Из этого следует, что (никакая тварь не может жить без закона и устава и что) дело далеко не безразличное жить так или иначе, что напротив всемерно должно стараться об очищении себя от плотских увлечений и пожеланий и хранить свою душу, пребывая оною в едином Боге. Ибо дух чистый, порочностью не загрязненный, по истине святилище есть, освященное возрастанием в нем образа Божия; человек проникается при сем свойством неким Божественным. И всякий, кто имеет сию надежду на Него, себя очищает, так как Бог чист ( 1Иоан. 3:3 ). Для одержимых же страстями знание и познавание Бога дело невозможное, а не знающим Бога невозможно приближаться и к полному совершенству. Незнание Бога есть причина, что неведущий не движется к сей цели; и именно за это незнание он и несет в сем застое своем осуждение. Ибо откуда происходит незнание Бога? От образа жизни, какой мы ведем. Не может быть, невозможно, чтобы человек рассудительный, знающий и помнящий Бога не стыдился и не краснел пред делами плотскими. А у вас выходит иначе; по вашему «сладострастие есть дело хорошее». Но как же это положение согласить с другим, что «добром может быть только то, что прекрасно и честно»? Как же у вас все это так? Или каким же это образом ваше определение сладострастия может быть согласовано с этим: «Только один Бог прекрасен; один Он благ и достолюбезен»? Это во Христе вы обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым ( Кол. 2:11 ). Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, помышляйте о горнем, а не о земном, ибо вы умерли и ваша жизнь сокрыта со Христом в Боге ( Кол. 3:1–3 ). И эта жизнь не есть жизнь сладострастия, которую ведут еретики. Умерщвляйте члены земного вашего человека: сладострастие, распутство, неблагопристойные страсти и злые пожелания; это преступления, навлекающие на себя гнев Божий. Отложите гнев, неистовство, мстительность, злословие; изгоните сквернословие из уст своих. Совлекайтесь ветхого человека с его пожеланиями, а облекайтесь в нового, который по познании истины обновляется по образу Создавшего его ( Кол. 3:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Богатый тюремный опыт не только входит в чисто фактическую биографию Павла, но и рассматривается им самим как своего рода признак и даже как одно из доказательств его апостольства (см., например, 2 Кор. 4, 7-12; 11, 22 — 12, 12). Узы апостола всегда были теми экстремальными условиями, когда его благовествование не прекращалось, а даже приносило новые плоды, как, например, обращение темничного стража в Филиппах (см. Деян. 16, 25-34) или беглого раба Онисима (см. Флм. 10). Павел не переставал общаться с христианами и проповедовать. При этом он усматривал в своих узах прежде всего для самого себя, а также и для своих подопечных, некий символически важный духовный смысл: в условиях внешней несвободы, навязанной этим миром, противящимся Евангелию, человек тем более остро и по достоинству способен оценить ту свободу, которая даруется верующему во Христа. Никакие узы не способны заградить человеку путь к жизни по Евангелию и в духовной свободе, ибо настоящие узы — это узы Христовы, а христианин — узник Христов (хотя, конечно, здесь есть некоторая игра словами). Во время пребывания в узах Павел написал ряд посланий, которые носят на себе необычную, но отчетливую печать «тюремности». В библейской науке они так и именуется — посланиями «из уз» (традиционное наименование, закрепившееся в русской библеистике) или «тюремными» посланиями. К ним относятся Послания к Филиппийцам, к Филимону, к Колоссянам и к Ефесянам . В них неоднократно упоминаются «узы», в которых находится Павел: Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников (Еф. 3, 1); Итак я, узник в Господе... (Еф. 4, 1); ... я исполняю посольство в узах... (Еф. 6, 20); ... я имею вас в сердце в узах моих (Флп. 1, 7); ... узы мои... (Флп. 1, 12-16); ... возвещать тайну Христову, за которую я и в узах (Кол. 4, 3); Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною (Кол. 4, 13); Помните мои узы (Кол. 4, 18); Павел, узник Иисуса Христа... (Флм. 1); Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих (Флм. 10); ... дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование (Флм. 13); Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса (Флм. 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Кол 3:9.  Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его . «Ныне же отложите и вы вся». Потом говорит, что именно: «Гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших»: «не лжите друг на друга». Так объяснив, что назвал телесными удами, показывает и самое тело, уды которого составляет все это. «Совлекшеся ветхаго человека с деяньми его. Ветхим человеком» назвал прежний образ жизни. Ибо говорит: в «нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них». Сего-то ветхого человека совлеклись вы в крещении. Кол 3:10.  И облекшись в нового, который обновляет­ся в познании по образу Создавшего его. «И облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его». Ибо в начале Бог всяческих сотворил нас и напечатлел в нас точные черты Божия образа, которые повредил грех . Сие говорил Апостол и в Послании к Римлянам: «ихже бо предуведе, и предустави сообразных быти образу Сына Своего» ( Рим 8:29 ), и в Послании к Филиппийцам: «Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» ( Флп 3:21 ). Кол 3:11.  Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. «Идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар, Скиф, раб, свободь, но всяческая и во всех Христос». Апостол от образа обратил речь к первообразу. Ибо, рассуждая о всесвятом крещении, изображает нам житие в будущей жизни. В ней нет ни малой подобной разности, но, по прекращении греха, во всех совершается Божия воля. Сие и сказал Апостол: «всяческая и во всех Христос». Так говорит и в Послании к Коринфянам: «да будет Бог всяческая во всех» ( 1 Кор 15:28 ). Посему в будущей жизни облечемся в совершенно нового человека, потому что избавимся в оной от тления и облечемся в нетление, в крещении же совершаем прообразование будущей жизни. Прочтите толкования: Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник Послание святого апостола Павла к Колоссянам, истолкованное святителем Феофаном Стих 4 .

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-v...

Прежний союз не делал нас плодоносными: подчиняться ему мы подчинялись, а плода не приносили, были бесплодны для Бога. Теперь же, сочетавшись с Восставшим из мертвых, мы получили в Нем силу плод приносить Богови. Слово это очень сильно и требовало подтверждения: как так закон бесплоден?» (там же, 363). Поэтому в дальнейшем Апостол разъясняет, что ранее люди приносили плод смерти. Это указание в Рим.7:4 на брачный союз в других местах раскрывается в целую картину брачной совместной жизни. Муж и жена должны оказывать друг другу взаимное благорасположение ( 1Кор.7:3 ); ни муж, ни жена не властны над своим телом, потому что муж властен над телом жены и жена над телом мужа ( 1Кор.7:4 ); они должны не покидать друг друга ( 1Кор.7:5, 7:10–11 ), и их единство так велико, что христианство одного из супругов очищает и другого, хотя бы он был язычником ( 1Кор.5:12–16 ). Жена – слава мужа ( 1Кор.11:7 ; ср. Притч.11:16 ), и потому должна быть покрытой, в знак власти над нею мужа, тогда как муж – «образ и слава Божия», «ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор.1:5–10 ). «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» ( 1Кор.11:3 ). «Впрочем, – говорит Апостол, – ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; всё же – от Бога» ( 1Кор.11:11–12 ). Будучи физически, нравственно и мистически одно, муж и жена должны не нарушать этого единства. Жены должны повиноваться мужьям своим, «как прилично в Господе» ( Кол.3:18 ; ср. 1Петр.3:1, 5 ; Еф.5:22 ) и учиться в безмолвии ( 1Тим.2:11 ), а мужья должны любить своих жен и не быть к ним суровыми ( Кол.3:19 ). Всё сказанное о муже с женою mutatis mutandis 792 относится ко Христу с Церковью. «Жены, – пишет Апостол ефесянам, – повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы, очистив, освятить её банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Да испытывает же себя человек, – пишет св. апостол Павел к коринфским христианам, – и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). Пасха верных. Агнца Пасхи иудейской могли вкушать одни только вступившие в завет с Господом посредством обрезания ( Исх.12:48 ); также и Агнца Пасхи новозаветной могут вкушать одни только вступившие в завет веры с Господом посредством нерукотворенного обрезания – крещения ( Кол. 2:11–12 ). Впрочем, из верующих не все вкушают новозаветного Агнца с пользой для своей души – во спасение, – многие из них вкушают Его только в большее для себя осуждение. Только те сподобляются благ, доставленных через искупительные Его заслуги роду человеческому, которые не только веруют в Господа, но и остаются верными Господу, то есть верно хранят и соблюдают те условия, при которых они вступили в Таинство Крещения, в завет с Господом. Верующие в Господа, но небрегущие о верности своей Господу, все то же, что и совершенно неверующие, некрещеные, даже во многих отношениях, как познавшие истину и самовольно отвергающиеся ее, как попирающие заслуги Сына Божия и не почитающие за святыню заветную Кровь ( Евр.10:29 ), гораздо хуже сих последних ( 2Пет.2:20 ). Пасха двери райския нам отверзающая. Новозаветный Агнец Господь Иисус Христос, когда телом пребывал во гробе, душой нисходил в ад и отсюда извел в райское блаженное жилище всех ветхозаветных праведников, ожидавших с верой Его пришествия ( 1Петр.3:18–19 ). А восшествием Своим в прославленном теле на небеса Он отверз для всех людей свободный вход в Царствие Небесное, сделавшись таким образом для всех, по выражению апостола, предтечею на небеси ( Евр.6:20 ). Пасха всех освящающая верных. Единократным принесением Себя в жертву за грехи мира Господь Иисус Христос доставил освящение, очищение от грехов, обновление всем, истинно верующим в Него ( Евр.10:10,14 ; Кол.1:21,23 ), так что, достойно причащаясь Его в Таинстве Евхаристии, они почерпают в Нем силу «ходить в обновленной жизни...», быть «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:4,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостол уверен в галатах. Они едины во Христе и не поддадутся на соблазн (5:10–12). б. 5:13:26. Плоть и Дух «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (5:13); ибо весь Закон заключается в одной фразе: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (5:14; Лев.19:18). Чтобы избежать соблазнов плоти, нужно ходить по внушению Духа. «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (5:18). Апостол приводит длинный список «дел плоти»: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство…ссоры…пьянство, бесчинства» (5:19–26) и плодов Духа: «любовь, радость, мир…(5:22–23). с 6:1–10. Различные предписания «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (6:1). «Носите бремена друг друга» (6:2). Если «кто-то почитает себя чем-то, будучи ничто, то обольщает сам себя» (6:3). «Каждый да испытывает свое дело» (6:4). «Сеющий в плоть свою от плоти и пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (6:8). «Доколе есть время, будем делать добро» (6:10). Эпилог. (6:11–15) Иудействующие «проповедники» хотели сохранить обрезание, а значит и Закон. Однако, «сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (6:13). Апостол же хвалится лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа (6:14). «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (6:15). Таков заключительный вывод Послания. Конец. (6:17–18) «Никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (6:17): речь идет о шрамах, оставшихся после издевательств, которые претерпел за Христа апостол Павел (BJ, ком. sub loco). 7 Вероятно, до нас не дошли несколько писем ап. Павла: 1). Послание к Коринфянам, которое он написал до 1 Кор; 2). Послание, которое, по всей видимости, было написано до 2 Кор., как мы увидим дальше; 3).Послание к Лаодикийцам, упоминаемое в Кол ( Кол.4:16 ). 11 Arch. Nicolas Afanassief. L’église du Saint-Esprit//Cogitatio fidei. 83. Paris, Cerf, 1975, Р. 196. Перевод цитаты осуществлен с фран. Языка, так как нам было недоступно указанное издание. – Прим. Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Священник : Я уже говорил, что таинство крещения прообразовано в Ветхом Завете (см.: Кол.2:11–13 ), но теперь остановлюсь на этом подробнее. Бог явился Аврааму, когда тот был в возрасте девяноста девяти лет, и повелел ему обрезать весь мужской пол в доме его, а детей мужского пола, которые родятся после, обрезывать на восьмой день от рождения; необрезанный же да будет истреблен (см.: Быт.17:10–14 ). Итак, Бог не сделал изъятия для детей в ожидании, пока они станут взрослыми или даже столетними, как Авраам, но заповедал обрезать весь мужской пол без различия возраста, а новорожденных в восьмой день отроду. Вы, сектанты, говорите, что крещение младенцев не имеет силы, поскольку младенец не разумеет, что с ним делают. А мог ли уразуметь смысл обрезания восьмидневный Исаак, сын Авраамов? Нет, конечно, но смысл этот был открыт отцу и матери его, и потому Исаак, войдя в возраст, не усомнился, обрезан ли он, но поверил родителям и не пожелал обрезаться заново. То же относится и к таинству крещения (см.: Кол.2:11–13 ), ведь и Сам Спаситель наш Иисус Христос был обрезан то есть крещен по ветхозаветному образу в восьмой день от рождения (см.: Лк.2:21 ). Другой прообраз крещения, указывающий, что креститься должны и дети, усматриваем в переходе израильтян через Красное море, в котором участвовали все от старца до младенца. Ибо Моисей говорил фараону: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими ( Исх.10:9 ). А то, что переход этот прообразовал собою крещение, подтверждает великий апостол Павел: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море ( 1Кор.10:1–2 ). Но раз все, значит, и дети. Итак, море и облако и указывали на воду и Дух Святой, которыми должен быть крещен каждый (см.: Ин.3:5 ). Но и обращаясь к Новому Завету, слышим, как Господь накануне распятия обещает ученикам, что Отец Его пошлет Утешителя, то есть Духа Святого, Который научит их всему (см.: Ин.14:16–17, 26 ). И приняв Духа в день Пятидесятницы, апостолы проповедали народу то, чему были научены от Него, и призвали всех покаяться и креститься во имя Господа Иисуса Христа и во исполнение обетования Божия, которое, как сказали они, вам принадлежит... и детям вашим ( Деян.2:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

1. Как он поступает в жизни вообще? а ) Он не изменяет ничего в содержании закона , по своему произволу; не делит заповедей закона на большие и меньшие, на существенные и несущественные, ибо он есть только исполнитель закона, а не судья и господин ( Иак. 2:10 ; Сир. 15:20 ). Все, что Бог говорит ему в своем слове и в своей Церкви, он принимает беспрекословно ( Иоан. 6:60 ; Исх. 5:2 ; Рим. 15:4 ). б) Он любит своих ближних , как самого себя, и заботится об их нуждах, как о своих собственных ( Рим. 12:15 ; Фил. 2:4 ), зная, что любовь есть исполнение закона, и что «любяй друга закон исполни» ( Рим. 13:8-10 ). в) Он в своих правилах и деятельности не сообразуется с духом, мнениями и обычаями мира ; его наставник — Слово Божье, его руководитель в жизни — Святая Церковь. г) Он не пренебрегает своим званием, в котором призван, по слову Апостола — « в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите » ( Рим. 12:11 ), исполняет с усердием и любовью свое ремесло, не нуждаясь в каких-либо внешних побуждениях или понуждениях, ибо он знает, что « слава и честь и мир » принадлежит « всякому, делающему доброе ,» кто бы он ни был по званию, и что « нет лицеприятия у Бога » (ст.10:11). д) Иногда не хватает ему в жизни духовной радости и утешения ; скорбные мысли наполняют его сердце: но он не предается отчаянию, а уповает на Бога и крепко держится Его обетований. 2. Как он поступает, как исполнитель закона, в жизни домашней? а) Если он супруг , то смотрит на супружеский союз, как на таинственный союз Христа с Церковью ( Ефес. 5:32 ). б) Если он отец или мать , то воспитывает детей своих в наказании и учении Господнем ( Ефес. 6:4 ). в) Если он домовладыка , то печется о своих слугах, как о детях, не нарушая отношений, определяемых с одной стороны господством, а с другой — зависимостью ( Ефес. 6:5–9 ; Кол. 4:1 ). г) Если он сын, то почитает отца и мать или тех, которые заступают их место; повинуется им, любит их и помогает им ( Кол. 3:20 ). д) Если он слуга, то исполняет свои обязанности с верностью и усердием, не только в отношении к благим и кротким господам, но и к строптивым, не только в их присутствии, но и в отсутствии ( Ефес. 6:5–8 ; 1 Петр. 2:18 ).

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Христос есть путь (как прежде Он назвал Себя дверью, 10:7) потому, что в Нём и Им даны человеку все средства к спасению, усвояя которые верою, человек приходит к Богу. Христос есть истина потому, что Он, как Бог воплотившийся, сообщил людям откровение божественной истины. Христос есть жизнь (ср. 1:4), потому, что, как Бог, Он есть источник жизни, так что кто верою не принимает Его в себя (ср. 6 и д.; 11:25 и далее), тот подлежит смерти. – Никто не приходит к Отцу и пр.: так как Христос есть Искупитель и только верою в искупительные заслуги Его возможно спасение, то чрез Него только и можно достигнуть блаженства или, что то же – прийти к Отцу. – Если бы вы знали Меня и пр.: Я и Отец одно, говорил Господь (10:30); во Христе, говорит св. Ап. Павел, обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ), в нём полное откровение Бога, как в образе ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). Следовательно, познание Его человеком есть вместе познание и Отца Его – Бога. Господь, по-видимому, отрицает познание Его учениками (если бы), и действительно, более полно и совершенно они познали Его только со дня Пятидесятницы, по принятии особенных даров Святого Духа (ст. 20). «Ученики, хотя и знали Его, но не так, как следовало... Уже впоследствии Дух, нисшедший на них, сообщил им совершенное ведение» (Злат., ср. Феофил.). Но первые шаги на этом пути они уже сделали (ст. 4): отныне знаете Его и видели Его. Господь открыл им, особенно на вечери сей, так много, что мог сказать, что именно отныне они узнали Его более чем прежде, и видели Его, невидимого, видели во Христе, как видно из последующего (ср. Феофил.). 8. Ин. 14:8 . Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Исх. 33:18 . 9. Ин. 14:9 . Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Ин. 12:45, 1:18 ; Кол. 1:15 ; Евр. 1:3 ; 2Кор. 4:4, 6 . 10. Ин. 14:10 . Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Апостольские послания, кроме содержания речей апостольских в богослужебных собраниях, дают нам основания и для суждения о приемах, каких держались апостолы при преподании религиозных истин. Они соблюдали в этом отношении строгую постепенность: от более легкого восходили к труднейшему и предлагали сначала только истины самонужнейшие и необходимые. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «Я говорил с вами, как с младенцами во Христе, я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» ( 1Кор.3:1–2 ). И в Послании к Евреям говорит: «Вас снова нужно учить первым начаткам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, не сведущ в словах правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Посему оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (5:11–14; 6:1–2). Обращаясь к внешней форме проповеди в богослужебных собраниях первенствующих христиан, мы должны отбросить всякое представление о цельности, законченности, последовательности в развитии мысли, вообще о методичности. Деяния апостольские обозначают эти беседы словами διαλεγεσθαι и ομιλειν ( Деян.20:7:11 ), что прямо указывает на характер проповеди. Она имела характер беседы в собственном смысле, при которой происходил обмен мыслей между участниками собрания, и слово проповедника прерывалось вопросами и заключениями со стороны слушателей. Такая форма ведения дела наиболее гармонировала с характером в домашних церквах, где не могло быть особой торжественности, и не представляла неудобств при небольшом количестве лиц, составлявших собрание. Отсюда то взаимное самоназидание членов общины, то вразумление и наставление друг друга, о котором так часто говорит апостол Павел ( Рим.15:14 ; Кол.3:16 ; Еф.5:19 ; Евр.10:24 ). При таком характере общественно-церковного назидания беседа, например, апостола Павла в собрании учеников при преломлении хлеба, начатая с вечера, продолжалась за полночь и даже до рассвета ( Деян.20:7:11 ). Что едва ли было бы возможно, если бы Павел один вел речь среди собрания верующих. Таким путем слово Христово обильно вселялось в сердца верующих со всякою премудростию ( Кол.3:16 ), и они исполнялись благости и всякого познания ( Рим.15:14 ). IV

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010