11. Но здесь требуется уже от меня разобрать в подробности кажущееся недоумение. Отвергающие пророков возражают: Пророк говорит: «и бросил их в дом Господень для горшечника; а Евангелие: «и дали их за землю горшечника» ( Мф. 27:10 ). Итак, выслушай же, как истинны оба свидетельства. Благоговейные подлинно иудеи, тогдашние архиереи, увидев, что Иуда раскаялся и сказал: «Согрешил я, предав Кровь невинную», рассуждают: «что нам до того, смотри сам» (4). Ужели не касается это вас, распинающих Его? Но кто взял и возвратил назад мзду за убийство, тот пусть «смотрит», а вы, убийцы, не смотрите? Потом говорят они между собой: «Не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови» (6). Из ваших же уст осуждение вам. Если цена нечиста, то нечисто и дело. А если, распиная Христа, исполняешь правду, то почему не принимаешь цены? Но вопрос в том, каким образом не разногласят между собою и Евангелие, сказав о «земле горшечника», и пророк, сказав «для горшечника» (в горнило)? Не у плавящих только золото бывает горнило, не одни ковачи имеют у себя горнило, и горшечникам нужно своего рода горнило для земли. Чтобы очистить от мелких камней тонкую, тучную и годную для дела часть земли и отделить от множества сорных веществ, предварительно размягчают землю водою для беспрепятственного выработания приготовляемого. Чему же удивляешься, если Евангелие говорит ясно: «землю горшечника», а Пророк изрек пророчество загадочно, так как пророчества большею частию бывают загадочны. 12. Иисуса связали и ввели во двор архиерейский. Хочешь ли знать и видеть, что и это написано? Исайя говорит: «Горе душе их, ибо сами на себя навлекают зло, говоря: свяжем Праведного, яко непотребен нам есть» ( Ис. 3, 9 –10). И подлинно горе душе их. Мы видим это: Исаия претрен был пилою, но народ после того получил уврачевание; Иеремия ввергнут был в ров тинный, но язва иудеев излечена. Грех был меньше, потому что сделан против человека. Когда же иудеи согрешили не против человека, но против вочеловечившегося Бога, тогда «горе душе их». «Свяжем Праведного». Иной скажет: разве не мог разрешить Сам Себя от уз смертных Разрешивший четверодневного Лазаря и от железных уз Разрешивший Петра в темнице? В готовности предстояли Ангелы, говоря: «расторгнем узы их» ( Пс. 2:3 ), но они удерживаются, потому что Владыке угодно претерпеть это. Еще: приведен на суд пред старейшин. Имеешь уже на это свидетельство: «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его» ( Ис. 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

12. А что касается до веры изучаемой и исповедуемой, то приобрети и блюди одну ту, которая предается тебе ныне Церковью и подтверждается всем Писанием. Поскольку же не все могут читать Писания, но одним простота, а другим какое-либо занятие препятствуют в приобретении знания, то, чтобы не погибла какая душа от неведения, все учение веры заключаем в немногих стихах. И мне желательно, чтобы вы помнили его слово в слово, и со всякою рачительностю повторяли между собою, не записывая его на бумагу, но начертав памятию в сердце; остерегались, чтобы во время занятия вашего сим учением, никто из оглашенных не услышал преданного вам; желательно также, чтобы сие исповедание веры во всякое время жизни служило для вас напутствием, и вы, кроме него, не принимали другого исповедания, даже если бы мы переменили мысли, и стали говорить противное тому, чему учим теперь, или если бы захотел обольстить вас ангел сопротивный, преобразовавшись в ангела светлого. Ибо, «если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1.8:9 ). И пока запомни самые речения сего исповедания, какие слышишь, а в свое время выслушивай и подтверждение из Свящ. Писания, на каждое заключающееся в нем речение. Ибо изложение веры не по человеческому рассуждению составлено, но из всего Писания выбрано самое существенное, и составляется из сего одно учение веры. Как горчичное семя в малом зерне содержит много ветвей, так и сие изложение веры в немногих словах объясняет все ведение благочестия, заключающееся в Ветхом и Новом Завете. Итак, видите, братия, «храните предания» ( 2Фес. 2:15 ), какие приемлете теперь, и напишите их на «скрижали сердца» вашего ( Прит. 7:3 ). 13. Соблюдайте с благоговением, чтобы иных, когда обленятся, не расхитил враг, и чтобы какой еретик не извратил преданного вам. Ибо вера есть вдание «купцам» серебра, какое мы ныне приобрели ( Лук. 19:32 ), и Бог у вас потребует отчета в этом залоге. «Засвидетельствую», как говорит Апостол, «пред Богом все животворящим и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание соблюсти» сию преданную вам веру «не скверну, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа» (7 Тим. 5, 21; 6, 13:14). Теперь вверено тебе сокровище жизни, и Владыка потребует залога сего в явление Свое, «которое в свое время откроет блаженный и единый Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может» (7 Тим. 6, 5. 16). Ему слава, честь и держава во веки веков! Аминь. 6-е огласительное слово к просвещаемым, говоренное без приготовления в Иерусалиме, о единоначалии Божием, на слова: «верую во Единого Бога» и об ересях

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

12 . И для чего духовную благодать наименовал Он водой? Поскольку через воду составляется все. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным и во всяком роде цветов инаковым и многоразличным. В финике он такой, а в винограде другой и всему дает особливый вид, между тем как он единовиден и не инаков сам в себе. Ибо не изменяющийся сам в себе дождь не сходит то в том, то в другом виде; но, входя в состав тех вещей, которые его приемлют, в каждой производит свое действие. Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напаяемо будучи водой, пускает отрасли, равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, именем Христа различные производит действия. У одного язык обращает на слово мудрости, у другого душу просвещает пророчеством; иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела, иного уготовляет к мученичеству; в других другое производит, но Сам в Себе не различен, как написано: Но каждому дается проявление Духа на пользу ( 1Кор.12:7 ). Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом ( 1Кор.12:8 ); иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом ( 1Кор.12:9 ); иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков ( 1Кор.12:10 ). Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор.12:11 ). 13 . Но поскольку просто о Духе многое и различное сказано в Божественном Писании и опасно, чтобы кто-либо по неведению не впал в смешение понятий, не зная, о каком духе разуметь написанное, то хорошо теперь в предосторожность изъяснить, какого Духа называет Писание Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

12 . Этого Святого Духа общение даровал Спаситель апостолам, ибо написано: Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Это вдохновение второе, поскольку первое потеряно от произвольных грехов (см. Быт.2:7 ). Об этом втором написано: Поднимается на тебя разрушитель ( Наум.2:1 ). Поднимается откуда? Из ада. Ибо Евангелие повествует, что это Его дуновение было по воскресении. И хотя теперь сообщает благодать, но еще хочет дать большее и говорит апостолам: «Я готов сообщить и теперь, но еще не можете принять. Примите пока благодать в той мере, как вместить можете; впрочем, ожидайте и большего. Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк.24:49 ). Ныне примите несколько, тогда получите вполне. Ибо часто случается, что приемлющий несовершенно пользуется данным ему, но облекающийся покрывается одеждою со всех сторон. Не страшитесь, говорит Он, оружия диавола и стрел его, ибо иметь будете силу Святого Духа (помните недавно сказанное, что Дух Святый не разделяется, но только благодать, через Него ниспосылаемая)». 13 . Итак, Иисус вознесся на небо и исполнил обещание. Он говорил ученикам: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя ( Ин.14:16 ). Они пребывали в Иерусалиме, ожидая сошествия Духа Святого и при наступлении дня Пятидесятницы (см. Деян.2:2 ), в этом граде Иерусалиме (и это преимущество имеем мы; блага, о которых говорим мы, не где-то ниспосланы, а у нас дарованы), в день, говорю, Пятидесятницы, когда они были вместе, сошел с неба Утешитель, хранящий и освящающий Церковь , промышляющий о душах, кормчий обуреваемых, просвещающий заблудших, награждающий подвижников и венчающий победителей. 14 . Сошел же для того, чтобы облечь силой и чтобы крестить апостолов. Ибо говорит Господь: вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ( Деян.1:5 ). Не частная эта благодать, но совершенная сила. Ибо как погружающийся в водах и крещающийся со всех сторон окружен бывает водами, так и апостолы Духом Святым крестились совершенно. Но вода внешность омывает, Дух же Святой крещает все внутреннее души, и почто удивляешься? Вот тебе чувственный пример, который хотя мал и неважен, но полезен для простых людей: если огонь, проникая твердость железа, все его делает огненным, так что холодное бывает горячим и черное делается светлым, если (говорю) огонь, будучи телом, входит в тело железа и там беспрепятственно совершает свое действие, то что удивляться, если Дух Святой входит в саму внутренность души?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

13 . Да приидет Царствие Твое. Чистая душа с дерзновением сказать может: да приидет Царствие Твое. Ибо кто слышал Павла, говорящего: да не царствует грех в смертном вашем теле ( Рим.6:12 ), и кто очищает себя деянием, и мыслью, и словом, тот может сказать Богу: да приидет Царствие Твое. 14 . Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божий творят волю Божию, как Давид, воспевая, сказал: Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его ( Пс.102:20 ). Посему ты, моляся, говоришь это в таком значении: как в Ангелах Твоя бывает воля, так и на земле во мне да будет, Владыко! 15 . Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хлеб наш общий не есть насущен. Хлеб же сей святой есть насущный: вместо того чтобы сказать – на существо души устрояемый. Этот хлеб не во чрево входит и из чрева исходит (см. Мф.15:17 ), но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души. А слово днесь –говорится вместо – на всякий день, как и Павел сказал: доколе можно говорить: «ныне» ( Евр.3:13 ). 16 . И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Ибо многие мы имеем прегрешения. Потому что согрешаем словом и мыслью и делаем очень многое, достойное осуждения. И если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя ( 1Ин.1:8 ), как говорит Иоанн. Итак, мы с Богом полагаем условие, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы ближним – долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы получаем, да не медлим и да не откладываем прощать друг другу. Бывающие нам оскорбления малы, легки и удобопростительны, а от нас бывающие Богу велики и Его только человеколюбия требующие. Итак, блюдися, чтобы для малых и легких против тебя согрешений ты не затворил самому себе от Бога прощение тягчайших твоих прегрешений. 17 . И не введи нас во искушение (Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте, что человек неиспытанный, неопытен (см. Сир.34:9–10 ) и в другом: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения! ( Иак.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

13. Итак, Иисус по-еврейски значит Спаситель, а на еллинском языке – врачующий. Ибо Он – Врач душ и телес, и Целитель духов; исцеляет слепотствующих чувственно, и просвещает умы; врачует видимо хромых, и указует грешникам путь к покаянию, говоря расслабленному: «не греши больше» (Иоан. 5, 14), и: «возьми постель твою и ходи» (8). Поскольку тело расслаблено душевным грехом, то исцелил прежде душу, чтобы даровать исцеление и телу. Поэтому, у кого душа страждет во грехах, тот имеет Врача. И если кто здесь маловерен, да скажет Ему: «помоги моему неверию» ( Мф. 9:24 ). Если кто обложен и телесными немощами, да не останется в неверии, но да приступит и поскольку Иисус врачует и их, да познает, что Иисус есть Христос. 14. Иудеи признают, что Он есть Иисус, но не признают, что Он и Христос. Поэтому-то Апостол говорит: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос» ( 1Иоан. 2:22 ). А Христос есть Первосвященник, имеющий «священство непреходящее» ( Евр. 7:24 ); не во времени начал Он священствовать, и не имеет себе другого преемника в первосвященстве, как слышал ты во время Божией службы в день недельный, когда предлагали мы беседу на слова «по чину Мелхиседекову». Не по плотскому преемству приял Он первосвященство и помазан не уготованным елеем, но прежде веков от Отца, и постольку отличен от иных, поскольку священство Его утверждено клятвою. «Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь и не раскается» (Евр. 5, 21 ). Достаточно было для утверждения, чтобы восхотел только Отец, но это – сугубый способ утверждения, когда за изволением следует и клятва, «дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы» ( Евр. 6:18 ), исповедующие Иисуса Христа, Сына Божия. 15. Сего-то пришедшего Христа иудеи отринули, а бесы исповедали. Но не был Он неведом праотцу Давиду, который говорит: «поставлю светильник помазанному Моему» ( Пс. 131:17 ). И одни толкуют, что светильник есть светлость пророчества, а другие, что светильник есть восприятая от Девы плоть, по словам Апостола: «но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» ( 2Кор. 4:7 ). Не был Он неведом и пророку, который говорит: «и объявляет человеку намерения Его» ( Амос. 4:13 ). Знал Его Моисей, знал Его Исаия, знал Его и Иеремия. Ни одному из пророков не был Он неведом. Познали Его и бесы, потому что запрещал им, и сказано, «что они знают, что Он Христос» ( Лук. 4:41 ). Не познали первосвященники, а бесы исповедали; не познали первосвященники, а жена-самарянка проповедала, говоря: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала, не Он ли Христос? ( Иоан. 4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

13 . Итак, Иисус у евреев означает Спасителя, а на языке греческом – Врача. Поскольку Он есть Врач душ и тела и Целитель духов, Целитель слепотствующих чувственными очами и вместе Просветитель умов. Врач видимых хромых и Путеводитель грешников к покаянию. Он говорит расслабленному: не греши более ( Ин.5:14 ), и возьми постель твою и ходи ( Ин.5:8 ). Ибо так как тело пришло в расслабление по причине душевного греха, то Он прежде исцелил душу, чтобы и телу сообщить исцеление. Итак, если кто страдает душой от грехов, имеет Врача. И если кто из вас маловерен, да говорит Ему: помоги моему неверию ( Мк.9:24 ). Если кто подвержен и телесным болезням, да не отчаивается, но да приходит к Нему, ибо Он врачует и их, и да познает, что Иисус есть Христос. 14 . Иудеи признают Его Иисусом, но никак не признают Его Христом. Потому-то апостол говорит: кто лжец, если не тот, Кто отвергает, что Иисус есть Христос? ( 1Ин.2:22 ). Христос есть Первосвященник, непреходящее имеющий священство ( Евр.7:24 ), Который не во времени начал священствовать, не имеет иного преемника в первосвященстве, так, как ты и слышал, когда мы в день недельный в собрании предлагали поучение на слова: по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ). Не по плотскому преемству получил первосвященство, не приготовленным елеем, но предвечно от Отца помазан и потому более других превосходит, что клятвой утверждено священство Его: ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается ( Евр.7:20–21 ). Довольно было для утверждения и одного изволения Отца, однако же образ утверждения двояк; к изволению присоединена клятва, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы ( Евр.6:18 ), приемля Христа Иисуса, Сына Божия. 15 . Сего пришедшего Христа иудеи отвергли, а бесы исповедали. Впрочем, не был Он сокрыт от праотца Давида, который говорит: поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс.131:17 ). Одни чрез светильник разумеют свет пророческий, а другие -принятую от Девы плоть, по следующим словам апостола: Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах ( 2Кор.4:7 ). Не был Он сокрыт и от того пророка, который говорит: Он... объявляет человеку намерения его ( Ам.4:13 ). Знал Его и Моисей, знал Его и Исаия, знал Его и Иеремия. Каждый пророк знал Его. Узнали Его и бесы. А Он запрещал им сказывать, что они знают, как сказано, что Он Христос ( Лк.4:41 ). Первосвященники не знали, а бесы исповедали. Первосвященники не знали, а жена самарянская проповедовала, говоря: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? ( Ин.4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

13. Иудеи, читая это, не внимают, потому что заградили уши сердца, чтобы не слышать. Но мы веруем во Иисуса Христа, во плоти пришедшего и вочеловечившегося, потому что иначе был бы для нас недоступен. Поскольку не могли мы и видеть того и насладиться тем, что Он Сам в Себе, что соделался Он тем, что и мы, чтобы таким образом сподобились мы насладиться Им. Ибо, если не в состоянии мы вполне видеть солнце, сотворенное в четвертый день, то можем ли видеть Творца его Бога? В огне снисшел Господь на гору Синайскую, и народ не мог вынести сего, но сказал Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» ( Исх. 20:19 ). И еще: «Ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живого, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива» ( Втор. 5:26 )?Если и сие – слышать глас глаголющего Бога, бывает причиною смерти, то как же не причинит смерти это – видеть Самого Бога? И чему дивишься? Сам Моисей сказал: «Я в страхе и в трепете» ( Евр. 12:21 ). 14. Итак, чего пожелал бы ты? Того ли, чтобы Пришедший для спасения соделался виною гибели, потому что невыносимо было бы для людей пришествие Его? Или, чтоб соразмерена была благодать? Даниил не вынес явления Ангела, а ты стерпишь лицезрение Владыки ангелов? Явился Гавриил, и Даниил упал на лице. И каков был явившийся, в каком предстал образе? «Лице его, как вид молнии», а не как солнце; «очи его – как горящие светильники», а не как пещь огненная; «глас речей его – как голос множества людей» ( Дан. 10:6 ), а. некак глас двенадцати легионов Ангелов. Однако же Пророк пал на землю, Ангел приступает к нему и говорит: не бойся, Данииле, встань, ободрись: «слова твои услышаны» (10). И Даниил говорит: «Я встал с трепетом» (11). И при всем этом ничего не отвечал, пока не прикоснулось к нему подобие руки человеческой (10); и когда явившийся преложился «в человеческий облик» (18), тогда Даниил проглаголал. И что же сказал? «Господи мой! От этого видения внутренности мои перевернулись во мне» (16); «ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне» (17). Если явившийся Ангел отнял у Пророка глас и крепость, то явление Бога оставит ли и дыхание? И пока, говорит Писание, «не прикоснулось ко мне подобие образа человеческого», Даниил не осмеливался говорить. Итак, поскольку опытом была доказана немощь наша, Господь воспринял на Себя то, чего требовал человек. И поскольку человек требовал, чтобы слушать от подобообразного ему, то Спаситель воспринял на Себя подобострастное нам, чтобы с большим удобством научены были люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

13 . Кто из людей знает имена всех зверей? Или кто может исследовать учение о естестве каждого из них? Если же не знаем даже имен зверей, то как постигнем Творца их? Однажды Бог изрек повеление, да произведет земля душу живую, по роду ея, скотов, и гадов, и зверей (ср. Быт.1:24–25 ), и от одного повеления из одного источника произошли животные различных качеств: кроткая овца и плотоядный лев; бессловесные с различными побуждениями, которые изображают различные расположения людей, как то: лисица представляет в людях коварство, змей представляет тех, которые испускают яд на друзей, ржущий конь представляет любострастных юношей, трудолюбивый муравей возбуждает ленивого и беспечного. Ибо кто проводит юные лета в праздности, тот вразумляется животными бессловесными, будучи обличаем словами Божественного Писания: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действие его, и будь мудрым ( Притч.6:6 ). Ибо, видя, как он заблаговременно собирает для себя пищу, подражай ему и собирай для себя плоды добрых дел на будущую жизнь. Будучи обличаем и сими словами: [пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива] ( Притч.6:8 ). Как она, облетая всякие цветы, составляет для пользы твоей мед, чтобы и ты, перечитывая все Божественные Писания, достигал своего спасения, и, насыщаясь им, сказал: Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим ( Пс.118:103 ). 14 . Не достоин ли Художник прославления? Если ты и не знаешь естества всех тварей, то неужели поэтому худы они? Да и можешь ли знать действие всех растений? Или уразуметь в полноте пользу, происходящую от всякого животного? Даже и от ядовитых змей предохранительные средства даны людям для исцеления. Но ты скажешь мне: страшен змей – бойся Господа, и не сможет навредить тебе. Язвителен скорпион – бойся Господа, и не уязвит тебя. Лев кровожаден – бойся Господа, и будет сидеть с тобой, как с Даниилом. Истинно, действиям животных удивляться надобно: как одни из них имеют острые жала, например скорпион, у других сила в зубах, иные же когтями действуют в борьбе, а у василиска сила во взоре. Итак, из различных творений заключай о силе Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

13. Не стыдись сознаться в незнании, потому что не знаешь вместе с Ангелами. Один Рождший ведает Рожденного, и Рожденный Им знает Рождшего. Рождший ведает, Кого Он родил, и Святый Божий Дух свидетельствует в Писаниях, что Рожденный – Бог безначальный. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). «Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан. 5, 26). И: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (23). И: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет» (21). И Рождший не терпит утраты, и Рожденный не имеет ни в чем недостатка. Знаю, что неоднократно говорил я вам это, но говорил о сем часто для вашего утверждения. И Рождший не имеет Отца, и Рожденный не имеет брата. И Рождший не пременился в Сына, и Рожденный не соделался Отцом. От единого только Отца один Единородный Сын. Не два нерожденные, и не два Единородные, но один Отец не рожден. Ибо не рожден, кто не имеет отца. И один Сын превечно рожден от Отца – не во времени рождается, но рожден прежде веков, не преспевая возрастал, но таким и рожден, каков Он теперь. 14. Поэтому веруем в СЫНА БОЖИЯ ЕДИНОРОДНОГО, ОТ ОТЦА РОЖДЕННАГО, БОГА ИСТИННАГО Ибо истинный Бог, как сказано, не рождает лживого. Не рассудив сперва, потом уже родил, но родил превечно, родил гораздо скорее, нежели исходит наше слово, или наша мысль. Ибо мы, произнося слово во времени, тратим на сие время, а для Божественной силы рождение не временно. И как неоднократно было сказано, не из небытия привел в бытие, и не всыновил небывшего прежде сыном, но, как вечный Отец, превечно и неизреченно родил единого Сына, у Которого нет брата. Не два начала, но глава Сыну Отец – единое Начало. Ибо Отец родил Сына, истинного Бога, именуемого Эммануилом. А Эммануил толкуется: «с нами Бог» ( Мф. 1:23 ). 15. И желаешь ли знать, что Рожденный от Отца, и впоследствии вочеловечившийся, есть Бог ? Слушай, что говорит Пророк: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним, Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Израилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010