104 Полный текст этого приветственного письма можно читать в Духов Беседе за 1859 г. ч. 5, стр. 289–290 и у Чистовича, в памянутом сочинении его, стр. 11. 105 См. описание юбилея там же, т.е. в Духов. Беседе за 1859 г. ч. 5 стр. 287–292 и у И.А, Чистовича (современника и соучастника события) в помянутом его труде, стр. 9–12. Полнее о том же юбилее можно читать в особой, изданной по сему случаю брошюре Пятидесятилетие С.-Петербургской духовной академии 17 февр. 1859 г. 106 Протасовская реформа 1840 года, внесшая некоторые изменения в программу духовных семннарий и училищ, почти не коснулась духовных академий. 107 Т.е. курсов, четырехгодичных как и ныне, но в то время выпускаемых через два года, за исключением 1-го, который проучился в академии с 1609 по 1814-й год и II-ro, который выпущен был в 1817 году, а зтем III-й выпущен был в 1819 году, IV-й в 1821 и т.д. В 1859 году оканчивался XXIII-й курс. 108 Припомним появление старца митрополита Григория, магистра I курса, в ноябре 1858 года среди студентов академии для вразумления и остережения их от увлечения новым течением неблагоприятствовавишм вековечной истине. 110 Слова С.-Петербургской духовной академии ректора архим. Феофана, стр. 15–27. СПб. 1859. То же слово напечатано и в помянутой юбилейной брошюре. 111 И предшественник его епископ Макарий и большинство других епископов его времени обыкновенно начинали свое архиерейское служение в звании викария, что, конечно, ниже звания епархиального архиерея. 112 См. Духов. Беседу за 1859 г. ч. 6, стр. 826. См. Слова преосв. Феофана к Тамбовской пастве, вып. 1, стр. 1866. Спб. 1. 113 Письма митр. Моск. Филарета к наместнику Сериевой Лавры архим. Аитонию, IV, 153. Москва, 1884. 114 Освящение главного престола Исаакиевского собора совершилось 30 мая 1858 года, а освящение придела во имя св. великомученицы Екатерины – 1 июня того же года. 115 Здесь же, на стр. 371–380 напечатано слово митроп. Григория, произнесенное по освящении последнего предела (во имя св. Александра Невского) в Исаакиевском соборе, 8 июня того же 1858 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3 . Архимандрит Серафим (Шахмуть; 1901–1945), служил в Гродненской области, Минске, Гомеле 4 . Архимандрит Георгий (Лавров; 1868–1932), служил в Калужской области, в Москве 5 . Архимандрит Кронид (Любимов; 1859–1937), служил в Московской области, Санкт-Петербурге, наместник Троице-Сергиевой Лавры 6 . Протоиерей Философ Орнатский (1860–1919), служил в Санкт-Петербурге 7 . Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917), служил в Алеутской и Аляскинской епархии, в Царском Селе 78 8 . Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937), служил в Алеутской и Северо-Американской епархии, Нью-Йорке, Финляндии, в Москве в храме Христа Спасителя 79 9 . Неявленный святой, монах 10 . Неявленная святая, жена 2 ряд: 1 . Протоиерей Димитрий Киранов (1879–1938), служил в Крыму 2 . Протоиерей Виктор Киранов (1881–1939), служил в Бердянске 3 . Протоиерей Василий Измайлов 4 . Иерей Петр Грудинский (1877–1930), служил в Минской области 5 . Протоиерей Александр Архангельский (1874–1930), служил в Ивановской области 6 . Протоиерей Евфимий Горячев (1884–1937), служил в Сибири, Енисейской губернии, в Красноярском крае 7 . Протоиерей Илья Громогласов (1869–1937), преподавал в МДА, служил в Москве и Твери 8 . Игумен Иоасаф (Крымзин; 1880–1937), служил в Московской области 9 . Протоиерей Владимир Мещанский (1866–1938), служил в Тверской области 10 . Протоиерей Николай Дмитров (1878–1938), служил в Тверской области 3 ряд: 1 . Священник Владимир Амбарцумов (1892–1937), служил в Москве 2 . Священник Николай Гашев (1869–1930-е), служил в Пермской области 3 . Священник Василий Надеждин (1895–1930), служил в Москве 4 . Священник Александр Ильенков (1896–1942), служил в Бердянской области 5 . Священник Сергий Махаев (1874–1937), служил в Москве, Московской области 6 . Группа мирян Лик священников, лик монахов, лик мирян, лик жен. Правая сторона слева направо 1 ряд: 1 . Великая княгиня Елисавета Феодоровна (1865–1918), Москва, Марфо-Мариинская обитель 80 2 . Инокиня Варвара (Яковлева; 1883–1918), Москва, Марфо-Мариинская обитель 81

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ Степановна Бобкова (1890 – 1938), прмц. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АНАСТАСИЯ Петровна Титова (1873 – 1937), прмц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ († 1922), мц., (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_4.html

от Рязанской епархии: архимандрита Василия (Цветкова; 1867 — 17 октября 1937); священника Александра (Цицеронова; 1893 — 10 января 1938); схимонахини Анны (Столяровой; 1895 — 23 декабря 1958); от Санкт-Петербургской епархии: архимандрита Льва (Егорова; 1889 - 20 сентября 1937); протоиерея Николая (Кулигина; 1870 - 14 октября 1937); Екатерины (Арской; 1875 - 17 декабря 1937); Киры (Оболенской; 1889 - 17 декабря 1937); священника Емилиана (Панасевича; 1875 — 3 декабря 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ 9 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, об итогах поездки в Грузию делегации Русской Православной Церкви для участия в торжествах по случаю 25-летия интронизации Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. СПРАВКА: 24-26 декабря 2002 г. в Тбилиси находилась делегация Русской Православной Церкви, которая прибыла в Грузию на торжества по случаю 25-летия интронизации Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. В состав делегации вошли: Преосвященный митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим — глава делегации, протоиерей Николай Балашов — секретарь ОВЦС по межправославным отношениям. Члены делегации сослужили Предстоятелю Грузинской Церкви за всенощным бдением в Патриаршем соборе Светицховели и Божественной литургией в Свято-Троицком соборе в Тбилиси, которая стала первым богослужением в строящемся величественном кафедральном храме. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к Предстоятелю Грузинской Церкви с приветствием, которое огласил Преосвященный митрополит Питирим. Святейшему Католикосу-Патриарху был вручен памятный подарок Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия — комплект евхаристических сосудов. Встречи и беседы на грузинской земле проходили в теплой и братской атмосфере. Делегация Русской Православной Церкви встретилась с Послом Российской Федерации в Грузии В.И.Чхихвишвили.

http://sedmitza.ru/lib/text/429517/

6. Благодарить Преосвященного митрополита Ювеналия за понесенные труды по возложенному на него послушанию Святейшего Патриарха Алексия II. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ Члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР   митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР   митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ        митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ     митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей КИРИЛЛ   митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР архиепископ Пинский и Лунинецкий СТЕФАН архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН епископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ епископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии КЛИМЕНТ ЖУРНАЛ 74 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Брянской епархии: протоиерея Александра (Левицкого; 1868 — 7 декабря 1937), священника Алексия (Тютюнова; 1892 — 7 декабря 1937), священника Иоанна (Никольского; 1866 — 7 декабря 1937), священника Корнилия (Удиловича; 1877 — 7 декабря 1937), священника Митрофана (Корницкого; 1873 — 7 декабря 1937); от Московской епархии: священника Константина (Соколова; 1875 — 25 марта 1938), священника Алексия (Красновского; 1886 — 11 августа 1938), священника Павла (Никольского; 1896 — 22 января 1943), священника Петра (Успенского; 1876 — 12 марта 1938), священника Алексия (Троицкого; 1875 — 20 февраля 1942), иеромонаха  Андроника  (Сурикова;   1885  —  22   сентября   1938),   протодиакона Николая (Тохтуева; 1903 — 17 мая 1943), диакона Павла (Широкогорова; 1878 — 6 марта 1938), Ольги (Кошелевой; 1874 — 6 марта 1939); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеймона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937) и иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931).

http://patriarchia.ru/db/text/51765.html

После Крымской войны правительство осуществляет ряд мер, призванных укрепить российское влияние на Востоке. В 1856 г. создаётся Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ), организовавшее регулярные паломнические рейсы из Одессы в Яффу, что позволило резко увеличить поток русских паломников. В 1857 г. возобновляется Русская духовная миссия в Иерусалиме, работа которой была прервана Крымской войной. Наконец, в 1858 г. создаётся русское консульство в Иерусалиме. Первым консулом стал агент РОПИТа Владимир Ипполитович Доргобужинов (см. инструкцию, полученную им от посланника в Константинополе А. П. Бутенева 9 августа 1858 г.: документ 9). Официально всеподданнейший доклад министра иностранных дел князя А. М. Горчакова об учреждении Консульства был утверждён императором Александром II 14 декабря 1858 г. (документ 10). Следующим годом датируется донесение Б. П. Мансурова председателю Палестинского комитета (учреждён в 1859 г., см. ниже) великому князю Константину Николаевичу с предложением переподчинить яффское вице-консульство консульству в Иерусалиме (оно было в подчинении бейрутского генконсула) и учредить новое вице-консульство в Хайфе, растущее значение которой в экономической жизни Палестины проницательно оценили уже тогда деятели Палестинского комитета (документ 11). Консулами (с 1891 г. – генконсулами) в Иерусалиме были последовательно после В. И. Доргобужинова А. К. Соколов, А. Н. Карцев, В. Ф. Кожевников, H. A. Иларионов, вновь В. Ф. Кожевников, Д. Н. Бухаров, С. В. Максимов, С. В. Арсеньев, А. Г. Яковлев, А. Ф. Круглов. Не все из названных оказались на высоте своего призвания, так как служение консула в Иерусалиме имело свои особенности. Прежде всего это должно было быть именно служение – на страже русских и общеправославных интересов у Гроба Господня. Иногда как по неточности разделения функций, так и в силу личной претенциозности позиция консула вступала в неоправданное противоречие с позицией Русской духовной миссии в Иерусалиме. Так было при консуле А. Н. Карцеве в истории с отзывом двух подряд начальников миссии (епископа Кирилла и архимандрита Леонида), так было при консуле Н. A. Иларионове, резко обострившем отношения с начальником миссии архимандритом Антонином (Капустиным) и ставившем вопрос об упразднении миссии. Сложные отношения, сложившиеся как с миссией, так и с Палестинским обществом у консула Д. Н. Бухарова, заставили в 1888 г. председателя общества великого князя Сергея Александровича поставить вопрос об удалении его из Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-77325; Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д. П-8761; Архив КГБ Башкортостана. Д. 3180. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 44; Бутовский полигон. Вып. 3. С. 49; Дамаскин. Кн. 6. С. 428-437; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 289-301. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЛАДИМИР (Волков Георгий Нилович; 1878-1938), архим., прмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИН (Антонов; 1885-1937), прот., прмч., (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ (Вятлин Илья Иванович; 1867 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИННОКЕНТИЙ (Мазурин Игнатий Потапович; 1874 - 1937) иеродиак., прмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/578062.html

Федоров Константин Михайлович, регент, церковный композитор. Регент хора Санкт-Петербургской духовной академии. Регент Спасо-Парголовского храма. Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Федотов Павел Васильевич (1900–1963), один из руководителей органов государственной безопасности СССР. Начальник 2-го управления (контрразведка) НКГБ СССР (1941). Феодор (Смирнов Владимир Алексеевич) (1891–1937), епископ, священномученик. Родился в семье псаломщика. Окончил Казанскую духовную академию. Преподаватель в г. Вольске (1916–1918). В 1918–1919 гг. служил в Саратове в различных учреждениях. В 1919–1920 гг. инструктор школьного отдела и политотдела Донской Северо-Кавказской дивизии РККА. В 1921 г. рукоположен во иерея. Иеромонах (1934). Епископ Пензенский (1935–1937). Арестован в 1937 году. Тройкой при УНКВД Куйбышевской области в августе 1937 г. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 4 сентября 1937 года. Феофан (Адаменко Василий Иванович) (1885–1937), иеромонах. Родился в семье бедного кубанского казака. Окончил Одесские курсы противосектантских миссионеров. Миссионер. В 1917 г. рукоположен во иерея, служил в Одессе, затем в Екатеринодаре. В 1919 г. арестован, заключен в исправительный дом в Нижнем Новгороде. Вернулся в Екатеринодар и в 1920 г. вновь арестован. Приговорен к 3 годам высылки. В 1920-е гг., будучи священником в Нижегородском Ильинском храме, примыкнул к обновленцам. Издал переводы на русский язык трех литургий, всенощного бдения, Требника, ряда молитвословий из Триоди и Минеи. В 1924 г. пострижен в монашество. Иеромонах в Ильинском храме. В 1931 г. принес покаяние в обновленчестве митрополиту Сергию (Страгородскому) . Арестован в декабре 1931 года, направлен в Пермский край. С 1934 г. проживал в Нижнем Новгороде. Арестован в 1935 году, Особым совещанием при НКВД в ноябре того же года приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1935–1937 гг. отбывал наказание в Карлаге. 20 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД по Карагандинской области приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) и Алексия Зверева († 1918); от Чимкентской епархии: священника Афанасия Милова (1877-1937), священника Михаила Макишева (1879-1937), священника Василия Бова (1877-1937), священника Иоанна Смирнова (1872-1937), монаха Михаила (Марченко; 1871-1938; от Ярославской епархии: священника Петра Попова (1895-1937), Александра Уксусова (1874-1937), священника Александра Поздеевского (1868-1940), священника Иоанна Миротворцева (1881-1938), священника Николая Розина (1879-1930?), священника Владимира Виноградова (1874-1919), священника Василия Преображенского (1876-1940), священника Михаила Розова (1889-1941), священника Александра Петропавловского (1884-1937), священника Николая Понгельского (1879-1942), диакона Петра Фаворитова (1867-1931), протоиерея Николая Розова (1879-1941), священника Димитрия Казанского (1884-?), монахини Марии (Кореповой; 1877-?), иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937), иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике сщенномучеников митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), в лике святителей Пензенского епископа Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). 4. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении следующих местночтимых святых: в лике преподобных - иеросхимонаха Иова († 1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и преподобных Оптинских старцев (причисление к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году): иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Таким образом, кроме «отправления культа», все виды деятельности церкви воспрещены. Собственно говоря, конституция представляет религиозную свободу верующим, а не Церкви. Избирательное право дано духовенству, чтобы не ограничивать прав верующих советских граждан (Ярославский. Антирелигиозник 1936 4, стр. 4). За принадлежность к религиоз­ному обществу нельзя лишать советских граждан, занимаемых ими, должностей, что практиковалось, и теперь иногда практикуется ревностными советскими администраторами (напр. дело об увольнении учительницы Покровской и ее мужа. Прав­да 3.4. 1937). Впрочем условия, предъявляемые к советскому жителю, в последнее время, в связи с требованиями учителю антирелигиозной пропаганды в школе, несколько ограничивают возможность педагогической деятельности верующих. Напр. передовица «Воспитывать детей воинствующими безбожниками» (За коммунистическое просвещение 8.5. 1937) требует, чтобы «учителя сами были передовыми безбожниками». Советские газеты особое внимание обращают на верующих преподавате­лей и учителей. Путинцев в цитированной статье указывает, что даже снявший сан служитель культа не может быть допущен в школу и вообще на культурно-воспитательную работу (Под знаменем марксизма 1937, 2, стр. 74). Религиозные чувства верующих, до некоторой степени, ог­раждены от оскорбления, так как оно «ведет лишь к закреплению религиозного  фанатизма» (§ 13 программ коммунистической партии). Впрочем антирелигиозные издания, хотя бы напр. Безбожник, с его отвратительными, кощунственными карикатурами, безусловно должен оскорблять верующих. Также не меняется характер и антирелигиозных музеев от их переименования в музеи истории религии и атеизма (напр. известия 4. 3. и 5. 3. 1937). Да вообще, можно ли говорить о религиозной свободе, когда в газетах постоянно печатаются доносы на верующих и пос­ле принятия конституции? Например: «Ученица 2 класса школы 10 Дзержинского  района Нагорная Антонина, в дни религиозных празднеств системати­чески пропускала занятия. Впоследствии выяснилось, что роди­тели Антонины заставляюсь ее молиться перед иконой и вы­полнять религиозные обряды» (Антирелигиозник 1936 6, стр. 37). «Директор школы Чернышев и его жена пользуются услу­гами монашек, дружат с ними. Учительница Киченко сама выполняет религиозные обряды» (За коммунистическое просве­щение 8. 5. 1937. Передовая статья). «Учитель Хватовской школы Никольский имеет тесную связь с попом, посещает церковь » (За коммунистическое просвещение 18. 3. 1937). «Вот ученик пятого  класса школы 12, Миша Корнилов. Ему 13 лет Он три года уже посещает сказки сектантов и считает, что Евангелие – лучшая наука на свете. А ученица школы 10 Куреева каждый день читает Евангелие. Еще две школьницы – Зина и Тоня Панкратовы. Зина в третьем классе, а Тоня в пятом» (Комсомольская Правда 10. 5. 1937). Секретарь комсомола Косароб в своем докладе упоминает о вешавшемся комсомольце, Туркине и о соблюдающем религиозные праздники, комсомоль­це Кузнецове (Правда 15. 4. 1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/sov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010