Феодор скопец (Грек?), еп. Владимира Волынского. Женитьба Бориса, сына Венгерского короля Коломана и Евфимии (дочери Мономаховой), на родственние императора. Сын его Коломань – правитель Киликии: Otto Fris. Chr. Принесение Пирогощею из Царьграда иконы Богородицы, писанной ап. Лукою, в Вышгород к Юрию Владимировичу: Повесть о Владимирской иконе. Возвращение князей, сосланных кн. Мстиславом: Ипат. Жалоба германского короля Конрада III союзнику его имп. Иоанну Комнину на Русских, которые убили в России Германских подданных и взяли у них деньги. Конрад требовал, чтобы Иоанн, как подобает другу и свойственнику, наказал Русских. Иоанн ответил, что относительно дела, совершившегося в России, он поступил так, как от него ожидали и как это соответствовало его достоинству: Otto Fris. Sest- Frid. Гибельные для Руси следствия паломничества в Иерусалим: Нифонт, рук. И. П. Б. Епископы Херсона, Хазарии и Готфии подчинены Цареградскому патриарху: Nil. Doxapatr. Опись имущества Русского монастыря на Афоне Ксилургу: Акты Русско-Афонского монастыря. Русский юноша Всеволод в услужении в Византии: Tretz. Письмо кор. Конрада имп. Мануилу Комнину о Русских с извещением, что он поручил своим послам передать императору свою волю о Русско-немецком инциденте: Otto. Поездка митр. Михаила в Константинополь: Пер.-Зал. Кончина в Цареграде митр. Михаила; Климент Смолятич, Русский митрополит. Киевский Собор. Клим Смолятич: Лавр., Ипат. Слово митр. Климента. Дары кн. Изяслава кн. Ростиславу от “царских” земель: Ипат. Имп. Мануил около Русских границ: Cinn. Нифонт Новгородский: Новг. 1. Климово Послание Смоленскому пресвитеру Фоме. Уставная грамота кн. Ростислава: Доп. к Акт. Истор. I. Поход имп. Мануила на зятя Изяславова: Ипат. ?1150? Хождение Богородицы по Мукам (перевод в рук. XII в.); Повесть о Девгении; Перевод Кормчей (на Афоне?). Покупка кн. Изяславом Греческого оружия. Поездка Русских игуменов в Царьград. Письмо имп. Мануила кн. Изяславу: Тат. Союз кн. Владимира Галицкого с Византиею: Cinn., Nicet.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Киприан, архиеп. 234 Киприан Пыжов, архим. 493, 496 Киприан, архим. 170 Кирик 17 Кирилл, равноап. 7, 8, 15, 87, 115, 292, 312 Кирилл, митроп. 31, 40, 41, 172 Кирилл I, митроп. 43, 44, 45, 46 Кирилл II, митроп. 83 Кирилл, архиеп. 380, 381, 383 Кирилл, епископ 41, 101, 187, 491, 492 КириллБелозерский, преп. 88,105, 108 Кирилл Иерусалимский 115 Кирилл Лукарие 241, 242, 248 КириллСмирнов,митроп. 427, 428, 431, 433, 434, 435, 439, 440, 496 Кирилл Терлецкий, епископ 238, 239, 141 Кирилл Туровский , свят. 118, 120, 127 Кирилл Флоринский, архим. 320 Кирилл Челмский, преп. 132 Кирилл, " епископ» 351 Кисель Адам 250 Клеопа, старец 335 Климент, папа 7, 8, 9, 11 Климент III, папа 139 Климент VIII, папа 231, 240 Климент, митроп. (Клим Смолятич) 36,37,38,70,118 Ключевский В. О. 106, 277 Княгинский Иов 246 Кобылий 84 Ковалевский Е. 469 Ковшаров И. 412 Козловский А. 274, 333 Козма Минин 169, 171 Колесников А., прот. 494 Колесников Кирилл 342 Колесников Силуан 342 Колосов А. 434 Колтон 483 Колычев, боярин 81, 82 Комнин Исаак, император 44 Конашевич-Сагайдачный Петр, гетман 245 Кондаков Н. , проф. 318 Константин (Мефодий), равноап. 7, 8, 11, 13, 14,33 Константин Васильевич, князь 93 Константин Великий , император 217 Константин Всеволодович, князь 129 Константин Федорович, князь 129 КонстантинКонстантинович, князь 399 Константин Ярославский, князь 120 Константин, император 61, 89 Константин, митроп. 30, 37, 38, 127 Константин, архиеп. 381 Константин, епископ 493 Константин, иерей 398 Константинов Димитрий, прот. 459 Конт 341 Концевич И. 494 Кончака, сестра хана Узбека 41 Копинский Исайя, митроп. 246, 247 Кополович Иоанн, прот. 454 Корейша Иван Яковлевич, юродивый 337 Корнилий, митроп. 194 Корнилий Комельский, преп. 124, 158 Корнилий Печерский, преп. 121 Корнилий Соболев, 431 Косой Феодосий 125 Коссов Сильвестр 249, 250 Костюшка358 Кочубей, граф 359 Кочуров Иоанн, свящмуч. 381, 394 Кошица 299 Кралев Антоний 179 Кранов 393 Красиков Н. 393 Красиков П. 389, 404 Красницкий В., свящ. 414, 415, 416, 417, 419

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Канонически он был прав. Его поддерживал еп. смоленский Мануил, грек. Голосами шести русских епископов против трех (не согласен был также еп. полоцкий Косьма) митрополитом был избран Клим или Климент, смолятич, монах Зарубинского мон., схимник, человек книжный и «философ», пользовавшийся общим уважением. Он был поставлен в митрополиты, по предложению еп. черниговского Онуфрия, главою Св. Климента (делалась ссылка: «у греков ставят рукою крестителя Иоанна»). По свидетельству архиеп. Филарета, посвящение Климента во епископы могло совершиться возложением рук епископских. Но на возглавление русской Церкви требовалось тогда согласие Константинопольского патриарха. Ошибочно было заявление еп. Онуфрия. В 1025 г. к умиравшему парю Василию пришел Студийский игумен Алексий, принеся, ради больного, главу Иоанна Предтечи; царь тогда назначил его патриархом на место умершего патр. Евстафия. Климент старался примирить с собою протестовавших епископов. Особенно важно было для него признание законности со стороны Святителя Нифонта, пользовавшегося авторитетом и известного в качестве знатока канонов. После двухгодичных тщетных стараний прибегнуто было к силе. При содействии вел. князя, Св. Нифонт был привезен в Киев и заключен в Печерский монастырь. Еп. Мануил спасался тем, что укрывался. Патриарх Николай Музалон прислал одобрительную грамату Нифонту и, возведя его в архиепископы, принял в свою непосредственную власть. Но он же не присылал митрополита, ожидая просьбы из России. В 1149 г. Изяслав был согнан с престола своим дядей, Юрием Долгоруким. Вместе с князем должен был удалиться и Климент, законность которого не признавал Юрий. В продолжение 1150 г. Изяслав дважды сгонял Юрия и столько же раз возвращался митрополит. Возвратившись во второй раз, он оставался на кафедре в течение пяти лет до 1155 г., когда Юрий, после смерти Изяслава, окончательно занял княжение. Климент, занимавший кафедру с перерывами, с 1147 но 1155 г., окончательно потерял престол. Св. Нифонт возвращен был Юрием в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Оба эти произведения написаны в строгом соответствии с канонами византийской агиографии. В житиях можно найти немало сюжетных мотивов, заимствованных из греческих памятников. В то же время автор живо и ярко изображает реальные события церковной и политической жизни Руси XI в. Преподобный Феодосий предстает в описании Нестора не только как отец русского монашества, но и как духовный наставник всей Руси. Это «Житие» легло в основу всей последующей русской агиографии «вдохновляя на подвиг, указывая нормальный, русский путь трудничества». 117 Согласно церковной традиции Нестора принято считать составителем начальной русской летописи. Однако, вопрос о том, является ли преп. Нестор автором дошедшего до нашего времени текста «Повести временных лет» является спорным в связи с тем, что летописная статья об основании Печерской обители в ряде случаев вступает в противоречие с изложением тех же событий в «Житии преподобного Феодосия». По мнению академика А.А.Шахматова эти разноречия объясняются тем, что «Житие» составлено было Нестором в 80-е гг. XI в., а Летопись писалась им 25 лет спустя. По предложению других исследователей, Нестор был автором «Печерской летописи», совершенно отличавшейся по составу от «Повести временных лет». Митрополит Климент Смолятич Второй, русский по происхождению, митрополит Киевский Климент удостоился от летописца такой оценки, которой не довелось сподобиться ни одному другому русскому писателю: «И был книжник и философ, каких в Русской земле не бывало.» Однако, к сожалению, до нашего времени дошло всего лишь одно произведение митрополита Климента. Это «Послание к Фоме пресвитеру». Поводом к посланию явились обвинения Климента Фомою в искании свей мудростью славы от людей. В ответ Климент указывает, что его целью была не слава, а богословское толкование Божественного Откровения ради постижения полноты истины. По своим воззрениям на методы толкования св.Писания Климент близок к александрийской экзегетической школе. Он, не отрицая буквального понимания, отстаивает свое право «пытати по тонку Божественные Писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

594 Ипатская летопись как будто представляет дело таким образом, что епископы, не согласные на поставление Климента, протестовали на соборе. Но Новгородская 1 летопись, весьма подробная о своём Новгородском епископе Нифонте, бывшем против поставления Климента, ничего не говорит об его путешествии в Киев в 1147г.. И слова, с которыми Ипатская летопись заставляет Нифонта обращаться к Клименту как бы на соборе, могли быть говоримы только уже после него (когда Климент был посвящён). Само по себе не понятно, зачем епископы, не согласные на поставление Климента, прибыли бы на собор (и даже – как были бы пущены на него). И Нифонт, если бы был на нём, должен был попасть в заточение тотчас после него. (Впрочем, если в летописи, в данном месте, изменить пунктуацию и в перечислении епископов, присутствовавших на соборе, после «Володимерьскии Федор» поставить не запятую, как в печатном, а точку, то и она не будет говорить, что епископы несогласные присутствовали на соборе). 595 Что касается до епископа Полоцкого, то его считать протестовавшим, на основании Ипатской летописи под 1156г. (2 издание стр. 333), нет никакого достаточного основания, – он мог быть только человеком гибким. 596 „Аз сведе, яко достоит сшедшеся епископом митрополита поставити”. Можно понимать не совсем определённого летописца и так, что епископ говорил это Изяславу до собора, т. е. что последний, желая поставить митрополита в самой Руси, предварительно советовался с епископом, можно ли это сделать, и епископ отвечал утвердительно. 597 «Якоже ставят Греци рукою святого Ивана». Что разуметь под этими словами, до сих пор не разыскано. Но что у Греков что-то такое действительно было, об этом необходимо заключать из слов Новгородского архиепископа Антония, который в своём Константинопольском Паломнике говорит, что в св. Софии Константинопольской находится «Германа рука, ею же ставятся патриарси» (по изданию Савваитова, СПб, 1872, стр. 56; тут же см. примечание учёного издателя). 598 „Постави Изяслав митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба”. „Смолятича” обыкновенно понимают так, что Климент был родом Смолянин, из Смоленской области; но весьма возможно и то, что оно было родовым его прозванием. Вывед из Заруба, т. е. проведши из монастыря, который был в Зарубе. Зарубов известно два: Киевский, находившийся на той стороне Днепра против впадения в него с этой стороны р. Трубежа (часто упоминаемый в летописях; точное определение его места в Книге большому чертежу стр. 93, в настоящее время деревня Зарубинцы), и Смоленский, точным образом неизвестно где находившийся. (Дополнение к Актам Истории 1, 6 и Ипатской летописи 2 издание стр. 364). Вероятнее разуметь первый, о существовании в котором монастыря известно положительно.– Замечательно, что при избрании кандидата в митрополиты было отступлено от обычаев греческих: в Греции не ставили в епископы монахов великого образа или схимников, каков был Климент (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Этот не признавал Климента законным митрополитом; но обстоятельства помешали ему на этот раз заместить кафедру: тянулась борьба с Изяславом. Во время этой борьбы Климент вместе с Изяславом дважды являлся в Киев и садился на кафедре (1150–1155 гг.). Но когда, по смерти Изяслава, Юрий снова занял великокняжеский престол, Климент должен был удалиться во Владимир-Волынский. На место его, по просьбе князя, был прислан из Константинополя митрополит Константин I (1156 г.). Он подверг запрещению всех священников, поставленных Климентом, и согласился разрешить их только тогда, когда они дали ему «рукописание против Климента». Когда Изяславичи овладели Киевом (1158 г.), Константин должен был бежать. Они хотели посадить на его место опять Климента; но дядя их, Ростислав, которому они отдали и великокняжеский стол, не хотел слышать об этом:«Не хочу Клима у митрополита видети, зане не взял благословения… от патриарха», – говорил он. Племянники на этот раз уступили; принят был из Константинополя митрополит Феодор. Впрочем, он скоро умер (1161–1162 гг.). Изяславичи опять стали ходатайствовать пред дядей за Климента. Тот согласился и, чтобы придать законность его власти, отправил послов просить у патриарха благословения для Климента. Однако патриарх предупредил, что уже назначил на русскую митрополию Uoahha IV , и тот явился в Киев. Немного смущенный и рассерженный, князь примирился с этим, сказав будто бы:»Я сего митрополита… ныне приму; но впредь ежели патриарх без ведома и определения нашего… в Русь митрополита поставит, не токмо не приму, но закон сделаем вечный избирать и постановлять епископам русским с повеления великого князя». Климент таким образом остался без митрополии. Вот в каком виде передают позднейшие летописи об избрании Климента Смолятича и о смутах в Церкви, имевших связь с этим фактом. Здесь, между прочим, можно видеть и те мотивы, которые побудили к избранию Климента без ведома патриарха. Поставляя митрополита на Руси, Изяслав вовсе не думал, как и предок его Ярослав, уничтожить прежний порядок назначения митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Однако, несмотря на все эти высокие дарования, митрополит Климент не мог быть таким предстоятелем Церкви, который стоял бы над политическими страстями окружающего общества, свидетельствуя о правде Божией, и своей духовной силой воздействуя на него. Объясняется это прежде всего тем, что избрание Климента вызвало первый в истории Русской Церкви церковный раскол. Два епископа – Нифонт Новгородский и Мануил Смоленский открыто выступили против поставления Климента и не признали его законным главой Русской митрополии. Не признали Климента также епископы Ростовский и Владимиро-Волынский, которые не были участниками Собора. Впоследствии, как предполагают исследователи, к этой оппозиции присоединился и епископ Полоцкий Косьма. 74 Из-за того, что Климент был избран на митрополичью кафедру по инициативе Изяслава Мстиславича, князья, не признававшие право этого князя на великий стол, не признали и Климента Смолятича законным митрополитом. Церковная власть митрополита, вследствие этого, не простиралась далее трех областей, которые были под контролем великого князя Изяслава. Наконец, необходимо отметить, что в эпоху распада единой Руси и междоусобных войн, русское общество стало быстро утрачивать высокие нравственные идеалы, которыми оно жило во времена Владимира Мономаха и Митрополита Никифора I. Произошло огрубление нравов, ожесточение сердец, достигшее такой меры, что даже в самом Киеве пастырское слово митрополита не смогло предотвратить чудовищного злодеяния, совершившегося средь бела дня. В 1148 году князья Святослав Ольгович и Юрий Долгорукий начали войну против Изяслава. Узнав об этом, киевская чернь на городском вече стала вопить: «Враг князя и народа – Игорь, – не в темнице сидит, а живет спокойно в монастыре св.Феодора; убьем его, и тогда пойдем наказать черниговцев!» Напрасно митрополит Климент и князь Владимир Мстиславич, брат Изяслава, запрещали, удерживали, молили: толпа ринулась к монастырю и ворвалась во время совершения Божественной литургии в храм. Игорь, уже знавший, что его хотят убить, в это время горячо молился перед иконой Божьей Матери, вручая Богородице свою судьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через 3 дня святитель заболел и скончался через 13 дней. [/Погребли его в пещере прп. Феодосия. •  Свт. Нифонт — уроженец Киева, постриг принял в Киево-Печерском монастыре. В 1147 г, будучи епископом Новгородским, на Архиерейском соборе не признал возведение на Киевскую кафедру митрополита Климента Смолятича без благословения Константинопольского Патриарха, а только по воле вел. князя. Климент, вместо благословения Константинопольского Патриарха, был посвящен во епископа главою мощей св. Климента, Папы Римского (эту главу принес из Херсонеса св. Владимир, получивший ее в дар от херсонесского епископа).   •  В 1150 г. сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий победил своевольного князя Изяслава, взял в свои руки княжение в Киеве и с честью возвратил свт. Нифонта на Новгородскую кафедру.   •  После преставления в субботу Светлой седмицы 1156 г. святитель был погребен в Феодосиевой пещере, впоследствии святые мощи его были перенесены в Ближние Антониевы пещеры.   •  Святитель Нифонт является автором нескольких житий Киево-Печерских угодников, ему приписывается продолжение Несторовой летописи после Сильвестра, т.е. с 1116 г. Преподобный Авраамий Мирожский (+ 1158) Память его празднуется 24 сент. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Спасо-Мирожский монастырь  был воздвигнут на реке Мироже, напротив города Пскова, архиепископом Новгородским Нифонтом (1129—1156), и прп. Авраамий был первым его настоятелем, избранный братией за святость жизни.  Гробница его находится в монастырском Спасо-Преображенском соборе. В нем замечательны стенные фрески и украшенные живописью плиты пола. Собор сохранился до настоящего времени почти в том же виде, как был построен св. Нифонтом. •  Спасо-Мирожский монастырь расположен в г. Пскове, в настоящее время в нем восстановлена церковная жизнь. Блаженный Константин, митрополит Киевский (+ 1159) Память его празднуется 5 июня в день преставления Когда вел. князем киевским стал Изяслав II Мстиславич, то он потребовал, чтобы митрополитом Киевским был поставлен схимник Климент, что было незаконно, во-первых, потому, что Русская Церковь зависела от Патриарха Вселенского, во-вторых, потому, что схимник не может стать епископом. Но схимник Климент все же был хиротонисан по требованию вел. князя «главою св. Климента, Папы Римского», принесенной в Киев св. равноапостольным вел. князем Владимиром. Тогда Вселенский Патриарх прислал в Россию блаженного митрополита Константина. И на Руси возникло великое несогласие — одни хотели Климента, другие Константина. Для прекращения смуты митрополит Константин удалился в Чернигов и там скончался в 1159 г., а Патриарх прислал в Киев третьего митрополита — Феодора. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Кирилл, епископ Туровский Климент III, папа Римский Климент Смолятич, митрополит Кирик Новгородец, диакон Климент Римский , св. Константин I, митрополит Константин II, митрополит Константин VII, император Константин Всеволодович, князь Константин Мономах, император Козьма II, патриарх Косьма, епископ Полоцкий Л Лаврентий Печерский, затворник Лазарь, епископ Переяславский Ламанский В.И. Лев VI, папа Римский Лев IX, папа Римский Лев Диакон, писатель Леон, митрополит Леон, епископ Переяславский Леонтий, епископ Ростовский Лука, апостол и евангелист Лука, епископ Ростовский Лука Жидята, епископ Новгородский Лука Хрисоверг, патриарх М Максимиан, император Малуша Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский Максим Исповедник , преподобный Марк, епископ Переяславский Маркс К. Мартин Исповедник, папа Римский Мануил I Комнин, император Мануил, епископ Смоленский Матфей, митрополит Мартынов В.И. Мефодий, св. равноапостольный Мефодий Птарский, св. Мина, епископ Полоцкий Митрофан, архиепископ Михаил I Сирин, митрополит Михаил II, митрополит Михаил III, митрополит Михаил, монах Михаил Керуларий, патриарх Михаил Синкелл Михаил IV Палеолог, император Михаил IV Авториал, патриарх Михаил III Пьяница, император Михаил Черниговский, св. благоверный князь Михаил Юрьевич, князь Моисей, игумен Моисей Угрин, преподобный Мокош, божество Мстислав Великий Владимирович, князь Мстислав Изяславович Волынский, князь Мстислав Мстиславович Удалой, князь Мстислав Ростиславович Храбрый, князь Мстислав Святополчич, князь Мстислав Владимирович Тьмутараканский, князь Н Неофит, митрополит Черниговский Нестор, епископ Волынский Нестор Летописец , преподобный Никита Затворник, епископ Новгородский Никита, митрополит Никита Парфлагонянин, св. Никифор I, митрополит Никифор II, митрополит Никифор, архиепископ Новгородский Николай, митрополит Николай IV Музалон, патриарх Николай Хризоверг, патриарх Николай грек, епископ Николай Угодник, св. Николай-Святоша (Святослав), князь Черниговский, преподобный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евангелие для святого Кирилла — это пища души. Чтение Священного Писания возводит сердце к добру, смиряет ум, учит целомудрию, пробуждает благодарение, все человеческое существо устремляет на Небеса. «Потому и прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, Божьим насытясь Словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь…» 3 . Сам по себе этот призыв уже говорит о том, что люди, к которым обращался епископ, не были лишены возможности читать Писание. Святитель Кирилл хочет, чтобы знание Слова не оставалось уделом немногих. Христианин — это «нашедший сокровище священных книг, а также пророческих, и псаломских, и апостольских, и Самого Спасителя Христа сохраненных речей, ум истинный, размышляющий, — уже не себе одному на спасение, но и многим другим, внимающим ему» 4 . Как занимали проблемы библейской экзегезы христиан Киевской Руси, видим из послания старшего современника Кирилла Туровского, Киевского митрополита Климента Смолятича (XII век), к некоему священнику Фоме, обвинившему владыку в излишне «философическом» толковании Писания и в тщеславии. Климент отстаивает аллегорический метод толкования Библии: «Христос сказал святым ученикам и апостолам: «Лишь вам дано знать тайны Царства Небесного, прочим же — в притчах», — это ли, милый, философия, которою и ищу я славы у людей? Как описали евангелисты чудеса Христовы, хочу я понять правильно и сердцем» 5 . Символы, которые Климент находит в притчах Господа, он смело прилагает к современным ему событиям, но прежде всего хочет найти в них указание пути спасения. Пожары и разорения времен монгольского нашествия не истребили ни библейских книг, ни интереса к ним. Напротив, в XIV веке в Русской Церкви появляются принципиально новые редакции славянского перевода Евангелия и Апостола. Но читателей Писания в XIV — начале XV века мы находим преимущественно в Северо-Восточной Руси, менее пострадавшей от завоевателей. Один из отцов нашей Северной Фиваиды, преподобный Кирилл Белозерский (ок. 1337–1427), воспитанник аскетической школы преподобного Сергия Радонежского, оставил несколько небольших ритмизованных медитаций над словами Священного Писания 6 . Эти цельные стихотворения в прозе, посвященные спасению души, свидетельствуют о существовании в те времена практики чтения Писания, соединенного с созерцательной молитвой. В безмолвии Слово Божие рождало в сердце аскета слово человеческое…

http://azbyka.ru/chtenie-svyashhennogo-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010