1-я Паремья 77 на вечерне Пятка (Быт.гл. 2:20–25,3:1–20) содержит: 1) сотворение жены и невинное состояние Прародителей ( Быт.2:20–25 ). 2) Искушение и падение ( Быт.3:1–7 ). 3) Суд Божий ( Быт.3:8–19 ). 4) Имя данное Адамом Еве по падении (20). Священная книга Бытия, показывая, в мироздании и в путях жизни святых Праотцов и Патриархов, путь восстановления из состояния падения нашего, показывает вместе и самое горестное падение наше в Прародителях, и злосчастную потерю первобытного блаженства. Это несчастное падение наших Прародителей составляет великий и вместе таинственный ключ к разрешению всех бед, несчастий, злоключений, губительных страстей, и всякого рода пороков и злодеяний на лице земли не только в частных примерах людей, но и в целых народах и царствах; вместе с тем ключ к разрешению и той величайшей небесной тайны, почему Единородный Сын Божий, в предопределенное время, сошел с неба, принял воплощением зрак раба, жил на земле, как человек, явил волю Отца Небесного человекам; затем пострадал крестною смертью , воскрес из мертвых, вознесся на небо, и, по окончании предопределенного времени, придёт судить род человеческий. Ключ к разумению всего этого есть несчастное падение наших Прародителей. Воззрим оком скорби и печали на оное, и каждый живо вообразим бесчисленное множество собственных наших произвольных, умышленных, и противусовестных, дерзновенных падений. Невинным, неприкосновенным от всякого зла создан Адам, равно невинною и непричастною никакого греха создана и Ева; и вот в каком состоянии невинности оба первосозданные представляются: они были наги и не стыдились; были наги и не видели своей наготы, не видели в себе ничего безобразного, неприличного, постыдного; напротив видели друг в друге достоинство, красоту, совершенство; – это внушало им друг к другу почтение, любовь, благоприличие, внушало все честное и сообразное. Но в одном и том же чтении Паремьи жена представляется, по намерению сотворения, помощницею Адаму, и украшением жизни его, и вместе виновницею гибельного искушения, которое она, при видимой обольстительности, без надлежащего обсуждения и исследования, от духа лестчего приняла и с обольстительною приманчивостью самому Адаму передала.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но оперирование с умом не приносит спасения. Св. Григорий Палама говорил: «Явивший действие ума и просветившийся светом разумений или умным озарением, если посему почтет себя очистившимся, прельщает себя, впадши в ложь, и самомнением широко растворяет двери тому, кто всегда покушается прельщать нас» (8, т. 5, с. 326). 6. О действенности покаяния. Итак, с одной стороны – «восьмеричные средства» йоги и буддизма, включающие в себя физические и дыхательные упражнения и всякого рода сложные психотехнические приемы медитации, а с другой стороны – покаяние. Это единственное слово – «покаяние» – может показаться таким малоубедительным в сравнении с целой батареей изощренно разработанных «психофизиологических технологий изменения сознаний» (во главе с таинственной медитацией), образующих целую «индустрию» «духовного роста», «расширения осознавания», «открытия внутренних пространств», и т.д. Но, с другой стороны, это многообразие и изощренность могут быть свидетельствами слабости и искусственности всей этой восточной психо-механики. Представим себе такую ситуацию: имеется некая мощная стальная дверь, запертая на ключ. У того, кто не имеет ключа, есть масса способов открыть эту дверь – использовать лом, кувалду, стенобитную машину, дрель, автоген, динамит, лазер, едкие химические вещества и т.д. и т.п. Но ни один из этих способов – при всем их разнообразии и технической изощренности – не гарантирует открытия двери и не является истинным способом открывания. Конечно же, дикарю, не знающему о существовании замков, ключ – этот маленький кусок металла – покажется смешным в сравнении со всем этим арсеналом разрушительных средств и их грохотом, огнем и дымом. Однако только ключ способен открыть дверь, не повредив ее – все остальное излишне. Так и в нашем случае: лишь такое «неубедительное» действие, как покаяние, является истинным ключом к дверям царства Небесного; вся же прочая индустрия взламывания дверей, закрытых Самим Господом, есть лишь воровские уловки, губительные для самих воров.

http://azbyka.ru/pravoslavnyj-put-ko-spa...

И ныне роспеты: дванадесять Миней все, Общая Минея, Октаи, Триоди и плачевные стихи, яже на погребении, и Псалтирь. И вы, господие наши, Отцы и братья, и мы, бедные с вами, положим по разсуждению общий совет, по церковным законам любовно ο соединении, восплачемся пред Господом, сотворшим нас, и прибегнем и припадем ко благочестивому Самодержцу, Государю, Царю и Великому Князю Алексию Михаиловичу всея России, и к Святейшему великому господину, в духовном чине отцу и богомольцу его, Иосифу Патриарху Московскому и всея России и помолим, еже бы исправить с печатных церковных книг и с харатейных книг: Ирмолой и Октой и Стихирари в существенном разуме речеи и имеи, приказати бы и повелети им, Государем добрым певцом и знаменщиком противу грамматического художества и истинного разума в именах, и глаголах и в прочих частех, по согласию точек и запятых, и разума верхних сил, знамя положити, в научение всему Православному Християнству, против древних переводов харатейных». Сочинение инока Евфросина указывает нам еще на особенную сторону певцов: на их прение о правильности пения наречного и раздельноречного, – прение, доселе продолжающееся мсжду нашими так называемыми старообрядцами. Два столетия не могли истребить этих споров России. 6)Сочинение инока Тихона Макарьевского, бывшего прежде келарем Саввы Звенигородского монастыря, а потом казначеем патриаршей казны, написанное после 1680 года: Сказание ο нотном гласоблажении, и ο литерных знаменных пометах, и ο знамени нотном, еже в сем ключе разумения написано по линиям и спациям простого клявеса. Сочинитель составил свод крюковых нот с линейными, изобрел ключ и лествицу восходящих и нисходящих нот. При рисунке его ключа находятся разные надписания: «Ключ разумения отверзает дверь божественного пения. Сии трие естествогласии: ут, ре, ми– составляют все святое пение. «Пойте Богу нашему, пойте, Цареви нашему пойте». Его лествица была перепечатана в сочимении Митрополита Евгения и прилагается во всякой нотной крюковой азбуке; с разными, по большей части, произвольными изменениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нельзя не сознаться, что книжники, понимая – на чём держится их влияние на народ, почти с беспримерным в истории трудолюбием и неутомимою ревностью занимались своим делом – изучением закона и Пророков. Плодом ревностного и неутомимого изучения было полное и подробное знание священных книг: но, к сожалению, это изучение и знание остановились только на букве закона, нисколько не проникая в его дух или в его внутренний смысл. Конечно, такое уважение к букве держалось на благоговении к закону, Богом изреченному, в котором, следовательно, каждое слово есть слово Самого Бога. Но эта привязанность к букве, хотя и выходила из доброго основания, довела еврейских богословов до крайностей в изъяснении закона и превратилась в изучение совершенно внешнее, нисколько не проникающее в дух закона. Такое внешнее буквальное изучение закона породило в книжниках то сухое, безжизненное и мелочное направление, которое выражалось и в образе их мыслей – в понимании предписаний закона, и в образе их фарисейской жизни – в наружном лицемерном исполнении закона. Таящийся за буквой дух – внутренний смысл и значение закона – был им неведом. Все понимание и исполнение закона ограничивалось одною внешностью, обрядностью, формою. В изъяснение закона книжники составили множество толкований, частью излишних и бесполезных, частью софистических и ложных, как, например, они утверждали, что не имеет значения клятва храмом, но не позволительна клятва златом храма ( Мф. 23:16 ). В руководство к исполнению закона составили множество правил и предписаний, пустых и бессмысленных, которым придавали важность божественных повелений, как например: умытие рук перед обедом, омовение по возвращении с торжища, обмытие чаш, кувшинов, котлов и скамей ( Мк. 7:3–4 ). Эти предания старцев, происшедшие от самих же книжников, с течением времени более и более размножались и получали над народом такую же, если не большую, силу и обязанность, какую имели заповеди Божии ( Мф. 15:3–6 ). Таким образом книжники, с одной стороны, обременяли народ пустыми преданиями и предписаниями, которые без нужды и пользы только увеличивали и без того тяжелое бремя законного рабства ( Мф. 23:4 ); а с другой стороны держали народ в ослеплении, останавливая его на букве, на форме и закрывая от него внутренний смысл и назначение закона. Ограничивая всю праведность исполнением обрядов и хранением преданий, они подавляли в народе сознание человеческой немощи и необходимости в Божественной помощи, к чему должен был возводить людей закон Моисеев. Посему-то Господь, обличая книжников, говорит, что они слепые и несмышленные вожди народа ( Мф. 23:16 ), взяли себе ключ разумения, но и сами не вошли в истинное понимание закона и желавших войти не пустили. «Горе вам законником, яко взясте ключ разумения: сами не внидосте и входящим возбранисте» ( Лк. 11:52 ). Таковы-то были книжники. И эти-то люди имели огромное, почти неограниченное, влияние на народ и держали в своей власти его умственную, религиозную и гражданскую жизнь...

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав . Точная дата возникновения пасхального тропаря неизвестна, считается, что он возник раньше VI века (по версии митрополита Илариона (Алфеева) эти строки появились уже во II веке). Среди очевидных источников текста — 1-е послание к Коринфянам: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор 15:20). Мотив пасхального тропаря — одно из самых известных церковных песнопений. Обычно он поется в партесном переложении, как, например, в классической записи хора Троице-Сергиевой лавры . Пасхальный тропарь (одноголосное изложение) Ансамбль «Ключ разумения» В одноголосном изложении пасхальный тропарь исполняют сегодня знаменные хоры. Единого мнения по поводу того, как звучали песнопения на Пасху в далекие времена, сегодня не существует. Следовательно, разные коллективы предлагают свои версии. Например, петербургский ансамбль знаменного пения «Ключ разумения», основанный при кафедре древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории. Пасхальный тропарь в исполнении хора «Древнерусский распев» Хор «Древнерусский распев» под руководством Анатолия Гринденко Более строгое и сосредоточенное исполнение тропаря «Христос Воскресе» можно услышать у хора «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко . После одноголосного запева следует непривычное для современного уха строчное пение. Пасхальный тропарь (старообрядческая традиция) В противоположность эстетизированному исполнению знаменного распева существуют записи пасхального тропаря старообрядцами, сохранивших у себя отголоски древних традиций. В старообрядческом каноне тропарь звучит иначе, чем в современной церковной практике. воскресе изъ мертвыхъ, на смерть настпи, и грбным Животъ дарова! Пасхальный тропарь на греческом Дивна Любоевич Часто в наших храмах можно услышать и греческий вариант пасхального тропаря. Его мотив может звучать по-разному, в зависимости от манеры исполнения. Среди особо полюбившихся в России вариантов — интерпретация сербской певицы Дивны Любоевич . Пасхальный тропарь на латыни (партес) Хор в древнем храме Сретенского монастыря

http://blog.predanie.ru/article/chto-poy...

– На первый ответ можно сказать, что они сами виноваты: никто не запрещал читать, напротив, даже просили чи­тать, теперь самих себя вините. На второй ответ почти то же можно ответить. Вот третий ответ более интересен. Эти как бы даже заслуживают извине­ния. Не могли понять Евангелие, то есть поверить, хотя вам был дан ключ разумения: «испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин. 4, 1 ). Почему вы не хо­тели испытать? Значит вы сами и виноваты. Таким образом, и эти безответны. Господи, прости нас, что мы недостаточно веруем в Бога. Христа, Евангелие. Мы на практике не умеем испытывать «дух», то есть: живем ли по евангельскому учению и на деле узнаем ли правду, что «блаженны нищие духом, блаженны кроткие» и так далее. Прости нас, Господи. При чтении Евангелия нам дан ключ разумения: «испытывайте дух». Мы виноваты, Господи, что не хотели испытывать дух. Прости нас. – Если плохо живешь, то тебя никто и не трогает, а если начинаешь жить хорошо, – сразу скорби, искушения и оскорбления. Необходимо перено­сить смиренно оскорбления, наносимые другими, и вообще скорби. Показатель плохой жизни – никто тебя не трогает, а хорошей – сразу скорби, искушения и оскорбления. Господи, прости нас: мы не умеем смиренно переносить оскорбления, наносимые нам другими и вообще скорби. – Монахи, вообще вся наша братия – тоже люди, а раз люди, то обязательно есть и свои страсти, пороки: один гордый, другой злой, третий блудник и так далее. Все эти люди при­шли сюда, в больницу, лечиться – кто от чего, и вылечиваются при помощи Божией. Я это говорю потому, что вы будете ви­деть пороки братии, но надо стараться не осуждать – это у нас девиз. Все люди немощны, у всех есть страсти, мы должны прощать. Господи, девиз монашеской жизни – стараться никого не осуждать при видении пороков братии, ибо все люди немощны, у всех есть страсти, и мы должны прощать их. Этот же девиз относится и ко всем христианам. Все хотят вылечиться кто от чего, и с помощью Божией вылечиваются. Господи, прости нас, что мы забываем об этом так рассуждать и соответственно поступать. Помоги, Господи, их прощать.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Некоторый законник, слышавший слова Господа, почувствовал себя оскорбленным. он принадлежал к такому сословию, которое, занимаясь изучением закона, могло казаться нравственнее и чище, чем осуждаемые спасителем фарисеи. Законник сказал Иисусу Христу: Учителю, сия глаголя и нам досаждаеши. Но законники, обременившие совесть людей мелочными и произвольными заповедями человеческими, – эти лицемерные потомки, украшающие дела своих предков, воздвигающие гробницы пророкам, некогда убитым, и в то же время не различающиеся в образе мыслей от убийц, – эти губители своего народа, взявшие ключ разумения как бы только для того, чтобы еще крепче запереть дверь спасения, все они подлежат строгому суду правды Божией. То горе, которое возвещено фарисеям, грозит всем лживым учителям: и вам законникам горе, яко накладаете на человеки бремена неудобь носима и сами единем перстом вашим не прикасаетеся бременем. Горе вам, яко зиждете гробы пророком, отцы же ваши избиша их. Убо свидетельствуете и соблаговолите делом отец ваших, яко тии убо избиша их вы же зиждете их гробы. Сего ради и премудрость Божия рече: пошлю в них пророки и апостолы, и от них убиют и изженут, да взыщется кровь всех пророков, проливаемая от сложения мира, от рода сего, от крове Авеля, даже до крове Захарии, погибшаго между олтарем и храмом; ей глаголю вам: взыщется от рода сего. Горе вам, законником, яко взясте ключ разумения: сами не внидосте и входящим возбранисте. Книжники и фарисеи, пристыженные и раздраженные обличениями Господа, начали сильно приступать к нему, предлагали Ему множество вопросов и, подыскиваясь, старались уловить из уст Его что-нибудь, могущее служить к обвинению Его. но все попытки их остались тщетными. Притча о любостяжательном богаче и наставление о нестяжательности Лк. 12, 1–34 Напомнив ученикам своим о том, что они должны беречься закваски фарисейской, т. е. лицемерия, и с надеждой на Промысл Божий небоязненно проповедовать Евангельскую истину, господь предостерегал их и от другого порока фарисеев – любостяжания. Поводом к этому наставлению Божественного Учителя послужила просьба некоторого человека, обращенная к нему: Учителю, рцы брату моему разделити со мною достояние. Просивший думал, что довольно будет одного слова Иисуса Христа – и он получит по желанию. но решение этого спора по праву принадлежало суду, а посему спаситель, отклоняя от себя разбирательство житейской тяжбы, направил свою речь против самого источника подобных споров – страсти любостяжания. Кто Мя постави судию или делителя над вами? – спросил господь и прибавил: блюдите и хранитеся от лихоимства, яко не от избытка кому живот его есть от имения его, т. е. счастье и продолжительность жизни не зависят от богатства. в подтверждение и разъяснение этой истины он изрек притчу, в которой наглядно представил, как могут быть суетны расчеты любостяжателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Как утверждал польский иезуит Т. Рутка, лично знавший И., кончина елецкого архимандрита была скоропостижной («Goliat, swoim mieczem poraony, to iest Ioannikius Galatowski, archimandrita ielecki, przeciw pochodzeniu Ducha . od Syna y Kocioowi Rzymskiemu piszcy, przez X. Teofila Rutk, Soc. Jes. theologa, refutowany» (Голят (Голиаф), своим мечом пораженный, то есть Иоанникий (Галятовский), против исхождения Духа Святого от Сына и Церкви Римской писавший, Теофилом Руткой, богословом Общества Иисуса, опровергнутый)). И. был похоронен в Успенском соборе Елецкого мон-ря. Н. А. Синкевич, В. Г. Пидгайко Сочинения И. был автором 16 гомилетических, агиографических и полемических сочинений, из которых 8 написаны по-польски, кн. «Мессия правдивый...» издана на польск. языке и на простой мове, остальные труды написаны на простой мове, к-рую И. в предисловии к кн. «Мессия правдивый...» называет «малороссийским языком». Исследователи писали о зависимости произведений И. от современных автору католич. и протестант. сочинений. Отмечая определяющее влияние католич. трудов на правосл. писателя, И. И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко) ) утверждал, что сильной стороной сочинений правосл. автора было внимание к местным преданиям и сказаниям, к церковно-историческим вопросам. В трактатах И. отразились мн. современные ему события, в частности, освободительная война 1648-1654 гг. под предводительством Б. Хмельницкого, упоминаемая у И. как «война домовая» (гражданская). И. П. Ерёмин писал о том, что проповеди И. являются одним из наиболее выдающихся памятников лит-ры в стиле барокко, образцами ораторской прозы. Труды И. по гомилетике оказали значительное влияние на творчество последующих проповедников - Симеона Полоцкого, Феофана (Прокоповича) и др. Гомилетические сочинения Наибольшее распространение (как на западнорус. землях, так и в Вел. России) из сочинений И. получили труды по гомилетике: «Ключ разумения, священником, законным (монахам.- Авт.) и свецким належачый» (К., 1659) и «Казаня, приданыи до книги, «Ключ разумения» названой» (К., 1660), позднее объединенные в одной книге, куда помимо проповедей И. вошли составленные им теоретические руководства по гомилетике (Львов, 1663; Львов, 1665). Труды И. явились первыми в восточнослав. лит-ре систематическими пособиями и хрестоматиями по проповедничеству. Их создание было обусловлено, по признанию автора, как упадком южнорус. правосл. проповеди, с одной стороны («теперь не хотят люде слухати Слова Божего, гды почнут Слово Божое проповедати, они з церкви утекают»), так и возрастающим влиянием католич. проповедников на западнорус. землях. В деле возрождения правосл. гомилетики И. ассоциировал себя с ап. Павлом и, подражая ему, писал: «Я хочу и прагну (стремлюсь.- Авт.), жебы все люде ровнии мне в проповеданю Слова Божего зостали… Хощу бо, да вси человецы будут, яко же и аз» (ср.: 1 Кор 7. 7).

http://pravenc.ru/text/577962.html

Покончив со всеми разноглагольствованиями проф. Титова и всеми, предъявленными им ко мне обвинениями, подведем итог сказанному. 1) Мнение проф. Титова о двойных Львовских изданиях, т. е. что известные в библиографии книги, как вышедшие в те или иные годы во Львове из типографий Слёзки, Желиборского и базилиан (при Кафедре), выходили или (как поправляется проф. Титов) могли выйти в те же годы из типографии Львовского братства, потому что в описях, бывших под руками у проф. Титова, они значатся книгами печати Львовской, – есть мнение совершенно несостоятельное, произвольное, многими данными и соображениями опровергаемое, – есть мнение, вымученное приемами, ничего общего с наукой не имеющими. Мнение это, воплощаемое в реальную оболочку, привело бы (неизбежный логический вывод) к таким красотам в библиографических трудах: «Ключ разумения издан – как значится на заглавном его листе – в 1665 году, во Львове, в типографии Михаила Слёзки; впрочем, в «Описях» значится, что Ключ Разумения 1665 года Львовской печати, а проф. Титов понимает выражение Львовской печати в смысле Львовской братской типографии; следовательно, в означенном году было два издания сей книги 15 и т. д., и т. д, все та же галиматья. 2) Те издания, которые в описях значатся книгами печати Львовской в библиографии же неизвестны, тоже не выходили из Братской типографии (а уповательно и ни из каких других Львовских, что для знакомых с деятельностью сих типографий явственно). В данном случае мы имеем дело с ошибками в датах описей, для иллюстрации каковых ошибок приведенный пример (об Анфологионе, якобы вышедшем в свет в 1691-м году) может служить достаточно вразумительным доказательством. 3) Утверждение проф. Титова, что я, проф. Голубев, при составлении своих «Объяснительных параграфов» в основу их положил «Описание славяно-русских книг» Каратаева и устаревшие труды Зубрицкого и Вишневского, которыми пользовался, по крайней мере в иных случаях, без критики, – есть утверждение недобросовестное, рассчитанное на малое знакомство читателей с вопросами библиографическими. Статья проф. Голубева обнаруживает самое близкое знакомство его с старопечатными книгами, о которых в ней ведутся речи. К Каратаеву он отсылает за справками своих читателей только в тех случаях, когда не имеет нужды приводить длиннейшие заглавия старопечатных книг, полностью сообщаемые в Описании сих книг Каратаева. Труды Зубрицкого и Вишневского, в известных частях устаревшие, выводятся проф. Голубевым на сцену потому, что вкравшиеся в них ошибочные мнения доселе продолжают смущать исследователей и потому не могли быть оставлены (где это по ходу его библиографической работы требовалось) без разъяснений (исправлений), для чего нужна была критика, критика и критика 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

«Словеса Божии сказуют, что Священное Писание заключено и запечатлено ключом Давидовым и, может быть, той печатью, о которой сказано: образ печати святыня Господу ( Исх.28:36 ), то есть силою давшего писание Бога, обозначаемою именем печати. A что Писание заключено и запечатлено; об этом Иоанн свидетельствует, в Апокалипсисе, говоря: и Ангелу Филадельфийские церкве напиши: тако глаголет Святый. Истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй и никтоже затворит, затворяяй и никтоже отверзет: вем твоя дела: се дах пред тобою двери отверсты и никтоже может затворити их ( Апок.3:7,8 ); и не много после того говорит: и видех в деснице Седящаго на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию. И видех Ангела крепка, проповедающа гласом великим: кто есть достоин разгнути книгу и разрешити печати ея, и никтоже можаше ни на небеси, ни на земли, ниже под землею разгнути книгу ниже зрети ю, и аз плакахся, яко ни един обретеся достоин разгнути книгу, ниже зрети ю. И един от старец глагола ми: не плачися: се победил , есть, лев, иже из колена Иудова, корень Давидов, разгнуши книгу и (разрешити) седмь печатей ея (5:1–5). А об одном запечатлении сказал Исаия в таких словах: и будут вам вся сия словеса, аки словеса книги запечатленныя сея, юже аще дадут человеку ведущему писания, глаголюще прочти сие, и речет: не могу прочести, запечитленна бо. И дастся книга сия в руце человеку, не ведущему писания, и речется ему: прочти сие: и речет: не вем писания ( Ис. 29:11,12 ). Должно думать, что это говорится не только в рассуждении Иоаннова Апокалипсиса и Исаии, – но без сомнения и по отношению ко всему Божественному Писанию, которое, по общему признанию, для могущих даже достаточно понимать Слово Божие наполнено загадками и притчами, темными выражениями и другими различными видами неясности, неудобопонятными для естества человеческого. Желая показать сие, и Спаситель говорит, что фарисеи и книжники, имея у себя ключ, не заботятся найти средство к тому, чтобы отпереть: горе вам, законникам, яко взясте ключ разумения, сами не внидосте, ни входящих оставляете внити ( Лк. 11:52 ; Мат. 23:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010