Кратким апракосом являются такие древнейшие славянские рукописи, как глаголическое Ассеманиево евангелие (Vat.), кириллические Саввина книга (РГАДА, ф. 381, 14) и Остромирово евангелие 1056/1057 г. (РНБ, F.n.I.5). Архангельское евангелие конца 1092 г. (РГБ, М. 1666) списано, как кажется, с двух оригиналов – частью с краткого и частью с полного апракосов (Жуковская 1964). Из фрагментарно сохранившихся рукописей Евангелия X-XI вв. как краткий апракос может быть определено только Туровское евангелие (Ц БАН Литвы, ф. 19, собр. Виленской публичной б-ки, 1), тогда как Охридские глаголические листки (ОГНБ, 1/2), Куприяновские (Новгородские) листки (РНБ, Кп.1.58), Листки Ундольского (РГБ, Унд. 961) не могут быть с уверенностью отнесены к какому-либо виду апракоса, поскольку содержат пассажи, тождественно представленные в апракосах разного типа. Древнейшие полные апракосы относятся к XII в.: русские Мстиславово евангелие до 1117 г. (ГИМ, Син. 1203), Юрьевское евангелие, между 1119 и 1128 гг.: (ГИМ, Син. 1003), Добрилово евангелие 1164 г. (РГБ, Рум. 103), сербские Мирославово евангелие, между 1180 и 1190 гг. (РНБ, F.n.I.83), Вуканово (Волканово) евангелие около 1200 г. (РНБ, F.n.I.82), Болгарских рукописей полного апракоса известно всего две: Карпинское евангелие XIII в. (ГИМ, Хлуд. 28) и рукопись XIII в. из собрания БАН 24.4.25. При составлении каталога евангельских рукописей Л. П. Жуковской (1976) удалось охватить 500 единиц до начала XV в. Из 500 рукописей 50 приходится на краткие апракосы, 200 – на полные и 7 – на праздничные (см. § 6). § 5. Структура апостольского апракоса Структура второго новозаветного апракоса, построенного на материале Апостола, такова. В течение первого периода от Пасхи до Пятидесятницы читаются отрывки из Деяний. Второй и третий периоды объединены здесь в один, состоящий из 36 недель. В течение первых 9 недель по субботам и воскресеньям читается Послание к римлянам. В течение 10 следующих недель по субботам и воскресеньям читаются два Послания к коринфянам, причем 1 Кор. читается, как правило, в субботу, а 2 Кор. – в воскресенье. Затем с таким же чередованием субботних и воскресных чтений следуют Послания к галатам и к филиппийцам, к галатам и к ефессянам, к колоссянам и к евреям, к Тимофею и к Титу. Последовательность чтений в будние дни этих же 36 недель приблизительно такова: 1–6-я недели – Рим., 6–10-я недели – 1 Кор., 11–13-я недели – 2 Кор., 14–16-я недели – Гал., 16–18-я недели – Еф., 19–20-я недели – Флп., 20–22-я недели – Кол., 23–24-я недели – 1 Фес., 25-я неделя – 2 Фес., 26–27-я недели – 1 Тим., 27–28-я недели – 2 Тим., 28-я неделя – Тит., 29–30-я недели – Евр., 31–32-я недели – Иак., 33-я неделя – 1 Пет., 34-я неделя – 2 Пет., 34–35-я недели – 1 и 2 Ин., 36-я неделя – 3 Ин. и Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Повреждение чувств    Внутреннее повреждение человека естественного от высших его способностей переходит и к низшим, и открывается в чувствах как внутренних, так и внешних. Ибо чувства внутренние, или духовные заключены так, что они не видят, не слышат, не вкушают, не осязают предметов духовных. Чувства внешние, или телесные, сделались орудием разнообразных похотей; как бы дверями, через которые смерть входит в человека и через которые исходит из него и все погубляет. Повреждение воображения    Низшая способность души, которая принимает, содержит в себе и передает уму образы вещей — воображение — в человеке естественном повреждена совершенно. Ее повреждение усматривается не только в самом предмете, виде и цели образов, которые действительно определяются самолюбием, но и: а) В принятии образов — ибо воображение столь ветрено и непостоянно, что беспрестанно творит новые образы или возобновляет прежние, а посему помышления духовные смешивает с плотскими, добрые и благочестивые — со злыми и нечестивыми, гнусные и отвратительные — с честными и прекрасными, и потому оно уподобляется решету, в котором сатана через различные помышления кружит душу человека и двери, через которую диавол проходит внутрь сердца для исторжения божественного семени. Посредством этой способности души возрожденные искушаются, неосторожные — прельщаются, а прельщенные — задерживаются в узах зла. б) В сопряжении образов — ибо силой воображения при возвращении одного понятия в ум возвращаются и другие, имеющие с ним некоторое сходство или противоположные ему. Посему часто бывает так, что воображение передает мысли такие образы, которые ее или невольно развлекают, или побуждают ко греху, или терзают за грех, уже сделанный, и т. п. в) В творении образов — ибо по свойству поврежденной воли оно ежедневно творит образы злые, или ложные, или настолько живые и обширные, что они наполняют всего человека и правят им, не допуская управления высшего; или настолько сильные и твердые, что ни истребить, ни сокрушить их невозможно. Отсюда — басни язычников (2 Пет. 1:16), мудрование философов (Кол. 2:8; 2 Тим. 3:13), заблуждения (2 Фес. 2:11), фанатизм и тому подобное. Во владычестве воображения, простирающемся и на разум, который оно удерживает на поверхности вещей, и на волю, которую завлекает в большую глубину зол, и на чувства, которые поражает и приводит в замешательство своими сильными волнениями или обращает их на предметы, усиливающие и распространяющие это владычество.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Серафимы (евр.: пламенеющие, огненные) о них говорится только у пророка Исаии (Ис. 6:2, 6), — это наивысшие ангельские существа, более других приближенные к Богу и пламенеющие любовью к Нему. Херувимы (евр.: колесницы) — духовные существа, которых пророк Иезекииль видел во образах человека, тельца, льва и орла (Иез. 1 и 10 гл.). Эти символы означают, что Херувимы сочетают в себе качества разумности, повиновения, силы и быстроты. Херувимы предстоят престолу Божию (Откр. 4:6–7). Они являются духовной колесницей Всевышнего (Иез. 1 и 10 гл.), поэтому Бог именуется «сидящим на херувимах» (1 Цар. 4:4). Херувимы наделены особой прозорливостью и силой духовного зрения, поэтому именуются «многоочитыми». Престолы (Еф. 1:21; Кол. 1:16) — ангельские существа, ниспосылающие премудрость и просвещение для богопознания низшим чинам.Господства (Кол. 1:16) наставляют земных властителей, поставленных от Бога, мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, побеждать искушения. Силы (1 Пет. 3:22) творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Они помогают людям в несении трудов, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от нас бесовские искушения, оберегают подвижников, помогают им в борьбе со злыми помыслами. Начала (Кол. 1:16) управляют Вселенной, охраняют страны, народы и племена. Они учат земные начальства исполнять свои обязанности не ради выгод и личной славы, а во всём искать славы Божией и пользы ближних. Архангелы (1 Фес. 4:16) открывают тайны веры, пророчества и волю Божию людям, то есть являются проводниками Откровения, благовествуют о великом и славном. Ангелы (1 Пет. 3:22) — наиболее близки к людям, возвещают намерения Божии, наставляют в добродетелях и святой жизни. Они охраняют верных, удерживают их от падений, восставляют падших. «Сколько чинов небесных Существ, какие они, и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, — в точности знает… один Бог, Виновник их Иерархии. Знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам… можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя», — пишет псевдо-Дионисий.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Евр. Послание к евреям Еф. Послание к ефесянам Иак. Послание Иакова Ин. Евангелие от Иоанна 1 Ин. Первое послание Иоанна 2 Ин. Второе послание Иоанна 3 Ин. Третье послание Иоанна Иуд. Послание Иуды Кол. Послание к колоссянам 1 КорПервое послание к коринфянам 2 КорВторое послание к коринфянам Лк. Евангелие от Луки Мк. Евангелие от Марка Мф. Евангелие от Матфея Откр. Откровение Иоанна (Апокалипсис). 1 Пет. Первое послание Петра 2 Пет. Второе послание Петра Рим. Послание к римлянам 1 Сол. (Фес.) Первое послание к солунянам (фессалоникийцам). 2 Сол. (Фес.) Второе послание к солунянам (фессалоникийцам). 1 Тим. Первое послание к Тимофею 2 Тим Второе послание к Тимофею Тит Послание к Титу Флм. Послание к Филимону Флп. Послание к филиппийцам Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета. I. Творение Богом Мира И Человека. II. Жизнь Первых Людей В Раю. Грехопадение. III. Допотопный Период. Сиф 912 лет Енос 905 Каинан 910 Мелелеил 895 Иаред 962 Енох 365 Мафусаил 969 Ламех 777 Ной 960   Потоп. IV. Мир Послепотопный Ной Сим, Хам, Иафет Столпотворение Вавилонское и Рассеяние Народов. История Еврейского Народа I. Патриархальный Период (XIX — XVII В. До Н.Э.). Патриархи Жены   Авраам (примерно в 1850 г. до н. э. переселился в Ханаан). Сарра Исаак Ревекка Иаков Рахиль, Лия   Сыновья Иакова 1. Рувим, 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 5. Дан 6. Неффалим 7. Гад 8. Асир 9. Иссахар 10. Завулон 11. Иосиф 12. Вениамин II. Период Пребывания Евреев В Египте История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

В.В. Симонов Принятые сокращения 211 1 Ин. – Первое послание апостола Иоанна 1 Кор. – Первое послание апостола Павла к Коринфянам 1 Пет. – Первое соборное послание апостола Петра 1 Тим. – Первое послание апостола Павла к Тимофею 1 Фес. – Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам 2 Кор. – Второе послание апостола Павла к Коринфянам 2 Пет. – Второе соборное послание апостола Петра 2 Тим. – Второе послание апостола Павла к Тимофею 2 Фес. – Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам 3 Цар. – Третья книга Царств 4 Цар. – Четвертая книга Царств Антиох. – Правила Антиохийского собора ап. – апостол Апок. – Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) Апост. – Правила святых апостолов БАН – Библиотека Российской академии наук блж. – блаженный Быт. – Книга Бытия ВВ – Византийский временник вмц. – великомученица Всел. соб. – Вселенский собор ВСЦ – Всемирный совет церквей Втор. – Второзаконие ВЦС – Высший церковный совет ВЦУ – Высшее церковное управление Гал. – Послание апостола Павла к Галатам ГИМ – Государственный Исторический музей гл. – глава ГТГ – Государственная Третьяковская галерея Дан. – Книга пророка Даниила Деян. – Деяния святых апостолов Евр. – Послание апостола Павла к Евреям EC – Европейский союз Еф. – Послание апостола Павла к Ефесянам ЖМП – Журнал Московской патриархии Зах. – Книга пророка Захарии Иак. – Соборное послание апостола Иакова Иез. – Книга пророка Иезекииля Ин. – Евангелие от Иоанна Иов. – Книга Иова Иоил. – Книга пророка Иоиля ИПЦ – Истинно православная церковь Ис. – Книга пророка Исаии Исх. – Исход кн. – книга Кол. – Послание апостола Павла к Колоссянам Лаод. – Правила Лаодикийского собора Лев. – Левит · Лк. – Евангелие от Луки м. – митрополит МВФ – Международный валютный фонд МДА – Московская духовная академия митр. – митрополит Мих. – Книга пророка Михея Мк. – Евангелие от Марка МП – Московский патриархат Мр. – Евангелие от Марка МСП – Межсоборное присутствие Русской православной церкви Мф. – Евангелие от Матфея Неем. – Книга Неемии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии Церковь будто бы переосмыслила притчи как наставление ученикам ввиду того, что ожидания скорого конца мира и второго пришествия (Парусии) не оправдались (не скоро придет господин мой). Это толкование не может объяснить, почему Иисус избрал для призыва к немедленному покаянию такие притчи, которые впоследствии идеально подошли к ситуации “отложенной Парусии”. Кроме того, само обозначение времени Парусии как часа ( йга), за которым, вероятно, стоит арам. ‘момент времени’, и сравнение приходящего Сына Человеческого с хозяином дома не соответствуют обычному наименованию конца мира в ветхозаветной традиции — день Господень. Да будут чресла ваши препоясаны — употребление повелительного наклонения глагола-связки с перфектным причастием означает: ‘будьте такими людьми, которым никогда не нужно препоясываться, ибо они всегда препоясаны’, ср. 1 Пет 1:13. Находясь дома, люди обычно носили одежду без пояса и надевали его тогда, когда готовились отправиться в путь; в этом образе проступает символика ветхозаветной Пасхи, см. Исх 12:11. Горящие светильники напоминают о необходимости бодрствовать, чтобы поддерживать пламя; ночь здесь выступает как образ окружающего учеников мира, погруженного в духовную тьму, откуда исходит опасность поддаться естественному искушению и заснуть, ср. притчу о десяти девах в Мф 25:1–13. Найдет бодрствующими — ‘бодрствовать’ — одно из центральных понятий НЗ, ср. Мк 13:34,35,37; Мф 24:42–43; 25:13; Деян 20:31; 1 Кор 16:13; Кол 4:2; 1 Фес 5:6,10; 1 Пет 5:8; Откр 3:2–3; 16:15. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет — весьма важно, что возможность скорого прихода (в первую стражу) не упоминается. Здесь отражен иудейский обычай делить ночь на три стражи; евангелист Марк (6:48 и в параллельном месте 13:35) и сам Лука в книге Деяний (12:4) прибегают к римской системе деления ночи на четыре стражи. К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? — вероятно, Петр имеет в виду первую из двух предшествующих притч, хотя и вторая связана с ней по смыслу; отвечая ему, Иисус развивает именно сюжет первой притчи.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Святой Ефрем Сирин указывает в своем молитвословии только три добродетели, предшествующие любви, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14): целомудрие, смиренномудрие и терпение. Однако таковых добродетелей множество. И только собирая их по крупицам в сокровищницу своего сердца можно расположить его к принятию Божественного дара любви. Потому что никакая человеческая сила не может возвысить наше естество настолько, чтобы мы сделались способными бескорыстно и жертвенно полюбить другого человека. Любовь есть Божий дар, потому что Сам Бог есть любовь. И, передав человеку Свой образ, одарив его Своею благодатью, оживотворив Своею энергией в ответ на нашу духовную борьбу с самими собой и наш подвиг духовного восхождения, Господь в какой-то момент благословляет нас знанием того, что есть любовь, и вселяет сей благодатный дар в наше сердце, потому что любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 8). Святитель Феофан Затворник восклицает: «Люби Бога и ближнего, вот и все! Какой краткий катехизис! Какое несложное законоположение! Только два слова: люби Бога, люби ближнего; даже меньше, одно слово: люби, потому что кто истинно любит Бога, тот в Боге уже любит и ближнего, и кто истинно любит ближнего, тот любит уже Бога». Вот почему иметь любовь в сердце можно только милостью Божией. И именно в силу этой причины преподобный Ефрем Сирин включает в дивную великопостную молитву прошение ко Господу о ниспослании духа любви, которого взыскуем и мы. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес. 3, 5). Аминь. Об осуждении ближнего. Слово по окончании утреннего богослужения в четверг первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (1 марта 2001 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Великопостная молитва святого преподобного Ефрема Сирина завершается прошением ко Господу дать сил «не осуждати брата моего». На первый взгляд кажется непонятным, почему святой Ефрем, удивительным образом вместивший в свое краткое молитвословие целую аскетическую систему, следуя которой человек способен победить в себе многоразличный грех, увенчивает покаянное моление упоминанием о таком, казалось бы, незначительном пороке, как осуждение, испрашивая у Бога избавления от него.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Можно выделить следующие 7 важнейших папирусов (приводятся в порядке их датировки, а не по возрастанию номеров): 216 • 52 – фрагмент наиболее древнего, из известных на сегодня новозаветных манускриптов, датируется ≈125 г., размером 8,9 х 6 см. Был приобретен на Египетском рынке в 1920 г. Содержит стихи из Евангелия от Иоанна 18:31 −33 на лицевой стороне, и 18:3738 на обороте. Введение этого папируса в научные исследования в 1934 г. имело решающее значение для окончательного опровержения скептической теории, так называемой, «Новотюбингенской школы», 217 популярной во 2-й половине XIX – начале XX в., о позднем (в конце II в.) происхождении Евангелия от Иоанна. Данный папирус фактически подтверждает датировку Евангелия от Иоанна, которая имеется у церковных авторов (кон. I в. – нач. II в.) • 66 – не позже 200 г., 52 л., почти полный текст 1−15 гл. Евангелия от Иоанна и ряд фрагментов следующих глав • 46 – ≈200 г., 86 л., содержит фрагменты посланий святого ап. Павла к церковным общинам: Рим., Евр., 1−2 Кор., Еф., Гал., Флп., Кол., 1−2 Фес. • 75 – ≈200 г., 51 л., содержит большую часть текста Евангелий от Луки и Иоанна • 45 – ≈250 г., 30 л., содержит фрагменты четырех Евангелий и книги Деяний • 47 – ≈250 г., 10 л., фрагменты книги откровение • 72 – ≈300 г., 36 л., содержит 1−2 Пет., Иуд. Текст папирусов содержит немалое количество индивидуальных вариантов разночтений, которые отражены в критических изданиях текста нового Завета. 5. 10. Маюскульные рукописи Маюскульные рукописи написаны на пергамене одноименным начертанием письма, и представлены в форме кодексов. Обозначаются числом, начинающимся с нуля (порядок поступления рукописи в научный оборот). Манускрипты 01−045 (раньше других поступившие в научный оборот, некоторые из них весьма значимые), имеют также обозначение заглавными буквами латинского и греческого алфавита, а также еврейской буквой (алеф). В ряде случаев разные рукописи обозначаются одной и той же заглавной буквой, имеющей, однако, различный верхний буквенный индекс, указывающий на содержание: e – Евангелия, a – Деяния и Соборные послания, p – Послания св. ап. Павла, r – книга Откровения. Кодексы 0189 и 0220 датируются II – III вв. и III в. соответственно, остальные, IV – X вв. Пять рукописей содержат (или первоначально содержали) полностью весь Новый Завет (01, 02, 03, 04, 044), 9 рукописей содержат Четвероевангелие, 7 – Деяния, 7 – Послания св. ап. Павла, 9 – Соборные послания, 4 – Откровение. Остальные рукописи сохранились лишь фрагментарно. 218

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В–третьих, часто утверждают, что на протяжении двух первых веков новой эры послания, подписанные псевдонимом (то есть написанные якобы хорошо известным автором, хотя на самом деле принадлежат перу совсем другого человека), считались настолько обычным делом, что новозаветные писатели не усматривали в этом ничего плохого. Литературные доказательства заставляют признать, что некоторые новозаветные послания тоже поднаписаны псевдонимом. (У каждого исследователя перечень таких посланий разный, однако чаще всего указывают на пасторские послания и 2 Пет., затем Кол., Еф., 2 Фес. и, наконец, – уже не столь часто – некоторые другие.) Однако, несмотря на то что подписывать псевдонимом, особенно книги апокалиптического характера, в древнем мире было обычным явлением, в отношении посланий такое случалось нечасто, а быть может и никогда. Нет ни одного достоверного примера такого послания, которое относилось бы к двум первым векам. Примеры, на которые ссылаются, не очень убедительны. Что касается сугубо иудейской литературы, то Послание Иеремии представляет собой не столько собственно послание, сколько проповедь, а Послание Аристида – апологетическое повествование (причем, оба датируются несколько более ранним периодом). Такие же проблемы характерны и для более поздних примеров христианской литературы (напр.: послания Христа и Авгаря, Лентула, некоторые образцы мнимой переписки между Павлом и Сенекой). Нельзя привести ни одного убедительного примера и из греко–римского языческого мира. Нет сомнений, что, как только церковь начала сталкиваться с этими проблемами, любое подозрение в том, что документ подписан псевдонимом, означало, что он не может рассматриваться как канонический авторитет. В любом случае, многие исследователи приходят к убеждению, что традиционные доводы, на основании которых определенные новозаветные послания воспринимаются как подписанные псевдонимом, не имеют большой силы. Вкратце эти проблемы обсуждаются во вступлениях к соответствующим книгам. И, наконец, ради полноты картины следует упомянуть, каким образом эти послания пересылались. Несмотря на то что имперское правительство имело свою собственную систему почтовой связи, обычные люди пользоваться ею не могли. Поэтому послания передавали с друзьями, знакомыми, рабами, служащими, солдатами, деловыми людьми, проезжими путешественниками – со всеми, кто готов был помочь и кому было по пути. Послания Павла

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Некоторые стихи, принадлежащие Иоанну, попали, по мнению Charles " a, в чуждый им контекст. Он усматривает сложные перемещения в главе XVIII и переносит XVI, 5b-7 после XIX; 15 после III ЗЬ; XVII, 15 перед XVII, 1; XIV, 12, 13 перед XIV, 1. Полная перегруппировка текста произведена им в главах XX-XXII. В других местах он предполагает лакуны: так, после XIX, 9а, вместо интерполированных стихов 9в – 10, Charles ожидал бы исполнения предсказания XVII, 14 об уничтожении парфянских царей. При составлении Апк. Тайнозритель пользовался, по мнению Charles " a, источниками (гл. VI). Такие источники Charles усматривает в VII, 1–8; XI, 1–13; XII; XIII; XIII; XVII и XVIII и, может быть, в XV, 5–8 12 . Charles старается установить язык (греческий или еврейский), на котором каждый источник был написан, и время его возникновения. По мнению Charles " a, первоначальное значение источника иногда сильно отличалось от того, которое он получил в контексте Апк. В главе VII указаны книги, которыми пользовался Тайнозритель. Для понимания Апк. Charles считает совершенно необходимым знание ветхозаветных апокрифов. Он полагает, что из новозаветных Иоанну были известны Мф., Лк., I и II Кор., Фес., Кол., Ефес., Гал., I Пет. и Иак. Встречающиеся в Апк. многочисленные ветхозаветные места, по мнению Charles " a, чаще всего самим Иоанном переведены с еврейского (см. VII, §3), иногда его перевод обнаруживает влияние перевода LXX, (VII, §4), или одного из позднейших переводов (VII, §5). В других случаях Charles усматривает только отзвуки ветхозаветных образов (VII, §6). Глава VIII посвящена вопросу о единстве Апк. Наряду с вышепоименованными источниками, Иоанн включил в Апк. свои собственные раннейшие писания, как-то: IV, 1–8 и, в первую очередь, II-III, первоначально также имевшее значение отличное от того, которое они получили в контексте Апк. Смерть помешала Иоанну совершенно устранить противоречивые черты. Но использование источников не нарушает единства Апк., которое проявляется как в целом, так и в частностях (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010