Память благоверного царя Константина и матери его Елены Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой ПАМЯТЬ БЛАГОВЕРНОГО ЦАРЯ КОНСТАНТИНА И МАТЕРИ ЕГО ЕЛЕНЫ Византийские святые Константин Великий и его мать Елена почитаются православной церковью как государственные деятели, способствовавшие утверждению христианства. Константин Великий (Гай, по другим источникам Марк, Флавий-Валерий) родился 27 февраля 274 г. в г. Нессе. Став императором, он, официально придерживаясь нейтралитета в отношении язычества и христианства, всячески способствовал соединению государства с христианской церковью. Еще не став христианином, Константин Великий председательствовал на первом Вселенском соборе, состоявшемся в 325 г. в Никее и вошедшем в историю православия прежде всего как собор, официально осудивший арианскую ересь. Константин дал христианское воспитание своим сыновьям, возвел множество христианских храмов в Риме, Константинополе, Палестине. Перед смертью в 337 г. Константин принял крещение. Его мать, святая Елена, также много сделала для утверждения христианской веры, создавая храмы в Риме и Палестине. Самым значительным христианским подвигом св. Елены стало обретение ею пещеры Гроба Господня (см. коммент.). Святая Елена умерла в 327 г., по преданию, монахиней. Житие Константина и Елены имеет много вариантов как в греческой, так и в славянской традиции. Эти варианты отличаются прежде всего различным числом легенд о христианских подвигах св. Константина. Полного текстологического исследования славянской традиции Жития Константина и Елены на сегодняшний день не существует. Публикуемое краткое житие святых избрано для ВМЧ из древнерусского Пролога. Оно помещено в ВМЧ под 21 мая – днем поминовения св. Константина и Елены – в ряду других памятников, посвященных этим святым. Текст издается по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийское собр., 1321, л. 452). 21 МАЯ. МЕСЯЦА ТОГО ЖЕ В 21 ДЕНЬ. ПАМЯТЬ БЛАГОВЕРНОГО ЦАРЯ КОНСТАНТИНА И МАТЕРИ ЕГО ЕЛЕНЫ Блаженная Елена была из города Серпа, из земли Персидской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Апрель Никифор. архиеп. Константинопольский, свт. Краткая история со времени правления после Маврикия/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М. Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 1. 4. С. 401–416 (2-я пагин.). (Продолжение.) —401— присутствующие потребовали царей Константина и Ираклия. Она привела их и в тоже время рассчитывала, как царица, занимать первое место в государстве. Но некоторые из присутствующих заметили ей: „ты должна чествоваться, как мать царей, а они, как цари и владыки“. Константину отдали первенство, ибо он прежде был провозглашён царём ещё в детском возрасте. „Ты не можешь, госпожа, говорили присутствующие, ни принимать варваров и иностранцев, приходящих в столицу, ни вести с ними переговоров, – Бог да не попустит водвориться таким порядкам в Римской державе“. Приветствуя императоров, народ стал расходиться. Услышав это, и царица удалилась в свой дворец. С этого времени Константин вступил во власть. Филагрий, хранитель царских сокровищ, доложил ему, что отец его Ираклий во время болезни передал патриарху Пирру деньги для царицы Мартины, чтобы она при Константине, царе и преемнике его, по удалении из дворца не терпела нужды. Константин послал за Пирром и спросил его, правда ли это. Пирр, уличаемый Филагрием, хотя и против воли, выдал деньги. Но Константин страдал хронической болезнью и ради хорошего воздуха жил во дворце, построенном им в Халкидоне. Филагрий, видя его больным и предвидя близкую кончину, опасался вражды к себе со стороны Ираклия и Мартины. Посему он посоветовал Константину написать войскам, чтобы в случае его смерти они позаботились о его детях и не допустили бы обижать и устранять их от царства. Константин, сочувствуя этому, поручил Валентину, оруженосцу Филагрия, письмо и про- —402— чее, что относилось к этому делу и послал его к войску, причём дал ему денег в количестве пятидесяти тысяч и сверх того ещё шестнадцати тысяч монет, думая склонить офицеров после своей смерти восстать против Мартины и её детей. Константин царствовал с отцом двадцать восемь лет и умер, процарствовав ещё сто три дня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Четырнадцатый день. Поуч. 1-е. Св. Кирилл, просветитель славян. (Заслуги его для славянского мира). I. Св. церковь ныне празднует память св. Кирилла, просветителя славян. Св. Кирилл до принятия монашества назывался Константином. Был у него брат Мефодий. Родом они были из г. Солуня – того самого, куда ап. Павел писал свое послание; происходили они от родителей благочестивых, которых звали Лев и Мария. Отец вскоре умер, а Константина отдали в училище, где он с любовию занимался науками. На 15 году Константин был вызван в Царьград ко двору в соученики юному царевичу наследнику Михаилу, чтобы примером Константина заохотить наследника к учению и ко всему прекрасному. В числе учителей здесь был Фотий, ученейший муж своего времени, впоследствии патриарх константинопольский. Он полюбил Константина и даже сдружился с ним. Константин успел во всех познаниях, как нельзя более, и за свою ученость получил название философа. Вскоре он был посвящен в священники и был назначен библиотекарем при храме св. Софии, а потом учителем в одном высшем учебном заведении, где назначено ему преподавать философию и языки, которые он знал в совершенстве; но не лежала его душа к жизни мирской, – он искал уединения, желал быть отшельником, для чего и удалился на одну гору в монастырь; здесь сошелся он с братом своим Мефодием, который ранее оставил мир, и вместе с ним проводил время в посте, молитве и ученых трудах. Промысл, неведомо для них, готовил братьев к великому подвигу – просвещению славян. В 862 году некоторые славянские князья прислали в Константинополь к греческому императору послов с просьбою прислать просвещенных людей, которые бы сообщили славянам учение Христово и службу церковную на родном славянском языке, так как вера Христова преподавалась славянам этим на языке латинском, для славян непонятном. Царь и патриарх решили на это дело позвать Константина. Константин не отказался. «Хоть я слаб и болен телом, – сказал он, – но иду к славянам с радостию». Но труд этот был нелегкий. У славян не было своей азбуки. Нужно было славянскую азбуку изобрести, и тогда только можно было переложить священные и церковные книги на понятную для славян речь. Константин наложил на себя 40-дневный пост и в монастырском уединении молил Бога вразумить его составить славянскую азбуку. Молитва его услышана. Азбука была им составлена. Многия буквы были взяты с греческого языка, другие изобретены вновь. Константин немедленно приступил и к переводу священных книг, с греческого на язык славянский. Переведены сначала самые нужныя. Первыя слова, переведенные им, были величественные слова пасхального Евангелия: «в начале бе слово и слово бе к Богу и Бог бе слово». Слова, читаемые в Светлое Воскресение, как бы предвещали и духовное воскресение славянских народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

12 февраля. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. [Почти тысячу лет назад в Константинополе среди богословов и монахов разгорелся спор: кто из святых является самым великим. Благочестивые образованные люди разделились на три партии, одна из которых считала таковым Василия Великого, другая — Григория Богослова, третья — Иоанна Златоуста. У каждой партии были свои аргументы в этом споре, на компромисс идти никто не хотел. И тогда все три святителя явились во сне Иоанну Мавроподу митрополиту Евхаитскому, повелев ему засвидетельствовать, что все они находятся в полном согласии друг с другом и желают, чтобы этот раздор среди церковных людей был прекращен. После того как митрополит рассказал всем об этом чудесном явлении, споры были прекращены. В честь этого события и был установлен праздник, прославляющий трех вселенских учителей и святителей]. Ил.: Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.  - С.4;     15 февраля. Сретение Господне. [На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола. В переводе с церковнославянского слово «сретение» — встреча. Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме младенца Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию]. Ил.: Симеон и Иисус. Андрей Шишкин. 2012. - С.4; 19 февраля. День памяти вмч. Феодора Стратилата. [В переводе на русский язык Стратилат означает «воевода». Феодор был крупным военачальником в римской армии. За выдающуюся храбрость и воинские успехи император отдал ему в управление Гераклею — портовый город, расположенный на южном берегу Черного моря. Узнав, что император Ликиний начал гонения на христиан и собирается приехать в Гераклею, Феодор попросил императора дать ему изваяния божеств на некоторое время, чтобы он смог лично почтить их у себя дома молитвой и жертвами. Ликиний с радостью согласился и приказал отвезти драгоценные статуи в дом градоначальника. Успокоенный император даже предположить не мог, что за этим последует. Когда золотые и серебряные изваяния оказались во дворе Феодора, он изрубил их на мелкие куски, которые потом два дня раздавал городской бедноте. Когда император прибыл в город, Феодор спокойно признался в том, что действительно разбил всех идолов и раздал обломки беднякам: «Смотри, Ликиний! Теми, кого ты почитал за богов, теперь владеют нищие. Подумай, стоит ли поклоняться божествам, которые не смогли защитить даже самих себя?» Разъяренный Ликиний тут же велел предать Феодора жесточайшим мучениям, после чего святой Феодор был казнен через усечение головы]. Ил.: Святой Феодор Стратилат. Византия, XI век. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

III. Борьба папы Николая I-ro с патриархом Фотием Письмо Фотия к папе тотчас после собора 861 года, – содержание письма: Фотий ратует за самостоятельность и права Константинопольской церкви; – ответное письмо папы (862 г.), в котором он излагает учение о главенстве римской церкви и отвергает ·патриаршеское достоинство Фотия; – другое письмо папы к императору Михаилу III (того же 862 г.), с указанием необходимости низвергнуть Фотия с кафедры. – Дальнейшая фаза в развитии борьбы Николая с Фотием: папа лишает этого Константинопольского патриарха не только епископского достоинства, но и звания простого клирика (Римский собор 863 г.); – новое письмо императора в папе (865 г.), составленное в интересах защиты независимого положения Константинопольской церкви; – ответное письмо папы к императору, выражающее притязании римского епископа на власть в церкви Константинопольской и уничижающее права и достоинство этой последней, – в этом же письме Николай требует, чтобы Фотий и Игнатий прибыли на суд папы в Рим, или же, чтобы они прислали сюда для той же цели уполномоченных каждый от себя; пренебрежительное молчание Востока вместо ответа на это письмо. – Последствия письма папы Николая († 867 г.) к императору Михаилу и Фотию, – причем в первом из них он объявляет, что «Фотий никогда не дождется снятия с него запрещения священнослужения и утверждения в патриаршеском достоинстве» – Замечания о Константинопольском соборе 867 года, провозгласившем осуждение на папу Николая. Папское посольство возвратилось из Константинополя в том же 861 г. Папа остался крайне недоволен действиями своих легатов; не того ожидал он от их деятельности. Вслед за возвращением папских послов в Рим, из Константинополя прибыло посольство от императора Михаила III и Фотия. Но эго посольство не только не умиротворило папу, а повергло его еще в большую досаду. Полученные письма от императора и Фотия говорили с папой в таком роде, какого никак не могло выносить его гордое сознание своей власти и значения. Письмо императора не дошло до нас, но и по письму Фотия можно уже судить, как должно было подействовать на папу византийское посольство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

VIII век Иконоборчество и Седьмой Вселенский Собор Необходимым отличием любого православного храма является наличие икон. Изображения, которые Церковь стала позднее называть священными, стали появляться в местах богослужения с первых веков христианства. Одни из первых икон мы видим в римских катакомбах. Повсеместно же почитание икон вошло в церковную жизнь к V веку. Однако нередко в народной жизни почитание священных изображений принимало искаженные формы. Церковь , преодолевая язычество, порой сталкивалось с заблуждениями, которые граничили с идолопоклонством. Это не могло не волновать отцов Церкви. Видя искаженные формы почитания икон, некоторые священнослужители прямо называли иконопочитание идолослужением. Такое отношение к иконам разделял и император Лев Исаврянин. Задумав истребить иконопочитание, император полагал, что это поможет ему вернуть утраченные империей области, а иудеи и мусульмане, не почитающие изображений, сблизятся с христианством. Уничтожение икон император начал в 726 году, издав указ против поклонения им. Он приказал поднять все иконы в храмах на такую высоту, чтобы народ не смог к ним прикоснуться. Распоряжению императора воспротивился патриарх Константинопольский Герман. Патриарха поддержал и Римский папа Григорий. Он написал императору, что Рим уйдет из-под его власти, если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания. Предостережения не подействовали. В 730 году император велел воинам снять и разбить особо чтимую икону Христа над воротами его дворца. Один из воинов поднялся по лестнице, чтобы выполнить приказ, но толпа не дала закончить издевательство. Народ в пылу негодования опрокинул лестницу и предал смерти упавшего воина. По приказу императора главные виновники расправы были казнены, патриарх Герман низложен. По указу императора иконы были вынесены из храмов и сожжены, а епископы, противившиеся этому, изгнаны. Но иконы можно было удалить из храмов только в пределах восточной части империи. В Сирии, которая находилась под властью мусульман, а также в Риме Лев не мог заставить выполнить свой указ. Против гонения выступил знаменитый Иоанн Дамаскин , бывший статс-секретарем при халифе Дамасском. Его замечательные слова в защиту святых икон привлекли всеобщее внимание. Желая отомстить Иоанну, Лев оклеветал его, написав халифу, что его министр – изменник. Впоследствии Иоанн принял монашество и удалился в один из палестинских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

А.М. Величко LI. Император Роман III Аргир (1028–1034) Глава 1. Новый «Марк Аврелий» Однако, как показали уже первые дни царствования Романа III Аргира, выбор Константина VIII едва ли можно назвать удачным. Все современники отмечали, что новый император отличался крайним тщеславием и самомнением. Внешне он во всем походил на царя: его выделяли из толпы изящество манер, прекрасный голос, высокий рост и истинно царская наружность, но, к сожалению, содержание много отличалось от формы. Внезапная слава, почившая на челе Аргира вместе с царским венцом, разбудила его воображение, и Роман III почему-то решил, что должен войти в ряд таких прославленных императоров, как Август, Траян, Марк Аврелий, св. Юстиниан I Великий, и навечно обессмертить свое имя. Эта навязчивая идея бросала Аргира от одной деятельности к другой, внося хаос и смятение в устоявшиеся основы византийской жизни, – хрестоматийный пример человека, получившего больше того, чем для него рассчитала природа. Как человек образованный, хотя и неглубоко, он задался целью возродить литературу и науку. Нередко, сняв царскую одежду и облачившись в философскую мантию, василевс вел диалоги с учеными мужами. Попутно, посчитав себя опытным богословом, Роман III возмечтал воссоединить Армянскую церковь с Кафолической Церковью. Он смело ринулся в исследование тонких богословских вопросов, ревнуя к славе св. Юстиниана I Великого, однако вскоре охладел к теологии, оставив свои «исследования» неоконченными 729 . Попутно Аргир пожелал прослыть победоносным полководцем, и какое-то время тщательно изучал военную теорию. По натуре кроткий и тихий, он напускал на себя воинственный пыл и грозился разгромить всех врагов Римской империи на Западе и Востоке. Когда же чуть позднее выяснилось, что военные таланты царя – фикция, а богословие не нуждается в его исследованиях, Аргир открыл для себя новую сферу применения горячечной фантазии. Как всегда цельно и энергично, но по обыкновению довольно бестолково, император ринулся в пучину финансового и государственного управления, воображая, что его истинное призвание – мирная деятельность. К сожалению, как мы увидим, василевс заблуждался и на этот счет 730 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Величко XLVI. Император Роман II (959–963) Глава 1. Возврат Крита. Триумф византийского оружия в Сирии Краткое царствие 21-летнего императора Романа II вначале обещало Римскому государству много благ. Юный василевс был крепок телом, красив лицом и статен. Стройный, как кипарис, высокий мужчина с копной светлых, пшеничных волос, с красивыми глазами и «римским носом», розовощекий, спокойный, приятный в беседах, он вызывал любовь у народа и восхищение у женщин. Воспитанный отцом как ученый, Роман II прекрасно владел словом и письмом и относился к числу самых образованных людей своего времени. Во многом походивший на отца – и внешне, как мы могли убедиться, и по складу характера, император всегда находил время, чтобы помимо государственных дел заняться любимыми забавами. Правда, со временем его интересы изменились, и вместо научных бесед василевса все более стали увлекать охота – царь был страстным охотником, игра в мяч, состязания на ипподроме и пиры 422 . Но этот юноша вовсе не был прожигателем жизни, как иногда пытаются показать. Уже первые шаги нового царя показали, что на трон взошел человек, наполненный чувством ответственности за судьбу Римской державы и прекрасно разбирающийся в своих обязанностях. «Он любил родину, как мать», – скажет впоследствии о нем анонимный летописец, и это истинная правда. Иными словами, Роман II был настоящим самодержцем. Первым делом император воздал почести некоторым престарелым товарищам и помощникам покойного отца, которым Византия была обязана последними победами. Но вслед за этим... удалил их от дел, набрав себе новый штат сановников. Согласно последней воле Константина Порфирородного, главой синклита царь поставил друнгария флота, препозита Иосифа Вринге, способного (хотя и надменного) администратора, сосредоточившего в своих руках многие вопросы государственного управления. Протоспафария Иоанна Хирина он возвел в достоинство патрикия и назначил великим этериархом. Другой любимец императора, протоспафарий Сисиний, ученый муж и опытный государственник, стал логофетом геникона (начальником податного ведомства). Эпархом Константинополя приказом царя был определен другой ученейший человек своего времени, его близкий друг, Феодор Дафнопат. Опытные юристы и благочестивые люди, они поддержали тот режим законности, который царил при императоре Константине VII, становясь, по словам летописца, «судьями для обидчиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава IX. Император Михаил Косноязычный Император Михаил Косноязычный (820–829 г.); его отношения к почитателям икон; деятельность препод. Феодора за это время; последние дни жизни его и блаженная кончина (826 года 11-го ноября) Кто же занял императорский престол после Льва Армянина? Убийца его, Михаил Травл (Бальб,– Косноязычный). Прямо из темницы в цепях воссел он на трон. Нет слов, слишком резок был переход. Но в Византии в то время подобные явления были не редкостью и едва ли вызывали особенное удивление в современниках. Да и лично для Михаила подобный переход из тюрьмы на трон был продолжением счастливых неожиданностей. Бедный фригийский поселянин, кажется, цыган, а по вере сектант павликианин, пришел он в Константинополь искать счастья в рядах войска. Хотя Михаил имел недостаток речи, косноязычие, – и был малообразован 219 , однако это не помешало ему возвыситься до видного положения в войске, стать другом императора Льва Армянина и, наконец, занять царский престол. Как убийца императора Льва, Михаил этим злодеянием уже показал, что он не будет слепо следовать по стопам убитого и поруганного им царя. Жгучим вопросом в то время был, конечно, вопрос о почитании икон. То или другое отношение к этому вопросу должно было немедленно обнаружить направление и дух нового царствования. Как и следовало ожидать, гонения на иконопочитателей прекратились. Император издал указ, в силу которого все томившиеся в темницах за иконопочитание, получали свободу, изгнанные – право возвратиться на место жительства. Смирнскому узнику, преп. Феодору Студиту возвестили о милости нового императора. Последнему он пишет приветственное письмо, в котором убеждает его восстановить почитание икон и чрез это вступить в единение с вселенскою церковью 220 . Феодору неизвестны были намерения и планы царя. Он ожидает перемен к лучшему, но еще не может с полною уверенностью говорить об этом. Дарованная императором милость еще не означала возвращения его к порядкам церковной жизни времен вселенского седьмого собора. Но пока нужно было пользоваться этою милостью. Преп. Феодор решился возвратиться в свой Студийский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Закрыть Русский царь Гарри Виндзор: пора привыкать? В СМИ начата информационная кампания по подготовке воцарения английского принца на Российский Престол 13:03 10.05.2011 3500 Время на чтение 5 минут Бывший дипломат Александр Баунов считает, что Россия должна предложить английскому принцу Гарри возглавить Российский Престол, сделав его первым Русским Царем после правления Императора Николая II, передает ИноСМИ.ru со ссылкой на британскую газету «Daily Mail». «Пусть он принимает парады, наносит визиты, дает званые обеды и рассылает новогодние поздравления», - так мыслит себе роль Императора г-н Баунов. На его взгляд, после волны российского энтузиазма, связанного со свадьбой принца Уильяма в Лондоне , на которой принц Гарри играл роль шафера жениха, русские «несказанно обрадуются» восстановлению монархии в России. Александр Баунов полагает, что принц Гарри может играть символическую роль главы российского государства, а это позволит премьеру Владимиру Путину и Президенту Дмитрию Медведеву сосредоточиться на политике и управлении страной. «Вся наша придворная жизнь вращается вокруг тучных депутатов Госдумы, бездарных певцов и выпускников различных реалити-шоу», - отмечает бывший дипломат. «Глядя на свадьбу (принца Уильяма. - РНЛ ) и подготовку к ней, я подумал, что нам было бы неплохо восстановить здесь монархию», - признался он. По словам бывшего дипломата, «в жилах принца Гарри немало царской русской крови». Он отмечает, что прапрабабушкой принца Гарри была Великая Княгиня Ольга Константиновна Романова, внучка Императора Николая I и кузина Императора Александра III. Она стала королевой Греции и бабушкой принца Филиппа по отцовской линии. «Более того, король Георг V [правивший Британией c 1910 по 1936 годы], был кузеном нашего Царя Николая II, поэтому британские принцы его дальние внучатые племянники», - отмечает он. А.Баунов считает, что будет весьма просто найти принцу Гарри симпатичную русскую невесту и сделать его символическим Царем с троном в Кремлевском дворце. По его словам, восстановление монархии вернет высокие качества российского высшего общества. «Очевидно, бывший сотрудник МИДа предложил Гарри на царство, чтобы начать дебаты в России, где мало кто поддерживает идею возрождения монархии, а также, чтобы высмеять нынешних ее правителей», - пишет британская газета «Daily Mail».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/10/ru...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010