Видение продолжалось не один час, и потом в одно мгновение все стало невидимо. После оного чудного видения о. Серафим, обратясь ко мне, сказал: «Вот какой благодати сподобил Господь нас убогих. Мне таким же образом это уже двенадцатый раз было явление от Бога, вот и тебя Господь сподобил. Вот какой радости достигли! Побеждай врага-дьявола и противу его будь во всем мудрая, и Господь тебе во всем поможет. Призывай себе на помощь Господа и Матерь Божию, и всех святых и меня убогого поминай. Помни и говори всегда в молитве: «Господи, как мне умереть будет, Господи, как мне на страшный суд прийти, как мне, Господи, ответ дать за мои дела! Царица небесная, помози мне!» Итак, ясно, что святые, пребывающие на небесах, имеют общение и с живущими на земле. И это общение, как показал пример преподобного, иногда может сопровождаться и явлениями небожителей необычайными. Все это, конечно, должно утверждать нас в вере в Бога и в любви к Нему, в вере в загробную жизнь и в воздаяние по смерти и вести к тому, чтобы и сами мы старались войти в общение со святыми, переселившимися в мир горний. Как достигнуть сего последнего? Понятно, что чрез святую жизнь, чрез постоянное устремление ума и сердца к небесному, вечному и божественному, а наипаче чрез частое посещение храмов Божиих и благоговейное пребывание в них, где общения с Богом и святыми Его достигнуть легче всего. «Там, т.е. в храмах, – говорит св. Златоуст, – мы с небожителями вместе возносим таинственную оную песнь, вместе с ними воспеваем трисвятое. Там становимся в один лик с серафимами, присоединяемся к сонму небесному, причисляемся к чину ангелов, беседуем с Господом, бываем в обществе с Иисусом Христом». Одно общее торжество составляют и небесные и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Неизреченное милосердие Господа совокупило их вместе, Дух Святой соединил их, Всеблагой Отец согласил их пение в одну стройную песнь. Вот какое близкое общение мы можем получить с Богом и святыми Его в храмах Божиих! Будем же и чрез св. храмы и вообще искать этого общения! Это искание научит нас при жизни на земле телом, жить на небе духом, будет раскрывать пред нами тайны царствия Божия и возбудит в нас ревность к подражанию жизни святых. Аминь. X. О сложении перстов для крестного знамения

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Ст. 8. Ты убо, Господи (воскресший), сохраниши ны. Тебе, о Христе, по воскресении Твоем дадеся от Бога Отца всякая власть на Небесе и на земли. Твое над нами Царство, Твоя над нами держава; Ты убо сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего – от клятвы законной, от коей искупил Ты нас, от смерти, которую попрал смертью Своею, от ада. Сохраниши ны во век. Псалом 12 Ст. 3–6. Таковы, конечно, были чувствования и вопли духов, бывших в темнице ( 1Петр.3:19 ) до воплощения Единородного Сына Божия, до принесения Им правосудию Божию умилостивительной жертвы, до сошествия Его во ад и до воскресения Его из мертвых! Доколе Господи, обетованный в раю и ожидаемый нами непрестанно, доколе забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене? – взывал каждый ветхозаветный дух во тьме и сени загробной сидевший. Доколе положу советы в душе моей, болезни в сердце моем день и ночь? Доколе вознесется враг мой (дьявол держащий) на мя? Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои светом Твоего пришествия к нам и явления, и проч. Ст. 7. Но когда приспело вожделенное для всего мира время спасения, когда Господь Иисус Христос распят, умер на кресте, погребен, и когда, умерщвлен быв плотию ( 1Пет.3:18 ) жив же душою и духом, сошед во ад проповеда сущим там освобождение и изведение их в рай: тогда с коликим восторгом воскликнул каждый дух: ныне возрадуется сердце мое о спасении Твоем, Христе вожделеннейший, Иисусе Сладчайший! С каким пламенным чувством благодарности и веселия воззвали все узревшие Спасителя своего: воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго; пою и воспою Трисвятому имени Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки. Аминь. Пойте, пойте, о дуси и души! Но если бы и нам воспеть с вами Пасху красную, Пасху великую, Пасху Христову. Псалом 13 От. 1. Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Таковых безумцев, отвергавших бытие Бога, было в мире сем не очень много. Зане разумное Божие яве есть в них, Бог бо явил есть им ( Рим.1:19–20 ). Но гораздо больше, и многое множество было народов, кои разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце, глаголющеся быти мудри, объюродеша и измениша славу истинного Бога в подобие образа тленна человека и птиц, и четвероногих и гад ( Рим.1:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Он думал, что можно сговариваться с религиозно-больным, антикосмическим Востоком, держась за авторитет Халкидонского собора. Это, конечно, было абсурдом даже для умеренных монофизитов, каковым был Севир. Юстиниан зазывал Севира в Константинополь, но тот справедливо счел это опасной ловушкой и не явился. Юстиниан начал с системы диспутов, посредством которых он думал переубедить и православную сторону — заставить ее мыслить так же утилитарно политически, как и он — хранитель единства империи прежде всего. Особо парадный диспут состоялся в Константинополе в 533 г., это — так называемый Collatio Constantinopolitana. Ho результат был ничтожный. Присоединился к православию только один епископ — Филоксен Долихийский, правда, с большим числом монахов и клириков. Другие остались глухи. Но Юстиниан был милостив. Он отпустил их по домам. Из них Иоанн Телльский устремился к персидской границе и перешел ее. Он осуществил свой давнишний замысел — утвердить базу монофизитства в Персии. Таким образом, система «уговариваний» дала ничтожные результаты. Непредвиденный богословский указ Юстиниана 533 г . Установившаяся мягкость в отношении монофизитства и в частности пропаганда любимцев Феодоры в Константинополе приносила неожиданные для Юстиниана плоды. Настроение в пользу монофизитов повышалось. В ноябре 533 г. случилось землетрясение. Жители Константинополя, высыпав на улицы, вдруг начали петь Трисвятое с монофизитским добавлением: «Распныйся за ны». а затем послышались крики: «Август, сожги томос Халкидонского собора!» Юстиниан был испуган и издал богословский указ, растянутый и не вполне ясный, в духе вскоре сочиненной им песни «Единородный Сыне и Слове Божий» с формулами: «Одному и Тому же Христу принадлежат и чудеса и страдания». Так понемногу сдавались позиции Халкидонского собора. Этим указом, как единолично императорским приказом иерархии, Юстиниан заложил первый основной камень создания V Bceлehckoro собора. Теперь он всей силой своей власти предписал выполнение своего богословского указа всей иерархии с особым дополнительным насилием над папами и Западом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Скриж.). Само собой понятно, что если женщина родит хотя бы и преждевременно, но младенца живого, то хотя бы последний умер даже непосредственно по выходе из утробы, над матерью его должны быть прочитываемы только обычные молитвы: «жене родильнице», а не «молитва жене, егда извержет младенца» (о. Хойнацкий, 5 стр.). – По разъяснению «Цер. Вестника», священник, приглашённый к родильнице дать молитву и узнавший здесь, что родильница родила мёртвого и сама умерла, правильно поступит, если первые две молитвы «по внегда родити жене отроча» (молитву «егда извержет младенца», конечно, в этом случае не следует читать) опустит, а 3-ю прочтёт с опущением слов, относящихся к жене родившей, прибавив предварительно для благообразия «Трисвятое» и тропарь (Ц.В. 1892, 8; сн. 953 и 955 стр. печатного оригинала). Молитва эта читается непосредственно после извержения отроча в доме извергшей отроча, у её постели, что можно видеть из самого содержания молитвы, сходной с некоторыми местами молитв «по внегда родити жене отроча», читаемых тоже у постели больной; к тому же, эта молитва надписывается: «жене, егда извержет младенца», и в этой молитве прямо встречается выражение: «возстави ю от одра, на немже лежит», что ясно указывает на время и место чтения этой молитвы. По 91-му пр. VI Всел. собора, «и дающии и приемлющии детогубная зелия, убийцы суть». Посему жены извергают плод свой иногда волею и со смертным грехом, а иногда неволею и вовсе безвинно. Когда они извергают плод по своей вине, тогда они осуждаются на продолжительнейшие епитимии; а когда неволею, т.е., по случаю, тогда по рассуждению Властаря, «если это явно случится от навета противника, то родители почитаются невинными». Впрочем, хотя этот случай и достоин милости, но всё же требует некоторых епитимий для успокоения совести извергшей. Ибо есть основание думать, что Господь, хранящий младенцев, попускает быть сему случаю за некоторые тайные грехи родителей. Ибо сказано ( Пс.120:3 ): «не даждь во смятение ноги твоея, и не воздремлет храняй тя Ангел» (Нов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Так бывает, – читаем в рассматриваемом памятнике, – когда постриг совершается за литургией. Если же литургия не служится, то чин пострижения заканчивается ектеньей и отпустом. По отпусте, кто-нибудь из братии постригает нового монаха и, постригая, поет Непорочны (ετα δελφς τις κουρεει ατν, ψλλων κα τν μωμον). Конечно, пострижение нового монаха не всею братией монастыря, но кем либо одним из числа монашествующих, составляет крупную особенность постригальной практики, изложенной в нашем памятнике. По известным нам греческим чинам, такая практика начинается с первых годов XV века. Но, на основании наличности такой же практики в славянских чинах XIV века 656 , начало её в Византии следует относить тоже, во всяком случае, к времени не позже XIV века. Наличность элементов, взятых в чин монашеского пострижения по рассматриваемому памятнику из последования великой схимы, ясна, – думается, – настолько, что в особых рассуждениях с нашей стороны не нуждается. Заметим лишь, что и в представлении редактора чина, этот последний оказывается столь близок к последованию великой схимы, что постриженик несколько раз назван в тексте чина принимающим схиму (τ σχμα τ μοναδικν). XXV τρα κολουθα το γου σχματος το μικρο в Евхологии XVI – XVII в. библиотеки монастыря св. Саввы _ Освященного 568, л. 95 об., 657 , близко примыкает к изложенному последованию малой схимы по Евхологию 450. Последование характеризуется присутствием всенощного бдения, за которым малосхимнические одежды полагаются иди в фалассидий св. престола, или пред главной святыней храма – мощами угодника (μπροαθεν το γου τς μονς), и большим количеством тропарей на литургии. По обилию элементов, заимствованных из последования великой схимы, это последование, пожалуй, превосходит и последование в Евхологии 450. Особенности чина по Евхологию 568 такие. Чин начинается указанием, что если постриг совершается не на литургии, но независимо от неё, то, по благословении священника, читается Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш, Господи помилуй 12, Приидите поклонимся и псалмы: Боже, в помощь мою вонми... и Господи, услыши молитву мою... Затем произносится малая ектенья, и поется Аллилуия, гл. 7, с тропарями покаянными: Помилуй нас, Господи, помилуй нас..., Господи, помилуй нас..., Милосердия двери... Далее – псалом Помилуй мя Боже... и канон схимы. После канона – стихиры схимы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Особой принудительности в признании влияния в данном случае чина крещения на чин великой схимы мы не видим. Ведь в чине крещения всегда полагается пение «Елицы во Христа крестистеся», а в последовании великой схимы по Евхологию 133 об этом пении говорится только как о возможном. Нам кажется, в приведенных словах 133 естественнее усматривать указание на время, к которому по студийской практике в годичном церковном круге приурочивалось пострижение в великую схиму. Как видно из Алексеевского устава, для пострига братий избиралась пасхальная седмица. В дни же этой седмицы вместо Трисвятого на литургии всегда поется «Елицы во Христа крестистеся». Но так как не все монастыри и не всегда строго соблюдали обычай пострижения в монашество на светлой седмице, то Евхологий 133, словами: τ Τρισγιον, σοι ε Χριστν βαπτσθητε... и дает указания, что следует петь в дни светлой седмицы и что должно петь в прочие дни, имея в виду различие на этот счет монастырской практики. Конечно, связанное с службою пасхальной седмицы пение «Елицы во Христа крестистеся» легко могло укрепиться в самом чине великой схимы и могло войти даже в состав его. Этим и надо обяснить, что 73 (274) назначает петь «Елицы во Христа крестистеся» уже без всякой оговорки 334 . XIX При подборе мест св. Писания для апостольского и евангельского чтений устроители богослужебных порядков всегда сообразуются со случаем. Поэтому и при пострижении в монашество естественно было взять из св. Писания места, особенно назидательные для принимающих монашеский постриг. Для апостольского чтения наши памятники указывают из послания к Колоссянам гл. III, ст. 12–16,– все, за исключением 971, который указывает Ефес. VΙ, ст. 10–17, а для евангельского чтения все указывают Мф. Х , ст. 37 XI, ст. 1 335 . Евхологий 73 (274) указывает особые чтения: апостол из послания Иакова, гл. V, ст. 10–20, евангелие от Mф. XI , ст. 27–30 336 . Чтение апостола предваряется пением прокимна: χ, γ». Κριος φωτισμς μου..., στ. Κριος περασπιστς... 73 (274) назначает другой прокимен: Σ ερες ες τν ανα..., στ. Επεν Κριος τ Κυρ μου...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Потом иерей, возложив на себя епитрахиль 649 , полагает начало: Благословен Бог... вслед за которым мы же, то есть певцы и предстоящие братие все вместе глаголют (обычно речитативом) 650 Аминь. Трисвятое и Отче наш. После возгласа поются заупокойные тропари Со духи праведных. Затем следует заупокойная сугубая ектения. Сряду же после ектенийного возгласа: Слава Тебе, Христе Боже, без предварительного Честнейшую и отпуст. По отпусте всия братия рекут гласом, т. е. все вместе возгласят, громко проговорят трижды 651 вечная ваша память достоблажении отцы и братия наши, приснопоминаемии, завершая каждое возглашение поклоном по дню – земным или поясным. Это трогательное воззвание и поклонение особенно умилительно и знаменательно. Это не молитва за усопших. Это обращение к самим умершим, как к живым, с приветственным пожеланием, подобно тому, как в других случаях молящиеся обмениваются взаимными приветствиями: Мир всем! И духови твоему! Ис полла эти деспота! Это лишний раз наше исповедание, что хотя поминаемые нами и умерли, но они живы о Господе, что они слышат наши обращения к ним и во время молитвы как бы соприсутствуют нам в храме. И поклонения, заключающие каждое воззвание и соединяемые, конечно, с крестным знамением, сближают эти обращения к усопшим с нашими молитвенными и приветственными обращениями к святым. Это – выражение нашей надежды, что все достоблаженные отцы и братия наши, в вере православной пожившие и скончавшиеся, по молитвами Церкви и по их и нашей вере, в той или иной мере становятся и нашими загробными молитвенниками. В заключении всего чина литии рекут по малу и по легку ecu, т. е. опять все братия вместе проговорят или пропоют, но на этот раз не так громко, как перед сим Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко благ и человеколюбец, – трогательное объединение «их» и «нас» в одной общей молитве, как сомолитвенников, как составляющих единое тело Церковное ( Еф.4:4 ). Обычная лития совершается в качестве дополнения к общественному богослужению и как общее, не заказное, поминовение всех усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Глас 2: Правило веры и образ кротости/яви тебе стаду твоему Христос Бог,/святителю Николае,/в Мирех убо благоухающу ти/всюду сияют светло Божественная твоя исправления,/сирых и вдовиц предстателю./Темже молися непрестанно/спасти души наша. Отче Николае,/мироположница мощей твоих Миры обогащает,/в нихже и связанныя неправедно осужденныя,/во сне царю явлься,/и твоим явлением свободил еси от смерти, и уз, и темницы,/но и ныне, якоже тогда,/и присно явлением твоим явися,/моляй о душах наших. Слава, глас 5: Вострубим трубою песней,/взыграем празднственная и ликовствуем, радующеся,/в молебное торжество Богоноснаго отца,/цари и князи да стекутся,/иже сонным страшным явлением царя препирающа/неповинно держимыя три отпустити воеводы да воспоют;/пастыри и учители,/Доброму Пастырю подобноревнительна пастыря,/сошедшеся, восхвалим;/иже в недузех – врача, в бедах – избавителя,/грешнии – заступника, нищии – сокровище/и иже в скорбех – утешителя,/спутника – путешествующии,/на мори сущии – правителя/и вси везде тепле предваряюща./Великаго святителя/восхваляюще, сице рцем:/пресвятый Николае, предвари, и избави нас от настоящия беды,/и спаси стадо твое молитвами твоими. И ныне, праздника. По Трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне, праздника. Славословие великое. Ектении и отпуст. Знаменуются же братия святым елеем от кандила святаго. И час 1-й, и конечный отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны: от канона праздника, песнь рядовая и святаго песнь 3-я, на 4. Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе/и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Апостол ко Евреем, зачало 335, Аллилуия, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Евангелие от Луки зачало 24. Причастен: В память вечную: МОЛИТВА О всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3) Чтение: «Приидите поклонимся» (3-ды), по указанию некоторых (см. Пособие, 329 стр.), от нед. ап. Фомы до Вознесения на всех часах отменяется. Но в Уставе о начале 9-го часа определённо сказано, что, после «Христос воскресе», следует «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз, «Слава, и ныне», «Приидите поклонимся», 3-ды; судя по этому, и на прочих часах Уставом предполагается чтение: «Приидите поклонимся»; во всяком случае, по обычному порядку, начало 3-го часа – одинаково с совершаемым отдельно 9-м часом (сн. 841 стр., 5 прим.). – См. 648 и 670 стр. печатного оригинала. 4) В богослужебных книгах они называются «богородичными часов» (Уст., 24 фвр.). 5) После этой молитвы всегда поётся «Взбранной Воеводе» (см. Обих. нот. пен. и «Служ. 1-я седм.»); в практике, впрочем, встречается однажды в год исключение: в некоторых местах 25-го дек., вместо «Взбранной воеводе», поют «Дева днесь» (см. Ц.В. 1893, 23). – Сообразно с указаниями Устава, молитву: «Христе, свете истинный», должен читать священник: в последовании понедельника 1-й седм. Вел. поста в Уставе говорится: «таже молитва: Христе свете истинный, глаголется от предстоятеля»; а в «Служ. 1-я седм.», в последовании 1-го часа, пред этой молитвой стоит надпись: «таже священник молитву». – Уже из того обстоятельства, что эту молитву предписывается читать священнику, можно заключить, что ей придаётся особое значение; а потому тем прискорбнее бывает слышать, что не успеет священник сказать: «Христе, свете истинный», как тут же, на перебой ему, начинают петь: «Взбранной Воеводе» (Рук. д.с.п. 1887, 8). – Поклонов на часах, «аще есть Бог Господь», а не «Аллилуиа» (см. 861 стр. 11 прим.), «не творим, ниже конечное трисвятое; но все просто поем. Такожде (как и 1-й час) поем 3-й, 6-й и 9-й час (Уст., 9 гл.). 6) Когда полагается отпуст на часах, то иерей произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (Служеб., последов. утрени); лик – «Слава, и ныне», «Господи помилуй», 3-ды, «Благослови», и затем иерей произносит самый отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но когда есть возможность и средства похоронить человека должным образом в земле, а родственники ради собственного удобства выбирают кремацию, то грех не на усопшем, а на родных. — Часто возникают вопросы другого рода, связанные с кремацией. Что делать с иконой, находящейся в руках усопшего? Как поступить с благословленной землей? Что делать с венчиком и разрешительной молитвой в руке умершего перед кремацией? — Если усопшего отпевали до кремации, то перед сожжением надо убрать икону из гроба. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. Землю же необходимо перед кремацией рассыпать по гробу (если это не было сделано в храме). Если же отпевали заочно, уже после кремации, то во время подхоранивания урны в могилу необходимо рассыпать погребальную освященную землю крестообразно прямо по ней. При этом надо читать Трисвятое. Если урну помещают в колумбарий, то землю можно рассыпать по любой могиле, где похоронен христианин (но не помещать благословленную землю в ячейку колумбария!). — Ну, а если уже после кремации близких начинает мучить вопрос, как это может сказаться на посмертной жизни души дорогого человека. И насколько это страшный грех? — Приведу слова древнехристианского писателя Минуция Феликса , который сказал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». То есть, если уж случилось тело человека кремировать, то не надо из этого делать великую трагедию, которая приводит к тому, что мы не только оплакиваем близкого, но еще и оплакиваем тот способ погребения, которым его похоронили. В каждом действии человека заложен определенный символ. Не исключение и такие ключевые моменты, как рождение, крещение, отпевание, смерть и захоронение. Что такое кремация? Это процесс, во время которого тело отправляется в огнь, в пещь огненную, прямой образ в Евангелии — «будут брошены в пещь огненную, где будет плач и скрежет зубовный». Но это, конечно, не значит, что он попадет в ад, как и то, что похороненный по-христиански попадет в рай. Это было бы слишком просто. Нам бы не надо было ничего делать, а только создать условия для правильного собственного захоронения. Но Господь будет судить душу усопшего не по способу погребения, а по нашим делам при жизни.

http://azbyka.ru/death/chelovek-umer-cht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010