Часть первая. Начальная история ветхозаветного канона от пророка и законодателя Моисея до пророка Даниила План первой части с разделением на главы Факт собирания священной ветхозаветной письменности до времен царя Иосии, когда найдена была при храме книга Закона Моисеева, послужит исходным пунктом исследования (глава первая). Вторая глава даст разъяснение того, как понимать нахождение книги Закона. Разъяснение это будет сделано, между прочим, в связи с фактом влияния на пророка Иеремию Пятокнижия, причем рассмотрением этого влияния получим подтверждение тем выводам, которые сделаны в первой главе. Отношение к священным ветхозаветным книгам пророков Иеремии и Даниила, а также ответ на вопрос о храмовой библиотеке составит содержание третьей главы. Глава первая. Наличность собирательной деятельности по священной письменности до царя Иосии Краеугольным камнем в собрании священной ветхозаветной литературы является Пятокнижие и книга Иисуса Навина. Иудейское предание всегда считало их ведущими свое начало от тех священных лиц, имена которых эти книги носят. Даже исследователи рационалистического направления, как, например, Фюрст, признают неоспоримым фактом, что предание считает зерном собрания священных книг Пятокнижие и книгу Иисуса Навина в их настоящем виде 5 . С самого начала они пользовались великим уважением. Руководители народа должны были блюсти писанный закон Божий. И написал Моисей закон сей и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам (сынов) Израилевых ( Bmop. XXXI, 9 ). Священники заботятся о распространении закона, о проведении в жизнь его влияния, о снабжении царей списками закона: Когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего ( ) с книги, находящейся у священников левитов ( Bmop. XVII, 18 ). Чтобы оградить писанный Божий закон от святотатственных покушений на его чистоту и целость, законодатель, вверяя его священникам, повелевает положить свой автограф у внешней стороны ковчега завета пред лицем Самого Бога, невидимо восседающего на херувимах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

1.Первая книга Маккавейская Сразу отметим, что пересказ событий Маккавейских книг не входит в задачу этой работы, происходящее рассматривается в той мере, в какой это служит иллюстрацией ряда смыслов, в них заложенных. Уже говорилось о неразрывной связи Ветхого и Нового Заветов, эта связь хорошо видна и при изучении Маккавейских книг и может выглядеть примерно так: «Книга пророка Даниила» - «Маккавейские книги» - «Новый Завет». Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос дважды ссылается на пророчества Даниила, в том числе в главе 24 Евангелия от Матфея и в 13 главе Евангелия от Марка. В свою очередь, в книге пророка Даниила, задолго до произошедшего, были предсказаны события, более подробный рассказ о которых представлен в Маккавейских книгах. Начинается первая книга Маккавейская рассказом о создании государств и новых династий полководцами Александра Македонского, в Египте (Птоломеи) и в Сирии (Селевкиды). Причем эта новая геополитическая реальность названа в Первой книге Маккавейской «умножением зла на земле». И причина здесь не в собственно изменении политического и военного баланса сил в регионе, а совсем в другом. В новой страшной угрозе для иудеев. «И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского» (1 Макк 1:10). О личности Антиоха Епифана немного позже, а пока обратим ваше внимание на тех, кто ожидал и со своей стороны готовил духовную оккупацию отечества. Это так называемая «пятая колонна», состоящая из тех, кто тяготился бременем избранного народа и был готов «за чечевичную похлебку» продать свое первородство. Вполне ожидаемо было узнать, что «сыны беззакония» Израиля оказались представленными образованными людьми, теми, кого принято называть в наше время «элитой общества». Своя миссия на земле зачастую предполагает определенный аскетизм, более суровый «стиль поведения», но человек слаб, и ему сложно долго выдерживать ответственность. Особенно это нелегко «образованным людям», ведь они так долго учились, столько знают и им что, тоже подчиняться заповедям, также как и остальным? А тем более, когда враг рода человеческого шепчет о людской бренности: «между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают не достигнув мудрости» (Иов 4:20-21). Именно отсюда родом философия «желудком думающих» со своим лозунгами: «живи одним днем!» и «любой каприз за Ваши деньги!»

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

И увидел другого зверя, выходящего из земли. Это говорится о великом лжепророке, который будет совершать знамения, чудеса и творить обман ради него (зверя) перед взором людей. Имеющий два рога, подобные агнчим, по видимости человек, но говорящий как дракон, то есть [он] говорит, преисполненный диавольского коварства, и творит на виду у людей, и даже видимым образом оживляет мертвых. Так что и огонь низводит с неба перед взором людей. Однако, как мы уже говорили, [все это только] по видимости. Так же и чародеи [творят] посредством падших ангелов вплоть до сегодняшнего дня. Поставит и золотой образ Антихриста в Иерусалимском храме. И пошлёт падших ангелов и прикажет им: сделайте рабам и свободным знак на чело и на правую руку их: число имени зверя, чтобы с ним они покупали или продавали. И оскорбит Бога, и озлобится, как предрекал пророк Даниил : и поставит, говорит, свой храм между Самарией и горой славной и святой, что в Иерусалиме, воображая себя Навуходоносором. И когда это произойдет, тотчас же вспомнят о том, как Господь предупредил Церковь об ужасах последних времен, сказав: когда увидите мерзость отвращения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет (Мф 24:15). Отвращением же именуется тот, кто прогневил Бога, поставив на Его место идола либо внеся еретические учения в Церковь. Совратитель же – тот, кто явил людям ложные знамения и чудеса, отвращающие от спасения. ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ДАНИИЛА Против пророка Даниила написал двенадцатую книгу Порфирий, утверждая, что книга эта написана не тем, именем которого надписывается, а неким, жившим в Иудее во времена Антиоха, называвшегося Эпифаном, и что не столько Даниил предсказал будущее, сколько тот описал прежде бывшее. Поэтому все то, что он сказал до времён Антиоха, содержит действительную историю, дальнейшие же гадания его, вследствие незнания им будущего, были-де вымышленными. Ему весьма умно отвечали Евсевий, епископ Кесарийский, в трёх книгах, то есть в восемнадцатой, девятнадцатой и двадцатой, и Аполлинарий в одной большой книге, то есть в двадцать шестой, а прежде них отчасти Мефодий . Но так как задачей нашей является не ответы давать на клеветы противника, что потребовало бы длинных рассуждений, а изъяснять то, что сказано пророком для наших, то есть для христиан; то я в предисловии напомню о том, что никто из пророков не говорил столь ясно о Христе. Ибо он не только пишет о пришествии Его, в чём он не отличается от прочих [пророков], но также сообщает, в какое время придёт Он, и располагает царей по порядку, и перечисляет годы, и предуказывает самые ясные признаки.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 11, 19–20; 36, 26–27). Содержание Книги пророка Иезекииля: видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению (Иез. 1–3 гл.); тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима (Иез. 4–24 гл.); обличительные речи против язычников – иудейских соседей (Иез. 25 гл.); жителей Тира (Иез. 26-28 гл.); стихи 13-19 28 главы относятся к дьяволу, олицетворением которого стал тирский царь; пророчества о египтянах (Иез. 29–32 гл.); новые обязанности пророка после падения Иерусалима – утешать и подкреплять (Иез. 33 гл.); Господь – пастырь возрожденного Израиля (Иез. 34 гл.); о наказании Идумеи (Иез. 35 гл.); о возрождении Израиля (Иез. 36 гл.); оживление сухих костей – пророчество о воскресении мертвых (Иез. 37 гл.); апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога (Иез. 38-39); о новом вечном Царстве Божем и о новом храме (Иез. 40–48; см. Откр. 21 гл.). Пророчества последних 14 глав книги Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом евангелиста Иоанна Богослова. Им еще предстоит исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики. Книга пророка Даниила Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. В 4-й год царствования Иоакима, при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (в 606 г. до Р.Х.), юный Даниил попал в вавилонский плен. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Даниилу тогда было от 14 до 17 лет. В школе с ним учились три его друга: Анания, Азария и Мисаил. В течение нескольких лет им предстояло изучить местный язык и разные халдейские науки. При поступлении этих иудейских учеников переименовали в Валтасара, Седраха, Авденаго и Мисаха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.11:19-20,36:26-27).    Содержание Книги пророка Иезекииля:    видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению (Иез. 1-3 гл.);    тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима (Иез. 4-24 гл.);    обличительные речи против язычников — иудейских соседей (Иез. 25 гл.);    жителей Тира (Иез. 26-28 гл.);    стихи 13—19 28 главы относятся к дьяволу, олицетворением которого стал тирский царь (Иез. 28:13-19);    пророчества о египтянах (Иез. 29-32 гл.);    новые обязанности пророка после падения Иерусалима — утешать и подкреплять (Иез. 33 гл.);    Господь — пастырь возрожденного Израиля (Иез. 34 гл.);    о наказании Идумеи (Иез. 35 гл.);    о возрождении Израиля (Иез. 36 гл.);    оживление сухих костей — пророчество о воскресении мертвых (Иез. 37 гл.);    апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога (Иез. 38-39);    о новом вечном Царстве Божем и о новом храме (Иез. 40-48; см. Откр. 21 гл.).    Пророчества последних 14 глав книги Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом евангелиста Иоанна Богослова. Им еще предстоит исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики. Книга пророка Даниила    Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. В 4-й год царствования Иоакима, при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (в 606 г. до Р.Х.), юный Даниил попал в вавилонский плен. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Даниилу тогда было от 14 до 17 лет. В школе с ним учились три его друга: Анания, Азария и Мисаил. В течение нескольких лет им предстояло изучить местный язык и разные халдейские науки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

„В те дни приидет дом Иудин к дому Израилеву и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим“. ( Иер. 3:18 ) 32 . Последние пророки Аггей, Захария и Малахия пророчествуют уже после возврата народа из плена Вавилонского при Зоровавеле и Ездре и Неемии и не помнят никакого различия между Иудой и Израилем, а называют весь народ Палестины Израилем, к которому обращены все увещания и пророчества и обетования 33 . Взоры этих пророков обращены преимущественно на время пришествия Ожидаемого; они предрекают счастие избранным; они видят пред собою образ Того „который грядет Кроткий“, и видят еще предшественника Его, который приуготовит пред ним путь, и которого Малахия 34 в последних словах своей пророческой книги называет Илиею. Книга пророка Даниила занимает особое место в ряду пророческих писаний. Это не пророчество, обращенное к народу обетования, это откровение всему человечеству, имеющему быть объединенным в поклонении в духе и истине Тому, который у Даниила ( Дан. 7:13–14 ) назван „Сыном человеческим грядущим в Ветхому днями“ и Которому „дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится“. Великое это видение, подобное Апокалипсису Св. Иоанна, видит окончание власти языческой, символизированной зверями, и замену ее высшим духовным развитием. Книга пророка Даниила кроме того содержит много исторических сведений и объемлет притом длинный период времени от времен Навуходоносора до времени взятия Вавилона, т. е. от 598 года до Р. Хр. даже до 538 года, т. е. более шестидесяти лет. Обзор пророческих книг прежде всего указывает нам, что очи пророков устремлены на один предмет; все они видят величественный и кроткий, и страдальческий и торжествующий и славный образ Мессии. Все они говорят о будущности тех, кои спасутся, того „остатка“ 35 , который привлек к себе все человечество и разросся в великое древо Христианства. Вот почему, хотя с первого взгляда кажется, что следовало бы изучать пророков больших и малых в хронологическом их порядке, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Последнее упоминание находится в 21-й главе, где изображен эсхатологический град Небесный Иерусалим; в этот град «не войдет ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Откр 21: 27 ). Итак, если во всех остальных книгах Нового Завета книга жизни упоминается всего три раза, то в Апокалипсисе ей уделено гораздо больше внимания. Можно сказать, что в Апокалипсисе представлен полноценный образ книги жизни, в котором можно проследить как преемственность с предшествующей библейской и межзаветной апокалиптической традицией, так и новые богословски значимые черты. 2.2. Преемственность образа книги жизни в Апокалипсисе с предшествующей традицией В Книге пророка Даниила ( Дан 12: 1 ) запись имен в книге жизни, несомненно, обозначает жизнь вечную; то же самое можно увидеть в межзаветной литературе (1 Енох 104–107, Юбил 30, Иосиф и Асенефа 15). В главе I настоящей работы было показано, что с определенной степенью уверенности можно говорить, что и в более ранних ветхозаветных упоминаниях о книге жизни эта идея имплицитно присутствует. Отметим смысловое сходство значения книги жизни у пророка Даниила и в Апокалипсисе. В Книге Даниила образ книги жизни возникает в контексте описания всеобщего воскресения и эсхатологического суда: «…многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан 12: 2 ). Констатируется, что «спасутся… из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» ( Дан 12: 1 ); подразумевается, что не записанные в книге являются грешниками и воскреснут «на вечное поругание». Таким образом, обе вечные участи людей определяются в зависимости от записи их имен в книге жизни. Те же самые идеи развиваются и в Апокалипсисе. Книга жизни раскрывается на эсхатологическом суде. Если имя человека присутствует в книге жизни, он наследует вечное спасение, если нет – осуждение: «…кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» ( Откр 20: 12, 15 ). 2.3. Общие черты с упоминаниями в Новом Завете

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Еще один новозаветный текст, повлиявший на формирование христ. представлений об антихристе,- 2 Фес 2. Здесь говорится о «человеке греха» (2. 3: νθρωπος τς νομας или τς μαρτας в разных рукописных традициях), к-рый появится во времена отступничества (ποστασα). Далее сказано, что он будет превозноситься «выше всего, называемого Богом (περαιρμενος π πντα λεγμενον θεν) или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Здесь, возможно, аллюзия на Дан 11. 36 (LXX): «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества (ψωθσεται π πντα θεν), и о Боге богов станет говорить хульное» ( Yarbro Collins. 1993. P. 108). В Откр 13. 5 и в Дан 8. 10-14 сообщается о продолжительности восстания против Бога, причем в обеих книгах она примерно одинаковая. В Дан 8. 14 этот период состоит из 2300 «вечеров и утр», т. е. 1150 дней, что приблизительно составляет 3,5 года. 42 месяца в Откр 13. 5 также равны 3,5 года. В Книге пророка Даниила указания на этот срок с незначительными изменениями и в различных выражениях присутствуют еще неск. раз (Дан 7. 25; 9. 27; 12. 7; 12. 11 - 1290 дней, 12. 12 - 1335 дней). В Откр 11. 2 говорится, что язычники «будут попирать святой город сорок два месяца». 1260 дней будут пророчествовать 2 свидетеля (Откр 11. 3). В Откр 12. 6 называется 1260 дней, а в Откр 12. 14 - время, времена и полвремени (или 1260 дней в Откр 12. 6), в течение к-рых жена, одетая в солнце, была питаема в пустыне. Книга пророка Даниила наряду с др. ветхозаветными книгами повлияла также на Откр 4-5. Самая явная аллюзия содержится в Откр 5. 11, где сказано, что число «Ангелов вокруг престола и животных и старцев… было тьмы тем и тысячи тысяч» (μυριδες μυριδων κα χιλιδες χιλιδων); здесь почти дословное совпадение с Дан 7. 10: «...тысячи тысяч (χλιαι χιλιδες) служили Ему, и тьмы тем (μριαι μυριδες) предстояли пред Ним». Прор. Даниил. Икона. XVII в. (ГТГ) Прор. Даниил. Икона. XVII в. (ГТГ) В Откровении Иоанна Богослова имеется еще неск. мест, являющихся с большей или меньшей вероятностью аллюзиями на Книгу пророка Даниила: в Откр 20. 12 и Дан 7. 10 сообщается о том, что на суде были раскрыты книги; в Откр 12. 4 и Дан 8. 10 говорится, что в войне против воинства небесного на землю была сброшена часть звезд. В Откр 13. 11 зверь, выходящий из земли, имеет «два рога, подобные агнчим»,- возможно, аллюзия на Дан 8. 3.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Феодотион составил свой перевод (около 160 года по Рождестве Христовом) с Еврейского и Халдейского; у него однако читаются эти прибавления; следовательно они были известны между Евреями, если не на Еврейском, то по крайней мере на Халдейском языке, только не были присоединены к самой книге Даниила, подобно тому как они отделены несколько от нее и в переводе Греческом. В течение своей многолетней жизни (более 80 лет), во время своего служения при дворе могущественных государей, среди постоянных интриг и зависти Даниил без сомнения многое видел, испытал и описал; но не все нашел потребным передавать потомству, как указание путей промысла и руководство в вере. Может быть, к числу таковых не назначенных для потомства описаний принадлежат помянутые прибавления, сохранившияся у чтителей пророка частно, а потом перенесенные в общую сокровищницу любознательности. Нет сомнения, что в сих прибавлениях находятся обстоятельства, не легко примиряемые с достоверной историей и свойствами пророка Даниила; но при этом не следует упускать из виду всех тех сведений, которые сохранила нам древность; напр., если принять во внимание древнее ветхозаветное предание, сохраненное Оригеном (Epistol. ad Africanum) и Блаж. Иеронимом (Commeiit. in Jerem. lib. V), что старцы, судии Сусанны, суть те же лица, о которых упомянуто Иер 29:22 , 878 то легко обяснится резкость речи отрока Даниила к этим недостойным старейшинам; понятна будет холодность к ним народа и доверие к Даниилу; таким образом значительно ослаблена будет кажущаяся несообразность с историей. 745 Слово, которое было к Иеремии о всем народе Иудейском, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, – это был первый год Навуходоносора, царя Вавилонского. 746 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. 747 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

«Сказал бы я, – добавляет в своем толковании святитель Кирилл Александрийский, – что и изобретатель греха, то есть сатана, повсюду распростирающий сети злобы своей, увлекший в заблуждение поднебесную и опутавший ее сетями погибели, теперь пораженный Христом и лишенный владычества над нами, по справедливости мог бы выслушать (слова пророка): «Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум. 3: 19)» с. 239]. Книга пророка Наума за богослужением не употребляется.   Глава 29. Книга пророка Аввакума В Книге пророка Аввакума нет никаких сведений ни о его происхождении, ни о том, где и как он жил. Судя по содержанию пророчеств, они произнесены до нашествия вавилонян. Место книги в каноне Писания свидетельствует о том, что ее написание следует отнести ко второй половине VII beka. Пророк Аввакум упоминается в Книге пророка Даниила, в неканонической ее части, где описывается пребывание Даниила во рву (Дан. 14: 33–38). Ангел переносит Аввакума, несущего похлебку, в ров к Даниилу, чтобы он не погиб от голода. Таким образом, если принять это свидетельство, время служения пророка Аввакума должно простираться и на время плена. Блаженный Иероним и святой Епифаний Кипрский считали, что пророк Аввакум во время нашествия вавилонян бежал в Аравию и потом, после того как был уведен Иеремия в Египет, вернулся снова и проживал в Иудее [см. 89, с. 188]. 29.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным? В первой части книги пророк Аввакум молитвенно вопрошает о том, почему Господь не карает за зло, почему злодеи процветают, а праведники страдают: « Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1: 3–4). Объясняя происхождение этого вопроса, блаженный Феодорит Кирский пишет: «Есть люди, которые весьма огорчаются, видя благоденствие делающих неправду. И одни сомневаются в том, что Бог всяческих промышляет о людях, а другие веруют, правда, учению о Промысле, но недоумевают, почему так устрояются дела человеческие. Приняв на себя мысль последних, чудный пророк Аввакум и недоумение изъявляет, как бы сам желая дознать причину того, что бывает в мире, и предлагает решение недоумения, какое преподала ему благодать Духа» т. 30, c. 21].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010