Итак, начало мудрости не в книгах человеческих, не в книгах философских и научных, а в страхе Божием, как говорит премудрый Соломон (см. Притч. 1:7, 9:10 ). Нет мудрости и нет разума вопреки Господу ( Притч. 21:30 ). Во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол. 2:3 ). Мы ищем премудрость только в Этом Сокровище, и больше нигде. Неложны слова Соломоновы о том, что уста праведника источают мудрость ( Притч. 10:31 ). Чьи уста источали большую премудрость, чем уста святителей и учителей Церкви: Василия Великого , Григория Богослова и целого сонма других святителей? Чьи уста источали большую премудрость, чем уста преподобных Серафима Саровского , Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских ? Неложны слова Соломоновы о том, что со смиренными мудрость ( Притч. 11:2 ). Настоящая мудрость с теми, кто сам себя никогда не считает мудрым, кто почитает себя ниже других, кто ни перед кем не превозносится. О такой мудрости говорил апостол Иаков: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак. 3:17 ), а также апостол Павел: Немудрое Божие мудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков ( 1Кор. 1:25 ). Немощь смиренных, кротких и чистых сердцем гораздо сильнее всей силы человеческой. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира, избрал Бог , чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее ( 1Кор. 1:26–28 ). Господь знает, в чьих сердцах истинная мудрость. Он видит тех мудрых, которых люди не замечают. Есть мудрецы Божии среди простых людей и среди нищих, ничего не значащих в глазах мира. Они всем сердцем возлюбили Крест Христов, страданиями на котором Спаситель наш примирил с Богом все небесное и земное (см. Кол. 1:20 ). Но не все, именующие себя христианами, это понимают. Разве чтут Крест еретики, называющие себя евангельскими христианами? Разве чтут его баптисты, молокане, жидовствующие? Они все враги Креста Христова, споткнувшиеся о камень преткновения и только мнящие себя носителями истины Христовой. К ним относятся слова ап. Павла: Слово о Кресте для погибающих юродство ( 1Кор. 1:21 ). Они считают наше почитание Креста безумием, в безмерной дерзости поносят его, говоря, что к нему следует относиться с отвращением и презрением, сравнивая его с виселицей и смеясь над тем, что мы орудие казни почитаем всем сердцем и превозносим над миром. Да не будет у нас никакого общения с этими хулителями Креста Господня!

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Мф. 15, 13) . И они действительно были искоренены, не приняв Иисуса Христа, истинную виноградную лозу, которую возделывает Отец (ср. Ин. 15, 1). Ибо как они могли быть растением Отца — те, кто соблазнился словами Иисуса, отвращавшими от [предписаний]: «не прикасайся, не вкушай, не трогай — всего того, что было предназначено к погибели от употребления, по заповедям и учению человеческо- му» (Кол. 2, 21–22), — но склоняющими того, кто слушает их с пониманием, в связи с ними искать горнего, а не земного (ср. Кол. 3, 1–2), как Иудеи? И поскольку вследствие превратных мнений фарисеи не были растением Отца Небесного (ср. Мф. 15, 13), поэтому Он говорит о них ученикам как о неисцелимых: «оставьте их» (Мф. 15, 14). «Оставьте» — так как, хотя, будучи слепы, они должны были бы осознать свою слепоту и искать [себе] вождей, они не сознают собственной слепоты и даже заявляют, что ведут слепых, не думая, что упадут в яму (ср. Мф. 15, 14) , о которой в Псалмах написано: «рылров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил» (Пс. 7, 16). Итак, в другом месте написано: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его» (Мф. 5, 1); здесь же Он протягивает руку народу, призвав его и отменив буквальное истолкование (της ρητς κδοχης) в вопросах, касающихся закона, сперва, когда Он сказал им, еще не понимающим того, что слышат: «слушайте и разумейте!» (Мф. 15, 10), и затем — [когда] Он говорил с ними словно притчами: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит» (Мф. 15, 11). 14. Вслед за этим стоит посмотреть на изречение, извращаемое теми, кто говорит, что Бог закона и [Бог] Евангелия Иисуса Христа — не один и тот же . Они говорят, что Отец Небесный Иисуса Христа — не виноградарь (γεωργς) (ср. Ин. 15, 1) тех, кто полагает [правильным] почитать Бога согласно закону. Сам Иисус сказал, что фарисеи, — а они поклонялись Богу, создавшему мир и закон, — были растением, которое не Отец Его Небесный насадил (ср. Мф. 15, 13) , и поэтому оно искореняется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

О человеке, который уже твёрдо стоит в добром направлении воли, говорится 1Кор. 7,87 : «кто непоколебимо тверд в сердце своем... тот хорошо поступает». Если воля находится под господством одного определённого мотива, то сердцу приписывается простота Ефес. 6,5 : «рабы повинуйтеся господам своим по плоти со страхом и трепетом в простоты сердца вашего, как Христу». Равно также сказано в Кол. 8,22 . Противоположностью к этому состоянию «простоты» является такое состояние сердца, когда воля человеческая, кроме внешне обнаруженных. видимых мотивов, имеет ещё какие- то скрытые, неблагородные мотивы – в приведённых нами обоих местах – лесть и стремление понравиться людям Ефес. 6,6 : «повинуйтесь господам... не с видимою только услужливостью, как человекоугодники», Кол. 3.22 : " не в глазах только служа им (господам), как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога». Собственно существует один мотив, под влиянием которого находится воля всех людей – именно божественный закон, вложенный в человека от природы и назначенный от Бога быть господином его воли. Об этом мотиве говорится, что он написан в сердце человека Рим. 2,15 : «они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах». Совершенно отступая от нашего словоупотребления, Ап.Павел, как и все свящ. Писаниие, переносит в сердце и интеллектуальную деятельность. Вопрошающая мысль возникает из сердца Римл. 10,6 : «не говори в сердце своём: кто взойдёт на небо?» В Римл. 1,21 говорится: «омрачилось несмысленное ( σνετοζ) их сердце». Σνεσιζ, интеллектуальная способность понимания, стало быть есть дело сердца. Об иудеях, которые не понимают ветхого завета в его более глубоком смысле, указывающем на Христа, говорится в 2. Кор. 3,15: «покрывало лежит на сердце их». Как органу познания, сердцу приписываются глаза Ефес. 1,18 : «просветил очи сердца вашего, чтобы вы познали ». Что сердцу приписывается такая важная роль во внутренней жизни, – что все функции душевно-духовной жизни перенесены сюда, – это не есть произвол слововыражения, но есть, результат, естественно выросшей психологии, построенной на наблюдении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Однако существуют иные возможности мыслить о мире, творении, Боге. Они позволяют осмыслить по-иному и возможность опыта – вне категорий причинности и производства. Мы уже обращали на это внимание в связи с чудом о слепорожденном, но это можно найти во многих местах Евангелия: пожалуй, в этом и состоит благая весть, которую несет Евангелие, – эргон завершился ( τετε’λεσται, свершился, как было провозглашено с высоты креста), и за его окончанием следует Суббота, Седьмой День нового творения – творения, упраздняющего производство. В бездеятельности ( ργι’α) этой Субботы предстает нашему мысленному взору Христос– в покое и безмолвии Своего гроба, в «праздности» смерти ( τ πραξι’α το θανα’του, как выразился Григорий Нисский ). Это и есть конец эргономи, упразднение эргон и номос ( κατα’ργησις). И на Восьмой День Он восстает – Новый Адам, ан-архическое архе (безначальное Начало) нового творения ( Откр.3:14 ). Это событие, опрокидывающее всевозможные принципы, не может быть опосредовано никакой экономической структурой, эргономической или иной. Воскресшее тело Христа – первородного ( πρωτο’τοκος), рожденного, но не сотворенного, не имеющего ни причины ( ατι’α), ни начала ( ρχη’) – полагает начало новой генеалогии. Это ан-архическое событие par excellence: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец [ π- ρχη’] из умерших» ( 1Кор.15:20 ). В другом Послании Павел объясняет, каким архэ является Христос: «Он – начаток [ ρχη’] первенец [ πρωτο’τορος] из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол.1:18 ). Это новое начало становится возможно благодаря серии упразднений (этот термин – καταργη’σις – по-видимому, был введен Павлом, поскольку в классической греческой литературе он не встречается). Упраздняется, прежде всего, мир труда и пота, «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам [e­’rgoi_s toi _s ponhroi _s], ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его» ( Кол.1:21–22 ). Далее наступает черед знания (по крайней мере, того, что зиждется на утилитарности и функциональности): «и знание упразднится» [ καταργηθη’σετα1] ( 1Кор.13:8 ), вместе с пророчеством и «всем, что отчасти» ( 1Кор.13:10 ), включая даже самих сущих: «и безродное мира и уничиженное избрал Бог, и не сущая, чтобы упразднить [( καταργη’σνσ] сущая» ( 1Кор.1:28 474 ). «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит [ καταργη’ση ] всякое начальство [ ρχη’ν] и всякую власть [ ξουσι’α] и силу» [ δυ’ναμις] ( 1Кор.15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

основное заблуждение иеговистов сводится именно к этому кульминационному моменту в их вероучении. Учение об истинном Божестве Христа: Мф. 1:23 ; Ин. 20:28 ; Рим. 9:5 ; 1Тим. 1:1; 2:3; 4:10 ; Тит. 1:3; 3:4 . Из сравнения ветхозаветного пророчества Иоиля ( Иоил. 2: 32 ) с Посланием к римлянам ( Рим. 10: 18 ) ясно, что Господь Иегова Ветхого Завета есть Господь Иегова Иисус Христос Нового Завета, потому что один и тот же стих употреблен в Ветхом Завете в отношении к Богу Иегове, а в Новом – в отношении ко Христу. Каким же образом производится искажение библейского текста Бруклинской Корпорацией? 1. Использованием перефразировок. Например, греческое слово «en», неоднократно встречающееся в Евангелии от Иоанна (в 15 главе), которое переводится как «во» (en emos перефразировано иеговистами как «в союзе со Мной»). И получается не: «Да будет все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» ( Ин. 17:21 ), но получается так: «Да будут все едино, как Ты, Отче, в союзе со Мной, и я в союзе с Тобой»... 2. Безосновательным дополнением текста словами, которых в греческом первоисточнике нет вообще. Такие привнесенные слова переиначивают смысл стиха. Например, в Кол. 1:16, 17 было вставлено слово «иной», меняющее значение стиха: «Ибо Им создано все иное... все иное Им и для Него создано. И Он (Иегова) есть прежде всего иного, и все Им стоит» (ПНМ). Здесь «Перевод Нового мира» (ПНМ) говорит об Иегове и целью своих вставок имеет показать Иисуса тварным существом, а не Богом. 3. Сознательно искаженным переводом греческих слов. Таким образом «подгоняется» перевод под теологию иеговистов. Например, Ин. 8:58 показывает вечную природу Христа: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь (Иегова)». Иеговисты (ПНМ): «До того как стал существовать Авраам, Я бывал» (?). Такой перевод как бы изменяет вечную сущность Христа на существование тварное (об этом уже было сказано выше). Или Кол. 2:9 иеговисты пишут: «Ибо в Нем обитают все Божественные качества телесно», – сравните с евангельским текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

п. Потому-то Христос, явившись по своем воскресении некоторым из своих учеников и нашедши в них поколебленную разного рода недоумениями веру в Него, счел нужным сделать им свой строгий упрек, как за их скудость веры в свидетельствующие о Нем писания, так и за недостаток надлежащего разумения самих писаний. «О несмысленная, – сказал Он им, – и косная (медлительные) сердцем еже веровати о всех, яже глаголаше пророцы» ( Лк.24:25 ). Подобного упрека не делал бы им, конечно, Христос, если бы от них не ожидал и не требовал сравнительно с прочими верующими большей веры в писания и большего разумения их. По этой же, конечно, причине, как замечается у ев. Луки, Христос, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем писании» ( Лк.24:27 ). И апостолы силу проповеди своей поставляли не в искусственном построении речи, не в хитростном сплетении логических аргументаций или, как выражается ап. Павел, «не в препретельных (убедительных) человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы», чтобы вера утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией ( 1Кор.2:4 ). Тем не менее, они не отрицали этим всякую значимость у мудрости человеческой в деле познания божественной истины, не отрицали благоразумного пользования ею для блага веры, напр. в виде рассудочного или научного образа представления ее истин, когда оказывалось бы это полезным и даже нужным для блага верующих. Доказательством сему могут служить преподаваемые ими верующим наставления – возрастать в познании Бога ( 2Пет.3:18 ) и во всякой мудрости и разумении духовном ( Кол.1:9 ), а более всего самые же послания их и в особенности же послания ап. Павла, в которых при всей их простоте замечается немало и такого, что приближается к научному способу разъяснения и изложения истин веры. Если ап. Павел осуждает мудрость человеческую, то – небезусловно; он осуждает ее не саму по себе, а за то злоупотребление, какое сделали из нее люди, а именно за то, что «мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией» ( 1Кор.1:21 ) и что эта мудрость стала мудростью по стихиям мира сего, а не по Христу ( Кол.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Притом демон враждует против человека, а не против подобных ему демонов; а корыстолюбец старается всячески причинить зло и ближнему и родному, не стыдясь самой природы. Знаю, что многие негодуют на меня за эти слова; но я не сержусь на них, а жалею и плачу, что они находятся в таком состоянии. Если бы они захотели даже бить меня, и это я с удовольствием перенес бы, только бы они оставили свое зверство. И не я только, но и пророк вместе со мной исключает таких из числа людей: " человек " , говорит, " который в чести и неразумен, подобен животным " (Пс.48:21). Постараемся же быть людьми: будем взирать на небо, " облекаться в образ " (Создавшего нас) (Кол.3:10) и не унижать себя самих, чтобы нам сподобиться и будущих благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 1. Приступив к обличению кровосмесника еще заранее, как я выше сказал, сделав это прикровенно и в кратких словах, и пробудив совесть его, апостол опять обращается к опровержению внешней (языческой) мудрости и к обличению тех, которые, гордясь ею, разделяли Церковь, чтобы, присовокупив то, что еще оставалось сказать, и совершенно окончив этот предмет, со всей силой направить речь против кровосмесника, которого он касался и прежде. Слова: " никто не обольщай самого себя " направлены особенно против него, чтобы вразумить и устрашить его; также на него особенно делается намек в слове: тростие, и в словах: не знаете ли, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Обыкновенно два побуждения более всего удерживают нас от греха: когда мы представляем следующее за грехом наказание, и когда размышляем о собственном достоинстве. Так и апостол речью о сене и тростии устрашает, а указанием на наше достоинство пристыжает, исправляя первым более нечувствительных, а последним – более кротких. " Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным " . Как он повелевает быть мертвым для мира (Кол.2:20), и эта мертвенность не только не вредит, но еще приносит пользу, делаясь источником жизни, так теперь повелевает быть безумным для мира, указывая нам в этом истинную мудрость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Священник : Я уже говорил, что таинство крещения прообразовано в Ветхом Завете (см.: Кол.2:11–13 ), но теперь остановлюсь на этом подробнее. Бог явился Аврааму, когда тот был в возрасте девяноста девяти лет, и повелел ему обрезать весь мужской пол в доме его, а детей мужского пола, которые родятся после, обрезывать на восьмой день от рождения; необрезанный же да будет истреблен (см.: Быт.17:10–14 ). Итак, Бог не сделал изъятия для детей в ожидании, пока они станут взрослыми или даже столетними, как Авраам, но заповедал обрезать весь мужской пол без различия возраста, а новорожденных в восьмой день отроду. Вы, сектанты, говорите, что крещение младенцев не имеет силы, поскольку младенец не разумеет, что с ним делают. А мог ли уразуметь смысл обрезания восьмидневный Исаак, сын Авраамов? Нет, конечно, но смысл этот был открыт отцу и матери его, и потому Исаак, войдя в возраст, не усомнился, обрезан ли он, но поверил родителям и не пожелал обрезаться заново. То же относится и к таинству крещения (см.: Кол.2:11–13 ), ведь и Сам Спаситель наш Иисус Христос был обрезан то есть крещен по ветхозаветному образу в восьмой день от рождения (см.: Лк.2:21 ). Другой прообраз крещения, указывающий, что креститься должны и дети, усматриваем в переходе израильтян через Красное море, в котором участвовали все от старца до младенца. Ибо Моисей говорил фараону: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими ( Исх.10:9 ). А то, что переход этот прообразовал собою крещение, подтверждает великий апостол Павел: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море ( 1Кор.10:1–2 ). Но раз все, значит, и дети. Итак, море и облако и указывали на воду и Дух Святой, которыми должен быть крещен каждый (см.: Ин.3:5 ). Но и обращаясь к Новому Завету, слышим, как Господь накануне распятия обещает ученикам, что Отец Его пошлет Утешителя, то есть Духа Святого, Который научит их всему (см.: Ин.14:16–17, 26 ). И приняв Духа в день Пятидесятницы, апостолы проповедали народу то, чему были научены от Него, и призвали всех покаяться и креститься во имя Господа Иисуса Христа и во исполнение обетования Божия, которое, как сказали они, вам принадлежит... и детям вашим ( Деян.2:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Также и мы призваны к «славе,» 1Солун. 2, 12 : «мы просили поступать достойно Бога, прзвавшего вас в своё царство и славу». В 2Солун. 2, 14 говорится: (к спасению) призвал вас блоговествованием нашим для достижения «славы Господа нашего Иисуса Христа». Мы живём в надежде на славу Римл. 5, 2 : «хвалимся надеждою славы Божией». Эта несомненная надежда в повышенном изображении представляется так, как будто мы уже воссияли в блеске света вечности, и только этот свет будет всё усиливаться, сиять всё яснее. В 2Кор. 3, 18 в противоположность Моисею, который покрывал своё лицо, чтобы скрыть свет, говорится о нас: «мы все открыты лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу». Под гнётом страданий этой жизни и прямо вследствие их блогочестивые люди невидимым образом приготовляют себе одежду света будущей жизни 2 Кор,3.17: «кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке, вечную славу». Однако мнение Апостола собственно таково, что мы в первый раз явимся в световой телесности «в день пришествия. Кол. 3, 4 : «когда явится Христос – жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе». Это наш жребий и наследство, которое мы тогда получим Кол. 1, 12 : «Бог призвал нас к участию в наследию святых во свете». Так как мы – чада Божии, то должны быть и наследниками, и это наследство состоит в том, что мы в небесной сфере облечёмся в небесную световую телесность как это приличествует чадам Божиим, – в световую телесность славы, которой одеяны также Отец и Христос Рим. 8, 17 : «если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». (Ср. ст. 18). В тот час когда наше тело – ωμα явится в блеске света, наступит откровение детей Божиих, сыновство и обетованная слава которых до того времени ещё скрыты Рим. 8, 19 : «тварь с надеждою ожидает откровения славы сынов Божиих», ср. ст. 21: «тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Третий же — разумным, потому что назвать его умственным, от слова «ум», кажется нелепым из-за новизны этого названия.    Если бы я обратился теперь к более тонкому объяснению этих названий, то речь моя и затянулась бы, и стала бы весьма запутанной; да в этом и нет никакой настоятельной надобности. Достаточно знать, что телесным что-нибудь называется или в собственном смысле, когда речь идет о телах, или в переносном, как, например, сказано: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Божество не есть тело, но называя таинства Ветхого Завета тенью будущего (Кол. 2:17), апостол, в связи с этим сравнением с тенями, сказал, что во Христе обитает полнота Божества телесно, так как в Нем исполнилось все то, что образовано было в тех тенях и, таким образом, Он представляет Собою в некотором роде тело этих теней, т. е. истину образов и прообразований. Отсюда, как сами образы названы им тенями иносказательно и в переносном смысле, так и в словах, что во Христе обитает полнота Божества телесно, он использует аллегорический оборот речи.    Название же «духовный» употребляется многоразличным образом. Так, тело, которое будет в воскресении святых, апостол называет духовным, говоря: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор. 15:44), духовное в том смысле, что удивительным образом будет прилажено к духу для полного блаженства и нетления и будет оживляться одним духом помимо всякой потребности в телесной пище, а не в том, что будет иметь бестелесную субстанцию, ибо и тело, которым мы облечены теперь, не имеет душевной субстанции, и называется душевным потому, что в нем обитает душа. Также духом называется воздух, сам ли, или его дуновение, т. е. движение, как сказано: «Огонь и град, снег и туман, бурный ветер» (Пс. 148:8). Называется духом и души скотов и людей, как написано: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл. 3:21). Называется духом и сам ум, в котором заключается некоторое как бы око души и которому принадлежат образ и подобие Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010