Обозначим лишь некоторые вехи отечественного славянофиловедения за последние 45 лет. В 1969 г. журнал «Вопросы литературы» провел дискуссию на тему «Литературная критика ранних славянофилов», ставшую важным событием в духовной жизни страны. В 1978 г., а затем в 1994-м выходят в свет сборники статей, посвященные славянофильству. 2788 В октябре 2003 г. создается Институт русской цивилизации, целью которого является творческое объединение ученых и специалистов, занимающихся изучением истории и идеологии русского народа. Приоритетным направлением деятельности Института стало издание 30-томной «Энциклопедии русского народа», а также научная подготовка и публикация в серии «Русская цивилизация» наиболее значимых книг русских мыслителей, отражающих главные вехи в развитии русского национального мировоззрения. В этой серии активно переиздается и наследие славянофилов. 2789 Кроме того, Институтом были опубликованы две книги А. Д. Каплина о славянофилах. 2790 В 2006 и 2009 гг. увидели свет два фундаментальных издания: антология текстов славянофилов и их критиков «Славянофильство: pro et contra» и историческая энциклопедия «Славянофилы». 2791 В конце 2008 г. при отделе Новой русской литературы Пушкинского Дома (Института русской литературы РАН) был создан Центр по изучению традиционалистских направлений в русской литературе Нового времени, который осуществляет системное изучение наследия таких литераторов, как А. С. Шишков, П. А. Вяземский, С. П. Шевырев, славянофилы (от братьев И. В. и П. В. Киреевских и А. С. Хомякова до И. С. Аксакова и Н. П. Гилярова-Платонова ), Ф. И. Тютчев, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев ; из позднейших – К. П. Победоносцев , В. В. Розанов , П. П. Перцов, И. Ф. Романов-Рцы, С. Ф. Шарапов, С. Н. Дурылин, М. М. Пришвин, Б. К. Зайцев – вплоть до А. И. Солженицына. 2792 На базе Центра издается серия «Славянофильский архив», в которой на данный момент опубликовано две книги. 2793 Наконец, посмотрим, как издается и как изучается наследие славянофилов на примере одного из них – Ивана Сергеевича Аксакова. За последние тридцать лет в советской и постсоветской России (а также в Белоруссии) увидело свет 14 его книг (в две из них включены и произведения его брата Константина). 2794 Начиная с 1972 г. о деятельности, трудах и взглядах Ивана Сергеевича защищены 9 кандидатских диссертаций (4 исторических, 4 филологических и одна политологическая), 2795 опубликованы 3 монографии. 2796 В 2009–2012 гг. под нашей редакцией изданы 4 выпуска, составивших 8 книг, материалов для летописи жизни и творчества И. С. Аксакова. 2797

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Боровский Вацлав Вацлавович (1871 – 10 мая 1923), полпред РСФСР в Италии с 1921 г. Убит в результате покушения Ворошилов Климент Ефремович (1881 – 2 декабря 1969), маршал Советского Союза Врангель Петр Николаевич (1878 – 25 апреля 1928), одни из руководителей Белого движения. В 1920 г. Главнокомандующий Русской Армии в Крыму и Польше. В эмиграции с 1920 г. Врашников, заключенный, бывший управляющий кавказскими владениями графа И. В. Воронцова-Дашкова (1837–1916) Врублевский, заключенный польский ниженер Буль Леонид Давыдович (1899 – 28 июля 1937), начальник Московского уголовного розыска (1931–1933), начальник МВД Саратовской области. Расстрелян Высоцкая, купчиха, сотрудница лагерного театра Высоцкий [Высотский] Сергей Константинович, врач. Арестован в декабре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где работал в лагерном лазарете. Связь с родственниками прервалась в 1928 г. Г Г-ский, мичман, возможно, имеется в виду, описанный в воспоминаниях Д. С. Лихачева, Николай Николаевич Горский, отбывавший на Соловках 10-летний срок заключения Гавриил (Абалымов Николай Николаевич) (1881      –      31 июля 1958), епископ Осташковский, викарий Тверской епархии. Арестован в 1923 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где в июне 1926 г. вместе с другими архиереями принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов» Гагаринова Ольга, заключенная Гайдн Франц Иозеф (1732–1809), австрийский композитор Галкин, см. Зайцев Гандлевская Зора Борисовна (1897 – 2 июля 1987), анархистка Ганс-Милованов, см. Милованов Гарасева Анна Михайловна (1902 – 11 декабря 1994), анархистка Гарасева Татьяна Михайловна (1901 – не ранее 1997), анархистка Гаррик Дейвид (1717–1779), английский актер Гастоша, литературный персонаж Гвидон, литературный персонаж Гельтман (Митропольский, Гельтман-Митропольский) Абрам Исаевич (1878 – 2 декабря 1937), социалист-революционер. В январе 1923 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. В1925 г. переведен в Верхнеуральский политизолятор. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получается, что все происходило так, как сказано в Библии: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее» (Быт. 1:11), или, если перевести это на современный язык: «да будут биополимеры и да работает механизм синтеза белков под управлением сохраняющих генетическую информацию нуклеиновых кислот». По воле Творца законы химии, зависящие от значения электромагнитной константы, таковы, что заранее предусматривается, чтобы углерод обладал свойством образовывать цепи и чтобы существовали два типа химических связей — сильные и слабые. Дело в том, что ответственные за передачу потомкам «рода и подобия» предков двойные нити ДНК должны быть достаточно прочными на разрыв и достаточно податливыми на расщепление, без которого не начнется синтез белков, а это достигается тем, что по длине ДНК удерживается сильными связями (ковалентными), а по толщине — слабыми (водородными и ван-дер-ваальсовым). Представляете, с какой колоссальной точностью нужно было выстрелить электромагнитной постоянной, чтобы убить ею даже не двух, а сразу трех зайцев!   И снова видим тут действие Разума, неизмеримо превосходящего наш с вами. Он явно ставил перед собой цель создать подходящие физические условия для существования живых организмов. Это значит, что физика есть не что иное, как подножие биологии, и самостоятельного значения она не имеет. Это и есть «антропный фактор». Учение эволюции утверждает, что признаки, позволяющие организмам выжить, имеют адаптационное происхождение, то есть сформировались в ходе естественного отбора. Но ведь один из главнейших таких признаков — «хорошо настроенная» физика, запрятанная в глубины биоматерии, а как она могла адаптироваться к биологии, если существовала за миллиарды лет до нее? Как путем проб и ошибок могли сформироваться нужные для выживания организмов значения управляющих материей констант? Скажем несколько слов о самом термине «антропный фактор». «Антропос» по-гречески — «человек», так что тут вроде бы подразумевается, что физика заранее нацелена на появление именно человека. Однако из того, что было сказано, это не вытекает: мы убедились лишь в том, что она нацелена на жизнь вообще. Тут мысль ученых как бы обгоняет сама себя, подсознательно вспоминая библейский тезис, что человек есть венец творения, то есть что биология «хорошо настроена» на человека. И это абсолютно верно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Некоторые исследователи полагают, что Лермонтову неведомо было покаянное чувство. Так, М. Гершензон в статье «Мудрость Пушкина» пишет: «Пушкин знал “змеи сердечной угрызенья”». Все помнят стихи: И, с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. «Такого покаянного псалма, — утверждает Гершензон, — никогда не мог бы написать Лермонтов. В его поэзии нельзя открыть ни малейших признаков покаяния. Чувство греха чуждо ему» . Тех же мыслей держался известный джорданвилльский культуролог архимандрит Константин (Зайцев). Он писал, что у Лермонтова «раскаяния, того раскаяния, которое примирило Пушкина с Богом, — нет!» Другой исследователь творчества Пушкина и Лермонтова, знаменитый первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский), разделяя взгляд Гершензона на личность Лермонтова, настаивал на том, что «Пушкин, несомненно, ближе, чем Лермонтов, подошел к православно-христианскому мировоззрению» . Можно было бы привести и иные примеры похожих высказываний. Подобное отношение к величайшему поэту является свидетельством непонимания отличительных особенностей его внутренней жизни. Покаянная деятельность, выражаемая в сокровенных самообличениях, в тайных воздыханиях о собственном несовершенстве и совершаемая личностью в потаенных глубинах своего духа, присуща любому мыслящему человеку, наделенному инстинктом правды. Лермонтов, как известно, обладал редчайшей способностью видеть любую фальшь как в самом себе, так и в окружавших его людях. Его глубокое знание человеческого сердца, его беспощадный, не знавший снисхождения самоанализ были уникальными свойствами его личности. Нельзя забывать и о том, что Лермонтов был также наделен способностью духовного созерцания божественного мира. Такие стихотворения, как «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Ветка Палестины» и некоторые другие, говорят о том, что религиозно чуткая душа поэта в иные мгновения достигала чистого боговедения и удостаивалась высших откровений. «И в небесах я вижу Бога», — говорит лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». Русская поэзия ни до, ни после Лермонтова не достигала такого удивительно дерзновенного и в то же время простого приближения к Творцу. Никто из русских поэтов, даже Пушкин, не смог бы повторить за Лермонтовым этих глубоко волнительных и искренних строк: «…я вижу Бога». Лермонтов — единственный поэт, которому дано было испытать тайну мироздания с такой поразительной откровенностью, какой не удостаивались не только другие поэты, но и многие религиозные деятели, посвятившие свою жизнь непрестанному служению Богу.

http://azbyka.ru/fiction/tajna-lermontov...

Невидимыми нитями молитв Святой Руси была оплетена тогда казалось бы забывшая Бога Россия. Невидимая рука хранила казалось бы завзятых атеистов. Даже самые враждебные к большевистскому режиму наблюдатели не могли не заметить в нем какого-то странного движения, каких-то парадоксальных уподоблений, не отчуждавших его от русского начала (что, казалось бы, диктовала вся коммунистическая программа), а напротив — приближавших его к русскому идеалу. Архимандрит Константин (Зайцев) — ученик П.Б. Струве и один из глубочайших мыслителей русской церковной эмиграции, писал, нащупывая сквозь свою обостренную (и вполне понятную) ненависть к советизму удивительные парадоксы: «Не является ли СССР… обезбоженным и обездушенным универсально крепостным государством, организационно весьма близким к опыту древней Москвы, только… с обратным духовным знаком?» (Является, уверенно и обоснованно отвечает наш современник А.И. Фурсов в своем исследовании о русской власти). И, в другой статье: «Самый железный занавес, отделяющий Россию от свободного мира, а равно и та атмосфера неприкрытого Зла, которой дышит советчина, навалившаяся на русский народ — не является ли и это спасительным для формирования грядущих строителей России? Ведь так называемый свободный мир являет собой картину отступления, способную поспорить с советчиной в ее напряженности — только под другим знаком. Если тут нет в такой открытости противления Христу, то с тем большей силой действует прикрытое Ему противление в форме создания разных лже-христов и лже-пророков. Не страшнее ли этот льстивый соблазн того грубого натиска лжи, который имел место в России? Татарское иго сохранило Россию от соблазна латинства, а потом и западного возрождения. Не охранило ли несравненно худшее советское иго Россию от соблазнов несравненно худших? …Прикровенно идет борьба, но это борьба за самое существование мира. Кто враг? Не советская власть, как историческое явление, обозначающее, якобы, начало некоего нового периода истории и в самом себе несущая, якобы, смену, приемлемую и для русского народа и для всего мира, ибо освободившуюся от явно-отталкивающих черт советчины. Врагом является советская власть, как обнаружение, в своей последней, предельно худшей, крайней степени, западнического отступления, зревшего в императорской России, и теперь готового стать вселенским, окончательным, завершительным. Врагом является, в лице советской власти, следовательно, назревающей антихрист.

http://pravoslavie.ru/36759.html

Мои страсти греховные Бог не судит - Он не Судья. Зачем даже заповеди Божии исполнять? За один мой гимн Богу, как Любви и только Любви, Он меня введет в царство славы. Проблема «розового христианства» имеет и миссиологический аспект. Некоторые модернистские проповедники придерживаются мнения, что для оглашения и в миссионерских целях годится все, а уж без «розовой» апологии любви (с умолчанием о Суде) - никуда. Откуда это пришло? То правда, что апостол писал: «Я питал вас молоком, а не твердой пищею...» (1 Кор.) Но является ли «розовое христианство» доброкачественной «молочной» пищей, питаясь которой христианский «младенец» возрастает и приучается к пище «твердой»? Трудно в это поверить! Приведем некоторые актуальные и сегодня мысли Константина Николаевича Леонтьева о «розовом христианстве». «Гуманитарное лжехристианство с одним безсмысленным всепрощением своим, со своим космополитизмом, - без ясного догмата, с проповедью любви без проповеди " страха Божия и веры " ; без обрядов, живописующих нам самую суть правильного учения... - такое христианство есть все та же революция, сколько ни источай она меду. При таком христианстве ни воевать нельзя, ни государством править; и Богу молиться незачем... Такое христианство может только ускорить всеразрушение. Оно и в кротости своей преступно... Добровольное уничижение о Господе лучше и вернее для спасения, чем эта гордая и невозможная протекция отеческого незлобия и ежеминутной елейности... И в монашеских общежитиях опытные старцы не очень-то позволяют увлекаться горячей любовью, а прежде всего учат послушанию, самопринуждению, прощению обид... Доброта, прощение, милосердие, любовь... Они взяли только одну сторону Евангельского учения и зовут ее существенной стороной. Но аскетизм и суровость они забыли? Но на гневных и строгих Божественных словах они не останавливались?» Архимандрит Константин Зайцев писал : «Да, когда кончится мировая история и останется только Бог и в Нем те, кого допустит в Лоно Божие Высшая Правда и Безконечное Милосердие, - тогда останется только Любовь, а все иное упразднится: упразднятся даже наши высшие христианские добродетели Веры и Надежды, ибо останутся без предмета в условиях реализации Царства Божия... Дело идет о соблазне подмены благоговейно-трепетного, бодрственного и трезвенного ожидания Страшного Суда, как преддверия Царства Славы, уготованного человеку от века Промыслом Господним... - подмены этого постоянного ожидания, которое должно составлять некий абсолютный фон всякого человеческого дерзания, напоминая человеку о непереходимой пропасти, лежащий между небом и землей, - чем-то принципиально иным... Настоящая, подлинная, церковно-христианская (а не " розовая " сентиментальная, гуманитарная) любовь - есть целая лестница духовного восхождения». В заключении хочется привести размышления на эту темы современного тверского батюшки о. Георгия Белодурова:

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/15/...

Яркий пример исправительной деятельности пастырской являет знаменитый случай отлучения св. Амвросием императора Феодосия Великого. После бессудного избиения в Салониках семи тысяч, Император, не помышляя о тяжести содеянного, шел в храм. Вход ему был загражден св. Амвросием: «Ты видно не знаешь, сколь тяжело совершенное тобою убийство! И по укрощении гнева ум твой еще не познал содеянного... Как прострешь руки, с коих каплет еще кровь неправедно убитых, и примешь пресвятое Тело Господне?… Удались и не умножай прежнего греха новым. Не отвергай уз, кои Сам Господь свыше налагает. Сии узы и не тяжки и приводят в чувство». Восемь месяцев скорбел отлученный Император: рабам и нищим открыт храм, а для него затворены двери храма и неба. «Пойду, решил он, претерплю справедливые упреки!» Войдя в церковную ограду, он обратился к епископу: «Прошу, чтобы ты разрешил меня и не затворял для меня дверь, которую Сам Господь отверзает всем кающимся». «Какое же ты принес покаяние и чем уврачевал столь глубокие раны?» – спросил св. Амвросий. «Твое дело показать мне лекарство, а мое принять его», ответил император. Какую же епитимью наложил епископ на императора? Он предложил ему издать закон о том, чтобы на будущее время смертные приговоры не исполнялись ранее, чем через 30 дней время достаточное для утишения гнева. Закон был издан, Император разрешен от отлучения. Войдя в храм, он простерся ниц, умоляя Господа о прощении. Задачей духовника по отношению к своим постоянным духовным чадам, а равно и когда принимает он к исповеди впервые к нему приходящих, иногда как бы случайно попадающих под его окормление, возгревать в них такое именно состояние души, которое отвечает именованию в молитве, обращаемой ко Св. Троице на воскресной полунощнице, покаяния «световидным». Уныние, состояние кокой-то обреченности, в смысле подверженности греху; неверие в способность бороться с ним; превращение в темную тоску покаянной настроенности, и это пред лицом Всесильного Бога, подающего благодать Своими щедротами в мере, способной победить всякую немощь, все это должен духовник решительно изгонять из души исповедающегося.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Лекция Седьмая. Таинство Священства Священство есть преемственное посланничество от Бога: «яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» ( Ин. 20, 21 ). «Никтоже сам себе приемлет честь (священства), но званный от Бога» ( Евр. 5, 4–5 ). Словом " священство« обозначается как то сословие людей, которое призвано священноначальствовать, так и то таинство, которым чрез молитвенное возложение рук архиерейских на главу лица избранного, низводится благодать, поставляющая его на данный степень церковной иерархии и освящающая и укрепляющая его к несению иерархических обязанностей. Называется это таинство иначе рукоположением (»хиротония« в отличие от »хиротесии«, когда не особая низводится благодать, а лишь подается благословение при даянии известных отличий), ибо внешней стороной его является молитвенное возложение рук. Так было изначала. Когда посылали Варнаву и Савла, «тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их» ( Деян. 13, 2–4 ). Рукоположение давало Духа Святого: «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы» ( Деян 20, 28 ). Симон , «видев яко возложением рук апостольских дается Дух Святый» хотел купить эти дары ( Деян. 8, 18–19 ). Возложение рук совершается епископами, и только ими, как сказано в первых же двух правилах св. Апостолов: «Епископа да поставляют два или три епископа. Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ». Приступать к таинству священства может каждый достойный православный христианин, способный быть «Божиим строителем» ( Тит. 1, 7 ) в том высоком звании, на которое он призывается, то есть отвечающий как повышенным требованием нравственным в области личной жизни так и требованиям деловым, связанным с предстоящей ему церковно-общественной деятельностью. Принадлежность к наследственному сословию не может почитаться условием необходимым, но практически бытовое воспроизведение начала древле-левитского оказывает неизменно свое действие. Для епископа существует обязательство безбрачия. В первые века христианства такое требование не было обязательным, но уже с апостольских времен епископам дозволялось уклоняться от брака ради подвига воздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Католицизм, недооценивая поврежденность человеческой природы грехопадением, придает благодати значение чисто внешнее: она помогает человеку, но он сам, своими силами, делает добро, «зарабатывает» свое спасение, причем способен приобрести в этом направлении даже больше заслуг, чем ему лично потребно для спасения. В отличие от этого взгляда (полупелагианскаго) и в реакцию против него протестантизм уклоняется в крайность противоположную: он исходит из представления о полной и неисцельной поврежденности человеческой природы, которая покрывается милостью Божией, милосердием Божиим. По вере человека вменяется ему праведность Христа, искупившего грехи человека. Какие, при таком понимании могут быть у человека «добрые дела»? Если католицизм делает излишнее ударение на «добрых делах», то протестантизм вовсе их устраняет. Православию чужды оба этих хода мысли. Для него дело идет о благодатном преображении природы человека, в процессе которого «личное» и «божественное», т. е. собственное волеустремление и благодатная помощь свыше, сливаются воедино. Для Православия немыслимо обособление веры и добрых дел и придание какого бы то ни было самостоятельного значения одним или другой. « О Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию споспешествуемая» ( Гал. 5, 6 ). Конечно, человек спасается чрез веру, но и сама вера не есть «заслуга»: « Благодатью бо есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» ( Еф. 2, 8 ). Конечно, нельзя помыслить спасения без добрых дел: « Как тело без духа мертво, так и вера без добрых дел мертва» ( Иак. 2, 24–26 ). Но разве добрые дела что-либо отдельное от веры? «Как огню свойственно согревать, свету просвещать, воде орошать, учил св. Тихон Задонский , так вере живой свойственно есть дела добрые показывать». Следует вспомнить, что самому понятию веры можно придавать смысл разный. Это явственно отмечали Святые Отцы. «Вера есть несомненное согласие на то, что выслушано с удостоверением в истине проповеданного, по благодати Божией», учил св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Гор(, действительно, должны быть обращены сердца! О Царствии Небесном должна быть, действительно, забота о своей жизни в Вечности! Не бездумным расточителем благодати должен быть священник среди людей, по инерции бездумно следующих былым обычаям, а рассудительным раздаятелем ее, действительно, во спасение, в духовное возрастание, в освящение, составляющее подлинное назначение нашей земной жизни. Что должен, прежде всего, сделать священник? Ознакомиться со своей паствой, инвентаризовать свое стадо под углом зрения своего назначения раздаятеля благодати. Распределить их не по признаку заведомых овец и заведомых козлищ, а по признаку близости или дальности к самому осознанию этого разделения. В приходе как бы две «палаты» намечаются. Одна охватывает тех, кто в какой-то мере, духовной жизнью живут либо к ней пробудившись либо от нее окончательно не оторвавшись. Другая охватывает тех, кто или совсем еще не тронуты духовной жизнью, или отчуждены от нее, если уже не враждебны даже! Это разделение основоположно. Оно должно определять поведение священника как раздаятеля благодати. Но оно никак не должно восприниматься, ни как обособление овец и козлищ, ни как обособление здоровых и больных. Конечно, люди духовной жизни не чуждые свои для священника. Они способны жить общей с ним жизнью, которая и должна быть организуема священником со всей возможной энергией. Но личный состав этих своих может изобиловать разнообразными и порою тяжкими, тягчайшими недугами, которые никак не должны выпадать из поля зрения священника. Конечно, люди чуждые духовной жизни не могут быть своими для священника, поскольку о духовной жизни идет дело. Но они могут быть ему очень и очень близкими по-человечески, во всем обилии их душевных переживаний, от которых иногда, и не так уж редко, путь легко открывается на духовные стези. И состав этих чужих может заключать в себе такие цельные, в нетронутом духовном здоровье, особи, которые требуют не лечения и исправления, а только тщательного и любовного ухода, чтобы всем их существом быть обращенными на стези церковного освящения…

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010