Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей?”» (Ис. 36: 14–20). И как известно, Синахериб кончил печально: «“…По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего”. И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский» (Ис. 37: 34–37). Возникает вопрос, почему автор всё же сравнивает Белу с фараоном, а не с Синахерибом? Вероятно, в силу аналогии обильных дождей, вызвавших эпидемию болезней в войске Белы: с потоплением войск фараона в Красном море: эта параллель была более выигрышной и понятной древнерусскому читателю, который слышал чтение о Сеннахериме раз в год – в Великий пост , а о коне и всаднике, ввергнутом в море Чермное, – практически во время каждой утрени. Однако и та и другая реминисценция из Священного Писания говорит об образе Руси как новой Святой Земли, а русского народа – как Нового Израиля . Соответственно, и жизнь Руси и русского народа во многом осмысляется в парадигме жизни Израиля: вождение Богом ко спасению и наказание за грех и непослушание. Вот как осмысляется победа татар при Калке: «Бысть побда на вси князи рускыя. Такоже не бывало никогдаже. Татаром же побдившимъ русьскыя князя за прегрешение крестьяньское, пришедшимъ и дошедшимъ до Новагорода Святополчьского. Не вдающим же руси льсти ихъ, исходяху противу имъ со кресты, они же избиша ихъ всих» . В чем конкретно заключается христианское прегрешение, автор не поясняет, однако, исходя из контекста – рассказа о княжеской розни, которая привела к катастрофе, можно сделать вывод, что этим грехом было несогласие, «непособие» князей.

http://pravoslavie.ru/64352.html

Среди людей очень распространен один сословный предрассудок: придают громадное значение происхождению. Если ты сын знатных родителей, к тебе относятся с заискивающим вниманием и тайной завистью. А если твои родители низкого происхождения или преступники, тебя встречают с презрением, иногда не скрываемым. Между тем этот предрассудок очень неверный и жестокий. У знатных и хороших людей дети бывают богохульники и злодеи. Напротив, в семье преступников созревает будущий благодетель. Одно лишь есть высокое звание у людей: быть настоящим, истинным христианином. Христианин, истинный ученик Христов, есть аристократ духа, будь он княжеского рода или сын блудницы или убийцы. Христос Спаситель среди других великих дел рассеял этот предрассудок. Иудеи, современники Господа Иисуса, говорили насмешливо о Назарете: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1:46). А Господь поселился именно в Назарете, где протекло его детство и юность до тридцатилетнего возраста. Евреи весьма гордились своим происхождением от Авраама, особенно высок был жребий колена Иудова, рода Давидова. Спаситель был потомок Иуды, Авраама, Давида (Мф. 1), но среди предков Спасителя были: убийца Давид (2 Цар. 12:9), также блудница Фамарь, а также иноплеменка Руфь. Подивись, возлюбленный, Божиему неизреченному снисхождению и не унывай, если среди родных твоих или знакомых будут преступления... Но не забывай, что Давид, сын его Соломон и последующие их потомки были царями и царского рода, а Сам Спаситель жил в доме плотника (Мф. 13:55), но был царского рода (Мф. 2:2). Не унижай и ты людей невысокого рода за одно лишь их происхождение... Каждый из нас даст отчет за свои собственные дела на страшном суде Христовом, где предстанут пред Спасителем и Судиею все: и знатные, и убогие, и мужчины, и женщины, и ученые, и простые, и царь, и нищий. Святой апостол Павел говорит: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Еф. 6:5—9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Христос пришел на землю и принес одно истинное Учение. Мое учение не Мое, но Пославшего Меня ( Ин. 7, 16 ) и Он сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ). А кто говорит, что Церковь раздробилась, тот делает слова Христа как бы не истинными. А это ведь хула на Бога. Слова же о единстве, сказанные Христом: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17, 21 ). Эти слова не о единении истины с ложью, ибо, что общего у света с тьмою? ( 2 Кор. 6,12 ) Они о единой Истине, принесенной Христом на землю, которую Церковь хранила и будет хранить до скончания века. На пятидесятый день по Вознесении Спасителя, Дух Святой сошел на одну Церковь. Других не было. Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20, 22-23 ). Такую власть дал Христос священноначалию Церковному, которой, как вы видите, у баптистов нет. Эта власть остается лишь в Православном Таинстве Исповеди. Не случайно в X веке князь Владимир Красное Солнышко, выбирая веру для себя, остановился на Православии. Некоторые обвиняют его в том, что он, якобы, насильно крестил Русь. Но я читал исторические документы, опровергающие эту клевету, воздвигнутую диаволом на мудрого князя, который крестился сам и весь дом свой крестил. Владимир уверовал сам и крестился в Корсуне, а затем повелел всем своим верным слугам собраться на берегу Днепра. «Кто не придет утром к реке, богатый или убогий, нищий или работник, не друг мне более, говорилось в послании князя Владимира. Слышав это, люди с радостью шли, говоря: если бы это [крещение] было недоброе дело, то не приняли бы его князь и бояре». И вот на глазах у всех были сокрушены идолы. Их рубили и жгли тут же на кострах, а среброголового Перуна по княжескому повелению привязали к хвосту коня и поволокли с горы, а затем бросили в реку. Казалось бы, должен был произойти мятеж в народе, ведь надругательства над своей верой народ не потерпел бы, но вместо мятежа произошло Крещение Руси. Крестился князь Владимир и весь дом его. «Боже, сотворивый небо и землю, горячо молился Владимир, призри на новые люди сии, и даждь им познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские. Утверди веру в них правою и несовратимою, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, победил бы я его козни». Вот каким было Крещение Руси. А протестантов и баптистов тогда не было еще и в помине. Ну, что скажите, дорогие мои, разве Крещение было совершено насильно?

http://azbyka.ru/way/inok-anastasij-odna...

Что сотворю, да живот вечный наследую? – Не бесполезно, думаю, и всякому из нас узнать ответ на такой вопрос, который предложил Господу один юноша, весьма богатый. Слушая учение Господне о вечном блаженном бытии, в пылу своей ревности заслужить его, этот весьма вежливый и почтительный юноша, – ибо он был княжеского рода, – встал перед Господом на колени и говорил: благий Учитель! что благо сотворю, да имам живот вечный? И Учитель Небесной жизни отвечал ему: знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и матерь. Воспитанный от юности в законе Моисеевом сказал смело: все это я сохранил от юности моей, еще чего не докончил? Тогда Сердцеведец, взглянув на него любвеобильным взором, возвестил ему: одного тебе недостает; если хочешь быть совершенным, иди и, что имеешь, продай и отдай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и последуй за Мною. Юноша же был богат и любил земное стяжание отца своего; потому, когда услышал такие слова от Господа, то и отошел от Него со скорбью ( Мф.19:16–22 ). Истинно говорю вам, – тогда сказал ученикам Своим: трудно, трудно богатому войти в Царство Небесное ( Мф.19:23 ). Ученики были до сего времени такого же мнения, как и все вообще люди, – в неведении тайны Божией; и потому весьма удивились и даже устрашились, услышав такие слова от Господа, истинного во всех Своих словах. Господь же, видя их недоумевающими, еще подтвердил и при том так определительно: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ( Мк.10:24, 25 ). Ученики, всем сердцем веруя истине слов Господних, чрезвычайно изумились при таком откровении и между собою говорили: кто же может спасен быти? Так-то вот тайна Господня передается, как прежде, так и ныне, одним только боящимся Его, и завет Свой Он открывает им ( Пс.24:14 )! Кто есть из нас боящийся Господа, истинно, всем сердцем верующий словам Его? Приложи все внимание свое к откровениям Господним, и Господь ясно покажет тебе путь, который вводит в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

“Продажа в 12 гривен за кражу домашних животных назначается по русской правде в том случае, когда 10 воров украдут одну овцу (с каждого вора по 60 резан или кун, значит со всех – 600 кун, что и составит 12 гривен). Размер княжеской продажи в этом случае убавляется на две грив­ны, которые отчисляются в десятину. Но так как арифметическая десятина с 12 гривен равняется не двум гривнам, а только 60 кунам, т. е. одной гривне и десяти ку­нам; то 2 / 5 двугривенного вычета из княжеской продажи, т. е. 40 кун (в двух гривнах 100 кун) возвращаются самому же князю в излишке, отчисленном в десятину, а 3 / 5 (60 кун), вероятно, идут в вознаграждение „емцу» (пой­мавшему воров), которому в настоящем случае, при продаже в 12 гривен, все известные списки старшей прав­ды (едва ли, впрочем, согласно с своим оригиналом) да- ют 90 кун “ 541 . Итак, при получении княжей продажи, в количестве 12 гривен, происходит не то, что мы видели при трехгривенной продаже. Можно было ожидать, что князь сверх 12 гривен, получить еще, в виде десятины, 1 1 / 5 гривны или 60 кун, а емець получить причитавшаяся ему с воров 70 кун независимо от денег, предназначенных к поступлению в княжескую казну. Совсем нет! Здесь княжеская десятина, имеющая поступить к князю, вычитается из княжеской же продажи, и притом в количестве, превышающем размер десятины, так как две гривны составляюсь 1 / 6 , а не 1 / 10 12-ти, вычитается затем, чтобы снова быть прибавленною к княжеской продаже, для окончательного водворения в княжескую казну. Проф. Пав­лов, правда, говорит, что княжеская десятина, во время этих операций вычитания и сложения, умаляется на 60 кун, которые идут в пользу емца, так что десятина равняется уже только 40 кунам, т. е. превращается в 1 / 15 , (с 12-ти гривен или с 600 кун); но здесь текст статьи русской правды уже решительно вопиет о произволе. Если при трехгривенной продаже мечник получает возраграждение не на счет князя, то почему же при 12-гривенной продаже, взы­скиваемой с 12 воров, князь должен принять на свой счет вознаграждение поймавшего украденную овцу? Притом же все списки русской правды согласно говорят, что емец при 12-ти гривенной продаже, получает 70, а не 60 кун; значит, если бы отнести эти 70 кун на счет двухгривенной княжеской десятины, то оказалось бы, что княжеская десятина с 12 гривен равнялась бы всего 30 кунам (100–70–30), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Не забудем, что в этом столкновении выступают довольно далёкие родственники, Ярославичи 4-го и 5-го поколения, и, однако, они ясно выражают мысль об очередном порядке владения, основанном на единстве княжеского рода и нераздельности отчего и дедовского достояния князей. СХЕМА ОЧЕРЕДНОГО ПОРЯДКА. Такой своеобразный порядок княжеского владения устанавливался на Руси по смерти Ярослава. Изложим его в возможно простейшей схеме. Князь русский имел уже династическое значение: это звание усвоено было только потомками Владимира Святого. Не было ни единоличной верховной власти, ни личного преемства её по завещанию. Ярославичи не делили достояния отцов и дедов на постоянные доли и не передавали доставшейся каждому доли своим сыновьям по завещанию. Они были подвижными владельцами, которые передвигались из волости в волость по известной очереди. Очередь эта определялась старшинством лиц и устанавливала постоянно колебавшееся, изменчивое соотношение наличного числа князей с количеством княжеских волостей или владений. Все наличные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лествицу. Точно так же вся Русская земля представляла лествицу областей по степени их значения и доходности. Порядок княжеского владения основывался на точном соответствии ступеней обеих этих лествиц, генеалогической и территориальной, лествицы лиц и лествицы областей. На верху лествицы лиц стоял старший из наличных князей, великий князь киевский. Это старшинство давало ему кроме обладания лучшей волостью известные права и преимущества над младшими родичами, которые " ходили в его послушании " . Он носил звание великого, т. е. старшего князя, названого отца своей братии. Быть в отца место - эта юридическая фикция поддерживала политическое единство княжеского рода при его естественном распадении, восполняя или исправляя естественный ход дел. Великий князь распределял владения между младшими родичами, " наделял " их, разбирал их споры и судил их, заботился об их осиротелых семьях, был высший попечитель Русской земли, " думал, гадал о Русской земле " , о чести своей и своих родичей. Так, великому князю принадлежали распорядок владений, суд над родичами, родственная опека и всеземское попечительство. Но, руководя Русью и родичами, великий князь в более важных случаях действовал не один, а собирал князей на общий совет, снем или поряд, заботился об исполнении постановлений этого родственного совета, вообще действовал как представитель и исполнитель воли всего державного княжеского рода. Так можно формулировать междукняжеские отношения, какие признавались правильными. В нашей исторической литературе они впервые подробно были исследованы С. М. Соловьевым. Если я не ошибаюсь, нигде более в истории мы не имеем возможности наблюдать столь своеобразный политический порядок. По его главной основе, очереди старшинства, будем называть его очередным в отличие от последующего удельного, установившегося в XIII и XIV вв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Киевские горожане, видя чужеземных Князей слугами своего Князя, кажется, забыли о своих правах, или, по крайней мере, Ярослав так умно умел воспользоваться мудрою политикою своего отца, что, без всякого явного насилия народу, успел развить свою власть больше всех своих предшественников. Лучшим свидетельством развития Княжеской власти при Ярославе служит его духовное завещание, в котором он назначил своим сыновьям столицами уделов именно, одни самостоятельные и свободные досель города: Киев, Чернигов, Переяславль и Смоленск, завоёванные же или уступленные земли дал только в придачу к самостоятельным городам, чего досель не осмеливались делать ни Святослав, ни Владимир, отдававшие в уделы одни завоеванные области. Причина такового быстрого развития Княжеской власти при Ярославе, произведённого без шума и сопротивления со стороны городов, заключается в обширных богатствах, скопленных Княжеским родом, и особенно во множестве новых городов, построенных в Приднепровье Олегом, Владимиром и самим Ярославом. Города сии, вполне зависящие от своих строителей, населённые пришельцами из разных стран и не имеющие общинного родового устройства, или, по крайней мере, не успевшие ещё развить идеи самостоятельности, представляли: сильный перевес в пользу Княжеской власти, так что вечники старых самостоятельных и свободных, городов, вдруг увидя перед собою, незаметно образовавшуюся новую противную силу 2 и не находя выгод в неровной борьбе, по неволе должны были уступить впредь до удобного времени, которое не замедлило, прийти к ним на помощь. Раздробление Княжеской власти по смерти Ярослава и междоусобие детей его развязали руки вечникам старых самостоятельных городов Приднепровья. Отдельные владыки, преемники могущественного Ярослава, большею частью, не умели привязать к себе народ, еще не забывшего своей прежней независимости. Первый пример восстания подал Киев, мать городов Русских. В 1067 году Изяслав, разбитый Половцами, не нашёл здесь покоя; он, кажется, забыл, что его предки не являлись в Киев побежденными, и народ жестоко напомнил это ему и его последователям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Под этим углом зрения мы старались учесть по возможности с исчерпывающей полнотою также и результаты имеющихся на сегодняшний день многочисленных исследований, особенно генеалогических 1307 . Общая схема генеалогических связей внутри княжеского семейства дана в прилагаемой родословной таблице. Все хронологические данные подвергнуты проверке, а в некоторых случаях уточнены или исправлены 1308 . Большинство неточностей объясняется распространенностью в летописях датировок по ультрамартовскому стилю, опережающему на год обычный мартовский счет, либо необходимостью учитывать последние два месяца мартовского года (январь-февраль) в качестве двух первых месяцев следующего январского года: оба эти обстоятельства иногда ускользают от внимания историков. Княжеские имена также требуют некоторых пояснений. С принятием христианства на Руси – прежде всего в княжеской среде – развился обычай давать детям два, а порой даже три имени. Члены княжеского семейства получали не только крещальное имя, но также и княжеское, династическое, т.е. одно их тех имен, которые употреблялись исключительно по отношению к членам династии. Княжеское имя было основным, постоянно употреблявшимся, тогда как крещальное упоминается лишь в исключительных случаях, а иногда и вовсе не приводится в сообщениях о рождении княжичей. Бывает, что крещальные имена восстанавливаются по именам патрональных святых, которым посвящались храмы, закладывавшиеся князьями, и которые изображались на княжеских печатях 1309 . С середины XI в. известны случаи, когда крещальное имя становится основным и функционирует также и в роли княжеского. Эта тенденция христианизации княжеского именослова постепенно получает дальнейшее развитие, поначалу, в XII в., медленное, а затем, в XIII в., все более стремительное. Однако в качестве княжеских имен могли выступать только такие христианские имена, которые успели приобрести харизматическое звучание благодаря тому, что их уже носили какие-либо выдающиеся представители династии 1310 . В тех случаях, когда есть достаточно надежные (прямые или косвенные) данные на этот счет, крещальное имя приводится нами наряду с княжеским; в сомнительных случаях оно снабжено знаком вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие погосты и были устроены Ольгой. 1392 В. В. Мавродин увидел в погостах селища и места для торговли, «гостьбы», которые Ольга превратила «в административные центры княжеского финансового управления». 1393 Автору казалось понятным, «почему именно погосты Ольга делает ячейками своего княжеского управления. Это были места, объединяющие население целого района, где оно торговало и общалось друг с другом. Здесь и следовало основывать княжеские опорные пункты, дабы использовать исторически сложившиеся условия, в результате которых погост являлся объединяющим центром всех тянувших к нему поселений данников, где сходились нити экономических связей, сочиняющих отдельные пункты данного района». 1394 По А.А.Зимину, погосты первоначально являлись «какими-то старыми племенными центрами», которые вследствие реформы Ольги превращались «не только в сборные пункты дани, но и в центры судебно-административной деятельности». 1395 Взгляд на погосты как детище государственного строительства древнерусских князей имеет горячих поборников в новейшей исторической литературе. Так, по идее М. Б. Свердлова, «определяющим первоначальным значением погоста было место временной остановки князя и княжого мужа с дружинами во время сбора дани. Очевидно, во время их пребывания погосты превращались в центры административного управления, княжеского суда, взимания податей». 1396 При Ольге погосты получили распространение по всей Руси. И лишь «к XII в. система погостов в южных густонаселенных княжествах вследствие широкого распространения княжеского и боярского землевладения исчезла, а в областях с более редким населением и большими лесными массивами осталась». 1397 К разряду княжеских новообразований, чуждых общинным поселениям, отнес погосты Б. А. Рыбаков, локализовав их на Севере, где «за пределами большого полюдья, за землей Кривичей в Новгородской земле киевская княгиня не только отбирает на себя хозяйственные угодья, но и организует сеть погостов-острогов, придающую устойчивость ее домениальным владениям на Севере, в тысяче километров от Киева».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Их признавали носителями верховной власти, насколько они обороняли землю извне и поддерживали в ней существовавший порядок; только в этих пределах они и могли законодательствовать. Но не их дело было созидать новый земский порядок: такого полномочия верховной власти ещё не было ни в действовавшем праве, ни в правовом сознании земли. Князья внесли немало нового в земские отношения Руси, но не в силу своей власти, а по естественному ходу дел: эти новости рождались не только из действия княжеского порядка владения, но и из противодействия ему, например из вмешательства волостных городов. К числу этих новостей относится и то, что княжеский род стал элементом единства Русской земли. Естественное преемство поколений сообщило потомству Владимира Святого вид династии, платным сторожам Руси дало монополию наследственного правления землёй. Это был простой факт, никогда не закрепленный признанием земли, у которой не было и органа для такого признания: при замещении столов волостные города договаривались с отдельными князьями, а не с целым княжеским родом. Порядок совместного княжеского владения и стал одним из средств объединения земли; но он был не актом их учредительной власти, а следствием их неуменья разделиться, как разделились потом суздальские потомки Всеволода III. Так две общественные силы стали друг против друга, князья со своим родовым единством и земля, разделённая на области. При первом взгляде Русская земля представляется земской федерацией, союзом самостоятельных областей, земель. Однако их объединял политически только княжеский род, помимо которого между ними не было другой политической связи. Но и единство княжеского рода было не государственным установлением, а бытовым обычаем, к которому была равнодушна земля и которому подчас противодействовала. В этом заключались существенные отличия Руси XII в. как земского союза от федерации в привычном смысле этого слова. Основание федерации - постоянный политический договор, момент юридический; в основе княжеского совместного владения лежал факт происхождения, момент генеалогический, из которого выходили постоянно изменявшиеся личные соглашения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010