Дан. 3:91 . Тогда царь Навуходоносор изумился, и поспешно встал и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в средину огня связанными? Чрез наказание начальников царю дается вразумление, чтобы он при жизни прославил Бога. Обращается же он с вопросом к вельможам своим, по обвинению и совету которых он бросил трех отроков в огонь печи, для того, чтобы, по получении от них ответа о ввержении ими в печь трех отроков, объявить им и показать [четвертого]. Дан. 3:91, 92 . Они в ответ сказали царю: истинно так, царь. Царь ответил и сказал: вот я вижу четырех мужей несвязанных и ходящих среди огня, и нет им вреда, и вид четвертого подобен Сыну Божию . Снова скажу: о, как мудр огонь, как неизреченно могущество Божие! Узами связаны тела: узы горят, тела не горят. Под четвертым же, вид которого он называет подобным Сыну Божию, мы должны понимать или ангела, как перевели LXX, или, может быть, как большею частию полагают, Господа Спасителя. Но не знаю, каким образом нечестивый царь удостаивается видеть Сына Божия. Поэтому согласно с Симмахом, переведшим: вид же четвертого подобен сынам не Бога, а богов, следует разуметь ангелов, которые весьма часто называются и богами и сынами богов или Бога. Это [сказано нами] применительно к буквальному смыслу. Но в переносном смысле (in туро) этот ангел или Сын Божий прообразует Господа нашего Иисуса Христа, сошедшего в печь ада, в котором были заключены души грешников и праведников, чтобы, не сгорая и не испытывая вреда, избавить заключенных от уз смерти. Дан. 3:93 . Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисак и Авденого, рабы Бога вышнего выйдите и подойдите. И тотчас Седрах, Мисак и Авденого вышли из среды огня. Пораженный страхом, он не чрез вестников обращается к отрокам, а сам зовет их по имени, называя рабами Бога вышнего и прося, чтобы вышли к нему те, которых он связанных бросил в печь. Дан. 3:95 . Блогословен Бог Седраха, Мисака и Авденого, который послал ангела Своего и избавил рабов Своих, веровавших в Него, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 4:16 . Тогда Даниил, имя которому Валтасар, начал безмолвно размышлять сам с собою около часа, и мысли его смущали его. Но царь сказал ему в ответ: Валтасар! да не смущает тебя сон и значение его. Валтасар ответил и сказал. Безмолвствуя Даниил понял, что сон неблагоприятен для царя, и страх сердца выражал в бледности лица, и скорбел о том, кто оказал ему величайший почет. Но не желая показаться ликующим и радующимся в противуположность вражескому царю, он, отклоняя то, что узнал, говорит наконец ему: Господин мой! тем бы, которые ненавидят тебя, сон этот, и врагам бы твоим значение его! Поэтому Навуходоносор видя, что он опасается сказать что-либо худое и неблагоприятное для царя, убеждает его откровенно и верно рассказать то, что он знает, и ничего не бояться. Дан. 4:17 . Дерево, которое ты видел, было высокое и крепкое, и высота его достигала до неба и проч. Не оскорбляя царя, он излагает истину так, что осуждает его по-видимому не за высокомерие, а за могущество. Дан. 4:20 . И пусть он будет в узах железных и медных, среди травы полевой (foris), и орошается росою небесною, и вместе с зверями будет пища его, пока не переменятся над ним семь времен. И выше ( Дан. 4:12 ) написано подобным образом. Не признающие исторического характера возражают нам: каким образом Навуходоносор был в железных и медных узах или кто связал его и заключил в оковы, между тем как ясно, что на всех безумных налагаются цепи, чтобы они не бросались на других с оружием (ferro). Дан. 4:21, 22 . Вот значение определения Всевышнего, которое постигло господина моего, царя. Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с дикими зверями и проч. Строгость приговора смягчает лестными словами, чтобы после предшествовавших несчастий ободрить приятными обещаниями дух устрашенного. Поэтому прибавляет: Дан. 4:23 . Царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Поэтому не признающие исторического характера [этой книги] и утверждающие, что диаволу будет возвращено прежнее достоинство, в особенности ударяют (velificanm) на это место, [говоря], что после мучений, после превращения в зверя, после питания травою и сеном и через семь годовых кругообращений он познает Господа и будет тем, чем прежде был. Но они должны ответить: как согласить с этим то, что ангелы, которые никогда не падали, снова должны быть под начальством того, кто обратился чрез покаяние?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 6:17 . И принесен был один камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим и проч. Запечатал он перстнем своим камень, которым было заграждено отверстие рва, чтобы враги не замыслили что либо против Даниила. Ибо он вверил его могуществу Божию, но, будучи спокоен относительно львов, он имеет опасение по отношению к людям. Запечатал же он и перстнем своих вельмож, чтобы не казалось, что он имеет какое-либо подозрение против них. Дан. 6:18 . И пошел царь в дом свой и лег спать без ужина и проч. Столь велико благорасположение царя, что он не принимал пищи ни днем, ни ночью, и сон не приходил к глазам, но вместе с подвергавшимся опасности пророком сам находился в тревожном состоянии. Но если царь, не знавший Бога, поступает так из-за другого, которого хочет спасти от опасности, то во сколько более мы по причине наших грехов должны посредством пощения и бдений склонять Бога в милосердию. Дан. 6:19 . Тогда царь, вставши при начале рассвета, поспешно пошел ко рву львиному. Рвом (lacum) называет глубокую яму или высохший водоем, в котором кормили львов. Отправляется же поспешно, при начале рассвета, ко рву, полагая, что он [Даниил] жив. По-латыни рвом (lacus) называется скопление пресной воды, как напр. Бенакское и Ларийское озеро и прочие, что греки называют λμνην, то есть небольшим озером (stagnum). Дан. 6:20 . И приблизившись ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила и сказал ему. Сердечное расположение выражает он слезами, и, забыв о достоинстве царя, победитель бежит к пленнику, господин – к рабу. Даниил, раб Бога живого. Называет Богом живым в отличие от богов языческих, которыми служат истуканы умерших людей. Бог твой, которому ты постоянно служишь, возмог ли, по твоему мнению, спасти тебя от львов? Употребляет неопределенное выражение не потому, чтобы сомневался в могуществе Бога, о котором выше сказал: «Бог твой, которому ты постоянно служишь, Сам спасет тебя», но для того, чтобы после того, как Даниил окажется невредимым, чем более это казалось невероятным, темь более было справедливым негодование против князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 6:21 . Царь, во веки живи! Воздает честь почтившему его и молит о вечной жизни для него. Дан. 6:22 . Бог мой послал ангела Своего, и заградил пасть львам, и они не повредили мне и проч. Не ярость львов изменилась, но пасть их и ярость были заграждены ангелом, и заграждены потому, что этому предшествовали добрые дела пророка; так что это было не столько милостию спасения, сколько воздаянием справедливости. Слова же подобного рода произносит всякий святый муж по избавлении от пасти невидимых львов и от рва преисподнего, ибо он верил в Бога своего. Дан. 6:25–27 . Тогда царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится! Мною постановлено определение, чтобы во всем владении и царстве моем боялись и трепетали пред Богом Данииловым. Ибо Он есть Бог живый и пребывающий во веки, и царство Его не разрушится и владычество Его [продолжится] во веки. Он избавителю и спасителю, совершающий знамения и чудеса на небе и на земле и избавивший Даниила из рва львиного. Как некто под Навуходоносором, пишущим языкам и народам, понимал противные силы, так и Дария он истолковывает в смысле призывания всех к покаянию. И спрашивает (или спрашивается): будет ли это в сем мире, или в другом или, может быть, после других миров? Но мы, считая это за вздор и за пустые басни, скажем только следующее: у варварских народов для того совершаются знамения чрез рабов Божиих, чтобы прославлялось служение единому Богу и чествование Его. Дан. 6:28 . И Даниил оставался непоколебимым (perseveravit) до царствования Дария и до царствования Кира Персидского. Таким образом то, что мы читали в конце первого видения: «был же Даниил до первого года царя Кира» ( Дан. 1:21 ), не следует принимать за время жизни его. Ибо в последнем видении мы читаем: «в третий год Кира, царя персидского, открыто было слово Даниилу, называвшемуся Валтасаром» ( Дан. 10:1 ). Но это означает то, что до первого года царя Кира, разрушившего халдейское царство, Даниил имел власть в Халдее, а после того был переселен Дарием в Мидию. Глава VII

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 8:13 . И я услышал одного святого говорящего, и сказал один святой другому кому-то, говорившему. Вместо «другому кому-то», что Симмах перевел чрез τιν ποτε, которому и мы последовали, Акила, Феодотион и LXX поставили самое слово еврейское γελμον. Таким образом, умолчав об имени ангела, он вообще указал на одного кого-либо из ангелов. Насколько времени [простирается] видение о постоянной жертве и грехе совершившегося запустения и [доколе] святыня и сила будут попираемы? Один ангел спрашивает другого ангела: до какого времени по определению Божию будет находиться в запустении храм при Антиохе, царе сирийском, и будет стоять статуя Юпитера в храме Божием соответственно тому, что он присовокупил, сказав: и святыня и сила будут попираемы? Дан. 8:14 . И сказам ему: на две тысячи триста вечеров и утр, и [тогда] святилище очистится. Если мы будем читать книги Маккавейские и историю Иосифа, то найдем в них написанное, что в сто сорок третий год после Селевка, который первый стал царствовать в Сирии после Александра, Антиох вступил в Иерусалим и все опустошил и, снова пришедши через три года, поставил в храме статую Юпитера, и что до Иуды Маккавея, то есть до сто сорок восьмого года, через шесть лет по опустошении Иерусалима, а по осквернении храма через три, исполнилось две тысячи триста дней и три месяца, после чего храм был очищен. Некоторые вместо двух тысяч трехсот [дней] читают две тысячи двести, чтобы не казалось, что остается шесть лет с тремя месяцами. Это место многие из наших относят к антихристу, говоря, что при нем в действительности исполнится то, что прообразовательно совершилось при Антиохе. Добавление же: святилище очистится указывает на времена Иуды Маккавея, который с присоединившимися к нему братьями и родственниками из селения Модина и со многими из народа иудейского победил вождей Антиоха при Еммаусе, который теперь называется Никополем. Услышав об этом, Антиох, восставший против Князя князей, то есть против Господа господствующих и Царя царей, захотел ограбить храм Дианы, имевший драгоценные дары, в области Элимаиде, находящейся в Персии, но также и там потерял войско и был сокрушен не руками, то есть погиб, заболев от огорчения. Вечер же и утро означают последование дня и ночи 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 9:23 . В начале молитв твоих вышло слово, и я пришел, чтобы возвестить [его] тебе, ибо ты муж желаний. Как только ты начал молиться, то тотчас достиг милости Божией, и вышло определение, и я был послан для того, чтобы изложить тебе то, чего ты не знаешь, ибо ты муж желаний или заслуживающий любовь (amabilis) и достойный любви Божией, подобно тому как Соломон был назван Idida или муж желаний, потому что ты заслуживаешь того, чтобы, согласно с твоим желанием, слышать тайны Божии и знать будущее. Итак, вникни в слово и уразумей видение. Если Даниилу говорится: тщательно «вникни " чтобы слышать и уразуметь то, что ты видишь; то что должно делать нам, которых глаза ослеплены мраком неведения и тьмою пороков? Дан. 9:24–27 . Семьдесят седмин сокращены для народа твоего и для святого города твоего, чтобы прекратилось (consummemur) преступление, и окончился грех , и заглажено было беззаконие, и приведена была правда вечная, и завершилось (impleatur) видение и пророчество и помазан был Святый святых. Итак знай и вникни, что от выхода слова о восстановлении Иерусалима до Христа Вождя будет семь седмин и шестьдесят две седмины, и снова обстроятся улицы (plamea) и смены, [но] в трудное время. И после шестидесяти двух седмин будет предан смерти Христос, и не будет Его (народом тот, который отречется от Него), а город и святилище разрушит народ вместе с вождем, который придет, и концом его будет разорение и по окончании войны определенное [для него] запустение. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение (sacrificium). И будет в храме мерзость запустения, и до самого конца (usque ad consummamionem ет finem) продолжится запустение. Так как пророк сказал: Ты вывел народ Твой, и имя Твое было наречено над городом Твоим и над народом Твоим, то Гавриил от лица Бога говорит: не Божий народ, а твой народ, и не святый Божий город, а святый, как ты говоришь, для тебя. Нечто подобное читаем мы в Исходе, когда Бог говорит к Моисею: «сниди...

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 9:5 . Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво и отступили и проч. Так как он один из народа, то перечисляет грехи народа от своего лица, что, как мы читаем, делает и апостол в послании к Римлянам. Дан. 9:7 . У Тебя, Господи, правда, а у нас стыд на лице и проч. Ибо мы справедливо переносим заслуженное нами. Дан. 9:9 . У Тебя, Господа Бога нашего, милосердие и прошение и проч. Так как Господь не только праведен, и милосерд, то о том, о коем выше сказал: «у Тебя, Господи, правда», теперь говорит: «у Тебя, Господи, милосердие», чтобы после решения Его, как Судии, вызвать Его к милости. Дан. 9:11 . И напал на нас. Не весь излил на нас гнев, которого мы не могли бы перенести, но каплю гнева Твоего, чтобы мы, вразумленные чрез наказание, обратились к Тебе. Проклятие и клятва, которые написаны в книге Моисея, раба Божия и проч. В книге Второзакония мы читаем о проклятиях и благословениях ( Втор. 27 ), впоследствии изреченных на горе Гаризине и Гевале, относительно праведников и грешников. Дан. 9:13 . Все это зло постигло нас. Но мы не молились пред лицом Твоим, Господи Боже наш, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и помышлять об истине Твоей. Столь велико было упорство, что, находясь среди бедствий, они не молили Бога, а если и молили, то не молили о том, чтобы обратиться от беззаконий своих. Обращение же от беззакония состоит в Помышлении об истине Божией. Дан. 9:14 . И бодрствовал Господь над злом и привел его на нас и проч. Когда мы наказываемся за грехи, то Бог бодрствует над нами и посещает нас. А когда Бог оставляет и не судит нас и мы бываем недостойными наказания Господня, тогда говорится, что Он спит. Поэтому и в Псалмах читаем: «воста яко спя Господь, и яко... шумен от вина» ( Пс. 77:65 ). Ибо зло и беззаконие наше упояет Бога, а когда мы наказываемся за это, то говорится, что Он пробуждается и восстает от своего упоения, чтобы вас, опьяненных грехом, пробудить для правды. Дан. 9:15 . И ныне, Господи Боже наш, и проч. Припоминает прежнее благодеяние, чтобы вызвать Его на подобного же рода милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Достигши этого, они не будут более предаваться на поругание народам, о которых апостол говорит: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем [и] к миродержателем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф. 6:12 ). Также пришедшего с севера, о котором Иеремия говорит: «от лица севера возгорятся злая на всех обитающих на земли» ( Иер. 1:14 ) и о котором Соломон пишет: «северный ветер самый суровый», Я удалю от вас и изгоню его в землю непроходимую и пустынную, которая не имеет познания о Боге и в которой не обитает Дух Святый. Образ (facies) его будет в море первом и в море последнем, в тех, кои открывают ему дверь грехов и у которых они остаются до последнего времени жизни, и зловоние от него и смрад поднимается также в тех, кои питают великие надежды и падают чрез гордость, ибо никогда человеческая немощность не бывает в безопасности, и чем более мы возрастаем в добродетелях, тем более должны опасаться ниспадения с высоты. Соответственно буквальному смыслу, стаи саранчи более приносятся обыкновенно с юга, нежели с севера, то есть они приходят не из холодных стран (ех frigore), а из теплых; но так как [пророк] говорил об ассириянах, то, уподобляя их саранче, он назвал их севером, чтобы мы разумели не действительную саранчу, приходящую обыкновенно с юга, но чтобы под саранчею понимали ассириян и халдеев. Иоил. 2:21–27 . Не бойся, земля; радуйся и веселись: ибо Господь совершит великое (magnificacit, ut facerem). Не бойтесь, животные страны, ибо краса (speciosa) пустыни произрасла, ибо дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он дал вам учителя правды и будет ниспосылать на вас дождь ранний и поздний, (как) в начале. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся точила вином и елеем, и воздам вам за те годы, которые пожирала саранча, черви, ржа и гусеница, великая сила Моя, которую Я послал на вас. И вдоволь будете есть и насыщаться и восхвалять имя (Господа) Бога вашего, который дивное соделал с нами (вульг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Еже видети путь Египта, то есть, дабы ты узнал, как несправедливо ты поступал, когда обращался в Египет и искал там помощи, презирая Бога спасающего (тебя). Итак, Езекия, когда во время его царствования Ассириянин осадил Иерусалим, не искал помощи Египтян. Напротив, Осия, сын Илы, царствовавший в Израиле, сделал это. В четвертой книге Царств так написано: И успе Ахаз со отцы своими, и погребен бысть со отцы своими во граде Давидове. И воцарися Езекиа сын его вместо его. В лето второенадесять Ахаза царя Иудина, царствова Осиа сын илы в Самарии над Израилем девять лет. И сотвори лукавое пред очима Господнима, обаче неякоже царие Израилевы, иже беша прежде его. И взыде нань Саламанассар царь Ассирийск. И бысть ему Осиа раб и даваше ему дань. И обрете царь Ассирийск во Осии неправду, занеже посла послы к Сигору царю Египетску и не принесе дани Манаю царю Ассирийску лета того. И осади его царь Ассирийский, и связа его в храмине темничней, и взыде в Самарию, и воева ю три лета. ( 4Цар.16:20, 17:1–5 ). Надобно знать, что Ахаз, отец Езекии, когда воевал против него царь Дамасский, купил помощь Египтян деньгами, чем сильно оскорбил Бога. Поэтому говорит: наведу на тя язву, еже видети путь Египта; но еще мало, и престанет гнев, ярость же Моя на совет их. Ибо, как я сказал, они погибли от божественного гнева. Замыслившие же овладеть самым Иерусалимом не достигли своей цели и замысел оказался неосуществимым для них, потому что Бог их предположения обратил в совершенно противоположное. Падут они, говорит, от постигшего их божественного гнева. И Израильтяне не будут иметь нужды ни в каком усилии для этого. Они защитят себя не стрелами луков, не силою рук, не воинским искусством, напротив, победят рукою Бога, поражающего и истребляющего гордый народ, как именно и случилось пострадать Мадианитянам. Ибо соединенными силами войска и целого народа они опустошили почти всю страну иудейскую и, наведя на них нестерпимый ужас, принуждали их удаляться из городов и сел и проводить ночи в чрезмерном страхе на вершинах гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И будут , говорит, равнины или дубравы дворами для стад . Вместо равнин в еврейском стоит Saron . Вся страна вокруг Лидды, Иоппии и Иамнии удобна для пасения стад. Об этом и в Деяниях Апостолов написано: „леса же обратятся в дворы для овец», сообразно с тем, что поется в псалме: глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы ( Пс. 28:9 ), или чащи лесов, чтобы перестали скрываться в них разбойники и звери и ядовитые животные и чтобы места, бывшие некогда [местами] козней и крови, преобразовались в церкви Господни и паслись там стада тем, Кто положил душу за овец Своих. О Нем написано: „Он будет пасти нас во веки“ ( Иез. 34 ). Этот голос Господа, свершающий еленей и открывающий чащи лесов, взывает чрез Иоанна в пустыне: уже секира при корени древа лежит. Всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо ( Мф. 3:10 ). И еще: всяка долина исполнится ( Лк. 3:5 ), о которой и теперь говорится: и долина Ахор местом отдыха для волов и [местом] покоя для народа Моего, который взыскал Меня . О ней и в книге Иисуса, сына Навина, говорится, что там был убит Ахам, который украл из заклятого (anathemate) и из добыч иерихонских, и был убит вместе с домом своим, и так как он привел в смятение народ, то место, на котором он пал, получило наименование Асног , то есть смятения и тревоги ( Нав. 7 ). Таким образом долина Ахор, на которой некогда было проклятие и наказание, будет местом покоя для волов. Изъясняя это, Павел говорит ( 1Кор. 9 ): о волах ли печется Бог ? Не о нас ли Он говорит, ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, молотить с надеждою получить часть. Об этой долине и у Осии таинственно написано: возглаголю в сердце ея , – без сомнения, Иерусалима, – и дам ей притяжание ея оттуду и поляну Ахорову, отверсти смысл ея ( Ос. 2:14–15 ). Ибо долина Ахор для того отдается в обладание волам народа Божия и долины превращаются в дворы для стад, чтобы открывался смысл и познавалась истина Господня. Ст. 11–12. А вас, которые оставили Господа и забыли гору святую Мою, которые ставите стол для судьбы и делаете возлияния на нем, – вас я отчислю для меча и все вы падете чрез заклание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010