Он был смолоду рабом всяких страстей и заражен энциклопедическим вольномыслием: «благочестие, по его собственным словам, он считал ханжеством; установления нашей православной церкви считал политическим вымыслом людей; но что всего хуже и что есть крайнее безумие и ожесточение неверия, слово вечных истин почитал не словом Божиим, но словом человеческим», и вместо него читал и перечитывал сочинения Вольтера, Гельвеция и Руссо. Затем он подробно рассказывает историю своего обращения – совершенно в духе тех рассказов, которые помещались почти в каждой книжке «Христианского чтения», именно как он, пораженный тяжкой болезнью, увидел в этом грозное посещение Божие, стал читать назидательные духовные сочинения и пришел к тому, что отрекся от своих прежних кумиров, сочинения энциклопедистов сжег и сделался, как по всему видно, постоянным и усердным читателем «Христианского Чтения». И таких преданных читателей у нашего журнала было много, а соответственно этому множеству читателей велика была и приносимая им религиозно-нравственная польза. О популярности журнала может свидетельствовать и тот факт, что некоторые годы, как например, 1826 и 1827, все разошлись до последней книжки, и так как требования на них продолжались, то редакция вынуждена была перепечатать их вторым изданием (в 1838 и 1839 годах). А когда с 1828 года на страницах журнала появились знаменитые «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» Иннокентия, тогда в качестве молодого инспектора академии впервые взмахнувшего орлиным крылом своего богословского гения, то успех журнала был надолго упрочен. Но это нисколько не усыпило остальных тружеников; а напротив, как бы придало особенную оживленность им, внеся новый стимул – благородного соревнования, и таким образом постепенно все более и более наполнялся тот богатейший умственный капитал, который нами, отдаленными потомками первых издателей, получен в наследство. В кратком очерке нет никакой возможности подвести счеты этому богатому· наследству, обозреть всю ту громадную массу умственного капитала, которая накопилась в течение трех четвертей века в 200 томах нашего журнала, 23 составляющих не менее ста пятидесяти тысяч страниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/semide...

1075 ПФА РАН. Ф. 800. ОП. 3. 250. Л. 10 об. Письмо Глубоковского Н. Я. Марру от 1 мая/18 апр. 1918 г. 1079 С. Т. [Троицкий С. В.] Проект издания богословского энциклопедического словаря в 1864 году в московской академии (истор[ическая] справка)//Странник. 1904. 4. С. 698. 1081 Александр Павлович Лопухин родился 1 октября 1852 г. в семье священника села Митякино Саратовской губ. По окончании СПбДА (1878) около трех лет служил псаломщиком при посольской церкви в Нью-Йорке. Затем занимал кафедру сравнительного богословия в СПбДА (1883–1884), а после введения нового академического Устава – кафедру древней общей гражданской истории (1884–1904). Современники называли Лопухина богословом-публицистом. Еще студентом академии он поместил на страницах «Церковного вестника» свыше ста статей, а впоследствии приобрел громкую известность издательской и редакторской деятельностью, был инициатором русского издания полного собрания творений св. Иоанна Златоуста , в 1893–1902 гг. – редактором журнала «Христианское чтение» и еженедельника «Церковный вестник». Русскую богословскую науку Лопухин обогатил целым рядом весьма ценных оригинальных сочинений и переводов, был составителем обширной «Библейской истории при свете новейших исследований и открытий», переводчиком трудов К. Фаррара, регулярно знакомил русскую публику с современными явлениями религиозной жизни Запада. О нем: Потехин П. Памяти проф. А. П. Лопухина (22 августа 1904 года). СПб., 1904; Биобиблиографический указатель. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания. 2-е изд. М., 2001. С. 327–336; Юревич Д., свящ. Александр Павлович Лопухин : Жизненный подвиг «аскета ученого труда»//ЦВ. 2002. 10. 1083 Лопухин А. П. Православная Богословская Энциклопедия перед судом казанского критика//ЦВ. 1901. 12, 22 марта. Стб. 385. 1089 Лопухин А. П. Что такое «Православная Богословская Энциклопедия» (По поводу одной рецензии)//Странник. 1900. Декабрь. С. 733. 1095 Перечень докторских и магистерских диссертаций, защищенных с 1869 г., см.: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М, 2006. С. 530–570.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

17 Вот ряд его наиболее известных сочинение этого рода за данный период: 1)Precis de l’Ecclesiaste et du Cantique des cantiques (1759); 2)Les Dialogues chrétiens и Fragment d’une lettre de lord Bolingbroke (1760); 3)La lettre de M.Clocpicre à M. Eratou, Le Sermon d’un .Rabbin Akib, L’ Extrait des sentiments de Jean Meslier (1761 r.); 4)Le Sermon des cinquante, где христианство подвергнуто более яростному нападению, чем раньше (1762); 5)Catéchisme de l’honnete homme ou Dialogue entre un caloyer et un homme de bien (1763); 6)Le Dictionaire philosophique (1764); 7)Les Questions sur les miracles (1765); 8)Questions de Zapata, L’Examen de lord Bolingbroke, Les quatre Homelies prêches à Londres и пр. (1767); 9)La Profession de foi des théistes, L’Homelie du pasteur Bourn (1768); 10)La Collection des Evangiles, окончание «Опыта о нравах» (1769); 11)Les Questions sur L’Encyclopédie (1770–1772); 12)Les Systèmes (1772); 13)La Bible enfin expliquée, Un Chretien contre six juifs (1776); 14)L’Histoire de l’etablissement du christianisme (1777). В этих сочинениях, выходивших быстро одно за другим, Вольтер истощил весь запас своего арсенала, направленного против Библии и христианской религии, и этот арсенал доселе служит главным источником, откуда черпают вдохновение неверы до новейшего времени. 22 См. статью А.Веселовского «Вольтер» в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, m.VII, стр.158. Как-то странно звучат в этой биографии такие громкие титулы, как «великий», «знаменитый» писатель, щедро расточаемые ему его русским биографом, рядом с собственными самоопределениями Вольтера – «старая тварь», «старый враль»… «Безграничная лесть» очевидно была не исключительным достоянием одного Вольтера... 23 «Тут Он (Иисус Христос) говорит лишь о том, что в темницу были брошены те рабы, которые не увеличили денег своего господина посредством ростовщичества». Dieu et les hommes, Oeuvres, t.VI, p.250. 25 «Он (Иисус Христос) объявил, что должно ненавидеть своего отца и свою мать», Oeuvres, VI, р.250.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/volter...

Herzog’a и Magi в библейском словаре Смита, «Волхвы» в русском энциклопедическом словаре Брокгауза и соответствующие отделы в жизнеописании Христа у Фаррара, Эдершейма, Гейки и др. 2 Μγοι – греческого перевода LXX, и magi Вульгаты. Слово маг встречается и в еврейском тексте, как очевидно заимствованное, в титуле одного из посланников вавилонского царя, Нергал-Шарецера, который называется раб-маг, т.е. «начальник магов» ( Иер.39:3:13 ). 6 Смотря по тому, какую цель преследовала магия, добрую или худую, она называлась белой или черной. См. Lenormant, Histoire ancienne de l’Orient, uзд.IX, m.V, стр. иллюстрир., m.V, р.192. 7 Records of the past, vol.I, p.160. Диодор живший за поколение до Р.Х., говорит об астрологах востока: «они думают, что самая благородная наука есть изучение пяти звезд, называемых планетами, которые они называют вещуньями. Это название они дают им вследствие того, что другие звезды не блуждают подобно им, а имеют определенное течение, между тем как эти звезды имеют свои собственные пути и предвещают имеющие быть явления, истолковывая таким образом людям волю богов. По их заявлению, они предвещают для тех, кто изучают их 8 прилежно, нечто своим восходом, другое своим заходом и еще иное своим цветом, ибо в одно время, по их мнению, они предсказывают страшные бури, в другое – избыток дождя или зноя, появление комет, затмения солнца и луны, землетрясения и вообще всякую перемену на небе, к счастью или несчастью не только для народов и областей, но и для царей и простого народа». Diodor. Sic.II, 29, 30. Ср. Strab. XVI, I, 6, Sic. De Div.I, 1, 2; 42, 93; Plin. H.N. VI, 30, 123 и пр. 9 «Persarum lingua Magius est qui nostra sacerdos» («на языке персов маг есть тоже, что на нашем священник, жрец»), Apulej. Apolog. p.290, прив. y Герцога, под сл. Magier.. 22 «Но что особенно возбуждало их предпринять эту войну, так это двусмысленное предсказание, находившееся также в их священных книгах, что около этого времени один их соотечественник должен сделаться правителем всей обитаемой земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/volhvy...

Как известно, даже теперь у французского невера немало поклонников, которые с подобострастным благоговением взвешивают всякое слово и восторгаются всяким его кощунственным острословием. По случаю двухсотлетия со дня его рождения не было недостатка в усилиях со стороны этих поклонников так или иначе воскресить память о своем идоле и как за границей, так и у нас в России появилось не мало хвалебных дифирамбов ему, как величайшему борцу за права разума. Но уже поздно. Человечество настолько выросло в своем самосознании, что оно не может увлекаться подобными дифирамбами, и самый факт, что означенная годовщина Вольтера прошла весьма бледно, а для огромного большинства образованного общества осталась даже и совершенно незамеченной, ясно свидетельствует о том, что идол навсегда умер и уже никакая сила не может воскресить его к жизни. 1 Литература о Вольтере громадна и она с достаточной полнотой, хотя и односторонне, приведена в конце статьи «Вольтер» в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. Жизнь его нашла себе подробное изложение и в издаваемой Павленковым Библиотеке «Жизнь замечательных людей», где она освещена со свойственной всему этому изданию либеральной точки зрения. Предлагаемая характеристика составлена главным образом на основании сочинения известного французского библеиста F.Vigonroux, Les Livres saintes et la critique rationaliste, 2 ed. Paris 1886r. См. Vol.II, pp.212 и сл. 3 Эта поэма под названием Moisade, сочинение некоего Лурфе, была одной из первых выходок тогдашнего неверия против богооткровенной религии и выставляла Моисея обманщиком. Всю эту поэму трехлетний Вольтер под руководством своего крестного отца выучил наизусть и картавым декламированием ее приводил в неописанный восторг весь этот «салон». 4 Резвая шаловливость и проказничество ребенка отнюдь еще не есть признак испорченной, преступной натуры. Напротив, известны случаи, когда из шаловливых детей-проказников выходили потом глубоко серьезные люди и даже подвижники (см. напр. в Душеполезном. чтении 1894г. статью: «Сенюшка и Егорушка», где картинно изображаются прокавничества шаловливого Егорушки, из которого впоследствии вышел знаменитый подвижник преосв.Феофан. Но у Вольтера уже в детских шалостях заметен был злой, преступный элемент, очевидно привитый к готовой почве его сомнительной в нравственном отношении средой. 13 Прямая натура прусского короля была особенно возмущена тем, что «прославленный философ» Вольтер предался алчной денежной спекуляции и опозорил свое имя грязной тяжбой с одним берлинским евреем-ростовщиком. Хотя дело выиграл Вольтер, но этим он совершенно уронил себя в глазах двора и берлинского общества, где ядовито говорили, что французский философ перехитрил немецкого жида. 16 Maynard, Voltaire, 1867, t.II. р.195–196. Нелишне отметить еще одну черту Вольтера. При жизни Кальмета, он всегда отзывался о нем с почтением, как об ученом, серьезном человеке науки, а по смерти его без всякого смущения называл его «идиотом» (imbecile). Oeuvres, t.X, р.639.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/volter...

Брак и все его права намеренно попирались ногами. Наемные убийцы состояли на жалованье у агентов при всяком дворце или знатном доме. Роскошь и излишества всякого рода достигли невероятной степени. Савонарола был не единственным человеком, который приписывал все эти пороки своего времени преобладанию язычества. Особенной заслугой эпохи Возрождения считалось возвышение значения личности. Индивидуализм в противоположность дисциплине, общности усилий, национальному или религиозному союзу, был выдающейся особенностью того движения. Образование давалось не в одной какой-либо односторонней специальности; быть «uomo universale» (универсальным человеком), достигнуть энциклопедического знания, выработать универсальный художественный гений, – вот что было честолюбием таких людей, как Алберти, Леонардо да Винчи, Пико делла Мирандола или Андреа Вероккио. Но в нравственном мире торжествующий эгоизм выдающихся людей производил чудовища нечестия, в роде Браччио ди Монтони или Сигизмунда Малатеста, – людей, которые услаждались безграничным нечестием, презирали все требования религии, нарушали все законы человеческие. И если обыкновенные смертные не достигали того же самого верха бесшабашного зла, то они считали себя все-таки независимыми от всех законов и ограничений, и при столкновении побуждений они определяли свой образ действия согласно лишь с требованиями страсти, ненависти, личного интереса или расчета. Первая половина жизни Савонаролы (1452–1494) не представляет почти никаких затруднений для жизнеописателя. Феррара во время его рождения находилась под управлением дома Эсте. Нигде еще во всей Италии аномалии, которыми отличался этот период, не обнаруживались с большей поразительностью. Нигде еще не выступали в более ярком свете блеск и распущенность, жестокость и культура, насилие и вероломство, которыми отличалось тогдашнее итальянское общество. Отец Савонаролы был одним из приживалов дворца, и сын, конечно, был знаком со многими такими делами, которые постоянно совершались внутри этого мрачного дворца, еще и теперь занимающего выдающееся положение на поросших травой улицах этого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/ieroni...

Лопухин отошел от привычной для русской школьной науки XIX в. понимания библейской истории как истории религии по Библии; ведь в таком, привычном подходе «библейская история» сводилась всего лишь к истории религии, и в ней не было места для описания быта и нравов библейских времен. 53 Однако А.П. Лопухин пошел дальше и постарался взглянуть на библейскую историю шире – как на историю библейского народа, религия которого «вошла в ... книгу как часть, хотя и такая, которая по своей важности составляет одушевляющий принцип всей жизни народа». 54 По словам Лопухина, «изобразить исторические судьбы [израильского] народа – не в одном только религиозном отношении, а во всех отношениях его глубокопоразительной и чудесной исторической жизни – и было задачей нашей книги» 55 . Профессор Я.А. Богородский ставил в упрек Лопухину то, что даже западноевропейские ученые не дали такого связного и полного курса библейской истории, как у нашего ученого, поскольку «не чувствовали в себе отваги дать такой курс по научной осторожности». 56 Однако это было неверно: к моменту издания книги Лопухина над курсом библейской истории, построенным в подобном ключе, работал аббат Ф. Ж. Вигуру (1837–1915), с которым А.П. Лопухин вел научную переписку. Труд Ф.Ж. Вигуру, вышедший на несколько лет позже, закрепил концепцию библейской истории, предложенную А. П. Лопухиным 57 . «Библейская история Ветхого и Нового завета» профессора А.П. Лопухина до сих пор является непревзойденным трудом, сочетающим энциклопедическую полноту сведений по библеистике (по состоянию на конец XIX века), глубину православных оценок событий библейской истории и изящество литературного стиля. Известно также, что ученый работал над докторской диссертацией о новооткрытом законодательстве вавилонского царя Хаммурапи (в тогдашнем написании – Аммураби) в сопоставлении его с законодательством Моисея. К сожалению, этому труду не суждено было завершиться, хотя часть его в виде статьи увидела свет еще при жизни ученого. 58 Заслуживают внимание актовая речь Александра Павловича «Идея промысла Божия в истории человечества», 59 а так же еще одна работа по библеистике – «Ироды, их династия, ее представители и их судьба».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Статьи его помещались в «Церковном вестнике», «Страннике», «Православном обозрении», «Церковных ведомостях», «Христианском чтении» и т. д. Просматривая ежегодные отчеты о состоянии Духовной академии, поражаешься, что в некоторых только перечень статей А. П. Лопухина занимает две-три страницы убористой печати. Особенно интересные его статьи были переведены на английский, немецкий, греческий, болгарский, сербский, грузинский языки в 1889–1897 гг. Большое количество статей древнеисторического, библейско-исторического и биографического содержания было помещено в «Энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона». На собрании «Братства Пресвятой Богородицы» в 1886 г. он читал о церковно-религиозном состоянии Северной Америки, а в 1888 г. об отношении инославного запада к Православному Востоку. В «Обществе религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» в 1885 г. прочитал лекцию «Современный запад в религиозно-нравственном отношении», позже о присоединении к Православной Церкви сиро-халдеев и др. Просветительская деятельность Александра Павловича имела благодатную почву. В 1892 г. А. П. Лопухин стал главным редактором «Церковного вестника» – официального печатного органа Святейшего Всероссийского Синода (так именовалось тогда высшее коллегиальное духовное управление нашей Православной Церкви). Это был серьезный, многостраничный еженедельный журнал, имевший ежемесячное приложение «Христианское чтение», основанное как отдельное издание в 1821 г. К тому времени, с 1875 г., оба журнала существовали уже вместе, как основное издание и приложение к нему, и к 1892 г. давно уже имели своего постоянного читателя 65 . До Лопухина «Церковный вестник» и, следовательно, «Христианское чтение», редактировали наиболее известные и уважаемые профессора С.-Петербургской духовной академии – А.И. Предтеченский , Н.П. Рождественский, А.И. Садов ; по традиции редакторами этих изданий всегда были академические светила. Александр Павлович Лопухин понимал, что возглавить два таких издания – отнюдь не просто.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

219 Рункевич С.Г. Религиозные мотивы в сочинениях А.С. Пушкина. – СПб.: Тип. Лопухина, 1899. – 29 с. 220 Лопухин Александр Павлович , профессор (1852–1904) – библеист, переводчик, издатель. Сын священника Саратовской епархии. Образование получил в Саратовской дух. семинарии и С.-Петербургской дух. академии (1875–1879). Еще студентом поместил в «Христианском чтении» крупный труд о «Ветхозаветных пророках». В 1879–1882 гг. псаломщик-миссионер при новооткрытой русской церкви в Нью-Йорке, где статьями в «Oriental Magazine» знакомил американцев с русской церковно-религиозной жизнью. В это же время в «Церковном Вестнике» публикуются его письма под названием «Жизнь за океаном». В 1882 г. вернулся в Петербург и защитил магистерскую диссертацию: «Римский католицизм в Сев. Америке» (СПб., 1881). За неимением в академии свободной кафедры остался в ней секретарем Правления и Совета. С 1883 г. читал сравнительное богословие, а с 1885 г. занял кафедру древней общей гражданской истории. Осуществил переводы нескольких сочинений Фаррара и др. западноевропейских писателей. Издал ряд трудов по библейской истории. Ему принадлежит осуществление мысли об издании полного собрания творений свт. Иоанна Златоуста . С 1892 г. редактировал «Церковный Вестник» и «Христианское чтение». 221 Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.)//ХЧ. – 1917 (январь–февраль). – С. 85–86. 222 Рункевич//Энциклопедический словарь. Т. 53 «Розавен – Репа». [Репринт. воспр. изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. 1890 г.]. – «ТЕРРА " -«TERRA», 1992. – С. 289–290. Читать далее Источник: Минская Духовная Академия им. Святителя Кирилла Туровского. Минская Духовная Семинария им. Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Г.Э. Щеглов. Степан Григорьевич Рункевич (1867—1924) : Жизнь и служение на переломе эпох. Минск «врата» 2008. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Итак, А. П. Лопухин стал полновластным распорядителем журнала, которому и посвятил оставшиеся пять лет своей жизни. В качестве бесплатного приложения к «Страннику» в серии «Общедоступной Богословской Библиотеки» и были изданы «Толковая Библия» и «Православная Богословская Энциклопедия» (последняя остановилась на слове «Константинополь»). Помимо названных фундаментальных изданий, как приложения к «Страннику», увидели свет книги: «Жизнь и труды св. Отцов и Учителей Церкви» Ф. В. Фаррара (в переводе А. П. Лопухина ), двухтомная «История Христианской Церкви в XIX веке» А. П. Лопухина, «Симфония на Ветхий и Новый Завет » и др. Благодаря приложениям, интерес к журналу существенно вырос, ведь подписчики получали его, как бы «в качестве премий», бесплатно. Но дело было не только в этом. Лопухин высоко держал научную планку своих изданий, привлекая к сотрудничеству лучших исследователей России (как духовных, так и светских). С начала XX столетия он приступил к осуществлению грандиозного замысла – изданию «Православной Богословской Энциклопедии». Когда дело только разворачивалось, Лопухин предполагал, что ПБЭ будет состоять из десяти томов (о чем в первом томе имелась соответствующее упоминание). Однако с течением времени стало ясно, что материала гораздо больше, чем думали первоначально, и упоминания о том, из скольких книг будет состоять ПБЭ, начиная со второго тома, исчезли. « " Православная Богословская Энциклопедия» не задается специально-учеными целями, – говорилось в предисловии к изданию, – так как имеет в виду удовлетворить насущную потребность широкой публики, и прежде всего, нашего духовенства в обстоятельной справочной книге по всем богословским предметам». 428 За образец издатели приняли третье издание «Реальной энциклопедии» Герцога. Впрочем, скромность издателей (и самого Лопухина ) была посрамлена временем. ПБЭ оказалась значительно более глубокой, чем первоначально предполагалось (не случайно и в наши дни она переиздается полностью репринтным способом (на CD) или частично (например, в энциклопедическом словаре «Христианство»), а некоторые в ней помещенные статьи даже считаются актуальными). 429 В ПБЭ входили статьи по всем основным разделам богословского знания: по Св. Писанию, библейской истории и археологии; по основному, догматическому и нравственному богословию; по всеобщей и русской церковной истории; по вопросам обличения инославия, раскола и сектантства; по каноническому праву и церковно-приходской практике; по литургике, агиологии, патрологии и церковной археологии; по истории проповедничества; по философии и педагогике «в пунктах соприкосновения их с богословием». Как видим, все основные канонико-догматические, а также историко-церковные проблемы на страницах ПБЭ должны были получить свое освещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010