Почитание Краткое Житие Святослава Ярославича помещено в " Книге степенной " начала 1560-х годов  . В " Книге глаголемой Описание о российских святых " (начало XVIII в.) имя Святослава Ярославича помещено среди святых г. Чернигова (иногда без указания города, где он был погребён, иногда место написано неразборчиво); в печатном издании как место погребения ошибочно указан Псков . В святцах поморского наставника Ф. П. Бабушкина начала XIX века память его помещена под 27 декабря . В 1891 году архимандрит Леонид (Кавелин) включил Святослава Ярославича в состав святых, почитаемых в Чернигове, с днём памяти также 27 декабря   . В начале XX века Е. Е. Голубинский внёс память Святослава Ярославича в " Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых " . Канонизация Святослава Ярославича подтверждена включением его имени в 1980-х годах в " Службу всем святым, в земле Российской просиявшим " ). В настоящее время память благоверного князя Святослава Черниговского и Киевского местно чтится 21 мая в Черниговской епархии  . Использованные материалы   Князь Святослав Ярославич. День памяти: 21 мая/3 июня//Официальный сайт Черниговской епархии (архивная копия),   Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 32.   Мнение, что его крестильное имя было Симеон, обосновано в меньшей степени, см.: Литвина, Успенский. 2006. С. 609-610.   См.: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Монастырь св. Симеона в Киеве и русско-немецкие связи 2-й пол. XI в.; Они же. Траектории традиции: Главы из истории династии и Церкви на Руси кон. XI - нач. XIII в. М., 2010, с. 9-20.   Степень 3, гл. 9//Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам/Ред.: Г. Д. Лехофф, Η. Н. Покровский. М., 2007. Т. 1, с. 394-395.   Описание о российских святых. С. 30.   Романова А. А. " Полный месяцеслов " Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3, с. 504.   Голубинский. Канонизация святых. С. 366   Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 360, http://korolev.msk.ru/minea/may3/may3360.html .

http://drevo-info.ru/articles/13681472.h...

Вассиан Рыло, вероятно, в бытность игуменом Троице-Сергиевой Лавры (уп. 1455 до 1456) и архим. Спасским (1466–1467). См. выше, стр. 17, пр. 1. – вел. кн. Василия Ивановича. Фома; вероятный духовник. Первый из Благовещенских протопопов поселяется на духовниковом дворе. Забелин, История г.Москвы, I, 335– 336. Из летописи (П. С. Р. Л. VI, 197) известно, что в 1472 г. духовник вел. кн. Ивана III был протопоп вдовец. Может быть, это и был Фома. Сергий, вероятно, в бытность иноком Троице-Сергиевой Лавры (до 1483 г.), бывший потом архиепископом Новгородским. В Новгородском Трефологии собрания Буслаева сказано, не известно правильно ли исторически: «Сергий архиепископ, бывый прежде отец духовный великого князя, новопоставлен на архиепископство в Великий Новгород». Лет. Рус. Лит., III, стр. 72. Митрофан, архимандрит Андрониковский, 1504. С. Г. Гр. и Д. I, 144, стр. 400. Ему писал Послание преп. Иосиф Волоколамский. Чт. 0. И. и Др. 1847, I, отд. IV 923 ). Василий, протопоп Благовеющенский. 1523 г. С. Г. Гр. и Д. I, 150, стр. 417. – вел. кн. Василия Ивановича. Алексей, протопоп Благовещенский. 1533 г. П. С. P. Л. VI, 270–273, 275. XIII, 2 ч., 412–414. Феодор Бармин, протопоп Благовещенский. 1547–1548 гг. Действует при венчании Грозного на царство; поднимает народ против Глин- ских; постригается в Чудове монастырь. П. С. Р. Л. ХШ, 451 (ср. А. И. I, 41); 455– 456, 458. Соловьев, История, II кн., 41. –царя Ивана Васильевича Грозного. Андрей, протопоп Благовещенский, в монашестве Афанасий, впоследствии митроп. Московский. Вероятный автор Степенной книги и Жития преп. Даниила Переяславского. Как духовник Грозного упоминается с 1552 г. по 1564 г. Васенко, Книга Степенная царского родословия, 204–212 Смирнов, Житие преп. Даниила Переяславского, стр. IX–XII. Симеон, протопоп Благовещенский, в монашестве Симон. О нем в приписке на Служебнике XVI в. Волок. Б-ки 32 (83). Иосиф Опис. ркп. Волок. Б-ки, 9; арх. Леонид Духовники великих князей и царей Моск. Чт. О. И. и Др. 1876, I, 218. Мансветов, Митр. Киириан, 54, пр. 1. Голубинский, История, II, 1, 818, пр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Т. 30. С. 141). Ладанная книга 7127 (1619) г. указывает на существование еще одного придела у храма на рву - прав. Евдокима ( Павлович. 1998. С. 161). Программа строительства храмов Василия III была традиционна: возведение церкви с престолами, посвященными святым и праздникам в воспоминание дней, когда произошли решающая битва или взятие города (напр., не только день взятия Смоленска, но и дни вступления в город и его капитуляции (31 июля и 1 авг.)). Заслуживает внимания гипотеза, согласно к-рой среди построенных «на рву» церквей были поставленные в память о чудесном избавлении М. от нашествия Мехмет-Гирея в 1521 г., когда слепая старица Вознесенского мон-ря увидела «умными очами» исходящих из града рус. святых, выносящих через Фроловские ворота Владимирскую икону Божией Матери и остановивших этот исход ради спасения преподобных Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского; повествование включено во все офиц. летописи XVI в., напр. в Никоновскую (ПСРЛ. Т. 13(1). С. 40), а также в исторические сочинения (напр., в Степенную книгу царского родословия). Следующим «меморативным» храмом «на рву» стал собор в честь Покрова Пресв. Богородицы - главный памятник обетной программы после взятия Казани в 1552 г. В посвящениях его приделов - дни, отмеченные важными событиями Казанского похода: во имя святых Киприана и Иустины (2 окт., взятие Казани); во имя свт. Григория Просветителя (30 сент., взрыв под Арской башней и победа на Арском поле); во имя прп. Александра Свирского и к-польских святых Александра, Иоанна и Павла Нового (30 авг., битва с войском царевича Епанчи). Сложными для истолкования сакральной топографии участками М. были те, где образовался конгломерат плотно расположенных друг к другу церквей, нередко связанных в развитии своей среды с обетным строительством. К таким участкам относится, напр., т. н. Угол - участок крепости Китай-города в районе угловой башни. Возможно, в ландшафте будущий «церковный угол» города был заложен изначально: еще до строительства крепости этот участок входил в состав урочища Вострый конец.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

В кон. XIV - нач. XV в. по заказу властей П.-З. Н. м. была создана древнейшая редакция Жития прп. Никиты Столпника ( Федотова. 2004. С. 289-300). Со 2-й пол. XVI в. в обители начали вести синодик, в который включали имена вкладчиков (ПЗИАХМ. 4206). Его наиболее ранние списки относятся к XVII в. ( Титов. 1903). После решения Стоглавого Собора 1551 г. в обители должна была быть заведена вкладная книга. Помимо переписки богослужебных книг в сер.- 2-й пол. XVI в. близость братии мон-ря к семье царя Иоанна IV Васильевича повлияла на написание и позднейшее копирование ряда историко-лит. текстов, к-рые прославляли обитель. Среди них следует отметить новую (Основную) редакцию Жития прп. Никиты Столпника, в этом тексте время жизни святого отнесено к более раннему периоду. В состав текста Жития вошли записи посмертных чудес прп. Никиты, зафиксированных в XVI в., «Сказание о царском хождении по святым обителям и о его царских чадах и о чудотворной воде от кладезя святого Никиты и о распространении монастыря» и «Сказание о совершении церкви большия Христова мученника Никиты», подробно описывающие неоднократные поездки на богомолье в переславские мон-ри семьи царя Иоанна IV Васильевича ( Федотова. 2005. С. 309-331; Она же. 2007. С. 366-383). Тексты этих произведений использовались при написании «Книги степенной» царского родословия. В ней благодаря деятельности буд. митр. Афанасия самым подробным образом была освещена роль П.-З. Н. м. в богомольных поездках московских Калитовичей ( Усачёв А. С. Степенная книга и древнерус. книжность времени митр. Макария. М.; СПб., 2009. С. 219-221). В 1583 г. в монастырский синодик по царскому указу был включен приказной список опальных за 15 лет (т. н. Синодик опальных), в т. ч. казненных во время опричнины , на поминание душ которых царь Иоанн Грозный прислал в обитель щедрый вклад. В 1903 г. отрывки текста синодика были изданы А. А. Титовым , но с археографической т. зр.- крайне неудачно ( Веселовский С. Б. Исслед. по истории опричнины. М., 1963. С. 351, 353).

http://pravenc.ru/text/2579996.html

567 ...позавиде Владимиру Манамаху... – Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125). С 1113 г. – великий князь киевский. С 1093 г. вел ожесточенную борьбу с половцами, был организатором и участником удачных походов 1103, 1107, 1111 гт. Автор «Поучения» (см.: т. 1 наст. изд.), в тексте которого содержится рассказ о его походах. С Фракией, Халкедонией и Грецией войн не вел. 568 ...на греческого царя Констянтина Монамаха... – Константин Мономах, император Византии с 1042 г., действительно вел войны с Русью. В 1043 г. был заключен союз между Византией и Русью, скрепленный браком родственницы Константина (возможно, даже дочери) со Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Владимир Мономах , родившийся от этого брака в 1053 г., не мог вести войну с императором Константином, умершим в 1055 г. 569 Посылает к нему с великим смирением... – Рассказ о посольстве императора Константина с дарами (царским венцом, скипетром, багряницей и сердоликовой крабицей Августа) заимствован из «Сказания о князьях владимирских» (см.: т. 8 наст. изд.). 570 ...празновав царь... пятдесятный день по Пасце... и всю ту неделю Пянтикостную... – В 1552 г. Пятидесятница (Троица) приходилась на 5 июня. Пянтикостная неделя – первая неделя после Пятидесятницы. 571 ...митрополиту Макарию. – Макарий – инок, позже – архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. С 1526 г. – архиепископ Новгородский (не по избранию новгородцев, а волею великого князя Василия III). После низложения Шуйскими митрополита Иоасафа в 1524 г. был призван на митрополичий престол, который занимал 22 года. Венчал на царство Ивана Грозного в 1547 г. При нем и под его непосредственным началом были созданы Великие Минеи-Четьи и Степенная книга царского родословия. 572 ...мир и любовное целование царице своей Анастасии... – Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (ум. в 1560 г.), первая жена Ивана IV Грозного, дочь окольничьего при Иване III Васильевиче Романа Юрьевича. Была обвенчана с царем в феврале 1547 г. Мать Ивана Ивановича и Федора Ивановича, последнего из Рюриковичей на русском престоле. К первой жене Иван Грозный относился с искренней нежностью, чему есть много исторических свидетельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Католичество принесли на Кавказ миссионеры в XIV в. Его принимали в основном адыг. владетели. В 1-й пол. XV в. в регионе был католич. архиепископ и 2 епископа, действовали католич. церкви и мон-ри. В XVI в. необходимость борьбы с Крымским ханством приводит к развитию военно-политических контактов адыгов с Россией. Приезжающие князья вместе со своими людьми принимают св. Крещение. Никоновская летопись упоминает, что в 1552 г. царь Иоанн IV «черкаских князей отпустил по их челобитию в Черкасы, и крест государю целовали на том, что им со всею землею черкаскою служити государю до своего живота: куды их государь пошлет на службу, туда им ходити», в 1555 г. приехали «из Черкас князи черкаские Сибок-князь да брат его Ацымгук князь Жаженьские, Черкаские государи, да Тутарык-князь, Езъболуев княжей сын; да с Сибоком-князем приехал сын его Кудадик, а людей с ними их полтораста человек. ...И били челом князи Черкаские ото всей земли Черказкие, чтобы государь пожаловал, дал им помочь на Турского городы и на Азов, и на иные городы и на Крымского царя, а они холопи царя и великого князя и з женами и з детми во векы» (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 259). В 1557 г. вновь «приехали князи черкаские» (Там же. С. 283-284). В 1559 г. «приехали из Черкас ко царю великому князю Темирюковы княжиа дети болшово князя из Кабарды Булгерук Мурза да Салнук Мурза бити челом, чтобы государь их жаловал, своих холопей и оборонь учинил от Шевкалского государя» (Там же. Т. 13. 2-я пол. С. 312). «По лете же едином послал государь с воеводами своими попов християньских в Черкасы Карбатиньские по умолению их, яко хотяху креститеся» (Книга степенная царского родословия//ПСРЛ. Т. 21. 1-я пол. С. 672). Летописи являются единственными источниками, по к-рым можно судить о деталях русско-адыг. переговоров. Речь шла о защите от набегов крымских татар. Связи адыгов с Русью устанавливались через ногайских правителей, ориентировавшихся на Русь. Обращение адыгов к Москве не означало их немедленного вхождения в состав России. Включение адыгов в российскую административно-политическую систему началось только после окончания Кавказской войны (1817-1864).

http://pravenc.ru/text/63644.html

Завершается текст 1567 г. Первую публикацию во 2-й пол. XVIII в. осуществил М. М. Щербатов, обнаруживший Царственную книгу (ГИМ. Син. 149). Долгое время создание ЛЛС относили к XVII в. Но водяные знаки бумаги свидетельствуют о том, что памятник был создан в 70-х гг. XVI в., т. е. в годы правления Иоанна IV (Н. П. Лихачёв). Высказывалось мнение, что ЛЛС составляли с 1568 и до сер. 1576 г. в царской книгописной мастерской в Александровой слободе (Клосс) или же что в дек. 1576 г. была завершена только хронографическая часть памятника и активно шла работа над летописной (А. А. Амосов); существует гипотеза, что в его создании принимали участие книжники из митрополичьего или чудовского скриптория, ранее составившие Степенную книгу (Усачёв). Выявлены неск. рукописей, к-рые были непосредственными источниками памятника: «История Иудейской войны» Иосифа Флавия (В. Ф. Покровская), Обол., список Еллинского летописца 2-го вида (Клосс), Томский список Степенной книги царского родословия (Сиренов). Переписчики ЛЛС соединяли фрагменты, заимствованные из источников, практически не изменяя их текст (в этом ЛЛС сходен со Св.1560). По поводу авторства приписок к тексту ЛЛС за период царствования Иоанна IV возникла дискуссия. Согласно одной т. зр., они были сделаны непосредственно царем (Д. Н. Альшиц). По другому мнению, приписки были сделаны лицом из окружения Иоанна IV (Шмидт). Существует также гипотеза, согласно которой приписки к Царственной книге сделал дьяк И. М. Висковатый между 1568 и 1570 гг. (Н. Е. Андреев). Одни исследователи считали содержание приписок тенденциозным (Альшиц, Шмидт), другие - достоверным (Андреев). В 3-й четв. XVI в. составлена общерусская Холмогорская летопись (Холм.), доведенная до 1558 г. («Книга Летописец Киевский и Володимерский и Московский и всех руских князей»), впервые исследованная (в одном списке) Лурье. Более ранний список, кон. XVI в., обнаружен А. В. Лаврентьевым. В начальной части Холм. сходна с Типографской летописью; с сер. XII до кон. XIV в.- со Львов.; с кон.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Комментарии 3. Если концентрация 40Ar в атмосфере составляет 1%, то представляется в высшей степени невероятным, чтобы капля лавы за те несколько секунд, что она летит по воздуху, успела «насытиться» этим газом. ... Алексей Владимирович Гоманьков — 20 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Пересказ похвалы Владимиру Святославичу, известной по «Повести временных лет» (996 г.), от лица русского книжника середины XVI в. Статья и.о. проректора по научно-богословской работе Сретенской духовной академии, заведующего кафедрой филологии Московской духовной академии профессора Владимира Михайловича Кириллина содержит анализ развернутого похвального раздела в житии Владимира Святославича, составленном для «Степенной книги» на рубеже 50–60-х гг. XVI в. В ней выявляется и оценивается характер лексико-фразеологических и структурно-содержательных изменений, привнесенных в текст по сравнению с его литературными источниками, и таким образом определяются идейные задачи составителя жития. Статья Между 1556 и 1564 гг. была составлена полная и весьма пространная агиобиография святого и великого князя Киевского Владимира, крестителя Руси. Вероятно, она предназначалась для беспрецедентного литературного обзора всей истории правления династии Рюриковичей — «Книги степеней царского родословия», в которой и заняла место 1-й «грани» [ПСРЛ 21: 58–137; Степенная книга 2007: 218–339].

http://bogoslov.ru/article/6176826

21. Ч. 1. С. 441; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам/Отв. ред.: Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф: В 3 т. М., 2008. Т. 2. С. 108). Основываясь в т. ч. на этом сообщении, В. О. Ключевский датировал создание 2-й редакции Жития П. 1397-1404 гг. ( Ключевский. С. 88), а Е. Е. Голубинский - периодом после вторичного занятия свт. Киприаном первосвятительской кафедры в 1390 г. ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 354). В совр. научной лит-ре наиболее распространена т. зр., согласно к-рой эта редакция была составлена во время 1-го занятия святителем митрополичьей кафедры в Москве в 1381 г., поскольку на события последующих лет произведение прямых и косвенных отсылок не содержит (эту датировку, впервые предложенную С. П. Шевырёвым ( Шевырев С. П. История рус. словесности. СПб., 18872. Ч. 3. С. 88), поддержали Л. А. Дмитриев , Г. М. Прохоров и др. исследователи). Клосс датировал 2-ю редакцию Жития П. 1395 г. на том основании, что применяемый свт. Киприаном к себе и своим предшественникам, кроме свт. Алексия , титул «митрополит Киевский и всея Руси» не употреблялся до 1391 г., предсказание П. о славном будущем Москвы было увязано автором, по мысли исследователя, с избавлением в 1395 г. Москвы от нашествия Тамерлана, а утверждение агиографа о том, что чудеса у гробницы П. происходят «доныне», связывается ученым со случившимся в том же году исцелением больной женщины ( Клосс. 2001. С. 32-34). Житие 2-й редакции пространнее и содержит риторическое вступление и краткое Похвальное слово в конце (при этом было удалено известие 1-й редакции о том, что П. благословил кандидата на митрополичий престол архим. Феодора, к-рый не стал главой Русской Церкви). Оно задумывалось святителем как часть Службы П., читаемая после 6-й песни канона. Исследователями неоднократно указывалось, что примеры из жизни П. свт. Киприану служили легитимизирующими его деятельность параллелями с фактами его борьбы за митрополию всея Руси во 2-й пол. 70-х - 80-х гг. XIV в., что придало произведению своего рода автобиографический характер (см.: Дмитриев Л.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ КНЯГИНИН В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Княгинин мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Княгинин мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) (Владимирской и Суздальской епархии) во Владимире. Основан в кон. 90-х гг. XII в. супругой кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо блгв. кнг. Марией Шварновной в зап. части средневек. Владимира, у его сев. валов, обращенных к р. Лыбедь. Никоновская летопись и «Книга степенная царского родословия» сообщают, что вскоре после рождения последнего сына Иоанна в 1198 г. кнг. Мария тяжело заболела, возможно, с этим обстоятельством связано ее решение основать обитель. 2 марта 1206 г. она приняла монашеский постриг с именем Марфа, 19 марта 1206 г. скончалась и была похоронена во В. К. м. (гробница находится в Успенском соборе, в правой стене алтаря Благовещенского придела, под сводом ниши). XIII - нач. XX в. В 1200 г. в мон-ре по повелению кн. Всеволода Юрьевича была заложена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, освященная 9 сент. 1202 г. Ростовским еп. св. Иоанном в присутствии вел. князя и его детей Константина Всеволодовича , Георгия (Юрия) Всеволодовича и Владимира Всеволодовича . В 1230 г. в Успенский собор В. К. м. были принесены мощи мч. Авраамия Болгарского , помещенные в каменной гробнице. Успение Божией Матери. Икона из Успенского собора мон-ря. XVII в. Вклад Патриарха Иосифа Успение Божией Матери. Икона из Успенского собора мон-ря. XVII в. Вклад Патриарха Иосифа В 1238 г. мон-рь был разорен монголо-татарами, вскоре возродился и в XIII в. служил усыпальницей представительниц великокняжеской семьи. В Успенском соборе В. К. м. погребены сестра кнг. Марии Шварновны супруга новгородского кн. Ярослава Владимировича Елена (1201), дочь Всеволода Юрьевича и Марии Шварновны Елена (1203), 2-я жена кн. Всеволода Анна, к-рая, по сообщению В. Н. Татищева , приняла постриг во В. К. м. после смерти супруга. Перед иконостасом Рождественского придела, справа, находится гробница супруги св. кн. Александра Ярославича Невского кнг. Александры († 1251) и их дочери кнж. Евдокии, слева - гробница 2-й супруги кн. Александра кнг. Вассы. В XVII в. останки кнж. Евдокии почивали «на вскрытии», вероятно, в XVIII в. они были помещены в одну гробницу с останками матери и оказались под спудом. В сер. XVI в. царь Иоанн IV Васильевич Грозный установил порядок поминовения княгинь и княжон, чьи останки покоятся во Владимире. Архимандрит владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря и протопоп Успенского собора ежегодно служили панихиды: 1 марта - по кнж. Евдокии, 19 марта - по кнг. Марии, 21 авг.- по кнг. Вассе, 3 февр.- по кнг. Анне.

http://pravenc.ru/text/154985.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010