Поселение и культовый центр в 11 км к северо-западу от Корика, на холме высотой ок. 300 м; древнее название неизвестно. В его зап. части сохранилась жилая башня, соединенная с крепостной стеной эллинистической эпохи (царство Олвы) со следами ремонтов позднеантичного времени. На дверном проеме одного из зажиточных домов видны христ. символы. На юж. склоне холма - остатки эллинистического святилища. Есть также остатки жилых домов рим. эпохи, некрополи. На сев. склоне холма находятся 3 большие базилики (длина от 28 до 40 м; V-VI вв.), расположенные рядом одна с другой и скорее всего составлявшие единый комплекс (мон-рь или паломнический центр). Все 3 здания были обычной 3-нефной формы, с нартексами. Базилика 2 имеет едва намеченный трансепт ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 249; Hill. 1996. P. 164-165). Реконструкция плана базилики А в дер. Яныхан Деревня римской и ранневизантийской эпохи; древнее название неизвестно. Сохранились остатки от 30 до 40 жилых домов, цистерн и 2 христианских базилик. Базилики имеют много общих черт; построены, видимо, почти одновременно, но с трудом поддаются датировке в пределах IV-VI вв., поскольку не сохранилось элементов декора. Базилика А (южная; 30×15 м) находилась на холме рядом с центром деревни. Над ее дверной перемычкой обнаружена надпись, где указано, что это храм-мартирий святых Георгия, Конона и Христофора, построенный комитом Матронианом. Ни святые, ни ктитор из др. источников не известны. Есть предположение на основании форм сохранившейся капители и колонны в нартексе, что храм построен в кон. IV в. Но эта версия слишком условна, т. к. эти детали могли быть использованы вторично. По др. версии, храм был построен в кон. V-VI в. Основной объем здания имел стандартную 3-нефную форму. У полукруглой апсиды с востока находились 2 дополнительных помещения с 2 маленькими апсидами, а также квадратной комнатой между ними (вроде мавзолея с куполом). Эти пристройки скорее всего были местом погребения почитавшихся здесь святых. Базилика В (северная; 27×14 м) построена на деревенском кладбище и сохранилась чуть лучше. Хорошо видны ее апсида со сводом триумфальной арки, вост. и сев. стены. Конструкция ее основного объема, вероятно, изначально была похожа на базилику 4 в Канителле. На вост. стене по сторонам апсиды есть следы небольших арок, которые поддерживали галереи 2-го этажа по сторонам алтарного пространства, а также могли соединять триумфальную арку с дополнительными зап. столбами. Впрочем, следов этих столбов в интерьере не обнаружено. Вост. часть базилики была похожа на базилику А. Здесь также были 2 дополнительные комнаты с маленькими апсидами, к-рые могли служить мартириями неизвестных нам святых ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 468-469; Hill. 1996. P. 256-262). Феномен т. н. исаврийской архитектуры V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверного князя; кондак храма. «Слава» – кондак благоверного князя, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной и благоверного князя. Апостол и Евангелие – Недели сыропустной и благоверного князя. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и благоверного князя: «В память вечную...». Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час – по обычаю . В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, ущедри ны...». Читается молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...». Вечерня. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы). Великая ектения. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Октоиха покаянны, глас 8-й – 4 (2 из стиховных стихир на вечерне в Неделю вечера и 2 из стиховных стихир на утрене понедельника) , Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи (мч. Конона Исаврийского, с 5 марта), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Света Божественнаго носило...». Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших. Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первого святого, а стихиры второго святого с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени. Вход с кадилом . «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю; скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю»; стих 1-й: «Спасение Твое, Боже, да приимет мя»; стих 2-й: «Да узрят нищии и возвеселятся»; стих 3-й: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Примечание. Великий прокимен «Не отврати лица Твоего...» поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели поется прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»; стих 1-й: «От конец земли к Тебе воззвах»; стих 2-й: «Покрыюся в крове крил Твоих»; стих 3-й: «Тако воспою имени Твоему во веки».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-17/

И бесы не только освободили святого Конона от разбойников, но по Божиему произволению даже оберегали честь его имени. Ибо если кто-либо из неверующих исаврян дерзал хулить Конона, тотчас на таковых невидимо нападали бесы, и били, так что имя Конона для всех стало предметом почитания и страха. Однажды двое идолопоклонников вспомнили о Кононе и стали поносить его дурными словами. Тотчас же на них напали бесы, били их, протащили по дороге за волосы и повергли хулителей к ногам святого. После того у всех неверующих страх пред Кононом так был силен, что они не дерзали даже помыслить что-нибудь худое про святого Конона. Однажды какой-то человек проник в сад Конона, с намерением украсть яблоки. Но невидимые стражи схватили его, избили и вместе с ослом и мешком, наполненным плодами, привели к святому. Святой дал ему наставление и, заповедав более не красть, отпустил с миром. Одна бедная вдова, во время жатвы, пришла на поле и ходила за жнецами, подбирая оставшиеся колосья. На руках у ней был малолетний единственный ее сын. Вдруг выбежал из леса волк, выхватил ребенка из рук матери и унес его в пустыню. Народ погнался за ним, но догнать волка и освободить дитя из его пасти не мог. Огорченная женщина пришла к святому чудотворцу Конону, плакала и, припадая к ногам его, поведала ему свое горе. Он тотчас дал повеление своим невидимым рабам и те в одно мгновение схватили волка, державшего ребенка в зубах, и поставили пред святым. Святой возвратил матери ее сына живым и невредимым, а волку велел уйти в свое место. В то время настало гонение на христиан, и в Исаврию прибыл с царским указом воевода, по имени Магдон. Воевода прежде всего замучил до смерти святого Онисия в селе Усорове. Потом был взят и святой Конон. Его подвергли многим и жестоким мучениям, принуждая принести жертву идолам. Исавряне, услыхав, что воевода предал мукам святого Конона, собрались во множестве с оружием и отправились к селению Усорову, чтобы умертвить воеводу. Узнав о их намерении, воевода с своими слугами сел на коней и бежал из пределов той страны.

http://pravicon.com/info-2702

  В тот же день память святого Григория, епископа города Констанции, на острове Кипре, скончавшегося в мире.   В тот же день преставление святого благоверного князя Московского Даниила Александровича, в 1303 году.   В тот же день убиение татарами блаженного князя Василия (Василька) Константиновича Ростовского, в 1238 году. Память 5 марта Житие и страдание святого мученика Конона Исаврийского Святой Апостол языков [ 1 ] Павел, во время одного из своих благовестнических путешествий [ 2 ], просветил жителей города Исаврии [ 3 ] светом истинной веры в Господа нашего Иисуса Христа. В это же время в селении Вифании, находившемся в 18 стадиях [ 4 ] от города Исаврии, жил один человек, по имени Нестор с женою Надою. У них родился сын Конон. Когда отрок вырос, родители задумали его женить и обручили его с красивою девицей Анной. Но еще раньше того Конону явился в виде светлого мужа святой Архистратиг Михаил. Научив Конона истинной вере, Архистратиг повёл Конона на реку, крестил его во имя Пресвятой Троицы, причастил Божественных Таин, а затем, осенив его крестным знамением, стал невидим. С того времени отрок исполнился Святого Духа, а Архистратиг Михаил невидимо всегда пребывал с ним. В день брака, жених с невестой, при общем веселии, были отведены в брачный чертог. Здесь Конон покрыл сосудом зажжённую свечу и спросил девицу: — Что лучше: тьма или свет? Девица отвечала: — Свет, конечно, лучше тьмы. Тогда святой Конон открыл свои исполненные Божественной благодати уста и стал убеждать невесту сохранить свое девство и чистоту жизни и веровать во Христа, Истинного Бога. — Это и есть, — говорил он, — свет немерцающий, а плотская жизнь и языческая нечестивая вера — тьма. Девица имела доброе сердце, так что семена слова Божия пали на хорошую почву, и невеста скоро согласилась во всем со своим женихом. Она уверовала во Христа и дала обет сохранить навсегда свое девство. Так эта святая чета жила в девственной чистоте, как брат с сестрой, или, лучше сказать, как два Ангела Божии, подобно серафимам горя любовью к Богу и Ему Единому угождая. Прошло еще немного времени, и блаженному Конону удалось убедить и родителей своих оставить идодопоклонство и обратиться ко Христу. Конон крестил отца своего, мать и невесту, и все они, наставляемые и поучаемые святым Кононом, угождали Богу. Отец Конона, блаженный Нестор, сподобился и мученического венца, быв умерщвлен идолопоклонниками за обличение их заблуждений. Спустя немного времени и мать святого, блаженная Нада с миром отошла ко Господу, а за нею и святая дева Анна, обрученница Конона, переселилась в нетленный чертог небесного жениха Христа. Всех их святой Конон предал честному погребению в одном месте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Исавряне гнались за ним, но не могли догнать его. Найдя святого мученика Конона связанным и покрытого ранами по всему телу и окровавленного, они развязали его и плакали о нем. Отирая его кровь, они мазали ею свои тела, желая получить освящение от крови святого, и с умилением лобызали язвы, принятые им за Христа. Святой мученик сильно скорбел и болел душою, что ему не дали пострадать до конца, ибо он желал умереть в мучениях за своего Христа. После сего верующие отвели святого в его отеческий дом, в селе Вифании, и приложили все заботы, чтобы излечить его раны. Через два года после страданий, святой Конон преставился к Богу. Жители всей Исаврийской страны собрались и плакали о святом. Его погребли вместе с блаженными родителями и со святою его невестою, до конца жизни сохранившею непорочное свое девство. После погребения святого Конона Исавряне задумали обратить дом мученика в церковь. Когда начали рыть землю для фундамента, то нашли в земле тридцать глиняных сосудов, в коих святой Конон заключил бесов. He зная, что находится в тех сосудах, но предполагая скрытое в них золото или серебро, нашедшие обрадовались и разбили один сосуд. Тотчас вышли из него бесы в виде густого и смрадного дыма и, помрачив воздух, произвели страшный вихрь. Все люди пришли в ужас, - некоторые попадали от страха, а некоторые бежали оттуда. Бесы же летали по воздуху и, производя большой шум, призывали друг друга по именам. Все в том селении пришли в сильный ужас, так что никто не осмеливался после солнечного заката выходить из своего дома, ибо ночью являлись многие бесовские страшилища и пугали людей и животных, - что на время было допущено Богом в наказание сребролюбивым людям, ожидавшим найти в сосудах сокровище. По молитвам святого Конона, были прогнаны бесовские привидения. Прочие двадцать девять сосудов, заключавшие в себе бесов, были зарыты под церковью святого Конона. Его святыми молитвами да пребудем и мы всегда невредимы от бесов, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице, во веки.

http://pravicon.com/info-2702

Святой Конон с юных лет сподобился особого покровительства Михаила, который являлся ему и помогал в трудных обстоятельствах. Вступив в брак, Конон и Анна по взаимному согласию жили как брат и сестра, храня девственную чистоту, всецело предавшись служению Богу. Под влиянием святого Конона и родители его стали добрыми христианами. Блаженный Нестор, его отец, за обличение идолопоклонников удостоился мученического венца. Через некоторое время ко Господу преставились мать и жена Конона. Святой Конон похоронил их в одном гробе. Он усугубил подвиги поста и молитвы, стяжав у Господа особую благодать. В преклонном возрасте святой Конон удостоился дара чудотворений. Однажды, по его повелению, волк, похитивший во время жатвы младенца, положенного на поле, принес его в зубах к святому, и таким образом младенец был возвращен матери. Кроме того, по молитвам святого Конона получали исцеление больные оспой. Своей праведностью святой Конон привлек к себе сердца окрестных жителей-язычников. Благодаря его проповеди многие из них обратились ко Христу. Когда в Исаврии при военачальнике Магдоне начались гонения на христиан, святой Конон был схвачен одним из первых. Его жестоко пытали за отказ принести жертву идолам. Узнав об этом, жители Исаврии выступили с оружием в руках, чтобы освободить мученика. Палачи в страхе бежали, и святой Конон был освобожден. Его нашли израненного и окровавленного, но святой не утратил крепости духа и сожалел о том, что не удостоился принять мученическую кончину Христа ради. Святой Конон преставился ко Господу спустя два года. Оплаканный жителями Исаврии, он был похоронен рядом со своими родителями и супругой. Дом его родителей был преобразован в храм. Предание сообщает и о посмертных чудесах святого. Святого мученика Конона Исаврийского не следует смешивать со святым мучеником Кононом градарем (огородником). Последний, родом из Назарета Галилейского, жил в городе Мандоне в Памфилии. Он занимался возделыванием огородов, угождая Богу простотой и невзыскательностью жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преставление пр. Герасима Вологодского. Родом из Киева, он в 1147 г. Пришел на берега реки Вологды и там на ручье Кайсарове основал обитель с храмом во имя Св. Троицы (ныне Троицкая церковь в г. Вологде). Примером своей жизни и поучениями он способствовал утверждению в том крае веры Христовой. Он имел от Господа дар «слепыя разрешати и уставляти лютыя человеков недуги во славу Христа». Преподобный скончался в 1178 году. Мощи его почивают под спудом в Троицкой церкви. – Преставлени е пр. Іоасафа Снетногорсного. Пр. Иоасаф, основатель и игумен Псковского Снетногорского монастыря, был убит напавшими на Псков Ливонскими немцами в 1299 году вместе с другими 17 иноками. Мощи его под спудом в его обители (см. Псков. еп.). 5 . Св. муч. Конна (Исаврийского). Он был сын Нестора и Нады, современников ап. Павла. Своими чудотворениями он привел к вере во Иисуса Христа многих язычников. Однажды, по мощному слову св. Конона, волк, похитивший во время жатвы положенное на ниве дитя, явился с дитятей в зубах к святому, который и возвратил дитя его матери здоровым; кроме того, по молитвам св. Конона подучали исцеление больные оспой. Он пострадал за христианскую веру в Исаврии. Кончина св. Конона последовала чрез 2 года после мучений. Кондак, гл. 3. Чистотою яко ангел на земли пожив, отонудуже собеседник ангелом быти сподобился еси, и родители ко Христову познанию привел еси: и единаго Бога в Троице исповедав, пострадал еси до крове, мучениче Каноне, моли Его непрестанно о всех нас. Муч . Конна градаря (огородника). Родом из Назарета Галилейского, Конон жил в Памфилии, в г. Мандоне, и занимался возделыванием огородов, в простоте жизни угождая Богу. Он страдальчески скончался в гонение Декия. Муч. Иріды. По Х.М., – муч. Ираиды; время и место ее кончины неизвестны. Муч. Елогїа, иже в Палестине. Раздавши по смерти родителей-язычников свое имущество бедным, он сам нищим ходил по Палестине, обращая неверующих ко Христу, за что и пострадал. Муч. Елампїа. Он пострадал за веру во Христа от меча.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Весь Исаврийский народ сильно дивился и прославлял Бога. Когда же тот, у кого было украдено золото, пожелал узнать, кто были воры и вопросил о сем Конона, то святой ответил ему: - Возьми свое золото, и будь доволен тем, что оно возвращено тебе без ущерба, томящихся же в заключении освободи. Тот так и поступил. Слух о сем чуде прошел по всей стране, многие обратились к Богу, и день от дня росла и умножалась Христова Церковь. Спустя несколько времени, святой Конон, пребывая в своем доме в безмолвии, увидал множество бесов, ополчившихся на него, живших на острове и изгнанных людьми из идольских капищ, все они вооружились против святого. Увидав бесов, святой именем Иисусовым связал их, так что они не могли двигаться. Тогда бесы стали молить Конона, что бы он не посылал их в бездну, но пусть повелит им сделать, что ему угодно. Святой, запретив им делать вред людям, послал их на различные работы: одним велел копать в огородах землю и вырывать худые травы, терновники, крапиву, другим вспахивать нивы и сеять на них, иным стеречь плоды, кому пасти стада и охранять их от зверей, кому колоть дрова и носить воду, и исполнять всякую домашнюю работу. Бесы, как рабы и пленники, служили блаженному Конону до тех пор, пока ему было угодно, исполняя с усердием всякое указанное им дело, ибо связанные непобедимою силою Божией, они были порабощены Божию угоднику. Случилось, что ночью на дом святого напали разбойники, надеясь найти у него богатую добычу, ибо он был славен по всей той стране. Связав святого, разбойники хотели пытками заставить его указать место, где спрятано у него золото. Они уже начали его мучить, как вдруг, по повелению Божию, явились служащие святому бесы, схватили разбойников и немилосердно били их; потом развели огонь в печи и стали опалять их тела, а святого освободили из уз. Святой, смилостивившись над разбойниками, запретил бесам, и те прекратили истязания над разбойниками, которые были едва живы. По молитве святого, разбойники пришли в себя, и блаженный отпустил их с миром, дав им заповедь оставить свои разбои.

http://pravicon.com/info-2702

Родом из Назарета Галилейского, жил и трудился в Памфилии, в городе Мандоне, занимаясь огородничеством. Нравом был прост, некнижен, но боялся Бога и хранил заповеди Его. В гонение Декия (251 г.) воевода Публий велел схватить его и принуждал принести жертву идолам; и когда Конон пребыл твердым в своем исповедании, то ему вбили гвозди в ноги и заставили бежать. Мученик изнемог, пал на колена и, помолившись, предал дух свой Богу. Память святого мученика Конона Исаврийского, супруги его Анны и Онисия Родители Конона – Нестор и Нада, жившие в селении Вида- нии, в 80-ти поприщах от Исаврия, были современниками Апосто­лов. Конон, обрученный родителями своими с избранной ими для него невестой – Анною, хотя и исполнил волю их и вступил с нею в брак, но, всей душой преданный единой заботе о будущей жизни в вечности, жил с женой своей, как брат с сестрой, подобно Ангелам, служа и работая Богу. По смерти же отца своего, святого Нестора, который был замучен язычниками за исповедание веры Христовой, похоронив также жену свою и мать, он посвятил всю остальную жизнь свою до глубокой старости Богомыслию и строгому подвижничеству в трудах, посте и молитве. Облагодатствованный от Бога даром ве­ликих чудотворений, посредством их обратил он к Христу жителей Исаврийских. Когда же настало гонение на христиан и в Исаврию прибыл во­евода Мигдон, и начались страдания мучеников, между которыми первый пострадал Онисий, то предан был истязаниям и Конон за со­противление принести жертвы языческим богам. Исавряне, услышав об этом, вооружились и хотели убить воеводу, но тот спасся бегством. Конона же они нашли связанным и тело его покрытым ранами и окро­вавленным. С благоговением припали они к мученику, целовали раны его и собирали кровь, желая освятиться ею... Конон же скорбел, что не допустили его пострадать до конца. Верующие отнесли его на его родину, в селение Виданию, и заботились об исцелении его. Он прожил после того еще два года и скончался, оплакиваемый просвещенными им (во II в.). По древнерусскому народному верованию, он почитается храни­телем детей от оспы; в воспоминание того, что ему дана была власть целить болезни, составлена особая молитва ему от этой болезни. Страдание святого Иоанна Болгарина

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

26 . Свт. Порфирия, архиеп. Газского, мч. Севастиана. 27 . Прпп. Прокопия Декаполита исповедника, Тита, пресвитера Печерского, и Фалалея. 28 . Прп. Василия исповедника, спостника св. Прокопия; прпп. жен Марины и Киры, сщмчч. Протерия, патр. Александрийского, и Нестора, еп. Магиддийского. 29 . Прпп. Кассиана, Иоанна, нареч. Варсанофием, мч. Феоктириста. Март 1 . Прмц. Евдокии, мчч. Нестора, Тривимия, Маркелла и Антония, мц. Антонины, прп. девицы Домнины Сирийской. 2 . Сщмч. Феодота. еп. Киринейского; преставление свт. Арсения, еп. Тверского, прп. Агафона, мч. Троадия, мц. Евфалии девы, 440 мучеников, в Италии убиенных лангобардами. 3 . Мчч. Евтрония и дружины его: Клеоника и Василиска, св. Зинона и Зоила, прп. Пиамы девы. 4 . Прп. Герасима, иже на Иордане; мчч.: Павла и сестры его Иулиании и с ними: Кодрата, Акакия и Стратоника; свт. Григория, Констанции, града Кипрского; прп. Иакова постника, св. Даниила, блгв. кн. Московского; св. Вячеслава, кн. Чешского; блаж. кн. Василия Ростовского, иже и Василько. 5 . Мчч. Конона Исаврийского, Конона градаря (огородника), Ироиды, Евлогия Палестинского, Евлампия и Онисия; прпп. Исихия постника, Марка, постника Египетского; перенесение мощей св. блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина (от мест погребения их в соборную церковь Спасо-Преображенского Ярославского монастыря). Пример мч. Канона градаря († в: III в.) ясно показывает, что можно спастись и в мир, занимаясь самым обычным и простым делом, а не в пустыне только, как думают странники-бегуны. 6 . Свв. 42 мученик, иже во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Милиссена, Каллиста, Васоя и проч.; прп. Аркадия Кипрского, прпмчч. Конопа и сына его Конона. Обретение Честного Креста и честных его гвоздей св. Еленою. 7 . Сщмчч.: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора; свт. Павла исповедника, прпп.: Павла Препростого и Емилиана монаха. 8 . Прп. Феофилакта, еп. Никомидийского; прп. Дометия, сщмч. Феодорита, ап. Емра. 9 . 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия или Екдита, Лиспмаха, Александра, Илии, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Аглая; мч. Урпасиана, св. Кесария.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010