Церковь чтит святой Крест как орудие казни Спасителя, ставшей искуплением человеческого рода. Вочеловечившийся Сын Божий претерпел распятие в согласии с волей Своего Отца: «Благоугодно было Отцу… чтобы посредством Его [Христа] примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное» ( Кол 1:19–20 ). По словам святителя Иоанна Златоуста, «Крест — изволение Отца, слава О спасительном значении Креста Христова для верующих говорит апостол Павел: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал 6:14 ). Быть «распятым для мира» — значит быть сопричастным крестной смерти Христа Спасителя, то есть избавленным от греха и спасенным: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» ( 1Кор 1:18 ). Христос «пригвоздил ко кресту» «рукописание» (перечень) грехов человеческих ( Кол 2:14–15 ). Слово «крест» является для апостола синонимом распятия Христова. Богослужение Великого поста содержит песнопение, созвучное словам апостола Павла: «Иже в шестый день же и час, на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси Крест Христов — знамение победы над диаволом и смертью. О спасительном значении Креста Христова в Евангелии говорится: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» ( Ин 12:32–33 ). Церковное предание истолковывает эти слова Господа как свидетельство о том, что Он, раскинув руки на Кресте, все человечество привлек в Свои спасительные объятья. Святитель Афанасий Великий пишет: «Посему Господу прилично было и Крест претерпеть, и распростереть руки, чтобы одною рукою привлечь к Себе ветхий народ, а другою — званных из язычников, тех же и других соединить в Почитание Креста Христова является неотъемлемой частью Священного Предания Церкви. Священномученик Игнатий Богоносец пишет: «Вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом»; «Мой дух — в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная Святитель Кирилл Иерусалимский учит: «Итак, да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

8 . Но что мы скажем о пожертвовании «овна», купленного по цене священного сикля (ср. Лев.5:15 ), которого предписано принести в жертву для искупления греха? Чтобы очистить свое прегрешение ценой овна, человек должен быть богатым. Посмотрим, кто эти богатые. Мудрейший Соломон учит нас, говоря: «Выкуп собственной души – собственное богатство 13 » ( Прит.13:8 ). Слышишь, какой непреодолимой силой наполнено каждое слово Премудрости? Она говорит, что богатство присуще выкупу «собственной души», и не чье-то еще и не общее, но «собственное богатство». Этим показано, что одно богатство – «собственное», другое – нет. Господь утверждает это еще нагляднее, когда говорит в Евангелии: «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» ( Лк.16:12 ). Он ясно показывает, что богатства этого мира – не наши, но чужие. Они проходят, «как уклоняющаяся тень» (ср. Пс.143:4 ). Но «собственное богатство» – то, о котором пророк говорит: «И собрано будет богатство всех окрестных народов» ( Зах.14:14 ). Возможно, из этого богатства «и был Авраам очень богат скотом, и серебром, и золотом» ( Быт.13:2 ) и прочим домашним добром. Хочешь, я покажу тебе, из каких сокровищниц исходят эти богатства? Послушай, что апостол Павел утверждает о Господе Иисусе Христе: «В Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ). И Господь в Евангелии учит: «Книжник выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Об этом и апостол Павел говорит: «В Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» ( 1Кор.1:5 ). Таким образом, на взятое из этого богатства, хранящегося в сокровищнице «премудрости и ведения» (ср. Кол.2:3 ), должно нам приобретать «овна», которого надлежит приносить в жертву за грехи, совершенные, разумеется, против святынь, и которого следует покупать по цене священного сикля. Мы уже сказали выше, что каждое жертвоприношение есть образ Христа, но более всего это справедливо в отношении овна, которым Бог некогда заменил Исаака, должного быть принесенным в жертву (ср. Быт.22:13 ). Поэтому Христа, искупившего наши грехи, надлежит нам сравнивать со священным сиклем. Этот священный сикль несет образ нашей веры. Ибо если ты принесешь веру как цену, то получишь от Христа прощение грехов, словно от овна без порока, принесенного в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Для верующего человека нет ничего дороже Сладчайшего Имени Иисус. Оно – дивное и превеликое. Сам Спаситель свидетельствует: «Если чего попросите у Отца во Имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:14). «Всё делайте во Имя Господа Иисуса Христа», – призывает апостол Павел (Кол. 3:17). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», – говорит апостол Петр (Деян. 4:12).    Празднованием обрезания Спасителя и наречения Ему имени Церковь утверждает веру в непреложную истину, что Он есть Богочеловек, «и да не рекут еретицы, яко мечтанием воплотися, но яко воистину имеяше плоть и не противен закону, но исполнитель».    Этим примером Спасителя, Который, «не возгнушася плотскаго обрезания», «плотию днесь волею обрезуется», и, «закон исполняя закона Творец», «даде Самого Себе образ и начертание всем во спасение», Церковь научает чад своих послушанию закону Божию.    Обрезание, которое Господь принял как знамение завета Бога с человеком, и Имя – как печать Своего служения спасению мира (Мф. 1:21; Мк. 16:17; 9, 38—39; Лк. 10:17; Деян. 3:6-16; 19, 13; Флп. 2:9-10), внушают нам, что и вступившие в Новый Завет с Богом должны быть обрезаны «обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Христианское имя должно быть не мертвым звуком, а живым свидетельством, что христианин посвящает себя служению Богу и находится в благодатном союзе с Ним во имя Его славы и своего спасения.    «Обрезание мановением явльшагося Христа преста (прекратилось), и возсия благодати весна» (в восьмой день по Его рождении). Этот восьмой день «будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает». И дверь в эту будущую жизнь для верующих одна: чрез таинство Крещения – духовное обрезание, освобождение от грехов. Ибо ничто нечистое не может войти в Царство Небесное (Откр. 21:27). Крещение Господне    Церковь с этого дня начинает готовить верующих к великому празднику Крещения Господня, Просвещения, Богоявления – 6 января. Она свидетельствует о явлении нового таинства – Крещения. Уже с этого дня поются ирмосы канона празднику Крещения – «Глубины открыл есть дно». А с 2 января начинается предпразднство Просвещения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Итак, если мы встретим в жизни долготерпеливого человека, будем знать: его терпение стоило ему большой внутренней работы. И он свят, этот человек. Долготерпение, как лакмусовая бумага, являет его внутреннюю святость. Завершая одевание, древний человек препоясался поясом. Пояс стягивал все предыдущие одежды, удобно фиксировал их на теле. После этого человек был готов для всякого дела. Таким поясом для Павла служит любовь. «Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14), – говорит он. В церковнославянском опять точнее: «Стяжите любовь, яже есть соуз совершенства». «Соуз» – т. е. связь всех возможных добродетелей в одно. Именно к любви все добродетели стремятся, она их связывает в единое целое, они вливаются в нее как речки в море. Любовь – это имя Божье. «Бог есть любовь», – пишет Иоанн Богослов (1 Ин. 4:8). Также любовь есть то, что должно отличать христиан от других людей. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), – говорил Спаситель. Эта добродетель есть цель христианских подвигов. Все остальное лишь средство. Все добродетели лишь ступеньки к христианскому Богу, имя которому Любовь. «Любовию дышать – значит Бога в себе являть» , – восклицает святитель Феофан. Но нам будет лучше, братья и сестры, опустить свой взгляд от высот любви к человеческим добродетелям, которые к любви ведут – милосердие, благость, долготерпение... Так будет безопаснее и правильнее. Идущий по лестнице должен смотреть под ноги и особо не задирать голову вверх, иначе можно упасть. Путь постепенный, путь царский ожидает нас. Прежде любви надо научиться потерпеть, научиться проявить милость хотя бы тогда, когда просят (ведь есть множество нуждающихся в помощи, которые просить стыдятся), научиться не осуждать, не лгать, не болтать лишнего и проч. Одежда за одеждой, и вот человек уже одет полностью. Осталось только препоясаться и выходить на добрые дела христианские. Это и есть путь золотой середины, путь, о котором так прекрасно сегодня пишет апостол Павел: «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение... Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:12, 14). Этот путь ожидает всех нас.

http://pravoslavie.ru/118121.html

   В Его-то Царство, «в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искуплением Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1:13—14), ввел нас Господь пришествием Христовым во плоти, показав нам и образ этого Царствия и Путь, в него ведущий.    Но для того, чтобы стал нам доступен этот Путь, нам необходимо воспринять образ Того, Кто явил на образ ипостаси Отчей, — Христос должен изобразиться (μορφωθ, formetur — придать нам форму, привести нас в порядок, образовать, облагородить) в нас нашим старанием, нашим подвигом, нашей молитвой, нашей верой, нашей жизнью. Ибо «во Христе Иисусе все естественные разности исчезают. Значение и силу имеет только то, что каждый приемлет от Христа Господа и усвояет себе»Как мы носили ранее, до Христова пришествия, образ (образ только, изображение, нечто внешнее, а не существо!) перстного (εκο’να το κοχο, imaginem terreni), не присущего человечеству, присовокупившегося человеку с первородным грехом, так ныне будем носить и образ небесного (εχο’να το πουρανι’ου, imaginem caelesis — не сущность еще, потому что в этом мире сущностное изменение возможно только для тех, «кто может вместить» (Мф. 19:11; Ин. 16:12, 21:25), но — образ, отражающий, подобно иконе, величие Первообразного) (1 Кор. 15:49).    По пришествии Христовом нам, «как избранным Божиим, надлежит жить, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу (κατ εκο’να , secundum imaginem, то есть согласно изображению, или — мысленному образу, представлению, идее) Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара Скифа, раба, свободного, но всё и во всем Христос» (λλ τ πα’ντα χα ν πσι Χριστο’ς, omnia et in omnibus Christus) (Кол. 3:9—12). Жить в новом во Христе человеке, в коем «не берется во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но Христос есть черта отличия его. Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, всё есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать: все вы — один Христос, будучи телом Его» Ибо «во Христе Иисусе все естественные разности исчезают. Значение и силу имеет только то, что каждый приемлет от Христа Господа и усвояет себе».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Также и мы призваны к «славе» 1Сол.2:12 : «мы просили поступать достойно Бога, призвавшего вас в свое царство и славу». В 2Сол.2:14 говорится: (к спасению) призвал вас благовествованием нашим для достижения «славы Господа нашего Иисуса Христа». Мы живем в надежде на славу Рим.5:2 : «хвалимся надеждою славы Божией». Эта несомненная надежда в повышенном изображении представляется так, как будто мы уже воссияли в блеске света вечности, и только этот свет будет все усиливаться, сиять все яснее. В 2Кор.3:18 в противоположность Моисею, который покрывал свое лицо, чтобы скрыть свет, говорится о нас: «мы все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу». Под гнетом страданий этой жизни и прямо вследствие их благочестивые люди невидимым образом приготовляют себе одежду света будущей жизни 2Кор.4:17 : «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Однако мнение Апостола собственно таково, что мы в первый раз явимся в световой телесности «в день пришествия» Кол.3:4 : «когда явится Христос – жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе». Это наш жребий и наследство, которое мы тогда получим Кол.1:12 : «Бог призвал нас к участию в наследии святых во свете». Так как мы –чада Божии, то должны быть и наследниками, и это наследство состоит в том, что мы в небесной сфере облечемся в небесную световую телесность, как это приличествует чадам Божиим, – в световую телесность славы, которою одеяны также Отец и Христос Рим.8:17 : «если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». (Ср. ст. 18). В тот час, когда наше тело – σμα явится в блеске света, наступит откровение детей Божиих, сыновство и обетованная слава которых до того времени еще скрыты Рим 8:19 : «тварь с надеждою ожидает откровения славы сынов Божиих», ср. ст. 21: «тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». В то время, когда благочестивые в преображенной телесности объединяются с своим преображенным Господом, наказание грешников будет состоять в том, что они от этого светового прославления будут исключены 2Сол.1:9, 10 : «подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться в святых своих». Однако не только люди должны быть облечены «славою», но и вся природа чает откровения чад Божиих Рим.8:19 : «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих». Она тогда должна также освободиться от бренности и тления, принять участие в небесной славе ст. 21: «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

   Пророк Даниил говорит о явлении ему Ангела Господня: «и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» (Дан 10:9). И когда Ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред Ангелом: «когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел» (Дан 10:15). Было ли когда-либо поклонение людям праведным?   Пророку Елисею поклонились сыны пророческие. «Увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар 2:15). И страж темничный, увидевший, что Господь чудесно избавляет Апостолов из темницы, в «трепете припал к Павлу и Силе» (Деян. 16:29).    Спаситель говорил Отцу Небесному: славу, «которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22), то есть Апостолам и Угодникам Божиим. Богу мы поклоняемся; должны, следовательно, поклоняться и тем, кому дана Спасителем слава Его (т.е. слава Божия). Поклонялись ли люди переселившимся к Богу праведникам?   Да, поклонялись. Когда пр. Самуил явился к Саулу, «тогда узнал Саул что это Самуил и пал лицем на землю и поклонился» (1 Цар. 28:14).    е) В чем еще выражается наше отношение к небесной Церкви?   В том, что мы просим угодников Божиих молиться о нас. Почему мы обращаемся к ним с такой просьбой?   Потому, что невозможно представить христиан без их взаимной друг за друга молитвы. «Братия! молитесь о нас» (1 Фес. 5:25), пишет Апостол Павел; в другом месте он же говорит христианам: «не перестаем молиться о вас» (Кол 1:9; см о взаимной молитве христиан еще и следующие места: Деян 12:5; Еф. 6:18, 19, 1:16; Филим. 1:4; Кол. 4:3; 1 Фес 5:17; 1 Тим. 2:1; 1 Ин. 5:16). Но почему мы именно угодников Божиих просим молиться о нас?   Потому что молитва праведных многодейственнее, чем молитва многогрешных.    Ап. Иаков говорит: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак 5:16—18). Вот насколько действенна молитва праведного!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостол Аполлос происходил из Александрии и был муж красноречивый, ученый и сведущий в Писаниях. Наставленный сначала только в начатках учения Христова, он, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, но знал лишь одно крещение Иоанново, не имея познаний о возрождающей силе христианского крещения. В непродолжительном времени, когда Аполлос с своею проповедью о Христе достиг Ефеса, Акила и Прискилла [ 5 ], узнав о нем, с любовью приняли его и преподали ему подробное наставление в учении Господнем. Потом, когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его, и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью; ибо он сильно опровергал Иудеев, всенародно доказывая Писанием, что Иисус — Христос (Деян.18:24–28). После того Аполлос много потрудился в Коринфе над обращением язычников (Деян.19:1; 1 Кор.3:6). В Коринфе любовь к нему учеников произвела даже некоторое разделение в Церкви, которое потом обличено было Апостолом Павлом: «Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор.3:4–7). Во время написания первого послания Апостола Павла к Коринфянам Аполлос находился вместе с ним в Ефесе и хотел придти к ним, когда будет удобно (1 Кор.16:14). Впоследствии Аполлос был в Крите [ 6 ] и еще позднее был епископом Кесарии [ 7 ]. Апостол Кифа, вместе с другими Апостолами много потрудившийся в деле благовествования Христова, был епископом в Колофоне. Апостол Тихик происходил из Малой Азии и был учеником святого Апостола Павла, который в своих посланиях называет его возлюбленным братом и верным в Господе служителем и сотрудником (Кол.4:7; 6:21). Во время третьего Апостольского путешествия святого Апостола Павла, когда он возвращался из Македонии и Греции в Иерусалим, Тихик сопутствовал ему, разделяя труды его (Деян.20:1–5). Потом он был с Апостолом Павлом и в Риме во время первого его заключения, откуда Павел посылал его с посланиями от себя к Ефесянам (Еф.6:21) и Колоссянам с другими церквами (Кол.4:7–9,16), чтобы известить их о себе и утешить сердца их; его же посылал он для исполнения своих поручений на Крит (Тит.3:12). Тихик был при Апостоле и во время вторичного заключения его в Риме, и в другой раз Апостол посылал его оттуда в Ефес (2 Тим.4:12). Впоследствии святой Апостол Тихик был епископом в Колофоне после Апостола Сосфена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Да испытывает же себя человек, – пишет св. апостол Павел к коринфским христианам, – и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). Пасха верных. Агнца Пасхи иудейской могли вкушать одни только вступившие в завет с Господом посредством обрезания ( Исх.12:48 ); также и Агнца Пасхи новозаветной могут вкушать одни только вступившие в завет веры с Господом посредством нерукотворенного обрезания – крещения ( Кол. 2:11–12 ). Впрочем, из верующих не все вкушают новозаветного Агнца с пользой для своей души – во спасение, – многие из них вкушают Его только в большее для себя осуждение. Только те сподобляются благ, доставленных через искупительные Его заслуги роду человеческому, которые не только веруют в Господа, но и остаются верными Господу, то есть верно хранят и соблюдают те условия, при которых они вступили в Таинство Крещения, в завет с Господом. Верующие в Господа, но небрегущие о верности своей Господу, все то же, что и совершенно неверующие, некрещеные, даже во многих отношениях, как познавшие истину и самовольно отвергающиеся ее, как попирающие заслуги Сына Божия и не почитающие за святыню заветную Кровь ( Евр.10:29 ), гораздо хуже сих последних ( 2Пет.2:20 ). Пасха двери райския нам отверзающая. Новозаветный Агнец Господь Иисус Христос, когда телом пребывал во гробе, душой нисходил в ад и отсюда извел в райское блаженное жилище всех ветхозаветных праведников, ожидавших с верой Его пришествия ( 1Петр.3:18–19 ). А восшествием Своим в прославленном теле на небеса Он отверз для всех людей свободный вход в Царствие Небесное, сделавшись таким образом для всех, по выражению апостола, предтечею на небеси ( Евр.6:20 ). Пасха всех освящающая верных. Единократным принесением Себя в жертву за грехи мира Господь Иисус Христос доставил освящение, очищение от грехов, обновление всем, истинно верующим в Него ( Евр.10:10,14 ; Кол.1:21,23 ), так что, достойно причащаясь Его в Таинстве Евхаристии, они почерпают в Нем силу «ходить в обновленной жизни...», быть «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:4,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Хочешь знать, что сказанное относится к нам? Животные, взятые для жребия, не являются нечистыми и не чужды жертвенникам Божиим, они чистые и их обычно приносят в жертву; и знай, что эти образы не вне веры, а в вере; ибо козел – животное чистое и освященное жертвенниками Божьими. Так и ты освящаешься благодатью крещения на алтаре Божьем и становишься чистым животным. Но если не исполнишь заповедь Господа, сказавшего: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ), и, соделавшись чистым, снова осквернишься нечистотой греха и обратишься от добродетели к страсти и от невинности к нечистоте, то, хотя и был чистым животным, своим пороком предашь себя жребию козла отпущения и пустыни. 5 . Возможно и другое толкование: под человеком подготовленным и чистым, который отсылает «козла, на которого вышел жребий для отпущения, в пустыню» (ср. Лев.16:21,10 ), – тому, который отводит его, словно бы он прикоснулся к чему-то нечистому, сказано, что к вечеру он «должен вымыть одежды свои» (ср. Лев.16:26 ) и очиститься, – понимается Сам Господь наш и Спаситель в том, что является нашей природой, то есть воспринятом одеянии нашей плоти и крови, и Он омоет его «к вечеру»; вот почему пророк прежде об этом сказал: «И увидел я Иисуса, великого иерея, одетого в запятнанные одежды, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах.3:1,3 ). Потому Он и «моет в вине» – то есть в крови Своей – «одежду Свою» и к вечеру очищается. И, возможно, поэтому, когда после Воскресения Мария хотела припасть к ногам Его, Он сказал: «Не прикасайся ко Мне» ( Ин.20:17 ). Хочешь увидеть и другой образ этих двух жребиев? Вспомни двух «злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» (ср. Лк.23:33 ) от Его креста, и посмотри на того, кто исповедал Господа, соделавшись жребием Его, и без промедления был взят в рай, тогда как другой, злословивший Его (ср. Лк.23:39–43 ), стал жребием козла отпущения и отведен в пустыню преисподней. Однако и Тот, о Ком сказано, что, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ср. Кол.2:15 ), исполнил в Себе жребий козла отпущения и словно бы отослал его «с подготовленным человеком в пустыню». Наконец, и Господь в Евангелии говорит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» ( Мф.12:43 ). Так, под «подготовленным человеком» можно понимать и Спасителя нашего, Который жребием Господа соделал Свою Церковь и освятил Божественный алтарь; жребием же козла отпущения сделал противные силы, «мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных» (ср. Еф.6:12 ), и, по словам Апостола, «властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ср. Кол.2:15 ). «Привел 60 ». Куда привел, если не «в пустыню», «в землю непроходимую»?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010