На этом начале созидаемая христианская жизнь в приходах и освящается благодатию живущего в Церкви Спасителя. Воодуше­вляющая всех вера естественно подвигает всех на живое дея­тельное участие в церковной жизни прихода, как в своем собственном душевном спасении (1 Кор. гл. 12). Всякий отдельный христианин, по данным ему дарованиям и полномочиям, исполняет свое послушание, составляющее его назначение в церковном теле с чем вместе он достигает и личного своего спасения. Уклонение же всякого отдельного христианина от этого назначения – послушания, или восхищение недарованного служения в Церкви не только вносит расстройство в жизнь всего церковного тела, но удаляет и самого его от надежды на достижение спасения души. Никто не может здесь, как в живом благодатном теле, сложить с себя свой долг; никто не может и восхитить себе не дарованного ему того или иного служения в Церкви. При утрате живой цер­ковной связи и сознания своего назначения в Церкви для наследования вечной жизни возникают споры и прекословия между отдельными членами Церкви, осуждаемые Св. Ап. Павлом (1 Кор. гл. 12) и унижающие святое спасительное дело Христово. Правильная же церковная жизнь в приходе устрояется по сему благодатному за­вещанию Св. Ап. Павла: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, проро­чествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, – начальствуй с усердием;благотворитель ли, благотвори с радушием ( Puм. XII, 3, 6–8 ). Посему в православном приходе облагодатствованные чрез Архиерея пастыри должны быть ответ­ственными руководителями и устроителями всей приходской жизни. Под их руководством прочие клирики и пасомые миряне должны, в меру своих от Бога дарований и возложенных послушаний, содействовать устроению прихода для удобнейшего достижения спа­сения души всеми и каждым христианином – прихожанином.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Находясь в Лавре, я имел духовное утешение совершить поминовение 19 ноября святителя Филарета (Дроздова) – по поводу 50-летия со дня его кончины. Вот если бы он был жив, тогда не нужно было бы долго задумываться над тем, кого выбирать в патриархи. Это был человек, который отмечен перстом Божиим и был вполне походящим для патриаршества. Не именуясь патриархом, он был на деле как бы патриархом Русской Церкви. Но всё же при нем патриаршества не было, оно восстанавливается при нас. Господь, по нашей немощи и по нашей духовной бедности, когда у нас нет такого человека, какими были прежде великие святые, нашел благовременным дать одному из нас духовный дар – патриаршество. Сознавая вполне всю свою скудость и немощность, патриарху нечего и думать о том, чтобы получить власть и господство над Церковью. Нет, ему это не по силам. Я говорил как-то в речи на Соборе, что мы должны искать не своей выгоды, не почета, не честолюбия, а иметь в виду пользу и благо Святой Православной Церкви. Это благо созидается общей работой всех, общим сотрудничеством. Как в живом организме каждый член должен быть на своем месте и содействовать общей работе всего организма, так и в церковном теле. И это содружество в работе мы видим на Соборе. Здесь каждый член Собора вносит в общее дело свою лепту, вкладывает кирпич в фундамент церковного здания. Я вполне надеюсь и на дальнейшую Вашу плодотворную работу по устроению Церкви Божией, верю в это и уповаю и от души молитвенно призываю благословение Господа на вас и на ваши труды. Акты С. 65–66. Слово, сказанное в храме Христа Спасителя в Москве перед началом новогоднего молебна Новогоднее слово 1(14) января 1918 г. Москва Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? «На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Начинается она со слов Христа, сказанных им перед вознесением: Не отлучайтесь из Иерусалима,– сказал Христос,– но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня ( Деян.1:4 ). И вот, через десять дней, по рассказу евангелиста Луки, при наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И наполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им говорить ( Деян.2:1–4 ). Видевшим это и недоумевавшим апостол Петр объяснил смысл совершавшегося словами пророка Иоиля, которые я только что цитировал. Это то, что предрек пророк Иоиль,– сказал он,– и будет в последние дни, излию Духа Моего на всякую плоть ( Деян.2:16–17 ). Итак, для христиан праздник Пятидесятницы – это исполнение всего совершенного Христом. Христос учил о Царстве Божием – и вот оно раскрылось! Христос обещал, что Дух Божий откроет Истину – и вот это совершилось. Мир, история, время, жизнь: все освещено последним светом, все наполнено окончательным смыслом. Начался в мире последний и великий день Господень! Русские святые Через две недели после праздника Троицы Церковь вспоминает всех святых Русской земли, или, как называется этот праздник, «Всех Святых в Земле Российской Просиявших». Праздник этот был установлен в 1918 году на Всероссийском Церковном Соборе как ответ на начавшееся тогда открытое гонение на религию и Церковь в нашей стране. Вопрос, который был поставлен тогда и, в страдании и насилиях, решается до сего дня – есть по существу вопрос о душе народа. Что такое эта душа? Что такое народ, его органическое единство, его общая память, его самосознание? Не случайно, конечно, война с религией составляет постоянную, неотъемлемую часть, лучше сказать, основу той идеологии, что навязывается человеку у нас буквально с пеленок. Не случайно эта война не прекращается при всех внешних переменах и изгибах генеральной линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Но это так – что называется, штрихи к портрету человека, который может спокойно, во всеуслышание назвать прославленного Русской Православной Церковью и почитаемого миллионами людей святого Царя – просто " лузером " . " Царь проиграл Империю. Отдал власть. Мы – не проиграем. Мы (такие, как я) власти вам не отдадим " . Первое говорится вслух, второе – подразумевается. Что Веллер с его советскими пропагандистскими мифами? что его секундант, академический историк, делающий школьные ошибки? (революции, по его мнению, происходят стихийно, без какой бы то ни было организации, а Николая Второго прозвали Кровавым до появления политических партий) – все они стали лишь фоном для разворачивания главного тезиса ведущего о поражении монархии в России. Петр Мультатули выдержал этот удар, несмотря на то, что мотивы поведения Государя в трагические дни 1917-1918 гг. не могут быть полностью раскрыты в светской аудитории – притом не в нейтрально-светской, а во враждебно-профанической атмосфере ток-шоу, ведущий которого демонстративно антиправославен. Озвучивание столь очевидных для христианина и столь неочевидных для нехристя истин – таких, как метафизика креста, метафизика страдания и отречения, – требует перехода на другой уровень дискуссии, где стало бы возможной эта самая приставка мета-. Соловьёв противопоставил Царю-Страстотерпцу Наполеона, который, будучи разбит, нашёл силы собрать полки и, по выражению ведущего, " на сто дней поставил Европу на уши " . " Почему Николай не сделал этого? – задавался вопросом Соловьев. – Почему во всей Империи не нашлось ста штыков, чтобы защитить своего Государя, которого заставили отречься от власти? " Мы-то знаем, что такие штыки были – и не сто, а сотни и тысячи, как, впрочем, были и штыки, готовые проткнуть самого Императора. (И потом проткнут – Его Дочерей). Но дело ведь в другом. Дело в том, что на поставленный вопрос есть прямой ответ Евангелия: " Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? " (Мф. 26, 52-54).

http://religare.ru/2_55016.html

Обычно им сначала даётся победа, но лишь для того, чтобы потом ужаснее почувствовалось поражение. А неосторожность царя Кедорлаомера и его союзников была вот в чём: среди рабов, согнанных из Содома, был взят и уведён праведник Лот, племянник Авраама, Божиего человека. Весть об этом дошла до Авраама. Он быстро собрал слуг своих и, надеясь на Бога, напал на победителей и разбил их войска, которые «от Мёртвого моря до Дамаска не остановились в бегстве своём». Так освободил Авраам Лота и всех рабов, а награбленное имущество возвратил жителям Содома. Вы слышали, генерал, о таинственной и не совсем понятной личности царя Мелхиседека? Этот таинственный библейский царь появился перед Авраамом и благословил его. Но не Аврааму приписывает он победу, а Богу Всевышнему, как это делал и сам Авраам: «Благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои», – сказал Мелхиседек Аврааму. А когда царь содомский, обрадованный неожиданным оборотом вещей, предложил Аврааму всё отбитое у неприятеля имущество, требуя себе лишь рабов, то праведный Авраам сказал ему: «Поднимаю руку к Господу Богу Всевышнему, Творцу неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама» ( Быт. 14:20–23 ). И Авраам – победитель – ничего не взял для себя. Даже не хотел, чтобы ему заплатили обычные военные расходы. Не для этого пошёл он воевать, чтобы взять себе чужое, но чтобы освободить рабов от безбожных тиранов и вернуть взятое грабителями имущество. Считая себя руководимым правдой, он видел свою награду в том, что во имя правды одержал победу. Сравните теперь, генерал, поступок этого Божьего человека с поступком завоевателей Парижа в 1870 году, а если хотите, и победителей 1918 года. При этом вспомните, что эти победители новейших времён были христианами, тогда как Авраам был человеком обрезания, который своей великой верой в Живого Бога уже тогда предвосхитил образ настоящего христианина. Как прекрасно бы звучали слова Авраама в устах Бисмарка в Париже: «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Творцу неба и земли, клянясь, о Франция, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказала: я обогатила Германию!» Звук этих слов звенел бы в веках много дольше и много прекраснее, чем звон проклятых пяти миллиардов франков, взятых Бисмарком у побеждённой Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Он заповедал и нам смирение, вопреки началам гордыни и самолюбия, которыми пышет теперешнее человечество. Смотрите, почему у нас так много несогласий, и в ограде церковной и в приходах? Потому что всюду сталкиваются раскаленные человеческие самолюбия, а если бы в нас было то смирение, к которому Господь нас призывает, то ничего этого не было бы. Научимся же, братие, у нашего Спасителя, Который как последний грешник пришел к Иоанну, чтобы креститься от него, научимся от Него этой боголюбезной и благоуханной добродетели, без которой, как говорили святые отцы, никакая другая добродетель совершенной быть не может. Аминь. Память Собора новомученников и исповедников российских. В воскресенье после 7 февраля н.с. (25 января с.с.) Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина) И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святыи и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? …и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр. 6:9–10, 11). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предвидя будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917–1918 годах объявили: “Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (…) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников”. Они не знали о себе, но Дух Святой, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его “годиной лютой”. И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

«Они ненавидят обличающего... и гнушаются тем, кто говорит правду» ( Ам.5:10 ). «Не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению» ( Ис.59:15 ). «Кровожадные люди ненавидят непорочного... и мерзость для нечестивого – идущий прямым путем» ( Притч.29:10, 27 ). Декретом провозглашена свобода совести, и бессовестность законом стала у безбожных 203 . Стоя на фундаменте марксистских наук, вождь обещает россиянам построить рай в ближайшие пять лет 204 . Они прошли. За годы эти успешно колхозный фундамент зацементирован кровью десятка миллионов крестьян, умученных и угнетенных. Вторые пять лет рай продолжают строить, хотя и с головокружением от успехов. Потом строили еще пять лет, потом еще, и еще, и еще... Ложь повсеместно расцвела и безнравственность отныне неподсудной стала; и явным, бесстыжим стал разврат; преступность возросла тысячекратно; и хлеба стало людям не хватать, и сахара, и мяса, и молока, и овощей. И жители России стали голодать. Словом, во всем стал ощутим прогресс безбожья, к погибели души ведущий («ибо призвал Господь голод и он придет на сию землю» ( 4Цар.8:1 )). «Жить стало лучше товарищи, жить стало веселей!», – сказал один из одержимых бесовщиной вождей. Уже привычно россияне шагали пятилетками вперед; и все строили и строили – строили, правда, особенно масштабно лагеря и тюрьмы. И слышался крик очередного безбожного вождя: «Мы нынче в зрелой стадии постройки; достроим рай, и сделаем его столицу образцовым городом! Я заверяю: наше поколение уже будет жить в построенном нами раю!». 205 Для верующего в Бога человека противно бывает и слушать-то подобную «научно-обоснованную» речь вождя – лжехриста о построении безбожного рая на земле и самой столицы коммунистического вавилона. «Наши строители, – говорил патриарх Тихон в Храме Христа Спасителя за новогодним молебном 1 января 1918 года, – желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир... И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужду, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих... И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится Русское Государство... Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Опять вроде бы не очень удачный для любителей собственности фрагмент, вроде опять ничего он не доказывает. «Ладно, - говорят, - полно ещё фрагментов. Например, у того же Луки». Вообще Евангелие от Луки это, конечно, моё частное мнение лучшее Евангелие, самое замечательное, самое потрясающее. Я считаю, что надо вообще Библию начинать читать с Евангелия от Луки, а после уж и всё остальное. Так вот. Нашли фрагмент такой: это эпизод с дележом наследства между двумя братьями (Лк.12,13-15): « Некто из народа сказал ему: Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство Он же сказал человеку тому: кто поставил меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» Обычно этот фрагмент токуют в том смысле, что право частной собственности, - а уж личной собственности и подавно, оно настолько несомненно, настолько абсолютно, что сам Господь не стал в это право вмешиваться и не стал Сам как-то по-своему делить это наследство. На самом деле смысл этого фрагмента прямо противоположный. Господь не стал делить это наследство, а все думали, и братья думали, что, вот, Он разделит, причём разделит правильно, разделит справедливо. А Господь вообще не стал. А почему? А потому что собственность это вообще вещь-то нехорошая. Понимаете? Господь хочет от людей ЛЮБВИ, а они его просят разделить между ними собственность. Он не стал этого делать и тут же предупредил: " Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. " . А каждый из братьев, конечно, хотел в общем-то получить побольше, надеялся, что Господь в его пользу разделит. И так далее. Оказывается, что всё, что не предлагают, оно если повнимательнее посмотреть и прочитать текст - оно рассыпается. Никакой апологии частной собственности в Евангелии нет. Наконец, последнее. Я дам слово специалисту. Такому, который ну просто собаку съел на этом деле. У нас был такой протоиерей Иоанн Восторгов, очень уважаемый человек, кстати, настоятель собора Василия Блаженного на Красной площади, он был убит сразу после революции, в 1918-м году, и ныне причислен к лику святых как новомученик.

http://ruskline.ru/analitika/2015/02/11/...

Отрок Иисус в храме Господь прожил в Назарете около тридцати лет. Из всего этого длинного периода святое Евангелие повествует об одном только событии – путешествии 12-ти летнего Иисуса с родителями в храм Иерусалимский. Но это повествование таково, что проливает свет на всю эту безвестную жизнь Господа. С двенадцати лет еврейский отрок получал некоторые права, равнявшие его с совершеннолетними. С этих пор он начинал носить во время молитвы повязку, являлся вместе с взрослыми в синагоге и путешествовал в Иерусалимский храм на главные праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Пресвятая Дева и праведный Иосиф каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Господу Иисусу Христу исполнилось 12-ть лет, то они и Его взяли с собою. Путешествия эти совершались целыми толпами народа и оживлялись пением псалмов. По окончании семи дней праздника, Иосиф и Мария с родными и соседями отправились в обратный путь и целый день шли в уверенности, что Иисус также идет впереди их со своими сверстниками. Но при первой остановке к ужасу своему, увидели, что Его нет на пути. Посему, несмотря на мрак ночи, они возвратились назад в Иерусалим искать Его. Два дня они искали Его безуспешно. На третий день утром они увидели Господа Иисуса Христа в храме. Он сидел среди учителей, слушал и спрашивал их. Все бывшие здесь дивились разуму и ответам Его. По окончании беседы, Мария сказала Иисусу: «Чадо, что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Господь ответил им: «зачем вам было искать Меня (в других местах, а не здесь), или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Моему Отцу?» В этих словах Он указал им на великое Свое призвание, но Иосиф и Мария не поняли их во всей глубине их смысла. После сего Он пошел с ними в Назарет и оказывал им повиновение. По мере возрастания, постепенно раскрывались Его дивные духовные дарования. Яснее и яснее для внимательных открывалась особенная к Нему любовь Божия, с этим вместе более и более усиливалась любовь к Нему со стороны добрых людей. Отрок Иисус в храме . С картины проф. Николая Андреевича Кошелева (1840 – 1918) Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

По указу Петра I, изданному в 1720 году, вечная ссылка на каторжные работы, навсегда отлучавшая осуждённого от общества, приравнивалась к его гражданской смерти и влекла за собой прекращение брачного союза. В отдельных случаях Духовные консистории и Святейший Синод расторгали браки по причине длительного сумасшествия одного из супругов, хотя в правовую норму эти прецеденты не возводили. В синодальную эпоху браки расторгали чаще всего вследствие прелюбодеяния одного из супругов. Основанием для развода являлось лишь доказанное прелюбодеяние в прямом смысле. При этом причиной развода могла служить неверность не только жены, но и, в равной степени, мужа. Русское законодательство синодальной эпохи дозволило требовать развода супругу, принявшему христианство, если другая сторона оставалась неверной (Указ от 12 января 1739 года, пункт 4-й). Но закон этот противоречил учению апостола Павла: «… если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь – святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится, брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? И ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены?» ( 1Кор. 7, 12 – 16 ). В 72-м правиле Трулльского Собора, запрещающем православным брак с еретиками, содержится аналогичное положение. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917 – 1918 годов принял «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освящённого Церковью». Законными поводами для ходатайства одного из супругов о расторжении церковного брака Собор признал отпадение от Православия, прелюбодеяние и противоестественные пороки одного из супругов, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, безвестное отсутствие, присуждение супруга или супруги к наказанию, соединённому с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, вступление одной из сторон в новый брак, неизлечимую тяжёлую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010