епископ Ростовский. В 1928 – участвовал в ярославской оппозиции митрополиту Сергию, позже с ним примирился. Отправлен на 3 года в ссылку в Кзыл-Орду, затем на 3 года в Вологду. В 1934 – вновь арестован, приговорен к ссылке в Казахстан. Расстрелян в Чимкенте 20 ноября 1937 – вместе с митрополитами Кириллом и Иосифом. Жураковский Анатолий Евгеньевич (1897–1937), иерей. В 1920 – окончил Киевский университет, рукоположен во священника. В 1923 – выслан в Марийскую область. В 1924 – вернулся в Киев, настоятель церкви св. вмч. Варвары при храме Николы Доброго на Подоле. В 1928 – присоединился к иосифлянам. Арестован в 1930 по делу Всесоюзного центра ИПЦ. Приговорен к ВМН с заменой на 10 лет концлагеря. 3 декабря 1937 – расстрелян. Иерофей (Афонин Тимофей Дмитриевич; 1890–1928), епископ Никольский. В 1923 – рукоположен во епископа Шадринского, викария Екатеринбургской епархии уфимскими архиереями. В 1924 – хиротония утверждена Патриархом Тихоном, назначен епископом Никольским, викарием Великоустюжской епархии. В январе 1928 – отделился от митрополита Сергия. 6 мая 1928 – ранен при аресте, скончался в больнице. Иоасаф (Попов Петр Дмитриевич; 1874–1937), епископ. В 1916–1920 – настоятель храма в Новомосковске. В 1924 – хиротонисан во епископа Бахмутского и Донецкого. Иосифлянин. Арестован в 1931, приговорен к 5 годам лагерей. Освобожден в 1933. В 1935 – вновь арестован и приговорен к 5 годам лагерей. В 1937 – расстрелян. Кирилл (Смирнов Константин Илларионович; 1863–1937), митрополит. С 1900 – настоятель Троицкой церкви в городе Кронштадте. В 1902 – принял монашеский постриг после смерти жены и ребенка. Возведен в сан архимандрита и назначен начальником Урмийской миссии в Персии. 6 августа 1904 – хиротонисан в сан епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1909 – епископ Тамбовский и Шацкий. С 1918 – митрополит Тифлисский и Бакинский. С 1920 – митрополит Казанский и Свияжский. В 1920 – арестован, в 1921 – освобожден. В 1922 – подвергался арестам. В 1923–1933 – постоянно в ссылках в Сибири и на Севере. В 1933 – освобожден. Проживал в Гжатске. В 1934 – вновь арестован и приговорен к ссылке на 3 года в Казахстан. 7 июля 1937 – арестован. Приговорен к расстрелу. Расстрелян 20 ноября 1937 – вместе с митрополитом Иосифом и епископом Евгением (Кобрановым).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Григорий (Козлов Владимир Сергеевич) (1883–1937), архиепископ. Из мещан. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1909). Преподаватель русского языка и литературы. С февраля 1919 г. – священник Всехсвятской церкви Костромы, с августа 1920 г. – священник Ильинской церкви Костромы. Впоследствии на допросе в ГПУ на вопрос следователя о причинах, побудивших его «переменить профессию педагога на профессию служителя культа», ответил: «Не мог оставаться преподавателем в безбожной школе, так как с детства был религиозно настроен». В 1920–1922 гг. служил по призыву в тыловом ополчении, не прекращая священнослужение; являлся помощником инспектора губернской военной крестьянско-рабочей инспекции, с февраля 1921 г. – заведующий конторой 7-й городской больницы г. Костромы. Овдовел. Пострижен в монашество. С марта 1922 г. – епископ Ветлужский, викарий Костромской епархии. С февраля 1926 г. – епископ Печерский, викарий Нижегородской епархии. В декабре 1926 г. арестован, в апреле 1927 г. приговорен к трем годам лишения свободы, находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. В ноябре 1929 г. освобожден и отправлен в ссылку в Нарымский край. В ноябре 1932 г. выслан на три года в город Орел. После освобождения из ссылки назначен епископом Уфимским (с декабря 1935 года). С июля 1937 г. – архиепископ. В ноябре 1937 г. постановлением Особой тройки НКВД Башкирской АССР был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 29 ноября 1937 года. Григорий (Козырев Сергей Алексеевич) (1882–1937), епископ. Сын священника. Окончил Московскую духовную академию (1914). С 1914 г. – преподаватель Владимирской духовной семинарии. В 1917 г. – иеромонах. С 1918 г. преподавал в пастырской богословской школе. С 1919 г. находился в составе братии Введенской Островской пустыни, одновременно был священником в селе Кубаново Покровского уезда Владимирской губернии. С сентября 1923 г. – епископ Петропавловский, викарий Омской епархии. Епископ Суздальский, временно управляющий Ковровской епархией (1924–1925), Вольский, временно управляющий Омской и Семипалатинской епархиями (1925). В начале 1925 г. приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В июле 1926 г. принимал участие в составлении «Соловецкого послания». С 1927 г. – епископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. Епископ Новоторжский, викарий Тверской епархии (1929), Бежецкий, викарий Тверской епархии (1929–1937), Барнаульский и Бийский (1937). В августе 1937 г. тройкой при УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 2 сентября 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

64 Мч. Илья Михайлович Громогласов (1869–1937), богослов, протоиерей, ученый, профессор МДА, профессор Московского университета, специалист в области церковного права и истории старообрядчества. Подвергался арестам в 1922 и 1924 гг. В 1925 г. выслан в Тобольский округ. После освобождения жил в г. Калинине (Твери), где в 1937 г. был арестован в четвертый раз. 4 декабря 1937 г. по приговору тройки расстрелян и захоронен в общей могиле на Волынском кладбище г. Калинина. Один из первых предсказал канонизацию Патриарха Тихона. 65 Сщмч. Александр Туберовский (1881–1937), богослов, доцент и сверхштатный экстраординарный профессор МДА. После закрытия академии уехал на родину, принял сан и служил в сане протоиерея вместе с отцом в с. Маккавеево Рязанской области. 26 сентября 1937 г. был арестован, а 23 декабря того же года 23 человека, среди которых был и о. Александр, расстреляли. На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. причислен к лику святых. 66 Сщмч. Иоанн (Иван Михайлович) Смирнов (1879–1937), протоиерей, выпускник МДА, преподаватель академии на кафедре русского и церковнославянского языков и палеографии. В 1919–1935 гг. служил и настоятельствовал в разных московских храмах – до их закрытия. Арестован и 7 декабря 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. имя священномученика Иоанна Смирнова включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. 67 Мч. Иоанн (Иван Васильевич) Попов (1888–1938), сын священника, приват-доцент Московского университета по истории патристической философии и истории догматов, ординарный профессор патрологии, магистр богословия, доктор церковной истории Петербургской духовной академии, преподаватель московского Высшего женского богословско-педагогического института. Был арестован в 1920 г. Второй раз арестован в 1924 г. за сбор сведений о репрессированном епископате. Три года провел на Соловках, принимал участие в составлении Соловецкого послания, за что срок заключения продлили на 3 года; был отправлен в ссылку на р. Обь под Сургут. В 1931 г. освобожден и тут же снова арестован, отправлен в пустынную местность на север от Тобольска. Неожиданно вызван в Москву в 1932 г. для перевода какого-то труда на латинский. В январе – феврале 1935 г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Осужден ОСО НКВД СССР как участник контрреволюционной католической организации и выслан в Красноярский край. Здесь И. В. Попов вновь был арестован 9 октября 1937 г. Расстрелян 8 февраля 1938 г. в Енисейске; сведений о месте захоронения не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Медлят известиями. И вообще дело делается не так ревностно, как в 1830 году. Особенно сильна болезнь в Рогожской части и за Москвою рекою» 59 . Так продолжалось и далее 60 , пока генера-губернатором Московским не назначен был в 1848 году более энергический в этом отношении человек граф А.А. Закревский, бывший в 1830 году министром внутренних дел и уже заявивший себя деятельною и успешною борьбою с холерой в то время. Тем не менее и в означенном 1848 году холера в Москве и Московской губернии была сильна, не смотря на то, что в феврале 1848 года уже принесено было благодарственное Богу молебствие об избавлении от губительной болезни 61 . Уже в июне того же 1848 года понадобились новые и более прежнего усиленные моления об избавлении от той же болезни, очевидно, гнездившейся в Москве и Московской области, хотя и скрываемой 62 . «Утешаюсь, – писал от 13 июля 1848 года святитель Филарет наместнику Лавры, – что вы соборне молитесь об избавлении от бедствия, и что имеете плод сего в хранении» 63 . Действительно, молитвами Преподобного Сергия, Лавра и в 1848 году сохранена была от холеры; но из посадских и пришлых людей некоторые в этом году пострадали и частию умерли от сей губительной болезни. По ежемесячным ведомостям Лаврского врача штаб-лекаря И.М. Высоцкого в находившихся вне стен Лавры, но содержимых Лаврою больницах – мужской и женской – за июнь месяц 1848 года значится больных холерою 12 человек мужчин и 15 женщин, из коих умерло мужчин 5 и женщин 5; осталось больными холерою к июлю по 3 – мужчин и женщин, которые все выздоровели. Было несколько больных холерою и умерших от нее также за месяцы: август, сентябрь и октябрь в тех же Лаврских больницах, но как и в июне, все это были крестьяне, дворовые, посадские и сторонние мещанне и т. под. 64 . Поэтому собиравшегося ехать к Троице в день своего ангела 5 июля из Москвы князя Сергия Михайловича Голицына митрополит Филарет письмом от 2 июля 1848 года успокаивал, говоря: «У нас в Лавре, Вифании, Академии и Семинарии 65 , благодарение Богу, благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О следующих днях еще не знаю. Медлят известиями, и вообще дело делается не так ревностно, как в 1830 году. Особенна сильна болезнь в Рогожской части и за Москвой рекой» 3005 . Так продолжалось и далее 3006 , пока генерал-губернатором Московским не назначен был в 1848 году более энергический в этом отношении человек граф А. А. Закревский, бывший в 1830 году министром внутренних дел и уже заявивший себя деятельной и успешной борьбой с холерой в то время. Тем не менее и в означенном 1848 году холера в Москве и Московской губернии была сильна несмотря на то, что в феврале 1848 года уже принесено было благодарственное Богу молебствие об избавлении от губительной болезни 3007 . Уже в июне того же 1848 года по- —109— надобились новые и более прежнего усиленные моления об избавлении от той же болезни, очевидно, гнездившейся в Москве и Московской области, хотя и скрываемой 3008 . «Утешаюсь, – писал от 13 июля 1848 года святитель Филарет наместнику Лавры, – что вы соборне молитесь о избавлении от бедствия, и что имеете плод сего в хранении» 3009 . Действительно, молитвами Преподобного Сергия, Лавра и в 1848 году сохранена была от холеры; но из посадских и пришлых людей некоторые в этом году пострадали и частью умерли от сей губительной болезни. По ежемесячным ведомостям Лаврского врача штаб-лекаря И. М. Высоцкого в находившихся вне стен Лавры, но содержимых Лаврой больницах – мужской и женской – за июнь месяц 1848 года значится больных холерой 12 человек мужчин и 15 женщин, из коих умерло мужчин 5 и женщин 5; осталось больными холерой к июлю по 3 – мужчин и женщин, которые все выздоровели. Было несколько больных холерой и умерших от нее также за месяцы: август, сентябрь и октябрь в тех же Лаврских больницах, но, как и в июне, все это были крестьяне, дворовые, посадские и сторонние мещане и т. под. 3010 . Поэтому собиравшегося ехать к Троице в день своего ангела 5 июля из Москвы князя Сергия Михайловича Голицына митрополит Филарет письмом от 2 июля 1848 года успокаивал, говоря: «у нас в Лавре, Вифании, Академии и Семинарии 3011 , благодарение Богу, благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

протоиерея Иоанна (Хрусталева; 1875 – 10 декабря 1937), священника Сергия (Кочурова; 1892 – 12 декабря 1941), протодиакона Сергия (Станиславлева; 1884 – 16 ноября 1942), диакона Трифона (Родонежского; 1873 – 27 февраля 1938), псаломщика Николая (Некрасова; 1872 – 7 марта 1938), Дмитрия (Волкова; 1871 – 4 марта 1942), Никиты (Сухарева; 1876 – 4 июля 1942); от Оптиной пустыни: монаха Евтихия (Диденко; 1870 – 5 декабря 1937), монаха Авенира (Синицына; 1879 – 5 декабря 1937), монаха Саввы (Суслова; 1873 – 5 декабря 1937), монаха Марка (Махрова; 1875 – 5 декабря 1937), Бориса (Козлова; 1886 – 5 декабря 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Организационной комиссии по подготовке мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении и восстановлением единства в Поместной Русской Православной Церкви, о работе этой Комиссии. Справка Организационная комиссия по подготовке мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении и восстановлением единства в Поместной Русской Православной Церкви, образована Указом Святейшего Патриарха 793 от 20 февраля 2007 года, в составе: • Преосвященный митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий – председатель; • Преосвященный архиепископ Истринский Арсений; • протоиерей Владимир Диваков, заведующий канцелярией Московской Патриархии – секретарь; • протоиерей Николай Балашов, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям; • протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя Отдела внешних церковных связей; • Е.А. Пархаев, директор Художественно-производственного предприятия «Софрино». ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить представленные результаты Комиссии по подготовке мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении и восстановлением единства в Поместной Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429913/

Добрые вести Православия: вторая половина марта 2007 года Плавучий храм «Святой Владимир» Большинство хороших новостей второй половины марта связано с храмами и монастырями, а также православной культурой и образованием.   Новые святые нашей Церкви На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта наши святцы пополнились именами 12 подвижников, прославленных в соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века. В месяцеслов внесены имена: – от Московской епархии: протоиерея Иоанна (Хрусталева; 1875 – 10 декабря 1937), священника Сергия (Кочурова; 1892 – 12 декабря 1941), протодиакона Сергия (Станиславлева; 1884 – 16 ноября 1942), диакона Трифона (Родонежского; 1873 – 27 февраля 1938), псаломщика Николая (Некрасова; 1872 – 7 марта 1938), Димитрия (Волкова; 1871 – 4 марта 1942), Никиты (Сухарева; 1876 – 4 июля 1942); – от Оптиной пустыни: монаха Евтихия (Диденко; 1870 – 5 декабря 1937), монаха Авенира (Синицына; 1879 – 5 декабря 1937), монаха Саввы (Суслова; 1873 – 5 декабря 1937), монаха Марка (Махрова; 1875 – 5 декабря 1937) и Бориса (Козлова; 1886 – 5 декабря 1937). Чтобы вспомнить обстоятельства их мученического подвига, достаточно обратить внимание на пример священномученика Сергия (Кочурова). До 1932 г. он служил в своем родном селе Ухлово Рязанской губернии, пока власти не потребовали его удалиться. Несмотря на гонения и скитальчество, отец Сергий всем сердцем стремился продолжать священническое служение. Он совершал его в храмах Московской епархии до 11 июля 1940 г., когда по доносу был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму, а оттуда сослан в заключение на строительство алюминиевого завода. К месту ссылки страдалец более 100 километров шел по этапу пешком, в дороге сильно простудился и заболел. В лагере по болезни он не мог выполнять работу и в декабре 1941 г. умер от истощения. Все свои скорби и страдания отец Сергий перенес мужественно, помня слова Господа: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22). Ныне он, как и остальные собратья его по мученическому подвигу, увенчавшись, живы со Христом и пребывают в Его Царстве, «идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная». Святые новомученики Российские, молите Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/5008.html

Арестованные в нач. 1937 г. клирики и миряне Валдайского р-на на допросах (с применением «особых методов») дали показания против Казанского (в 1933-1936 - Новгородского) архиеп. Венедикта (Плотникова), якобы создавшего в 1933 г. «контрреволюционную организацию церковников». Архиепископ был арестован в Казани и этапирован в Ленинград. «Валдайское» дело разрасталось, и прокурор СССР А. Я. Вышинский предложил разбить его на 4 самостоятельных. Архиеп. Венедикт был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД СССР по Ленинградской обл. от 11 авг. 1937 г. в составе группы из 13 священнослужителей и мирян. 27 авг. 1937 г. в Ленинграде арестован Череповецкий еп. Тихон (Рождественский) , расстрелян 9 окт. того же года. «Контрреволюционные организации» были «раскрыты» в Крестецком, Шимском, Пестовском, Залучском и др. районах. 9 сент. 1937 г. по обвинению в руководстве контрреволюционной церковной орг-цией был арестован поселившийся в Боровичах после освобождения из ИТЛ еп. бывш. Полоцкий Гавриил (Воеводин) . Вместе с ним по групповому делу проходили 59 священно- и церковнослужителей, а также прихожан. Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. еп. Гавриил и еще 50 чел. были приговорены к расстрелу; осужденные казнены 17 дек. 1937 г.; 9 чел. были приговорены к заключению в ИТЛ. 10 дек. 1937 г. за одно заседание Особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл. приговорила к расстрелу 65 чел., а 21 чел. отправила в лагеря. 30 дек. 1937 г. осуждена группа священнослужителей и прихожан (27 чел.) во главе с Демянским еп. Сергием (Васильевым). Архиерей и 21 чел. приговорены к расстрелу (казнены в Новгороде), остальные - к длительным срокам лишения свободы. В ходе Большого террора 1937-1938 гг. в Ленинграде, Новгороде и Боровичах было расстреляно не менее 83% от штатного числа священников (298 чел.) и 64% от числа диаконов (44 чел.) Н. и С. е. Из числа заштатных клириков Новгорода 26 дек. 1937 г. расстреляли прот. сщмч. Владимира Любича-Ярмоловича-Лозина-Лозинского . Список репрессированных в 1918-1938 гг.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Счастнев Василий Михайлович (1868-1937) – протоиерей. Родился в селе Кобяково Коломенского уезда Московской губернии в семье священника храма Трех Святителей в Кобякове Михаила Николаевича Счастнева. Окончил Коломенское духовное училище (1883) и Московскую духовную семинарию (1893). Рукоположен во иерея в 1891 г. и назначен в храм Св. Мученика Никиты села Северское Коломенского уезда Московской губернии. В 1902-1919 гг. служил в церкви Зачатия Иоанна Предтечи в селе Городище Коломенского уезда Московской губернии. В 1919 г. возведен в сан протоиерея. В 1930 г. был арестован и находился под следствием. На 1937 г. служил в коломенском храме Покрова Пресвятой Богородицы. Проживал по адресу: Коломна, ул. Семеновская (Симеоновская) (переименованная большевиками в ул. Савельича в честь активиста своей партии Николая Савельевича Романова). Арестован 1 сентября 1937 г. 11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к смертной казни (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). Расстрелян 17 октября 1937 г. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД " Объект Бутово " 08. 08. 1937-19. 10. 1938. М.: " Зачатьевский монастырь " , 1997. – 420 с. - С. 336. Реабилитирован в 1957 г. http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/8286/ (дата обращения: 16 сентября 2023 г.). Нестеров Александр Семенович (1872-?) – купец 2 гильдии. Родился в Коломне. Сын лесопромышленника и торговца. Наряду с лесным хозяйством имел булочную и хлебопекарню (всё национализировано большевиками). Подвергнут лишению избирательных прав и «раскулачиванию». Характеризовался коммунистами как «активный церковник». На момент ареста добывал пропитание случайными заработками. Поживал по адресу: Коломна, ул. Астраханская (переименованная большевиками в «Октябрьскую»), д. 118. 11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). Умер в заключении от невыносимых условий. Реабилитирован в 1957 г. Панин Алексей Васильевич (1889-?) – помощник бухгалтера Коломенского лесопильного завода, певчий церковного хора. Родился в Коломне в семье рабочего. Характеризовался коммунистами как «активный церковник». Проживал по адресу: Коломна, ул. Бобреневская. Арестован по делу 9749. В деле содержится акт о сожжении 1 сентября 1937 г. старшим лейтенантом А.И. Каратом в присутствии сержанта Потапова и самого А.В. Панина «портретов бывш[ей] царской фамилии», отобранных как обнаруженные в момент ареста на квартире», а именно: «Портрет б[ывшего] царя Александра третьего. – Один. 2) Портрет б[ывшего] царя Александра второго в гробу. – Один. 3) Портрет б[ывшего] царя Александра третьего в рост – Один. 4) Семейство б[ывшего] царя Александра Николаевича – Один». (ГАРФ, Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445, Л. 72).11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). Реабилитирован в 1957 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

В период 1936-1938 гг. жертвами террора в К. и Г. е. стали многие представители духовенства. В ночь на 4 дек. 1936 г. в Костроме был арестован сщмч. Никодим (Кротков) , архиеп. Костромской и Галичский. 27 марта 1937 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к ссылке в Красноярский край на 5 лет. Однако уже в авг. Ярославское обл. управление НКВД приняло решение о начале нового следствия по делу сщмч. Никодима. 24 сент. он был вновь арестован и этапирован из Красноярского края в Ярославль. Сщмч. Никодим скончался 21 авг. 1938 г. в ярославской тюрьме в Коровниках. В нач. авг. 1937 г. на Костромскую кафедру был назначен еп. Феодосий (Кирика) . Однако 26 авг. 1937 г. он был арестован и, по-видимому, вскоре погиб. 29 сент. в Москве был арестован управлявший епархией в 1930-1932 гг. сщмч. Димитрий (Добросердов) , архиеп. Можайский, викарий Московской епархии; его расстреляли 21 окт. 1937 г. под Москвой, в Бутове. В авг.-сент. 1937 г. арестам подверглись представители сельского духовенства. Почти в каждом районе против них выдвигали обвинения в создании «фашистско-диверсионных», «террористических, вредительских и шпионских», «церковно-монархических» групп, после чего арестованных приговаривали к высшей мере наказания. Всего в 1937-1938 гг. в епархии (в границах совр. Костромской обл.) были арестованы и расстреляны свыше 130 священников. Среди них - иерей сщмч. Василий Разумов, настоятель Троицкой ц. в с. Троица Нерехтского р-на. После ареста еп. Никодима он публично молился о нем на богослужениях. 5 авг. 1937 г. свящ. Василий был арестован и 21 сент. расстрелян. Свящ. П. П. Мегалинский в 1937 г. незадолго до своего ареста сберег от поругания мощи прп. Варнавы Ветлужского, с 1930 г. находившиеся в Архангельской кладбищенской ц.- последнем действующем храме Варнавина. Предвидя скорое закрытие церкви, он тайно закопал мощи на кладбище (место неизв.). Вскоре свящ. П. Мегалинский был арестован и 26 дек. 1937 г. расстрелян. Накануне, 1 мая 1938 г., в Костроме были арестованы многие из еще остававшегося на свободе духовенства, в т. ч. 28 апр.- 3 из 4 священников Иоанно-Златоустовского кафедрального собора во главе с настоятелем прот. Павлом Князевым. Настоятеля собора сослали на 5 лет в Семипалатинскую обл. Казахстана, где он и скончался в 1940 г.; 2 др. священника были приговорены к 5 годам заключения в лагерях. 27 апр. 1938 г. в Костроме был арестован поселившийся здесь после освобождения из заключения на Соловках бывш. проф. Московской ДА историк Н. И. Серебрянский . Приговоренный к 5 годам заключения, он скончался в Сиблаге 23 мая 1940 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010