архим. Кирилл (Павлов) Ничто не отлучит нас от любви Божией. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) В последних числах декабря 2000 г. мы встретились с архимандритом Кириллом (Павловым) и попросили горячо любимого Батюшку сказать несколько слов для читателей газеты «Русь Державная» и Интернет-сервера «Русское Воскресение» по волнующим нас воп­росам общественной жизни, в том числе по вопросу отношения к вве­дению ИНН в России. Вначале отец Кирилл колебался, видимо, огромная скромность и высочайшая требовательность к себе этого глубоко уважаемого всеми православными людьми человека удерживали его от высказываний по столь важной теме. И все же в этот день нам удалось записать краткие высказывания Батюшки, которые и публикуются здесь. Рукописный текст проповеди о. Кирилл передал Андрею Печерскому буквально через день после нашей встречи. Можно только догадываться, когда нашел батюшка время для ее написания. «Скажу пару слов не от себя, а основываясь на слове Божием, кото­рое есть первоисточник и авторитет всякой Истины».Суровые, но полные любви и заботы о нашем православном народе слова проповеди батюшка Кирилл благословил передать Вам, братья и сестры. Андрей Печерский, главный редактор газеты «Русь Державная», Сергей Котькало, главный редактор сервера «Русское Воскресение». Сейчас надо, чтобы верующие настраивали и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идет. Но надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. И если Господъ попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царствия Небесного. Надо ли говорить сегодня об этом? Как воспримут это люди? Считаю, что об этом говорить надо. Святой апостол Павел во втором послании к любимому своему ученику Тимофею пишет: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим. 3:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

На сотериологической почве ведет он их защищение против " восточных. " В этом он верный продолжатель святого Афанасия. 3. В своих сотериологических рассуждениях святой Кирилл чаще всего опирается на два основных текста апостола Павла: Евр. 2:14, - " как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, " и Рим. 8:3, - " Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти. " Кроме того святой Кирилл часто приводит 2 Кор. 5:15: " А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. " Иначе сказать, для святого Кирилла Спаситель есть прежде всего Первосвященник... Сотериология Кирилла более всего сотериология послания к Евреям. Здесь снова сказывается влияние святого Афанасия. Как и Афанасий, святой Кирилл допускает, что воплощения и жизни среди людей было бы достаточно, если бы Спаситель должен был быть только Учителем, чтобы показать пример. Но надлежало разрушить смерть, - и потому нужна была Крестная жертва и смерть, - смерть ради нас и за нас, и смерть за всех. Сами ангелы освящаются заслугами Воплощенного Слова. Ибо Христос есть источник всякой святости и жизни, великий Ходатай и Посредник, - и Новый Адам, начаток и корен возрожденного человечества, возвращаемого к первозданному состоянию. Искупление скрепляется воскресением, свидетельствующим о Божестве Христа, и утверждающим упование нашего воскресения. Воплощением начинается историческое Домостроительство, во исполнение пророчеств и судеб Божиих. Но оно исполняется в смерти. И святой Кирилл подчеркивает, что смерть Христа является искуплением именно потому, что это смерть Богочеловека или, как он выражается, " смерть Бога по плоти. " Только Воплощенное Слово могло быть действительным " святителем и посланником нашего исповедания " (срв. Евр. 3:1). " Сын Божий, благоволив низойти до истощания, приемлет от Отца призвание к священству, которое подобает собственно не Божеской природе, но человеческой, по которой Он, уподобившись нам, испытывает все ей свойственное, не претерпевая ничего по Божеству, но усвояя все совершенное человечеством по домостроительству.

http://sedmitza.ru/lib/text/538178/

Hieros. Mystag. 4. 8) 68 . Сказав о хлебе и вине в четвертой беседе, в пятой свт. Кирилл обращается к евхаристической молитве и причащению. В этот день на литургии читался отрывок 1Петр.2:1–10 , а богослужение обычно совершалось в Анастасисе. Свт. Кирилл намеревается толковать евхаристическое богослужение и делает это посредством комментирования библейского чтения. Сегодня никто из нас не стал бы предлагать интерпретацию Евхаристии, опираясь на 1Петр.2:1–10 , но свт. Кирилл делает это, и мы вынуждены признать, что он предлагает блестящий способ понимания Евхаристии. В 1Петр.2:1–10 , вероятно, содержится фрагмент хвалебного гимна Богу за все Его деяния: «Но вы... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас.» ( 1Петр.2:9 ). И свт. Кирилл обращается к этому тексту, чтобы показать смысл благодарения в анафоре Иерусалимской Церкви. Упоминаются небо, земля, море, солнце, луна, звезды, всякое словесное и бессловесное творение, за которые приносится благодарение (Cyr. Hieros. Mystag. 5. 6) 69 . Затем следуют созерцание херувимов и серафимов, Sanctus и эпиклеза. Цель Sancmus’a, именуемого «гимном», в том, чтобы соединить человека с ангельскими существами. Часть, посвященная эпиклезе, начинается с напоминания о том, что посредством этих духовных (πνευματικς) гимнов люди воистину освящаются. Таким образом, освящающий смысл Sancmus’a указывает на особое значение этих ангелических гимнов. В эпиклезе содержится прошение к Отцу ниспослать Святого Духа на Дары, чтобы они стали Телом и Кровью Христа, и мотив в данном случае вполне ясен: «...ибо всё, чего касается Святой Дух, преображается и очищается» (Ibid. 5. 7) 70 . Далее следует intercessio. Структура этой древней анафоры очень проста: вступительный диалог, благодарение, Sanctus, эпиклеза, intercessio о живых и умерших. В начале этой заключительной молитвы говорится (как и в александрийской анафоре), что евхаристическая молитва является духовной жертвой и бескровным приношением. Этот текст, принадлежащий к общей литургической традиции, следует сопоставить с ранее рассмотренным чтением, где говорится: ...и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Петр.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В первый же свой визит владыка Кирилл встретился с региональными властями и, казалось, убедил их, что на Калининградской земле должны появиться православные храмы. Он сразу же посетил Калининградский государственный университет, встретился с представителями местной интеллигенции. И, конечно же, попытался вдохновить местных верующих. Калининградцы откликнулись на слово архипастыря и устремились возрождать духовную жизнь, создавать храмы. Под руководством настоятеля игумена Аркадия (Недосекова) Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, привозили стройматериалы. 19 декабря 1986 года архиепископ Кирилл освятил восстановленный храм во имя святителя Николая Чудотворца как покровителя моряков. Настоятель прихода храма Святого Духа города Нестерова отец Георгий Бирюков сравнивает тогдашнюю деятельность Патриарха с тем, что когда-то делал апостол Павел: «Владыка Кирилл был в Калининграде для Иудеев... как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех... сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:20-22). Общаясь с самыми разными людьми, архиепископ Кирилл находил для всех нужные слова, проникающие в сердца и души». Даже уполномоченный Совета по делам религий в Калининградской области Юрий Яковлевич Махобайский, познакомившись с архиепископом Кириллом, стал его вернейшим помощником в деле создания Церкви. Однажды он приехал в Смоленск на прием к правящему архиерею и попросил назначить священника на приход в городе Правдинске. Владыка удивился этой просьбе, так как в Правдинске православного прихода не было. Во всей области тогда было организовано меньше десяти приходов. Оказалось, что Юрий Яковлевич по своей инициативе собрал верующих Правдинска и официально зарегистрировал приход в честь своего небесного покровителя — святого великомученика Георгия Победоносца, а также оформил передачу новому приходу исторического здания бывшей кирхи Тевтонского ордена. Так, помощниками владыки Кирилла в деле создания Церкви становились люди самого разного социального положения, интеллекта и политических убеждений.

http://patriarchia.ru/db/text/4685230.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Патриарх Кирилл призвал положить закон морали в основу законодательства 16.10.2017 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что нравственное чувство, общее для всех народов, должно лежать в основе законодательства каждой страны современного мира. " При всей разности культур, народов, учреждений, мы все имеем нравственное чувство, у каждого из нас есть голос совести – иными словами, наша разность надстроечная, а нравственное чувство – это подлинный базис, это действительно универсальное свойство человеческой природы, присущее нам от рождения. Не сконструированное кем-то, кто придумал " подлинные " универсальные ценности, а значит, может в любой момент эти ценности подправить и " улучшить " в угоду тем или иным политическим, идеологическим или даже финансовым интересам " , - заявил патриарх в понедельник с трибуны проходящей в Петербурге 137-й ассамблеи Межпарламентского союза. Предстоятель Русской Церкви обратил внимание парламентариев на то, что в нравственном учении различных религиозных традиций мы видим " совпадение, апелляцию к совести человека " , которую христиане называют " голосом Божиим в наших сердцах " . " Недаром мы говорим о " золотом правиле нравственности " , которое на языке Евангелия гласит так: и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. На этом глубинном переживании, на наш взгляд, и основывается возможность нравственного консенсуса для человечества " , - подчеркивает патриарх Кирилл. В качестве иллюстрации сказанного он упомянул о том, что в культуре всех народов существует понятие положительного героя. " Злодей не может быть примером для подражания. Даже там, где герой-злодей изображен привлекательно, силы добра все равно одерживают победу, и он терпит крах и в лучшем случае достоин сожаления. Это также отображение единства нравственной природы человека, - считает патриарх. - Если герой положительный для всех один, то, значит, и нравственная природа для всего человечества едина, и именно эта нравственная природа должна охраняться и религией, и культурой, и образованием, и законодательством " .

http://drevo-info.ru/news/22887.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Патриарх Кирилл призывает воздержаться от " лживой критики " законопроекта о религиозном имуществе 09.11.2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) считает, что принятие закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения восстановит справедливость. " Совершенно кощунственно звучат сегодня призывы некоторых, кто называет себя интеллигентами, не отдавать Церкви то, что было захвачено кровью и безумством человеческим, с попранием всех законов и прав, с попранием всякого человеческого достоинства и свободы " , - сказал патриарх по окончании литургии, которую совершил накануне в освященном им храме в честь Казанской иконы Божьей Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы. Напомнив, что сейчас готовится принятие упомянутого закона, он отметил, что, " попросту говоря, речь идет о возвращении храмов " . " Принятие этого закона может и должно стать восстановлением справедливости " , - подчеркнул предстоятель, которого цитирует его пресс-служба. Он выразил надежду на то, что " тысячи храмов, которые еще стоят заброшенные, полуразрушенные, оскверненные, как и те, что уже восстановлены, но до сих пор не возвращены Церкви, будут возвращены по этому справедливому закону " . " И я призвал бы всех, у кого есть хоть капля совести, чтобы им не было больно и стыдно смотреть в лицо своему народу, воздержаться от всякой лживой критики этого закона, который стал результатом значительных усилий со стороны государства, общества, Церкви " , - сказал патриарх Кирилл. Он указал на то, что Церковь возвращает свои порушенные храмы " не для того, чтобы деньги на них зарабатывать, как иногда поворачивается у кого-то язык такое говорить " . " Мы возвращаем свои храмы для того, чтобы в этих храмах, отреставрированных, возвращенных к жизни, совершалась молитва Божия. А если речь идет о памятнике архитектуры, имеющем значение для всего общества, то кому как не Церкви заботиться сегодня о возрождении культуры? И разве когда-нибудь Церковь мешала людям приобщаться к культурному наследию? " - задал вопрос патриарх.

http://drevo-info.ru/news/9592.html

Едва он стал обдумывать это, вот облако сошло с неба и подняло его (вместе) с учеником, восхитило его ввысь и полетело с ним. 19 . Когда же они достигли моря, взглянул вверх авва Кирилл архиепископ, и увидел моего отца апу Шенуте в середине облака вместе со своим учеником, и воскликнул, говоря: «Благослови нас, наш отец святой, новый Илия!». Сказал мой отец апа Шенуте ему: «Помяни меня, о мой отец святой». И таким образом облако летело с ним и принесло его в его монастырь. 20 . Было же время лета в те дни, и братья мололи хлеб. Он взял зерно пшеничное, которое подобрал, выходя из дворца царя, и бросил его на жернов. И великое благословение Господа снизошло на жернов, и не могли его остановить (так как оно непрестанно мололо муку из этого зерна), и братья роптали из-за того, что они трудятся (изо всех сил) и не могут его остановить. Мой отец святой апа Шенуте направил свой путь к жернову, положил свою пальмовую ветвь на него и сказал: «Я сказал тебе, о жернов, остановись!» И тотчас он остановился по слову моего отца пророка праведного апы Шенуте, поистине человека Божьего, деяния которого обладали силой, подобно (деяниям) древних пророков и апостолов. Бесчисленны были его благие деяния и чудеса, которые он творил по милости Духа Святого, Который был в нем всегда. 21 . Случилось затем, что архиепископ святой Кирилл прибыл в свой город, и послал за апой Шенуте, и спросил его: «Сколько дней ты был, поднявшись на облако, пока не достиг твоего монастыря?». Сказал мой отец апа Шенуте архиепископу: «Прости меня, мой отец святой, я недостоин таких дел». Сказал авва Кирилл ему: «Заклинаю тебя молитвами святых, чтобы ты сообщил мне, что с тобой произошло!». Мой отец сказал ему со смирением: «Поскольку ты заклял меня, я прибыл в монастырь в день, в который мы говорили друг с другом, когда ты был на корабле, а я на облаке, я присоединился к братьям вечером того дня». И изумился этому архиепископ святой Кирилл и апа Виктор архимандрит, и они воздали славу Богу, Который один творит чудеса в святых Своих, тех, что вершат Его волю и чьи сердца полагаются на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

И принимает он монашеский постриг, и отвергает от себя мирские одежды и надевает монашеские, и нарекли имя ему Варсонофий, и, дав ему наставление изрядное, поручил блаженному Кириллу устроение отца его. Блаженный же Кирилл принял отца своего, как ангела Божия, и отвел его в келию свою, и поучил его изрядно из Божественного Писания, как ему спасаться. И ушел в келию свою, и, упав на землю, с плачем молился Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой его Матери о принятии отцом его иноческого образа. В 8 же день пришел юноша из дома отца его и поведал блаженному Кириллу о родной его матери, что, достойно прожив жизнь, приняла она ангельский образ и нарекли ей имя Елена, и с миром преставилась и отошла в вечный покой. И узнав о том, что родители его отошли от жизни, блаженный Кирилл воздал Богу благодарные молитвы и повелел имущество отца своего раздать нищим, а работникам дать свободу. Также и отец блаженного Кирилла, прожив 3 года в посте, и в молитвах, и во всех добрых деяниях, дух свой предал в руки Божии и с миром преставился. Блаженный же Кирилл скутал трудолюбивое его тело и, отпев надгробное пение, достойно похоронил отца своего, и прослезился о том, и сказал: «Как родители мои от жизни преставились, так же и я смертен». И с тех пор начал он к большему подвигу устремляться, труды к трудам прилагая, иногда в поварне, а иногда в пекарне, и по порядку обошел все службы, трудолюбивое свое тело изнуряя. Послушный всем, свою же волю до конца от себя отвергая, послушание и покорение имел не только блаженному Корнилию, но и остальным братьям. Страхом Божиим ограждаясь и сопротивляясь всем действам дьявольским, богатея смирением в умножающейся мудрости, изнурял тело свое голодом и жаждой. И беспрестанно были у него на устах слаще меда и сотов Божии словеса, ибо ночью и днем славословил псалмы Давидовы. И в молитве, и в чтении внимал житиям преподобных отцов, и в уме держа поучения их, желая их делом исполнить. Слезы всегда были на глазах его, ибо помнил он смертный час, и ожидал будущего страшного и праведного суда и воздаяния грешникам, каждому по делам его, и так наполнялся слезами «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист его не отпадет». Приносил же Богу постоянно и этот плод добродетели: во время молитвенного пения входил в церковь с благоговением, словно пред лицем Божиим предстоя со страхом и трепетом. Братия же вся удивлялась доброму его изволению и разумному боголюбию, которые приносили им величайшую пользу. Блаженный же Кирилл преуспевал в добродетелях, окружив себя благою кротостию, разумной простотою и смирением, и освободившись от различных земных забот, имел одну заботу, как бы угодить Богу, его к добру направляющему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ниже обретеся лесть во устах его. Этот текст и толкуют св. отцы. О значении мирного погребения Иисуса, Отрока Ягве, после страшной смерти говорит св. Кирилл Иерусалимский : «Исаия говорит: будет с миром погребение Его ( Ис. 57:2 ); потому что погребением Своим умиротворил небо и землю, приведя грешников к Богу... и дам лукавыя вместо погребения Его ( Ис. 53:9 )» Слова огласительные, Слово 14, п. 3]. Св. Иоанн Златоуст толкует иначе, в соответствии с используемыми им греческими переводами: «И дам злейших вместо погребения Его, и богатыя вместо смерти Его. Этими словами пророк обозначает опустошение города, который справедливо был разрушен римлянами. Бог предал его вместо погребения Его». Иудеи сделали Иерусалим место погребения Отрока Ягве Иисуса. Ягве Бог дал злейших Иерусалиму и обратил его в могильный курган, разрушив его. Вполне согласно с Златоустом толкует и св. Кирилл Александрийский : «Посему совершенно справедливо говорит: лукавых и богатых отдам в руки врагов за погребение Его и за смерть Его». Далее св. Кирилл подробно раскрывает это свое суждение. Кстати, по св. Кириллу, иудеи названы «лукавыми за то, что они оклеветали и из-за ничтожных причин убили Иисуса; богатыми же за то, что они деньгами склонили оруженосцев Пилата к тому, чтоб они оклеветали достойное благоговения и великое таинство воскресения», или, как даже говорит св. Кирилл, «что клеветали на гроб Его». Унизительная в глазах людей смерть Отрока или Раба Ягве была полной победы и славы в очах Божиих. 8.6. Смерть Раба Ягве – Его победа и слава Но Ягве угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Ягве благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

33. На это Патриарх сказал: «Хорошо то, что ты говоришь. И я был внутри себя такого же мнения, и вы все меня слышали, как я считаю, и вы знаете, что я всегда возражал и не соглашался более других. Но когда я услышал, что говорят об этом святые, которых мы празднуем и любим как [истинных] святых, то принял это и я: ведь как я не приму святых?» На это я ответил: «А кто знает, что святые это говорят? Откуда мы знаем, что то, что они приготовили, является речениями святых, когда они предоставили нам испорченный св. Символ в деяниях Седьмого [Вселенского] собора? Какое они представили нам доказательство этого? Как же мы пренебрежем ясными, четкими и не вызывающими возражений речениями восточных святых и примем то, что мы не читали и не слышали, но почитаем за сомнительное и испорченное?» «Они не являются сомнительными, – сказал Патриарх, – подлинны и речения западных святых. Ведь это говорят и св. Афанасий, и св. Кирилл, и св. Епифаний». Я же сказал: «Не говорит этого св. Афанасий, скорее даже он говорит обратное, не говорит и св. Кирилл, и мы знаем точно, что он говорит». «Я читал св. Афанасия, – ответил Патриарх, – и он говорит это ясно, и св. Кирилл говорит это во многих местах. В отношении св. Епифания я много спрашивал учителя кир Иосифа, и он сказал мне: «О других у меня есть, что сказать, об этом же моем святом не знаю, что сказать. По правде говоря, я не считаю так, как он говорит. Но поскольку он святой, то мне лучше принять его слова, а не наши». А он говорит это яснейшим образом. Итак, я говорю вам как ближним моим и чадам и советую – примите произошедшее». 34. Когда мы вновь возражали и противились объединению, Патриарх сказал: «Выделаете так, чтобы мне не вернуться в Город». Когда мы ответили, что «твоя великая святость имеет здесь большинство единомышленников. Чем же мы мешаем?» – он ответил: «Если не все мои ближние будут единомысленны, то я не вернусь в Город. Но я говорю вам и объясняю по-отечески, дружески и с заботой: если вы послушаетесь меня, то все будет хорошо. Если же нет, то Собор, узнав об этом, не отпустит вас просто и как попало, но поступит, как [ему] подобает». Мы же ответили: «Мы готовы вынести все, если Собор определит». «Все же защитники Собора, – сказал я, – которые и приготовили это объединение, говорят, что высказывания восточных и западных святых согласны друг с другом. Я прошу тебя повелеть, чтобы предстал я и кто-нибудь из них, кого ты определишь, перед твоей великой святостью, и я выскажу затруднения, какие я имею в отношении некоторых речений святых. Если он разрешит мои затруднения и согласует цитаты, [хорошо]. Если же нет, то я не приму все произошедшее, как оно было».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010