В словах Спасителя ангелы представляются точно так же существующими, как Сын человеческие сыны царствия и сыны лукавого и сам мир. Чтобы побудить Своих учеников не презирать ни одного из малых, верующих в Него, И. Христос указывал: ангели бо их выну видят лице Отца Моего ( Мф.18:10 ). Вразумляя саддукеев, отвергавших бытие ангелов и воскресение мертвых, Он говорит: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:29–30 ), а говоря о Своем втором пришествии, учил, что Сын Человеческий… приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов ( Лк.9:26 ; сн. Мф.25:31 ), но что о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 ). Во всех этих свидетельствах ясно показывается действительное и личное бытие ангелов, как и их превосходство пред людьми и служебное положение в отношении к Богу. Ясно утверждают бытие ангелов в своих писаниях и апостолы. Об ангелах они учат, что ангелы сотворены Сыном ( Кол.1:16 ), приносят Ему благоговейное поклонение, как Творцу своему и Богу ( Евр.1:4–14 ) и покорны Ему ( 1Пет.3:22 ). Признавая ангелов низшими и служебными Сыну существами, апостолы обличали и тех из лжеучителей, которые считали ангелов существами высшими по сравнению со Христом и служение им предпочитали служении главе Церкви – Христу Спасителю ( Кол.2:18–19 ). Но по сравнению с людьми ангелы превосходят их крепостью и силою ( 2Пет.2:11 ; Евр.2:7 ). Как существа разумно-свободные и добрые, они желают проникнуть в чудные и великие дела, совершившиеся для искупления нашего ( 1Пет.1:12 ), следят за всем, что ни происходить в церкви Божией на земле ( Евр.3:10 ), посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 ), равно и верующие вступают в общение с тьмами ангелов ( Евр.12:22 ). А ап. Павел во свидетельство истины своего учения наравне с Богом Отцом и Иисусом Христом призывает и избранных ангелов ( 1Тим.5:21 ). Есть мнение (рационализма), будто И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» ( Сир.46:15 ). Христос передал славу Свою угодникам: «Отче, – молился Христос, – славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» ( Ин.17:22 ). Праведников почитает даже Бог Отец: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Угодников прославляют люди: «мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак.5:11 ). »народ прославлял их» ( Деян.5:13 ). Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли: «Вы, – пишет ап. Павел Галатам, – приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал.4:14–15 ). Ангелов всегда прославляли люди. Ап. Павел восхваляя Стефана, Фортуната и Ахаина, говорит: «почитайте таковых» ( 1Кор.16:18 ). Поклонение Ангелам: Лот поклонился Ангелам ( Быт.19:1 ). Валаам поклонился Ангелу ( Чис.22:31 ). Иисус Навин поклонился Ангелу ( Нав.5:14, 15 ). Праведный Маной поклонился Ангелу ( Суд.13:20 ). Пророк Даниил, павши на лицо свое, поклонился Ангелу ( Дан.10:9, 15 ). Поклонение угодникам: Ученики поклонились Елисею ( 4Цар.2:15 ). Христос дал славу Свою угодникам: если Христу положено поклоняться, то и угодникам ( Ин.17:22 ). Страж темничный – Павлу и Силе ( Деян.16:29 ). Поклонение преселившимся угодникам: Саул поклонился Самуилу ( 1Цар.28:14 ). Просьба молитвы Апостолы заповедовали взаимную молитву, просили молиться за них, и сами молились за всех христиан: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 , ср. Кол.4:3 ). «не перестаем молиться о вас» ( Кол.1:9 ). Значение молитвы угодников Божиих: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» ( Иак.5:16–18 ). «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Господь простил Авимелеха только за молитву Авраама ( Быт.20:7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Яже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе» , «егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша» , «со Онисимом, верным и возлюбленным братом, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде» . Онисим был слуга Филимонов. Божественный Апостол, огласив его в темнице, послал к господину. Поелику же в послании говорил, что намеревался удержать его при себе, однако же не захотел сего сделать без воли Филимона, то, как вероятно, Филимон возвратил Онисима. Но божественный Апостол снова послал его с Тихиком, уже как сделавшегося споспешником проповеди. Мудрость же Апостола можно дознать и из того, что известить о нем поручил обоим (так как говорит: «вся вам скажут, яже зде» ), а утешать предоставил одному Тихику, ибо говорит: «да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша» . Поелику знали, что Онисим раб, и, вероятно, огорчились бы тем, что вчера и за день бывший рабом вдруг признан способным утешать и учить целую Церковь, то Апостол сказал, что послан на это один Тихик. А возвестить об Апостоле нашел приличным для обоих, и Онисиму оказывая сим честь, и не оскорбляя колоссян. Кол.4:10.   Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его). «Целует вы Аристарх спленник мой» . Он родом был из Фессалоники, как извещает блаженный Лука, и пришел с Павлом в Иудею, оттуда же отправился с ним в Рим. Апостол назвал его спленником как сообщника в перенесении страданий. «И Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его» . И сие дает знать, что Апостол, видев уже колоссян, написал послание, потому что после спора, бывшего у него с блаженным Варнавою о Марке, преподавал он учение в Фригии и Галатии. Посему вероятно, что в это время дал о них и заповеди. Повелевает же, когда придет, удостоить его чести, какая принадлежит учителю. Кол.4:11.   Также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2907...

9, 24). И через Давида: « Помедлите/успокойтесь/и познайте, что Я — Бог» (Пс. 45, 11). Опять–таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению  и восклицает, что « забыл Израиль Создателя своего» (Ос. 8, 14), а другой говорит, что « переходят от одного зла к другому и Бога не знают» (Иер. 9, 3). И снова: « Не захотели знать Бога» (Иер. 9, 6). Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: « Просветите себе свет ведения» (Ос. 10, 12); и [слова] Давида: « Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» (Пс. 104, 4), « приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» (Пс. 33, 6), и продолжает он: « Я познал, что велик Господь» (Пс. 134, 5), и: « Дивно ведение Твое для меня, — выше сил моих [ постигнуть] его!» (Пс. 138, 6), и исповедуется Богу в том, что « буду насыщаться в узрении славы Твоей» (Пс. 16, 15) и что « возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» (Пс. 9, 3), и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня (Пс. 35, 9), чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и, тем самым, более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение. А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением (bakce…aj) не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что « наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Нашего Иисуса» (Флп. 3, 20), не мысля притом о земном  , но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем  , « где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 1), и возвышает мысль слушающих, говоря: « Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога , держит все словом уст своих» (Евр. 1, 3), и еще: « Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви» (Кол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

9,24). И через Давида: " Помедлите/успокойтесь/и познайте, что Я - Бог " (Пс. 45,11). Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению и восклицает, что " забыл Израиль Создателя своего " (Ос. 8,14), а другой говорит, что " переходят от одного зла к другому и Бога не знают " (Иер. 9,3). И снова: " Не захотели знать Бога " (Иер. 9, 6). Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: " Просветите себе свет ведения " (Ос. 10,12); и [слова] Давида: " Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда " (Пс. 104,4), " приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся " (Пс. 33,6), и продолжает он: " Я познал, что велик Господь " (Пс. 134,5), и: " Дивно ведение Твое для меня, - выше сил моих его! " (Пс. 138,6), и исповедуется Богу в том, что " буду насыщаться в узрении славы Твоей " (Пс. 16,15) и что " возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе " (Пс. 9,3), и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня (Пс. 35,9), чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и, тем самым, более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение. А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что " наше жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Нашего Иисуса " (Флп. 3,20), не мысля притом о земном, но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем, " где Христос сидит одесную Бога " (Кол. 3,1), и возвышает мысль слушающих, говоря: " Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, держит все словом уст своих " (Евр. 1,3), и еще: " Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви " (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/668/...

Блаженный Апостол посему имел все основания советовать нам не вдаваться в словопрения, ничем не сопровождающияся кроме как вредом для слушателей. Непотребного пустословия он увещевает удаляться. Своими речами такие люди лишь умножают беззакония. Их учение, как рак распространяясь незаметно, влечет за собой растление нравов ( 2Тим. 2:14, 16, 17 ). 11. От какого рода мирской мудрости и философии заповедует уклоняться Апостол? Итак, названная (выше) мудрость мира сего есть безумие пред Богом. Знает Господь, что умствования сих мудрецов суетны ( 1Кор. 3:19,20 ). Никто посему пусть не хвастается человеческим знанием ( 1Кор. 3:21 ), с ним вперед выставляясь. Хорошо на этот счет написано y Иеремии: Да не хвалится мудрый мудростию своею; и да не хвалится сильный силою сеоею; и да не хвалится богатый богатством своим. Но да хвалится хвалящийся сего разумением и знанием, что Я есмь Господь, творящий милость и суд и правду на земле. Ибо только на это воля Моя, как говорит Господь ( Иер. 9:23, 24 ), и как объясняет оную Апостол, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, который избавил нас от столь ужасной смерти (2Kop. 1:9,10), дабы вера наша основывалась не на мудрости людской, но на силе Божией (1Kop. 2:5), ибо духовный судит о всем, a о нем судить не может никто (ст. 15). Внимай и этим словам Апостола: Это говорю я для того, чтобы кто не прельстил вас вкрадчивыми словами ( Кол. 2:4 ) и чтоб кто не увлекся пустым обольщением (ст. 8). И опять: Смотрите, чтоб кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, no преданию человеческому, no стихиям мира, a не no Христу ( Кол. 2:8 ). Философию же осуждает здесь Апостол не всю, a только Епикурейскую, о которой упоминает Павел и в кн. Деяний Апостольских ( Деян. 17:18 ), ее за то осуждая, что она отрицает провидение и зачисляет в число богов чувственные удовольствия. Но тому же порицанию подлежит и всякая другая философия, если она чтит стихии, не признавая сотворенности за ними, но бытие и самого Творца отвергая. И Стоики сюда же относятся, о коих также упоминает Апостол ( Деян. 13:18 ) и которые лживо учат о Боге, что Он есть субстанция телесная и проникает собою всю, даже и грубейшую, материю 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Данный богословско-практический «перекос» в жизни Русской Православной Церкви, к сожалению, привел ко многим печальным последствиям, и в первую очередь – к потере множества душ для вечности. Но « …невозможное человекам возможно Богу» (Лук. 18:27). Эти слова Христа должны служить нам своего рода «богословской надеждой». И эту ситуацию в нашей Церкви, исходя из соображений всемогущества Божия и Его милосердия , нельзя называть фатально-трагической и необратимой. Утешением и назиданием в этом вопросе может служить и ветхозаветная история еврейского народа, про многочисленные отступления которого нелицеприятно рассказывает Библия, но и в этом же источнике говорится, как Господь возвращал « жестоковыйный народ» к Себе. « …Это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:17), то есть история пребывания в Законе, который имеет «… тень будущих благ» (Евр. 10:1), позволяет нам быть уверенными в том, что и в наши времена, когда « будущие блага» стали настоящей реальностью, с помощью Божией возможно возвращение отдельных людей и целых народов на правый путь служения Богу. Более того, будущее эсхатологическое возвращение своих соплеменников на путь спасения предсказывает первоверховный апостол Павел: « …Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,– чтобы вы не мечтали о себе,– что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова». (Рим. 11:25-27) . Диапазон религиозного свидетельства о Христе мы можем видеть из слов апостола Павла: « …Мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (Рим. 1:5-6). Необходимость духовной заботы в первую очередь о тех, кто окружает нас, здесь весьма очевидна. Апостол язычников говорит о проповеди для всех народов и на заре этой проповеди выделяет уже тех, кто призван Спасителем, но по недостаточности веры, знаний, усердия нуждаются в «покорении апостольском». « В Писании говорится о семье как о домашней церкви (Рим. 16,4; 1Кор. 16,19; Кол. 4,15; Фил. 1,2). Следовательно, именно дом, в котором мы живем, и то влияние, которое мы оказываем на окружающих – является решающим начатком миссионерского служения. Не уделяй мы должного внимания домашним нашим, тогда обесценивается любое служение наше в Церкви» .

http://bogoslov.ru/article/3390465

Как бы то ни было, основное в марксистской мысли не заключается в ее философской позиции по отношению к религии. Маркса в его исследовании религии интересует, главным образом, столкновение религиозной морали и общества. С этой точки зрения наиболее значительна, несомненно, его критика социальных принципов христианства, в которых он видит оправдание древнего рабства и средневековых захватов и которые, по его мнению, связаны с угнетением пролетариата. Он отмечает также, что эти принципы провозглашают необходимость существования господствующего класса и класса угнетенного и обещают небесное воздаяние за всю здешнюю несправедливость. Отсюда проистекает постоянство несправедливости на земле. Он замечает, что социальные принципы христианства поощряют трусость, презрение к себе, покорность и унижение, которым противопоставляет смелость, самоуважение, гордость и дух независимости. Ленин, с этой точки зрения, лишь дословно повторяет Маркса. Подхватывая слова учителя об «опиуме для народа», он утверждает, что сегодняшний сознательный рабочий, который сформировался на крупных промышленных предприятиях, с презрением отвергает религиозные притязания, предоставив небо «попам и лицемерным буржуям, чтобы посвятить себя борьбе за лучшее существование на земле». Однако такая христианская мораль, какой ее представляет себе Маркс, не соответствует тому, что знают и наблюдают христиане. Это наглядно видно именно в том, что касается рабства. Конечно, Павел требует, чтобы рабы–христиане повиновались их господам, но для него гораздо важнее, чтобы они были связаны с Богом. Призвав их «бояться Бога», Павел уравновешивает свою мысль, говоря: «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол. 4, 1). Наконец, он просит христианина по имени Филимон, чтобы тот принял беглого раба и не поступал с ним по римскому закону, требующему наказания. Апостол предписывает принять беглеца не как раба, но как любимого брата. Для Павла, как нам представляется, самое важное было не в том, чтобы призвать рабов к мятежу: в то время, когда евангельское послание начинало распространяться в Римской империи, это вызвало бы лишь обоюдное ожесточение. Главное в том, что Павел осудил философское — платоновское и аристотелевское — обоснование рабства и расизма. Он призывал облечься в нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос» (Кол. 3, 10–11). Действительно, восточнохристианское общество хорошо осознало необходимость отмены рабства. С IX века византийские монастыри освободили всех рабов–христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Молитва и покаяние являются средствами, которыми мы удаляем ржавчину, собравшуюся в нас. Но особенно непрестанное призывание имени Христова – молитва Иисусова – удаляет ржавчину греха и дает снова воссиять и умножаться первоначальной благодати, путеводящей нас ко спасению, то есть к уподоблению Создателю нашему. В Послании к Колоссянам мы читаем: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2: 11). Апостол аллегорически утверждает, что мы были обрезаны, что несем в сердце нашем рану, которая нанесена не рукой какого-либо человека, а словом Божиим и учением Евангелия, как подчеркивает это и святой Григорий Палама: «Слово Евангелия пронзает сердце и побуждает всё время вспоминать о Том, Кто ранил его». Таким образом, покаяние означает всегда носить в себе обрезание Христово, не совершённое рукой человеческой, а причиненное словом Божиим. Во втором Послании к Коринфянам святой Павел снова говорит о двух ступенях покаяния: «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5: 2–4). Покаяние означает быть гонимым пламенным желанием Божественного и непрестанно плакать о себе, чтобы преуспевать в возрастании о Боге, Который есть наша обитель Небесная, дабы смерть поглощена была жизнью. В Послании к Колоссянам читаем также: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 9–10). Совлечение ветхого человека, совершающееся в Таинстве Крещения, – это первая ступень покаяния. На второй ступени покаяния нам надо облечься в Человека Небесного, Нового, по образу Которого мы были созданы. И можно перечислить и многие другие места Священного Писания, указывающие на эти две ступени покаяния – отвергнуть зло и творить добро, совершая святыню в страхе Божием.

http://pravoslavie.ru/77524.html

Мф. 24:21–22. Будетъ бо тогда скорбь beлiя, яковаже не была от начала мíра досел, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися оны, не бы убо спаслася всяка плоть: избранныхъ же ради прекратятся оны. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Откр. 3:12. Ин. 3:13 И никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе Сынъ Чeлobчeckiй, сый на небеси. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Гал. 4:26. А bышhiй Иерусалимъ свободь есть, иже есть мати всмъ намъ. А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Откр. 3:14. Гал. 6:15. О Христ бо Иисус ни oбpзahie что можетъ, ни heoбpзahie, но нова тварь. Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Кол. 3:10. Облекшеся въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавшаго его. Облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его. Кол. 1:15, 18. Иже есть образъ Бога невидимаго, перворожденъ всея твари. (…) Иже есть начатокъ, перворожденъ изъ мертвыхъ. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. (…) Он – начаток, первенец из мертвых. Откр. 3:19. Притч. 3:11–12. Сыне, не пренебрегай hakaзahiя Господня, ниже ослабвай от него обличаемь: егоже бо любитъ Господь, наказуетъ, бiemъ же всякаго сына, егоже npieмлemъ. Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Евр. 12:5–8. И забысте ymшehie, еже вамъ яко сыномъ глаголетъ: сыне мой, не пренемогай hakaзahieмъ Господнимъ, ниже ослабй, от Него обличаемь. Егоже бо любитъ Господь, наказуетъ: бiemъ же всякаго сына, егоже npieмлemъ. Аще hakaзahie терпите, якоже сыновомъ обртается вамъ Богъ. Который бо есть сынъ, егоже не наказуетъ отецъ? Аще же безъ hakaзahiя есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодйчищи есте, а не сынове.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010