Стихира на стиховне, гл. 8 Да радуется 528 соединение 529 людей; радуйся 530 , храм Господа; радуйся, святая гора; радуйся, божественная трапеза; радуйся, светильник Света 531 ; радуйся, драгоценная слава православных. Радуйся, Мария, Мать Христа Бога; радуйся, всенепорочная; радуйся, стол божественного Хлеба 532 ; радуйся, неопалимая купина; радуйся, надежда всех. Тропарем служит седален по 2 кафисме из службы праздника, как имеющий более всеобъемлющее содержание, чем другие седальны. Седальны Гл. 1. Родившись 533 чудесно от неплодных ложесн, сверхъестественно родила 534 от девственных чресл; явившись прекрасным стеблем, произрастила миру Жизнь. Поэтому силы небесные взывают Тебе, Богородица: слава пришествию 535 Твоему, Чистая 536 ; слава рождению Твоему; слава девству Твоему, Мать безневестная 537 . Гл. 5. Все небесное (все на небе) сегодня радуется, род людской сегодня празднует с ним, и пророки таинственно вместе веселятся, ибо сегодня рождается Та, Которую они в древности провидели образно, как купину, как стамну, как облако, дверь и престол, как высокую гору. Канон, гл. 4, творение Иосифа Ирмосами канона служат ирмосы «Отверзу уста моя» – как обычно во второстепенные Богородичные праздники. Далее приводятся только тропари каждой песни. Песнь 1. Радуясь 538 сегодня, будем с веселием воспевать божественное рождение Богоматери, ибо Она родила радость вселенной, уничтожающую скорбь праматери. От неплодной является неплодство греха, которое предуказал закон и предначертали речи божественных благовестников, Пречистая и Всенепорочная Владычица. Сделалась храмом и палатой Царя Та, в Которой Пресущественный, устроив для Себя жилище, делает верных жилищем Святой Троицы. От неплодной происходит 539 прекраснейший чертог, высочайший Божий престол, на котором воссел плотию Пресущественный 540 , сидящих во тьме гибели благостию возбуждает к свету познания. Песнь 3. От неплодной земли рождается земля плодоносная, которая в качестве плода принесет Возделывателя добра и живоносный колос, питающий божественным мановением 541 всех.

http://predanie.ru/book/220853-rozhdestv...

Господь увещевает прельщенного к покаянию, предлагает купить не у кого иного, у Самого Господа, необходимые потребности, из которых составляется покаяние [ 31 ]. Купля настоятельно нужна: без нее нет спасения. Нет спасения без покаяния, а покаяние принимается от Бога только теми, которые, для принятия его, продадут все имущество свое, то есть, отрекутся от всего, что им ложно усвоивалось " мнением " . Оборот речи, употребляемый жителями Петербурга. Святой Исаак Сирский. Слово 55. Преподобный Симеон, Новый Богослов. Слово о Вере. Добротолюбие, ч. 1. Орловской епархии. Курской епархии. Лествица. Слово 28, гл. 17. Псал. L, 19. Слово о мнящихся от дел оправдитися, гл. 34, Добротолюбие, ч. 1. Лествица. Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсанофий Великий. Ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса. Патерик Алфавитный. О третьем образе молитвы. Добротолюбие, ч. 1. Житие преподобного Григория Синаита. Добротолюбие, ч. 1. Предисловие к Преданию или Уставу Скитскому. Отрывок письма старца Паисия к старцу Феодосию. Писания Паисия. Издание Оптиной Пустыни. 2 Кор. XI, 20. 2 Кор. X, 1. Святой Исаак Сирский. Слово 36. Собеседование преподобного Максима с преподобным Григорием Синаитом. Псал. 1, 18, 19. Там же. Псал. L, 21. Матф. IV, 17. Матф. IX, 13. Матф. IX 12. Слово 6 о любви, гл. 16. Святой Исаак Сирский. Слово 55. Преподобный Григории Синаит. Сл. 108, 128. Добротолюбие, ч. 1. Святой Иоанн Карпафийский. гл. 49. Довротолюбие, ч. 4. Колос. II, 78. Слово IV, в конце; также Слово 3. Матф. VII, 16, XII, 33. Евр. V, 14. Исаии XIV, 13,14,15. Апок. III, 17. Апок. III, 18. Часть 3 Ученик. Не случалось ли тебе встречаться с зараженными этого вида прелестью? Старец. Зараженные прелестью " мнения " встречаются очень часто. Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате, или предании произвольно, по своему усмотрению, или по учению инославному, находится в этой прелести.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Где же здесь ( 2Кор. 5:13 ) речь о горячности в спорах, будто бы допускаемой апостолом? Не клевета ли это на апостола, осуждавшего горячность (сн. 2Тим. 2:23–25 )? 36 Сектанты, возражая против почитания св. икон, говорят, между прочим, что изображаемые на иконах лица и события есть вымысел. Не вымысел ли изображение на обложка журн. «Христианин», издав, под редак. И. Проханова, где Иисус Христос представлен стоящим в лодке и поучающим народ, в большинстве сидящий на берегу? В Евангелиях об этом событии так написано: «собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу. И поучал их»... (Мф. 13:1–3; Мк. 4:1 ; Лк. 5:3 ). 39 Στοιχεα от στοιχεον – первая и самая простая часть чего, либо основание, начало, элемент, стихия. В Посл, к Евр. (5:12) ап. говорит: «вас снова нужно учить первым началам (τ στοιχεα τς ρχς) слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища». Под «стихиями слова Божия» апостол разумеет начатки христианского учения, преподаваемые младенцам в вере, (сн. Евр. 5:13 ). Мухин И. проф. Посл, св ап. Павла к Колос. 1898 г., стр. 179–180. 42 Никитский С. Вера Прав. Вост. Грек.-Рос. Церкви по ее символ, кн. Тетр. 1-я: вероучение. 1889 г., стр. 85–86. 47 Творения. Том 10. Против Иудеев о медном змее. 1904. г., стр. 973–974; сн. Том. 8. Бес. 27 на Еванг. от Иоанна, пунк 2. 1902 г., стр. 174–175. 60 Разгов, с Трифон, гл. 94: сн. гл. 72, 91, 111; 1 Апол. гл. 60 Преображ. перев. 1892 г., стр. 288. 67 По-гречески читается ( Кол. 2, 14 ) так: «βαλεφας (уничтожив) τ καθ’ μν χειργραφον τος δγμασιν (долговую расписку, обязательство, закон, написанный повелениями, в форме предписаний, бывший против нас: так как мы не в состоянии и были исполнить его, то он, всегда свидетельствовал против нас), ν ρεναντον μν (который закон был нам враждебным, потому что обнаруживал преступления, через которые виновный вступает во вражду с Богом – сн. Рим. 4:15 ), κι ατ ρκεν (от αρω поднимаю, возвышаю, уношу, убираю, удаляю) κ το μσου (и его убрал из середины, с дороги, уничтожил, так как закон стоял преградой на пути человека ко спасению), προσηλσας ατ τ σταυρ (пригвоздив ко кресту).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

После того в течение 12 лет пресвитер совершал помазание и крещение без всякого нечистого возбуждения плоти, даже не замечая, что пред ним – женщина. И таким образом скончался». К главе 3 При. Афанасий, подвизавшийся в лавре Саввы Освященного, жил в VI веке. Он отличался даром назидания. См., напр., главу 130-ю Луга Духовного. Киликия – провинция в Малой Азии. Иерусалимский архиепископ Петр, «муж отличных добродетелей», по словам епископа Феодора, занимал патриарший престол в Иерусалиме с 524 до 546 года или, по другому мнению, до 550 года. Монофизитские волнения в Церкви еще не прекращались. Император Юстиниан, по просьбе палестинских иноков, приказал собрать собор в Константинополе, на котором окончательно были осуждены крайние приверженцы монофизитства. Соборные постановления были доставлены иноками Петру, который выслушал и принял их в созванном им в Иерусалиме поместном соборе, почти в присутствии всех палестинских епископов, в 536 году. В древности как мужчины, так и женщины крестились нагими. (Послан. Иоанна Златоуста к Иннокентию. Т. IV, Стр. 596. Августин: «О граде Божием», кн. 22, гл. 6). Перед крещением совершалось, как и теперь, помазание елеем. (Кирилл Иерусалим. Оглаш. 2, § 3. Шестая беседа Иоанна Златоуста на послание к Колос. 200.) При крещении жен, согласно постановлению императора Юстиниана, прислуживали обыкновенно диакониссы (Новел. 6, гл. 6). По правилам апостольским, диакон, при крещении жен, помазывал только чело, после чего совершали помазание диакониссы (Книга 3, гл. 15). Но патриарх не счел удобным поставить диакониссу в помощь Конону, дабы не нарушить обычая, не допускавшего пребывание женщин в обители. Об авве Кононе см. главу 15 «Луга Духовного». Память его 19 февраля. Преподобный Савва Освященный родился около 436 или 437 года в Каппадокии, в селении Муталаске. Восьми уже лет он удалился в обитель прп. Флавиана, в 20 стадиях от Муталаски. Под мирным покровом обители он вырос и развился; там сложились его убеждения и определилось его религиозно-нравственное настроение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Так, например, книга Деяний Св. Апостолов, повествующая, по словам Св. Иоанна Златоуста , о том, что сказал и сделал чрез Св. Апостолов Утешитель Св. Дух. Котораго Иисус Христос обещал послать им (Апостолам) от Бога Отца, свидетельствует об обилии чудес Св. Духа, совершавшихся для нравственного обновления или оживления человечества. Далее, Соборные Послания Св. Апостолов и послания Св. Апостола Павла с ясностью и полнотою открывают великие истины распространения Церкви Христовой между иудеями и язычниками, силу воздействия проповеди и вообще благовестнических подвигов Св. Апостолов, которые чрез это способствовали усвоению людьми совершенного Спасителем великого дела Искупления. В силу этих божественных действий люди духовно перерождались и делались христианами в полном смысле этого слова, так как они являли собою по примеру Св. Апостолов образцы христианских добродетелей (Колос, I, 1– 29; II, 6–7; Ефес, I, II гл, IV, V гл.). 99 Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе воссия, ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же Чистая, красуйся, Богородице, о возстании рождества Твоего (9-я песнь). 100 Возведи окрест они твои, Сионе, и виждь, се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя. 101 Окт. воскр. гл. 2. 1 у. канона 5, 1). Вот почему 11–16 стихи и составляют паремию в праздники Кресту Христову: Происхождения древ честнаго Креста (1 Августа), Воздвижения Креста (14 Сент.) и Положения ризы Господней (11 Июля). 104 Псалмопевец говорит: Брат не избавит; избавит ли человек? Не даст Богу измены=(жертвы, выкупа) за ся и цену избавления души своея ( Nc. XLVIII, 8–9 ). Грехи и беззакония суть долги неоплатные, из-за них все люди в плену у греха, смерти и диавола; всякому пленнику для освобождения нужна цена искупления, но этой цены никто из людей не может представить даже за самого себя; всякий грешник нищ и беден духовно, ничего ценного, никакого выкупа за себя представить не может, да и никакой человек не в силах убедить диавола, чтобы он освободил от своей власти однажды ему попавшегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Седальны Гл. 1. Родившись 533 чудесно от неплодных ложесн, сверхъестественно родила 534 от девственных чресл; явившись прекрасным стеблем, произрастила миру Жизнь. Поэтому силы небесные взывают Тебе, Богородица: слава пришествию 535 Твоему, Чистая 536 ; слава рождению Твоему; слава девству Твоему, Мать безневестная 537 . Гл. 5. Все небесное (все на небе) сегодня радуется, род людской сегодня празднует с ним, и пророки таинственно вместе веселятся, ибо сегодня рождается Та, Которую они в древности провидели образно, как купину, как стамну, как облако, дверь и престол, как высокую гору. Канон, гл. 4, творение Иосифа Ирмосами канона служат ирмосы «Отверзу уста моя» – как обычно во второстепенные Богородичные праздники. Далее приводятся только тропари каждой песни. Песнь 1. Радуясь 538 сегодня, будем с веселием воспевать божественное рождение Богоматери, ибо Она родила радость вселенной, уничтожающую скорбь праматери. От неплодной является неплодство греха, которое предуказал закон и предначертали речи божественных благовестников, Пречистая и Всенепорочная Владычица. Сделалась храмом и палатой Царя Та, в Которой Пресущественный, устроив для Себя жилище, делает верных жилищем Святой Троицы. От неплодной происходит 539 прекраснейший чертог, высочайший Божий престол, на котором воссел плотию Пресущественный 540 , сидящих во тьме гибели благостию возбуждает к свету познания. Песнь 3. От неплодной земли рождается земля плодоносная, которая в качестве плода принесет Возделывателя добра и живоносный колос, питающий божественным мановением 541 всех. Сегодня произросла ветвь девства, из которой процветет цвет – Садовник Бог наш, с крайней благостью отсекающий плохие ростки. Вот невысеченная гора, сама от неплодного камня, дает плод – отсеченный мысленный Камень, Который произведет сокрушение всех идолов льстеца». Предначертания закона предсказали Тебя, Отроковица, ибо Ты, вопреки закону, носишь во чреве Законодателя, неизреченно сохраняющего Тебя нетленной и нескверной. По 3 песни седален 1-й по полиелее из праздничной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

IV:11 – 12; Деян. XIV:23; 1 Тим. 14; 2 Тим. I:6. „Прав. испов.», отв. на вопр. 29. „Посл. вост. патр. о прав. вере“, чл. 15. „Простр. хр кат.“, чл. 10, м. Макар. „Руков. к изуч. хр. прав. богосл.», чл. 111. О Таин 1869 г., § 134. Его же „Прав. догм. .бог.“, т. IV и V о Таинст. ц. сн. Филар Черн. „Догм. бог.“, ч. 2. Сн. „Историко-догматич. изслед. “ А. Л. Катанского 1877 г.)    Эти тексты необходимо знать наизусть готовящемуся защищать православие пред мнимыми старообрядцами и сектантами. О таинстве крещения 1. Понятие о таинстве крещения...    Крещение занимает первое место в ряду христианских таинств. Первый, по повелению Божию, начал крестить крещением покаяния Иоанн Креститель, говоря людям (Лук. III:2 – 3), чтобы веровали в Грядущего по нем, т. е., Христа (Деян. XIX:4). Потом Сам Господь освятил для нас крещение примером Своим, приняв оное от Иоанна (Мф. III:13, 16 – 17 и др.); после, в беседе с Никодимом, Господь показал нам великую важность и необходимость для нас возрождения в крещении: „аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие“ (Иоан. III:5); наконец, пред вознесением Своим на небо, посылая учеников Своих на всемирную проповедь, торжественно заповедал им: „шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам“ (Мф. 19).    Согласно заповеди Господа, апостолы и их преемники крестили всех обращающихся ко Христу без различия пола, возраста, происхождения и состояния. Крестили целые семейства (Деян. II:38 – 39; XVI, 14 – 15, 30 – 33; XVIII, 8; 1 Кор. I:16).    Крещению предшествовало наставление в вере и исповедание сей веры (Деян. XVIII, 25. Сн. XXXV, 37). Крещение совершалось везде, где была вода, и в домах, и на реках, и в собраниях народа, и наедине с служителем веры.    Что крестили и детей, видно из того, что крестили целые семейства, и притом крещение заступало место обрезания, а обрезание совершалось над детьми (Колос. II:11 – 12). Тоже видно и из свидетельств отцов церкви (Иуст. Муч. Апол. I гл. 18. „Ирин. Лионс. 2 кн. пр. ерес.“ Кипр. в 59 письме к Фиду. Ориг. в бес. 14 на Луку и др.).    Крещение совершалось чрез троекратное погружение тела в воде (что показывает самое слово βαπτισμς). Крестили по заповеди Христа во имя Св. Троицы (сн. Вас. В. о Св. Духе“, гл. XXVII. „Прав. апост.» 49, 50).    Великие плоды сего таинства, указываемые в самом Писании суть: омовение грехов (Деян. II:38, XXII, 16), оправдание и освящение (1 Кор. VI:11), духовное возрождение (Тит. III:5), соединение с таинственным телом церкви Христовой (1 Кор. XII:13) и вечная жизнь и спасение (1 Петр. III:21; Тит. III:4 – 7; Римл. VI:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Против Аполлинария. Кн. 2). Он же: «человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху (τν μαρταν)» (PG 27, 240D. Толкование на псалмы. Пс. 50:7 ). Св. Макарий Великий : «Ибо грех, вошедши в душу, стал ее членом (πε μαρτα πεισελθοσα τ ψυχ μλος ατς γγονε), он прилепился даже к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов» (PG 33, 134. Беседа 15, 33). Св. Иоанн Златоуст : «Благодатию истреблен не один только первородный грех, но и все прочие грехи (οκ κενη ν ρθη μνον μαρτα δι τς χριτος, λλ κα πσαι α λοιπα)» (PG 60, 476. Беседа 10 на Послание к Римлянам). Св. Максим Исповедник : «естество человеческое, в силу гнездящегося в страстности первородного греха (γενικν μαρταν), подверглось воздействиям всех небесных сил, начал и властей» (PG 90, 313В. Вопросоответ к Фалласию 21/Пер. С.Л. Епифановича //Богословский вестник. 1917. Август-сентябрь. С. 107). Св. Иоанн Дамаскин : «В Крещении Духом восстанавливается в человеке то, что было по образу и подобию, а водою плоть от греха (τς μαρτας)» (Точное изложение... Кн. 4. Гл. 9). 87 Пр. Максим Исповедник : «...уничтожение прародительского греха (προπτορος μαρτας) из-за которого страх смерти властвовал над всей природой» (PG 90, 633D. Вопросоответ к Фалласию 61). Пр. Иоанн Дамаскин : «смерть ниспровергнута, прародительский грех (προπτορος μαρτα) уничтожен, ад ограблен, даровано воскресение» (Точное изложение... Кн. 4. Гл. 11). 89 Св. Григорий Богослов : «Этот новонасажденный грех перешел к злосчастным людям от прародителя; отсюда прозяб колос (Τοη πρωτογνοιο νεσπορος λυθεν τη δειλοσοιν μερπεσσν, θεν στχυς βλστησε)» (Слово 7 «Ο душе»... Τ 2. С. 35). 104 Исследователь данного вопроса проф. Д. Введенский обоснованно утверждал, что в ветхозаветные времена у иудеев существовало ясное представление о наследуемой всеобщей греховности человеческого рода, которая является непреодолимым препятствием для достижения абсолютной святости. «Идея общечеловеческой греховности весьма настойчиво проторгалась в сознание ветхозаветных благочестивых мужей и, так сказать, вселяла в их самосознание два идеала праведности: осуществимый – идеал относительного нравственного совершенства и – недостижимый – идеал абсолютной праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Он по воскресении своем сказал апостолам: дана Мне всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28, 18). Как же еретики дерзают уничтожать образ Его? Как образу царя земного прилично быть в судах и в домах его подданных, так образу Царя неба и земли прилично быть в церквах и в домах христиан.Естественно, что, при великом и странном предубеждении иудеев против всяких изображений, распространение икон Спасителя и святых Божиих встречало наиболее сопротивления в христианах из иудеев и слова об иконах в то время многие из них вместить не могли. Мы ниже увидим на основании свидетельства историка Евсевия, что первые изображения Господа и апостолов Петра и Павла явились у христиан из язычников. Самый нерукотворенный образ свой Спаситель послал князю Авгарю язычнику; апостол и евангелист Лука, написавший иконы Богоматери, был из язычников (Колос. 4, II, 14). Как христиане из язычников послужили к отменению обрезания в Новозаветной Церкви, на что изъявлена воля Божия в знамениях и чудесах; так, конечно, они же более послужили к утверждению почитания св. икон в новозаветной Церкви, на что изъявлена воля Божия во многих знамениях и чудесах от этих икон. Впрочем за почитание икон говорят и Ветхий и Новый Завет, как показано выше. Иудейск. Древност. кн. 18, гл. 3.1. Иудейск. Древност. кн. 15, гл. 2 и 8.1. Глава 9. Изображения в зеркале и чудодейственная тень св. апостола Петра Употребление изображений находит себе доказательство в самых законах природы. Так на поверхности тихо стоящей воды, на гладко полированных металлах отчетливо отпечатлевается образ человека; потому от глубокой древности и у самих евреев были в употреблении зеркала из металлов (серебра, меди и разных смесей металлов. Исх. 38, 8; Иов. 37, 18; Сир. 12, II), и св. апостол Иаков порицает не употребление зеркал, но тех, которые не умеют пользоваться ими: кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он (Иак.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Кн. IV гл. 18 п. 4. Поскольку Церковь делает приношение в простоте, то, по справедливости, дар ее считается у Бога чистой жертвой. Ибо надлежит нам делать приношение Богу и во всем оказываться благодарными Создателю Богу, в чистой мысли и вере нелицемерной, в твердой надежде и горячей любви, принося Ему начатки творений. Такое чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением от Его творения. Иудеи же не приносят Ему; ибо их руки полны крови, потому что они не приняли Слова, через Которое делается приношение Богу. И все сонмища еретиков не делают приношения Богу. Ибо некоторые из них утверждают, что Отец отличен от Создателя... Каким же образом они могут говорить, что тот хлеб, над которым совершено благодарение, есть тело их Господа и чаша есть Кровь Его, если утверждают, что Он Сам не есть Сын Творца мира, т. е. Слово Его, через Которое дерево приносит плоды, текут источники, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе? ( Мк. 4:28 ). Потом, показав, что нет никакого противоречия между Ветхим и Новым Заветом – ибо последним не уничтожены, совершенно, жертвоприношения, а только древнее жертвоприношение заменено новым и совершеннейшим, «так как приношение делается уже в новом домостроительстве свободы, не рабами прежними, а свободными сынами Евангелия», он пишет: Кн. IV гл. 17 п. 5. Иисус Христос, давая наставление Своим ученикам приносить Богу начатки, сотворенного Им, не потому, чтобы Он нуждался, но, чтобы сами они не были бесплодны и неблагодарны, взял из сотворенного хлеб, и благодарил, и сказал: сие есть Тело Мое ( Мф. 26:26 ). Подобно, и чашу, из окружающего нас творения, Он исповедал Своей Кровью и научил новому приношению Нового Завета, которое Церковь , приняв от апостолов, во всем мире приносит Богу, дающему нам пищу, – начатки Его даров в Новом Завете (ср. об этом же у св. Иустина). Также, Ириней доказывает (возражая еретикам другого – докетического направления), основываясь на Таинстве Евхаристии, что Иисус Христос принял истинную плоть человеческую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010