— Наверное это и есть тот, кого вы ищете! Но они не поверили, говоря: — Не знаешь ты того человека, которого мы ищем. И, беседуя между собой, вспоминали прежний характер Вонифатия, ругались над ним и говорили: — Разве пьяница и распутник будет страдать за Христа?! Но брат комментарисия настаивал на своем. — По наружности такой, как вы говорите, человек вчера и третьего дня, действительно, был мучим на суде, — сказал он, — впрочем, что же препятствует вам? Идите — и сами увидите тело его, лежащее на месте, где он был усечен. Они отправились следом за тем человеком, пришли на место мучения, где стояла военная стража, чтобы тела мучеников не были похищаемы христианами. Шедший впереди человек показал им на лежащего усеченного мученика и сказал: — Не тот ли это, кого вы ищете? Когда они увидали тело мученика, тотчас же начали узнавать друга своего, а когда голову его, лежавшую отдельно, приложили к туловищу, совершенно удостоверились, что это — Вонифатий, и весьма удивились, а вместе с тем стали чувствовать и стыд, потому что думали и говорили о нем дурно, боялись и того, чтобы не постигло их наказание за то, что осуждали святого и смеялись над его жизнью, не зная его сердечных помышлений и доброго намерения. Когда они смотрели на лицо святого и были в сильном изумлении, вдруг увидели, что Вонифатий понемногу стал открывать глаза, и милостиво смотрит на них, как на своих друзей, уста улыбаются, лицо светится, как будто показывая вид, что он прощает им все их прегрешения против него. Они ужаснулись и вместе обрадовались и, проливая теплые слезы, плакали над ним, говоря: — Раб Христов, забудь грехи наши, что мы неправедно осуждали твою жизнь и безрассудно ругались над тобой! Затем они отдали нечестивым 500 золотых монет и взяли тело и голову святого Вонифатия, помазав благовонными мастями, повили их чистыми плащаницами и, положив в ковчеге, отправились к себе домой, везя тело мученика госпоже своей. Когда они приближались к Риму, Ангел Божий явился во сне Аглаиде и сказал: — Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужителем, прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно почитай его, потому что он хранитель души твоей и защитник твоей жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Итак, мы видим, что выражение ες τος ανας τν α νων – во веки веков – абсолютно во всех случаях его применения в Священном Писании и по своему собственному лексическому значению, и по смыслу употребления в тексте, и по толкованию святых отцов однозначно и несомненно и в русском, и в греческом языке означает бесконечность. И нет ни одного случая применения его в смысле продолжительного времени, но не бесконечного. Поэтому можно сделать вывод, что и в местах Священного Писания, где это выражение применяется к мучениям грешников, оно также однозначно и несомненно выражает бесконечность. ...и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его ( Откр. 14:11 ). Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее... И дым ее восходил во веки веков ( Откр. 19:3 ). ...а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр. 20:10 ). Чтобы устранить последние сомнения (если у кого-то они еще могут возникнуть), приведем толкования святых отцов на первую приведенную цитату ( Откр. 14:9–11 ). Святой Андрей Кесарийский пишет: «Дым мучения означает или поднимающееся снизу с плачем дыхание мучимых или же дым от огня, в котором горят отпадшие. Дым восходит во веки веков – отсюда видно, что мучения грешников бесконечны, как и блаженство праведных» 49 . Так же понимает это место Писания и архиепископ Аверкин (Таушев) : «...такова будет вечная участь диавола и его слуг, антихриста и лжепророка: они будут обречены на нескончаемые адские муки» 50 . Помимо рассмотренного нами выражения во веки веков, интересно еще остановиться на приведенном в этой главе в 3-ей цитате ( Ис. 34:8–10 ) выражении день и ночь. 3. Выражение «день и ночь» Кроме приведенной в предыдущей главе цитаты, выражение день и ночь встречается в Откровении Иоанна Богослова: и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр. 21:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

— Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане. И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов. Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа. Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали: — Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него! И еще: — Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Бог и царь — Христос, проповедуемый Феодором! И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие. Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным мечем прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечем. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин [ 15 ], бросившись на наместника царского Сикста, убил его. Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал: — Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому. После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, — шум и народное смятение прекратились. В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому: — Помилуй нас, раб Бога Вышнего! Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им: — Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне. И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа — Единого Бога. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление. Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Приди, Харалампий, так много пострадавший за Меня, проси у Меня, чего хочешь, и Я тебе дам. Святой мученик на это отвечал: — Для меня, Господи, и то — великая милость, что Ты сподобил меня видеть страшную славу Твою; но, Господи, если Тебе угодно, воздай славу имени Твоему: пусть в той местности, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память обо мне, пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарятся в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина; и спаси, Господи, души людей тех; ведь Ты Сам знаешь, что люди суть плоть и кровь, так оставь же им грехи их и подай им изобилие плодов земных, дабы они, насыщаясь и наслаждаясь среди трудов своих, прославляли Тебя, Бога своего, — Подателя всех благ; сходящая же с неба роса да будет им во исцеление. Господи Боже мой! Излей на всех благодать Твою! После того, как святой произнес эту молитву, Господь изрек: — Да будет по прошению твоему, мужественный Мой воин! После того Господь восшел на небеса, окруженный Своими ангелами, а за Ним последовала и душа святого Харалампия. Тогда воины, отправившись, возвестили царю о той славе, коей сподобился мученик, как ему явился Господь, как он скончался без всякого усечения мечом и как они видели душу его, восходящую на небеса. Север был всем этим очень удивлен и впал в великий страх. Блаженная Галина, дочь царя, испросила у него тело мученика и, взяв его, обвила его чистыми плащаницами, умастила ароматами и многоценным миром и, прославляя Господа, вложила его в золотой ковчег. Царь побоялся судить и наказать дочь свою; видя, что с нею пребывает Господь, он оставил ее жить в христианском благочестии, по ее изволению. Этот непобедимый и непреодолимый великий мученик Харалампий, который теперь ходатайствует обо всем мире, — пострадал в феврале месяце, в десятый день [ 6 ]; стоя одесную престола Божия, он непрестанно молит о нас Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и царство, ныне и присно, и во веки веков, аминь.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Все, однако ж, будущие мучения грешников представляются в Писании одинаково вечными и нескончаемыми. Еще пророки Исаия и Даниил предрекали грешникам вечность, ожидающих их после всеобщего воскресения, в обновленном мире, мучений, первый выразившись о них, что «червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис.66:24 ), а последний, что они от сна во прахе земли пробудятся на вечное поругание и посрамление, тогда как праведники восстанут для жизни вечной ( Дан.12:2 ). Это же, впоследствии, повторил св. Иоанн Предтеча, когда, указывая народу на Спасителя мира, так выразился о Нем, как будущем Судии и Мздовоздаятеле грешников, уподобленных им соломе, при уподоблении праведников пшенице: Ему же лопата в руце, и Его отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим ( Мф.3:12 ). Между тем, и Сам Иисус Христос с совершенной ясностью подтвердил Своим учением вечность, ожидающих грешников после суда, геенских мучений. Так, наставляя верующих в том, что, если кого-либо соблазняет какой-либо из членов, рука ли и нога, или глаз, то следует их отсечь или оторвать от себя, так как лучше безрукому и хромому, или одноглазому войти в царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами, а, также, двумя глазами быть вверженну в будущий огонь или геенну, этот огонь Он прямо назвал огнем вечным ( Мф.18:8 ), и огнем неугасимым ( Мк.9:43, 45 ), а о геенне несколько раз выразился, как о таком месте, которое наполнено огнем неугасимым, или идеже червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:44, 46, 48 ), чем, понятно, отстранялась всякая мысль о прекратимости когда-либо, неразрывно связанных с сим неугасимым огнем и неумирающим червем, ожидающих грешников, геенских мучений. Кроме того, Иисус Христос, изображая тот на суде приговор грешникам Верховного Судии, по которому они должны будут отойти в огонь, уготованный диаволу и аггелам его, этот огонь опять называет вечным ( Мф.25:41 ), а, предуказывая, затем, на то, что отсюда произойдет для грешников, сравнительно, с праведниками, Он говорит: и идут сии (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Потому лукаво это возражение: «Любовь даёт жизнь тем, о которых знает, что они добровольно изберут зло и подвергнутся нескончаемым мучениям?.. совершенно ясно, что Любовь не может совершить подобного, что здесь что-то не то... Можно ли утверждать, что Господь, зная, что и эти, и бывшие, и последующие миллиарды людей погибнут, дал им земную жизнь только для того, чтобы затем подвергнуть их вечным мучениям?» 168 Бог даёт жизнь не для того, чтобы подвергать вечным мучениям, а для того, чтобы свободные существа могли сделали свободный выбор в пользу Бога, истины, святости и спастись. Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь ( Втор.30:19 ). Но люди могут выбрать и, увы, выбирают иное – «смерть вторую», погибель. О том, что большая часть человечества выбрала путь погибели, прямо сказал Спаситель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.7:13–14 ). Прп. Иоанн Дамаскин объясняет, что «как благой, Бог создал нас не затем, чтобы наказывать, а чтобы мы были причастниками Его благости: но как правосудный, Он хочет, чтобы грешники были наказаны» 169 . «Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие всё существующее и о том, что будет, имеет предведение. Итак, если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не имели бы сделаться и злыми, (а потому) не было бы о них предведения. Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение – к тому, что непременно будет. Но сперва – бытие (вообще), а потом уже – бытие доброе или злое. Если же для имеющих получить в будущем бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию. Поэтому Бог всё, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: лучше было бы человеку тому не родиться ( Мк.14:21 ), то Он говорил это, порицая не Своё собственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие её собственного произволения и нерадивости. которая сделала для неё бесполезным благодеяние Творца» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Блаженство праведных будет еще более полным оттого, что все они будут в ближайшем взаимном общении между собой. Многие придут с востока и запада, говорится в Священном Писании, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.8:9 ). Таким образом, каждый блаженный обитатель Царства славы будет общаться с теми, с которыми здесь был связан тесными духовными узами чистой любви, родства и дружбы. И особенно отрадно то, что он увидит и узнает там всех святых Божиих – праотцев, патриархов, пророков, апостолов, мучеников и всех праведников, и с ними войдет в общение. Святые будут общаться там с Ангелами и всеми чистейшими духами. Святой апостол Павел говорит: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов ( Евр.12:22 ). Такое общение будет неиссякаемым источником блаженства для праведников, тем более что взаимной любви ничто там нарушать не будет, потому что не будет ни честолюбия, ни корыстолюбия, ни зависти, ни других страстей и людей с такими пороками. «Какая будет слава, какая радость, – восклицает святой Киприан, – приветствовать Авраама, Исаака, Иакова и всех патриархов и пророков, и апостолов и мучеников, вместе со святыми наслаждаться сладостью дарованного бессмертия!» Святитель Иоанн Златоуст говорит о будущем блаженстве: «А что всего важнее, так это непрерывное наслаждение общением со Христом вместе с Ангелами, с Архангелами, с горними силами... Ни в чем не будет тогда смятения и борьбы, потому что велико будет согласие в лике святых по причине взаимного между всеми единомыслия». «Там, – говорит преподобный Ефрем Сирин о будущем блаженном жилище, – тьмы Ангелов, торжество первородных, престолы апостолов, пророков, патриархов, венцы мучеников, похвалы праведных. Там отложена награда и уготовано нечто для всякого начала, власти и чина». Находясь во взаимном общении, праведники будут тесно связаны между собой и единством своей деятельности. Она будет состоять в созерцании Бога и Его бесконечных совершенств, в предстоянии перед Престолом Божиим и поклонении Господу ( Откр.19:4 ), в служении Богу и исполнении Его воли ( Откр.22:3 ) и, наконец, в непрестанном прославлении Бога ( Откр.5:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

«А вы? – скажет Царь стоящим слева, – вы отказывали Мне в куске хлеба, когда Я, голодный, протягивал к вам руку, вы не дали Мне даже воды, когда Я изнемогал от жажды; вы прогоняли Меня, когда Я в виде странника стучался в ваши двери, прося приюта и ночлега; вы равнодушно смотрели на Мои рубища и не подумали даже, что Я нуждаюсь в одежде для защиты от холода продрогшего тела; вы не только не навестили Меня, когда Я был болен, но даже боялись прикоснуться ко Мне; вы с презрением относились ко Мне, когда Я был заключаем в темницы! Идите же прочь от Меня и теперь! Ступайте туда, где приготовлены вечные мучения диаволу и ангелам – сотрудникам его!» «Господи! – скажут тогда в ужасе и отчаянии стоящие слева, – когда же мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Этого никогда не было; никогда мы не видали Тебя, тем более в таком бедственном положении». «Да, – ответит им Христос, – Меня в таком положении вы не видели; но вы отворачивались от всех несчастных, именем Моим моливших вас о помощи; вы гнали их от себя, чтобы они видом своим не нарушали беспечного веселья вашей праздной жизни. А между тем, вы должны были знать, что, отказывая им, вы отказываете Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25, 46 ). О вечных мучениях Мысль об осуждении грешников на вечные мучения смущает многих. За грехи кратковременной земной жизни страдать вечно! Справедливо ли это? Соразмерно ли наказание вине? И согласуется ли такое осуждение на вечные мучения с понятиями о милосердном и любящем Боге? Мы знаем из слов Иисуса Христа, что милосердный Бог прощает нам даже самые тяжкие грехи, если мы здесь, во время нашей земной жизни, искренно каемся и доказываем искренность своего покаяния воздержанием от грехов и добрыми делами в дальнейшей жизни нашей. Мы знаем, что Бог прощает даже таких грешников (как, например, блудный сын притчи), которые, по нашим человеческим понятиям (выраженным в негодовании старшего брата блудного сына), не заслуживают никакой пощады.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Да, голос их слаб. Но, хотя бы это был шепот, он есть. Мы, слабые, ничтожные люди, сегодня шепотом говорим друг другу на ухо то, что гений будущего заставит людей возвещать на кровлях и площадях народных. Разве в первый раз великое начинается с малого, с отвергнутого и осмеянного?.. Помните евангельскую притчу о горчичном зерне. До сих пор можно сказать, что в сердцах человеческих божественный идеализм подобен этому зерну горчичному «которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков, и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Чем свободное удовлетворение мистической потребности современного человека противоречит идеалам Михайловского, Глеба Успенского, Некрасова, идеалам любви к народу? Всему, что можно сказать против внешних форм, в которые облекался божественный идеализм, никто так не будет сочувствовать, как люди, стремящиеся к его возрождению. Но нельзя доказать, что мистическое чувство нераздельно и необходимо связано со своими ограниченными историческими формами. Только освободившись от них окончательно, приобретает оно для человечества то значение, какое должно и будет иметь. Один из глубочайших родников всемирной поэзии — любовь к народу — не может проистекать ни из какого утилитарного расчета, ни из какой политико-экономической необходимости, а только из свободной веры в евангельскую святыню народа, только из божественного идеализма. VI. СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПОКОЛЕНИЕ Жизнерадостному Гёте случалось говорить: «Немецкий писатель — немецкий мученик». С гораздо большим правом можно сказать: русский писатель — русский мученик. В. М. Гаршин был в полном смысле мученик современной русской литературы. Те, кто хоть раз в жизни видел Гаршина, едва ли забудут его. Подобные лица для людей слишком искренни. В глубоких глазах его никогда не потухал тревожный, упорный и как будто недоумевающий вопрос. С этим вопросом, с ласковой улыбкой на прекрасных губах, своим тихим голосом он обращался равно ко всем. И все любили его, словно предчувствуя, что он ненадолго с нами, что это — слишком чистое для людей создание Божие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Но в будущей жизни грешник будет пить не сладкую чашу, а одну только горесть от своих грехов. Г. О степенях мучений Христос Спаситель угрожал некоторым городам и селениям еврейским страшной участью в будущем веке. Это были те города и селения, которые хоть слышали его проповедь и видели его необычайные чудеса, но ничему не поверили и ничем не тронулись. Он сопоставлял этим городам других упорных грешников, которые жили раньше, или если и одновременно с ними, то за пределами Палестины. И вот, в сравнении с последними он ясно выразил высшую степень наказания для них: «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф. 10,15 .). «Тиру и Сидону отраднее будет, нежели вам» ( Мф. 11,22 ). И указал он при этом именно на казнь после суда последнего (в день судный!…). В другое время он прямо вел речь о втором пришествии своем, после которого одним будут награды, а другим казни. И что же он проповедал? «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лк. 12.47–48 ). Хоть ни для кого не извинительно неведение воли Божией, изложенной в откровении, но кто имеет полное знание этой воли и между тем не прилагает своих знаний к делу, тот заслужит большую казнь. Св. отцы о разности мучений для грешников рассуждают: «есть разные роды мучений… И сказанное в притчах: во дне ада дает разуметь, что некоторые, хотя в аде, но не во дне ада, терпят легчайшее наказание; иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница; не должно сомневаться в том, что самые наказания, которым подвергнутся грешники, по различию преступлений будут различны». В слове Божием (кроме учения о рабе ведевшем и неведевшем), а также и у св. отцов, еще находим указания на то, кто более и кто менее будет мучиться на том свете. Апостол Павел, предлагая учение о воздаянии людям в день «откровения праведного суда Божия» (следовательно, в будущем веке), говорит: «скорбь и теснота на всяку душу человека творящего злое, иудея же прежде и еллина» ( Рим 2:5, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010