осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом... при всем этом ... Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь... Я милостив, не вечно буду негодовать. Признай только вину твою... возвратитесь, дети-отступники, потому что Я сочетался с вами "/3, 6-14/. Призывы Иеремии в начале его деятельности, как ни странно, легли на благодарную почву, ибо почти всю первую половину VII в. в Иудее правил Иосия, унаследовавший духовную ревность и благочестие от своего прадеда Езекии. И в то время как Иеремия призывал народ обратиться от идолопоклонства к истинному Богу, царь Иосия совершал походы по стране, разрушал высоты и жертвенники, даже посвященные Богу, и приучал народ к тому, что единственным местом жертвоприношения Ягвэ является Иерусалимский храм. Среди деяний этого царя, записанных в летописи, мы узнаём о несколько странной истории. Однажды священник Хелкия доложил царю об обнаружении при ремонте храма священной книги, прочитав которую Иосия был потрясен тем, что народ не живет по заповедям своего Творца, и повелел отныне каждую Пасху собирать весь народ в Иерусалиме и прочитывать вслух ее отдельные главы. Этой книгой оказалась... Тора. Косвенным образом это означает, что в течение довольно длительного времени народ Израиля позабыл о существовании Торы - о ней знали только священники, и народная память примешала к древнему Закону множество суеверий. Так или иначе, но Иосия содействовал возобновлению Закона Моисеева (некоторые исследователи считают, что именно в это время было написано Второзаконие - применение древнего Завета к новым условиям Храма и Иерусалима). Реформы Иосии, направленные на централизацию политической и религиозной жизни, далеко не у всех встретили одобрение. К примеру, провинциальные священники вынуждены были переселяться в Иерусалим, но там они часто не поднимались в служебном отношении выше простых левитов. Вместе с царем начинали ненавидеть и Иеремию, хотя он вовсе не был вдохновителем царя, и понимая всю ненадежность внешних мер в отношении веры, значимых только пока жив царь, продолжал обличать мужей Израиля во всех грехах: " ...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Особенность учения блж. Августина о тропах в Св. Писании заключается в том, что троп для него — не только троп языковой и стилистический, но всякий текст, который может быть понят иначе, нежели то предполагает его буквальный смысл. Блж. Августин говорит прямо, что язык тропов « гораздо обширнее и разнообразнее всяких правил науки. Ибо везде, где говорится одно, а другое разумеется, — везде там есть язык тропов, хотя в науке говорить (риторике), может быть, нет названия того или иного тропа » . На каком основании блж. Августин делает такое заявление? На основании того, что зачастую интерпретатор используют топику тропов для того, чтобы построить иносказание. Так порой в основе иносказания лежит или метафора, или метонимия, или синекдоха, или другие смысловые отношения. Блж. Августин так и пишет: « когда откроется род речи, то откроется вместе и то, что иносказание, составляющее оную, взято или от сходства подобных между собой вещей, или от таких вещей, кои соприкасаются одна к другой по некоторой только близости » . Таким образом, сам по себе текст может и не содержать языковых или стилистических тропов, но, тем не менее, будет восприниматься как троп в зависимости от своих особенностей или от того, как о нем мыслит интерпретатор. На основании вышесказанного можно выделить различные уровни участия тропа в герменевтическом процессе.  I. Первый уровень, на котором мы встречаемся с тропом — уровень автор-текст. Троп появляется тогда, когда автор не хочет называть описываемое явление прямо, но находит для его обозначения другое слово или целое выражение. Как пример можно привести поэтический текст книги Песнь Песней: « шея твоя — как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску » (Песн.7:5). Или слова Христа, обращенные к ученикам: « Я есмь лоза, а вы ветви » (Ин.15:5); « Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской » (Мф.16:16) . На этом уровне мы не можем игнорировать троп, т.к. его создает автор Св. Писания, т.е. он задан самим текстом. Задача толкователя сводится единственно к тому, чтобы верно его интерпретировать. 

http://bogoslov.ru/article/453547

Подготовленная современным исследователем Гюнтером Шульцем книга Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг: Обзор деяний содержит документы, справочные материалы собора и большой библиографический указатель, а также биографические сведения о членах Собора, многим из которых суждено было принять мученическую смерть за исповедание Христа. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийскаго представляют собой ценный путеводитель по собранию канонических правил. Подготовленные в конце XIX века толкования Преосвященного Никодима ценны тем, что в строго церковном духе избегают крайностей фундаментализма или анархизма, основываясь на наследии, как «классических» византийских толкователей, так и на славянской канонической традиции. Курс церковного права протоиерея Владислава Цыпина важен тем, что во-первых, это единственный в России полный курс лекций по данному предмету, а во-вторых, потому что является попыткой суммировать и передать современнику материалы дореволюционных курсов Церковного Права.         Из Алфавитного указателя действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительст-вующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, отно-сящихся к духовному ведомству православного исповедания , составленного С. В. Калашниковым, я использовал статью «Брак», как дающую представление о церковно-правовом статусе таинства в синодальный период. Так же в работе были использованы публикации периодической печати и интернет-изданий, список которых приводится в Списке использованной литературы. ГЛАВА I   Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга? Свт. Григорий Богослов. «Моральная поэма»   Возникновение семейных отношений, установление института брака Семейные отношение в человеческом обществе ведут своё основание со времени сотворения первых людей - то есть наших прародителей Адама и Евы. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею (...)» (Быт. 1:27-28). Таким образом естественный закон семейных отношений положен Богом в самом устройстве человека. Различие между полами - это особый дар Бога людям. В Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским Собором 2000 года, говорится: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении (...) ». Во второй главе книги Бытия Господь Иисус Христос благословляет уже созданый им семейный союз, говоря: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Выражение «и будут два одна плоть», указывает на постоянное единство супругов.

http://bogoslov.ru/article/434998

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 11 особенных миниатюр протоиерея Всеволода Чаплина 10 мин., 27.01.2020 Год назад, 26 января 2020 года скоропостижно скончался известный московский священник, настоятель храма преподобного Феодора Студита протоиерей Всеволод Чаплин . Перед вам – отрывки из его книги «Лоскутки-2», выпущенной в свет при поддержке журнала «Фома» издательством «Даръ». В этой книге автор ответил на многие актуальные вопросы: в чем отличие христианской нравственности от «правил общежития» по Дейлу Карнеги? Как духовнику научить человека самому принимать решение, а не брать благословение на всё на свете? Зачем священников переводят с прихода на приход и как в Церкви проходит отбор будущих пастырей? Однажды, выходя из провинциальной гостиницы, услышал разговор прохожих: «Батюшка. Освящал что-нибудь»... Не лекцию читал, не больного посещал, а именно «освящал»! Вот так нас подчас и воспринимают — как платных требоисполнителей. Не мы ли сами тому виной?! Не мы ли отучили людей от образа священника-учителя, священника-утешителя, священника-миссионера, духовного врача? Что по телевизору, что в быту этот образ просматривается гораздо реже, чем образ с чашей и кропилом... Какими мы выходим из храма в мир? Радостными, готовыми улыбкой и добрым словом свидетельствовать о Христе перед «внешними» людьми, которые озабочены собой и житейской суетой? Или озлобленными, горделивыми, пренебрежительно отталкивающими тех, кого встречаем? Наверное, в ответе на этот вопрос — один из критериев подлинности, правильности нашей духовной жизни и устроения жизни приходской. В Священном Писании дается прекрасное и очень четкое указание о том, как нам надо разрешать споры и конфликты: Если… согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф 18:15–17). Мы же все чаще поступаем прямо наоборот: сначала вываливаем все обвинения в интернет, а лишь потом — причем в самом лучшем случае — пытаемся поговорить с человеком напрямую.

http://foma.ru/loskutki-2-2.html

Следование предписаниям касательно нечистой пищи для иудея имело особое значение. Об этом свидетельствуют, в частности, слова из 1-й Маккавейской книги, описывающей события времен сирийского царя Антиоха Епифана (175–164 гг. до P. X.), когда иудеев пытались принудить к языческим нравам: «многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, – и умирали» ( 1Мак. 1:62–63 ). Во 2-й Маккавейской книге повествуется о семи братьях, которых царь принуждал есть недозволенное свиное мясо, но один из них от имени всех сказал: «Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы». Все семь братьев проявили непоколебимость и один за другим, на глазах матери, приняли жестокую смерть. Вслед за ними скончалась и мать ( 2Мак. 7:1–41 ). Воспитанный на этих рассказах, Петр не мог ответить иначе, когда получил столь неожиданное повеление заколоть и есть то, что считалось нечистым. Ответ Петра на призыв, с которым к нему обращается Бог, выявляет в нем человека, строго соблюдающего иудейские предписания касательно нечистой пищи. Однако Бог трижды произносит слова, которые должны радикально изменить представления Петра о чистоте и нечистоте: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Чтобы понять смысл этих слов, необходимо вспомнить, что святость и чистота в Ветхом Завете понимались прежде всего как отделенность от всего, что является нечистым, несвятым. Фарисеи считали себя «отделенными» от обычных людей, не такими, как прочие ( Лк. 18:11 ). Они прилагали особые усилия для соблюдения ритуальной чистоты, остерегались любых форм осквернения от соприкосновения с чем-либо нечистым, следили за строгим соблюдением гигиенических правил. Евангелист отмечает: «Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» ( Мк. 7:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 6. …И сказал Соломон Господу: ...Ты сделал... Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде... Ты… даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне... Эти вступительные слова молитвы Соломона, объятого сном, обнаруживая в нем совершенную ясность сознания, в то же время, открывают достолюбезную скромность и смирение его духа; ибо не ради себя и своих заслуг надеется он получить милость Божию, а ради отца своего, Давида, который ходил в истине и правде – и с искренним сердцем пред Господом. Ст. 7. …И ныне, Господи, Боже мой!... я отрок малый (Соломон в это время мог иметь не более двадцати лет), не знаю ни моего выхода, ни входа,… т. е. не успел еще выработать себе ясных и твердых правил, с которыми бы мог согласить свое поведение, как в домашних, так и в общественных делах. Ст. 9. …даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло… Эта просьба Соломона была, очевидно, плодом его царственных дум о трудностях правления, которые столь естественны были в молодом царе Израильском, при воцарении над многочисленным народом, и которые, как видно, были главным побуждением для Соломона совершить религиозное путешествие в Гаваон. При всем том, просьба Соломона может служить доказательством необыкновенного благородства и глубокой религиозности его юной души, а равно, и открывает в нем богатые задатки природной мудрости; ибо, забыв о личных своих благах, и о всех других наименее ценных, он сумел испросить себе такое благо, которое по справедливости может быть названо самым высочайшим, какое только может быть даровано Господом человеку, без участия его свободы и помимо личных его заслуг. Некоторые хотели бы упрекнуть Соломона, что он не пожелал от Бога себе святости, которая есть высочайшая из высших благ. Но сколь ни возвышенно это желание, едва ли было бы мудростью со стороны Соломона испрашивать такого блага, которое по самому существу своему не могло быть дано в дар человеку, без его собственных усилий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое» ( Дан. 5:6 ). Здесь, конечно, очень вежливо написано, но что такое «связи чресл ослабели», думаю, достаточно понятно. Когда человек боится, у него неожиданность случается. Достаточно точное описание: гордец, высокомерный, а тут сидит уже в собственной твари – от страха, трясется весь, его такой бьет озноб – ужас, потому что он увидел: над ним повисла некая карающая страшная рука, и он понял, что это гнев Бога, которого он решил оскорбить. «Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве» ( Дан. 5:7 ). Можно себе представить, какой вопль ужаса раздался. Он закричал, чтобы привели опять чародеев, оккультистов и чтобы они все это разгадали. Почему третьим властелином? Потому что он сам являлся вторым властелином, первым был Набонид, его отец, который находился в крепости Барси, он был в состоянии сумасшествия, хотя и считался царем, но фактически правил Валтасар. Багряница – знак царской власти, а золотая цепь – это знак царского достоинства. «И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его» ( Дан. 5:8 ). И снова мы здесь сталкиваемся с тем, что всякая мудрость оккультная, тайная и чародейская ничего не может сделать, когда сталкивается с тайной Бога, когда сталкивается с силой Бога Всемогущего. Не могли объяснить значение, потому что не могли прочитать. А почему не могли прочитать? На этот счет есть разные версии. Текст был написан на еврейском языке, который отличен от сирийского. А не могли прочитать потому, что там было написано особым священным языком, который не был известен Вавилону. И главное, они не могли передать содержание, потому что содержание является таким, что оно проявляется в сокровенной тайне Божией, которую не могут знать те люди, которые служат тьме. То же произошло и с халдеями, обаятелями и гадателями: они не могут прочитать слово Бога. Они не могут его изъяснить – это не в их силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Толстой в особой статье: «Религия и нравственность». Даже признавая справедливость требований социализма, их можно обосновать только на авторитете Евангелия. «Тот, кто хочет разрешить социальный вопрос, говорить Лавелэ, и способствовать его разрешению, должен иметь с правой стороны книги по политической экономии, с левой – сочинения о научном социализме и прямо пред собой – открытые страницы Нового Завета. Политическая экономия играет роль анатомии, – она показывает нам строение человеческого тела, социализм – патологии, описывающей болезни, а Евангелие – это терапия, указывающая лекарства и метод лечения». Но предположим, нравственные основания социализмом найдены и доказаны: природа ли, наука ли доказала и показала высоту, необходимость и обязательность нравственности – любви, справедливости, самоотвержения ради братства и равенства. Нужны ведь и надёжные побуждения к исполнению нравственных правил, нужны и силы для их исполнения. Знать добро не значит ещё непременно его исполнить. Ведь богачи злые и себялюбивые отлично знают, что надобно служить от богатства своего бедным, однако, часто этого не делают. И рабочие прекрасно понимают, что пьянством губить скудный заработок и оставлять семью без хлеба нехорошо, и, однако, это часто делают. Ещё древний языческий писатель метко определил раздвоенность человеческой природы и её стремление ко злу: «Nitimur in vetitum, semper cupimusque negata. Video meliora proboque, deteriora sequor»: «Всегда мы стремимся к недозволенному, всегда желаем страстно того, что воспрещено. Видим прекрасное и одобряем его, а на деле следуем противоположному». Но с необыкновенной ясностью и проникновенностью изображает это св. Апостол: «Знаю, что не лежит во мне, т.е. в плоти моей, доброе, ибо желание добра есть во мне, а чтобы сделать доброе, того не нахожу. Не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим. 7:15–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Четвертое преимущество: чистота церкви и чистое учение ее Ст. 8. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым; нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Смысл этих слов такой: правило (канон) веры и нравов, по которому должно поступать духовному Израилю, в это время так ясно будет определено из слова Божия, что даже простые, необразованные люди – любители истины, и желающие всегда пребывать в общении с церковью, безрассудно не будут уклоняться от пути истины, правил жизни и благочиния церкви. И будет там, т. е. в пустыне ровная, торная дорога и пут. В пустыне встречаются три неудобства: а) она бывает безводна (как в Палестине); б) путь по ней непреложен, неизвестен, так что легко можно заблудиться; в) и путешествие по пустыне не безопасно по причине живущих там зверей. Указательно на эти неудобства Пророк и говорит, что а) пустыня язычников будет изобиловать водами; б) путь правды и жизни ясно будет указан в ней; и в) она будет свободна он злых зверей, т. е. тиранов, гонителей и ложных учителей. Этот путь назовется святым, потому что будет посвящен религии, этим именем будет отделяться от прочих ложных путей не верующих, и один он будет вести к Сиону и к общению с Богом в Сионе, т. е. церкви. По этой дороге не пройдет к Сиону нечистый по учению и нравственности, – не будет принят в общение церкви; а будут ходить по ней только святые, – право верующие и свято живущие. И этот путь спасения будет так прям, хорошо известен всем, любящим истину и поспешающим к Сиону, что даже и необразованные люди не собьются с него, различат его от ложных путей, ведущих к заблуждениям и нечестию. Пятое преимущество церкви: безопасность состояния, освобождение от гонения Ст. 9. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там. В пустыне путь может быть проложен ровный и прямой, с которого нельзя сбиться; но может быть подвержен набегам злых зверей, которые обыкновенно живут в пустыне. Пророк говорит, что на этом пути не только не будет опасности – заблудиться, но не будет и страха от нападения зверей. Это значит, что исповедующие истинную религию, и располагающие свою жизнь по евангельскому учению и правилам церкви в это время будут свободны от насильственного гонения и тирании царей и других кровожадных врагов, которые, по возбуждению сатаны, часто покушаются нападать на церковь Христову и исповедников истинной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

– " Чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его» ( 1Цар.17 ), или по подстрочно-буквальному переводу: neque declinabit cor ejus. 243 Гаремы до сих пор на востоке составляют одно из гнуснейших придворных учреждений, в которых монархи-деспоты теряют последние нравственные и физические силы, погружаясь в грубейший разврат. Поэтому постановление, запрещающее иметь гаремы, понятно само собою. “И чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно“. Чрезмерное накопление богатств могло давать повод, как это видно из истории Соломона, к обширным торговым предприятиям, которые были бы несообразны с истинно народными интересами, содействовало бы развитию неравенства по состоянию и тем нарушило бы основной закон Моисея, установивший социально-экономическое равенство; имело бы несообразную с демократическим строем государства роскошь при дворе и тем отдалило бы царя от народа. «Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников и левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей; дабы научился бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» ( Втор.17:18–19 ). Царь не был законодателем и должен был управлять государством не по своему личному произволу, a по данному закону, с которого он должен был иметь правильный список, чтобы, постоянно имея его перед собою, не уклонялся ни направо, ни налево ( Втор.17:20 ), следовательно вообще должен был править по признанному народом закону. Таким постановлением, говорит Зальшюц, положен был предел деспотизму, в который так легко впадают восточные правительства. 244 Наконец, законодатель дает общее определение отношения царской власти к народу. В восточных монархиях отношение между правителями и народом обыкновенно характеризуется высокомерным презрением со стороны правителя и рабским благоговением со стороны народа. В Моисеевом государстве такое отношение не должно было иметь место; поэтому законодатель требует от царя, “чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его” ( Втор.17:20 ), или, в применении этих слов к правлению, чтобы правил своими подчиненными с кротостью и любовью, не как рабами, но как братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010