После перевода коломенского епископа и перенесения кафедры из Коломны в Тулу, Коломенский архиерейский дом оставался пустым; с ним вместе должен был запустеть ветхий по постройкам Голутвин Богоявленский монастырь, в 5 верстах от Коломны, приписанный к архиерейскому дому. Считаясь с древностью как архиерейского дома в Коломне, так и приписного к нему Голутвина монастыря, основанного около 1385 года, Св. Синод перевел монастырь со всем его штатом в бывший Коломенский архиерейский дом, передав монастырю все домовые церкви и строения. Московское подворье Коломенского архиерейского дома передано Тульскому архиерейскому дому. Таким образом, память о древнейшей и в свое время знаменитой Коломенской архиерейской кафедре с её домом сохранялась и в Коломне, и в Туле. На Тульскую кафедру 31 декабря 1799 г. назначен епископ коломенский Мефодий (Смирнов) с титулом епископа Тульского и Белевского. Его епархию составили известные города Тульской губернии. Учреждением Тульской архиерейской кафедры и открытием самостоятельной епархии в пределах Тульской губернии Св. Синод осуществил желание Екатерины II, по окончании войны с Турцией, учредить особую епископию в Туле, где архиерейская кафедра предполагалась еще в 1681 году. VI. Житомирскому епископу, по знатному числу церквей в Волынской губернии, составляющей его епархию, велено быть самостоятельным и не именоваться викарием Минской епархии. Епархия его поставлена в числе епархий III класса в составе одной Волынской губернии, где в начале XIX в. было 1582 церкви. 1171 VII. Викариатство Астраханской епархииепархия Моздокская, за малочисленностью церквей – 69, закрыта и причислена к Астраханской епархии, о чем уже была речь. VIII. Точно также упразднено было Новороссийское – бывшее Екатеринославское викариатство – Феодосийская епархия. Она прикрыта в силу того, что, помимо малочисленности церквей (66), в гражданском отношении места, составлявшие Феодосийскую епархию, были приписаны к Новороссийской губернии. Св. Синод, не считая нужным назначать туда даже викарного архиерея, причислил область Феодосийского викариатства к Новороссийской епархии и передал все церкви его в непосредственное ведение епископа новороссийского Афанасия, преемника м. Гавриила (Бодони).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Саратова 22 мая 2009 г. 16:45 Сегодня утром, в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, прибывший в Саратов на торжества, посвященные Дню славянской письменности и культуры, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил Божественную литургию в Духосошественском кафедральном соборе Саратова. Ему сослужили  митрополит Волгоградский и Камышинский Герман , митрополит Неврокопский Нафанаил (Болгарская Православная Церковь), архиепископ Тверской и Кашинский Виктор , архиепископ Верейский Евгений , епископ Саратовский и Вольский Лонгин , духовенство Саратовской епархии и прибывшие на торжества клирики других епархий Русской Православной Церкви. По окончании богослужения епископ Саратовский и Вольский Лонгин обратился с приветственным словом к высоким гостям, в котором, в частности, отметил: «Отслужив сегодня Божественную литургию в Духосошественском кафедральном соборе города Саратова, мы тем самым положили начало соборному празднованию Дня славянской письменности и культуры. Этот праздник очень способствовал развитию церковно-государственных отношений, преодолению того разделения, той опасливости, которая существовала в отношениях между государством и Православной Церковью в нашей стране до конца 1980-х годов. По милости Божией, у нас в Саратовской епархии на протяжении последних лет сложились добрые отношения со всеми ветвями государственной власти, и поэтому праздник, который сегодня проходит, еще больше укрепит это доброе взаимодействие и сотрудничество». Затем епископ Лонгин обратился к митрополиту Ювеналию, который является сопредседателем Оргкомитета празднования: «Я хотел бы, владыка, сердечно поблагодарить Вас за то, что Вы на протяжении многих лет являетесь душою этого празднования, возглавляете торжества, проходящие в разных регионах нашего Отечества. Я хотел бы заверить Вас, собратьев-архипастырей, духовенство, верующий народ, что правительство Саратовской области и епархия сделали все возможное для того, чтобы этот праздник достойно прошел на нашей земле и принес пользу всем, кто в нем участвует». В ответном слове митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поблагодарил владыку Лонгина за гостеприимство и сердечное приветствие. Пресс-служба Саратовской епархии /Патриархия.ru   Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/650766.htm...

Коломенская Основана ок. 1350 г. (встречающиеся в литературе варианты даты основания маловероятны: 1328 г., 1340 г., 1353 г.) Выделена из Рязанской епархии по присоединении Коломны к Москве. Местопребывание – в г. Коломна (ныне – Московская область). В 1657 г. присоединена к Патриаршей Области, но в 1667 г. возобновлена как самостоятельная. Архиепископия с 1672 г. С 1731 г. замещалась епископами. С 1727 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 16.10.1799. Возобновлена 16.01.1918. Московское викариатство. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Коломенская; в 1565 г. – Коломенская и Каширская; 06 .05.1788 – Коломенская и Тульская (указом имп. Екатерины от 06.05.1788 намечающаяся к ближайшему открытию Тульская епархия временно причисляется к епархии Коломенской, отсюда епископы последней титулуются отныне Коломенскими и Тульскими); Коломенская; с 16.01.1918 – Коломенская и Можайская. Ныне о кафедре сохранилось историческое воспоминание в титуле митрополитов «Крутицких и Коломенских». 1350 11.04.1389 13.02.1405 26.08.1406 09.03.1408 Иоаким (Иоанн, Иов) Филимон II 04.06.1473 25.07.1473 05.1480 29.07.1481 16.05.1489 18.11.1490 09.1501 Авраамий II 01.05.1502 01.1504 07.02.1507 01.07.1518 28.02.1520 (Василий) 02.04.1525 06.1542 02.07.1542 Евфимий Герасим IV 21.10.1564 Варлаам II 18.03.1565 11.1569 Иосиф II Савватий 16.04.1581 09.01.1586 27.01.1615 Иосиф III 17.12.1617(1618?) Рафаил Журавлев 17.10.1652 Павел II 03.06.1655 05.12.1657 09.06.1658 09.06.1667 14.09.1671 Мисаил Иосиф IV 02.04.1676 06.09.1681 Павел III Моравский 24.12.1681 07.1704 Никита II Тотемский 18.03.1705 01.06.1716 Антоний Одинович 24.03.1724 19.04.1724 22.05.1727 22.05.1727 02.12.1730 25.07.1731 18.05.1739 Вениамин Сахновский Серб 18.05.1739 16.06.1740 30.06.1740 29.07.1749 17.09.1749 08.10.1755 09.10.1755 29.10.1763 Порфирий Крайский 28.12.1763 30.01.1787 06.05.1788 12.09.1788 12.11.1788 10.04.1799 Афанасий III Иванов 10.04.1799 31.12.1799 Мефодий Смирнов 16.01.1918 28.09(11.10).1919 05(18)05.1920 12(25)09.1929

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, суздальскими и нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение русских митрополитов. Между тем одна за другой возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта была епархия холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта была епархия в Сарае – самой столице татарских ханов; около 1271 г. – в Твери; около 1347 г. в Суздали; около 1360 г. – в Брянске, куда собственно перенесена была кафедра епархии черниговской; в 1383 г. – в Перми. С 1288 г. упоминается епархия луцкая, с 1353 г. – коломенская, с 1389 г. – звенигородская, которая впрочем была открыта только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властью новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV века число епархий в русской Церкви возрасло до восьмнадцати, если не считать звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичей, находились в Руси северо-восточной: владимиро-московская, заключающая в себя Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, новгородская, ростовская, суздальская, рязанская, тверская, сарская, коломенская и пермская. А девять – в Руси юго-западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичей: черниговская или брянская, полоцкая, смоленская, галицкая, перемышльская, владимиро-волынская, холмская, туровская и луцкая». Только Новгород и Псков продолжали избирать на вече владык, независимо от митрополита. Изредка встречавшийся обычай избрания по жребию, с половины XIV века, становится в Новгороде постоянным. Три жребия избираемых клали на престол св. Софии и после литургии соборный протопоп выносил на вече один за другим два жребия и объявлял народу. Третий, остававшийся на престоле, знаменовал того, «его же оставил Себе Бог и святая София».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Со времени разделения митрополий (1459 г.) в продолжении двух веков к половине XVII в. открылось всего четыре епархии: Казанская (1555 г.), Псковская (1589 г.), Астраханская (1602 г.) и Сибирская (1620 г.). Из них только одна Псковская выделена из старой и обширной Новгородской епархии, и то по причине постоянных размолвок, касавшихся, как гражданских, так и церковных отношений двух вечевых городов. Три остальные епархии образовались во вновь приобретенных областях и странах. Соборы второй половины XVII в. значительно подвинули вопрос об открытии новых епархий, хотя и в недостаточной мере. Епархии открывались не особенно быстро. На соборе 1657 года по желанию п. Никона и царя восстановлена западно-окраинная Смоленская епархия в возвращенной от Польши Смоленской области; вновь открыта Вятская в землях Вятской и Великопермской, где были места, отстоявшие от кафедральных городов на расстоянии 1500 вер. и где, по словам Никона, среди христиан сохранились языческие обряды и не переводилось идолопоклонство. Но с открытием Вятской епархии, совсем напрасно, закрылась Коломенская, будучи присоединена, по близости, к громадной патриаршей области. Таким образом число епархий увеличилось всего на одну, при чем в общем территория старых иерархий нисколько не уменьшилась. Собор 1667 года, осудивший Никона и раскол, охвативший быстрым пламенем русское скудоумие, серьезнее занялся вопросом об епархиальном устройстве русской церкви и прибавке архиереев, чтоб „богохранимому Российскому царству быть не без довольных пастырей и чтобы многая жатва не оставалась без делателей, но чтоб русское богоспасаемое царство управлялось и расширялось православием в род и род“. Собор вспомнил почти за сто лет былое – грамоту об учреждении патриаршества (1589 г.); оказалось, что из восьми вновь намеченных тогда к открытию епархий открыта всего одна Псковская. Находясь под сильным влиянием восточных патриархов, собор задумал было ввести на Руси окружное митрополичье управление, подчинив митрополитам подвластных епископов, чем, кажется, только помешал делу открытия и территориального переустройства северо-восточных епархий. Из намеченных к открытию девятнадцати новых архиерейских кафедр открыта только одна, Белгородская. Ей подчинено 37 городов в придонском бассейне, где поселилось много выходцев из Польской Малороссии и построено несколько городов по Белгородской крепостной линии. Восстановлена Коломенская епархия. Открытия новых епархий в территориях сильных владык, укрепившихся около Москвы, так и не последовало. Только несколько спустя, в 1672 году, когда скончался п. Иоасаф и не был назначен новый, аз патриаршей области на восточной окраине выделена Нижегородская епархия, где особенно усиливался раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Видны следы Луцкой или Луческой Епархии на Волыни в начале XIV века. Там сперва были Епископы православные, в Киеве поставлявшиеся, но в конце XVII века отступили они к униатам. У Поляков известны под названием Луцких и Острожских. Государь Царь Пётр Алексеевич старался обратить их по-прежнему к православной Митрополии в начале XVIII века, но безуспешно. После Луцкой заведена Епархия Галицкая, известная около тех же времён, и Епископы сии всегда поставлялись от Киевского Митрополита, пока в конце XVII века они не отступили в унию. У Поляков они именовались Галицкими, Львовскими и Каменец-подольскими. В 1795 году, по присоединению сей провинции опять к России, учреждена здесь Епархия второго класса под именем Бряцславской и Подольской, которая в 1799 году переименована Подольской и Бряцлавской (смотри ниже). В 1347 году, по требованию Князей Суздальских, основано при Великом Князе Московском Симеоне Иоанновиче Епископство СУЗДАЛЬСКОЕ, по 1799 год продолжавшееся. В Епархии сей были сперва Епископы, потом, с 1577 года, Архиепископы, после, с 1682 года, Митрополиты, а напоследок, с 1712 года, Епископы. Сперва они именовались Суздальскими, Брянскими и Тарускими; после сего, с 1465 года, Суздальскими, Калужскими и Тарускими; потом, с 1654 года, Суздальскими и Юрьевскими; с 1788 года, по соединению Епархии сей с Владимирской, до 1799 года, Суздальскими и Владимирскими; ныне же, с 1800 года, Владимирскими и Суздальскими (смотри выше Епархию Владимирскую). В половине того же XIV века, или немного спустя, при державе Великого Князя Иоанна Иоанновича Московского, началось Епископство в Коломне, продолжавшееся до 1799 года. Там были с 1672 года Архиепископы, с 1719 года один Митрополит, по нём, с 1723 года, опять Епископы, всегда именовавшиеся Коломенскими и Каширскими до 1788 года; потом Коломенскими и Тульскими до 1799 года, а с того времени переведена Епархия сия в Тулу, и Епископы именуются Тульскими и Белевскими (смотри ниже). Около того же времени известны были Епископы Российские православные в БРЯНСКЕ, но по недостатку достоверных свидетельств полагаются, между сомнительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Диакония.ru / Патриархия.ru за темою Коломенская епархия передала помощь в Волновахский район. Информационная сводка о помощи беженцам (от 18 апреля 2024 года) [Стаття] шоу «Голос» на Першому допоможуть «Милосердю» постраждалих чергове з та монастир Орська передав за добу 5 тонн води та 150 булок Зведення про церковну допомогу постраждалим повеней у та за 17 [Стаття] У та отримують допомогу в православних храмах та монастирях передають допомогу в та Казахстану, постраждали з ключовими словами – –   Коломенская епархия передала помощь в Волновахский район. Информационная сводка о помощи беженцам (от 18 апреля 2024 года) У надають адресну допомогу мешканцям. зведення про допомогу 17 2024 року) У надали адресну допомогу " ям Донбасу та зведення про допомогу 16 2024 року) Синодальний передав допомогу до зведення про допомогу (за 13-15 2024 року) центр доставив 14 тонн допомоги до зони про допомогу 12 2024 року) 85 зону про допомогу 11 2024 року) Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) «Вышеестественный и равноангельский отец отцов». К 1375-летию со дня преставления преподобного Иоанна Лествичника (†30.03.649)   Календарь ← → Богослужебные указания 19 2024 р. Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6122218...

Московская Патриаршая Область после кончины Патриарха Адриана в 1700 г. и кончины Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Стефана Яворского с 1721 г. по 1742 г. имела лишь временно управляющих. В 1742 г. восстанавливается Московская епархия (митрополия). «...С переименованием в 1742 году Московской Патриаршей, а затем Синодальной, Области в Московскую епархию, кафедре московского епархиального архиерея положено быть в Архангельском соборе, который и оставался кафедральным до 1883 года, когда кафедра перенесена была в собор Христа Спасителя. Большой Успенский собор оставлен был по-прежнему первопрестольным, верховным собором Московским и Всероссийским...» (Н.Д. Иерархия... С. 215). В 1799 г. к ней в качестве викариатства присоединяется существовавшая с 1350 г., упраздненная и возобновленная Коломенская епархия. В 1917 г., в связи с восстановлением Патриаршей власти, Москва вновь становится Патриаршим стольным градом, в епархия Московская – Патриаршей Областью, управляемой Патриаршими Наместниками, в звании митрополитов Крутицких (с 1920 г.). После захвата храма Христа Спасителя обновленческими раскольниками Патриаршим и Московским кафедральным собором почитался собор бывшего Крестовоздвиженского монастыря на Воздвиженке, затем храм Богоявления в Дорогомилове, далее – храм Покрова в Красном Селе и храм Богоявления в Елохове. С 2000 г. кафедральным собором вновь является Храм Христа Спасителя. Именовалась: Патриаршая область; с 14.02.1721 – Синодальная область; с 01.09.1742 – Московская и Владимирская; с 10.03.1748 – Московская и Севская; с 13.01.1764 – Московская и Калужская; с 16.10.1799 – Московская и Коломенская; с 21.11.1917 – Патриаршая область. Викарные кафедры: Орловская, Дмитровская, Можайская, Волоколамская, Серпуховская, Верейская, Коломенская, Подольская, Богородская, Егорьевская, Звенигородская, Клинская, Сергиево-Посадская, Бронницкая, Каширская, Орехово-Зуевская, Воскресенская, Вышегорская, Зарайская, Солнечногорская, Истринская, Одинцовская, Красногорская, Раменская, Видновская, Люберецкая, Троицкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немало перемен произошло в этот период и в состоянии наших епархий. Вследствие нашествия монголов, которые на пути своем истребляли все — и города, и села, и жителей, закрылись четыре древние епархии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская; первая — только на время, а последние — навсегда . Другие епархии, подвергшиеся таким же опустошениям, может быть, и не были закрываемы даже на время, но более или менее долго оставались без архипастырей, хотя по имени существовали: о епископе Владимиро-Волынском упоминается только с 1260 г., о Перемышльском — с 1271 г., о Рязанском — с 1284 г., о Галицком — с 1331 г., о Туровском — с 1345 г. Епархия Владимирская на Клязьме не имела своего епископа до 1250 г., потом в продолжение четырнадцати лет управляема была митрополитом, с 1274 г. имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение Русских митрополитов . Между тем одна за другою возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта епархия Холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта епархия в Сарае — самой столице татарских ханов; около 1271 г.— в Твери; около 1347 г.— в Суздале; около 1360 г.— в Брянске, куда собственно перенесена кафедра епархии Черниговской; в 1383 г.— в Перми. С 1288 г. упоминается епархия Луцкая, с 1353 г.— Коломенская, с 1389 г.— Звенигородская, которая, впрочем, открыта была только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властию Новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить им епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV в. число епархий в Русской Церкви возросло до восьмнадцати, если не считать Звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичьей, находилось в Руси Северо-Восточной: Владимиро-Московская, заключавшая в себе Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. А девять — в Руси Юго-Западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичьей: Черниговская, или Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая .

http://sedmitza.ru/lib/text/435873/

В 1589 г. митр. св. Иов был возведен в сан патриарха, резиденцией первоиерарха оставалась Москва. В XVII в. источники фиксируют устоявшуюся практику вызова архиереев в Москву на чередное служение с патриархом или вместо него. При кремлевском Архангельском соборе с кон. XVI в. эпизодически находились архиереи, не имевшие своих кафедр. Территория совр. Московской обл. епархии почти полностью входила в Митрополичью, затем Патриаршую, область. Границы Патриаршей обл. в 1-й пол. XVII в. определяются благодаря документам Патриаршего казенного приказа ( Устинова И. А. Книги патриарших приказов 1620-1649 гг. как исторический источник. М., 2011. С. 179-182, 188-194, 197-201, 210-215, 220-224, 230-234, 239-250, 254-256, 259-266) и благодаря грамоте царя Михаила Феодоровича патриарху Филарету от 20 мая 1625 г. (ПСЗ. Т. 1. С. 419-421. 201). Волок Ламский первоначально подчинялся Новгородской кафедре (см. Новгородская и Старорусская епархия ), ок. 1570 г. Волоцкая десятина вошла в состав Митрополичьей обл. Клин и прилегающие к нему территории Сев.-Зап. Подмосковья находились в составе Тверской епархии (см. Тверская и Кашинская епархия ). Коломна, Кашира и прилегающие к ним территории принадлежали Коломенской епархии ( Покровский. 1897. Т. 1. С. 98, 100, 102, 209, 327, 329, 363). (По предположению С. М. Каштанова , Кашира перешла из Митрополичьей обл. в Коломенскую епархию в период с 1522 по 1538 - Каштанов. 1990. С. 159.) Ряд юго-вост. территорий совр. Московской обл., напр. правобережье Оки в районе Каширы, как полагал И. М. Покровский, входило в состав Рязанской епархии (см. Рязанская и Михайловская епархия ). По окладным книгам 1676 г., к последней относилась и Перевитская десятина, включавшая Зарайск ( Покровский. 1897. Т. 1. С. 206-209). Существует предположение о принадлежности Можайска в нач. 50-х гг. XV в. Коломенской кафедре ( Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991. С. 84, 238; Мазуров. 2001. С. 181-184). Монастыри Основание старейшего в регионе Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря и учреждение в нем архимандритии относится к рубежу XIII и XIV вв.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010