Большим недостатком Израиля по отношению к соседним народам было то обстоятельство, что после смерти Иисуса Навина у Израиля не было единого руководства. Правда, была единая святыня – Ковчег Завета. Составитель книги нам неизвестен. Скорее авторство книги принадлежит Самуилу, который написал ее к концу своей жизни. Во всяком случае, из той фразы, которая, как лейтмотив проходит через всю книгу, мы можем заключить, что книга была написана после того, как в Израиле появился царь. «В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что казалось ему справедливым», т.е. по сути дела – анархия. Раз говорится о царе, то во время написания этой книги уже была царская власть. Некоторые говорят, что эту книгу написал пророк Илия или другой пророк, живший после Самуила. То, что судьи были личностями историческими и имели реальное бытие, подтверждается в других местах Ветхого Завета и Нового Завета. Это 1 книга Царств, 2 книга Царств, псалом 82, 10–12, Деяния Апостолов и Послание к Евреям (глава 11). И еврейские, и христианские предания подтверждают подлинность книги и включают ее в канон. Книга разделяется на несколько условных разделов. Первый раздел (гл. 1–3) – это политические и религиозные условия жизни во времена Судей. Здесь описываются военные походы колен Иуды, Симеона и Иосифа. Второй раздел непосредственно озаглавливается «Судьи Израиля», это судья Гафаниил, Аод, Сомегар (гл. 3), Девора и Варак (гл. 4 и 5), Гедеон (гл. 6–7), Авимелех (гл.9), Фола и Иаир (гл. 10), Иеффай (гл. 11,12), Самсон (гл. 13,16). И третья часть – дополнение к книге, резко отличающееся по стилистике, по изложению и по тематике. Это идолопоклонство Михи в Ефреме, бесчестье и беззаконие сынов Вениаминовых и гражданская война с ними (гл. 17–21). Ключевым словом к этому всему является «анархия». Слово «судья» переводится так же, как «спаситель». Не смотря на все свои несовершенства, судьи Израиля служат отблесками грядущего Спасителя-Христа. В те смутные тяжелые времена Господь не оставил свой народ и трижды является Ангел Яхве. Первое явление в Бохиме (2, 1): «И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим – дать вам, и сказал Я: «не нарушу завета Моего с вами вовек; И вы не вступайте в союз с жителями земли сей, жертвенники их разрушьте». Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? И поэтому говорю Я: не стану уже переселять людей сих, которых Я хотел изгнать, не изгоню их от вас, и будут они вам петлею и боги их будут для вас сетью. Когда Ангел Господень сказал слова сии сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал». ( Суд. 2:1–4 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Глава третья. Канон ветхозаветных книг Огромная значимость богодухновенных книг Св. Писания в делах веры и благочестия ставила и в ветхозаветные времена, и в новозаветные важный и непростой вопрос; а какие книги считать богодухновенными? Или, иначе, вопрос о каноне священных книг. Семитское слово (кане), как и греческое κανν означало первоначально «тростниковую палку», а потом и вообще «прямую палку». В переносном смысле, это означало все то, что служит к определению, исправлению, выпрямлению других вещей. В итоге, слово канон получило значение «правила, нормы, образца». В отношении к Св. Писанию, канон определяет перечень богодухновенных книг. Многие читатели, не задумываясь, берут в руки Библию , и им кажется самоочевидным, что вот именно эти, а не какие другие книги являются священными. Хотя вопрос возникает уже в силу того, что разные издания содержат различный объем священных книг. А иные, наоборот, не могут отличить библейские книги от другой древневосточной литературы. Постараемся объективно изложить увлекательную и непростую историю канона библейских ветхозаветных книг, отметив в ней особые двенадцать вех. 3.1. Моисей Начало канону священных книг было положено первым богодухновенным писателем – Моисеем в нач. XV в. до Р.Х. (по другой точке зрения – в сер. XIII в. до Р.Х.). При нем, Книга закона была положена во Святом Святых скинии откровения, одесную ковчега Завета. Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Ягве, сказав: возьмите сию книгу закона, положите ее одесную ковчега завета Ягве, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя ( Втор. 31,24–26 ). Положение книги закона одесную ковчега во Святая Святых означало совершенно особое божественное значение этой книги, книги свидетельства Божия народу Израильскому. Книга закона, положенная Моисеем одесную ковчега, и есть Тора, основа божественного откровения Израилю. 3.2. Иисус Навин Завершая свой жизненный путь, Иисус Навин собирает все двенадцать колен сынов Израилевых в Сихеме. Там, на месте, где Аврааму была дана во владение Св. Земля и где он впервые воздвиг жертвенник Богу, Иисус Навин, овладев всей Обетованной Землей, напоминает народу Завет Божий. После обещания народа хранить верно сей Завет, вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень, и положил его там под дубом, который подле святилища Ягве ( Нав. 24:26 ). Таким образом, книга Иисуса Навина была приложена к книге закона Божия, к Торе. В этом составе содержится Священное Писание и поныне самарянами. 3.3. Пророк Самуил

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Предполагают, что первоначальным писателем книги Иова был сам Иов, каковое желание он и выразил в 23–24 стихах 19-й главы. Само содержание книги говорит о том, что мог написать ее только местный человек, участник описываемых событий. Это первоначальное повествование потом было переработано в художественную поэму боговдохновенным писателем из евреев. Иначе оно и не могло попасть в список священных книг. Написана книга Иова на чистом еврейском языке. Позже первоначальную запись об Иове нашли евреи при завоевании Вассана и переписали ее в сборник, вроде «книги Праведного», упомянутого в книге Иисуса Навина ( Нав. 10:13 ). Возможно, что царь Соломон обработал ее в настоящем виде, потому что в книге Иова есть много сходства с другими книгами Соломона – «Притчами» и «Екклесиастом». Иов упоминается в нескольких книгах Священного Писания, как великий праведник. Так, например, в книге прор. Иезекииля Иов ставится наравне с патриархом Ноем и пророком Даниилом ( Иез. 14:14–20 ). Апостол Иаков приводит Иова в качестве примера терпения: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слушали о терпении Иова и видели его конец от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» ( Иак. 5:11 ). Цель книги Иова – показать, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека. Иногда несчастья посылаются и праведникам для большего утверждения их в добре , для посрамления наветов дьявола и прославления правды Божией. Одним словом, книга Иова затрагивает глубокую и трудно понимаемую тему связи между праведностью и наградой, злом и наказанием. Кроме того, книга Иова обладает очень высокими литературными достоинствами. Во время своей болезни Иов высказал важное предсказание об Искупителе и о предстоящем воскресении мертвых: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, а не глаза другого увидят Его» ( Иов. 19:25–27 ). Псалтырь Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтырь является самой драгоценной книгой Ветхого завета. Псалтырь – это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Св. Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

 - Это совершенно верно.  Я часто говорю, что необходимо соединять молитву с чтением  Священного Писания. Очень важно, чтобы это присутствовало в нашей жизни. Например, мы молимся. Когда мы молимся? День и ночь мы молимся. Вообще сказано о непрестанной молитве,  например, в Евангелии от Луки «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, и сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и  предстать пред Сына Человеческого». Это о непрестанной молитве. И о чтении Писания то же самое сказано, что днем и ночью надо читать. Это книга Иисуса Навина «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять то, что в ней написано, тогда ты будешь успешен в делах твоих и будешь поступать благоразумно». Когда мы только молимся и с молитвой не соединяем чтение слова Божия - это монолог. Выше потолка он может не подниматься. Но когда мы с молитвой соединяем чтение Слова Божия -  а Библия  призывает и к непрестанной молитве, и к постоянному изучению Писанию день и ночь - то возникает диалог. В молитве мы обращаемся к Богу, а через Его слово получаем  ответы на те наши вопрошания, с которыми мы обращались, читая те или иные молитвы. -Я больной человек, инвалид II группы. У меня плохое зрение и больное сердце. Читать молитвы не могу, но все время чувствую и помню, что на меня смотрит Господь. Я все время Его чувствую. Можно ли это приравнивать к молитве? Чувствую, знаю, что ты с Богом, что Господь рядом… - Такое состояние, конечно, молитвенное - жить в присутствии Бога. Были  некоторые люди, которые так именно и жили в присутствии Бога. Собственно говоря, этот призыв «непрестанно молитесь» означает:  мы всегда должны помнить, что над нами есть Око Видящее, Ухо Слышащее и книга, в которую записываются наши деяния. И мы знаем, что были люди, которые ходили пред Богом. Так и сказано: Ной ходил пред Богом, Енох ходил пред Богом. Это тот Енох, который живьем был взят на небо и придет обличать антихриста. Авраам ходил пред Богом… Это действительно такое молитвенное состояние, которое может стать непрерывным. Когда человек не просто произносит слова, а он живет с ощущением, что его жизнь протекает с присутствием Бога.  Однажды к преподобному Ефрему (он был очень красив в молодости) пришла блудница. Она выследила, где он остановился, и пришла   в  гостиницу. И  сказала: «Давай с тобой ляжем. Ты мне очень понравился». Он  ей говорит: «Если ты захочешь, я с тобой лягу, только не здесь».  Она говорит: «Где угодно». Он взял, привел ее на городскую площадь, где было много людей, и говорит: «Давай здесь ляжем». Она говорит: «Как? Здесь же люди! Столько народа ходит!». А он говорит: «А я живу в присутствии Бога…». То - есть осознание того, что мы живем  в присутствии Бога, оберегает нашу чистоту.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-01-02-20...

Еще четыре приземистых декорированных камня, по всей видимости, поддерживали столбы, на которых крепился навес. Не исключено, что здесь останавливались царь или судья, о чем свидетельствует фраза из 2 Книги Самуила: " И встал царь и сел у ворот; а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот. И пришел весь народ пред лице царя… " (2 Книга Царств 19:8). Наконец, там же, перед воротами обнаружилась находка, без преувеличения, исторической важности. Это так называемая " арамейская стела " . На базальтовом камне сохранилось тринадцать строк арамейского текста, повествующего о событиях IX — VIII веков, связанных с военными конфликтами между Израильским и Дамасским царствами. Они же, как известно, отражены в библейской Третьей Книге Царств (15:20). Стела была установлена одним из арамейских царей Дамаска, захватившим Дан, имя которого пока неизвестно. В седьмой и восьмой строках упоминаются правившие параллельно израильский царь Иеорам и Ахазия, " царь дома Давида " из Иудеи. Союзники потерпели поражение от Хазаила из Арама-Дамаска. Сведения стелы подтверждают библейскую информацию в Четвертой Книге Царств (4 Книга Царств 8:7-15, 28; 9:24-29). По одной из версий, стела, описывающая победу Хазаила (Азаила), была установлена после взятия Дана в середине IX века. Когда же царь Израиля Иоас, трижды воевавший с арамеями и в конце концов их разбивший, вернул утраченные территории, победоносную кампанию он завершил эффектным жестом — символическим разрушением стелы, поставленной врагом. Как мы видим, раскопки Дана подтверждают библейские тексты, по крайней мере, относящиеся к периоду " Разделенного царства " . Гат: в гостях у Голиафа " Не осталось ни одного из Енакимов в земле сынов Израилевых; остались только в Газе, в Гефе (Гате) и в Азоте. Таким образом взял Иисус (Навин) всю землю… " (Книга Иисуса Навина 11: 22-23); " И послали, и собрали к себе всех владетелей Филистимских и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? И сказали: пусть ковчег Бога Израилева перейдет в Геф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Тогда же появились цитадель и знаменитая система водоснабжения города. Хацор неоднократно разрушали как арамеи, так и ассирийцы. Окончательный удар городу был нанесен в 732 году до н.э. царем Тиглатпаласаром III в ходе кампании, уничтожившей Израильское Царство. Согласно библейскому тексту, жители Хацора были уведены в плен ассирийцами, однако раскопки Ядина позволяют предположить, что какая-то часть населения пережила гибель города и возвратилась на пепелище: в одном из районов удалось найти дома, принадлежавшие одним и тем же людям до ассирийского пожара и после него. В последующие пять столетий какая-то жизнь в городе продолжалось, но только лишь в пределах цитадели. Последнее упоминание Хацора в исторических документах содержится в книге Маккавеев, где говорится, что Йонатан воевал против Деметрия в долине Хацора. Эти события датируются 147 годом до н.э. Часть 2 " В то же время, возвратившись, Иисус (Навин) взял Хацор, и царя его убил мечем (Хацор же прежде был главой всех тех царств). И побили все дышащее, что было в нем, мечем, предав заклятию, как повелел Моисей, раб Господень. Впрочем, всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли израильтяне, кроме одного Хацора, который сжег Иисус Навин " (Книга Иисуса Навина 11:11-13). " И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Газер " (3 Книга Царств 9:15). " Во дни Факея, царя Израильского, пришел Тиглатпаласар, царь ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кадеш, и Хацор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию " (4 Книга Царств 15:29). Раскопки Хацора, начатые в середине 1950-х годов под руководством Йегуэля Ядина, были самыми масштабными за все годы существования государства Израиль. Интерес к городу был продиктован Библией, тем более, что речь шла о завоевании Ханаана — важнейшей вехе истории Израиля. Ядин надеялся открыть не только библейский Хацор, но и предшествовавший ему ханаанейский город.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Один говорил, что сильнее всего вино, а другой говорил, что сильнее царь, Зоровавель же сказал, что сильнее этого женщины, а сильнее всего истина. Когда он, сказав так, остался победителем и получил позволение просить, чего захочет, то стал просить, чтобы освобождены были из плена иудеи и построен Иерусалим. Как он просил так и сделано; пленники были отпущены, потому что тогда исполнилось семьдесят лет гнева Божия. Возвратившихся из плена потомков Иуды и Вениамина и левитов было числом сорок две тысячи человек, коней триста тридцать, лошаков двести сорок пять, верблюдов четыреста тридцать пять, рабов их и рабынь семь тысяч триста тридцать четыре, певцов двести, ослов шесть тысяч семь сот двадцать. Строителями были Зоровавель, Иисус, сын Иоседеков и Неемия; а Ездра, сведущий в законе, принес закон и читал его и устроил все, относящееся к храму и левитам. Он объявил закон и сделал распоряжение, чтобы взявшие чужеземных жен во время плена изгнали их. Все изгнали их и очистились, и совершил он пасху по закону, как написано, также и пост. Этим оканчивается первая книга Ездры.   Вторая книга Ездры (Под 2-ю книгою Ездры здесь разумеется книга Неемии)   В этой книге Ездра говорит о возвращении иудеев из плена так же, как и в первой, кроме рассказа о вопросах. Много говорится об евнухе Неемии; о том, что он просил о построении храма, и что Ездра читал закон, а Иисус, Ануй (сл. Б.: Ванаиа, Неем.8:7) и Саравия толковали его народу. Ездра, читая, научал богопознанию, а народ вникал в смысл читаемого и совершил пасху; в седьмой же месяц совершил пост и праздник кущей, как написано: от дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы (Неем.8:17). Между тем Ездра, увидев, что жены азотские сходятся с евреями, убедил всех дать обещание сохранять закон Божий; изгнал этих жен, как незаконных, и все поклялись соблюдать закон. Таким образом освятившись и очистившись, они праздновали, и затем ушли каждый в дом свой. Об Ездре говорится и то, что, когда книги были потеряны по нерадению народа во время продолжительного плена, Ездра, как любознательный и сведущий чтец, сохранил их все и потом принес их с собою и снова издал, и таким образом сохранил эти книги (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Иисусова молитва: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного – сакраментум, таинство православной молитвы. К ней сводится и ею заменяется всякая молитва . А сама эта молитва может быть сокращена и далее до пяти, трех и даже одного слова – «Иисусе». Только это слово не может быть оставлено – тогда уже нет Иисусовой молитвы, а к этому имени сводится вся наша вера. В конечном счете в сердце христианина остается одно только это имя, и в нем все спасение. 26 Прекрасное богословское рассмотрение имени Иисуса дано в работе современного исследователя книги Иисуса Навина иеромонаха Арсения (Соколова), которую можно рекомендовать интересующемуся этой темой читателю Книга Иисуса, гл. «Имя Иисус»]. Прощаясь со Своими учениками, Иисус говорит им: Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне... Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин. 14, 13; 15:24 ). 8.16. Имя Божие в Ветхом Завете Как слава Ягве, так и имя Божие, не вмещая в себе Бога, как о том говорил св. Григорий Нисский , является не только Его наименованием, но таинственно: Его проявлением в этом мире; Его присутствием; Его силой; и, наконец, Им Самим! Даровав Свое имя людям, Ягве Бог явил и излил Свою любовь к ним. Имя Божие в этом мире – огонь Его любви, воспламеняющий сердца, горящие и не сгорающие пред Богом. Имя Твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят Тебя ( Песн. 1:3 )! Имя Божие как проявление Бога в этом мире Через Свое имя Бог являет Свою любовь миру, народу. Потому столь действенно Его имя и потому столь многоразлично его проявление. Имя Божие любимо. Любящие любят и само имя Возлюбленного. Сказано: И будут хвалиться Тобою, любящие имя Твое ( Пс. 5:12 )! В Возлюбленном всё достойно любви и особенно имя Его. Имя Твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят Тебя ( Песн. 1:3 )! Имя Божие славимо. Славящие Бога славят и имя Его. Святой псалмопевец Давид восклицает: Славлю Ягве по правде Его, и пою имени Ягве Всевышнего ( Пс. 7:8 )! Непрестанным прославлением имени Божия является наше Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Необходимо помнить, что фарисеи, помимо учительной власти, обладали еще и властью судебной: из фарисеев по большей части состояли и верховный суд (синедрион), и местные суды (малые синедрионы). Саму судебную власть фарисеев Иисус не отрицал: Он оспаривал те критерии, по которым фарисеи выносили суд. Обращаясь к фарисеям, Иисус говорил: Не судите по наружности, но судите судом праведным ( Ин. 7:24 ). В этих словах можно увидеть уточнение к тому, что сказано в Нагорной проповеди. Если в Нагорной проповеди слова «не судите» имеют форму универсального запрета, распространяющегося как на учеников Иисуса, так и на Его оппонентов (а среди Его слушателей были и те и другие), то в беседе с фарисеями Иисус лишь указывает на ошибочность подхода фарисеев к исполнению своих судебных полномочий. Выражение «судите судом праведным» является аллюзией на институт судейства, установленный еще законом Моисеевым: Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным ( Втор. 16:18 ). Обращаясь к народу израильскому, Моисей говорит: И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие ( Втор. 1:16–17 ). В течение достаточно долгого времени судьи обладали не только законодательной, но и исполнительной властью: именно они управляли еврейским государством после смерти Иисуса Навина вплоть до избрания первого израильского царя (этому периоду в жизни израильского народа посвящена библейская книга Судей). Повторим: Иисус не оспаривал сам институт судейства, как не оспаривал и другие существовавшие в Его время и унаследованные из прошлого социальные институты. Людям необходим суд для того, чтобы в тех случаях, когда нарушена справедливость, она была восстановлена, когда совершено преступление, виновный был наказан. Но, во-первых, суд должны вершить те, кто имеет на это полномочия; во-вторых, суд должен быть праведным, то есть справедливым, непредвзятым; а в-третьих – и это главное, – никакая даже самая совершенная судебная система не сможет заставить человека отказаться от греховных поступков, реформировать его мышление. Начинать реформу нужно с самого себя: вот почему необходимо вынуть бревно из своего глаза, прежде чем приступать к изъятию сучка из глаза брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

10). Войска противников обратились в бегство, поражаемые градом камней с небес (Нав 10. 11) (возможно, речь идет о метеоритном дожде или об огромном, словно камни, граде - Abel F. M. Les stratagèmes du livre de Josué//RB. 1949. Vol. 56. Р. 333). Далее описывается чудо, совершенное Богом, когда по молитве Иисуса в битве при Гаваоне «остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»» (Нав 10. 13). Этот текст ВЗ подвергается постоянным нападкам со стороны критиков. Тем не менее для автора книги не остается сомнений в чудесном характере описанного явления: «И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав 10. 14). Возможно, в основе этого чуда мог быть природный катаклизм ( Butler T. C. Joshua. Waco (Tex.), 1983. P. 116. (WBC; 7)). В военном эпосе, распространенном на древнем Ближ. Востоке, встречаются упоминания о небесных светилах, к-рые принимают активное участие в баталиях, «сражаясь» на той или др. стороне ( Walton J. H. Josua 10.12-15 and Mesopotamian Celestial Omen Texts//Faith, Tradition and History/Ed. A. R. Millard e. a. Winona Lake, 1994. P. 180-190). Кроме того, небесные светила в культурах древнего Ближ. Востока являются символами языческих божеств, и тогда этот рассказ имеет антимифологическое религ. значение, к-рое подчеркивает силу и непобедимость Бога Израиля ( Dus J. Gibeon: Eine Kultstätte des SMS (Sonne) und die Stadt des benjaminitischen Schicksals//VT. 1960. Vol. 10. Р. 353-374). Книга Праведного (упомянутая также в 2 Цар 1. 18), возможно, представляла некий сборник военных героических поэм, составленный в раннеизраильскую эпоху. Во 2-й половине 10-й гл. описывается захват израильтянами юж. части Ханаана (Нав 10. 21-43). В ходе военной кампании также были взяты Макед, Ливна, Лахиш, Еглон, Хеврон, Давир (Нав 10. 28-39). Царя газерского Горама, пришедшего на помощь Лахишу, постигла та же участь, что и царей захваченных городов (Нав 10.

http://pravenc.ru/text/293947.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010