Имена Сына в анафоре Василия Великого заимствованы главным образом из посланий Павла и писаний Иоанна Богослова: Сын – Великий Бог и Спаситель (см.: Тит. 2:13 ), упование наше (см.: 1Тим. 1:1 ), образ благости Божией (ср.: 2Кор. 4:4 ; Кол. 1:15 ; Евр. 1:3 ). Сын есть «печать равнообразная» (ср.: Ин. 6:27 ), то есть образ Бога Отца, равный Ему. Сын в Себе показует Отца (см.: Ин. 14:9 ), Он есть Слово живое (см.: 1Ин. 1:1 ; Евр. 4:12 ), истинный Бог (см.: 1Ин. 5:20 ), Предвечная Премудрость Божия (см.: 1Кор. 2:7 ), Жизнь (см.: Ин. 14:6, 1:4 ), Освящение (см.: 1Кор. 1:30 ), Сила (см.: 1Кор. 1:24 ), Свет истинный (см.: Ин. 1:9 ). Имена Святого Духа заимствованы из тех же источников: Он – Дух Истины (см.: Ин. 14:17 ), Дух усыновления (см.: Рим. 8:15 ), залог будущего наследия (см.: Еф. 1:14 ), начаток (ср.: Рим. 8:23 ) вечных благ, животворящая Сила (ср.: Ин. 6:63 ; 2Кор. 3:6 ), Источник освящения (ср.: 1Кор. 3:16–17 ). Святой Дух укрепляет все творение, наставляя словесные и умные существа, то есть Ангелов, воссылать Отцу присносущное (вечное) славословие. Далее перечисляются встречающиеся в Библии имена девяти ангельских чинов (именно этот список ангельских чинов лег в основу трактата Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии»): Тебе бо хвалят Ангели, Архангели, Престоли, Господствия, Начала, Власти, Силы и многоочитии Херувими, Тебе предстоят окрест Серафими, шесть крил единому и шесть крил единому, и двема убо покрывают лица своя, двема же ноги, и двема летающе, взывают един ко другому, непрестанными усты, немолчными славословеньми. Ибо Тебя восхваляют Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы и многоокие Херувимы; вокруг Тебя предстоят Серафимы, у каждого из которых шесть крыльев: двумя они закрывают лица, двумя ноги, а при помощи двух они летают, взывая один к другому непрестанным голосом, неумолкающими славословиями. В следующей части анафоры благодарение переходит в воспоминание, Евхаристия в анамнезис. Начинаясь с исповедания святости и благости Божией, молитва обращается к истории человечества, которая рассматривается как непрерывная цепь благодеяний Божиих:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Соб. об иконопочитании). К тем же источникам принадлежат: церковное богослужение и церковная практика, восходящие к апостольскому времени (Фил. 4:9). Следовательно, Священное Предание и Священное Писание и являются единственными основными источниками Христианского учения. Об этом говорят нам: мужи Апостольские — св. Игнатий Богоносец и св. Папий Иерапольский, св. Ириней Лионский, Ориген, св. Ипполит, епископ Римский. У св. Иоанна Златоуста читаем: Апостолы не все предали чрез послания, но многое сообщили и без письмени. Между тем и то, и другое равно достоверно. Есть предание, больше не ищи ничего    Принимая во внимание, что слово «искупление» в христианской религии имеет значение специального термина, мы считаем необходимым выяснить, что разумеется в Священном Писании под «искуплением». В Ветхозаветном Священном Писании читаем: Я искупил тебя (Израиля)…в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею… отдам других людей за тебя и народы за душу твою… Так говорит Господь, Искупитель ваш, святый Израилев: ради вас я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев… Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну (Ис. 43:1,3,4,14,25; ср. 44:22; 62:12; 63:9). Я вывел тебя из земли Египетской, и искупил тебя из дома рабства (Мих. 6:4). Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их и не будет того во век (Пс. 48:8—9. То есть ни богатством, ни силами своими человек не может искупить пред Богом, или дать Богу выкуп за греховность свою пред Богом и тем возвратить себе утерянное бессмертие — ст. ст. 7 и 10)… Также и в Новозаветном Священном Писании говорится: Какой выкуп даст человек за душу свою (Мф. 16:26)… Сын Человеческий пришел… чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28). Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа (1 Петр. 1:18—19. «Искуплены» у Бога — ст. ст. 20—21). Вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6:20. «Куплены» у Бога — ст. ст. 19—20). Мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов (Еф. 1:7)… чтобы предстать святыми и непорочными и неповинными пред Богом (Кол. 1:23). Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу (Откр. 5:9). Мы согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил с жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. 3:23—25). Христос, Первосвященник будущих благ, не с кровию козлов и тельцов, но со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9:12—15), Христос принес Себя непорочного Богу (Евр. 9:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7 . Так завершается Икономия (Домостроительство) Троичного Бога и начинается безначальное и бесконечное Благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа, одна вечная и небо-земная Богочеловеческая Литургия, «Божественная мистагогия» ( θεα μυσταγωγα) 305 , вечная Божественная Евхаристия, в которой участвуют (причащаются) все дети Божии с неба и земли, но более всех и над всеми – человек, любимое чадо Божие. Так исполняется «Великая Тайна» Агнца Божьего и Невесты Его, Церкви, в Небесном Иерусалиме 306 , как говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). А также в Послании к Евреям: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета – Иисусу ( Евр. 12:22–24 , ср. Откр. 21–22 ). В этой небесной Литургии, говорит святой Златоуст, «мириады ангелов и тысячи архангелов, и соборы пророков и хоры мучеников, и соборы различные» 307 непрестанно прославляют Бога в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века ( Еф. 3:21 ) 308 . Святой Иоанн Златоуст к этому добавляет: «один грешник (не покаявшийся) исключается из этого священного хора; и справедливо. Грех есть злой и свирепый зверь, не только выказывающий злость к сослужебным ( σνδουλα) ему существам, но изливающий яд злобы и на славу Господню». Поэтому отсечён грешник: «Так и отличный музыкант отсекает от стройной кифары разногласящую струну, чтобы она не расстраивала согласия прочих звуков (хора); так и искусный врач отсекает загнивший член, чтобы зараза от него не перешла на прочие здоровые члены» 309 . То же самое подчёркивает апостол Павел, когда говорит: ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5:5 ; ср. 1 Кол. 6:9–10 , Гал. 5:21 ). Это, и такое осуществление Икономии Божией во Христе как Царства Его не только дело эсхатологии, но и реальность Церкви – здесь и сейчас 310 . Ибо и само Царство Божие не что иное, как Церковь , или, ещё точнее сказать, Царство Божие это – Сам Богочеловек Христос, в Котором уравниваются Царство и Церковь Божия 311 . Поэтому отношение Царства Божия и Церкви понимается и объясняется только христологически и пневматологически, «во Христе», Который как «Царь веков» ( τν ανων , миров, 1Тим. 1:17, 6:15–16 ; Евр. 1:2 ), охватывает и сегодняшний и будущий век, это история и эсхатология, время и вечность, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( ατς – Евр. 13:8 ) 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Истинно христианское настроение должно вытекать из сознания, что в нас нет ничего, что было бы от нас, а потому наше для нас все от Бога, и потому все для Бога. И наши дела, и наши чувства, мысли, намерения, все должно принадлежать Богу. Вот как эта мысль выражается в чистом христианском сознании апостолов. Апостол Павел смотрит на каждого христианина, как на человека, который принадлежит не себе, а Христу ( 1Кор. 3:23 , мы – „Христовы»). Каждый шаг его жизни, каждое его дело имеет свою цель не в нем самом, а во Христе, и получает значение постольку, поскольку всем ним выражается стремление жить для славы Христа, для Христа ( Рим. 14:6–9 ). Есть и пить, и иное что делать, человек должен делать так, как если бы не ему это нужно было, а Богу ( 1Кор. 10:31 ). Вот принцип, которого должен держаться христианин по слову ап. Павла. „Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него, Бога и Отца. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу ( Кол. 3:17, 23–24 ); Господу служите» ( Рим. 11:12 ). Поэтому, „Говорит ли кто, говори как слова Божии, служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, чтобы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» ( 1Пет. 4:11 ; Рим. 12:1–2 ). Рабы должны повиноваться и служить господам, как если бы они служили не людям, а Самому Христу ( Еф. 6:5–8 ср. Кол. 3:22 ). Вообще, мы должны изображать из себя жертву живую, святую и богоугодную Богу, для разумного служения Ему ( Рим. 12:1 ). Так как все произошло от Бога, а потому принадлежит Богу, в том числе и мы, телом и душой ( Рим. 11:36 ; Кол. 1:16 ; Евр. 2:6 ; Откр. 4:11 и др.). Идея жизни как жертвы (выражение неточное, мы ничего не можем жертвовать, потому что у нас нет ничего своего) не была известна ни язычникам, ни иудеям. Находясь во второй стадии человеческого развития (свободы без единства) они мыслили себя отдельно от Бога, поэтому, хотя и считали возможными и со своей стороны жертвы Богу, однако до идеи о жизни, как о всецелой жертве, не додумались.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

5.4. Узнай же, что они – «исполины», иначе гиганты. «Гигантом» именуется всякий противящийся Богу. Тот, кто противоборствует Богу и враждует против истины, что является его основным занятием, справедливо называется гигантом. И так, тебе даровано изгнать гигантов и войти в их царство. Или не написано об одном из них: «Может ли быть отнята у гиганта 17 добыча?» ( Ис.49:24 )? И Господь говорит о нем в Евангелии: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» ( Мф.12:29 ). Так и ныне, когда проводится сравнение между человеческой и демонской природой, мы – «саранча», они – «гиганты»; особенно когда вера наша нетвердая и если безверие сковывает нас, то они поистине «гиганты», а мы – «саранча». Если же следуем мы за Иисусом, верим словам Его, исполнены доверием к Нему, будут они в глазах наших как ничто. Посмотри, как Иисус вселяет в нас уверенность, говоря: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию» ( Чис.14:8 ), ибо она «очень хороша» (ср. Чис.14:7 ) и чудесны плоды ее. 5.5. Так, образы и иносказания, явленные прежде отцами, исполнились в нас. Они изгнали народы и обрели свое наследие; ибо получили они всю землю Иудеи, город Иерусалим и гору Сион. Все это исполнилось в них, а что сказано тебе? Не сказано: «Ты пришел к тому, что видимое», но «к тому, что невидимое» (ср. Кол.1:16 ). Ибо сказано: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» ( Евр.12:22 ). И Апостол в другом месте говорит: «Вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). Если кто-то не присовокупляет к вере сказанное Апостолом, что Иерусалим – город небесный, то он может отвергнуть и эти наши слова. Если же прилагать к вере слова Павла, что, несомненно, и должно делать, и если мы верим, что Иерусалим – город небесный, образом которого является земной город, то написанное, как кажется, о земном Иерусалиме духовным пониманием мы будем, что правильнее, переносить на небесный. Поэтому, если, по словам Павла, мы «приступили к небесному Иерусалиму», то мы, без сомнения, пришли и в небесную Иудею; и как они изгнали хананеев, ферезеев и евеев и другие народы из земной Иудеи (ср. ИсНав.9:1 и далее), так и мы, которые «приступили к горе Сиону» и к небесным царствам, должны изгнать из них противные силы и «духов злобы поднебесных» (ср. Еф.6:12 ); и как они изгнали иевусеев из Иерусалима (ср. 2Цар.5:6 ) и город, называвшийся прежде Иевусом, стал именоваться Иерусалимом (ср. ИсНав.18:28 ), так и нам должно сначала изгнать иевусеев из Иерусалима и так обрести его в наследство. Но если они добивались этого видимым оружием, то мы – невидимым. Они побеждали в плотских битвах, мы же одерживаем верх в духовной брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Божественный апостол любви, постоянно требует от нас любви к братьям: Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон, ибо всякая заповедь в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя ( Рим. 13:8–9 ; ср. Рим. 12:12, 10 ). И в другом месте апостол говорит: любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал. 5:13–14 ). И снова: Всё у вас да будет с любовью ( 1Кор. 16:14 ; ср. Евр. 10:24–25 ), ибо любовь есть совокупность совершенства ( σνδεσμος τς τελειτητος – Кол. 3:14 ). На это святой Златоуст замечает: «Павел требует от нас такой любви (не случайной), которая бы связывала нас между собою, делая неразлучными друг с другом, и такого совершенного единения, как бы мы были членами одного тела» 942 , и, более того, говорит, что «благодать сильнее естества» ( φσεως χρις δυνατωτρα) 943 . Различие членов в теле Церкви вносит свой вклад в Её созидание в любви, как это показано в экклесиологических главах (10–14) Первого Послания к Коринфянам. Любовь хранит и пронизывает всех членов и все роли, места, служения, литургиматы (священнослужения) в Церкви. «Апостол говорит, – объясняет златоустый экзегет, – обличает ли кто, начальствует ли кто или повинуется (другому), учится ли кто или учит, всё (должно быть) с любовью» 944 . То же самое выражает апостол в Послании к Ефесянам ( Еф. 4:15–16 ): но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. Эта, скажем так, внутрицерковная любовь как созидательная сила Церкви, как община детей Божиих не заключает христиан в замкнутый круг, она открыта для всех людей как созданий одного Бога и Господа, и потенциальных братьев, и членов Христовых, и поэтому она христоцентрична. Церковная любовь одновременно и всечеловечна – по образу и подобию Божией Любви.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

И «двух десятин» каждый, то есть из двух мер совершенных: ибо с обеих сторон были совершенны Божественные ученики, ко всему что бы та ни было благому имея совершенство и делом отличные и словом. Кроме того на хлебы посыпается ливан и соль, причем ливан указывает на благоухание в освящении и благовонии Христа, а соль — на благоразумие: ибо не неразумно или безумно слово святых, ново «благодати и солию растворено», как написано (Кол. 4:6), и «благодать дающее слышащим» (Еф.4:29). Сказано же им и Христом: «вы — есть соль земли» (Мф.5:13). Предлагаются хлебы в день субботы: ибо день избрания святых Апостолов есть время мысленной субботы, то есть пришествие Христово, которого не познали происшедшие от Израиля, почему и говорит о них Павел: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр.4:9): ибо они не вошли в покой Его, не принявши веры в Него. Итак, время пришествия Спасителя нашего есть мысленное и истинное субботство. Предложение хлебов было в очах Божиих, и в очах Израиля: ибо сказано, что будете предлагать «в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых» (Лев. 24:8), — в очах Божиих потому, что Бог созерцает и непрестанно удостаивает Своего взора святых; ибо сказано: «Очи Господни обращены на праведников» (Пс.33:16); в очах же Израиля потому, что он должен внимать оным и как бы вперять в них око разума, образом которого может служить (око) телесное. Но «они будут, — сказано, — принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их» (Лев. 24:9): ибо писания святых Апостолов предлагаются в пишу нам, оправданным в вере, святому и священному роду, людям обновления, избранным и помазанным благодатью Святого Духа (ср. 1 Пет. 2:9 и 1Ин. 2:20, 27).     К. Итак, поелику очень достаточно сказано нами о сем, то приведем, если угодно, слово божественного Павла, превосходно уясняющее свидетельство о первой и второй скинии. Пишет же так: «При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

24:1–13 Господь опустошает землю. Впечатляющие описания усиливаются при помощи повторов, рифм и игры слов. В выражении уничтожает лицо ее читаем «изменяет вид ее» (ср. яркий термин Иерусалимской Библии «сгибает», «гнет»). Причиной суда названо (отметим двойное за то ст. 6) нарушение человечеством всех законов и обязательств. Не факт, что под вечным заветом подразумевается обещание Бога всему живому на земле в Быт. 9:9–11 , поскольку выражение в ст. 5 может означать просто «наиболее постоянное из всех соглашений» (но отметим намек на потоп в ст. 18б). 7 Упор на безрадостности – это поразительное пояснение тому, что в Евр. 11:25 названо «временным, греховным наслаждением» (RSV), а выражение, взятое оттуда же, – «опустевший город» (10; ср.: Быт. 1:2 ) – свидетельствует о разрушительном действии греха, превращающего установленный Богом порядок в изначальную бесформенность. Единственным проблеском надежды можно назвать упоминание об обирании винограда (13), о том, что немного осталось людей (6), как в 17:6 и в отрывках об «остатке», напр., 10:20–23. 24:14–16 Песнь о величии Господа и нынешние лишения. Песнь хвалы, судя по всему, принадлежит рассеянному «остатку» (см.: ст. 13), среди которого, говорится в Евангелии, могут находиться как обратившиеся язычники, так и еврейский народ (ср.: Ин. 11:52 ). Выражение на востоке (15) буквально звучит «при свете», перевод NIV подтверждается соответствующей фразой с запада (с моря; 14). Но здесь автор забегает вперед, а затем мы опять возвращаемся в напряженное настоящее ст. 16 (ср. те же метафоры в 17:4–6). 24:17–23 Вселенский суд. Первые три существительных в ст. 17, поразительно похожие в оригинале, возвращают нас к теме неизбежности суда. О тщетном бегстве в ст. 18а – ср. с Ам. 5:19 . (О предпосылках ст. 18б см. ст. 5.) Воинство выспреннее (буквальный перевод, вариант NIV – «силы небесные») может в некоторых контекстах означать просто «звезды» (ср.: 40:26); однако здесь, в дополнение к царям земным, которые будут заключены и наказаны (ср.: 2Пет. 2:4 ), фраза означает «духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:12 ). Наиболее полно о подобных существах в Ветхом Завете говорится в Дан. 10:2–21 ; ср., вероятно, Пс. 81 . В Новом Завете – см. дальше, напр.: Рим. 8:38–39 ; Кол. 2:15 ; Отк. 12:7–12 . Но в самом конце говорится об абсолютной славе (23). Если солнце и луна потеряют свой свет, то только потому, что их затмит сияние Самого Света, Господа, воцарившегося в полной славе. По сути, это то же видение, что и в Отк. 21:22–27 . 25:1–12 Великое освобождение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Между тем как грех Адама осудил Иисуса Христа на крест, сам сатана чрез этот крест был осужден, и на кресте Сын Божий торжествовал Свою славную победу над сатаной и над всем его множеством духов злобы ( Ин. 12:31, 16:11 ; Кол. 2:14–15 ; Евр. 2:14 ). И эту победу Сын Божий подтвердил фактически чрез Свое воскресение из мертвых. Эта победа Христа над диаволом возвещается посредством Евангелия всем, и все призываются к участию в ней в совершенном Иисусе Христом искуплении. Те, которые с верой принимают это благовестие, становятся участниками благ, которые Сын Божий приготовил им, получают прощение грехов и вместе с тем переходят из царства сатаны в царство Христа ( Деян. 26:18 ; Кол. 1:13, 14 ). Но и после этого диавол старается верующих обольстить и таким образом снова подчинить их своей власти. Он ходит, как рыкающий лев, и ищет, кого бы поглотить ( 1Пет. 5:8 ). Верующие постоянно должны вести борьбу с властями, с мироправителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, но для них всегда готово оружие Божие, которое им нужно только взять, чтобы оказать противодействие его коварным нападениям, и Господь всегда стоит на страже их и сокрушает сатану под их ногами ( Еф. 6:12, 13 ; Рим. 16:20 ). И действительно, они твердой верой противостоят диаволу и обращают его в бегство ( 1Пет. 5:9 ; Иак. 4:7 ), щитом веры погашают раскаленные стрелы лукавого ( Еф. 6:16 ) и побеждают его кровью Агнца ( Откр. 12:11 ) и молитвой об освобождении от искушений ( Мф. 6:13 ). Таким образом, диавол может только искушать верующих и нападать на них ( 1Кор. 7:5 ; 1Фес. 3:5 ), но не может насильно приводить их к падению и совершенно побеждать их ( Евр. 2:18; 4:15 ; Откр. 2:10, 3:10 ). Если же они в этой борьбе упадут, то снова могут восстать чрез покаяние и веру. Некоторые, впрочем, совращаются в след сатаны ( 1Тим. 5:15 ). А тех, которые остаются верными, диавол старается истребить и умертвить (ср. Откр. 2:13 ). Таким образом и теперь, после совершенного Иисусом Христом искупления, не совсем еще отнята у диавола власть над людьми, так что и теперь еще и диавол может путем обольщения и искушения склонять человека к греху и таким образом вводить его в свою власть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Когда апостол говорит о вере, он называет Её – вера Евангелия ( Фил. 1:37 ; ср. Деян. 16:5 ), одна вера ( Еф. 4:4 ; ср. 1Кор. 2:5 ; Кол. 2:7 ), единство веры сына Божия ( Еф. 4:13 ), тайна веры ( 1Тим. 3:9 ), вера истины ( 2Сол. 2:13 ); или же всю проповедь Евангелия называет просто верой ( Рим. 14:25, 1:8 ; Гал. 1:23, 3:23, 25 ), или верой Христовой ( Рим. 3:22 ; Фил. 3:9 ; Гал. 2:16, 3:22 ), а Господь есть Начальник и Совершитель веры ( Евр. 12:2 ). Говоря же об истине, апостол пишет: Истина Евангелия ( Гал. 2:5 ; Кол. 1:5 ), истина Христова ( 2Кор. 11:10 ; ср. Еф. 4:21 , 2Кор. 13:8 ), слово истины ( 2Тим. 2:15 ; 2Кор. 6:7 ; Еф. 1:13 ), слово истины Евангелия ( Кол. 1:5 ), любовь истины ( 2Сол. 2:10 ), истина, относящаяся к благочестию ( Тит. 1:1 ), а Церковь называет – столп и утверждение Истины ( 1Тим. 3:15 ); есть и места, где апостол связывает веру с истиной, либо отождествляя их, либо подчёркивая одну другой. Он называет себя учителем народов в вере и истине ( 1Тим. 2:7 ), говорит: да будут осуждены все, не веровавшие истине ( 2Сол. 2:12 ), или «через освящение Духа и веру истине» ( 2Сол. 2:13 ). Толкуя эти последние слова, святой Златоуст замечает следующее: «через освящение Духа и веру истине – это можно сказать: освятить Духом и верой истинной, ибо то, в чём состоит и содержится наше спасение» 725 . К тому же, Евангелие Христово, то есть Его наставления и учение, апостол называет «догматами» ( δγματα – Еф. 2:15 ; Кол. 2:14 ), которые, по святому Иоанну Златоусту и другим отцам Церкви, означают веру, точнее, «веру через догматы» 726 . Следуя за великим апостолом Павлом, святой Иоанн Златоуст очень часто отождествляет Евангелие, веру, истину, догматы и благочестие ( τν εσβειαν). Так, он называет апостола Павла «учителем небесных догматов», «учителем церковных догматов» 727 . В другом месте говорит, что апостол Павел «ясно видел, что необходимо следовать Христовым догматам» 728 . А в третьем фрагменте пишет: «Догматы священные дарованы нам Христом, некоторые Им Самим, а некоторые – через апостолов» 729 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010