Зовется и лоном Авраамовым, как написано: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово ( Лк. 16, 22 ). И Царством Небесным, по слову Господа: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). Поэтому, если мы назовем это место одним из тех на· званий, которые мы перечислили выше, то это не будет ошибкой. Главное понимать, что души находятся в Божией благодати, и в Царствии Небесном, и (как поется в церковных песнях) на Небесах». До этого места книга «Точное изложение Православной веры», получившая одобрение, как сказано в предисловии, Святейшими Патриархами, Иерусалимским Нектарием, Константинопольским Парфением, Александрийским Иоаникикием, Антиохийским Макарием, и снова Иерусалимским Паисием, и всем соборным священноначалием иерархов. ОТВЕЧАЮ, во-вторых, в частности, по поводу каждого из приведенных здесь текстов Писания. НА ПЕРВЫЙ; Царство небесное есть рай. Смотрите об этом в первой части этой книги, в главе 1, доказательство 5. Об этом поется и в церковной песне: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери». Подумайте над тем, какие райские двери отверзлись им, когда их приняло Небо. Сделайте вывод о том, что святая церковь считает небо, райские двери и рай одним и тем же явлением. НА ВТОРОЙ: Царство небесное есть лоно или недро Авраамово. Читайте толкование Феофилакта на главу 16 Евангелия от Луки, где он говорит следующее: «Недром Авраамовым называется ограждение благих, пристанище праведных, обретших вместо земных бурь Небесную тишину; недром моря обычно называются тихие места со спокойным течением». Смотри Феофилакта, лист 141, толкование Евангелия от Луки. СПРОСИТЕ: Откуда такое название и почему мы молимся об умерших, чтобы они попали в недро Авраамово? ОТВЕЧАЮ: Лоно, или недро Авраамово, называется так потому, что сыновья сладко почивают на лоне своих родителей. Все верные и святые – сыны Авраама, который явился первым и наиболее просиявшим в вере и святости, и ему было обещано благословение и блаженство, а в нем – всем верным, о чем написано в Книге Бытия, в главе 22: И благословятся (говорит Бог) в семени ( Быт. 22 , 18). Поэтому и Павел пишет к Галатам: Познайте же? что верующие суть сыны Авраама ( Гал. 3, 7 ). И ниже: Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники ( Гал. 3, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Между тем сатанинское направление и притязание на равнобожеское главенство стало преследовать жену – Православную Церковь , при брани между духовными поборниками той и другой стороны – лжи сатанинской и небесной благодатной истины, клеветнического самовозношения и Агнчего самопожертвования; но поборники лжи были наконец низринуты с неба церковного, на тяжкое горе для живущих на земле и на море, а жене открылось верное убежище от гибельной лжи в пустыне ( Апок.12:7–14 ). События показали, как Православная церковь была преследуема лживыми притязаниями папства, как начала, и – поборники этой лжи были прогнаны с неба православия церковными обличениями, производимыми Ангелами или пастырями церквей, при содействии, конечно, и сил бесплотных, как земля общественных порядков и море жизни общественной подпали на западе жестокой тирании воспреобладавшего над ними папства, а убежище от этого преобладания для православного востока постепенно открывалось именно в пустыне, – в средах магометанского опустошения, принявших на себя напор страшных тогда папских сил и чрез то истощивших эти силы. Так произошло, что, по Апокалипсису, змий, этот дух равнобожеских притязаний, пустил из пасти своей, вслед жены, воду как реку, чтобы увлечь жену рекою, но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей; и ему свою свирепость к жене осталось обратить только уже против остатка ее семени в собственном его владычестве ( Апок.12:15–17 ). История раскрыла это тем неудержимым движением крестовых походов, которым наводнен и чуть не увлечен был весь восток, так что не только в Святой Земле основалось Латинское царство, но на некоторое время паписты завладели было и самым престолом Константинопольского Императора. Но земля мира магометанского поглотила все это наводнение западных идей и движений народных; и ложь папства свою свирепую вражду к православной церкви направила против остатка ее семени на самом западе (в роде, наприм. столь близкого к православию Гусса и друг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Но воздух не всегда бывает благорастворен и живителен. Часто слышатся громы, от которых сотрясается и трепещет земля, появляются молнии, поражающие людей, поднимаются тлетворные ветры, заражающие своим смертоносным дыханием все живое, растущее и дышащее. И в этих грозных явлениях природы есть Господь, но уже не Господь милующий и услаждающий Свои создания, а Бог Судия праведный. Во всемогущей деснице Божией громы и молнии, ветры и бури служат средствами для смирения и исправления грешников ( Исх. 10, 22–23 ) и для явления Божественного всемогущества ( Исх. 14 ; Мф. 8, 26–27 ). Церковью принята молитва от злорастворений ветров и бури морския (Требник, гл. 87). Эта молитва – творение Константинопольского патриарха Филофея (1362–1365, 1369–1375). В молитве на прещение (прекращение) громов и молний Церковь просит Господа, чтобы не попалил нас огнь ярости Его и не уничтожила нас ярость молний и громов Его. «Покажи нам обычную величия сея пучины тишину, и належащую бурю, и смятение воздуха рассеки, – молится Церковь , – заповеждь ветрам временное и согласное дыхание: да станет дух бурный, и к тишине мятежная да преложатся…». В этой молитве содержатся прошения ко Господу не только о том, чтобы утихли ветры и бури, но и о том, чтобы предотвратить беды от действия молний – «небесного огня». Церковь освящает огонь, используя его в своих храмах во время Богослужения. В Скинии был священный огонь, который Сам Бог заповедал хранить неугасимым: «Прикажи сынам Израилевым, – сказал Господь Моисею, – чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освящения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это – вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» ( Лев. 24, 1–4 , Исх. 27, 20 ). От этого неугасимого светила заимствовался огонь для всех жертв, совершаемых с огнем. Новозаветная Церковь , отменив строгий закон о хранении огня, тем не менее освящает огонь постоянным употреблением его при своих священнодействиях, необходимыми принадлежностями которых являются свеча и кандило.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

По толкованию свв. отцов последние строки псалма – это пророчество о Жертве Христовой, Христианской Церкви и Евхаристии. Символ веры1 Ве€рую во еди€наго 2 Бо€га Отца€, Вседержи€теля 3 , Творца€ не€бу и земли€, ви€димым же всем и неви€димым 4 . И во еди€наго Го€спода Иису€са Христа€, Сы€на Бо€жия, Единоро€днаго 5 , Иже от Отца€ рожде€ннаго пре€жде всех век 6 ; Све€та от Све€та 7 , Бо€га и€стинна от Бо€га и€стинна, рожде€нна, несотворе€нна 8 , единосу€щна Отцу€ 9 , Имже вся бы€ша 10 . Нас ра€ди челове€к 11 и на€шего ра€ди спасе€ния сше€дшаго с небе€с 12, и воплоти€вшагося 13 от Ду€ха Свя€та и Мари€и Де€вы 14 , и вочелове€чшася 15 . Распя€таго же за ны 16 при Понти€йстем Пила€те, и страда€вша 17 , и погребе€нна. И воскре€сшаго в тре€тий день по Писа€нием 18 . И возше€дшаго на небеса€, и седя€ща одесну€ю Отца€ 19 . И па€ки гряду€щаго 20 со сла€вою суди€ти живы€м и ме€ртвым, Его€же Ца€рствию не бу€дет конца€ 21 . И в Ду€ха Свята€го, Го€спода, Животворя€щаго, Иже от Отца€ исходя€щаго 22 , Иже со Отце€м и Сы€ном спокланя€ема и ссла€вима, глаго€лавшаго проро€ки 23 . Во еди€ну Святу€ю, Собо€рную и Апо€стольскую Це€рковь. Испове€дую еди€но креще€ние 24 во оставле€ние грехо€в. Ча€ю 25 воскресе€ния ме€ртвых, и жи€зни бу€дущаго ве€ка 26 . Ами€нь. 1 Символ веры является кратким изложением основных догматов Православной веры. Принят на Никейском Соборе 325 года (I часть) и дополнен на Константинопольском (Цареградском) Соборе 381 года. Имеет охранительную функцию в защите от еретических учений. 2 Единаго – одного единственного; ср. Ин. 17, 3: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 3 Вседержителя – все творение содержащего в Своей власти; ср. Откр. 1, 8: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. 4 Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым – см. Кол. 1, 16: Ибо Им (Богом) создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... 5 Единороднаго – ср. Ин. 3, 16: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Святоотеческое отношение к телу «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7). Следуя словам Божественного откровения, Православная Церковь учит, что тело человека было чудесным образом создано Богом из земли, и, «как ныне по изволению Творца созидается зародыш в материнской утробе и естество следует уставам, вначале Им определенным, так и тогда по Его же хотению человеческое тело составилось из земли и персть стала плотью, кровью, кожей, жиром, волокнами, кровеносными и бьющимися жилами, мозгом и соками» . Хотя в словах Писания творение тела и оживление его описывается последовательно, однако Православная Церковь понимает эту последовательность как логическую, а не хронологическую: «Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после» . Также Церковь отвергла и лжеучение о переселении душ из тела в тело – Константинопольский Собор 1076 года осудил «принимающих перевоплощение человеческих душ». Святые отцы многократно свидетельствовали, что тело и душа были созданы единовременно, и что у каждого человека есть лишь одна индивидуальная душа и одно индивидуальное тело. Тело и душа человека – это не какие-то маски, которые можно менять, как заблагорассудится, а неотъемлемые части человеческой природы, через которые реализуется бытие его личности, и без какой-либо из них он не является человеком. В первой главе книги Бытия указывается, что Бог сотворил тело человека особенным образом, не одним повелением, как при создании других тварей, а Своим прямым действием. Это показывает, что и по телесной организации человек превосходит все другие творения. Отсюда происходит возвышенный взгляд на значение человеческого тела, свойственное Священному Писанию и Священному Преданию Православной Церкви: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?.. Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 19–20).

http://pravoslavie.ru/29431.html

Совершенно другой расклад может получиться, если Русская Православная Церковь во всеуслышание скажет то, что не осмеливаются уже длительное время сказать другие Православные Церкви. А именно озвучит давно ожидаемую сентенцию о стремительном отходе Константинополя от истинной веры и его прочном встраивании в глобальную управленческую систему, направленную на постепенное выхолащивание и вырождение мирового Православия. Если церковная Москва сможет перевести противостояние на эту «доску», стратегическая инициатива окажется на ее стороне. Даже в самом Константинопольском Патриархате есть силы, которые считают, что Фанар давно идет по губительному духовному пути. Однако до недавнего времени этим силам не было на кого ориентироваться и опираться. Позиционирование же РПЦ как центра, выступающего за защиту и сохранение православной веры, позволит ей обрасти многочисленными сторонниками даже в тех Церквях, которые считаются «надежными партнерами» Фанара. «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 16–21). Рейтинг: 9.7 Голосов: 696 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей 16 января 2019, 16:44 Немного и мы сами виноваты. Посещаем Грецию,Афон-бегаем, ищем " старцев " , ищем советов - как-будто нет своих отцов, нет своих святынь. Вот у некоторых иерархов и складывается впечатление что некому их там бедных окормлять и нужно им " помочь " . Необходимо ценить своё родное, выстраданное нашими исповедниками в ХХ в. православие. Часто в Греции наблюдал высокомерное поведение наших православных " братьев " по отношению к нам русским, украинцам, белорусам. Многие из греков не представляют масштаб гонений на нашу веру в ХХв. и что мы пережили.

http://pravoslavie.ru/118614.html

Точное определение о Святом Духе дано II-м Вселенским Константинопольским Собором, составленным из 150-ти св. Отцев в 381-м году . Послание Софрония, патриарха Иерусалимскаго, одобренное VI-м Вселенским Собором, говорить: «Верую и во единого Духа Святаго, вечно от Бога и Отца исходящого и признаваемого Светом и Богом». 151. Что обозначает наименование Духа Святого в Символе – Господом животворящим? Святой Дух назван Господом, как истинный Бог ; так и Сын Божий назван Господом, так и Отец. Божеское имя присвоено Святому Духу и в Писании: «.. для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому . . Ты солгал не человеку, а Богу» ( Дeяh. V, 3, 4 ). Животворящим Святой Дух назван потому, что подлинная жизнь есть жизнь духовно оживотворенная, ее дает Бог – Святой Дух, вместе со Отцем и Сыном : " Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие« ( Uoah. III, 5 ). 152. Почему Символ Веры указывает и Православная Церковь учит, что Святой Дух «исходит от Отца», но не от Отца и Сына, как учат некоторыя неправославный вероисповедания? Потому что Господь Иисус Христос, открывший нам святую истину во всем, сказал ученикам истину о Святом Духе в точных словах : " Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне« ( Uoah. XV, 26 ). II-й Вселенский Собор, трудившийся в период благого единства Церкви, выразил ея единый голос установлением 8-го члена Символа Веры о Святом Духе. А III-й Вселенский Собор в 431-м году «седьмым правилом» вынес запрещение составлять иной, новый символ веры , этим решительно подтверждая истину Символа «Никео-Цареградскаго». 153. Какия изречения Священного Писания могут служить основой для веры в единосущность Святого Духа с другими Лицами Святой Троицы? «Идите, научите все народы, крестящс их во имя Отца и Сына и Святого Духа« ( Mф. XXVIII, 19 ). »Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» ( 2Kop. XIII, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии. 4 июля 2009 г. 23:03 4 июля, в рамках своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в храме Святой Софии . В этот же день состоялись переговоры Его Святейшества с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Фото: С. Власов Пресс-служба Московской Патриархии Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.»

http://patriarchia.ru/db/text/685985.htm...

Заявление Священного Синода в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви «Просим архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян всей Русской Православной Церкви усилить молитвы о единоверных братьях и сестрах в Украине» 15 октября, 2018 «Просим архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян всей Русской Православной Церкви усилить молитвы о единоверных братьях и сестрах в Украине» Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске. С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса. Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11). Решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлученного от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению.

http://pravmir.ru/zayavlenie-svyashhenno...

Архив Пн Заявление Синода Среднеазиатского митрополичьего округа в связи с последними событиями, связанными с неканоническими действиями Константинопольского Патриархата на Украине 23 декабря 2018 г. 09:44 Заявление принято за заседании Синода Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви 20 декабря 2018 года. Синод Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви, представляющий всю полноту православной паствы Средней Азии, заявляет о своей глубокой обеспокоенности в связи с чередой событий, касающихся не только Православной Церкви на Украине, но и всего Вселенского Православия, связанных с антиканоничными действиями Константинопольского Патриархата. Синод Среднеазиатского митрополичьего округа счел необходимым высказать ряд суждений, касающихся сложившейся ситуации. На протяжении столетий иерархи, духовенство, верующие практически всех Поместных Церквей с глубоким сочувствием относились к тяжелому положению Константинопольской Церкви, в котором она оказалась после падения Византии в XV веке. Уважение и сочувствие православных по всему миру выливалось в многовековую моральную и материальную поддержку нужд православных в бывшей Восточной части Римской империи, оказавшейся под иноверным владычеством. Православные всего мира не оспаривали наименование Константинопольского Патриархата Вселенским, предоставляя первенство чести его Предстоятелям на богослужениях и в Соборах различного уровня. Но сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что первенство чести в отношении Константинопольского Патриархата перестает быть актуальным в силу вторжения на территорию другой Поместной Православной Церкви и следующих антиканонических действий, предпринятых священноначалием Константинопольского Патриархата: Более того, канонический релятивизм Константинопольского Патриархата запустил процессы разрушения системы канонов и правил Православной Церкви. Примером может служить недавнее решение Синода Константинопольского Патриархата о возможности для священнослужителей вступать в брак во второй раз.

http://patriarchia.ru/db/text/5327740.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010