Описанные выше события могут неверующим и скептичным людям показаться абсолютно невероятными. Однако верующий человек понимает, что для Бога нет ничего невозможного. «Человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? «Наверное, перед нами сказка», – говорят одни. «Нет, – отвечают им другие, – это – чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы» 7 – замечает А. Десницкий в статье «Иона, неправильный пророк». Следует уточнить: дерево, о котором говорит автор статьи, упоминается в четвертой главе книги пророка Ионы. Оно выросло за одну ночь. Пророк ему очень обрадовался, однако вскоре оно погибло. Иона очень огорчился, «даже до смерти» ( Иона 4, 9 ). Эпизод с быстрым произрастанием и скорейшей гибелью дерева был результатом желания Божия вразумить пророка: он был огорчен проявлением Его милосердия к жителям Ниневии, которые раскаялись в своем нечестии и встали на путь исправления. Господь сказал пророку: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Иона 4, 10–11 ). Примечательно, что на святого пророка Иону ссылался Сам Господь Иисус Христос в Евангелии от Матфея. В беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, Спаситель сказал, что роду лукавому и прелюбодейному не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка ( Мф. 12, 39 ). Далее Господь прямо указал на прообразовательное значение трехдневного пребывания пророка во чреве кита: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 40 ). 1.2. Пророчества о Мессии в книге пророка Амоса Книга пророка Амоса – более по объему, нежели книга пророка Ионы: первая состоит из девяти глав, вторая – всего из четырех. Время пророческого служения Амоса определяется достаточно ясно уже в начале книги: в первом стихе первой главы упоминаются Озия, царь Иудейский (783–742 гг. до Р. Х.), и Иеровоам II, царь Израильский (ок. 793–753 гг. до Р. Х.). Говорится также, что пророк был «одним из пастухов Фекойских» ( Ам. 1, 1 ). Однако можно предполагать, что он не был простым пастухом, а занимался разведением скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Но всё же он попал в Ниневию. Три дня обходил город – он был большой, – проповедуя о гневе Божием. Услышав это, ниневитяне в раскаянии стали взывать к Нему. Они сделали правильные выводы, узнав о надвигающейся угрозе. От царя до раба, от старика до младенца – все постились и плакали, каясь. И не только люди, но и животные: их не кормили, чтобы коровы мычали, овцы блеяли… Стон, плач и рев стояли по всему городу – и Бог услышал ниневитян. Бог простил их. Пророчество не исполнилось. Книга пророка Ионыкнига о величии Божественной любви Книга пророка Ионыкнига о величии Божественной любви. Она завершается словами, которые Господь говорит Ионе: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало… Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 4: 10–11). Вдумаемся в эти слова. Кто такие эти «не умеющие отличить правой руки от левой»? Это дети . Как Господу не заботиться о них?! Но он печется обо всем творении, не только о людях, но и о скоте. А что стоит Господу помирить русских с турками? Это вполне может произойти. Вспомним, какие тяжелые и напряженные отношения у нас были с Китаем еще не так давно, а сейчас успешно развиваются и политические, и экономические, и культурные связи. Богу всё возможно. Господь ищет мира для людей. И мы должны быть благовестниками мира. Когда надвигается какая-то гроза, надо, может быть, перечитать Книгу пророка Ионы, чтобы понять: не так всё страшно, если мы делаем правильные выводы из проявлений Божественного гнева, которые начинают окружать нас. Но если мы не делаем этих выводов, результат может быть самым плачевным. Кстати, Ниневия погибла, пророчество всё же исполнилось, но это произошло через много-много лет, не в том поколении, которое раскаялось. Все империи рушатся рано или поздно, ничто не вечно под солнцем. Меч слова Божия Некоторые люди склонны впадать в милитаристский энтузиазм, совершенно не оправданный с христианской точки зрения. Военные действия всегда обнаруживают наше духовное бессилие. Ведь мы имеем меч обоюдоострый – слово Божие , и мы должны покорять народы светом евангельской проповеди. Если мы этого не делаем, тогда ржавый стальной меч начинает хозяйничать и устанавливать свои порядки. Там, куда мы не несем слово Божие, где не даем возможности понять это слово, изучить это слово, начинает работать закон «кто сильнее». Слово же Божие всегда работает, вот только готовы ли мы проявить усердие в его распространении?

http://pravoslavie.ru/88487.html

Великим постом в храме читаются те страницы Ветхого Завета, в которых предизображено страдание Праведника, смерть и погребение Бессмертного. На Страстной Седмице читается Книга Иова, на первом часе в Великий Четверг и на девятом часе в Великую Пятницу — Книга пророка Иеремии, где описывается, как враги хотели Иеремию отравить: козни врагов пророка — прообраз того, как иудеи искали убить Господа Иисуса Христа. Очень интересна паремия из Книги Иова на вечерне Великой Пятницы: мы воспоминаем Страсти Христовы, мы вчера на утрене и сегодня утром на часах слушали Страстные Евангелия, и вдруг — вторая паремия из Книги Иова рассказывает уже не о страданиях ветхозаветного праведника, а о возвращенном ему Богом благосостоянии: И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц (Иов 42, 12). Толкование здесь двоякое. Во-первых, обрушившиеся на Иова несчастья и, в конце концов, избавление от них и возвращение к заслуженному благоденствию рассматриваются как подобие смерти и воскресения: Иов как бы умирает на какое-то время, а затем воскресает. Во-вторых, слова благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние — говорят о том, что слава Христа после Его Воскресения превзошла Его славу при земной жизни. В храме прочитывается также и неканоническое добавление к Книге Иова, которое отсутствует в еврейской Библии; впервые оно возникло в некоей «сирской книге», затем вошло в текст Септуагинты (греческого перевода Библии семьюдесятью толковниками) и других переводов Библии. После заключительных слов канонического текста и умер Иов в старости, насыщенный днями — «Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь». Паремии Великой Субботы — одни из самых древних чтений, они упоминаются уже в источниках IV века. Большинство из них — предизображения Воскресения. Многие из этих паремий необычно пространны. Например, небольшая Книга пророка Ионы прочитывается полностью. Тридневное пребывание Ионы в чреве китовом и затем его освобождение — прообраз Воскресения тридневного Иисуса Христа. Об этом говорит и Сам Господь: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16, 4). Чтения из 3й и 4й книги Царств заставляют нас вспомнить о древних воскресениях, о пророке Илии, вернувшем к жизни сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 17), и о пророке Елисее, воскресившем мальчика, сына сонамитянки (4 Цар. 4).

http://pravoslavie.ru/75251.html

Великим постом в храме читаются те страницы Ветхого Завета, в которых предызображено страдание Праведника, смерть и погребение Бессмертного. На Страстной седмице читается Книга Иова, на первом часе в Великий Четверг и на девятом часе в Великую Пятницу – Книга пророка Иеремии, где описывается, как враги хотели Иеремию отравить: козни врагов пророка – прообраз того, как иудеи искали убить Господа Иисуса Христа. Очень интересна паремия из Книги Иова на вечерне Великой Пятницы: мы вспоминаем Страсти Христовы, мы вчера на утрени и сегодня утром на часах слушали Страстные Евангелия, и вдруг – вторая паремия из Книги Иова рассказывает уже не о страданиях ветхозаветного праведника, а о возвращенном ему Богом благосостоянии: И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов т тысяча ослиц (Иов. 42: 12). Толкование здесь двоякое. Во-первых, обрушившиеся на Иова несчастья и в конце концов избавление от них и возвращение к заслуженному благоденствию рассматриваются как подобие смерти и воскресения: Иов как бы умирает на какое-то время, а затем воскресает. Во-вторых, слова благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние – говорят о том, что слава Христа после Его Воскресения превзошла Его славу при земной жизни. В храме прочитывается также и неканоническое добавление к Книге Иова, которое отсутствует в еврейской Библии ; впервые оно возникло в некоей «Сирской книге», затем вошло в текст Септуагинты (греческого перевода Библии семьюдесятью толковниками) и других переводов Библии. После заключительных слов канонического текста и умер Иов в старости, насыщенный днями – «Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь». Паремии Великой Субботы – одни из самых древних чтений, они упоминаются уже в источниках IV века. Большинство из них – предызображения Воскресения. Многие из этих паремий необычно пространны. Например, небольшая Книга пророка Ионы прочитывается полностью. Тридневное пребывание Ионы в чреве китовом и затем его освобождение – прообраз Воскресения тридневного Иисуса Христа. Об этом говорит и Сам Господь: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16: 4). Чтения из 3-й и 4-й книги Царств заставляют нас вспомнить о древних воскресениях, о пророке Илии, вернувшем к жизни сына вдовы из Сарепты Сидонской (см.: 3Цар. 17 ), и о пророке Елисее, воскресившем мальчика, сына сонамитянки (см.: 4Цар. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иона прор. - житие Пророк Иона (из малых пророков) (память 22 сентября по старому стилю) Пророк Иона, преемник пророка Елисея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской, к которой во время голода по велению Божию пришел пророк Илия, и у нее не истощались мука и масло. Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала вдова Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить мне грехи мои и умертвить сына моего». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он ожил. Однажды Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние нечестивым жителям города Ниневии. Но Иона не захотел исполнить волю Божию. Но от Бога никто не может укрыться, и, когда Иона плыл на корабле по морю, Господь, желая вразумить раба Своего, поднял великую бурю. Ужас объял корабельщиков, и Иона велел выбросить его в море, и, как только так сделали, буря прекратилась. А пророка Иону по велению Божию проглотил кит, и пробыл Иона в животе у кита три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, непрестанно молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Тогда уже Иона безропотно, благодаря Бога, пошел исполнять волю Его. И грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима. Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12, 40), т. е. тридневной смерти и последующего Воскресения Господа. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иона прор. " .

http://pravicon.com/info-2535

Ион.1:7 .  И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого по­стигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. И сказали друг другу: «пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда» В древнее время было распространенным мнением, что особенные чрезвычайные бедствия постигают людей за какие-нибудь великие грехи ( Иов. 4:8–11, 18:5–21 ). Разделяя это воззрение, корабельщики и решили, что великая буря постигла их за какой-либо чрезвычайный грех кого-либо из присутствовавших на корабле. Узнавать виновника бедствия они стали посредством жребия. Этот обычай существовал у многих народов древности, как языческих, так и у евреев, при этом те и другие верили, что не слепой случай решает дело, а Бог (или боги) владеет жребием ( Нав 7.14 ; 1Цар 10.20–23 ; Деян 1.26 ; Ciceron. De natura deorum, 3:36). «И бросили жребий и жребий пал на Иону». Таким образом, книга пророка Ионы дает понять, что не только бросавшие верили, что жребием руководит Бог , но и в действительности было так. Ион.1:8 .  Тогда сказали ему: скажи нам, за кого по­стигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? Содержит в себе ряд вопросов, с которыми корабельщики обратились к Ионе, после того как жребий указал в нем виновника бедствия. Эти вопросы задавались вероятно с разных сторон и людьми взволнованными, поэтому в них нет строгой последовательности. Первого вопроса: «за кого беда сия?» в некоторых кодексах нет (Cod. 115), а в других (384) он стоит на поле; его следует понимать не как вопрос Ионе о каком-либо третьем лице, а в отношении к нему самому: кто ты такой, скажи? Следующие вопросы касаются происхождения пророка Ионы, его рода занятий и ближайших намерений (последнее ясно из добавления слав. текста: «камо идеши?») Во всем этом корабельщики думали найти что-либо позорящее Иону и объясняющее им, почему жребий пал на него. Ион.1:9 .  И он сказал им: я Еврей, чту Го­с­по­да Бога небес, сотворив­шего море и сушу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книга пророка Ионы глубоко христологична. В ней можно обнаружить множество явных параллелей с текстом Нового Завета. Прежде всего, образ Ионы, помещённого во чрево кита, является прообразом смерти и Воскресения Христа, Его сошествия во ад и выхода оттуда для исполнения Своего мессианского предназначения, то есть спасения человечества (см.: Мф.12:40 ; Лк.11:29–30 ). В Книге пророка Ионы также можно увидеть прообраз Креста Господня. «Из ветхозаветных пророков, предрекавших о Кресте Господнем и Страданиях Его, в службе на праздник Воздвижения названо несколько имён, в частности, упомянут пророк Иона» 188 . Сравнительный анализ этого прообраза достаточно сложен для осмысления, однако он отражает суть Креста и смерти Господа на нём. Сокрытый, таинственный характер этого прообраза обусловлен тем, что современники Ветхого Завета не смогли бы открыто вместить в своё сознание и принять на веру то, что Господь примет на Себя страдания и такую смерть, которая вызывала лишь общественное презрение. Пророк Михей прямо указывает на место рождения Спасителя. Он называет Мессию, Того, Кто придёт избавить народ от власти первородного греха, Единосущным Господом. Тем самым пророк в точности предсказывает раскрытие в новозаветном вероучении Троичных свойств Личности Бога. Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ), – говорит пророк о городе Вифлееме. Хронологическая близость пророчеств ко времени пришествия в мир Спасителя не только всё более точно раскрывает в них образы земного пути Спасителя, но и открывает некоторые подробности Его Второго Пришествия. Так, в Книге пророка Аггея можно обнаружить указание на то, как Господь будет осуществлять Свой праведный Суд во времена окончания бытия этого мира. Ещё раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего ( Агг.2:6–7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому эти слова Спасителя обращены непосредственно к нашему времени. Господь говорит: не дастся им знамение, кроме знамения Ионы пророка. Иона пророк был брошен в море, его поглотил кит, и он три дня был во чреве кита. Христос этим указывает на то чудо, которое Он Сам скоро совершит, то есть будет во чреве земли три дня. И как на третий день Иона был спасен из чрева кита, так и Господь на третий день воскрес. «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». Царица южная, услышав, что в Израиле появился мудрый царь, собрала большой караван и богатые дары и очень издалека, через многие страны поехала только для того, чтобы послушать премудрые слова Соломона, – настолько ей хотелось узнать истину. А Христос говорит: вот здесь, перед вами премудрость больше Соломоновой. И однако люди ее не воспринимают, не хотят, они от нее отталкиваются именно в силу своего лукавства. Они не воспринимают на веру, им нужны доказательства, причем доказательства только чудом. Многие так считают: вот человек творит чудеса. Был больной и стал здоровый – это чудо? Чудо. Значит, он от Бога. А оказывается, нет, потому что Христос как раз и не творил чудес напоказ, чтобы их демонстрировать, как в цирке: вот сейчас на меня грузовик наедет и со мной ничего не будет – следовательно, я прав. Чудо никогда не бывает доказательством истины. Истина объективна и существует сама по себе. Все зависит от сердца человека: принимает он истину или не принимает. Христос во время Своей земной жизни это тоже доказал много раз. Он четверодневного мертвеца воскресил, и все равно не на всех это возымело какое-то действие; одни поверили, а другие не поверили, что Он Сын Божий. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы». Книга Ионы входит в Библию, она очень короткая. В ней говорится, что жители Ниневии проводили грешную жизнь. Господь открыл пророку Ионе, что город будет уничтожен, и послал Иону к ниневитянам призвать их к покаянию. Он пришел к ним и сказал о том, чтó их ждет. И тут произошло чудо: они его послушали. Царь наложил на всех пост, постились даже животные. Все каялись, посыпали головы пеплом, не ели, не пили, молились Богу: Господи, мы больше не будем творить это, Ты только нас прости. И Ниневия устояла. А Иона даже обиделся: как же, Господи? Ты же обещал их уничтожить. Выходит, слово Твое оказалось неправильным?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Некто из мудрых учителей справедливо выразился: " считайте тот день потерянным, в который вы, ради любви к Богу, не победили себя самих (т.е. своеволия своего). " IV. Поучительный пример. П ример этот находим мы не в каком-либо строптивом и своенравном человеке, но в человеке Божьем, ветхозаветном пророке Ионе, который (по казалось бы извинительной причине) уклонялся от исполнения данного ему Богом повеления, и потому претерпевал разные озлобления и печали, пока не покорил собственную волю воле Божественной. Непослушание пророка Ионы. Рассмотрим эту историю, описанную в Библии - в книге озаглавленной: " Книга пророка Ионы. " Воля Божья ясно объявляется Ионе словами: " Встань, иди в Ниневию, город великий , " - это первая часть повеления, а вторая часть: " проповедуй в нем . " Встал Иона и пошел, но не пошел в Ниневию: " Встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня . " Здесь двойное непослушание: в городе, куда был он послан, не только он не проповедовал, но и не пошел туда. Поэтому последовало неожиданно праведное Божье наказание: и море и воздух бурный выступили в сражение против строптивой воли Ионы: " Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться . " Но беглец этот не понял, что волны против него вооружились: " Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул . " Ничего нет горше и ничего нет опаснее, как неизвинительная беспечность. Буря продолжала более и более усиливаться, волны свирепствовали, и сгустившиеся черные тучи сокрыли дневной свет. Корабельщики в страхе и трепете бегали туда и сюда: спускали паруса по причине сильной бури, выбрасывали из корабля тяжелый груз, но ничто не помогало, буря усиливалась и исчезала надежда на спасение. Единственная истинная надежда оставалась им - надежда на Бога: каждый обратился сердечно к Богу. Разбудили спавшего Иону словами: " встань, воззови к Богу твоему " (Ион. 1:7). На общем совещании мореплавателей предложено было бросить жребий, чтобы узнать, за кого из них послал Бог такую беду, и пал жребий на Иону, и на вопрос: Кто он? Иона отвечал: " я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу " (Там же 1:9). Так ли ты, Иона, почитаешь и боишься Бога? Зачем же воле Божьей не повинуешься? Подобно Ионе многие говорят: " боюсь только Бога, " и в тот же час нарушают Его заповеди: " Не пожелай, не отнимай ничего, что принадлежит ближнему " и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Но в приложении к современникам пророка суд не будет иметь характера окончательной погибели. Михей, созерцая грядущее восстановление, говорит, что « Он… не совершит суда надо мною;… выведет меня на свет, и я увижу правду Его. И увидит это неприятельница моя и стыд покроет ее, говорившую мне: " Где Господь Бог твой? " » (Мих. 7:9–10). То есть, когда явится Господь с судом, то все те, кто издеваются над верующими, говорят — «где Бог ваш, почему Он не является заступить вас?» — они будут посрамлены. Михей возносит молитвы перед Богом о заступлении народа и явления ему дивных дел. И здесь произносятся слова, которые я вам время от времени цитировал: « Увидят это народы и устыдятся при всем могуществе своем; положат руку на уста, уши их сделаются глухими; будут лизать прах, как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих; устрашатся Господа Бога нашего и убоятся Тебя» (Мих. 7:16–17). Эти слова тоже, при чисто плотском толковании, могут быть отнесены израильтянами к своим собственным «историческим» врагам. Но, понятно, что под врагами Божиими, конечно, следует понимать бесов (ср. Быт. 3:14) и тех, кто следует путем греха и делает дела дьявольские, а вовсе не какую-то народность. Из книги пророка Михея берутся паремии Рождества Христова: в навечерие на первом часе и на вечерне Рождества, а также в преполовение Пятидесятницы. Глава 5. Книги пророков Авдия, Ионы и Наума Книги пророков Авдия, Ионы и Наума выбиваются из общего ряда, поскольку они практически целиком относятся к другим народам. Но и в других книгах мы видели, что пророчествам о язычниках отведено значительное место. Выясненное уже нами значение таковых пророчеств сохраняется в силе и для книг, к рассмотрению которых мы приступаем. 5.1. Книга пророка Авдия Книга пророка Авдия содержит в себе всего одну главу, состоящую из 21 стиха — это самая маленькая из книг Ветхого Завета. В ней изображается суд Божий над Едомом. О том, когда была написана эта книга, есть два основных мнения. Первое, что она была написана во время вавилонского плена, после того, как был разрушен Иерусалим, и здесь обличаются эдомитяне за сочувствие этому разрушению. Второе мнение, что эта книга была написана еще в IX веке. Согласно последнему мнению Авдий был современником Израильского царя Ахава и Иудейского Иорама, поскольку при нем Идумея вышла из-под власти Иудеи, а союзные войска филистимлян и арабов захватили и разграбили Иерусалим. И в книге, все же, скорее говорится о разграблении Иерусалима, нежели о его разрушении. Сходство тех характеристик, которые даются эдомитянам в книге пророка Амоса, говорит о том, что это, скорее всего, книга допленная. За это говорит и ее место в каноне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010