София, Русско-болгарское издательство, 1921 227 Цитата дается в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 228 Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, СПБ, 1901, т. XXXIII, стр. 921. — Прим. ред. 229 См. Е. Трубецкой, Смысл жизни, 1918. 230 Цитата дается в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 231 Художественное и мистическое богатство русской иконописи стало более или менее доступным для всех народов благодаря публикациям Semmarium Kondakovianum, основанного в изгнании (в Праге) учениками замечательного русского историка Н. П. Кондакова. Более богатый материал о русской иконописи можно найти в замечательных брошюрах Е. Трубецкого — «Два мира в древнерусской иконописи» и «Умозрение в красках». Эта цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 232 Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. ред 233 Основные работы Козлова (помимо упомянутых выше): Философские этюды, ч. 1, 1876; Философия как наука» 1887; см. также С. А. Аскольдов, А. А. Козлов, 1912. 234 «Вопросы философии и психологии», XXXII, 1896. Там же, стр. 270. 235 Одна из статей Лопатина называется «Спиритуализм, как психологическая гипотеза», «Вопросы философии и психологии», XXXVIII, 1897. 236 Основные работы Лопатина: Положительные задачи философии, т. I, 1886 (издание 2 в 1911 г.); т. II, 1891; также сборник статей в честь Лопатина, 1911. 237 «Вопросы философии и психологии», 1893. 238 См. П. Астафьев, Воля в знании и воля в вере, М., 1893; Е. А. Бобров, О понятии бытия, Казань, 1898. Мы будем анализировать деятельность С. М. Алексеева (Аскольдова) и Н. О. Лосского там, где будем говорить о религиозной философии ХХ в. 239 Э. Радлов, Очерки истории русской философии, изд. 2, 1920, стр. 14 240 Название статьи переведено с англ. яз. — Прим. ред. 241 Укажем еще другие работы Введенского: Логика как часть теории познания, изд. 3, 1917; Психология без всякой метафизики. 242 Цитаты переведены с англ. яз. — Прим. ред. 243 Названия статей даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 244 Название статьи дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 245

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

«Не мне, Господи, но имени Твоему, да будет слава!» В записках митрополита Владимира, адресованных пастве, и особенно – самой юной ее части, одной из главных является тема смирения: «Быть смиренным значит ничего не знать о своих дарованиях и каких бы то ни было преимуществах, а считать их всегда милостию и дарами Бога, не ставить себя выше ближних своих, безропотно переносить обиды и оскорбления, подчинять свою волю воле других, стоящих выше нас, не стремиться к тому, чтобы отличиться или блеснуть чем-нибудь, но заботиться о благоволении Божием. Вот в чем состоит истинное христианское смирение. Это – преданность Христу.» 1 И путь от умаления себя перед ближними ради приобретения неброских, но драгоценных свойств христианского характера – любви, кротости, милосердия – до безропотного восприятия страданий и поношений за Христа он прошел сам. Родился будущий митрополит в 1848 г., в семье сельского священника Тамбовской губернии, в которой к священству относились как к делу наследственному. Однако с принятием сана он не спешил. После семинарии его ожидала Киевская Духовная Академия, и еще семь лет с момента ее окончания он оставался Василием Никифоровичем Богоявленским, готовя себя к принятию сана на стезе преподавания в классах Тамбовской семинарии, где преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие. В 34 года он чувствует, что готов к рукоположению. На этом отрезке его жизни нет ни стремления поскорее утвердиться, ни ярких проявлений данных ему способностей. Только труд на том месте, на которое он был поставлен, и несение обязанностей перед Богом и по отношению к ближним – семье, ученикам. Те слова, которые он запишет в своих наставлениях о человеке смиренном, могли бы быть в полной мере отнесены к нему самому: «Смиренный человек всегда ставит себя в правильные отношения к Богу «Не мне, Господи, – не мне, но имени Твоему, да будет слава! Благодатию Божиею есмь, еже есмь» 2 . И, возможно, о.Василий так и служил бы до конца своих дней священником в тихом провинциальном уголке России, вроде Козлова, и был бы всем доволен и вполне счастлив, если бы через обстоятельства от него не зависящие, не открылось иное Божие определение о нем. В 1886 г. его постигло двойное испытание: едва он пережил смерть жены, как пришлось расстаться и с их радостью – единственным, любимым ребенком. Ему 38, земные узы расторгнуты, и монашество становится естественным «прибежищем» для его тихой, богобоязненной души.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И. Буслаеву : 900 «Не могу удержаться, чтоб не написать Вам о том, с каким живым интересом я начал читать в «Вестнике Европы» ваши воспоминания. Читая эти воспоминания, я переживаю лета своей юности – своего образования во Владимирской Семинарии в те же годы, когда вы учились в Пензенской гимназии. Тогда и мы в семинарии, как Вы в гимназии, читали те ­же почти книги, те ­же журналы, те ­же стихи и ту­ же прозу. У меня сохранились в памяти Милорд Английский, и Юрий Милославский, и Рославлев, и Телеграф и Телескоп, и стихотворения Державина и Жуковского, Пушкина и Козлова, и Крылова, и Рылеева и проч., и проч. У меня, так ­же, как и у Вас, сохраняется целая библиотека из рукописных сборников 901 , содержащих в себе списки и выписки из разных творений того времени, прозаических и стихотворных. Непременно буду продолжать до конца чтение ваших воспоминаний, как ­бы они обширны ни были. Так они интересны для меня. На стр. 17 Ноябрьской книжки Вест. Евр. Вы упоминаете о посещении в 1825 г. Пензы Имп. Александром Павловичем; известны ­ли Вам подробности этого Высочайшего посещения вашего отечественного града? Если нет, то извольте прочитать в Критико-биографическом Словаре русских писателей и ученых С. Венгерова статью, под словом: « Амвросий Орнатский (т. 1 стр. 485 и сл.). Там Вы увидите поразительные подробности о пребывании Императора Александра в Пензе. Спросите, может ­быть, продолжаю ­ли я «Хронику своей жизни»? – Продолжаю мало- помалу, и уже довел ее до 1886 года. – Но появится ­ли эта Хроника когда-либо в печати, – это вопрос будущего. – По всей вероятности, мне придется оставить ее в рукописи на память 902 потомству. Недавно издал я небольшую брошюру Писем приснопамятного митрополита Филарета к Спасобородинской игумении Сергии. Посылаю Вам вместе с сим под бандеролью экземпляр этой брошюры: примите от меня этот небольшой дар с любовию». 11 числа получил письмо из Петербурга от протоиерея И. Я. Образцова. От 9 числа он писал мне: «Вы все еще, по вашей сердечной доброте, не забыли обо мне недостойном.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

священномученик Владимир (Богоявленский) (1.01.1848–25.01.1918) Беседы Каноническое право Нравственное богословие Основное богословие Священное Писание Слова и речи Аудиокниги священномученик Владимир (Богоявленский) Митрополит Киевский и Галицкий, духовный писатель, проповедник, первый архиерей-новомученик Русской Церкви. Постоянный член Святейшего синода. Был единственным иерархом, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры в Российской империи. Родился 1 января 1848 года в семье священника. Учился в Тамбовской Духовной Семинарии, в 1870–1874 гг. – в КДА, которую окончил со степенью кандидата богословия за соч. «О праве церковного отлучения». В академии специализировался на церковно-практическом отделении. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, с 26 мая 1874 г. преподаватель Свящ. Писания. Одновременно преподавал в семинарии нем. язык, в епархиальном жен. уч-ще и в жен. гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 янв. Тамбовским и Шацким еп. Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (совр. Мичуринск). В том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой ц. Проявил себя как выдающийся проповедник. Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни свящ. Василия. 8 февр. 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем козловского Троицкого монастыря. 6 окт. 1886 г. В. был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина монастырь; был членом Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Св. Софии (создано в 1886). 13 июня 1888 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры В. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1.01.1848, с. М. Моршевка (М. Моршка) Моршанского у. Тамбовской губ.- 25.01/7.02.1918, Киев), сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих), митр. Киевский и Галицкий. Из семьи священника. Учился в Тамбовской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «О праве церковного отлучения». В академии специализировался на церковно-практическом отд-нии. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, с 26 мая 1874 г. преподаватель Свящ. Писания. Одновременно преподавал в семинарии нем. язык, в епархиальном жен. уч-ще и в жен. гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 янв. Тамбовским и Шацким еп. Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (совр. Мичуринск). В том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой ц. Проявил себя как выдающийся проповедник. Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Икона. 90-е гг. XIX в. Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Икона. 90-е гг. XIX в. Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни свящ. Василия. 8 февр. 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем козловского Троицкого мон-ря. 6 окт. 1886 г. В. был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина монастырь ; был членом Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Св. Софии (создано в 1886).

http://pravenc.ru/text/158956.html

В 1882 году Василий Никифорович женился. 31 января 1882 года епископ Тамбовский и Щацкий Палладий (Ганкевич) рукоположил его во священника к Покровской соборной церкви города Козлова. В этом же году он был избран депутатом от духо­венства города на епархиальный съезд . В 1883 году отец Василий был назначен благочинным церквей города Козлова и настояте­лем Троицкой церкви. Для паствы города он явился замечатель­ным проповедником, ревностным хранителем древнерусских устоев жизни и противником модных теорий, разрушающих се­мью. Однако Промысл Божий изменил течение жизни отца Васи­лия: от туберкулеза скончалась его супруга, а затем умер и единственный ребенок. 8 февраля 1886 года в Тамбовском Казанском монастыре отец Василий был пострижен в мантию с именем Владимир . На сле­дующий день он был возведен в сан архимандрита и назначен на­стоятелем Козловского Троицкого монастыря. 6 октября 1886 го­да архимандрит Владимир был назначен настоятелем Антониева монастыря в Новгороде и членом Новгородской духовной консистории. 13 июня 1888 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В слове на наречение он вполне выразил свое представ­ление об архиерейском служении . «Приемлющий на себя это служение, – сказал он, – должен принимать это как талант, вручаемый ему Господом, при условии возвращения с лихвою и под страхом в противном случае быть вверженным в кромешную тьму; должен принимать его как служе­ние раба, поставленного разделять верно и благовременно еван­гельскую пищу домочадцам Господина, опасаясь за неверность и нерадение быть рассеченным (Мф. 24, 45-51); должен принимать его как чреду пастыря словесных овец, с обязанностью водить их на пажити добрые и защищать от волков, не щадя себя самого, чтобы не впасть в суд нерадивого наемника; должен принимать его как пост стража людей Господних, чтобы немолчно возвещать им о всякой опасности и неусыпно блюсти их спасение, со страшной ответственностью платить своей кровью за кровь каждой души, погибшей от его беспечности. Какой великий подвиг, какое тяж­кое бремя для сил человеческих, не говоря уже о собственной немощи!»

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

В 1882 году Василий Никифорович женился. 31 января 1882 года епископ Тамбовский и Шацкий Палладий (Ганкевич) рукоположил его во священника к Покровской соборной церкви города Козлова. В этом же году он был избран депутатом от духовенства города на епархиальный съезд 3 . В 1883 году отец Василий был назначен благочинным церквей города Козлова и настоятелем Троицкой церкви. Для паствы города он явился замечательным проповедником, ревностным хранителем древнерусских устоев жизни и противником модных теорий, разрушающих семью. Однако Промысл Божий изменил течение жизни отца Василия: от туберкулеза скончалась его супруга, а затем умер и единственный ребенок. 8 февраля 1886 года в Тамбовском Казанском монастыре отец Василий был пострижен в мантию с именем Владимир 4 . На следующий день он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Козловского Троицкого монастыря. 6 октября 1886 года архимандрит Владимир был назначен настоятелем Антониева монастыря в Новгороде и членом Новгородской духовной консистории. 13 июня 1888 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В слове на наречение он вполне выразил свое представление об архиерейском служении 5 . «Приемлющий на себя это служение, – сказал он, – должен принимать это как талант, вручаемый ему Господом, при условии возвращения с лихвою и под страхом в противном случае быть вверженным в кромешную тьму; должен принимать его как служение раба, поставленного разделять верно и благовременно евангельскую пищу домочадцам Господина, опасаясь за неверность и нерадение быть рассеченным ( Мф.24:45–51 ); должен принимать его как чреду пастыря словесных овец, с обязанностью водить их на пажити добрые и защищать от волков, не щадя себя самого, чтобы не впасть в суд нерадивого наемника; должен принимать его как пост стража людей Господних, чтобы немолчно возвещать им о всякой опасности и неусыпно блюсти их спасение, со страшной ответственностью платить своей кровью за кровь каждой души, погибшей от его беспечности. Какой великий подвиг, какое тяжкое бремя для сил человеческих, не говоря уже о собственной немощи!» 6

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Мордвинов. Воспоминания. – «Царственные мученики...», с. 65). В нем никогда не слабело высокое чувство долга за вверенное ему царство. Эту ответственность он понимал прежде всего духовно, зная что на Суде Божием будет испытан как царь и от того, какой он даст ответ, будет зависеть его посмертная участь. «Император Николай II обладал живым умом, быстро схватывающим существо докладываемых ему вопросов. Все, кто имел с ним деловое общение, в один голос об этом свидетельствуют. У него была исключительная память, в частности на лица. Государь имел также упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов. Он не забывал их, постоянно к ним возвращался, и зачастую, в конце концов, добивался своего». (Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. СПб., 1991. С. 37). Владимир (Богоявленский Василий Никифорович) – священномученик, митрополит Киевский и Галицкий. Родился 1 января 1847 г. в семье священника в с. Малые Морошки Моршанского уезда Тамбовской губернии. После окончания Тамбовской духовной семинарии учился в Киевской духовной академии, которую окончил в 1874 г. кандидатом богословия. В этом же году был назначен преподавателем Тамбовской духовной семинарии. В 1882 г. рукоположен во священника Покровской соборной церкви г. Козлова. В 1883 г. – благочинный городских церквей. В 1886 г. овдовевший отец Василий принял монашеский постриг. В сане архимандрита был назначен настоятелем Троицкого монастыря г. Козлова. 13 июня 1888 г. был рукоположен в Александро-Невской лавре во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1891–92 гг. – епископ Самарский и Ставропольский. В 1892 г. назначен архиепископом Карталинским, экзархом Грузии. Много заботился высокопреосвященный Владимир о просвещении края в духе Православия. При его содействии было открыто более 300 школ. Усилиями архиепископа Владимира было построено или возобновлено более 100 храмов. В 1898 г. он был назначен митрополитом Московским и Коломенским. Владыка имел особое попечение о нравственном состоянии своей многочисленной паствы. Он ревностно боролся с таким массовым недугом, как пьянство (Архипастырский призыв духовенства и общества в борьбе с пьянством. СПб., 1911 г.). Митр. Владимир содействовал преподобномученице великой княгине Елизавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской обители. Как член Святейшего Синода принимал участие в канонизации святых (прп. Серафима Саровского , свт. Питирима Тамбовского, свт. Иоасафа Белгородского ). В 1912–15 гг. – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Первенствующий член Святейшего Синода. В 1915–18 гг. – митрополит Киевский и Галицкий. Был Почетным Председателем Священного Собора Российской Православной Церкви как старейший архиерей. 21 ноября (4 декабря) 1917 г. возглавлял торжественный чин интронизации Святейшего Патриарха Тихона в Кремлевском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Владимир (Богоявленский Василий), митр. Киевский и Галицкий Родился I января 1848 года. День Ангела 15 июля. Сын священника села Малой Моршки, Моршанского уезда, Тамбовской губернии. Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а высшее в Киевской духовной академии, которую окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра. По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по Гомилетике, Литургике и Пастырскому богословию. Через год перешел на кафедру Св. Писания: вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в Епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству. Прослужив в Тамбове около восьми лет, он женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви г. Козлова. В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви г. Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения. Но недолго подвизался о. Василий среди тихой и мирной жизни, ревностно трудясь на пользу Церкви. Промысл Божий скоро положил предел его скромному служению. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в своей скорби услышал голос, призывающий его «оставить мир и яже в мире» и всего себя отдать на служение Церкви. 8 февр.1886 года о. Василий принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря. 6 окт. того же года получил новое более ответственное назначение – настоятеля Новгородского Антонневого второклассного монастыря. 13 июня 1888 года хиротонисан митрополитом Исидором в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, во епископа Старорусского, вик. Новгородской епархии с местопребыванием в г.Новгороде. Этот ныне заглохший, а в древности столь шумный город, сделался колыбелью славы молодого архиерея. В Новгороде, епископ Владимир живую архипастырскую деятельность соединял с простым и добрым отношением ко всем и редкой отзывчивостью к нуждам паствы и духовенства. Последнее ценило в нем доступного, участливого ко всем нуждам духовенства, архипастыря, умелого руководителя в деле пастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

 С мая 1883 года Василий Богоявленский стал благочинным церквей города Козлова, а осенью того же года был назначен также настоятелем Троицкой церкви. Уже первые годы священнического служения молодого пастыря отмечены его стремлением не ограничиваться только лишь богослужением и проповедью. Он проводит регулярные беседы с целью духовного просвещения прихожан. Весной 1883 года по инициативе благочинного было создано Братство при кладбищенской Крестовоздвиженской церкви Козлова. Общество организовало капитальный ремонт богадельни при храме и открыло церковно-приходскую школу. Под руководством будущего митрополита оно занималось просветительской деятельностью и бесплатной раздачей духовно-нравственной литературы.  Осенью 1885 года скончалась супруга священника Александра Васильевна, а вслед за ней их единственный сын. Отец Василий тяжело переживал эту утрату, однако по прошествии времени воспринял это как особый призыв Божий и решил уйти в монастырь.  Восьмого февраля 1886 года епископ Тамбовский и Шацкий Виталий (Иосифов) в архиерейской Крестовой церкви Казанского мужского монастыря г. Тамбова совершил постриг Василия Богоявленского в монашество с именем Владимир. А на следующий день новопостриженный иеромонах Владимир был возведен в архимандриты и назначен настоятелем Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря. Вскоре молодой архимандрит с академическим образованием, прославившийся как прекрасный проповедник, был замечен церковным начальством и поставлен на должность настоятеля Антониева монастыря в Новгород, а также стал членом Новгородской духовной консистории.  На новом месте служения он самоотверженно посвящает себя просветительской деятельности, приняв участие в открытии епархиальной биб­лиотеки и организовав регулярные ­религиозно-нравственные чтения. Архипастырское служение Менее чем через два года архимандрит Владимир был призван для несения архиерейского служения. Тринадцатого июня 1888 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петербурге состоялась его епископская хиротония. В Новгороде епископ Старорусский Владимир, викарий Новгородской епархии , продолжил проводить регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры и морали в кафедральном Софийском соборе. Особое внимание в этих ­беседах владыка Владимир уделял христианскому воспитанию детей. 

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010