Следующий атрибут, обязательный для изображения ангелов, это жезл. У нас его часто называют мерилом. Он не является ни посохом гонца, ни знаком посланничества, отнюдь нет. Это церемониальный жезл,  который восходит к церемониалу при императорском дворе в Византии. Разные посохи носились разными чиновниками. Дионисий Ареопагит считал посох символом царского и владычественного достоинства ангелов. Во всех великих восточных культурах жезл – это символ власти и царского достоинства, хотя иногда в Священном Писании он мог играть у Ангелов роль «волшебной палочки». Например, когда призывается судья Гедеон, мы читаем: «И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его» (Суд. 6,20-21). Жезл и зерцало были позаимствованы из атрибутов византийского императорского церемониала, потому что жезлы подобались только императору, патриарху. Иногда ангелы изображаются с лабарумами, это знамена. Они тоже восходят к древнеримским знаменам-штандартам. Со времен Константина лабарум является обязательным атрибутом византийского церемониала (был императорским боевым штандартом). Эта мозаика изображает нам ангелов в церкви Успения в Никее. Это мозаика VII века, к сожалению, до наших дней она не сохранилась, она была разрушена, сохранились изображения только в фотографиях. По соседству ангел XII века, мозаика из Мартораны на Сицилии. Так вот посмотрите, в руках у них штандарты, лабарумы, на которых было написано «Свят, Свят, Свят». Это отсылка к книге пророка Исайи, где говорится, что серафимы постоянно воспевали пред Лицем Божиим песнь «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля Славы Твоея». Обращаю ваше внимание на одеяния: с VII века меняется тип облачений. Самый ранний пример изменения облачения с хитона и гиматия на торжественное, лоратное облачение сановников византийского двора, мы имеем именно в церкви Успения в Никее. Откуда взялся этот лор, мы сейчас скажем. Сначала скажу о зерцале. Зерцало, оно же держава, заимствовано из византийского церемониала, это инсигния императорской власти. В нашей традиции державу стали именовать зерцалом и считать, что Ангелы узнают волю Господню, смотрясь в нее. Довольно странная ассоциация возникает в таком случае с Медузой Горгоной, на которую нельзя было смотреть. На самом деле никакого отношения к подобным мистификациям, а также никаких ассоциаций с хрустальным шарам для гадания эта держава не имеет. Это намек на царственное величие Ангелов. Ангел из церкви Федора Стратилата на Ручью в лоратном облачении. Так что же такое лор?

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

4 . В V веке проповедь на праздник Святого Богоявления написал святитель Анатолий, архиепископ Константинопольский. 5 . В VII веке беседы на Крещение составлены святителями Андреем и Софронием Иерусалимскими . 6 . В VIII веке святой Косма Маиумский и преподобный Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, а святитель Герман Константинопольский – другие песнопения. 7 . В IX веке святой Иосиф Студит, а также песнотворцы Феофан и Византий составили некоторые песнопения праздника, исполняемые в современном чинопоследовании службы и сегодня. В Древней Церкви 6 января вспоминались и другие события, в которых отобразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа. 1 . Поклонение волхвов как свидетельство о том, что языческий мир в лице своих представителей – мудрецов-астрологов воспринял весть о пришествии Иисуса Христа. 2 . Первое чудо Иисуса Христа, совершенное им на браке в Кане Галилейской. 3 . Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Событие праздника Событие праздника описывается всеми евангелистами. Апостол Матфей говорит о Богоявлении так: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3; 13–17 ). Ко времени прихода Иисуса Христа человечество достигло такой точки морального падения и духовного истощения, что сама возможность его дальнейшего существования была под большим вопросом. Израильский народ знал о том, что пророчества и обетования о приходе Мессии, который спасет человека, должны исполниться вот-вот и напряженно ожидал этого. Ждали прихода Спасителя и все жители востока. Поэтому когда на Иордан пришел Иоанн Креститель, иереи и левиты пришли к нему и стали допытываться, не он ли Христос. Иоанн же ответил, что он не только не Христос, но даже не смеет расстегнуть ремень Его сандалий. Тем не менее, к Иоанну стекалась креститься вся Иудея: И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои ( Мк. 1; 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

(15) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда отпечатаю четыре части восточные, и выйдут четыре ветра великих и возвеют на лице всей земли от одного конца до другого конца вселенной. И сотрёт Господь грех с земли, и убелится земля как снег, и расправится как папирус, не имеющая ни пещер, ни гор, ни холмов, ни камней, и станет лице земли от востока до запада [ровным] как стол и белым как снег. И будут выжжены огнём недра земли, и обратятся ко Мне, говоря: целомудренны мы пред Тобой, Господи, и нет в нас греха, как предсказал пророк Давид: окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега (Пс 50/51:9). И ещё сказал: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, и станет всякая кривизна прямой и неровные пути гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие (Ис 40:4). (16) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда очистится вся земля от греха и исполнится вся благоухания, чтобы Мне [Самому] пребывать на земле. Тогда явится великий и священный скипетр среди тысяч ангелов, предшествующих ему, как предсказано: тогда явится знамение Сына человеческого на небе с силою и славою многой (Мф 24:30). Тогда увидит его делатель неправды со своими служителями, громко вскрикнет; и все нечистые духи устремятся в бегство. Но невидимая сила удержит их, не давая бежать. И заскрежещут зубами своими, говоря ему: где сила твоя? как ты обманул нас! И убежали [мы], и лишились славы, которую имели через Грядущего судить нас и всю природу человеческую. Горе нам, ибо будем извергнуты во тьму внешнюю! ОТКРОВЕНИЕ ПСЕВДО-МЕФОДИЯ В известном византийском апокалипсисе, так называемом «Откровении Мефодия Патарского», вкратце изложена история мира, разделенная на семь периодов-тысячелетий, начиная от сотворения Адама до конца света. При этом последнему тысячелетию посвящена вся вторая половина текста. Хотя это сочинение приписано раннехристианскому апологету Мефодию Патарскому (ум. 310), оно не принадлежит ему. Не является его автором и Константинопольский патриарх Мефодий Исповедник (ум. 846), как это считалось одно время. По мнению современных исследователей, сочинение это было написано в конце VII в. на сирийском языке , причём автором его был несторианин . ещё до 700 г. «Откровение» было переведено на греческий язык, и до наших дней дошли четыре его разные редакции. Появились также латинский, армянский и арабский переводы, имеющие существенные добавления. На Русь «Откровение Мефодия» пришло в болгарском изводе и стало известно довольно рано: выдержки из него приводятся в летописи Нестора (ум, 1114) . Знакомство с ним обнаруживает игумен Даниил, побывавший в Палестине в 1105-1115 гг. и оставивший её описание. С момента своего появления «Откровение» пользовалось огромной популярностью в Церкви (о чём свидетельствует множество сохранившихся рукописей на разных языках) и только в XIX в. было отнесено в разряд «отреченных» книг.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

18 . Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицом Господа будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную. Нельзя не вспомнить здесь Псалом XLIV, о котором мы говорили в IV томе Св. Летописи 927 . „Невеста Царя“ есть Церковь Христианская; к ней обращено в этом псалме моление дочери Тира, приходящей с дарами. Совокупность пророчеств предсказывает Христианскую проповедь в Тире и Финикии, в той стране, которая освящена была временным пребыванием в ней Господа нашего Иисуса Христа и которая как бы прообразована была верующей Сиро-Финикиянкой 928 . Пророчество Исаии предвидит, что самый нравственный уровень Тирян поднимается, что богатства не прячутся в кладовые, но что на них питают и одевают бедных. Исторически известно (как на то указывает Реланд, Palestine), что Тир был город Христианский уже во II веке, так как хроника называет Тирского Епископа Кассия в числе духовенства, присутствующего в конце второго века на поместном соборе в Кесарии Палестинской. Прибавим к этому, что в VII веке, при калифе Омаре, Мусульмане, овладев Тиром, нашли его городом совершенно Христианским и наложили за то на жителей разные унизительные условия, в числе которых было запрещение строить новые церкви. Во время Крестовых походов, в 1124 году Тир сдался Крестоносцам. В это врем он был цветущим городом. Главы с XXIV по XXVII включительно Вообще все комментаторы согласны в том, что главы 24–27 включительно составляют особенное пророчество. Г. Якимов в объяснении книги пророка Исаии 929 указывает, что как 11 и 12 главы, содержащие обетования и славословия, следуют за 7–10 главами, заключающими в себе обличения и угрозы врагам Божиим, так и здесь главы 24–27 содержат, рядом с угрозами, и обетование о победе правды и царствия Божия, следуя непосредственно за рядом приговоров и угроз как иноплеменникам, так и народу обетования (XIII-XXIII). В пророчестве, о котором мы говорим, пророк видит не одну землю обетования; взор его объемлет весь мир; не один только Израиль, но и все другие народы наказаны и унижены. Но в это время от окраин земли (XXIV, 16) начинает раздаваться глас славословия Всевышнему. „Господь воцарится на горе Сионе и поглощена будет смерть навеки“. ( Ис. 24:23, 25:8 ). „Оживут мертвецы“. ( Ис. 26:19 ). „Укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная“ ( Ис. 27:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1930 г. Париж. Сергиевское подворье. 2 Икономия – греч., домостроительство (т. е. область практических установлений в церковной жизни). 3 VII Вселенский собор, созванный в Никее в 787 г. и отменивший постановления иконоборческого собора 754 г., происходил в обстановке волнений в византийском войске, частично сочувствовавшем иконоборцам. (См. ст.: Ф.Л.Смирнов Иконоборчество// Христианство . Энциклопедический словарь. Т. I. M., 1993.) 4 Ср. Prof. Hugo Koch. Die altchristliche Bilderfrage nach der litterarischen Quellen. Göttingen. 1917. 5 Точку зрения Булгакова на язычество как искание Бога и «некое о Нем откровение» см. в его труде «Свет Невечерний» (Отдел третий, часть I, главка «Свет во тьме», – т. 1 наст, изд., с. 279–286.). 6 Веселиил – главный художник, строитель скинии (походного иудейского храма во время исхода из Египта). 7 Напр.: «Но более жалки те, и надежды их – на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных или негодный камень Молясь же пред ним он не стыдится говорить бездушному, и о здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно неспособное, о путешествии – не могущее ступить, о прибытке, о ремесле и об успехе рук – совсем не могущее делать руками, о силе просит самое бессильное» (Прем. Сол. 13, 10, 17–19). 9 Св. Никифор, патриарх Константинопольский в 806–815 гг., был низложен и сослан иконоборцами, прославился обширными полемическими сочинениями против них. 10 Преп. Феодор Студит , игумен Студийского монастыря в Константинополе, исповедник иконопочитания, подвергавшийся гонениям со стороны иконоборцев, направил против них три книги «Опровержений»; в частности, в отказе от изображений Христа усматривал умаление полноты Его человеческой природы. 11 Ср. работу о. Павла Флоренского «Обратная перспектива» (П.А.Флоренский. Т. 2. У водоразделов мысли..., М., 1990. С. 43–106), написанную в 1919 году и, очевидно, не известную Булгакову, хотя с основными ее идеями он мог познакомиться в ходе устного общения с автором, перед отбытием в Крым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

21 . И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. 22 . От малого произойдет тысяча, и от самого слабого – сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время. Ст. 18 представляет Сион сильною огражденною от всякого нападения крепостью (ср. XXVI, 1 – 2, и 19; XXXIII, 20– 24; XXXV с примеч.). Среди его жизнь правды и добра, отсутствие зла и насилия (Ср. Откр. 21:4 ). Ст. 19–20 пророчествуют о полном совершении Божиих предначертаний, когда, говоря словами Откровения, „город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне.... ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец“ ( Откр. 21:23 ). Дни сетования, дни пребывания в болезненном смертном теле окончены; в теле преобразованном, просветленном, духовном ( 1Кор. 15:40,44,51–55 ) нет места скорби: „поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц“ (Ис. 25и наши пр. ср. Откр. 7:17, 21:4 ). Ст. 21–22 обнимают весь период от основания Церкви Христовой до скончания веков. Как понимать слова, что праведный народ „навеки наследует землю“, это – тайна, нам вполне нераскрытая. Мы оставляем в стороне вопрос о миллениуме, весьма занимающем западных богословов, который, по их мнению, должен предшествовать последнему великому судному дню. Господу одному это известно (Ср. Деян. 1:6–7 ). Мы же да творим во смирении повеленная нам Господом. А Господь не оставит великий народ свой, создавшийся из слабого общества Христианского после воскресения Господа. Главы шестьдесят первая и шестьдесят вторая В обеих этих главах глаголет вторая Ипостась Святой Троицы, Господь воплощенный, Еммануил, которого будущее явление в мире проповедует Исаия в ряде глав. (См. VII, IX и XI, и с особенною ясностью, начиная с XL главы, в XLII, XLIX, LIII; см. прим.). Глава LXI начинается словами, которые, как мы знаем из Ев. Луки 4:18 , Господь Иисус Христос прочитал вслух в синагоге Назарета, прибавив (ст. 21): „ныне исполнилось писание сие, слышанное вами“. Итак, этими пророческими словами, произнесенными Исаией по повелению Духа Божия, начинается проповедь любви Богочеловека 1776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

29 . Все заклятое, что заклято от людей, не выкупается; оно должно быть предано смерти. 1263 30 . И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня. 31 . Если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. 32 . И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу. 33 . Не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею, и не может быть выкуплено. 1264 34 . Вот заповеди которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синае. 896 (Ст. 1). Построение скинии кончено, Господь сказал Моисею об ковчеге и крышке (Mercy seam-ceдaлuщe милосердия, сравни примеч. 10 главы XXV, Исх.): «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою» (Иск. XXV, 22). Доселе Моисей получал повеления Господни на горе, ныне посреди Израиля. Господь открывается в скинии, во Святая Святых, над скрижалями завета, там где изображения коленопреклоненных Херувимов стоят над крышкой ковчега. Моисей, как следует полагать из постановлений Левит. XVI, 12–13 (первосвященник не мог проникать за завесу Святая Святых иначе, как в извесные дни и при известных очистительных обрядах, с дымом фимиама), стоял перед завесою Святая Святых, и здесь внимал повелениям Господним, не проникая за завесу. 897 (Ст. 2). Жертва, корбан или корван, дóрон, как переводят LXX, дар Богу (ср. Марка, VII, 11). Таково было общее имя того, что приносилось в храм и к жертвеннику с целию посвятить или отдать Богу. Здесь даются общие наставления иароду: «объяви сынам Израилевым», причем представляется на волю каждого приносить жертву всесожжения, о которой идет речь в этой главе, по собственному произволению. Другия жертвы за грех (гл. IV) и за преступление (гл. VI), или жертва очищения (XIV, 12–19) были строго определены, но жертва всесожжения была приносима по внутреннему духовному требованию человека, и священник, приносящий ее, должен был только осмотреть жертву, удовлетворяет ли она требованиям закона (гл. XXII, 17–21) и исполнить обряд, требующийся уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3Езд.14:41 уста мои были открыты и больше не закрывались. 3Езд.14:42 Всевышний даровал разум пяти мужам, и они ночью писали по порядку, что было говорено им и чего они не знали. 42 . Мужи «записывали по порядку» то, что им говорилось, при помощи знаков (notis, вост. пер.), которых они не знали. Очевидно здесь отголосок произведенной Ездрою замены древнего квадратного письма новым. 3Езд.14:43 Ночью они ели хлеб; а я говорил днем и не молчал ночью. 43 . В состоянии духовного озарения Ездра не умолкает ни днем, ни ночью, не чувствуя далее потребности в пище. Даже тогда, когда писцы подкрепляют себя водой, он не перестает изливать свои чувства в хвалебных гимнах Творцу. 3Езд.14:44 Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. 44 . В латинских списках и Вульгате цифра книг, восстановленных Ездрой, названа неверно (904, 974, в Вульгате 204). Восточные переводы говорят о 94 книгах, состоящих из 24 книг еврейского канона и 70 апокрифов. Автор считает 24 канонических книги по числу букв греческого алфавита, следуя позднейшему преданию, уклонившемуся от счета Флавия (Contra Appionem, I, 8). Это деление книг с незначительными изменениями принимает Епифаний Кипрский (De mensuris et ponderibus, 10). По его свидетельству евреи послали Птоломею II 22 книги, входившие в канон, и 72 апокрифа. Передаваемая в 3 книге Ездры легенда о восстановлении священных книг Ездрой нашла себе отголосок в святоотеческой литературе. Сожжение их в плену признают Леонтий Византийский (De sectis, p. 428), Фотий Константинопольский (Angel Meier. Scriptores Veteres T. I, p. 171), Исидор Севильский (Origines VI, 3; De officiis Ecclesiasticorum II, 12; De vita et morte Sanctorum LXI) и Оптат Милевийский (De schismate donatistarum. Edit. Dupin. Liber VII, p. 110). Большинство отцов и учителей церкви говорят лишь о повреждении книг. Сюда относятся Ириней (Adversus haereses, III, 21, 2), Климент Александрийский (Stromata, I, 22; ср. I, 21), Евсевий Кесарийский (Historia Ecclesiasytica V, 8; Chronica Angel Meier.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4-й стих восполняется 5-м и сущность их,-какой бы перевод мы ни приняли,-одинакова: Господь спасет и пощадит. Ассур же погибает (ср. главы X и XIV и ниже историческое сказание XXXVI-VII), потому что он грозил рукой Сиону, потому что он хулил Бога Израилева, потому что он тип сатаны, борющагося против Бога и Его повелений. Господь наказует Свой народ, но и милует. В стихах 5 и 6 трогательно изображено действие милосердия Божия и призыв пророка к Всемилосердному. Господь даже не ожидает, пока проявится покаяние народа и даст вожделенные плоды:- нет, Господь прежде обещает спасти Иерусалим, и затем требует покаяния 1092 . Обличение пророком Исаией, в 6 стихе, Израиля в отпадении от Господа, конечно, указывает на неверие, проявленное в настойчивом искании союза с Египтом, с намеком на XXIX, 15, 18 и XXX, 7. 7 . В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8 . И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, – он избежит от меча и юноши его будут податью. 9 . И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. 8-й стих исполняется в прямом своем значении над армиею Сеннахерима; Ассур поражается рожденным не от Адама 1093 , т. е. Ангелом Иеговы. Шмидер вместо слов: „избежит от меча“,-читает: побежит от меча, подразумевая Сеннахерима, а жертвою будут его юноши, т. е. воины.-Вульгата дает чтение: „fugiet non а facie gladii“, т. е. побежит не от меча, а от высшей силы. Подобный же перевод мы читаем и в Славянском: „погибнет не от лица меча“. В стихе 9-м изображается бегство царя и остатков армии. Мы читаем и в книге Царств и у пророка, что поражено в стане 185000 человек,-но не сказано, что поражена была без остатка вся армия. Поэтому мы думаем, что остатки войска рассыпались, пораженные страхом в разные стороны, но преимущественно должны были бежать по пути, по которому они шли по Палестине. Проф. Якимов (стр. 489–490) по поводу выражения: „побежит мимо крепости своей“, указывает, что точнее переводить „мимо скалы своей“. Он поясняет, что Ассирияне, вместо того, чтобы спасаться на скалах, как делали то побежденные 1094 , побегут мимо, ибо на скалах они увидят знамена вооруженных туземцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

III. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Г40;. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои, а день седьмый, суббота, Господу Богу твоему. V. Почитай отца своего и мать свою, чтобы было тебе хорошо и чтобы продлить дни твои на земле Вторая скрижаль VI. Не убивай. VII. Не прелюбодействуй VIII.He кради. IX.He произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Х.Не желай жены ближнего твоего, ни дома его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Указание на две каменные скрижали, на которых божественною рукою начертаны были десять заповедей, находим в XXXI гл. Исхода ст. 18; после разбития их ( Ucx. XXXII, 19 ), вытесаны Моисеем две новые скрижали (XXXIV, 1, 4; Второзак. IX, 10, 17 и X, 1). У нас нет ясного указания разделения заповедей по скрижалям, но мы в этом случае можем руководствоваться разделением, сделанным законником (Луки, X, 25–28) и одобренным Господом вашим Иисусом Христом, по которому все заповеди разделялись на две заповеди, заключающия в себе все остальные: любовь к Богу, и любовь к ближнему. Но, как мы видели выше, любовь к родителям связует любовь к Богу с любовию к ближним, а потому большая часть комментаторов и раввинов распределяют заповеди по пяти на каждой скрижали. Наконец мы должны сказать, что в западной церкви, не ранее однако св. Августина (в его вопросах об Исходе 71, ссылка Кука), первая и вторая заповедь были слиты во едино, а десятая заповедь делилась на двое, при чем пожелание жены ближнего отделялось от пожеланий его имущества. (Сравни также Dom Calmet, Dict. de la Biblë Loix; Table). Но все новейшие комментаторы и тексты согласны с нашим текстом и разделением заповедей, при чем, как мы говорили в своем месте, слитие первой заповеди со второю уничтожает глубокий смсыл разделения между чистым идолопоклонством и поклонением другим богам «перед лицом Иеговы», т. е. политеизмом, хотя бы признающим Иегову Высшим Существом. В этот разряд могут быть отнесены Зороастризм, Брамаизм, древнейшая религия жрецов Египта, религия Митры, и Маздеизм, в чистейшем и древнейшем его проявлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010