Глава 20. Позорный плен Египтян и Эфиопов Предзнаменование о Египте и Эфиопии. Господь повелевает пророку Исаии снять вретище и обувь и так ходить три года, с той целью, чтобы таким действием предназнаменовать или предызобразить позорное пленение Египтян и Эфиопов. Подобные знаменательные (символические) действия употребляли и другие пророки (Иеремия и в особенности Иезекииль), чтобы через то сделать общеизвестным и общепонятным откровение воли Божией ( Иер.27:2 ; Иезек.4; 5 и др.). 1. В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его. (В лето, в неже вниде танафан во азот, егда послан бысть от Арны, царя Ассирийскаго, и воева на азот и взя его). Азот (по еврейскому произношению Ашдод), город в земле Филистимской ( Нав.13:2–3 ), расположенный на берегу Средиземного моря, в древности так был укреплен, что считался неприступным. По свидетельству Геродота, Псамметих, царствовавший в Египте пятьдесят четыре года, в осаде большого города Азота в Сирии (т.е. на сирийском берегу Средиземного моря) провел двадцать девять лет и наконец взял его. Сказав это, Геродот прибавляет: «из всех известных нам городов Азот наидольше выдерживал осаду. 43 Этот же город осаждал могущественный царь Ассирийский Салманассар, но не взял его. Преемник его, Арна (по Еврейскому наименованию Саргон, за 721–702 г. до Р.Х.) послал своего полководца Танафана (по еврейскому произношению Тартана) взять Азот. Танафан осадил город и взял его. После этого Арна имел уже беспрепятственный доступ к Египту и мог угрожать Эфиопии. Вот в это время Господь и предсказывает рабство Египтян через предзнаменование (символическое действие). 2. В то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. (Тогда рече Господь ко Исаии сыну Амосову, глаголя: иди и сверзи вретище со чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих, и сотвори сице, ходя наг и бос).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 37. Утешение Езекии. Молитва его. Погибель Ассирийского войска. Смерть Сеннахирима 1–2. Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень; и послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии, сыну Амосову. (И бысть егда услыша царь Езекиа, растерза ризы и облечеся во вретище, и вниде в храм Господень. И посла Елиакима домостроителя, и Сомну книгочия, и старейшины жречески оболчены во вретища, ко Исаии пророку сыну Амосову). Когда послы царя Езекии окончили переговоры с Рапсаком безуспешно и, возвратившись во дворец, передали царю все гордые, укоризненные и позорные слова ассирийского полководца; то Езекия объят был чувством глубокой скорби и, в знак этого, разодрал одежды и облекся во вретище. Будучи благочестивым, Езекия не предался отчаянно, но немедленно обратился за помощью к Богу. Езекия знал, что нашествие Ассирийцев совершилось за нечестие и неверие отца его Ахаза, – по воле Божией и во исполнение пророчества Исаии (гл.7:10–17 и сл.); а потому, предавая себя в волю Господа, царь посылает и к пророку Божию своих послов, прося его помолиться. Это были Елиаким и Сомнас, которые вели переговоры с Рапсаком и поэтому могли точно передать слова этого гордого полководца Исаии; а кроме них были еще «старейшины, по жречески одетые во вретища», или точнее – «старшие священники, покрытые вретищами». Такое посольство достаточно свидетельствовало и о важности обстоятельства, и о почтении к пророку, а в лице его и к Богу. 3. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить. (И рекоша ему: сия глаголет Езекиа: день печали и укоризны и обличения и гнева днешний день, понеже прииде болезнь рождающей, крепости же не имеет родити). Посланные от царя передавая пророку подлинные слова Езекии, говорили: нынешний день есть день печали – для всего народа, ибо переговоры с опасным врагом не имели надлежащего успеха, – день укоризны – как для царя, так и для Бога, ибо Рапсак презирал власть и осмеивал могущество и того, и другого (ст.4), – день обличения – тех прегрешений, по причине которых наступил этот страшный день, – день гнева – Божия гнева, так как царь и народ поставлены в безвыходное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Исаия естественно желал исправить нравы народа, вразумить его и укрепить в добрых наклонностях. Но быть общественным деятелем, а тем более всенародным обличителем и учителем нельзя, не имея на то права. И вот Господь действительно призывает Исаию и посвящает его на великое и трудное пророческое служение в тот год, когда умер иудейский царь Озия (в 758-й год до Р.Х.). Исаия удостоился откровения божественного в высочайшей степени. Он видел Господа. Это видение не только возвышенное и сосредоточенное духовное состояние, когда внешние чувства прекращают свою обыкновенную деятельность восприятия, не только состояние напряженного внимания, когда вдохновенная мысль невольно облекается в слово и воспринимается так отчетливо, как бы звуки, произнесенные отвне, видение Исаии было таким состоянием восхищенного духа, когда он духовный образ Самого Бога созерцал так живо и отчетливо, как облик внешнего вещественного предмета, как телесное лицо царя, обыкновенно подлежащее восприятию зрения. Господу благоугодно было принять на Себя некий неизреченный образ царя и в таком виде открыть Себя своему избранному слуге – Исаии. Пророк видит Господа, как царя, сидящим на престоле. В древности и обыкновенные цари восседали на высоких и великолепных престолах. Так, Соломон, но свидетельству 2 книги Паралипоминон, сделал «большой престол из слоновой кости, и обложил его чистым золотом, и шесть ступеней к престолу и золотое подножие, к престолу приделанное, и локотники по обе стороны у места сиденья, и двух львов, стоящих возле локотников, и еще двенадцать львов, стоящих там на шести ступенях, по обе стороны. Не бывало такого престола ни в одном царстве» ( 2Пар.9:17–19 ). По свидетельству ассирийских памятников, если не такой великолепный, то также возвышенный престол был у царя Сеннахерима (Шрадер). Подобно тому, Исаия, предстоя Царю-Господу, видит Его сидящим на престоле не только высоком, но и превознесенном: величие престола соответствует и величию царя; а высоте царского достоинства Господа – высота Его трона (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

но вам не придется в них жить; разведете отменный виноград, но не отведаете из него вина!.. (см. Ам 5:10–11). Выслушайте эти слова, вы, что жаждете поглотить бедняков и нищих вконец погубить; вы, что говорите так: вот новолуние пройдет — и мы станем продавать хлеб, пройдет суббота — и откроем амбар, убавим меру, поднимем сикль в цене, станем с неверными весами хитрить, покупать неимущих за серебро, и за пару сандалий — бедняков, а высевки из хлеба продавать! (см. Ам 8:4–6). …Не поколеблется ли от этого земля, не восплачет ли всяк живущий на ней?..” (см. Ам 8:8). “Избранный народ”, если он живет в неправде, имеет перед Яхве не больше прав, чем всякий другой народ. Всечеловеческий пафос Амоса заходит так далеко, что пророк отрицает принципиальную разницу между заботой Яхве об Израиле и о язычниках; история людей повсюду представляет аналогии к знаменитому “исходу” евреев из Египта. “Не таковы ли, как эфиопов сыны, и вы для Меня, Израиля сыны?” — говорит Яхве. “Не Я ли вывел Израиль из земли Мицраим, и филистимлян — из кипрской земли, и арамеев — из Кира?” (см. Ам 9:7). Это не значит, что для Амоса утрачивает силу идея избранничества потомков Авраама; но он видит в избранничестве не привилегию, а ответственность. Его Яхве говорит евреям: “Вас одних признал Я из всех племен земли — потому и взыщу с вас за все беззакония ваши!” (см. Ам 3:2). Младшими современниками Амоса были другие пророки: Осия (Хошеа), описывающий отношение Яхве к Своему народу в глубоко человечных образах любви мужа к неверной жене, и один из трех “великих пророков”Исаия, сын Амоса (Йешай­аху бен-Амоц; не смешивать отца Исаии с его тезкой пророком Амосом!). Книга пророка Исаии в библейском каноне имеет объем 66 глав; из них только первые 35 глав принадлежат историческому Исаии, впервые выступившему с проповедью в 746 г. до Р. Х. Оглядываясь вокруг себя, Исаия видит тревожные и мрачные события второй половины VIII в. до Р. Х.: войну Сирии против израильского колена Ефраим (734–733), завоевание Израиля войсками ассирийского царя Саргона (721), поход Саргонова преемника Санхериба (Сеннахериба, Сеннахирима) под стены Иерусалима (701) — всюду вражда, убийство, страх.

http://pravmir.ru/literature-vethogo-zav...

Св. Василий Великий , как и св. Кирилл, подробно говорит о ложном уповании на всё мирское, а точнее демоническое, и о спасении в обращении к Богу крепкому, Богу Живому. Св. Василий Великий , говоря об остатке Израилевом, обычно указует на слова апостола Павла к Римлянам, где говорится о спасении остатка в последние времена: «И будет, говорит пророк, останок Иаковль к Богу. Очевидно, сие имеет отношение к упоминаемому у апостола останку по избранию благодати ( Рим. 11:5 )» Толк, на пр. Исаию, гл. 10]. Святые отцы, говоря о последних временах, относили это спасение остатка Израилева к обращению иудеев ко Христу во времена антихриста, когда откроется обман лжемессии. Некоторые говорили даже о том, что антихрист сам окажется необрезанным и, таким образом, не только лжемессией, но и лжеиудеем. Представьте себе в христианстве некрещеного патриарха или папу римского! Нехристь – первосвятитель христиан. Этот плевок иудеям – необрезанный язычник-мессия! – и обратит их ко Христу. А как оно будет на самом деле – покажет только история. И, наконец, пророчество Исаии об остатке Израилевом из одиннадцатой мессианской главы книги его пророчеств: И будет в тот день, Ягве снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря ( Ис. 11:11 ). Несмотря на очевидно мессианское значение пророческих слов одиннадцатой главы, прп. Ефрем Сирин рассматривает их историческое исполнение: «Сие относится или к изведению израильтян из Египта, или к избавлению городов Иудейских от Сеннахирима по его падении, или к двукратному изведению иудеев из плена вавилонского; ибо одну часть иудеев из Вавилона вывел Зоровавель, а другую – писец Ездра» Толк, на кн. пр. Исаии, гл. 11]. Во всех трагических исторических обстоятельствах всегда оставалась спасаемая часть народа Божия. Св. Иоанн Златоуст относит эти слова пророка Исаии к мессианскому времени и спасаемым во Христе: «И будет в день оный, приложит Господь показати руку Свою: в день оный, т.е. во время пришествия Христова исполнится это, когда Он, побуждаемый ревностию, опять соберет остаток прочих людей, иже аще останет от ассириов» Толк, на пр. Исаию, гл. 11].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

5.3. Книга пророка Наума Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Книга пророка Наума тоже говорит почти об одной только Ниневии — об Израиле практически ничего здесь не говорится. Но только речь идет о Ниневии уже совсем в ином состоянии: в момент после пленения Израиля. Возвещается окончательный суд над этим городом. Характерной особенностью этой книги и книги пророка Авдия (впрочем, как и Ионы) является то, что там никаких прямых обличений против израильтян, иудеев нет, нет и пророчеств об их будущей судьбе. Правда, поскольку падение Ниневии и разрушение Ассирии есть возвещение мира и безопасности для иудеев, пророк Наум говорит о том, что «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (Наум 1:2-3) и о том, что «благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7-8). То есть, для уповающих, для любящих Он есть покров и утверждение, для врагов Своих Он есть мститель и ревнитель; причем, обратите внимание, что «Он всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию». Интересно, что трижды тут есть указание на это «всепотопляющее наводнение». которое оказалось действительно пророчеством реальных событий, которые потом произошли. И если говорить о времени этих событий, то здесь упоминается о вторжении Ассирии в Египет и пророчествуется о ее разрушении. Таким образом, эти пророчества могли быть произнесены где-то в промежуток между 663 годом, когда Ассирийцы совершили разрушительный поход на Египет, и 612, когда Ниневия была уничтожена. В связи с тем, что Ниневия будет разрушена, Ассирия падет, Иудее говорит пророк так: «Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум 1:15). Снова здесь есть совпадения с книгой пророка Исаии, где говорится о стопах «благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость» (Ис. 52:7), и эти слова в послании к Римлянам относятся к апостолам и благовестникам Евангелия.

http://sedmitza.ru/lib/text/431468/

Подобным образом цари Ассирийские опустошали многие земли, обращали в груду развалин укрепленные города, уничтожали идолов и пр. (гл.37:11,18–19,26). Но гордое могущество Ассирийцев в лице Сеннахерима было сокрушено силою Вседержителя под стенами Иерусалима. «В четырнадцатый год царя Езекии, напал Сеннахерим царь Ассирийский на все укрепленные города иудейские и взял их. И послал царь Ассирийский Рапсака из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии с сильной армией». В виду грозной опасности в этот «день скорби» Езекия просил молитвенного ходатайства пророка Исаии к Богу за себя и за народ. Пророк утешил царя уверением, что грозный царь «возвратится в землю свою». Затем и сам царь обратился к Богу с пламенной молитвой о заступлении. Тогда через пророка Господь Иегова так сказал Езекии о царе Ассирийском: «не подойдет он к городу этому, и не бросит туда стрелы, и не выставит перед ним щита, и не насыплет против него вала. Дорогою, которою пришел сюда, возвратится, и к городу этому не придет, говорит Иегова. Ибо Я покровительствую этому городу, чтобы спасти его... ради Меня, ради Давида раба Моего... И вышел ангел Иеговы и избил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот – все они мертвые трупы. И снял лагерь, и пошел, и возвратился Сеннахерим, царь Ассирийский...» (гл. 36:1–2; 37:21,33–37). 30 Слова оставлен в век соответствует еврейскому выражению: азювот бен ароэр, которое переводится «города Ароерские будут покинуты». При таком сопоставлении выясняется следующее, слово азювот от глагола азав – оставлять, покидать греческие переводчики приняли в значении прилагательного оставленный (вм.мн.ч.): слово ареи мн.ч. от ар или ир – город, при сокращении речи, оставлено без перевода; слово ароэр или арор, происходящее от глагола арар – быть обнаженным, одиноким, служит собственным именем древних Амморейских городов, находившихся на северном берегу реки Арнона и на южной границе колен Гадова и Рувимова ( Втор.2:36; 3:12; 4:48 ; Нав.12:2,13,16 ; Суд.11:26 ), а позднее принадлежавших Моавитянам ( Иер.48:19 ). Но греческие переводчики, вместо ароэр или ар-ор, вероятно читали ад-дор, состоящее из предлога ад – до и сущ. дор – поколение, человеческий век, и разумели, что Дамаск будет оставаться в развалинах в течении семидесяти или ста лет. (ср.гл.23:15). Читать далее Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Автору сих «Экзегетических этюдов» пришлось сопережить такое событие. В конце сентября 1990-го года я крестил двух рабов Божиих в Монастырском озере близ Енисейска. Было прохладно, а во время погружения крещаемых бил град с неба. Когда, выйдя из воды, с новокрещенными мы подымались крутым обрывистым берегом, выглянуло приветливо осеннее солнце, под лучами которого и запечатлены были они даром Духа Святого. Потом на мотоцикле поехали в город. Потом один из новокрещенных, рассказывал как только вышли из воды и далее все время, даже когда мчались с ветром на мотоцикле, изнутри пел голос: «Сын Мой еси ты, Азъ днесь родих тя». Добавлю – сын по благодати. 5.5. Мессианское царство мира. Das Friedensreich Глас Божий и поразительные видения, внезапно настигавшие избранников Израиля, пробуждали пророка за пророком. Их пророческому взору открывалась картина грядущего царства мира на земле, что так удачно выражено немецким словом Friedensreich. Ореол загадки и тайны неизменно сопутствовал этим видениям, видениям, точному толкованию с позиций формальной логики явно недоступным. О горе Ягве и имеющем наступить состоянии мира на земле возвещали два иудейских пророка-современника Исаия и Михей в середине VIII в. до Р.Х. Неизвестно, кто из них первым произнес это пророчество, или они оба основывались на одном древнем пророчестве, бывшем до них. Вот весть пророка Исаии: И будет в последние дни, гора дома Ягве будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Ягве, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Ягве – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать ( Ис. 2:1–4 ). Это же пророчество о горе Ягве и о мире дословно приведено у пророка Михея (4:1–4). Только Михей добавляет к этим словам еще слово о виноградной лозе и о смоковнице:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Здесь дано описание полного оскудения земли израиль­ской вследствие её расхищения и опустошения. Природа по­трясена, растительность исчезает, земля теряет своё плодородие, стада стали добычей победителя, полное опустошение и оскудение поразило плодородную землю, текущую молоком и мёдом. И вот, хотя все это будет, «хотя () смоков­ница не расцветёт, и не будет плода на виноградных лозах, и дело маслины обманет, будет изведён мелкий скот из загона, и крупный скот из стойла (ст. 17), но и тогда, говорит пророк, о Господе (собственно – в Господе) буду радоваться и веселиться о Боге спасения моего (ст. 18)». Вера пророка преодолевает страх бед и несчастий. Успокоение во всех бедах пророк обретает в Боге, как Иегове и своём Боге-Спасителе ( ); как и в стихе 14, это – местоимение первого лица ед. числа, сле­довательно, в лице пророка представляется весь народ. Таким образом, для пророка приносит отраду, успокоение и твёрдую уверенность сознание, что Бог есть Бог Завета, неизменно верный Себе () и Бог-Спаситель, Который избавил Израиля от всех врагов его, поможет ему (ср. напр., выразительные места – 1Цар. 14:6 ; 2Пар. 32:11 ; Пс. 3:8; 17:4749; 139:8 ; Ис. 17:10; 19:20; 49:26; 60:16 ; Иер. 3:23 ; Мих. 7:7 ; Соф. 3:17 ; Зах. 9:9 ). Пророк говорит, что он будет радоваться ( от ) и веселиться ( от ), восторгаться и лико­вать (ср. Пс. 29:11 ; Пс. 34:9; 63:11 ). Так снова возвещает пророк свою крепкую веру в Господа, веру, которая не смотря на ужасы и бедствия народа, пригибающие его к земле, их преодолевает. Но это потому, что свою радость и силу он находит в Боге. Аввакум близок к Исаии в молитвах своего творчества; и, кажется, следующие слова Исаии могут быть наилучшим объяснением ст. 18. «Господь... даёт силу ослабевающему и подкрепляет изнемогающего. Ослабевают юноши и утомляются и находящиеся в полной готовности () падают; а надеющиеся на Господа – обно­вятся в силе (Венск., – получат новую силу), поднимут крылья, как орлы, побегут и не устанут, пойдут и не утомятся» ( Ис. 40:2931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Ис.57:18 . Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сету­ю­щих его. Ис.57:19 . Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Го­с­по­дь, и исцелю его. Обнадеживают сынов Израиля обещанием прощения от Бога и исполнения дарованных Им обетовании. В словах пророка и исцелю его – некоторые, судя по контексту, хотят видеть, именно исцеление от страсти корыстолюбия и исполнение этого пророчества усматривают в строе той первохристианской общины, где «никто ничего не называл своим, а было все общее» ( Деян.4:32 ). Ис.57:20 . А нечестивые – как море взволнован­ное, которое не может успоко­иться и которого вóды выбрасывают ил и грязь. Ис.57:21 . Нет мира нечестивым, говорит Бог мой. Если верующим и, вообще, праведникам Господь обещает мир и светлый радостный покой, как результат чистой совести и исполненного долга, то неверующих и нечестивых, по слову пророка, ожидает как раз обратное – мучительно тяжкое состояние смущенного духа, напоминающее волнение бушующего моря. Результаты такого мрачного душевного настроения неизбежно выразятся у них и во вне, в соответствующих поступках, подобно тому как и волны взбаламученного моря всегда выкидывают на берег грязь и ил. 76 Религиозный синкретизм – соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Прим. ред. 77 Здесь пропущено продолжение славянского текста 17 стиха – «и опечалихся, и пойде дряхл в путех своих.» Совершенно очевиден смысл – не только опечалил нечестивого, но сделал его дряхлым (больным, слабым). Прим. ред. 78 В Славянском переводе – «лихоимание, еже есть идолослужение» – имеет другой смысл. Лихоимство – то есть воровство; в русском же переводе – любостяжание – накопительство. Прим. ред. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Исаии. 4-424 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010