«Покоривший» – это Бог, Который сначала подчинил природу человеку, а потом, после его грехопадения, объявил, что земля проклята из-за человека. Восстановление утраченных связей возможно только через спасение и преображение человека, которое повлечет за собой спасение и преображение всего тварного миропорядка. 2. Иисус и природа Значительную часть времени Иисус и Его ученики проводили на природе. Большинство чудес было совершено Иисусом на свежем воздухе, будь то улицы городов и сел, пути, связывающие один город с другим, пустынные места, берега Галилейского озера, горы и возвышенности. Многие поучения Иисус также произносил на открытом воздухе: на неназванной по имени горе в Галилее ( Мф. 5:1 ); на ровном месте, сойдя с горы ( Лк. 6:17 ); из лодки, в то время как народ стоял на берегу озера ( Мф. 13:2 ; Лк. 5:3 ); на горе Елеонской ( Мф. 24:3 ). В проповедях, обращенных к ученикам и народу, Иисус часто использует образы, заимствованные из мира природы ( Мф. 6: 26, 28; 13:31–32 ; Лк. 6:43–44; 12:24 ; Ин. 4:35 и др.). Однако эти образы важны не сами по себе – каждый из них становится поводом для раскрытия той или иной духовной истины. В окружающем мире Иисус видит намеки и прямые указания на реальности духовного мира: Он учит слушателей распознавать эти реальности, видеть за феноменами материального мира то параллельное иное бытие, которое пронизывает и одухотворяет его. К этому бытию Он постоянно возводит мысленный взор Своих слушателей, отрывая их ум от того, что представляется для них привычным и обыденным. Нигде в Евангелиях мы не встречаем экзальтированного отношения к природе, восторгов перед красотой флоры и фауны. Мы не видим, чтобы Иисус любовался пейзажами, останавливался посмотреть на закат, садился погладить. кошку или собаку, понюхать цветы. Его отношение к природе – спокойное и трезвое. Он исходит из того, что природа должна прежде всего служить нуждам человека. Когда Он с учениками идет в субботу через засеянные поля, ученики срывают колосья и едят, растирая руками: Он не только не осуждает их за это, но, наоборот, оправдывает перед фарисеями ( Мф. 12:1 ; Мк. 2:23 ; Лк. 6:1 ). Когда Он решает торжественно войти в Иерусалим, Ему приводят осленка, Он садится на него верхом и так въезжает в город ( Мк. 11:7 ; Лк. 19:35 ); у Матфея Иисус садится на ослицу и молодого осла ( Мф. 21:7 ). Если природа не выполняет Свои функции, Иисус наказывает ее: не найдя плодов на смоковнице, Он проклинает ее, и она засыхает ( Мф. 21:19 ; Мк. 11:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Таким образом, идеалистическая теория, как широкая и истинная теория, не отрицает и теории реалистической, а лишь вводит ее в надлежащие границы и дает ей правильный смысл. 310 Но можно ли отождествлять сон с бессознательностью? Григорий Нисский подробно доказывает, что, несмотря на сновидения, во время сна действует только растительная бреянкоу, неразумная (или подсознательная по современной терминологии) часть души. Сновидения же – это только некоторые образы бывшего наяву в сознательной части души, отпечатавшиеся на бессознательной части вследствие «срастворения», почему характер сновидений и свидетельствует о нравственном уровне. Об устроении человека. Глава 13. Mg. 44, 168–170. Рус. пер. С. 124–125. 322 Всего лучше этот термин выяснен в специальном исследовании. G. Teichmuller. Neue Studien zur Geschi-chte der Begone, B, 3. Gotha, 1879. 323 Между тем чисто объективное изучение родовой жизни, применение к ней νους θεωρετικς, нашего спекулятивного, теоретического разума не запрещается, но даже и рекомендуется Златоустом, приглашающим своих слушателей «вычистить своим разумом грязь греховной родовой жизни». Примером такой «чистки» являются многочисленные святоотеческие творения. В этом одна из целей и нашего исследования. 325 См. Cappelmann, Pastoralemedicin, 16, Aufl. Aachen, 1910. S. 148–149. Ссылаясь на книгу Landois «Phy-siologie», Каппельман доказывает, что вообще родовые процессы никогда не могут подчиниться нашей воле, так как никогда не могут быть вызваны ею непосредственно. 326 По этой причине безрезультатны были и все споры, вызванные появлением в августе 1889 г. «Крейце-ровой сонаты» и в апреле 1890 г. послесловия к ней. 331 Ibid. Глава 19–24. Ml. 41, 427, 431, 434. Рус. пер. С. 46–57. Ср.: на Бытие. Книга 9. Глава 10. Рус. пер. С. 152–154. 339 De virgin. 1, 10. Ml. 40, 401: «Virgo nascitur etiam de turpo» («даже и во грехе рождается дева»). 340 De nuptiis et concup. 1, 12. Ml. 44, 420–422. Ср.: De consensu Evang. 2, 1. Contra Faulstum, 23. De Gen. ad. litt. 9, 18. Contra Jul. 5, 12, 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Прем. 4, 6, греческое «tmvcov», латинское «somnis», но в русском почему-то «сожитии». 309   310 Прем. 7, 2. 311 Педагог. 2, 10. Mg. 8, 509-512. Ср.: Плутарх. Sympos. 3, 6; Гиппократ. 19, 2; Плиний. 18, 8. 312 О воскресении. 7; Пир 10 дев. 3, 6. Mg. 18, 49, 57. 313 Творения. Рус. пер. Ч. 3. С. 224. 314 Mg. 4, 27, 28: «??? ?????… ???????? ? ?? ??????????». 315 Об устроении человека. 18. Рус. пер. С. 151. 316 Быт. 4, 1. 317 См., например, Григорий Нисский. Об устроении человека. Глава 12. Рус. пер. С. 115; Mg. 44, 495 и др. 318 ????? ???? ??? ? ??? ??????????? ?????? ??? ?????? ??????? («Священное Писание познанием называет, конечно, и время деторождения»), — пишет Климент Александрийский. С. 3, 12, Mg. 8, 1182, В. 319  New Commentary on Genesis. Edinburgh, 1888. P. 155. 320 Всего лучше этот термин выяснен в специальном исследовании. G. Teichmuller. Neue Studien zur Geschi-chte der Begone, B, 3. Gotha, 1879. 321 Между тем чисто объективное изучение родовой жизни, применение к ней ? ???? ??????????, нашего спекулятивного, теоретического разума не запрещается, но даже и рекомендуется Златоустом, приглашающим своих слушателей «вычистить своим разумом грязь греховной родовой жизни». Примером такой «чистки» являются многочисленные святоотеческие творения. В этом одна из целей и нашего исследования. 322 De civ. Dei. 14, 16. Ml. 41, 424-425. Рус. пер. С. 42. 323 См. Cappelmann, Pastoralemedicin, 16, Aufl. Aachen, 1910. S. 148—149. Ссылаясь на книгу Landois «Phy-siologie», Каппельман доказывает, что вообще родовые процессы никогда не могут подчиниться нашей воле, так как никогда не могут быть вызваны ею непосредственно. 324 По этой причине безрезультатны были и все споры, вызванные появлением в августе 1889 г. «Крейце-ровой сонаты» и в апреле 1890 г. послесловия к ней. 325 Jn. Joh. 41, 12; С. Jul. Pel. 5, 8. 326 Слова эти взяты из «Энеиды» Вергилия (8, 406). 327 О граде Божием. 14, 26. Ml. 41, 434. Рус. пер. Киев, 1882. С. 59. 328 Указ. соч. 14, 23. Ml. 41, 431. 329 Ibid. Глава 19-24. Ml. 41, 427, 431, 434. Рус. пер. С. 46—57. Ср.: на Бытие. Книга 9. Глава 10. Рус. пер. С. 152-154. 330

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

Но подобные несовершенства относятся к вопросам второстепенным и не противоречат богодухновенности Священного Писания. Произведения священных писателей совершенны настолько, насколько это нужно для целей домостроительства спасения людей. Какие же именно книги Священного Писания богодухновенны? Хотя Апостол и называет «всё писание» богодухновенный, но не дает указаний, из каких книг оно состоит. Внешних признаков, по которым можно было бы определить богодухновенность той или другой священной книги, нет. Считать, что только апостольское или пророческое происхождение священной книги является гарантией ее богодухновенности, нельзя, ибо не все священные писатели были апостолами или пророками (евангелисты Марк и Лука – ученики апостолов; нет определенно точных указаний, что послание к Евреям написано апостолом); научные изыскания относительно авторства священных книг не могут быть решающим фактором в вопросе об их богодухновенности. Равным образом и по одним лишь внутренним своим признакам та или иная священная книга с достаточной степенью достоверности не может быть отнесена к числу книг богодухновенных, ибо все эти признаки (высокое достоинство содержания книги, несравнимое превосходство ее силы духа сравнительно с другими произведениями и т. и.) слишком субъективны и не определяют точно, какие из священных книг и что именно в них надлежит признать богодухновенными. Единственным критерием в решении вопроса о том, какие именно священные книги богодухновенны, является священное предание. Согласно этому преданию в канон богодухновенных книг входят следующие книги Ветхого Завета: 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, 11) Третья книга Царств, 12) Четвертая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон, 15) Первая книга Ездры, 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь, 18) Книга Иова, 19) Псалтирь, 20) Притчи Соломоновы, 21) Екклезиаст, 22) Песнь Песней, 23) Книга пророка Исайи, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Плач Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила, 28) Книга пророка Осип, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аггея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

229 . На какие четыре царства распадается монархия Александра Македонского? 230 . В какой стране правила династия Птоломеев? 231 . Каких взглядов придерживалась греко-иудейская партия? 232 . Расскажите о Соломонии и семи ее сыновьях; 233 . Кого Священное Писание впервые называет Маккавеем? 234 . Кого побеждает Маккавейское войско? 235 . Как произошло порабощение Иудеи Римом? 236 . Расскажите коротко об Ироде; 237 . Сколько времени в Иудеи правила династия Иродов? 238 . Кто такие книжники? 239 . Кто такие фарисеи? 240 . Кто такие саддукеи? 241 . Кто такие иссеи? 2 . Ориентация в книгах Священного Писания 1 . В какой главе книги Бытие описаны дни творения? 2 . В какой главе книги Бытие описаны события сотворения человека? 3 . В какой главе книги Бытие описаны события о сотворении жены? 4 . В какой главе книги Бытие описано событие грехопадение человека? 5 . В какой главе книги Бытие описано праведное осуждение Богом Адама и Евы? 6 . В какой главе книги Бытие описаны события строительства Ноем ковчега? 7 . В какой главе книги Бытие описаны события Всемирного потопа? 8 . В какой главе книги Бытие описаны события Вавилонского столпотворения? 9 . В какой книге описана история Иосифа и его двенадцати братьев? 10 . Каким событием заканчивается книга Бытие? 11 . В какой книге описана история праведного Иова? 12 . В какой книге и какой главе описаны события получением Моисеем Десяти Заповедей? 13 . Какова главная тема всех исторических книг? 14 . Какие книги Священного Писания описывают времена судей? 15 . Какая основная идея книги Судей? 16 . Как звучат последние строки книги судей? 17 . О чем рассказывает первая книга Царств? 18 . О чем рассказывает вторая книга Царств? 19 . О чем рассказывает третья книга Царств? 20 . О чем рассказывает четвертая книга Царств? 21 . Какими словами завершается книга судей? 22 . Назовите плод раскаяния царя Соломона; 23 . В чем основная мысль книги Экклессиаст? 24 . Какие книги Священного Писания описывают времена разделения Царств? 25 . Какие книги Священного Писания рассказывают о периоде Вавилонского владычества;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Пророки и учители еврейского народа при жизни своей проповедовали людям о Боге и учили людей истинной вере. Но чтобы люди и после их смерти помнили их наставления и всегда могли научиться истинной вере в Бога, пророки, по повелению Божию, записали свои наставления и поучения в книги. В этих книгах пророки написали, как люди жили и как Господь научил их истинной вере. Чтобы пророки могли в своих книгах записать все правильно, им при написании книг помогал Дух Божий. Потому их книги называются священными книгами. Первые пять книг написаны Моисеем и называются так: 1) Бытие (описана история от сотворения мира до смерти Иакова), 2) Исход (история еврейского народа от рождения Моисея до дарования евреям закона на горе Синайской), 3) Левит (о богослужении и праздниках еврейских), 4) Числа (исчисление народа еврейского и сорокалетнее странствование евреев в пустыне), 5) Второзаконие (повторение закона Божия и смерть Моисея). Дальше священные книги следуют такие: 6) книга Иисуса Навина (описывается завоевание под начальством Иисуса Навина земли Ханаанской и разделение ее между евреями), 7) книга Судей (описывается жизнь еврейского народа под управлением судей), 8) книга Руфь (описывается история Руфи), 9) 1-я книга Царств (описывается история еврейского народа от Самуила до смерти царя Саула), 10) 2-я книга Царств (описывается царствование Давида), 11) 3-я и 12) 4-я книги Царств (описывается история еврейского народа от Соломона до падения царства Иудейского), 13) 1-я и 14) 2-я книги Паралипоменон (добавление к книгам Царств), 15) книга Ездры (описывается возвращение евреев из плена вавилонского в построение храма), 16) книга Неемии (описывается построение города Иерусалима после плена вавилонского), 17) книга Есфирь (описывается спасение еврейского народа от опасности во время плена), 18) книга Иова (описывается история и страдания Иова), 19) Псалтирь (содержатся псалмы Давида ), 20) книга Притчей царя Соломона, 21) книга Екклезиаста или Проповедника (того же царя Соломона), 22) книга Песни песней Соломона, 23) книга пророка Исаии, 24) книга пророка Иеремии, 25) книга пророка Иезекииля, 26) книга пророка Даниила, 27) книга пророка Осин, 28) книга пророка Иоиля, 29) книга пророка Амоса, 30) книга пророка Авдия, 31) книга пророка Ионы, 32) книга пророка Михея, 33) книга пророка Наума, 34) книга пророка Аввакума, 35) книга пророка Софонии, 36) книга пророка Аггея, 37) книга пророка Захарии, 38) книга пророка Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

33:13–23 (о ходатайстве Моисея за народ и просьбе его явить ему славу Божию) – на вечерне Великой Пятницы и 6 августа (с добавлением 34:4–8); 34:1–5, 9, 10, 16, 34, 35 (о Богоявлении Моисею) – на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Из Книги Левит: 12:1–8 (об очищении матери после рождения ребенка) используется в качестве паремии в день Сретения Господня; 26:3–12, 14–17, 19–23 (обетования за исполнение и угрозы за нарушение законов Божиих) – в день церковного новолетия (1 сентября). Из Книги Числа употребляются следующие фрагменты: 11:16–17, 24–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин и освящении их действием Духа Божия) – в день Пятидесятницы; 24:2–9, 17–18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) – на вечерне Рождества Христова. В качестве паремийных чтений из Книги Второзаконие берутся следующие отрывки: 1:8–17; 10:1–5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) – в Неделю святых отец и 1 января (святителя Василия Великого ); 4:6–7, 9–15; 5:1–6, 10–23, 25, 26 и 6:3–5, 13, 18 (Синайский завет и необходимость его соблюдения) – 16 августа; 10:14–22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других народов) – в Неделю святых отец и 30 января (Трех святителей). Песнь Моисея (32:1–43) является основой 2-й песни канона на утрене и поется только в Великий пост . Глава 1. Книга Бытие 1. Разделение Книги Бытие на части Содержание Книги Бытие четко разделяется на две части: I часть: Быт.1–11:26 . Творение мира и человека, грехопадение и история первобытного человечества до призвания Авраама. II часть: Быт.11:27–50 . История патриархов: Авраама (12–25), Исаака и Иакова (25–36), Иосифа (37–50). Если в I части говорится об истории всего человечества, то тема II части гораздо более узкая – история одной благочестивой семьи. Кроме этого очевидного тематического разделения, Книга Бытие имеет деление, введенное самим ее автором: разделение на толедоты. Сам термин «толедот» в русской Библии переводится словами «родословие» или «происхождение». Каждый толедот начинает новую часть книги, так что родословия Книги Бытие составляют как бы каркас всего повествования, раскрывая в то же время план, по которому строится книга. По мере постепенного перечисления генеалогических ветвей рода человеческого историческое повествование все более сужается, так что перед читателем раскрывается Божественный замысел выделения Израиля из всех земных наций для превращения его в народ истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

554–557; Избранные псалмы/пер. С. С. Аверинцева//Иностранная лит-ра. 1988. 6; Новый мир. 1988. 9; Мир Библии. 1994. 4; Альфа и Омега. 1995. 1 (4) [псалмы 1, 3, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 102/103, 113/114, 142/143]; Книга Судей/Пер. И. Ш. Шифмана//Народы Азии и Африки. 1989. 3, 4; Рижский И. М. Книга Иова. Новосиб., 1991 [науч. исслед., пер., коммент.]; Шифман И. Ш. От Бытия до Откровения: Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993; Песнь Деборы (Книга Судей, 5)/Вступ. ст. и пер. И. М. Дьяконова//Мир Библии. 1995. 1 (3). С. 64–71; Избранные псалмы/Поэт. перелож. А. Сергеева//Альфа и Омега. 1995. 4, 5, 7 [псалмы 90/91, 103/104, 136/137]; Книга Ионы/Пер. Э. Юнца//Мир Библии. 1997. 4; Книга Рут/Пер. Э. Юнца//Мир Библии. 1998. 5. С. 60–67; Бытие/Пер. Междунар. Библ. об-ва. [М.:] Библ.-богосл. ин-т св. ап. Андрея, 1998; Книга Проповедника (Экклисиаста)/Пер. А. Графова//Мир Библии. 1998. 5. С. 68– 75; Книга Бытия/Пер. М. Г. Селезнева. М.: РБО, 1999; Книга Исхода/Пер. М. Г. Селезнева и С. В. Тищенко. М.: РГГУ, 2000; Притчи, Книга Экклезиаста, Книга Иова/Пер. А. С. Десницкого, Е. Б. Рашковского, Е. Б. Смагина и др. М., 2000; Книга Иеремии/Пер. Л. В. Маневича. М.: РБО, 2001; Псалтирь: Новый пер. с греч. текста 70 толковников/Пер. иером. Амвросия (Тимрота). М., 2002; НЗ: Евангелие по Иоанну/В новом рус. пер. К. И. Логачева; ОБО. [Б. м.], 1978; Послание к Римлянам/Пер. А. Нахимовского//Вестн. рус. христ. Возрождения. 1983. 1 (138); Начала христианской веры/Пересказ семи книг Нового Завета Е. Гросмана; Living Bible Intern. Naperville (Illinois, USA), 1984; Книга жизни: Сводный текст 4 Евангелий. [Б. м.], 1988; Благая Весть: Новый Завет/World Bible Transl. Centre. Fort Worth (Texas). 1989; Апокалипсис/Пер. К. И. Логачева (в сопровожд. толкований Андрея Кесарийского)//Лит. учеба. 1991. Кн. 1. С. 95–101; Кн. 2. С. 105– 111 (славянизированный текст); Евангелия/Пер. с древнегреч. свящ. [правосл. Церкви о. Леонида Лутковского. М., 1991 (пер. с TR; рец.: Хосроев А.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Человек, сильный духом, способен какое–то время сам себя поддерживать, но это не может длиться вечно (15). Только сила Господня служит нам защитой и охраной. Вторая вещь, которая сравнивается по своей силе с укрепленным городом, – это разрешение конфликтов, которые могут возникать между братьями (20). В ст. 19 предлагается решение тяжбы между двумя сторонами путем жребия. Есть еще только одна ссылка в притчах на использование жребия – в 16:33, а потому следует заключить, что и в ст. 18 предполагается, что решение исходит от Господа. 18:23 – 19:10 Бедность. Бедность и нищета тяжелы для человека, тем более, если он вынужден просить милостыню (18:24). От нищего отворачиваются даже родственники (19:7). Друзья и знакомые постепенно покидают его (19:4,7). В этом контексте изречение в 19:5 звучит как осуждение неправедных судов (в том числе и пренебрежение судьи к бедному), но вселяет надежду, что лжесвидетели будут наказаны (ср.: 19:9). Чем еще можно утешить бедного? Здесь приводится ряд фактов, которые призваны укрепить его дух. Во–первых, нищий, молящий о помощи (18:24), имеет благословение Божье: Господь даровал ему добрую жену (18:23). Во–вторых, у него есть верный друг, который привязан к нему сильнее самых близких родственников (18:25). В–третьих, лучше быть бедным и честным, чем богачом, совратившимся с истинного пути, или глупцом, который винит Бога во всех своих несчастьях (19:1–3) и которому не подобает пышность (19:10). В–четвертых, стремясь обрести мудрость, вы становитесь самому себе лучшим другом (19:8). Когда бедный получает помощь от людей, Господь видит это и вознаграждает дающих (19:17). Этим Он поощряет людей творить милосердие. Бедного человека обычно предпочитают лживому, потому что благотворительность в радость самому благотворителю (19:22). 19:11–19; 20:2–3 Конфликт. Здесь развивается тема, поднятая в ст. 16:31 – 18:1. Сочетание гнева и власти страшно, что ясно показано в 19:12 (ср.: 20:2). Раздоры в доме забавляют соседей, но они могут стать роковыми для семьи (19:13), и «честь для человека» – умение избежать ссор (20:3). Способность умерить свой гнев (т. е. проявить терпение) свойственна мудрости (19:11), благоразумный человек не ввяжется в ссору, он снисходителен к проступкам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Примечания. 18 Здесь подчеркивается важность тщательного выбора посла: верный посланец способствует разрешению проблем, ненадежный – усугубляет их. 20 От зла, то есть от бед или напастей (то же слово в ст. 22). Смысл заключается в том, что глупцы не свернут с пути, который ведет к несчастью, на путь добрых свершений. 14:1 – 15:1 Мудрость, внутренний мир человека и жизнь в обществе 14:1–4 Вступление. Эта глава, как и другие, открывается выраженным в скрытой форме призывом обретать мудрость и избегать глупости (1). «Мудрая жена» и «глупая» олицетворяют собой мудрость и глупость, подобно тому, как это показано в 9:1,13 (ср. также: 24:3–4). Смысл изречения в ст. 1б таков: неосмотрительность ведет к тому, что человек по глупости может потерять свой дом, устроенный мудростью (ср.: ст. 3). И снова утверждением взаимосвязи верного пути и страха Господня (2) отрицается понимание мудрости, которая отвергает Господа и нравственные критерии. Четыре основных типа изречений дополняются здесь наблюдениями, взятыми из повседневной жизни (4): слово пусты позволяет полагать, что фермеры должны примириться на время с малой прибылью, если хотят получить нормальный урожай. 14:1–9,15–18 Мудрость и глупость. Отличаются негативные свойства глупости: она разрушительна сама по себе (1), бичует себя же (3), утверждает себя в невежестве (18, 24), обманывает себя (8), выказывает собственную тупость (9), легковерна (15), самонадеянна (16), ненавистна другим (17), раздражительна (29) и в конце концов разоблачает сама себя (33). Примечания. 9 Глупость не стремится уладить отношения между людьми, что должно происходить по доброй воле, по обоюдному согласию сторон. 14:10–15 Внутренний мир человека. Сердце – слово, часто встречающееся в этих текстах; см.: ст. 10, 13–14, 30 и 33. Эти примеры показывают, что в библейском смысле «сердце» не только средоточие человеческих чувств, но и центр внутренней сущности личности, а потому «сердце» объемлет разум и волю (способность сделать выбор и способность осуществить его) наряду с эмоциями (которые в Библии часто связываются с внутренностями: желудком или почками; см., напр.: 23:16а). Сердце ассоциируется с разумением и мудростью (2:2,10; 3:5), с послушанием (3:1), с памятью (4:4; 6:21; 7:3), а также с замыслами человека (6:14,18). Слово «сердце» переводится по–разному в зависимости от контекста: в 6:32 – ум; 9:4,16 – неразумный, скудоумный; 8:5 – разум, благоразумие. Чаще всего, когда переводчики используют слово «сердце», имеется в виду разум человека. Так, в 4:21,23 нас призывают внимать наставлениям о мудрости и беречь свой разум, потому что в нем источник всей жизни человека (ср.: Рим. 12:2 ; Еф. 4:23 ; Евр. 8:10 ; 1Пет. 1:13 ; см. также: Мф. 15:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010