Кроме того, summa Феодора содержит ссылки (παραπομπα) на постановления Кодекса и новеллы Юстиниана, а в одном случае, возможно, на «Дигесты» (в издании Г. Э. Хаймбаха эта ссылка присутствует - Basilic. (Heimbach). T. 4. P. 498; в гронингенском издании в этом месте Феодор ссылается на Кодекс - Sch. 1 ad Basilic. 45. 1. 43). По-видимому, Феодор использовал для составления своего труда комментарий Фалелея на Кодекс. Феодор называет Стефана своим «учителем» (Sch. 1 ad Basilic. 21. 1. 45; в этой схолии, приписываемой Феодору, говорится: «мой учитель Стефан»), однако скорее всего он не посещал лекции Стефана в К-поле, а лишь читал запись его комментария к «Дигестам» ( Lokin, Bochove. 2011. P. 133-134). Фрагменты сочинения Феодора не только воспроизводятся в схолиях к «Василикам», но и дошли до наст. времени в тексте, составленном в XI в., включившем в себя выдержки из комментария Феодора ( Scheltema H. J. Fragmenta Breviarii Codicis a Theodoro Hermopolitano confecti e Synopsi Erotematica collecta//Studia Byzantina et Neohellenica Neerlandica. Leiden, 1972. P. 9-35. (Byzantina Neerlandica; 3); Lug H. R. Ein Bruchstück des Codex-Kommentars des Theodoros//FM. 1976. Bd. 1. S. 1-15). Феодор составил (уже после комментария к Кодексу) сохранившееся краткое изложение новелл. В основу этого сочинения было положено «Собрание 168 новелл». Это сочинение также содержит ссылки на постановления Кодекса и на новеллы ( Theodori Scholastici Breviarium novellarum// Zachariae C. E., ed. Ανκδοτα. Lipsiae, 1843. P. IX-LXI [Prolegomena], 1-165). Краткое изложение новелл составил между 572 и 577 гг. Афанасий Эмесский (Αθανσιος σχολαστικς Εμισηνς), бывший адвокатом в канцелярии комита Востока в Антиохии. В основе его сочинения лежит «Собрание 168 новелл». Афанасий издавал свое сочинение дважды, однако сохранилась только 2-я редакция; обе редакции были предназначены для удовлетворения информационных нужд юридической практики. Автор попытался систематизировать нормативно-правовой материал (новеллы Юстиниана и Юстина) и распределил его по 22 титулам, к которым во 2-м издании прибавил еще 23 ( Simon D., Troianos S., ed.

http://pravenc.ru/text/2458741.html

В этот свод вошли четыре сборника. Первый из них – «Кодекс постановлений» (Codex constitutionum) впервые издан в 529 г., а в 534 г. пересмотрен, дополнен и заново отредактирован. Первое издание называют «Древний кодекс» («Codex vetus»), а второе – «Переизданный и исправленный кодекс» («Codex repetitiae praelectionis»). В Кодекс вошли императорские законы: от «Вечного эдикта» Адриана до последнего на момент издания сборника законов Юстиниана (534). Сборник разделен на 12 книг, а каждая книга на титулы. Церковных дел касаются первые 13 титулов первой книги. Второй сборник Юстиниана именуется «Дигесты» («Digestae»), или «Пандекты» («Pandectae»). Он опубликован 16 декабря 533 г. Сборник разделен на 50 книг. В нем содержатся толкования юристов языческой эпохи, так называемых мудрых (prudentium), на законоположения древнего римского права. Среди них есть и толкования Тертуллиана , которого некоторые исследователи отождествляют с известным христианским писателем. Одновременно с Дигестами был опубликован сборник «Институций» («Institutiones»), разделенный на четыре книги. Книги состоят из титулов, а титулы из параграфов. Институции представляют своего рода руководство к изучению правового материала, содержащегося в Кодексе и Дигестах. Институции были составлены на основе сочинений Гая, а также Ульпиана, Флорентия и Марциана. Наконец, четвертый сборник – это «Новые постановления» («Novellae constitutiones»), или «Новеллы», содержание которого составляют законы, изданные святым Юстинианом после обнародования Кодекса. Новеллы большей частью написаны первоначально на греческом языке и называются по-гречески «Νεαπα διατξεις». Первая из новелл издана 1 января 535 г. В новеллах указаны имена должностных лиц, которым они адресованы как исполнителям закона (чаще всего префекту претории – praefectus praetorio). Новеллы по церковным делам адресованы, как правило, Константинопольскому патриарху, но посылались они и другим патриархам. Получив новеллу, патриархи распространяли ее по митрополиям, оттуда она поступала к епископам и далее – в монастыри и приходы. Эти новеллы были собраны в одну книгу после кончины Юстиниана. Известны пять различных по своему составу сборников новелл. Причем из них наиболее часто употреблялся сборник 168 новелл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Поэтому вскоре после издания первой редакции Кодекса, а именно 15 декабря 530 года, Юстиниан поручил Трибониану и его сотрудникам приступить к составлению свода толкований римских юристов. Текст конституции, содержащей распоряжение о начале трудов над составлением свода толкований, написан был самим императором, который, в отличие от большинства своих предшественников и преемников, а также законодателей позднейших эпох, был литературным автором многих актов, изданных от его имени, так что они несут на себе отпечаток стиля его мышления и склада его души с его истовой религиозностью и искренней идейностью, с его непритворной убежденностью в том, что предпринимаемые им законодательные или политические меры, сколь бы они ни были вовлечены в прагматический контекст, всегда имеют высший смысл, сопряженный с Промыслом Божиим; что, совершая правительственные акты, он исполняет свой непреложный долг; и все это сообщает составленным им текстам, не чуждым риторических длиннот и повторов, взволнованный и одновременно слегка резонерский тон, неровную интонацию увлеченного человека, ярко контрастирующую с прозрачной ясностью и неумолимой логикой текстов цитируемых в своде древних юристов: «Император Цезарь Флавий Юстиниан… привет Трибониану, своему квестору. Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от Ромуловых времен, находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. Нашей первой заботой было начать с живших прежде священных принцепсов, исправить их конституции и сделать их ясными; мы их собрали в один кодекс и освободили от излишних повторений и несправедливых противоречий… И этот труд… казался нам труднейшим делом и даже невозможным. Но, воздев руки к небу и призвав вечную помощь, мы озаботились этим делом, положившись на Бога… ».

http://pravoslavie.ru/60748.html

493 Напр., в толковании на 23 гл. I тит. Вальсамон указывает противоречие между 137-ой новеллой Юстиниана, по которой воспрещается посвящать во епископа, имеющего законную жену, и 48-м правилом Трулльского собора, по которому имеющего законную жену возводить в епископский сан не воспрещается, и советует следовать лучше правилу церковному... λγε, κα π τοτοτ προτιμσθαι τν νμων τος καννας. Σ. I, стр. 60. В κεμενον 13 гл. XII тит. – ο браках еретиков с православными – сказано: «Гражданский закон, определяя брак, хотя и говорит в книге 23 титуле 2 Дит. 1, что брак есть союз мужа и женщины и содружество всей жизни, общение божественного и человеческого права, по каковому определению следует, чтобы соединяющиеся браком были одной и той же религии, однако вместе с тем признает и допускает брак между православным и еретиком...» В толковании на это место Номоканона Вальсамон говорит: «Титул 2 книги 23 Диг. помещен в титуле 4 кн. 28 Базилик, и Диг. и говорит о браке подобным же образом. Ты же читай 72-е правило 6-го собора, бывшего в Трулле, и знай, что верный не соединяется с женой неверной по закону брачному, хотя нетоторые, на основании конца этого правила, учащего о неверных, которые уверовали после вступления в брак, ошибочно утверждали нечто противное». Нарбеков В. «Толкование Вальсамона на Номоканон Фотия», стр. 92. 494 Об этом ясно говорит Вальсамон в толковании на 28 гл. тит. I: ...νθα μν γρ οδν τι ο καννες διορζονται, φελομεν τος νμοις κολουθεν, κα κ τν μοων τμνειν τ μοια, Σ. I, стр. 68. 495 В толковании на гл. 25 (отд. 5) тит. IX Вальсамон, между прочим, указывает на то, что позднейшее законодательство Базилик является более совершенным, чем более раннее законодательство Юстиниана. Именно, по законодательству Юстиниана (Диг. 4 тит. 2 кн. 10), магические книги и вредные медикаменты, при дележе наследства после смерти наследодателя, в раздел не идут, а уничтожаются судьею; законодательство же Базилик (2 полож. 4 гл. 3 тит. 42 кн.) не выделяет этих вещей из наследственной массы, так что к разделу между наследниками подлежит имущество умершего во всей его совокупности; затем уже судья принимает меры к пресечению зла, которое может последовать при бесконтрольном пользовании вредными предметами, входящими в состав оставшегося наследства. Практические результаты того и другого постановления одинаковы: для предотвращения могущего последовать вреда и в том, и в другом случае вредные предметы уничтожаются; но с чисто юридической точки зрения, как совершенно справедливо замечает Вальсамон, постановление Базилик основательнее, «ибо, по справедливости, должно быть разделено между наследниками все то, что было в собственности умершего: сожжение же вредного судьею вытекает из другого мотива – чтобы не потерпели вреда другие». Σ. I, стр. 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

была учреждена для реформы кодекса комиссия из десяти членов, которые все были «люди науки, опыта, неутомимого и и похвального усердия к общественному делу». 1131 Здесь были собраны, вместе с Трибонианом, высокие чиновники администрации, два заслуженные адвоката и профессор права константинопольской школы Феофил. Император предложил им собрать и классифицировать все императорские установления, начиная со времен Адриана, заимствуя все, что следовало сохранить из трех кодексов – Григорианского, Гермогениановского и Феодосиевского, и собрать все рескрипты, изданные впоследствии императорами. Дело велось с большой быстротой и было кончено через год с небольшим. 7 апреля 529 г. составленное таким образом собрание законов было готово к обнародованию; это был Кодекс  Юстиниана , который, в подражание закону Двенадцати Таблиц, был разделен на двенадцать книг и отныне должен был на всем пространстве империи иметь силу закона и заменить все другие сборники подобного же рода. Как ни важно в этом отношении дело Юстиниана, но оно, однако, не было совершенно оригинальным. Раньше его Диоклетиан и, вероятно, Феодосий II составили кодексы в этом же роде. Но делом, лично принадлежавшим Юстиниану, были Дигесты. В них Юстиниан пожелал собрать во едино учения самых знаменитых юрисконсультов древнего Рима. При этом преследовалась не одна только практическая цель – дать юристам в удобной и сподручной форме необходимые для юриспруденции тексты; у императора было более высокое и научное намерение: он желал сохранить для потомства драгоценные материалы, накопленные в течение веков мудростью римлян, и льстил себя надеждой дать этим новый толчок юридической науке. Задача, которую предстояло выполнить, была громадна; требовалось разобрать ни более ни менее, как 2.000 книг, в которых было около трех миллионов строк. 1132 Сам Юстиниан, казалось, сначала испугался. «Никто, говорит он, не смел надеяться и мечтать о таком деле; оно было самое трудное, вернее – даже невозможное, но, воздев руки к небесам и призвав помощь Божью, мы взялись за него, надеясь на Предвечного, который, по своему всемогуществу, может вывести из самого безнадежного положения».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Создатель «храма римской юстиции» после завершения своего великого дела продолжал законодательствовать в течение всего своего продолжительного правления. Дошедший до нас сборник его «новых законов», являвшихся дополнением к кодексу права, позволяет заключить, что законодательная деятельность Юстиниана шла с особым напряжением сразу же после издания кодекса, с 535 по 539 год, была довольно обильна в период времени с 541 по 544 год и заметно сократилась в последующие годы правления, когда император стал заниматься богословскими вопросами и положил все свои силы на достижение увлекавшего его идеала водворения единства исповедания христианской веры во всей империи. Огромное большинство его новелл относится к области государственного управления. В многочисленных указах 535 и 536 года император констатирует весьма печальное состояние провинциального управления в восточных областях государства. Правители провинций позволяли себе повсюду самые ужасные злоупотребления и вымогательства. В Ликаонии, Ликии, Фригии, Каппадокии, Понте царил разбой; крупные собственники применяли насилие в отношении мелких землевладельцев и округляли за их счет свои владения; от захватов не были свободны и церковные имущества; 583 солдаты имперской армии, проходя через провинции, причиняли разного рода обиды и насилия местному населению; начальники провинций под предлогом ремонта стен, дорог, водопроводов производили жестокие вымогательства; городские милиции, содержавшиеся в разных местах, грабили население хуже разбойников; взимание налогов давало повод к самым вопиющим вымогательствам. Все эти бедствия имели своим последствием бегство в столицу пострадавших с жалобами на претерпеваемые ими беды. 584 Одну из причин такого тяжкого состояния государственного управления Юстиниан видел в старом грехе имперской администрации – покупке должностей. Императоры Маркиан и Анастасий боролись с этим злом и, по свидетельству современников, достигали благих результатов. Но старая язва постоянно возрождалась, и при Юстиниане дело обстояло в этом отношении весьма неблагополучно. В оплате административных постов различали два вида: обычай, συνϑεια и суффрагий, δσις χρυσου. Первый исчислялся по доходности поста и рассматривался как плата за диплом на должность, второй являлся подкупом лиц, от которых зависело назначение. Сознавая на себе долг улучшить нравы администрации и облегчить положение подданных, Юстиниан издал 1 мая 535 года весьма пространный эдикт на имя префекта претория (Nov. VIII). Констатируя тяжкие грехи администрации, император воспретил на будущее время суффрагий и установил точную таксу на то, что носило имя обычая. От назначения на административные посты имели свои доходы три ведомства: 1 ) управление царских покоев, sacrum cubiculum, 2) нотария и императорские канцелярии и 3) канцелярия префекта претория, officium.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Ю. (Ibid. P. 74-75). Так, 60 книг «царских законов» («Василики») содержат множество фрагментов Н. Ю. и могут использоваться как самостоятельный источник для реконструкции текста имп. постановлений. Вместе с тем в «Василиках» был использован текст греч. Собрания 168 новелл, Бревиария Феодора Гермополита, а также Синтагмы Афанасия Эмесского. Ок. 20 новелл не были включены в «Василики», поскольку содержали устаревшие законоположения; из новелл, вошедших в «Василики», одни были включены в них целиком, другие - только частично. Свидетельство о том, какие именно фрагменты новелл вошли в «Василики», содержат, в частности, комментарии патриарха Феодора IV Вальсамона к Номоканону XIV титулов ( Noaiiles. 1914. Vol. 2. P. 171-207; Bochove T. E., van. ΔΙΑΙΡΕΣΙΣ ICb 2 and the Incorporation of Justinian " s Novels into the Text of the Basilica//Subseciva Groningana. 2001. Vol. 7. P. 45-89). Церковные сборники I. Собрание 25 глав было частью Собрания канонов 60 титулов, к-рое не сохранилось. В собрание 25 глав входит 21 постановление из Кодекса Юстиниана, а также 4 «церковные» новеллы Юстиниана (Nov. 137; 133; 120; 131. 13). По всей видимости, новеллы были включены в основное собрание уже после его составления в качестве приложения, предположительно после 565 г. II. Трехчастное собрание (Collectio tripartita) представляет собой приложение к Собранию канонов 14 титулов; в 3-й части приводятся Н. Ю. Автор использовал Собрание Афанасия Эмесского (см. также в ст. Corpus iuris civilis). III. Собрание 87 глав - см. в ст. Иоанн III Схоластик . IV. Collectio Ambrosiana представляет собой сборник, включавший предположительно 14 титулов. Собрание сохранилось в одной рукописи - Codex Ambrosianus L 49 sup. (484). Фрагменты Н. Ю. распределены по титулам тематически: рассматриваются вопросы церковного права, в т. ч. церковного (епископского) суда, регулирования брачно-семейных отношений, наследования. Собрание было составлено в неск. этапов, первый из к-рых относится к 545-546 гг.; затем оно было дополнено в 572-575 гг.; возможно, оно редактировалось и в 3-й раз, в правление имп.

http://pravenc.ru/text/2577789.html

св. Виталия в Равенне.  и будущего наилучшие законы 1186 , и, приглашая подданных возблагодарить небеса, сохранившие для того века, в котором они живут, столь великолепное дело, – он увещевал их благоговейно чтить эти законы, которые древние не достаточно чтили. 1187 Затем он велеречиво перечисляет их достоинства: с точки зрения юридической определенные статьи заменили произвол судей; с точки зрения научной, – вся сумма античного знания собрана в Corpus juris и, таким образом, предохранена от забвения. 1188 Юстиниан не упустил также из виду литературные и даже экономические достоинства всего дела, этих точных, кратких и доступных для всех законов, которые, к тому же, каждый легко может иметь: «за несколько солидов, говорит он, богатые и бедные могут купить их и приобрести с ничтожными издержками квинтэссенцию мудрости». 1189 Воздав благодарение Богу, покровительство которого позволило ему осуществить его намерение, он повелевал, чтобы новое законодательство получило силу закона на всем пространстве империи 1190 , в отмену всех прежних постановлений; чтобы оно почиталось, как неизменное и святое, и чтобы все в нем написанное, даже ошибки, не подвергалось ни малейшему сомнению. И Юстиниан приказывал, чтобы в суде, при разногласии между древним и подлинным текстом закона и измененным текстом, помещенным в Дигестах или в Кодексе, принимался во внимание только последний. 1191 Реформа школы являлась необходимостью. Была начертана новая программа занятий. Продолжительность обучения была увеличена до 5 лет. 1195 Студенты первого года, которых прежде в насмешку называли Dupondii  и которых император пожелал украсить именем Justiniani novi , должны были изучать Институции и четыре первые книги Дигест. Второй, третий и четвертый года посвящались изучению Дигест, при чем книги 37–50 оставались вне программы и изучение их предоставлялось на волю каждого студента; наконец, пятый год предназначался для Кодекса. Благодаря такому распределению занятий, «студенты, говорил император, проникнув в тайны права, не будут иметь ничего скрытого, но, прочитав все, что собрано Трибонианом и его сотрудниками, станут превосходными адвокатами, охранителями правосудия, могучими борцами и всегда умелыми судьями в ходе процессов».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Во время народных беспокойств в Константинополе император был вынужден сместить его с должности, но потом обнаружил, что не может без него обойтись, и восстановил его. 182 Полный Codex Justinianeus, который надолго пережил завоевания данного императора (как Кодекс Наполеона пережил его завоевания), по сути состоит из трех отдельных трудов: 1) Institutiones, элементарное введение в юриспруденцию, 533 г. 2) Digesta или Pandectae (πνδεκται,, полное собрание) – сборник, передающий дух римского законодательства в целом, по мнению наиболее выдающихся юристов древности, составленный в 530 – 533 г. 3) Собственно Codex, впервые подготовленный в 528 – 529 г., но в 534 г. переделанный, расширенный и улучшенный, с тех пор называемый Codex repetitae praelectionis; содержит 4648 законов под 765 разделами, в хронологическом порядке. К этому добавлены: 4) более позднее приложение: Novellae constitutiones (νεαρα διατξεις) или просто Novellae (варваризм), то есть 168 декретов Юстиниана, которые собирались с 1 января 535 г. до его смерти в 565 г., в основном на греческом языке или на греческом и латыни. За исключением некоторых «новых законов» Юстиниана, кодекс был составлен на латинском языке, понятном Юстиниану и Трибониану; позже, когда на Востоке перестали пользоваться латынью, он был переведен на греческий и в этом виде признан императором Фокой в 600 г. Император Василий Македонянин в 876 г. велел приготовить греческую выдержку из него (πρχειρον των νμων), которая, под названием Basilicae, постепенно вытеснила книгу Юстиниана в Византийской империи. Пандекты еле избежали уничтожения. Большая часть западных изданий и рукописей (не все, как говорит Гиббон) взята из Флорентийского кодекса, переписанного в начале VII века в Константинополе, а позже, вследствие военных и торговых перипетий, перевезенного в Амальфи, в Пизу и, в 1411 г., во Флоренцию. 183 Называемый Corpus juris Romani или С. juris civilis, в отличие от Corpus juris canonici, римо–католического церковного закона, основанного преимущественно на постановлениях древних соборов, подобно тому как гражданский закон основывается на рескриптах и эдиктах императоров. 189 C. Theod., iii, 16: De repudiis. Иероним ввиду этого говорит, Ер. 30 (al. 84), Ad Осеапит: «Aliae sunt leges Caesarum, aliae Christi; aliud Papinianus [самый известный римский юрист, умер в 212 г.], aliud Paulus noster praecipit».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Так называемые «Василики», появившиеся частью в царствование Василия I и частично при его преемнике Льве VI, воспроизводят некоторые законы Юстиниана, опуская другие его законы, тем самым осуществляя отбор, имевший впоследствии очень существенное значение для средневековых византийских и славянских церковных обычаев. Что касается другого текста, также появившегося во времена Македонской династии, и, возможно, составленного патриархом Фотием, то его характер не так ясен:, «Epanagoge» [ " Воспроизведение (резюме) права» или «Возобновление законов " ] известен, своим описанием императора и патриарха Константинопольского как «самых благородных и самых необходимых членов общества»; кроме того, в этом своде содержится законодательство относительно дисциплины в среде духовенства (титулы VIII и IX), о правовом статусе церковной собственности (титул X) и о законах, определяющих брачные отношения (титулы XVII и XXI). Не очень ясно, имело ли когда-нибудь место формальное обнародование «Epanagoge» и придавался ли этому своду статус действующего закона, но несомненно одно: его впоследствии часто цитировали и воспроизводили в более поздних сводах законов. А предложенная сборником схема Богоустановленной диархии (двоевластия) кесаря и Патриарха — в духе теории Юстиниана о «симфонии» между Церковью и государством, но с превознесением, в частности, единственного в своем роде положения, занимаемого «вселенским патриархом» Константинопольским как высшим чиновником империи, — близка идеологии, преобладавшей в Византии IX в. после победы над иконоборчеством. Впоследствии эта схема превратилась в стандартную программу в славянских странах, где национальные «патриархи» делили власть в рамках местной диархии с различными местными правителями. 3. Кодификация церковного права    Кроме прославленного «Кодекса» эра Юстиниана была, конечно же, свидетелем появления кодифицированного церковного законодательства, хотя разного рода систематизированные или собранные в хронологическом порядке сборники законов существовали и прежде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010