Благословенная Богородица «Радуйся, земле ненасеянная!» – необычное наименование Богородицы. У пророка Иеремии мы встречаем слова: «Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную » (Иер. 2: 2). Через пустыню пришло избавление избранному народу от египетского плена, через Матерь Божию пришло ныне нам избавление от греха. «Пустынею, которую не возмущала жизнь человеческая» , называет гимнограф Богородицу, Она была без осквернения, Чистая, Непорочная Дева «и как капля, каплющая на землю» (Пс. 71: 6), так как в Ней воплотился Христос. «Сим ясно представил нам пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и таинственно» , – пишет блаженный Феодорит Кирский. «Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит. «Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит Дева принимает Самого Бога во чреве, рождает и Девой до нынешнего дня пребывает. Свершается то, что было открыто в пророчестве Моисею: «Мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова» (Лк. 20: 37). Спаситель в мир приходит. «Радуйся, глубино неудобозримая!»: «Я трепещу, начавши измерять бездну божественного человеколюбия, ужасаюсь, побуждаемый исследовать глубину божественного домостроительства» , – говорит святитель Фотий Константинопольский. «Неудобозримая»: в греческом оригинале «δυσθερητον» – с трудом поддающаяся изучению, пониманию . Не можем умом осознать глубину Милости Божией, а Мария Дева вместила ее в Себе. «Радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде!»: выше уже говорилось о Моисее. Теперь же вспомним слова патриарха Иакова, во сне видевшего лестницу Небесную – прообраз Боговоплощения: «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28: 17).

http://pravoslavie.ru/138461.html

И будто бы некие люди спросили Даниила о его словах: «воздвигнет Бог Небесный царство, которое вовеки не разрушится», – и никто не знает, когда Бог его воздвигнет. Но если люди допытываются о времени царствования земного смертного царя – насколько важнее и желаннее им узнать время прихода Небесного Бессмертного Царя! И Даниил с дерзновением и открыто рассказал все, что он явственно увидел от архангела Гавриила и что точно узнал от него: «Знайте и разумейте: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (См. Дан. 9, 25 ). Что значат слова: «когда выйдет повеление»? Пророк говорит о последнем повелении Дария, царя Персидского, он же Артаксеркс, о восстановлении Иерусалима – с того времени до Христа Владыки 7 седмин и 62 седмины, а не от повеления Кира о восстановлении Иерусалима: тогда были отпущены Киром Иисус Иоседеков, Зоровавель и Ездра, чтобы восстановить город и храм, но соседние народы не позволили им начать это дело, вплоть до времени царствования Дария Артаксеркса. При этом Иисусу, Зоровавелю, Ездре и Неемии было приказано завершить храм и город в шестой год царствования Кира. В тот год исполнилось 70 лет после пленения, о чем предсказал Иеремия, и весь народ иудейский был отпущен; с того времени считаются 7 седмин и 62 седмины до Христа Владыки; седмины эти – не недели, ибо в неделе 7 дней, а в этой седмине 7 лет; и этих седмин 7 и 62, всего – 483 года. Ангел потому исчисляет седминами, а не просто годами, что у иудеев это число почитается и считается самым уважаемым из чисел. Так, в книге Исход написано: «Сказал Господь Моисею: объяви сынам Израилевым: пусть насчитают себе семь раз по семи лет, ...и вострубите трубой... по всей земле на следующий год» (Ср.: Лев. 25, 1, 8–9 ). Много и других свидетельств приводится в Священном Писании о числе 7. И пусть не говорят, что пророк неопределенно сказал о седминах: его слова можно истолковать так, а можно иначе. Да не будет сказана такая нелепость! Известно, что пророк предсказал истинно, и это подтверждено многими известными летописцами, в особенности Иосифом (Флавием.), иудейским философом, многоученым епископом Памфилийским Евсевием, великим Никифором, патриархом Константинопольским и исповедником, и премудрым Григорием мнихом, написавшим книгу «Хронограф».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Обновившись и освятившись, человек в К. усыновляется Богу, присоединяется к Телу Христову - Церкви. Как говорит ап. Павел, «ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись... все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3. 26-28); «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор 12. 13; ср.: Деян 2. 41; Рим 6. 3-5). Наконец, крещеные, как чада Божии, становятся наследниками вечной жизни («наследниками Божиими, сонаследниками же Христу» - Рим 8. 17). Неповторяемость По слову апостола, у уверовавших во Христа «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4. 5). Исходя из представления о К. как о новом, духовном рождении, Церковь в Никео-Константинопольском Символе веры учит исповедовать «едино Крещение» в том смысле, что оно преподается каждому человеку только один раз и при правильном совершении ни для кого не повторяется. «Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды» ( Филарет Московский, свт. Катехизис. С. 80); «Ибо невозможно перекрещиваться правильно однажды окрестившемуся, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры. Желающий обратиться ко Господу воспринимает потерянное сыноположение посредством таинства покаяния» (Посл. Вост. Патриархов. 16; ср.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 333; Малиновский. Очерк. С. 155). Кроме того, К. есть участие в смерти и погребении Господа Иисуса Христа: «...все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6. 3-4). Поэтому, «как однажды умер Господь, так однажды должно и креститься». Те, которые «быв крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа... снова перекрещиваются» - «снова распинают Христа» ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 9). Все, в т. ч. крещеные еретики, если они были правильно крещены во имя Пресв. Троицы, не перекрещиваются вновь при вступлении в правосл. Церковь (последние присоединяются к ней или через возложение рук, или через таинство Миропомазания). Вновь К. преподается только тем, к-рые прежде были крещены неправильно, не во имя Пресв. Троицы, и, следов., не получили благодати таинства («Всем, которые крещены не во Святую Троицу, должно снова креститься» - Ioan. Damasc. De fide orth. IV 9).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Нельзя ни на минуту упускать из вида, что древние каноны были вызваны к жизни в целях сохранения чистоты учения Христова и вне связи с этим учением они являются обычными памятниками мертвого права. На основании буквы канонов можно устроить управление еретической общины, но это управление еще не обеспечивает появления в ней истинного учения. Поэтому нельзя, преклоняясь раболепно перед священною силою древних канонов как в XVII веке староверы пред буквою богослужебных книг, применять поместные и даже вселенские постановления к текущей жизни, если такое их применение к русскому быту вне прежних условий греко-римской жизни, грозит хотя бы малейшему отклонению нашего учения от важнейшего в законе ( Мф. 23:23 ). Стремясь к оживлению православной религиозной жизни, следует помнить слова апостола: «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). А мы знаем, что Христос благовествовал людям, что суббота для человека, а не человек для субботы. Христос сказал фарисеям: «Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому кроме священников, и дал бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2:24–27 ). Точно также: каноны создавались для того, чтобы направлять церковную жизнь по правильному руслу, а не жизнь создавалась для того, чтобы во всей строгости подчиняться канонам, даже в ущерб сохранению учения Христова. Никого так сильно не обличал Христос, как книжников и фарисеев, которые исполняли букву закона, и оставляли важнейшее в нем: «суд, милость и веру» ( Мф. 23:23 ), забывая истинный дух закона. И мы знаем, что вселенская церковь также опасалась обнаруживать пристрастие к букве. После иконоборческого собора (754 года), на котором присутствовало 338 отцов, патриарх константинопольский Тарасий, обсуждая вопрос о новом соборе, спрашивал: «да разве какое постановление может связывать истину?» ( Деян. 7:76–77, 57–59 ; Лебедев, История вселенских соборов, М. 1876, вып. II, стр. 279.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Многия и благая лета отцу Георгию (Городенцеву) за столь изрядную ревность о чистоте Православия! К великому сожалению, полемика отца Георгия (Городенцева), воздействуя на широкий круг православной общественности не искушенной в богословии, ставит профессорско-преподавательскую деятельность А.И. Осипова в один ряд с деятельностью церковных либералов, обновленцев и модернистов, таких как протоиреей Георгий (Митрофанов), иерей Георгий (Кочетков) и «верного осиповца» протодиакона Андрея (Кураева). Подавляющее большинство видео-лекций и видео-курсов, профессора богословия А.И. Осипова, атестованно Учебным Комитетом Русской Православной Церкви, в т.ч. и по обсуждаемой тематике, и оказывает реальное противодействие распространению экуменизма, унии и неообновленчества в Православии, способствует катехизации русского народа, который, в основной своей массе, отошел от Бога и не ищет его. Ныне, обмирщвленность нашего сознания такова, что не только не позволяет хоть сколь-нибудь приблизиться к истинному познанию сущности реальностей ВРЕМЕНИ и ВЕЧНОСТИ, но и взглянуть на обсуждаемую проблему под необходимым углом зрения. Двенадцать лет дружного Архиерейскими Соборами РПЦ неуклонно приближают нас к такому же плачевному состоянию как ныне в Сербской Православной Церкви (http://www.blagogon.ru/biblio/541/), не говоря уже о печальной участи Константинопольского Патриархата. Вспомните, отче, толкование Первоверховных Апостолов: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна " ю, подобно как я познан». (1, Кор., 13, 4-7) «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что " будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». (1, Ин., 3, 2) Разве не для того имеем ныне щит Веры, чтобы " в одном месте собрать себя в себя и непрестанно поститься " (св.Исаак Сирский, Слово 75)?! И меч духовный и броня праведности даруются Благодатью Божией для борьбы против духов злобы поднебесных, а не для мирского обустройства, не для того чтобы мы щитом своего самомнения долбали Священноначалие! Разве не ведомо Вам отче, что учебная литература еретического учения, распространяемая Свято-Филаретовским институтом благословлена архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном (http://www.blagogon.ru/digest/116/)?! Почему же, отче, Вы не сделали выводов из раскола Украинской Православной Церкви?! Враг рода человеческого уже в доме Вашем, а Вы все в окошко выцеливаете! Смиренно прошу Ваших молитв и прощения за дерзновение обличения, но вынесение богословской полемики на суд неофитов, способно лишь породить " болотную площадь " в РПЦ! «Тлят обычаи благи беседы злы»(1, Кор., 15, 33). «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет» (Велик.покаян.канон Андрея Критского). БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/04/...

Согласно православному вероучению, ясно выраженному в Священном Писании, « Христос Глава Церкви , и Он же Спаситель тела » (Еф. 5: 23). Он является « главою Церкви , которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем » (Еф. 1: 22–23). Все христиане, включая предстоятелей Поместных Церквей, – это члены духовного тела Христова. Первенство во всей Церкви принадлежит не кому-либо из людей, но только Христу, ибо « Он есть глава тела Церкви ; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство » (Кол. 1: 18). Во время земной жизни Господь осудил стремление к первенству у Своих учеников и навсегда дал им совет: « Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою » (Мк. 9: 35), поэтому жажда первенства – это серьезный признак духовной деградации и богоборчества. Жажда первенства – это серьезный признак духовной деградации и богоборчества Участникам Собора и всему мировому Православию необходимо определиться с принципиальным вопросом: кто является главой Православной Церкви – Господь Иисус Христос или Константинопольский патриарх? – и в зависимости от ответа будет ясно, кто мы: Церковь Христова или тоталитарная секта под управлением обожествленного лидера Фанара. При таком ракурсе обсуждений главными деяниями Собора могли бы быть следующие. Обозначив эти позиции, Иорданский Собор мог бы обратиться ко всем Поместным Церквам с требованием созыва Вселенского общеправославного Собора для преодоления кризиса, вызванного словами и деяниями патриарха Варфоломея. Поскольку обвинения будут выдвинуты против патриарха Варфоломея, то он не будет иметь право созывать такой Собор, но должен быть приглашен на него и предстать на нем ответчиком. Если кто переживает, что в случае смещения фокуса соборного внимания с Украины на патриарха Варфоломея украинский кризис останется неразрешенным, то напрасно. Именно при таком подходе украинский вопрос может быть сдвинут с мертвой точки по существу. Ибо в случае признания патриарха Варфоломея еретиком он не только низлагается, но обнуляются все его решения и деяния, обусловленные папизмом.

http://pravoslavie.ru/127371.html

Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни; а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой. И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой! 1 Праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том 1. 580. Рекомендуем молитвы 7 комментариев Четверг, 2 мая 2024 г. (19 апреля ст.ст.) Страстная седмица Глас 6, Великий пост. Сухоядение Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери . прп. Иоанна Ветхопещерника, иеромонаха (VIII). блж. Матроны Московской (1952). мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). сщмч. Пафнутия, епископа Иерусалимского. свт. Георгия исп., епископа Антиохии Писидийской (813-820). свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). прп. Никифора Катавадского, игумена. свт. Виктора (Островидова), исп., епископа Глазовского (1934). Самое популярное Сейчас в разделе 4464  чел. Всего просмотров 290 млн. Всего записей 1878 ©2024 Молитвослов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-p...

Что же ты видишь сучок в глазу брата твоего, а не замечаешь бревна в твоем глазу? 8 Насколько же бревно гордости крупнее и больше? Так, первого из ангелов она сделала из света тьмой, из счастливого – злосчастным; она на Первых Представителей нашего естества навлекла рой несчастий. Возможно же, что послушествуя Давиду: – «Уклонися от зла, и сотвори благо», 9 ты не удовольствовался лишь заявлением о том, что ты уклонился от зла, но и присовокупил делание добра. Итак, ты прекрасно последовал Давиду в том, чтобы от одного – именно от зла – уклониться, а другое – добро – сотворить; но тем, что ты порядочно кичишься и выставляешь это напоказ, ты отступил от (совета) доброго учителя. Исполненный всякой добродетелью пророк (Давид),про которого Бог возвещает, что нашел мужа по сердцу Своему, 10 назвал себя «червем, а не человеком», 11 настолько не допускал себе возвышаться над другими людьми; исповедовал разумение своих грехов 12 и убеждение, что он далек от своего спасения; 13 настолько он отстоял от того, чтобы кичиться своими добрыми делами. 6 . Что же ты приводишь на середину, что ты постишься дважды в субботу 14 и от всего уплачиваешь десятину? 15 – Это не является личным подвигом твоей жизни, но исполнением правил твоей секты, в которую ты по своей воле вступил; это самое, следуя обету, соблюдает и все множество фарисеев; поэтому они и именуются «фарисеями». Итак, ты обязан не только это исполнять, наравне с другими, к секте которых ты примкнул и посвятил себя, но и личными добрыми делами угождать Богу. В равной мере, напрасно ты хвастаешься, под маской добродетелей будучи рабом злых хотений: ты даешь десятину с мяты, рута и всякого вида овоща, что дешево и открыто для всех, и в то же время, приберегая лучшее, наживаешь для себя скрытое для многих. Возможно же, и что от всего ты даешь десятину, но не от того, что уже имеешь, а от того, что ты прибавляешь к своему имуществу. Итак, ты, действительно, даешь десятину, как утверждаешь, но оставишь без внимания суд, милость, 16 сказать одним словом, Божественную любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

СБ: Возвращаясь к вопросу единства церкви. Христос молясь с апостолами на Тайной вечери говорил о единстве: Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. (Ин.17,21–22) Возможно ли сегодня единство христианства? МК: Я вспоминаю слова покойного Патриарха Константинопольского Афиногора. Он сказал: «Единство будет являться чудом». Но потом он добавил: «Чудом в истории». Единство будет чудом, что мы не сможем просто через наши человеческие усилия добиться восстановления единства христиан. Нам нужно просить Святого Духа, чтобы Он сошел и объединил нас. Но Вселенский Патриарх Афинагор был совершенно прав, когда говорил что единство будет чудом в истории. Мы не просто надеемся, что мы будем едины в будущем веке, мы призваны работать для единства даже сейчас. Поэтому я поддерживаю усилия предпринимаемые в экуменическом движении. Я думаю, что мы можем больше приобрести через двусторонние диалоги, чем через членство во Всемирном Совете Церквей. Но я поддерживаю также участие Православной церкви во Всемирном Совете. Я поэтому определенно не считаю экуменизм ересью. Мы должны от всего сердца работать для примирения. Но в то же самое время мы верим, что Православная Церковь есть единая истинная Церковь Христа. И когда мы вступаем в дискуссии с другими христианскими общинами, мы не должны делать компромисс по отношению к Святой Православной вере. Без фанатизма, но с твердой ясностью, в наших контактах с другими христианами мы должны свидетельствовать о полной истине Православия. Единство не может быть достигнуто через компромисс. Таким образом, в православной вере мы обладаем неоценимым сокровищем. По словам святого Апостола Павла «мы имеем это сокровище в глиняных сосудах слава и сила исходят от Бога, не от нас» Таким образом, конечно, мы, православные сегодняшнего дня недостойны этого сокровища, но давайте будем всеми силами держаться его. Давайте будем открыты с любовью по отношению к другим христианам, но никогда не отречемся от нашего Православия.

http://pravmir.ru/mitropolit-kallist-uer...

И жители его – одни сделались добычею меча, другие подверглись изгнанию, обвиняясь только в том что они в продолжение столь долгаго времени благоразумно вам повиновались и не были замечены в недостатке угодливости к вам, не смотря на то, что вы часто обращались с ними сурово вопреки положению и общим правам соглашений. Однако, если они что свойственно людям, и погрешили бы случайно и замыслили бы что-нибудь против вашей воли, то и в таком случае не нужно было бы идти с оружием и тотчас обращаться к крови и убийствам: это ведь недостойно не только сарацин, но и всякаго другого народа, знающаго и соблюдающаго порядки человеческой жизни; но (надо было бы) раньше упрекнуть их в ошибке, доказать, что они поступают несправедливо, убеждать придти в себя и не выходить из пределов должнаго, и это (сделать) не раз, а два и больше. И если бы они не вняли и вместо того, чтобы усвоить хорошее, склонились к худшему мнению, тогда, уже не боясь суда ни божескаго, ни человеческаго, (надо было бы) приняться за наказание и пресечение безумия (лиц), вовлеченных в это. Этого же ничего не было сделано; но, о чем я уже сказал, вы обошлись на подобие врагов с людьми невинными, ни в чем не провинившимися, не изменившими ни одного из прежних решений. Кто из живущих теперь или из тех, которые будут потом, слыша об этом, не обвинит в великой несправедливости совершивших это? Как же предки ваши, заключившие с киприотами соглашения и давшие им клятвы, если только существует у умерших какое-нибудь сознание того, что свершается в этой жизни, не вознегодуют сильно на вас, не сочтут подлежащими всяческому осуждению не только за то, что вы погрешили относительно острова Кипра, но и относительно самих себя, и не подвергнут (вас) всяким проклятиям, как отцеубийц? Или если кто-нибудь поднимется против собственнаго отца при его жизни, тот не избегнет обвинения в том, что он отцеубийца; а, если кто-нибудь уничтожит решения отца уже после того, как он покинул настоящую жизнь, тот не будет отцеубийцей и не будет подлежать тому же обвинению? С точки зрения ослушания ведь чем разнится одно от другого? А лучше сказать, если кто хочет глубже вникнуть в дело, то последнее ослушание является настолько более тяжким преступлением сравнительно с ослушанием (воли) живущаго отца, насколько более подобает перешедшим в будущую жизнь почитание от детей, благоговейная память и сохранение заветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mistik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010