14. Как золотить иконостас не поставленный на место Наложи на него полимент, как на иконы. Доску, которую хочешь золотить, положи пред собою и если резьба на ней не глубока, накладывай на нее листки золота и прижимай их костью, дабы они хорошо пристали к узорам; налей довольно много водки между резьбою, и осторожно, слегка поворачивай доску, чтобы омочились узоры, и с них стекала бы водка. А если какой узор останется не смоченным, то облей его водкою из стеклянного сосудца или смочи кистью и прижимай золото хлопчатою бумагою, дабы оно хорошо пристало. Поставь доску стоймя, дай ей просохнуть и потом полируй ее. Что касается до глубокой резьбы и круглых фигур, кои трудно промочить, то наперед смочи их водкою посредством грецкой губки или хлопчатой бумаги; потом возьми листовое золото вместе с бумагою, приблизь его к резьбе и, мокрою кистью наложив на нее верхние углы его, тихонько вытягивай из-под него бумагу, дабы оно не упало вдруг и не сморщилось, и прижми нижние углы: тогда золото ляжет на гипсе ровно. А если какая часть его не пристала к своему месту, то возьми перо, и разрезав им эту часть, подлей туда водки, исправь недостаток и полируй золото, как сказано выше. 15. Как золотить иконостас, утвержденный на месте Поставь леса, после гипсования, закрой их одеялами или коврами, дабы не проник ветер и не попортил золота твоего, и накладывай полимент на иконостас, как это объяснено тебе выше. А листовое золото разрежь на части, малые или большие, смотря по надобности; в водку обмакни грецкую губку или мягкую щетку из куньего хвоста, или хлопчатую бумагу, смочи ею полиментованное место, и тотчас взяв золото, наложи его тут, исправь морщины и полируй его тщательно; потом среди резьбы выкраси, что надобно, смешав краски с клеем или с яичным белком и так работай до конца. Но вот и другое наставление некоего опытного учителя. Если хочешь, прими оное.   Возьми константинопольской охры, перетри ее, подбавь к ней немного клея и шафрана и этим составом покрывай все, что хочешь золотить. После сего наложи красный полимент на выпуклости узоров и золоти их на водке. 16. О приготовлении состава для прокладки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

На это следует ответить так: во время воплощения Слово стало описуемым по собственной неизреченной природе или нет? Если Оно стало описуемо в этом смысле, то нужно допустить, что Оно описывается и изображением. Если же нет, то какое основание заставляет признавать, что в изображении Оно описывается так же как плоть? Каким образом Оно претерпит то, чего Оно не претерпело, когда воспринимало описуемую плоть? Таким образом, хотя они и уличаются в своих безумных и бесстыдных умыслах против нашей веры, однако они полагают, что одно это странное соображение в состоянии поддержать их пустое учение; так что будто бы они сразу этим путем достигают своей цели и изобличают в лжи сказавшего: Слово плоть бысть и вселися в ны ( Ин.1:14 ), а также написавшего: понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже ( Евр.2:14 ), и прочее, что предано нам Евангельской проповедью. Таковы нелепости и странности, вытекающие из нелепых допущений этого писателя и поистине достойные безумия его самого и его последователей. Следует отметить также и то, что священная икона Спасителя нашего, согласно только что сказанному, причастна первообразу. Ведь как то поругание и поношение, которое претерпевает теперь образ Его от христоборцев, причиняется ему ради первообраза, так по сходству и соответственно, как каждый легко поймет, образ естественно наоборот заимствует некоторую благодать и силу у первообраза. Итак, тяжело им видеть Христа на иконе. И как древним иудеям тяжело было видеть Христа во плоти, так что не вынося Праведника, они говорили Ему: доколе души нашя вземлеши ( Ин.10:24 ), осыпали Его бесконечными клеветами и, наконец, предали Его позорной смерти: так точно является Он невыносимым и для современных иудеев из за Его честного изображения. Будучи образом и подобием иудеев, они ненавидят образ Христа и подобно им подвергают Его бесконечному поруганию и поношению и, наконец, злобно уничтожают его, как иудействующие беззаконники. 25. Так как речь у нас идет о воплощении, то не неблаговременным считаю к сказанному присоединить и следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Иконописная традиция в жизни и слове брата Иосифа Ирина Ткачук «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя... Но кто вникнет в закон совершенный, ЗАКОН свободы, и пребудет в НЕМ, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» ( Иак.1:22,25 )» Освоение традиций православного иконописания было главной целью в иконографии брата Иосифа. Именно с этой целью было связано его первое путешествие на Афон. Афон, с давних времен, являлся центром Православия. Афонские монастыри, хранители древних традиций, обогащенные в общении с Константинополем, Солунью, Охридой, крупнейшими болгарскими и сербскими городами, а также с Россией, с древних времен до сегодняшнего дня имеют притягательную силу. Н.П. Кондаков в своих исследованиях отмечает, что духовная культура Афона создалась не только на основе «чисто константинопольского византийского типа», но в ней многое происходило от Солуни, а также из южнославянских стран Балканского полуострова, что оказало знаменательное влияние на духовные традиции России. Постижение этих глубоких основ Православия образовало брата Иосифа как непоколебимого ученика традиций формы и духа иконописного дела. Его скромная мастерская постепенно наполнялась плодами его неутомимых сборов всего приуготовительного для иконописи. Это были те трудоемкие шаги, которые научали его видеть и познавать ценность нелегкого пути иконописца и определяли сосредоточенность его духовного зрения на Господнем Мире. Другими словами можно сказать, что характер направления брата Иосифа в его труде обнаруживает отзвук того аскетического учения, которое хранил Афон с древних времен. «Аскеза» – учение, первым примером которого были ученики Христа, св. Апостолы и последовавшие им св. подвижники Православия, учение, основанное на отрицании СЕБЯ РАДИ БЛИЖНИХ. Плененный этой сутью, что проявлялось в чрезвычайной требовательности в приуготовлении себя к иконописному делу, брат Иосиф осознавал, что духовное искусство, в частности иконопись, должна обретать ту форму, которая наиполно отражает действительный духовный опыт. Это являло ЕГО ЖИВОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ к духовным традициям православного иконописания, рождая дух бескорыстия с полной отдачей своих стараний в православном становлении.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

С. Ф. Михеев, С. Н. Остапенко. Неконструктивность исторической аргументации в статье В.Г.Ченцовой     Несколько предварительных замечаний в связи с дискуссией вокруг проблемы Киевской митрополии   Предлагаемая вниманию читателя обширная рецензия С. Ф. Михеева и С. Н. Остапенко является продолжением полемики (подробней ее историю см. в публикуемом ниже тексте) вокруг исторических и канонических аспектов перехода Киевской митрополии в подчинение Московскому патриархату из-под власти Константинопольской патриархии в 1686 г. Эта полемика получила мощный импульс в связи с выпуском издательством «Православная энциклопедия» фундаментального сборника документов «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью». Оно вызвало резкую и местами выходящую за неписанные каноны академической критики рецензию В. Г. Ченцовой, которая в тот момент готовила собственное исследование на эту тему, вышедшее спустя полтора года. Основная задача, сформулированная исследовательским коллективом во главе с Б. Н. Флорей, сводилась к широкому освещению малоизвестных внутри- и внешнеполитических обстоятельств, которые с максимальной полнотой раскрывали причины и предпосылки событий 1686 г. В этом смысле были подробно изучены не только документы, касавшиеся взаимоотношений России с греческими патриархами и османским правительством, но и наименее известные сюжеты – о взаимоотношениях России и Речи Посполитой, а также о контактах Москвы с гетманом И. Самойловичем и украинским духовенством по обеим сторонам Днепра (и под властью царя, и под властью польского короля). Для охвата столь масштабной проблематики в исследовательскую группу вошли специалисты по русско-греческим (Н. В. Чистякова), русско-османским (М. Р. Яфарова), русско-украинским и русско-польским (Б. Н. Флоря, К. А. Кочегаров) связям. Готовя издание, исследовательская группа просмотрела множество собраний из «посольских» фондов РГАДА, содержавших турецкие, польские, греческие и малороссийские дела 52, 79, 89, 124, 229), а также малороссийской экспедиции сената (ф. 248). В дополнение к этому были переизданы известные с XIX в. документы из патриаршего сборника «Икона» (хранится в ОР РНБ), к которым добавились несколько других из зарубежных архивов.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

61       Наиболее полный и систематизированный свод этих сведений дает С. Манго: Mango С. Byzantine writers... P. 41–56. 62       Ebersolt J. Sainte-Sophie de Constantinople: Etudes de topographie d’après les Cérémonies. Par­is, 1910; Mamboury E. Topographie de Sainte-Sophie H Studi bizantini e neoellenici. 1940. T. 6, No. 2. P. 197–209; Mathews Th. F. The early churches...; Strube C. Die westliche Eingangseite der Kirchen von Konstantinopel in justinianischer Zeit. Wiesbaden, 1973; Taft R. The liturgy of the Great church: an initial synthesis of structure and interpretation on the eve of iconoclasm//DOP. 1980–1981. Vol. 34–35. P. 45­75; Mainstone R. Hagia Sophia... P. 219–236; Majeska G. P. The emperor in his church: Imperial ritual in the church of St. Sophia//Byzantine court culture from 829 to 1204/ed. H. Maguire. Washington, 1997. P. 1–11; Stichel R. H. W Die Hagia Sophia Justinians, ihre liturgische Einrichtung und der zeremonielle Auftritt des frühbyzantinischen Kaisers//Byzanz – das Römerreich im Mittelalter/hrsg. von F. Daim, J. Drauschke. Mainz, 2010. Teil 2,1: Schauplätze. S. 25–57 и др. 63       Majeska G. P. St. Sophia in the fourteenth and fifteenth centuries: The Russian travelers on the relics//DOP. 1973. Vol. 27. P. 69–87; и др. 64       Potamianos I. Light into architecture: Evocative aspects of natural light as related to liturgy and Byzantine churches: Ph. D. University of Michigan, 1996; Isar N. Chores of light: Vision of the Sacred in Paul the Silentiary’s poem description S. Sophia I I Byzantinische Forschungen. 2004. Bd. 28. P. 215–242; Schibille N. The use of light in the church of Hagia Sophia in Constantinople: The church reconsidered//Current work in architectural history: papers read at the annual symposium of the Society of architectural historians of Great Britain 2004/ed. by P. Draper. London, 2005. P. 43–48; Eadem. Hagia Sophia and the Byzantine aesthetic experience. Farnham, 2014; Годованец А. Ю. Свет в архитектурном пространстве византийской купольной базилики VI века: Св. София Константинопольская: дис. ... канд. ис­кусствоведения [на правах рукописи]. М., 2010; Он же. Икона из света в пространстве Св. Софии Константинопольской//Пространственные иконы: Перформативное в Византии и Древней Руси : сб. ст./под ред. А. М. Лидова. М., 2011. С. 119–142; Он же. Свето-пространственная композиция Софии Константинопольской и позднеантичная наука о свете//Иеротопия огня и света в культу­ре византийского мира/ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2013. С. 136–146; Pentcheva В. Hagia Sophia and multisensory aesthetics//Gesta. 2011. Vol. 50. P. 93–111; Eadem. Hagia Sophia: sound, space, and spirit in Byzantium. University Park, Pennsylvania, 2017.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ч. 225. Январь-февраль. Успенский Ф. И. Мнения и постановления константинопольских поместных соборов XI-XII вв. о раздаче церковных имуществ (харистикарии)//ИРАИК. 1900. Т. V. Успенский Ф. И. Социальная эволюция и феодализация Византии//Анналы. Т.Н. 1923 (1922). Фepiahчuh Б. Породице семейства Малиасена//Зборник филозовского факулугета. Т. 7. Београд, 1962. Фepiahчuh Б. Поседа породице семейства Малиасена//ЗРВИ. 1966. Т. 9. Фрейденберг М. М. Экскуссия в Византии в XI-XIII вв.//Ученые записки Великолуцкого государственного пединститута. 1956. Т. 3. Хвостова К. В. Особенности аграрно-правовых отношений в поздней Византии (XIV-XV вв.). М., 1968. Хвостова К. В. Пронин: социально-экономические и правовые проблемы//ВВ. 1989. Т.49. Хвостова К. В. Социально-экономические процессы в Византии. Их понимание византийцами-современниками (XIV-XV вв.). М., 1992. Цанкова-Петкова Г. Югозападните български земи през XI в. Според «Стратег-икона» на Кекавмен//ИИВИ. 1956. Т. 6. Яковенко П. А. История иммунитета в Византии. Юрьев, 1908. Ahrweiler H. Etudes sur les structures administratives et sociales de Byzance. London, 1971. Ahrweiler H. La frontiere et les frontieres de Byzance en Orient//XIVe congres intern, des etudes byzantines. Rapports. T. II. Bucarest, 1971. Ahrweiler H. Nouvelle hypotese sur le tetarteron d» or et la politique monetaire de Nicephore Phocas//ЗРВИ. 1963. T. 8. (1). Ahrweiler H. Recherches sur Г administration de Г empire byzantin aux IXe-XIe siecles//BCH. N84. Paris, 1960. Ahrweiler H. Recherches sur la societe byzantine au XIe siecle: nouvelles hierarhies et nouvelles solidarites//TM. 1976. T. 6. Ahrweiler H. La «Pronoia» a Byzance. Paris, 1980. Ahrweiler H. L» histoire et la geographie de la region de Smirne entre les deux occupations turques (1081–1317)//TM. 1965. T. 1. Angelov D, Zusammensetzung und Bewegung der Bevolkerung in der byzantinischen Welt//XVe Congres intern, d» etudes byzantines. Rapports et corapports. I. Histoire. Athenes, 1976. Angold M. A byzantine government in exile.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, мы попали в неудачное время, ибо в эти дни праздновали день св. великомуч. Димитрия (по новому стилю) и, кроме того, шла выставка икон с Афона. Вы не можете себе представить, сколько женщин было на выставке и сколько людей во всем городе! Конечно, женщины были из-за выставки икон, ибо это была единственная возможность видеть это богатство. У музея стояли автобусы из Болгарии, Сербии и всей Греции, полные женщин, желающих посмотреть, и надо сказать, что не только посмотреть, ибо многих я видел молитвенно крестившихся. Иконы были выставлены так, что можно было спокойно касаться их. В одном из помещений сумели собрать целый иконостас XII-ro века. В Салонике, во вторник, мы встали очень рано и пошли в Министерство, где, выдают разрешение ехать на Афон. Нашли, в огромном здании, маленькое помещение, где у двери висела надпись: Гора Афон. Вошли и увидели молодую женщину, а не старушку, как ожидали по рассказам самого брата Иосифа. Опять к нашему удивлению, женщина приняла нас очень вежливо и спросила по­английски, что мы хотим. На вопрос брата Иосифа, есть-ли какая-то возможность поехать на Афон, она посмотрела на него и спокойно сказала: «До 15-го или 20-го ноября неть ни мест, ни возможностей. Чтобы получить разрешение, миряне должны отправить нам факс – принести письменную рекомендацию своего консула в Греции и ждать ответа». Я же в эту контору не пошел в рясе, ибо легче получить разрешение как туристу, чем обясняться разными путями и разбираться в какой юрисдикции я нахожусь. Но дама повернула взгляд на меня, обозрев меня с ног до головы, и, не меняя своего спокойного тона голоса, объявила мне: «... а духовенство должно иметь письменное благословение константинопольского патриарха». Вот мы так вышли из конторы с братом Иосифом и для утешения пошли позавтракать. В это время брат Иосиф рассказывал мне о своих прежних пребываниях на Афоне и о том, как он, в своем 8-ми месячном пребывании, привык мало спать и часто в полном смысле слова всенощно бдеть в бесчисленных афонских «агрипниях».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

1 мая Икона Византийская Чудотворная Византийская икона Богоматери явилась в 732 году. Пред этой иконой Пётр Великий приносил благодарственные молитвы Господу за Полтавскую победу. Совершается празднество в честь иконы также и 7 апреля. Царевококшайская икона Икона сия явилась в 1647 году 1 мая, близ селения Большие Кузнецы в 15 вёрстах от города Царевококшайска Казанской епархии земле дельцу Иванову, отчего так и названа. Икона вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. Богоматерь изображена на ней с жёнами мироносицами, почему и называется ещё и Мироносицкой. Иванов помолился и взял икону в дом свой. От неё стали совершаться многие чудеса. Тогда вскоре увезли её в Москву, где она встречена была царём и патриархом. Отпуская обратно св. икону, царь приказал устроить на месте явления монастырь, где она и находится в настоящее время. 2 мая Путивльская икона Икона находится в Путивльском Печерском мужском монастыре Курской епархии. Явление сей иконы последовало в 1238 г. на болоте Молча, в 20 вёрстах от города Путивля, отчего она и получила своё название. Вутиванская икона Об этой иконе сказаний не сохранилось. 3 мая Икона Яскинская Об этой иконе известно только то, что она явилась в 682 году. Киево-Печерская икона Успения Эта есть древнейшая из икон, чтимых в православной России. Икона сия, как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери о Православной Церкви Российской, дана от Неё Самой четырём грекам, которых Она избрала в строители Киево-Печерского храма. Богоматерь явилась им, имея с Собой преподобных Антония и Феодосия, как говорит предание, – «чувственне в виде Царицы», во Влахернском Константинопольском храме в 1073 году и повелела им идти строить храм в Киеве во имя Её и при этом дала им Свою икону – «да наместная будет» в этом храме, и золото на строение; а ими в 1085 году принесена эта икона из Царьграда в Киев и вручена преподобным Антонию и Феодосию Печерским . Она и доныне находится в Киевской лавре, в соборной церкви над царскими вратами, в богато украшенном окладе, откуда спускается на шнурах. Эта св. икона прославлена весьма многими чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

246 Св. икона Псковская Смоленская находится в г. Пскове, в церкви пр. Сергия с Залужья, при которой прежде существовала иноческая обитель. В то время эта св. икона принадлежала жившему при храме пр. Сергия клирику Афанасию и находилась в его келлии. В 1650 г., 5 февр., от этой св. иконы Одигитрии последовало первое чудо, после чего она и была перенесена в церковь пр. Сергия. Здесь св. икона вскоре снова дважды прославилась, как об этом свидетельствует следующая имеющаяся на ней надпись: „Лета 7158 (1650) месяца февраля 5, маия 2 и 18 от сея чудотворныя иконы от деснаго ока слезы течаху“. 247 Раковская св. икона, находящаяся близ местечка Ракова, в Крестовоздвиженской церкви (приписанной к приходской Раковской Преображенской церкви), Минской еп., по преданию, явилась на источнике в лесу, где около 1737 г., после расследования бывших от нее чудес, была построена церковь . 248 Ревуцкая св. икона, прославившаяся чудесами на Страстной неделе 1848 r., находится в местечке Ревуцком, Херсонской еп. Богоматерь изображена на ней во весь рост, со сложенными на груди крестообразно руками, без Богомладенца. 249 Решневская св. икона, находящаяся в с. Решневке, Заруденской волости, Кременецкого y., Волынской губ., есть копия Иверской, но по-местному именуется «Всех скорбящих Радость»; празднования или отпусты (см. 807 стр., 1 прим.) в честь ее совершаются 24 и 29 июн. и 6 авг. 250 Ржавская , или «Иржавецкая», св. икона, принесённая запорожскими казаками в м. Ржавец (или Иржавец), Полтавской губ., была написана в 1572 г. Список с нее находится в м. Ичии, Борзенского y., Черниговской губ. Богоматерь на ней изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою и держащим в левой руке книгу (Евангелие). 251 Римская , или Лиддская, св. икона первоначально изобразилась невидимою силою Божиею во времена апостолов на столпе храма Пресвятой Богородицы, созданного свв. апп. Петром и Иоанном в Лидде, и прославилась чудотворениями. В начале VIII в., по приказанию св. Германа, патриарха Константинопольского, была сделана с нее копия, называвшаяся по своему происхождению Лиддскою. Во время иконоборства эта св. икона более 100 лет находилась в Риме, почему и стала называться Римскою. Богоматерь на этой св. иконе изображается с сидящим на Ея левой руке Богомладенцем. С наименованием Римская известна также местно чтимая икона, находящаяся в Крестовоздвиженской церкви с. Лукина, Серпуховского y., Московской губ. Эта икона – итальянской живописи. Богоматерь на ней изображена сидящею на круглом синеватого цвета шаре; в правой руке Она держит ветвь. Богомладенец в приподнятых к плечу руках держит длинное копье, наверху которого крест в форме орденского знака; острием копья Он пронзает главу чудовища, обогнувшего земной шар, под которым, наподобие извивающееся ленты, надпись: „На кресте пригвождей Адамов грех, раздери рукописание согрешений наших“. Вверху изображен Господь Саваоф, окруженный херувимами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В третьем слове о св. иконах св. Иоанн Дамаскин приводит из «Церковной истории» константинопольского историографа Феодора такое сказание. «У некоторого живописца, который раньше рисовал изображение Господа Христа, отсохли обе руки. И говорили, что он, по поручению одного Еллина, нарисовал это изображение, украсив его именем Спасителя, причем волосы на голове с той и другой стороны разделялись так, чтобы они не могли покрывать собою глаз (ибо с таковым видом сыны Еллинов рисуют Зевса), – для того, чтобы смотревшие думали, что они воздают свое поклонение не Зевсу, а Спасителю» 791 . Из этого свидетельства видно, что и изображение, носившее имя Спасителя, не считалось достойным поклонения, если оно не имело сходства с Ним, тогда как нигде не сказано, что недостойна поклонения икона Спасителя, если на ней нет Его имени и следовательно икона считается святой потому, что она имеет сходство первообразом потому, что она означает его и таким образом икона свята потому же самому, почему свято и имя Божие, свята по своему значению. Итак, по мысли собора, не имя освящает икону, а и икона, как и имя освящаются своими отношениями к первообразу, своим значением, ибо икона и имя суть, в сущности, одно и то же, есть изображение первообраза, но лишь двумя способами – имя есть изображение звуковое, а икона – живописное. Посему на вопросы иконоборца: «Следует ли поклоняться надписи или только изображению, название которого написано? И во всяком случае – одному из них, а не двум? И чему именно?, «св. Феодор Студит отвечает, что и имя имеет такое же отношение к предмету, как и его изображение и также неотделимо от него по своему значению и что, наконец, имя есть «как бы некоторый естественный образ (εκν, икона) того предмета, который носит это имя» и потому единство поклонения также приличествует предмету и имени как предмету и иконе 792 . Но если слова собора, что икона освящается именем, имеют лишь тот смысл, что икона свята по своему сходству с первообразом, по своему значению, то отсюда следует, что нельзя противопоставлять святость иконы по имени освящению её молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010