24-го числа, в 10 часов утра, началось освящение храма в честь иконы Знамения Божией Матери. Затем последовала литургия, на которой произнесена была заупокойная ектенья о почивших игуменьях Агнии и Ольге и о новопреставленном рабе Божием Феодоре. 588 По окончании литургии, я благословил игуменью Антонию иконою, сказав при этом следующие слова: «Преподобнейшая Матерь Игуменья! Усердно приветствую тебя и вверенных твоему духов- —749— ному руководству и попечению сестер с нынешним светлым и радостным торжеством вашей обители. Матерь Божия, имя Коей наречено на освященном ныне благодатию Св. Духа храме, да будет для тебя и для сестер твоих о Христе, стеною необоримою при нахождении наветов вражиих и твердою защитою и утешением в печалях и скорбях житейских. Сердечно разделяя с Вами настоящую радость и духовное торжество, прошу принять от меня в благословение и на память нынешнего празднества священное изображение с особенным благоговением чтимого тобою Угодника Божия, Святого Благоверного Великого Князя Михаила Тверского». После обедни, в покоях игуменьи приготовлена была праздничная трапеза, к которой приглашены были, кроме служащего духовенства, многие лица из городского общества». Ночью приехал из Петербурга и остановился на монастырском подворье вместе со мною добрый мой знакомый сенатор Ник. Оттов. Тизенгаузен. Он прибыл в Осташков, для молитвенного участия в предстоящем, 27-го ч., празднике в честь преподобного Нила Столобенского чудотворца. 25-го числа слушал раннюю литургию в Воскресенской церкви, где временно находилась принадлежащая прихожанину этой церкви, мещанину Цицурину, икона Божией Матери Козельщанская, ознаменованная несколькими чудесными исцелениями. – Об этой иконе подробнее говорено будет ниже. Напившись чаю, обозревал городские церкви; был в духовном училище и посетил некоторых, наиболее усердных к церкви, граждан. Был между прочим, в доме благочестивого купца Григория Артемьевича Савина, у которого семейство возросло до 32 человек. В 4 часа пополудни отправился на пароходе в Нилову Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Старый ветхий храм был переосвящён в честь Положения Ризы Божией Матери, разобран и перевезён в 1718 году в село Белоголовичи Трубчевского уезда, где вновь был переосвящён во имя Архангела Михаила. В январе 1718 года та же настоятельница, монахиня Анисия Алымова, подаёт прошение в Духовную консисторию на разрешение построить в обители ещё и тёплый храм. После положительного ответа, уже к августу 1718 года был выстроен тёплый (зимний) храма, освящённый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1767 году монастырь был упразднён, а игуменья Евгения с монахинями была переведена в Севский Троицкий монастырь. Со временем рядом с обителью появилось городское кладбище (существует с 1800 г.). Что произошло с монастырскими строениями, точно не ясно, - возможно, просто обветшали и были разобраны. Зато известно, что в 1845 году трубчевский купец Никон Стефанович Курындин начал строить новую, каменную церковь чуть в стороне от первой Ильинской (разобранной к тому времени) - но тоже рядом с кладбищем. Известно, что деревянный Ильинский храм после упразднения обители, некоторое время оставался приходским. Новый же кирпичный храм, судя по описанию, был небольшой (вмещал не более 200 прихожан) и неудобный. В 1890-93 гг. по благословению Преосвященного Мисаила, на средства сыновей Никона Стефановича, Захария Никоновича и Ильи Никоновича Курындиных, храм расширили пристройкой двух приделов. Кроме этого, была сооружена четырёхъярусная шатровая колокольня с семью колоколами весом в 300 пудов (4 тонны 800 кг) и паперть. Колокольня повторяла мотивы древнерусского шатрового зодчества. С 16 июня 1896 года перестроенный храм стал именоваться не Ильинским, а Козельщанским. Захарий Никонович Курындин - купец II гильдии, с 1884 года являясь церковным старостой, выделяет деньги на приобретение икон в дом Божий. Среди них была особо почитаемая икона Божией Матери Козельщанская. Вот из-за этого образа храм и стал называться Козельщанским. Захарий Никонович так же выделил средства для обустройства нового правого Ильинского придела (освящён в 1893 г., в один год с другим приделом - во имя Святого великомученика Пантелеймона) в размере 20 тысяч рублей, на его же деньги был выстроен рядом с храмом каменный дом для причта.

http://sobory.ru/article/?object=00676

Сектанты замечают на это: если иконы – предметы священные и от них происходят чудеса, то почему они разрушаются временем, людьми и даже насекомыми? почему оне не защищают себя и не наказывают оскорбляющих и даже уничтожающих их? почему не каждая икона чудотворна? почему все чудеса, о которых говорят, оказываются бывшими в давнее время, или вдали от нас, а не совершаются пред нашими глазами? и т. п. – Действительно, иконы разрушаются, но потому, что подлежат действию естественных законов, как подлежало их действию тело Самого Иисуса Христа во время Его земной жизни, отчего, однако, святость его не уничтожилась. Не наказывают они за оскорблеше их – по долготерпению Божию, да и то не всегда (есть немало примеров наказания хулителей святыни). Не все иконы чудотворны потому, что такова на это воля Божия. Требовать от них чудес по нашему желанию, без особенно важной причины, значит искушать Господа, Который прямо запретил это, сказав диаволу: «не искушай Господа Бога твоего» ( Лк. 4:12 ). 636 Наконец, нельзя не заметить, что чудеса от икон совершаются и в наши дни, таково, напр., исцеление в Петрограде, 6 декабря 1890 г., отрока Николая Грачева (ныне иеромонаха) после молитвы перед иконой Скорбящей Божией Матери, исцеление в 1880 г. в с. Козельщине, Полтавской губ., дочери графа Капниста после молитвы перед иконой Козельщанской Божией Матери и др. 16. О почитании св. креста и о крестном знамении А) Православная Церковь учит, что крест Христов есть видимое знамя нашей веры ( Ис. 59: 6 ; Ис. 62:10 ; Мф. 24:30 ) и орудие нашего спасения. На нем, как на жертвеннике, Господь Иисус Христос добровольно, из-за любви к людямъ, принес Себя в жертву за грехи рода человеческого ( 2Кор. 5:21 ; Еф. 5:2 ; Евр. 9:28; 10:12 ) и тем спас всех людей от греха, проклятия и смерти ( Ин 3:14–15 ; 1Пет. 2:24 ; Гал. 3:13 ; Евр. 2:14 ) и примирил с Богом ( Еф. 2:16 ; Кол. 1:20 ). «Поскольку говорят отцы 6 всел. соб., животворящий крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством мы должны приносить ему поклонение» (прав. 72). Поклоняясь честному кресту, мы тем самым кланяемся святым страданиям Христовым; чтим его, как жертвенник, который, по слову Божию, есть «святыня великая» ( Исх. 29:37 ; сн. Мф. 23:19, 20), как «дерево благословенное, через которое бывает», или явилась для нас «правда» Божия (Прем. Солом. 14:7), и как видимое знамя нашего спасения во Христе. 637

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Вот какова молитва должна быть в сегодняшний день праздника Святой Троицы. Вечерню совершим, и тогда целуете крест, получаете антидор от сегодняшней Божественной литургии, пиете святую воду. Нам хлебушка принесли из монастыря из Золотоноши от Божией Матери Козельщанской и Дубинской. Матушка игумения всем по кусочку монастырского хлеба дает в сегодняшний день, ну и по конфетке всем дадим сладкой, чтоб послаще вам было. И пойдете домой отдыхать тогда восвояси. В четыре часа малое повечерие читаем, канон Святому Духу на повечерии и совершаем утреню. Завтра праздник — День Духа Святаго, совершаем торжественно богослужение. Читаем акафист Духу Святому в завтрашний день на полунощнице. Совершаем крестный ход вокруг храма и освящаем воду, поя «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины». И на третий день Святой Троицы, во вторник, также совершаем святую службу Божию в нашем святом храме — память благоверного князя Игоря Черниговского. Возвеличим этого угодника Божия земли нашей святой Русской. И со среды на вторник переносим праздник Игоревской иконы Божией Матери. Потом отдохнем эту седмицу, и, даст Бог, в субботу будем служить отдание, проводы праздника Святой Троицы. Будущее воскресенье Неделя Всех Святых, от века Богу угодивших, и иконы Матери Божией «Умягчение злых сердец». Семистрельная икона, с семью стрелами, смертными грехами семью, пронзённое сердце Пресвятой Девы Марии. В будущее воскресенье День Ангела каждого из нас живущего на земле православного христианина. Ибо в лике святых угодников предстоит Престолу Божиему у каждого из нас Ангел Хранитель человеческой жизни нашей. Эта неделя всеядная, в среду и в пятницу поста нет. Можно вкушать, во славу Божию, скоромную пищу, и в понедельник также. В воскресенье заговение на Петров пост. Трижды будем совершать Таинство маслоосвящения в этом посту. Дай Бог спокойно, мирно помолиться во дни святаго поста. В середине лета попросить помощи Божией от болезней заразных, от чумы, от холеры, от сибирской язвы, от брюшного тифа, от дизентерии, прочей нечисти, которая нас окружает, от всего плохого.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

Собравшиеся на это мероприятие представители Омского Казачества отдали дань памяти и уважения Символу боевой памяти предков, положивших жизни во славу Святой Руси и Православной Веры. Сегодня внутреннее убранство храма кардинально отличается от былого: прекрасный иконостас, выполненный по проекту Гульченко Василия Николаевича бригадой резчиков под руководством Малых Владимира Леонидовича. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Великолепные храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Фофиных Дмитрием Николаевичем, Голубевой Татьяной, Костылёвым Артуром, Ходыкиным Владимиром, Дионисием и Наталией Непобедимы. Собор живёт полной духовной жизнью: в нём ежедневно служится Божественная Литургия, совершаются крещения, венчания и другие православные обряды. Николаевская войсковая казачья церковь построена в 1838 г. иждивением Сибирского казачьего войска и старанием разных войсковых командиров; освящена в 1840 г. Зданием каменная, с таковою же, в одной связи, колокольнею, обнесена каменной оградой. Престолов три: главный – во имя св. и чуд. Николая, с южной стороны - во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и с северной – во имя вмч. Григория Победоносца. В храме имеется чтимая икона – список с чудотворной иконы Козельщанской Божией Матери, пред которой в каждый воскресный день служится акафист. Здесь же хранится, как древняя святыня, знамя покорителя Сибири Ермака Тимофеевича, хранившееся ранее в соборе в г. Березова Тобольской губернии. Капитал церкви к 1909 г. равнялся 2 473 руб. 2 коп. Домов, других зданий или угодий, приносящих доход церкви, нет… В поселке Черемуховском имеется деревянная часовня во имя иконы Казанской Божией Матери, и таковая же часовня имеется в поселке Новом во имя св. апостолов Петра и Павла. В этих часовнях совершаются богослужения в дни святых, которым они посвящены. В состав прихода сей церкви, кроме городских жителей, входят поселки: Новый и Черемуховский, оба – в 14 верстах от города. Всего жителей в приходе числится муж.

http://sobory.ru/article/?object=00023

Новоявленное чудо яви нам мысленный Божественный сад,/в немже благодати прозябóша плоды,/от нихже ядше, живи будем,/жаждущий любовию Богородицы насладимся./Ликуй, вселенная, услышавши,/прослави со Ангелы Щедродательницу/Спаса Бога нашего Матерь Пречистую, Молитвенницу непостыдную;/Той молитвами, Милостиве Спасе,/подаждь нам Духа Святаго,/Подателя благодати от Отца Тобою происходяща. Палато одушевленная Христова,/верным же стено, и покрове и державо,/Тобою обитель Твоя, Богомати, утверждается и прославляется,/Твоею помощию правовернии люди спасаются,/Тобою хвалимся присно,/Твоею благодатию сохраняем ся, Пречистая,/от глада и пагубы, от нахождения противных и междоусобный брани,/и от много различных болезней, и от напрасный смерти./Покрый и ныне, Госпоже Мати Приснодево,/чтущих Тя омофором милости Твоей/и не престай всегда дарующи нам согрешений оставление,/Божественное заступление и вечное радование. Слава, глас 8: О, преславнаго чудесе!/Зело страждущая отроковица Мария/в неисцельнем недузе своем,/объем руками святую икону Твою, Пречистая,/воздыхании сердечными вопияше к Тебе, Владычице,/тайно вещая Матери всех скорбящих тяжкая страдания своя./О, велия вера твоя,/буди ти по глаголу твоему./Се здрава еси!/Темже благодарении непрестанными возопий безмездной Целительнице:/радуйся, Радосте наша,/радуйся, скорая Помощнице молящимся Тебе,/радуйся, Ангелов Славо и человеков Похвало;/радуйся, Божественное Утешение роду христианскому,/благодать Свою и милость по вере являющая. И ныне, глас 2: Преблагословенна еси, Богородице Дево,/Рождеством Твоим даровавшая нам жизнь вечную./Препрославленно и превознесенно есть святейшее имя Твое в род и род./Велия и преславна чудеса Твоя,/любовь несказанна к роду человеческому./Свыше бо призираяй Господь на смирение падшаго создания Своего,/вселися в пречистое чрево Твое,/и Крестными страдании Своими и смертию/искупил ны есть от работы вражия./И ныне Богоприятными молитвами Твоими, Мати Божия,/и непобедимою силою Креста Сына Твоего/спаси души наша. Козельщанская икона Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОМЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Гомельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 2005 г. Гомельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 2005 г. (Гомельской и Жлобинской епархии), в г. Гомеле, основан при приходском храме во имя свт. Николая Чудотворца. 31 марта 1900 г. по инициативе служащих Полесской железной дороги было учреждено попечительство, собиравшее добровольные пожертвования на возведение в Гомеле ц. во имя свт. Николая Чудотворца - покровителя путешествующих. Среди жертвователей были св. прав. Иоанн Кронштадтский , кнг. И. И. Паскевич-Эриванская и др. 22 окт. 1904 г. каменный Никольский храм был освящен, в 1930 г. закрыт, в годы Великой Отечественной войны открыт и до 1990 г. оставался единственной действующей правосл. церковью в Гомеле. В нояб. 1994 г. при Никольской ц. поселились монахи. Решением Синода Белорусского Экзархата МП от 21 марта 1995 г. при храме был учрежден мон-рь, настоятелем к-рого назначен архим. Антоний (Кузнецов). Братия проживала в деревянном доме, в 2000 г. был построен новый, каменный корпус с трапезной, в 2002 г.- надвратная ц. во имя прп. Дионисия (Зобниновского). В 2005 г. в Г. м. проживали 24 насельника (2 архимандрита, 2 игумена, 9 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 монаха, 5 послушников). Г. м. придерживается устава Троице-Сергиевой лавры. В обители совершается чтение неусыпаемой Псалтири; почитается список с Козельщанской иконы Божией Матери , переданный архим. Антонию (Кузнецову) последней настоятельницей Козельщанского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря игум. Феофанией († 1968). Икона находится над царскими вратами Никольского храма и опускается для поклонения во время богослужения. Еженедельно в среду перед иконой совершается акафистное пение. Каждое воскресенье на вечерне поется акафист свт. Николаю. Также в Г. м. хранится ковчег с мощами святых и икона св. прав. Иоанна Кормянского с частицей его мощей. Подворья Г. м. открыты в населенных пунктах Терешковичи и Терюха. Работают б-ка и воскресная школа для детей и взрослых, в 2000-2002 гг. действовали курсы катехизации для педагогов. Арх.: Арх. ЦНЦ. Игум. Савва (Мажуко) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166103.html

В среднем иконописец-«красочник» за неделю изготовлял 4-7 икон, за год - до 175. В сер. 80-х гг. XIX в. «красочники» написали ок. 8750 образов. Иконописец-«личкун» за 6-дневную неделю писал 18-25 несложных сюжетов, в год - от 720 до 1200 икон. По сведениям 1885 г., среднестатистическим борисовским «личкуном» было написано ок. 750 икон; количество икон, произведенных всеми иконописцами слободы, составило 307 тыс. Т. о., все борисовские иконописцы в 1885 г. создали ок. 315 750 икон. Также до 300 тыс. образов было написано в Борисовке с 1895 по 1896 г. (Кустарные промыслы: Текущая статистика за 1895/6 сельскохоз. год. СПб., 1897. С. 168). Число иконописцев с сер. 80-х гг. XIX в. до нач. 1900-х гг. оставалось почти неизменным - ок. 500 чел., при этом количество икон в год в среднем неизменно составляло ок. 300 тыс. образов. Воскресение Христово. Вход Господень в Иерусалим. Икона. Посл. четв. XIX в. Иконописная мастерская, Борисовка (частное собрание) Воскресение Христово. Вход Господень в Иерусалим. Икона. Посл. четв. XIX в. Иконописная мастерская, Борисовка (частное собрание) Иконографическую тематику определяли спрос и вкус южнорус. крестьянина: чтимые святые, покровители домашнего хозяйства, заступники в различных болезнях, святые, соименные покупателю иконы и членам его семьи, праздники. Наиболее распространенными в борисовской иконописи были иконы Христа Вседержителя и Пресв. Богородицы (Смоленской, Владимирской, Казанской), часто образующие пару, которой принято благословлять новобрачных, а также Тихвинская (чудотворная святыня края, находившаяся в Борисовском Тихвинском жен. мон-ре) и Козельщанская (прославилась чудотворениями с 1881 в расположенном недалеко от Борисовки с. Козельщине Полтавской губ.) иконы Божией Матери, иконы двунадесятых праздников, свт. Николая Чудотворца, сщмч. Харалампия Магнезийского (защитника «от глада и мора или злотворного воздуха, погубляющего плоды»), сщмч. Власия Севастийского (покровителя домашнего скота, защитника от чумных поветрий).

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Несколько игуменов М. Б. м. стали архиереями. Настоятель (1821-1825) игум. Никодим (Быстрицкий) в 1828 г. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, настоятель (1860-1867) архим. Алексий (Новосёлов) в 1867 г.- во епископа Томского и Семипалатинского, архим. Андрей (Поспелов) в 1868 г.- во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 1870 г. М. Б. м. возглавлял еп. Муромский Иаков (Кротков). Последним настоятелем (с нояб. 1915). перед закрытием М. Б. м. был архим. Мелхиседек (Бирев). Святыни, древности Муромский Благовещенский мон-рь Рака с мощами блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских в Благовещенском соборе. Фотография. Нач. ХХ в. MU_192 Муромский Благовещенский мон-рь Рака с мощами блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских в Благовещенском соборе. Фотография. Нач. ХХ в. MU_192 Козельщанская икона Божией Матери. XIX в. (собор муромского Благовещенского мон-ря) Главная святыня М. Б. м.- рака с мощами св. Муромских князей Константина, Михаила и Феодора. В 90-х гг. XVII в. стольник Федор Петрович Дубровский сделал пожертвование для сооружения новой деревянной гробницы (Там же. С. 91). 13 февр. 1693 г. состоялось торжественное переложение мощей в новую раку. До 1789 г. мощи стояли перед алтарем собора с правой стороны. В 20-х гг. XIX в. московский мастер Е. А. Антипов изготовил новую раку стоимостью 23 048 р. 75 к. ассигнациями. Крышка гробницы и 3 грани раки были обложены серебром. На крышке находилось изображение святых Константина, Михаила и Феодора чеканной работы. Лицевую сторону раки украшала сцена крещения муромцев. На изготовление раки было затрачено 4,5 пуда серебра (72 кг) и 1 фунт 54 золотника золота (свыше 400 г). 1 сент. 1829 г. новую гробницу установили в др. месте - за правым клиросом. В 1882 г. мощи перенесли под арку, пробитую в то же время. Раку венчала изящная сень. В июне 2015 г. монастырским попечением была установлена серебряная рака совр. работы. Реликвией Благовещенского храма считался камень, лежавший, по преданию, над гробами Муромских чудотворцев до переноса мощей в церковь. Вероятно, в XVII в. он был вмонтирован в стену притвора, слева от входа в теплый придел.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

В середине 1870-х гг. мировым посредником В.Н. Семчевским в приходе было образовано попечительство, среди жертвователей были уездный предводитель дворянства граф В.Н. Зубов, владелец имения «Медемрод», калужанин П.Ф. Трунёв, местные жители – литовцы. Действовала церковно-приходская школа с общежитием для бедных девочек на 20 человек. В память спасения семьи императора Александра III 17 октября 1888 г. в 1889 г. прихожанами был заказан киот с иконой пророка Осии и преподобномученика Андрея Критского. Почиталась Козельщанская икона Божией Матери. В 1891 г. храм был ремонтирован, в 1892 г. – построена новая колокольня. На 1898 г. в приходе насчитывался 1021 человек, в него входили жители русских деревень Попеляны, Саварины, Окляны. На отдельно расположенном православном кладбище похоронены благотворительница фрейлина Д.В. Моро-Олсуфьева и начальник станции Муравьево (Мажейки, Мажейкяй) П.Н. Яковлев. С 1932 г. настоятелем служил свящ. Александр Чернай, впоследствии архим. Алексий, с именем которого связано возрождение прихода. Осенью 1943 г. в приход были эвакуированы 3000 человек из Новгородской области. Вместе с благочинным прот. Василием Николаевским в Векшняй доставили раки с мощами Новгородских святых из Софийского собора: святителя Никиты, благоверных князей Владимира и Феодора и княгини Анны, части мощей свят. Иоанна и преп. Антония Римлянина. В конце ноября – начале декабря 1944 г. они были возвращены в Новгород и затем помещены в запасники музея. В 1944 г., когда приход насчитывал 678 человек, советской артиллерией была снесена колокольня и разрушена на 75% кровля, прот. Александр эмигрировал в США. Службы в храме возобновились в 1947 г. Настоятелем в 1951-1981 гг. был священник Александр Сташенко. Храм был ремонтирован в 1953-1954, 1970 гг. В 1958 г. построен приходской дом. При игумене Несторе (Шмидте) храм был приписан к церкви в Тельшяй, в 1995-1998 гг. проведен ремонт, в 2001 г. в упрощенных формах восстановлена колокольня. прот. Александр Берташ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=42197

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010