Основание нашего стремления к Богу положено во глубине души нашей. Человек любит своих родителей и воспитателей, хотя они иногда показывают себя строгими; сам он, прежде всякого наставления, так привязан к ним, что силу сего душевного влечения ощущает и тогда, когда пребывает с ними в разлуке, и благодарное о них воспоминание сохраняет на всю жизнь. Сие чувство потому так сильно в человеке, что первоначально вложено было в его природу неизгладимое стремление к общему нашему Отцу, от Которого имеем и живот, и дыхание, и вся ( Деян. 17:25 ). Если человек в своем стремлении к Богу водится рабским страхом, то любовь его еще слаба, потому что бояйся не совершися в любви ( 1Ин. 4:18 ); но кто водится духом сыноположения, в том любовь приобретает непреоборимую крепость. Приверженный к Богу, как сын к своему отцу, пребывает постоянным в своей любви к Нему, так что никакая превратность судьбы не ослабляют в нем сего чувства, не удаляют его от Бога. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты, – исповедует возлюбившая Господа душа ( Псал. 21:11 ). Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь ( Римл. 8:35 )? По слову Иоанна Лествичника , «не столько матерь прилеплена к своему младенцу, сколько сын любви привержен всегда ко Господу 1 . В своей приверженности к Богу полагает он и высшее свое совершенство, и врачество, утешающее в часы горестей земных. Приверженность к Богу в трудных обстоятельствах жизни есть совершенство любви к Нему. Если любовь к Богу есть союз совершенства ( Кол. 3:14 ), если она совокупляет и выражает в себе все высокие качества: то, с другой стороны, это преимущество любви никогда так ясно и так верно не обнаруживается, как во время борьбы ее с затруднениями и препятствиями. Во время всеобщего мира и спокойствия можно с дерзновением исповедовать веру; но та же самая вера является совершеннее, когда за нее стоят до крови, когда она украшается мученическим венцом. Похвальна добродетель и тогда, когда хранят ее при всех удобствах жизни; но полное торжество истинного благочестия открывается в борьбе с искушениями, в твердости среди превратностей земного счастья. Сам Спаситель представляет веру еще не укорененную в сердцах тех людей, которые во время веруют, а во время напасти отпадают ( Лук. 8:13 ). Подобно вере, и любовь к Богу еще не тверда и несовершенна в тех людях, которые во время напасти забывают о Боге, охладевают в своей преданности к Нему. Истинная и совершенная любовь николиже отпадает ( 1Кор. 13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Кирилл Иерусалимский. Творения Замечательный учитель и проповедник. «Поучения огласительные и тайноводственные» — наставления христианам, готовящимися к Крещению и началу жизни в Церкви. Поэтому они просты и доходчивы, но сообщают полноту вероучения. Дают богатый материал о жизни древней Церкви. Кроме них в кнгу вошли: «Послание к Константию, благочестивейшему царю, о явившемся на небе светозарном знамении Креста, которое видимо было во Иерусалиме», «Беседа о расслабленном при купели» и «Слово на Сретение». Сочинения Поучение предогласительное или предисловие к огласительным поучениям святого Отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского 1. Уже воня блаженства на вас, просвещаемые! Уже собираете вы духовные цветы для сплетения венцов небесных; уже благоухание Духа Святого излилось; уже вы в преддверии царских чертогов; о когда бы сам Царь и внутрь оных ввел вас! На древах теперь цвет; о когда бы и плод на них видеть? Уже перепись имен ваших была. Также и в воинство наречение, и брачные светильники. И желание небесного общежития, и намерение благое, и надежда последующая. Ибо не лжив изрекший: любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 23). Хотя Бог и щедр во благотворении; однако же ожидает от каждого нелицемерного произволения. Потому–то Апостол присовокупляет: сущим по предуведению званным. Намерение нелицемерное делает тебя званным. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом; то сие бесполезно. 2. Приступил было некогда к купели и Симон–волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердца не просветил Духом; тело входило в купель, и вышло из оной, а душа не спогреблась Христу, и не совостала с Ним (Кол. 2, 12; Рим. 6, 4; 1 Кор. 10, 2). Я упоминаю о падениях, дабы ты не пал; ибо образовательно случилось сие с ними, написано же в научение и до ныне приступающих: дабы кто–нибудь из вас не дерзнул искушать благодать, да не кий корень горести выспрь прозябаяй пакость сотворит (Евр. 12, 15), дабы кто–нибудь из вас не взошел говоря: посмотрим, что делают верные. Взошедши, посмотрю, чтобы узнать происходящее у них. Видеть ты чаешь, а что и тебя увидят, не думаешь? Тебе представляется, что ты происходящее ведаешь, а Бог будто сердца твоего не ведает?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Скачать epub pdf Глава XX Иер. 20:1 . И услыша Пасхор. Смотри, какое обвинение: (это) был священник (и обвинил) священника и пророка, говорящего это. Ему нужно было скорбеть, потому что он знал на словах и на деле развращение их, чтобы не удивляться плену. Иер. 20:2 . И удари Пасхор Иеремию пророка и вверже его в кладу, то есть, в темницу, яже бе во вратех Вениаминих дома особаго ( οκου ποτπαγμνου 136 вышнего ( το περφου), иже бысть ( ς ν) 137 в дому Господни. Дома особаго, то есть, стражи; кладой назвал (темницу) по ее внешнему виду, вышнего (назвал) потому что (дом) находился на дворе, то есть, под открытым небом; а слова: иже бысть в дому Господни относятся к Пасхору, как священнику служившему в доме Господнем; он и Передал (для заключения) в темнице. Иер. 20:3 . И рече к нему Иеремиа. Как он не побоялся сказать это? Как вывел тот? Ведь если и ненавидели мужа, то не могли далее проявлять злобу, так как не позволяла совесть. Так и Ирод (относился) к Иоанну: он его любил лишь настолько, чтобы не слушать того, что говорилось (ему). Иер. 20:3 . Не Пасхор нарече Господь имя твое, но преселника отвсюду. Еврейский (текст) вместо: преселника говорит; притчу; отвсюду вместо: для всех народов. Это пророчество о нем исполнилось при Иоакиме и Иехонии. Иер. 20:7 . Прелстил мя еси, Господи, и прельщен есмь. Может быть, многим кажется, что этот пророк выражается смело, когда теперь говорит, что Бог прельщает, обманывает нас. Но де будем обращать внимание, что это говорит, так как это слова скорби; хотя был и пророк, все же – человек. Для чего, говорит, прельстил мя еси? Аки стену медяну, крепку положу тя и ратовати будут на тя и не премогут тя ( Иер. 1:18, 19 ). Когда его так заключили, говорит это, и однако не превозмогли; если бы сокрушили, уничтожили бы смелость. Обрати здесь вместе со мной внимание на изображение апостольского действования; но из них никто не говорил этого и не жаловался. А напротив говорит: ныне радуюсь во страданиих моих ( Кол. 1:24 ). Разве то обещал Бог, что ты не будешь терпеть никакого бедствия, а не то, что терпя не будешь побежден?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так и хочется с Днем Рождения всех нас поздравить: рождается Христос, а вместе с Ним и все человечество, Начатком которого Он является. Протоиерей Игорь Прекуп Так и хочется с Днем Рождения всех нас поздравить: рождается Христос, а вместе с Ним и все человечество, Начатком которого Он является. Как сказано свт. Василием Великим: «Будем праздновать спасение мира и день рождения [нового] человечества. Ныне отменено осуждение Адама. Уже не [имеет силы Божественный приговор]: „прах ты, и в прах возвратишься“ (Быт. 3; 19), но [человек] через соединение с Небесным (1 Кор. 15; 48) вознесен на Небо». Человечество, в целом, рождается во Христе для жизни вечной – пока только потенциально, потому что реальное «рождение свыше» (Ин. 3; 3 – 7) каждого, отзывающегося на призывающую благодать, происходит в Таинстве Крещения, но Христос, прежде чем стать Первенцем из мертвых (Кол. 1; 18 и др.), становится Первенцем из «родившихся от плоти», Своим «вселением в ны» (Ин. 1; 14) делая всё соприродное Ему, по причине Воплощения, человечество сопричастным Богу: «…Он стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался Сыном Божиим», – учит св. Ириней Лионский; «Оно (Слово – И.П.) вочеловечилось, чтобы мы обожились», – повторяет свт. Афанасий Великий. «Сын безначального Отца, Сын истинный, – продолжает эту мысль свт. Иоанн Златоуст, – благоволил назваться сыном Давидовым, чтобы тебя сделать сыном Божиим, благоволил иметь раба Своим отцом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку. Видишь, какое благовестие в самом же начале? Если же сомневаешься в своем богосыновстве, то уверься в нем, слыша, что было с Ним. По человеческому рассуждению гораздо ведь труднее Богу стать человеком, нежели человеку сделаться сыном Божиим. Итак, когда слышишь, что Сын Божий есть сын Давидов и Авраамов, то не сомневайся уже, что и ты, сын Адамов, будешь сыном Божиим. Не уничижил бы Он Себя напрасно и без цели до такой степени, если бы не хотел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы ты родился по духу». «Бог, – говорит свт. Василий Великий, – [явился] во плоти, действуя уже не на расстоянии, как [это было] с пророками, но сделав человеческую природу сросшейся и соединенной с Самим Собой и, таким образом, возведя к Себе все человечество через посредство сродственной нам Своей плоти». Богочеловек Иисус Христос всем людям открывает возможность «рождения свыше», но ее осуществление – свободный выбор каждого.

http://pravmir.ru/s-dnem-rozhdeniya-lyud...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Галатам, читаемый в двадцать вторую неделю (Гал.6:11–18) Иудеи те, которые были дебелы умом, не различая заповедей закона от предзнаменований, в оном содержащихся, почитали, что как заповеди, так и предзнаменования равно суть вечны, и равно сильны. Почему хотя некоторые из них уверовали во Христа, но учили соблюдать предзнаменовательные завещания как святые заповеди. Обрезание было предзнаменованием святого крещения. « И обрезани бысте », говорит Павел, « обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением » ( Кол.2:11–12 ). Явственно убо отсюда, что когда настали означаемые вещи, то праздны соделались предзнаменования. Но они проповедывали, что обрезание нужно ко спасению ( Деян.15:1 ): и сие делали они охотно, видя, что таковым проповеданием избегают гонений неверных Иудеев. Достигши же сие учение их и даже до Галатов, многих из них расстроило. Почему Богоугодный Павел с горячайшею ревностию писал к ним против такового учения: и все послание его к ним клонится к опровержению сего душепагубного учения, а чтенная ныне часть оного ясно доказывает, что по пришествии Христовом излишне есть обрезание. Уразуметь же чтенные слова хорошо и полезно тем более, что даже доселе целый находится народ господствующий в Абиссинии, или Хамепесии, кои столь слепотствуют, что и по толико ясном учении Павла против обрезания, хотя веруют во Иисуса Христа и крестятся, но вместе и обрезываются по обычаю Иудейскому. А уразумение есть плод внимательного слушания толкования. Так мы предложим толкование: а вы послушайте оное со вниманием, да, уразумевши истолкованное, приимете плоды познания. Гал.6:11 . Братие, видите, колицеми книгами писах вам моею рукою. Что значит сие « колицеми книгами ». Некоторые говорят, что сие означает великие писания, а другие, писания неблагообразные, потому что Павел не был хороший писец: другие же говорят, что сие означает многостишие послания, а иные, высоту мыслей (Феодорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Ф. Стуков Происхождение в церкви христианской мнений, противоречащих православно-христианскому учению о вечности мучений, их сущность и влияние на раскрытие этого учения Источник Введение Христианство учит, что по смерти человека ему предстоит вечная жизнь, полная мучений или блаженства, смотря по заслугам. Частнее, непосредственно после смерти и частного суда для душ благочестивых начинается состояние предвкушения блаженства, а для душ грешников состояние скорби и мучений: бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его. И во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его ( Лк. 16:22–23 ; cp. 10–15; Деян. 2:27 ) 1 . Покаявшиеся до разлучения с настоящею жизнью, но не успевшие принести плодов, достойных покаяния, по бесконечной благости Божией, через молитвы церкви об умерших, благотворения, совершаемые на земле во имя их, через предстательство за них святых в церкви небесной ( Откр. 8:3–4 ), наконец ради всесильного ходатайства пред Отцем самого Искупителя, могут быть освобождены от уз ада 2 и приобщены к телу церкви, глава которой – Христос ( Еф. 1:28 ; Кол. 1:18 ); все же прочие остаются в аде до всеобщего воскресения и суда Христова, следствием которого будет окончательное и решительное отделение праведных от нечестивых, как бы света от тьмы: праведные войдут в жизнь вечную, в состав церкви торжествующей ( Мф. 25:34 ), а нечестивые в геенну 3 , на вечные муки. После окончательного приговора праведного Судии грешникам: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф. 25:41 ), далее о них в той же пророческой речи Спасителя о страшном суде сказано: идут сии в муку вечную (–46 ст.). Это мздовоздаяние грешникам после всеобщего суда будет решительное, т. е. которое для них для всех пребудет неизменным во веки и после которого ни для кого из них не останется никакой возможности освободиться когда либо из ада, как она остается для некоторых после частного суда 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Глава III Нравоучительные наставления к христианам вообще (1–17). Наставления к членам христианской семьи (18–25). Кол.3:1 .  Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; В нравоучительной части своего послания Ап. прежде всего говорит, что истинная христианская жизнь состоит в отрешении от всего земного и в общении с Богом ( Кол.3:1–4 ). В виду этого христиане должны освобождаться от страстей и украшать себя добродетелями, какие соответствуют существу нового человека ( Кол.3:5–17 ). Христиане воскресли со Христом (см. Рим.6:4 и Еф 2:6 ) к новой жизни и потому все мысли их должны стремиться туда, где находится Христос, т. е. к небу. – «Одесную Бога» – см. Мк.16:19 . Кол.3:2 .  о горнем помышляйте, а не о земном. Христиане должны «помышлять», т. е. всем своим внутренним настроением быть привязаны к горнему миру. Но это не значит, что Ап. совершенно не признавал надобности заботиться и о земном: тут же, во второй половине главы, Ап. напр. научает верующих быть особо внимательными к обязанностям, налагаемым земной, именно семейной, жизнью, и вообще он не отрицал возможности для христианина пользоваться и наслаждаться благами земными (ср. 1Кор 6:12, 10:23 ). Только эти блага никак не должны в сердце христианина вытеснить главной заботы – о вечном, небесном. Кол.3:3 .  Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; Кол.3:4 .  когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Почему земное не может особенно привлекать к себе ум верующего? Потому что он умер для греховной жизни, какою обычно является жизнь земная ( Рим 6:2 ). – «И жизнь» – т. е. и ваша истинная жизнь, будущая, к которой вы теперь должны готовиться, пока еще «сокрыта со Христом в Боге» или у Бога. Придет Христос для последнего суда над миром – и тогда откроется эта ваша истинная жизнь, жизнь во славе. Кол.3:5 .  Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, Кол.3:6 .  за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Содержание 1. Писатель Евангелия 2. Первоначальное назначение этого Евангелия 3. Повод к написанию этого Евангелия 4. Общий характер этого Евангелия 5. Время и место написания этого Евангелия 6. Содержание Евангелия от Луки Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     1. Писатель Евангелия Писатель Евангелия, которое занимает третье место в составе канонических Евангелий, – тот же, что и писатель книги Деяний Апостольских ( Деян.1:1 . ср. Лк.1:3 ). Писатель этой последней книги представляет себя в самой книге почти постоянным спутником Ап. Павла, часто употребляя выражение при описании путешествий этого апостола: «мы положили отправиться в Македонию», «мы прибыли в Самофракию» и т. под. ( Деян.16:10–17, 20:5–15, 21:1–17, 27:1, 28:16 ). Всеобщее и единодушное предание христианской древности 1 свидетельствует, что этот спутник Апостола Павла, описавший в книге Деяний его и свои путешествия, а значит и писатель третьего Евангелия – Апостол Лука, о котором как своем спутнике и сотруднике сам Апостол Павел нередко упоминает в своих посланиях ( Кол.4:13, 14 ; 2Тим.4:11 ; Флм.1:24 и др.). Этот спутник Павлов, Апостол Лука, по происхождению был не иудей, ибо Ап. Павел отличает его, кажется, от христиан из иудеев, которых он называет сущими от обрезания ( Кол.4:14 , ср. ст. Кол.4и Кол.4:11 ). О том, что по происхождению он грек, говорит, кажется, и внешний слог его Евангелия, более чистый и правильный, чем у других новозаветных писателей, происходивших из евреев. – По свидетельству Евсевия Кесарийского , подтверждаемому и другими 2 , ев. Лука был родом из Антиохии Сирийской. Предполагают, что до обращения своего в христианство Лука был прозелитом (принявшим еврейскую веру иноплеменником), основывая это предположение на хорошем знакомстве его с тогдашним положением иудейского народа и со всем тем, что имело к нему тогда отношение. Он был врач, как говорит об этом Ап. Павел в посланий к Колоссянам ( Кол.4:14 ), и живописец, как свидетельствуют Филосторгий (извлеч из 1 кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Разделы портала «Азбука веры» Благодарность — 1) чувство признательности за совершённое добро , оказанное благодеяние, внимание, услугу; 2) положительная оценка деятельности; 3) вознаграждение. О благодарности в Библии И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. ( Лк.17:12-19 ). Также см. 1Фес.5:18 , Фил.4:6 , 2Кор.9:15 , Кол.3:17 , Кол.4:2 , Рим.1:21 . Следует ли в ответ за каждое доброе дело ждать благодарности от Бога? Вопрос, вознаграждает ли Бог человека за добрые дела, в той или иной форме поднимался в богословской литературе неоднократно. Нередко он возникал в связи с другим богословским вопросом: почему страдают праведники и благоденствуют грешники? Ведь, казалось бы, Бог силен отблагодарить первых и покарать последних, и это соответствует представлению о справедливости. Тем не менее, достаточно часто праведники испытывают в земной жизни лишения и скорбь, холод, голод, поношения, унижения, притеснения, тогда как злодеи имеют «все радости мира». Бывает, что на Бога досадуют даже те верующие, которые стремятся, в меру своего понимания и своих сил, жить по  Божьему закону , причём, именно это служит для них камнем соблазна; мол, они молятся, участвуют в храмовых богослужениях, стараются не грешить, но жизнь их не складывается так, как им бы хотелось (например, нет хорошей работы, нет здоровья, не удаётся создать крепкую православную семью и т. п.). Тут-то и возникает недоумение: неужели Бог не может их вознаградить и избавить от житейских неурядиц и бед?

http://azbyka.ru/blagodarnost

Урок 11 I. Четвёртое склонение существительных К четвёртому склонению относятся существительные мужского, женского и среднего родов с наращением основы в косвенных падежах: им- – им-ен-е, свекр-ы – свекр-ов-е, дщ- – дщ-ер-е. характерной особенностью этого склонения является также окончание р. ед. – е. В четвёртом склонении можно выделить подгруппы: 1) Имена существительные среднего рода, в И., В. ед. оканчивающиеся на – м, а в остальных формах принимающие приращение – ен-: им – имене, – времене, см – смене и др. как вы знаете, эти существительные в русском языке также образуют особый тип склонения. Таблица 26 Единственное число Двойственное число Множественное число И. В. Зв. имен-а имен-е имен- имен-ъ имен-и имен-ема (-ама) (-мъ) имен-а имен-емъ имен-ы имен-и имен-хъ (-ахъ) 2) Имена существительные среднего рода, в И., В. ед. оканчивающиеся на – (- а). к этой подгруппе относятся существительные, обозначающие детёнышей животных, молодых животных, детей. Существительные этой подгруппы характеризуются приращением – т– (- ат-): дит- – дит-т-е, троч-а – троч-ат-е, козл- – козл-т-е, рл- – рл-т-е. Таблица 27 Единственное число Двойственное число Множественное число троча И. В. Зв. трчат-и трочат-а трочат-е трочат- трочат-ъ трочат-и трочат-ема (ама) (-мъ) троча трочат-а трочат-емъ трочат-ы трочат-и трочат-хъ 3) имена существительные среднего рода, в И., В. ед. оканчивающиеся на – о и во всех других формах принимающие приращение – ес-: кол-окол-ес-, чд-о – чд-ес-, неб-о – неб-ес-. Таблица 28 Единственное число Двойственное число Множественное число И. В. Зв. небес-а небес- небес- небес-ъ небес- небес-ема небес-а небес-емъ небес-ы небес- небес-хъ Существительное слово в единственном числе образует формы как с приращением, так и без него. Приращение отсутствует в том случае, когда слово означает Христа 18 : без бга слова рождш ю, сщю бц, т весличаемъ (Девственно родившую бога слово (т. е. Христа), истинную Богородицу, тебя величаем). При этом используется форма звательного падежа: слове. Напомним, что существительные среднего рода не имеют специальной звательной формы, звательный падеж у них совпадает с именительным. форма слове в значении «Бог Слово, Христос» (при обращении) – исключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010