Святоотеческое наследие Помочь сайту Климент Александрийский, пресвитер Век: II — III Дата Рождения: 150 Дата Смерти: 215 Страна: Климент Тит Флавий — один из величайших христианских философов, глава Александрийского училища. Климент Александрийский родился и получил образования в Афинах. Был изгнан из Александрии при гонении, умер в изгнании. Принадлежит к типу апологета, но более философски и творчески настроенного, Климент Тит Флавий — один из величайших христианских философов, глава Александрийского училища. Климент Александрийский родился и получил образования в Афинах. Был изгнан из Александрии при гонении, умер в изгнании. Принадлежит к типу апологета, но более философски и творчески настроенного, чем классические представители этой группы церковных писателей. В попытках концептуализировать христианскую веру на языке тогдашних интеллектуалов Климент Александрийский высказывает часто рискованные мысли, опасно сближающиеся с неоплатонизмом и гностицизмом. Тем не менее его труд по христианизации античной философии послужит фундаментом для последующей святоотеческой мысли. Категории Категории Группа Вконтакте Новинки Новинки/ По алфавиту По алфавиту < читать далее >< читать далее > У данного автора пока нет произведений Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2024 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения Подари Никите новое сердце Преданию нужна ваша помощь. «Предание» — это место, куда вы приходите слушать, смотреть и читать. Мы рады давать вам эту возможность свободно и бесплатно. Но сейчас нам самим нужна помощь. Сбор на Никиту Федутинова в нашем фонде — критически важен для всех сотрудников. Мы как фонд никогда не брали до этого момента на себя столь крупные обязательства. И если для вас дорого, что мы делаем, помогите нам собрать деньги Никите!

http://predanie.ru/kliment-aleksandriysk...

2. Структура «Стромат» Климента Александрийского как пример организации философского текста. 3. «Строматы» как источник по античной и раннехристианской доксографии. 4. Концепция христианской философии в «Увещании к эллинам». 5. Истинный гнозис по учению Климента Александрийского . Лекция 9. Герменевтика Климента Александрийского в русле развития аллегорического метода В истории культуры выделяют особые «комментаторские эпохи», когда комментарий становится главной формой работы над культурообразующими текстами. Средние платоники до и после Климента Александрийского занимались комментированием канонизированных текстов своей школы, посредством этого метода нарабатывая эклектический материал. Вообще, Александрийская эпоха окончилась грандиозным по своей систематичности и всеохватности комментарием Прокла на диалог Платона «Тимей». Климент, как мы видели, также считал своим долгом составление «памятных записей» на основании прежде высказанных авторитетных суждений. Но он пошел по-другому, нежели Афинская школа, пути. Основной формой интерпретации для него стала сакральная герменевтика, наиболее крупным предшественником на поле александрийской культуры был Филон Александрийский. Примером типично «филоновской» интерпретации Священного Писания в трудах Климента является его истолкование образа Авраама: Вера Авраама была «вменена ему в праведность», поскольку вначале он предавался созерцанию небесных явлений и философии движения небесных тела, за что и был назван Аврам, то есть «возвышенный отец». После же, взглянув в небо и увидев духовными очами Сына, или же, как полагают некоторые экзегеты, ангела во славе, или благодаря чему иному дойдя до осознания того, что Бог превосходит все творение и весь его строй, он добавил к своему имени букву «альфа», знак единого и единственного Бога, и стал называться Авраамом, из исследователя природы, кем он был раньше, превратившись в мудреца и друга Бога (Строматы, V. 8, 5). Однако начинать исследование трудов Климента с установления влияний Филона было бы опрометчиво. Независимо от иудейского мыслителя и с меньшим уклоном в философию, чем он, толкованием Библии занимались в начале новой эры христианские мыслители, время которых (между апостольским веком и патристикой) получило в истории название эпохи мужей апостольских и апологетов. К ним относятся [Псевдо-] Варнава, свв. Климент Римский , Игнатий Антиохийский , Ерм , Иустин Философ , Афинагор, Феофил Антиохийский , Мелитон Сардский, Минуций Феликс , анонимный автор «Послания к Диогнету», обличитель гностицизма св. Ириней Лионский . Отдельно стоят крайне критически относившиеся к «мудрости эллинов» Татиан и Тертуллиан . Изучение этого массива раннехристианской литературы необходимо для верного понимания идей Климента Александрийского .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

д. (13–14). Подлинное богатство – в душе человека и есть дар Божий, поскольку, по словам Климента, «истинно и славно богат тот, кто богат добродетелями ( τν ρετν πλοσιος; 19). В подобном духе выдержано всё это произведение Климента, указывающего, что грех , а не богатство мешает по-настоящему человеку войти в Царство Небесное 230 . Вообще, эта проповедь , «единственная из четырех бесед знаменитого катехета, которая сохранилась до нашего времени, дает нам возможность судить относительно ораторского таланта Климента Александрийского . Строго выдержанная в своем плане, богатая глубокими мыслями, она полна неподдельного чувства, горячего воодушевления и искреннего желания убедить слушателей в том, что для проповедника сделалось частию его самого» 231 . Поэтому данное произведение Климента, как никакое другое его творение, проливает свет на черты личности александрийского мыслителя. Кроме того, «по внешнему своему настроению это истинный образец гомилии экзегетической, объясняющей прочитанное анагностом 232 место Евангелия по порядку стихов, разделенных соответственно их содержанию на несколько отделов. Но эта гомилия не просто экзегетическая: единство предмета в прочитанном тексте Евангелия естественно объединяет в один стройный состав все содержание проповеди . Со стороны внутреннего характера это сочинение имеет все признаки гомилии, стоящей выше гомилий самого Оригена в том отношении, что в ней вовсе отсутствует герменевтический аппарат, ученые филологические изыскания, которые так нередки в гомилиях Оригена , а имеются лишь одни одушевленные нравоучительные рассуждения и наставления, соответственно содержанию текста относящиеся непосредственно к жизни, сопровождаемые очерками тогдашних общественных нравов» 233 . Таким образом, данное творение александрийского дидаскала имеет несомненное и высокое значение как для истории древнехристианской проповеди , так и для истории экзегезы и этики. Два других сохранившихся сочинения Климента по своему характеру тесно примыкают друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Её посещали как язычники, так и христиане (Климент, Ориген). Сочинения Климента и Оригена , по содержанию отвечающие программе Александрийской школы, навсегда могут считаться частью их лекций и могут быть даже употребляемы в качестве учебных пособий. По образу Александрийской школы основаны и другие, например, в Кесарии Палестинской, где под конец своей жизни действовал Ориген . Рядом со школами стали возникать и библиотеки. Александр епископ (сперва в Каппадокии, Euseb. Hist. eccl. VI, 11, 1–2//PG. T. 20. Col. 541CD; р. п.: C. 260–261, a c 212 г. Иерусалима) основал большую библиотеку в Иерусалиме (Euseb. Hist. eccl. VI, 20//PG. T. 20. Col. 572B; р. п.: C. 273). Ещё большее собрание книг составил Евсевий Памфил в Кесарии Палестинской, хотя основание Кесарийской библиотеки, вероятно положил Ориген (Евсевий – Euseb. Hist. eccl. VI, 32//PG. T. 20. Col. 502C; р. п.: C. 282; ср.: блж. Иероним – Hieron. De vir. illustr.). Книгами обеих библиотек пользовался Евсевий при написании «Церковной истории». Обветшалые папирусы были заменены при его преемнике Акакии (340–366) и Евзое (376–399) папирусами новыми (Hieron. De vir. illustr., 113//PL. T. 23. Col. 707A; р. п.: C. 309; см. подробнее Bardenhewer II, 10–11). Всё это – появление школ и библиотек, – говорит о развитии научных интересов и об умножении средств, необходимых для процветания христианской науки. VI. 1. Пантен Пантен, по свидетельству Памфила (Phot. Bibi. Cod. 118//PG. T. 103. Col. 397), был учителем Климента и учеником «пресвитеров», которые видели Апостолов. Климент (Clem. Alex. Strom. 1, 1, 11–12//PG. T. 8. Col. 700A; р. п.: T. 1. C. 83) называет его сицилийской пчелой, собирающей сладость с апостольского и пророческого луга, чем указывает на его происхождение из Сицилии. От стоицизма он обратился к христианству и ревность свою проявил в миссионерском путешествии в Индию, вероятно, в Южную Аравию, где нашёл Евангелие от Матфея на еврейском языке, принесённое туда апостолом Варфоломеем (Euseb. Hist. eccl. V, 10//PG. T. 20. Col. 456B; р. п.: C. 218). C 180 г. до конца жизни он стоял во главе Александрийской школы. Преемник его Климент уже в 201 г. в связи с гонением Септимия Севера должен был покинуть Александрию. Хотя Климент и цитирует в своих сочинениях изречения «пресвитеров» и в том числе Пантена (Clem. Alex. Eclog. 50, 56//PG. T. 9. Col. 720D, 724C), однако же изречения эти, очевидно, заимствует не из книг, а из устного предания, ибо по его словам (Clem. Alex. Eclog., 27; cp.: Strom. 1, 1, 11–12//PG.T. 8. Col. 697B; р. п.: T. l. C. 83) пресвитеры ничего не писали, а наставляли устно. Отсюда ясно, что Пантен не выступал в качестве писателя, и лишь по недоразумению, вероятно, на основании указанных ссылок на изречения Пантена, последующие писатели, начиная от Евсевия, приписали ему многие сочинения, особенно истолковательного характера. VI. 2. Климент Александрийский

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

    Вот кратко о настроениях, которые были доминирующими в Александрии.     О жизни Климента Александрийского     К сожалению, мы не можем подробно говорить о нём, сведения о нем примерно такие же, как о св. Клименте Римском. Известно его полное имя: Тит Флавий Климент. Родился ок. 150 года умер в 215 году. Это второй после Пантена глава Александрийской школы. Он был сыном очень состоятельных язычников, о чем говорит сам. Родился в Афинах, получил там классическое образование, там же он пришел ко Христу и отправился в путешествие, чтобы познакомиться с наиболее знаменитыми христианскими учителями. Примерно в 190 году он прибывает в Александрию и, будучи уже крещеным, приходит в александрийское училище. Он настолько увлекается тем, что говорит Пантен, глава училища, что он не только остается в этом городе, проводит там 12 лет, но и со временем становится продолжателем дела своего учителя Пантена — главой огласительного училища. Во время гонения Септимия Севера пострадали очень многие; Климент не подвергается истязаниям, но покидает Египет. Он посещает Кесарйю Палестинскую, Иерусалим (там был епископом его ученик). Умирает он в 215 году, так и не увидев больше Александрию. Это всё, что мы можем сказать о жизни Климента Римского, остальное о нем говорят его литературные произведения. Литературное наследие Климента Александрийского     1. Протрептик - увещание к язычникам, которое написано для содействия обращения язычников, в христианство.     2. Педагог, который состоит из 3-х книг и является продолжением этого увещевания, содержит в себе основы христианской нравственности.     3. Строматы - 8 книг, 8-я незавершенная и довольно фрагментарная. Это продолжение Протрептика. Содержатся записки, размышления относительно истинной философии.«Строматы» буквально «лоскутные ковры». Иногда строматами называется мозаичный узор.     Эти 3 произведения внутренне связаны друг с другом, В них Климент не опровергает язычество с его наукой и образованностью, но излагает основы христианства, особенно христианскую этику, которую предлагает для тех, кто либо готовится принять крещение, либо уже принял крещение, это своего рода философия христианства. В его трудах довольно много места посвящено пониманию взаимоотношения между верой и знанием. Климент не был первым, кто писал об этом. Уже св. Иустин Философ пишет о взаимоотношении между религией и наукой. Климент принадлежит к типу более философски настроенного апологета, чем авторы кратких апологий II века. На рубеже II и III веков христианская догматика ещё не была четко систематизирована. Св. Ириней пытался это сделать, но ему не всё удалось. Поскольку Климент не был связан жесткими догматическими соборными определениями, в своих попытках объяснить христианство в категориях современного ему знания он зачастую высказывал рискованные мысли. Если бы мы касались только Протрептика, Педагога и Строматов, то в них бы мы не нашли чего-то, что бросает тень на Климента Римского, но ему принадлежали и другие произведения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3792...

Творчество Великого Александрийца — попытка концептуализировать христианскую веру на языке позднеантичных интеллектуалов. Климент Александрийский высказывает часто рискованные мысли, опасно сближающиеся с неоплатонизмом и гностицизмом. Тем не менее его труд по христианизации античной философии послужит фундаментом для последующей святоотеческой мысли. В собрание творений Климента Александрийского вошли: «Педагог» (образец популярно-философской литературы, интерпретирующий христианство как просветительское учение, освобождающее от языческих суеверий и т. п.; «Гимн Христу», которым кончается «Педагог» — одно из первых дошедших до нас стихотворений, написанных христианином) и «Строматы» («Ковер из лоскутков» важнейшее произведение Климента Александрийского) — 2-я и 3-я части его трилогии, соответственно нравственное и «философское» учения христианства («Строматы» замышлялись как система христианского вероучения, но по сути это — собрание афоризмов); ряд менее значительных произведений: «Из посланий Климента Александрийского Феодору», «Кто из богатых спасется», «Извлечения из Теодота Климента Александрийского» (где, в частности, сказано: «Кем мы были? Чем мы сделались? Где мы находились? Куда нас низвергли? Куда мы идем? Откуда нам ждать освобождения?»). Кроме текстов творений Климента Александрийского здесь представлена аудиоверсия «Педагога» (издательство: «Ставрос»; исполнитель: Георгий Басов). Группа Вконтакте Facebook группа Творения Педагог КНИГА ПЕРВАЯ 1. Чему, открыто наставляя в том, обещает научить Педагог Если в (нравственном) человеке различать такие три сферы как: склонности воли, (внешние) действия и страсти, то склонности воли будут относиться к области действий увещевающего Логоса. Он учит Богопочтению и, как (бы) в корабле килевой брус, определяющий собою его строение, закладывает основания в здании веры; побуждаемые им мы отрекаемся от старых заблуждений; вследствие восприятия новых спасительных истин духовно молодеем и присоединяем и свой голос к пророческому пению:

http://predanie.ru/book/69135-tvoreniya/

Однако нам представляется, что в рассуждениях о степени докетизма у Климента предыдущие исследователи никак не затронули богословскую проблему одухотворения материи. Даже самый подозрительный текст, только что упомянутый нами, взятый в контексте экзегетической мысли Климента, приобретает тот самый смысл, который изложен в труде П. Ашвин-Шейковского. Рассуждая о Боговоплощении, Климент, прежде всего, отмечает, что несозданное Божественное, совечное Богу Отцу Слово стало видимо для апостольских глаз и ощутимо для их рук. Климент прямо говорит о «присутствии Господа во плоти» (in carne praesentiam), хотя тут же подчеркивает, что видимой была не только плоть, но и добродетели Христа 783 . И в этой последовательности мысли, пожалуй, ярко проявляется весь строй богословия катехета. Климент ставил своей задачей оторвать христиан от грубых представлений о будущей жизни по воскресении, что, в частности, ярко выражено в его комментарии на слова Спасителя о том, что достигшие «воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» ( Лк 20. 35 ). Климент замечает, что этими словами Христос не осуждает брак, но вразумляет спрашивающих Его «о состоянии по воскресении, относительно которого они питали столь грубые надежды» 784 . На наш взгляд, рассмотрение учения Климента о материи и человеческом теле с точки зрения их одухотворения принципиально важно и раскрывает несправедливость обвинений катехета в докетизме. Климент неоднократно признает, что тело Христа было подвержено страданиям 785 , прямо отвергает мысль об отложении плоти Спасителем после воскресения, одновременно отмечая неспособность Его воскресшего тела к страданию 786 . Правда, и во время земной жизни свойства Его тела были уникальными. Повторяя Валентина, Климент соглашается с его мыслью о том, что «Иисус ел и пил… не извергая пищу обратно… пища не разрушалась внутри Него, поскольку и сам Он не подвержен тлению» 787 . Климентом также признается и качественное изменение свойств души и тела подвижника-гностика, а тем более, воскресших тел последователей Спасителя. Душа и тело признаются различными, но не противоположными (οκ ξ ναντων) частями единой человеческой природы 788 . Тело не является врагом души 789 . Более того, человек изначально гармонично устроен из души и тела Духом Святым, как микрокосмос и прекрасный музыкальный орган, призванный прославлять Бога 790 . В своем учении о том, что «душа не является благой по природе, и тело не есть по природе зло» 791 , Климент вновь раскрывает свою богословскую позицию о природе добра и зла в тварном мире как результате нравственного и религиозного выбора.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Однако нам представляется, что в рассуждениях о степени докетизма у Климента предыдущие исследователи никак не затронули богословскую проблему одухотворения материи. Даже самый подозрительный текст, только что упомянутый нами, взятый в контексте экзегетической мысли Климента, приобретает тот самый смысл, который изложен в труде П. Ашвин-Шейковского. Рассуждая о Боговоплощении, Климент, прежде всего, отмечает, что несозданное Божественное, совечное Богу Отцу Слово стало видимо для апостольских глаз и ощутимо для его рук. Климент прямо говорит о «присутствии Господа во плоти» (in carne praesentiam), хотя тут же подчеркивает, что видимой была не только плоть, но и добродетели Христа 792 . И в этой последовательности мысли, пожалуй, ярко проявляется весь строй богословия знаменитого катехета. Климент ставил своей задачей оторвать христиан от грубых представлений о будущей жизни по воскресении, что, в частности, ярко выражено в его комментарии на слова Спасителя о том, что достигшие «воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк. 20, 35). Климент замечает, что этими словами Христос не осуждает брак, но вразумляет спрашивающих Его «о состоянии по воскресении, относительно которого они питали столь грубые надежды» 793 . На наш взгляд, рассмотрение учения Климента о материи и человеческом теле именно с точки зрения их одухотворения принципиально важно и раскрывает несправедливость обвинений его в докетизме. Климент неоднократно признает, что тело Христа было подвержено страданиям 794 ; он прямо отвергает мысль об отложении плоти Спасителем после воскресения, одновременно отмечая неспособность Его воскресшего тела к страданию 795 . Правда, и во время земной жизни свойства Его тела были уникальными. Повторяя Валентина, Климент соглашается с его мыслью о том, что «Иисус ел и пил… не извергая пищу обратно… пища не разрушалась внутри Него, поскольку и сам Он не подвержен тлению» 796 . Климентом также признается и качественное изменение свойств души и тела подвижника-гностика, а тем более – воскресших тел верных последователей Спасителя. Душа и тело признаются различными, но не противоположными (οκ ξ ναντων) частями единой человеческой природы 797 . Тело не является «врагом души» 798 . Более того, человек изначально гармонично устроен из души и тела Духом Святым как микрокосмос и прекрасный музыкальный орган, призванный прославлять Бога 799 . В своем учении о том, что «душа не является благой по природе, и тело не есть по природе зло» 800 , Климент вновь раскрывает свою богословскую позицию о природе добра и зла в тварном мире как результате нравственного-религиозного выбора.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

и во второй половине 12 в. перед р. Хр. совпал с Апрелем. 6) Произвольно строит предположение и Вайгингер (Herzog Real-encyklop. Pharao – 495.) на основании указания Климента александрийского (Stromat. P. 335. Edit. Colon.), что исход ев­реев был за 345 л. до сотического периода (так называется цикл Сириуса). Усматривая, что сотический период в 1322 г. должен начинаться уже не с Менефта 1-го (+1320), а с его сына Сефоса, и расчитав, что от Менефты II-ro XXI династии до Менефты I-ro прошло 345 л., он делает предположение, что Феона в словах: π Μενφεο разумеет Ме­нефта II-ro (у древних, замечает он, нечего искать хро­нологической точности), и потому в словах Климента видит указание на исход евреев при Менефте I-м. Но хро­нология Климента Александрийского легко объясняется из принятого еще Птоломеем Мендезием, Апионом и Иосифом вре­мени изгнания гиксов при Амозисе, признаваемого Иосифом и Климентом за одно событие с исходом евреев из Египта. Четвертый год царствования Амозиса, по хронологии александрийцев, есть 1667 г. пред р. Христ., что равняется 1322 + 345. Так объясняет хронологию Климента и Нибур в своей истории Ассирии и Вавилона (стр. 357–358), только вместо 345 л., по причине встречающихся вариантов, он читает у Климента 325 л. – Бунзен (1, стр. 243.) относит к 1647 г. этот исход гиксов, сходясь с Ннбуром. 7) Хронология раввинов, назначающих 1314 г. для исхода евреев из Египта, едва ли заслуживает внимания. Для соглашения этого года с показанием третьей книги Царств, что исход был за 480 л. до построения храма Соломонова, раввины построе­ние храма Соломонова относят к 834 г., что очевидно не­лепо. 55 Бунз. Aegypt. Stelle IV, р. 208 и д. Бругш более осторожный не делает никакого прямого вывода из отсутствия памятников в царствование Менефты, но косвенно направляет рассказ к своей цели –найти указание на совершившийся в это время исход евреев. Он указывает на на­ходящуюся в королевском музее в Берлине статую с подписью:царский сын Менефты, оправданный, представленный приносящим жертву Сутеху.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Отсутствие у Климента четкого подразделения христианского богословия на различные области, на мой взгляд, связано с отсутствием такового деления в самом курсе наук, преподававшихся в Александрийском училище. У Климента, безусловно, была своя «система», которая, как я уже сказал, заключалась в последовательном переходе от низшего этапа к высшему: от «подготовительных наук» к философии, от философии к богословию. Но в подаче материала у Климента полностью отсутствует фрагментация, столь характерная для сегодняшней богословской школы. Христианская наука преподается Климентом как единое целое, не разделенное на те или иные области. И в этом, как мне представляется, не недостаток, но, напротив, великое достоинство того метода преподавания, который был характерен для Александрийской школы. Ученики усваивали христианскую доктрину в ее когерентности, прослеживая неразрывную связь между догматом, нравственностью, опытом молитвы и мистическим опытом. Какую цель преследовала образовательная система, разработанная Климентом? Прежде всего, он хотел приобщить учеников к сокровищам истинного гнозиса, научить их мудрости, раскрыть перед ними тайны христианской веры. Но не меньшее значение имело духовно–нравственное воспитание учащихся: Не природа, а обучение делает нас благими, подобно тому как обучение создает врачей и моряков... Даже и важнейшие из добродетелей могут быть достигнуты людьми, природа которых противится истине, если их в том наставляют и если те наставления принимаются... Вложенные в нас искры добра раздуваются воспитанием; учение наставляет нас избирать добро и предпочитать его злу [ 21 ]. 2) Ориген и его концепция духовной школы Перейдем теперь к рассмотрению педагогической концепции Оригена, который был преемником Климента на посту ректора Александрийского училища и при котором наступил кульминационный момент в истории духовного образования в Александрии. Роль Оригена в формировании образовательной концепции христианской Церкви трудно переоценить. Он разработал и осуществил новый метод преподавания, генетически связанный с традициями Климента Александрийского и его предшественников, но качественно отличавшийся от всего, что существовало в христианской педагогике до него [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1300...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010