Он из послушания вышел из земли своей, и от родства своего, и из дому отца своего, чтобы оставив землю малую, родство малосильное и небольшой дом, наследовать обетованию Божии. Ибо так Бог сказал ему. «удались из земли твоей, и от родства твоего, и из дому отца твоего в землю, которую покажут тебе. И сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословен. И благословлю благословляющих тебя, и проклинающих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12, 1–3 ). И опять по разделении его с Лотом сказал ему Бог: «подыми глаза твои, и взгляни с места, где ты теперь, к северу и югу, и к востоку и морю 20 : ибо всю землю, которую ты видишь, отдам тебе и семени твоему на век. И соделаю семя твое как песок земной: если кто может сосчитать песок земной, то и семя твое сочтется» ( Быт. 13, 14–16 ). И еще сказано: «вывел Бог Авраама и сказал ему: взгляни на небо и сосчитай звезды, если можешь счесть их: так будет семя твое» ( Быт. 15, 5–6 ). И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. За веру и гостеприимство был дан ему в старости сын, но он из послушания принес его в жертву Богу на одной из показанных от Него гор ( Быт. 21, 22 ; см. Евр. 11, 17 ). Глава XI. Продолжение. Лот За гостеприимство и благочестие Лот вышел невредимым из Содома, тогда как вся окрестная страна была наказана огнем и серою: и тем ясно показал Господь, что Он не оставляет уповающих на Него; а уклоняющихся от Него подвергает мучениям и казни ( Быт. 19 ; ср. 2Пет. 2, 6–7 ). Ибо вышедшая с ним жена его, так как была других мыслей и не согласна с ним, поставлена в знамение: она сделалась соляным столбом, и осталась даже до сего дня 21 , чтобы все знали, что двоедушные и сомневающиеся о могуществе Божием служат примером суда и знамением для всех родов. Глава XII. Награда за веру и гостеприимство Раав За веру и гостеприимство была спасена Раав блудница. Когда Иисусом Навином были посланы соглядатаи в Иерихон, и царь земли той узнал, что они пришли осматривать его землю, то послал людей схватить их, чтобы схватив, предать их смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Они, подобно Ему, нередко направляют свое слово против еврейской национальной самомпительности и еврейского национального эгоизма, но не только словом, а и самым делом свидетельствуют о принадлежности христианству надлежащего патриотизма. Св. апостол Павел высказывает, между прочим, следующие знаменательные слова: кто о своих не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тимоф. 5, 8). Под своими здесь разумеются, конечно, и соотечественники, ибо апостол о домашних родственниках упоминает особо. Все величие любви к своему народу он высказал в следующих словах: истину говорю во Христе, не лгу, свидетельтвует мне совесть моя во Духе Святом, что велика для меня печаль и непрестатое мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным за братьев моих, родных мне по плоти, т. е. израильтян (Римл. 9:1 — 4). Достаточно знать одни эти слова апостола, чтобы оставить всякую речь о том, будто бы христианство и патриотизм — несовместимые понятия. Нужны, с одной стороны, превратное поникание христианства, а, с другой, необычайная гордость и дерзость, чтобы вообразить себя лучшим христианином, чем каким был напр. св. апостол Павел... г) Обращаясь к наиболее авторитетным церковным писателям первых веков христианства , мы не найдем и у них какого-либо порицания и отвержения того, что есть в патриотизме естественного и прекрасного. Любовь к родине и к своему народу, напротив, признается и одобряется у них, поскольку им приходилось касаться ее в своих творениях. Так, например, св. Климент, епископ римский, говорит одобрительно о любви к родине и в родному народу, указывая в особенности на наиболее доблестные примеры проявления ее. „Многие цари и вожди, замечает он, предавали себя во время моровой язвы на смерть, чтобы своей кровью спасти граждан. Многие удалялись из своих городов, чтобы прекратилось возмущение в них. Блаженная Иудифь, во время осады города, испросила позволение у старейшим пойти в стан иноплеменников. И пошла она, подвергая себя опасности из любви к своему отечеству и осажденному народу, и Господь предал Олоферна в руки женщины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Они уповали на то, что Господь молитвами верного Своего последователя воскресит умершего отрока. Именно вера помогла им принять и понять факт воскрешения, как подлинно свершившееся чудо. Во всем и всегда просветимся и защитимся мы нашей верой. Ведь, по словам святителя Иоанна Златоуста, «вера есть щит, покрывающий тех, которые веруют, не испытывая». Вера есть наше оружие спасения. При этом надо помнить, что верующий человек не тот, кто верит всему, что ему скажут или покажут, а тот, кто верит в Бога и уповает на Промысл Божий. Верующий человек знает, что ничто в этом мире не происходит без воли Господа. Бог управляет всем происходящим и в природе, и в человеческом обществе, и в жизни каждого человека. По словам апостола, вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр.11:1 ). Нам не нужно стремиться разгадывать Божественные тайны, которые, быть может, вовсе и не доступны нашему разумению, мы должны смиренно и кротко принимать уроки, преподанные нам нашей святой православной верой. Если мы, братья и сестры, поймем это, воспримем душой и сердцем, то никакие греховные помыслы, никакие соблазны и искушения земной жизни не отнимут у нас этого великого дарования — веры нашей, которой просветил нас Всещедрый Господь. Верующим во Христа уготована столь желанная награда. Ибо, как пишет святитель Климент Римский , «мы, по воле Божией призванные во Христе Иисусе, оправдаемся не сами собой и не своей мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, но верой, которой Бог Вседержитель всех от века оправдывал». Аминь. Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7ю по Пасхе (по Евангельскому чтению) Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. ( Ин.17:4 )-5 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение имеет для всех нас особое значение (см. Ин.17:1-13 ). Мы слышали, как Господь наш Иисус Христос произносит очень важную и торжественную молитву, взывая к Отцу Небесному за Себя, преданных учеников Своих и весь род человеческий. Вначале Его моление о Себе Самом: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Какой славы просит Господь? Прославления, или дарования Ему Божественного величия, как Богочеловеку, ведь Господь наш Иисус Христос — краеугольный камень, на Котором созиж-дется Церковь Христова и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Его прославление и величие есть прославление и величие всей Церкви, которой Сын Божий — Предвечная и Истинная Глава. Вот почему в славе Господа будут прославлены все верующие в Него и исповедующие христианскую веру.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Пётр. Грешник должен сам открыться и чистосердечно рассказать, что он сделал. Священник. Этого требует Бог от каждого грешника. Относительно этого святитель Иоанн Златоуст пишет: «Епископ или пресвитер тогда только знает, кого он должен разрешить или связать, когда он согласно своей обязанности выслушает все различные грехи кающегося». Если же духовник обязан их выслушать, то исповедник обязан сказать их ему. Следовательно, мы исповедуем свои грехи, потому что это установлено Христом при учреждении святого Таинства Покаяния. Фома. А как же говорят, что исповедь введена не Христом, а каким-то папой? Священник. Что Таинство Исповеди установлено Христом, а не людьми, это видно из того, что оно было от начала во всеобщем употреблении. Уже история апостольских времён говорит, что во времена апостолов исповедь существовала, и именно здесь говорится: «Много из верующих приходили и исповедовали грехи свои». В книге Деяний Апостольских говорится даже о том, что именно эти первые христиане открывали на исповеди. «Из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми» ( Деян.19:19 ). Таким образом, они исповедовались в том, что имели у себя в домах запрещённые книги, которые они публично и уничтожили. Далее, если во времена апостолов не существовала ещё исповедь, то каким образом мог бы святой Иоанн написать такие слова: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Что исповедание грехов было известно и практиковалось и позже, об этом свидетельствуют ученики апостолов и святые отцы. Так, например, священник Поликарп, ученик Иоанна Богослова пишет: «Пресвитеры должны быть сострадательны и милосердны ко всем, они должны заблуждающихся обращать и не быть слишком строгими в суде». Что это за суд, как не суд, совершаемый священниками в Таинстве Исповеди. Святой мученик Климент, папа Римский, также современник апостолов пишет: «Лучше для человека исповедовать грехи свои, чем ожесточить своё сердце». Мог ли он яснее высказаться за то, что святую исповедь тогда уже знали и практиковали?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Плотскость есть крайняя степень пассивности, когда живет не человек, а живет воплощенный в нем грех. Деление людей на плотских и духовных восходит к апостольским временам. Духовность умерщвляет плотскость и освобождает от рабства плоти. Св. Григорий Палама писал: «Потому что как у одержимых чувственными, гибнущими наслаждениями сила душевного желания вся целиком опустошается в плоть, из-за чего они полностью становятся плотью, и Божий Дух, по Писанию, не может жить в них, так у восходящего к Богу и привязавшихся душой к Божией любви даже плоть, преобразившись, тоже возвышается и тоже вкушает общение с Богом, сама делаясь Божиим владением и местожительством и не имея уже ни затаенной вражды к Богу, ни противного Его Духу желания» с. 50]. Есть еще такая разница между «телом» и «плотью», что плоть (саркс) как сома в состоянии греха погибнет, а тело – то, что воскреснет Особенное и самое существенное в христианской метафизике есть учение о воскресении в теле, это значит, что посмертное преображение человека не устраняет начала телесности, хотя и преображает ее. Для жизни в Боге духу человеческому нужно и тело, которое есть, по слову ап. Павла «храм Святого Духа, живущего в нас» ( 1Кор.6 ). В антропологии ап. Павла тело является мистическим объектом человеческого бытия – либо «чистым и духовным», либо «смертным и греховным». «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:23 ) — говорил ап. Павел. «Сеется тело душевное, восстанет тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» ( 1Кор.15:44 ). О прославлении тела писал и св. Климент Римский : «Да спасется во Христе целое наше тело». с. 86] Плоть удостаивается величайшей чести – быть живою скрижалью Духа Божия: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:2-3 ). Боговоплощение и Рождество Иисуса Христа мистически преображает человеческую телесность, пишет отец Андрей Лоргус. Человеческая телесность становится обоженной и одухотворенной через Крещение и церковные таинства

http://azbyka.ru/ponyatiya-tela-i-ploti-...

/Послание к Римлянам святого апостола Павла, гл. 2, ст. 20-23/ - « … Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей.» /Первое соборное послание святого апостола Петра, гл. 3, ст. 8-10/ - « Удержи язык твой от зла, и уста твои, чтобы не говорить коварства. Уклонись от зла и сотвори доброе; ищи мира, и гонись за ним. Очи Господни обращены на праведных, и уши Его на молитву их: а на делающих злое лицо Господне обращается для того, чтобы истребить с земли память их. (Пс. 33, 11-18)» /Священномученик Климент Римский, «Первое послание Коринфянам», гл. 22, «Эти увещания подтверждает вера христианская, проповедующая бедствия за грехи»/ Все эти три наставления непосредственно обращены к участникам фабрикации «дела Каклюгина» и незаконной посадки автора данного обращения на долгие месяцы в места заключения, а так же к тем неравнодушным православным христианам и иным, мирским лицам и организациям, которые вот уже почти два года пытаются всеми возможными законными способами освободить невиновного узника, отправленного в застенки за свою активную профессиональную и гражданскую позицию в отношении блокировки засилия сектантских структур на территории России и их сращения с органами государственной власти. Далее ситуацию проясняет текст ниже и предыдущие его части с дополнительными комментариями эксперта и значимые мысли мудрых наставников далекого и недавнего прошлого. Равно как и общее представление о заслугах автора перед обществом, и неадекватности выдвинутых в отношении него обвинений показывает выступление в рамках «последнего слова» незаконно осуждаемого в апелляционном заседании Ростовского областного суда: http://www.narkotiki.ru/5_96373.htm Первый вышеприведенный фрагмент из Послания к Римлянам святого апостола Павла задает неудобные вопросы следователям, прокурорам и судьям в этом деле, которые « хвалятся законом, а преступлением закона бесчестят Бога».

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/15/...

Потому, что Он говорит «не всякий говорящий Мне Господи! спасется», но творящий праведность. Так что братия, будем исповедовать Его в делах любви друг другу, не прелюбодействуя, не оклеветывая других, и не завидуя, но будучи воздержаны, милостивы, добры” (Климент Римский).    В 21-м стихе ясно указывается на лжепророков, которые лицемерно призывают имя Господне, демонстрируя показное благочестие. В 21-м стихе говорится о людях, которые ни делами, ни чем иным не могут доказать свою праведность, свое искреннее служение Богу, и поэтому будут только призывать имя Господне. Но от того, что такие люди будут признавать учение Христово только на словах, и только будут произносить имя Божие, они спасения не получат. Так как для достижения спасения нужно не только говорить о Боге, но и исполнять волю Отца Небесного.    Слово “исполнять” обозначает, согласно словарю С.И. Ожегова, “тоже, что и выполнить” (указ. издание, стр. 156). Слово “выполнить” обозначает: “1 осуществить, провести в жизнь; 2 создать, сделать” (С.И. Ожегов, указ. издание, стр. 121).    Поэтому, следуя совету, содержащемуся в 21-м стихе, нужно не только повторять имя Господа, но и исполнять на деле Его заповеди, применяя их в своей жизни. И только таким путем, через воплощение учения Иисуса Христа в жизнь, можно достичь своего спасения. “Многие скажут Мне в тот день: Господи!”...    Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Матф.7:22-23). Как нужно понимать эти слова?    В 22-м и 23-м стихах Иисус Христос продолжает говорить о лжепророках, а также и о других грешниках. Сказав в 21-м стихе о том, что не всякий человек, говорящий о Боге, войдет в Царство Небесное, потому что не исполняет на деле волю Божью, изложенную в заповедях Отца Небесного, Спаситель продолжает дополнять и развивать эту мысль в 22-м и 23-м стихах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

правым подобает хвала ( Пс. 32, 1 – пер. Юнгерова). Митрополит Стефан (Яворский) приводит это изречение в поддержку похвалы святым, в Синодальном же переводе: правым прилично славословить ( Пс. 32, 1 ). Так же и в книге Иова: Взывай же, если тебя кто услышит, или если кого из святых Ангелов увидишь, – славянский текст, доказывающий призывание Ангелов древними. Синодальный перевод: Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? ( Иов.5:1 ). Кто нам даст, да насытимся плоти его – слав. В синодальном переводе: о, если бы мы от мяс его не насытились? ( Иов 31, 31 ). Толкование Иоанна Златоуста соответствует славянскому переводу с Септуагинты: «Это подразумевал о своих рабах Иов, которыми был возлюблен, которые, показывая к нему любовь (желали срастись с его плотью – прим.), говорили так: Кто нам даст, да насытимся плоти его ( Иов 31, 31 ). Это сотворил Христос, чтобы связать нас превосходнейшею любовью и показать нам Свои щедроты, не только сподобил желающих видеть Себя, но и осязать, и есть». Но даже в новозаветных переводах есть разночтения. Святые отцы первых веков использовали текст, соответствующий нашему славянскому переводу. Например, святой Афанасий ко князю Антиоху, в главе 39-ой пишет: «Как Иаков, умирая, поклонился на верх жезла Иосифа, почитая не жезл, но того, чей это был жезл, так и мы, христиане, почитаем образы не с иным намерением». Так же толкуют это место святые: Леонтий, епископ Неаполя, что на Кипре, Златоуст, Дамаскин. То же написано в славянском тексте Библии: Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла его ( Евр. 11, 21 ). В синодальном же переводе Ветхого Завета: И поклонился Израиль на возглавие постели ( Быт. 47, 31 ), – а новозаветном тексте: Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего ( Евр. 11, 21 ). Во втором своем послании, главе 1-ой, святой апостол Петр (в Синодальном переводе) говорит: Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия приводили это на память ( 2Пет. 1, 13–15 ). В славянском же тексте звучит так: Буду же стараться всегда иметь (не забывать) вас по моем исходе, чтобы о сих память творить. По славянскому тексту толкует митрополит Стефан: «Здесь апостол Петр обещает молиться за своих людей и по своем преставлении, как о том пространно пишет святой Климент, папа Римский, ко святому Иакову, брату Господню, епископу Иерусалимскому».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Прихожанка. Что с ними произошло? Напомните, пожалуйста. Пресвитер. Давайте прочитаем. Вот в 19 главе повествуется, как некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто»? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19, 14–17 ). Примечательно, что и чин «отчитки» издается под «именем Иисуса, которого Павел проповедовал». Прихожанка. Но ведь Господь четко сказал: «Именем Моим будут изгонять бесов» ( Мк. 16, 17 ). Даже Иуда Искариотский делал это. Почему же у иудейских заклинателей не получилось? Пресвитер. Во-первых, изгнание бесов именем Христовым обещано уверовавшим во Христа ( Мк. 16, 17 ), а иудейские заклинатели использовали имя Христа без соответствующей веры в Него. Во-вторых, они преследовали свою цель, а не сообразовывались с волей Божией. Прихожанка. А какая у них была цель? Пресвитер. Конкретно цель их заклинательства в Писании не указана, но вряд ли они это делали для спасения души или помощи ближним. Скорее всего, они занимались этим ради собственного дохода или тщеславия. Не исключено, что именно эти цели преследуют и нынешние экзорцисты. Прихожанка. Может быть, оно так и есть. Но это всего лишь предположение! Пресвитер. Согласен. Допустим, что наши экзорцисты желают спасения себе и другим. Но сам характер их метода изгнания бесов не соответствует характеру метода изгнания бесов Христом и апостолами. Прихожанка. Что вы имеете в виду? Пресвитер. Святой Климент Римский в послании «О Девстве» предписывает заклинателям изгонять бесов «не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи от Бога получившие дар врачевания» 298 . Прихожанка. А как это? Пресвитер. Так как делал Христос – простым повелением: «Выйди, дух нечистый, из сего человека» ( Мк. 5, 8 ) 299 . Во все времена все истинные последователи Христовы изгоняли бесов подобным образом, без использования каких-то особенных заклинаний или чинов. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к агиологическому наследию и прочитать любое житие святого из тех же Четьи-Миней 300 или других сборников. Кстати, что вы знаете о судьбе Симоне прокаженного, упоминаемого в Евангелии ( Мф. 26, 6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

... Простите друг друга, если кто на кого имеет огорчение, как и Христос простил вас, дабы вам стать сынами мира, а это-то же, что сказать – сынами Божиими. Ибо «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» ( Еф. 2, 14 ) на Своем Кресте. Он Сам сказал Своим ученикам и через них нам, чтобы мы, войдя в какой-нибудь город или дом, возвещали им мир. И примирение является всем Делом Его пришествия, и именно ради этого, преклонив Небеса, Он сошел на землю, почему и Давид предрек о Нем. «Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира» ( Пс. 71, 7 ), и в другом псалме опять же так о Нем говорит: «Он скажет мир народу Своему и избранным Своим» ( Пс. 84, 9 ). И хвала Ангелов во время Рождества Его показывает, что ради того, чтобы доставить мир, Он сошел к нам с Небес: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк. 2, 14 ). И уже совершив спасительное Домостроительство, Он оставил мир как наследие для преданных Ему. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» дон. 14, 27). И еще: «Мир имейте между собою» ( Мк. 9, 50 ), и «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13, 35 ). И последняя молитва (благословение), которую Он дал нам, восходя к Своему Отцу, утверждает любовь друг к другу: «Да будут все едино» ( Ин. 17, 21 ). Святитель Григорий Палама ( 65, 19 ). Без Крови Господа Иисуса никто не приблизится к Богу, ибо Он Сам есть Мир наш, как говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин. 14, 27 ). Ибо как премудрость творит мудрецов, праведность – праведников, освящение – святых, а жизнь – живых, так и сам мир делает нас примиренными... А если Христос есть мир верующих, то, следовательно, кто живет без мира, тот не имеет Христа. Блаженный Иероним. Творения, кн. 17, Киев, 1903, с. 263. Страдания Христа были пред очами вашими. Таким образом всем был дарован глубокий и прекрасный мир и ненасытимое стремление делать добро, и на всех было полное излияние Святого Духа. Святитель Климент Римский ( 1, 74 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010