Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира сего, то мир любил бы свое; а как вы не от мира сего, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, будут гнать и вас; Если слово Мое соблюдете и ваше соблюдется ( Ин. 15:17–20 ). Не забывайте, мои дорогие, что куплены мы с вами Дорогою Ценою – страданиями, мучениями и крестными муками Спасителя нашего. Поэтому в наше с вами время нельзя позволять себе то, что позволяли мы себе вчера. Тратить время на пустое, ничего не дающее душе. Даже от близких нам, если они мешают нашему спасению, надо ограждаться, удаляться. Больше и больше надо уделять времени молитве, чтению Евангелия, святых отцов. Кто будет преумножать имеющееся у него, будет получать большее. Имущему... дано будет и преизбудет; от неимущаго же... взято будет ( Мф. 25, 29 ). Просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам ( Лк. 11:9 ). Не поддаваться ни на какие советы, уговоры в послаблении того, что установлено Церковью. Откуда бы эти советы не исходили. В наше непростое время лукавство часто исходит оттуда и от тех, от кого не должно исходить. Ложь приобрела всепроникающую силу и глобальный размах. Нынче надо быть очень и очень осторожны­ми. Господь предупреждал: Будьте мудры, как змии и просты как голуби. Прежде испытайте, откуда, от кого исходит совет. На пользу ли он духовную или нет. Твердо стойте там, где дело касается чистоты, основ Веры. Проявляйте твердость духовную. Ни при каких обстоятельствах не отступать от того, что нам заповедали святые отцы! Тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется ( Мф. 24:10–14 ). И будете ненавидими всеми имене Моего ради; претерпевый же до конца, тот спасен будет ( Мф. 10:22 ). Вы куплены Дорогою Ценою, не делайтесь рабами человеков ( 1Кор. 7:23 ). Чтобы больше чувствовать, исполнять волю Божию, иметь на это силу духовную, надо больше отходить от мирской суеты, от земных хлопот, многозаботливости. Как можно быстрее обучиться позна­нию и исполнению опыта самоограничений. Настало время строгого контроля себя в разного рода потребностях и удовольствиях. Удер­жания от поблажек себе, ветхому человеку. Тесен и узок наш путь. Иначе за что награда? Отходить от мирского, от разных развлечений, неполезных времяпровождений, лености, страстей, гнева, ссор, черствости и всякого недоброжелательства. Будьте милосердны. В наши дни зло множится, усиливается. Много людей обижено, обделено, бедствует.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Еще более признаков истинного смирения указывает преподобный Ефрем Сирин . Сюда относится: никого не осуждать, не унижать и не оклеветывать, говорить тихо, спокойно, редко, ни в чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить ни о вере, ни о другом чем, но если говорит кто хорошо, сказать ему: «да», – а если худо, отвечать: «сам знаешь»; быть в подчинении и гнушаться своей воли, никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему, с радостью переносить обиды, уничижения, любить труд, никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Основа смирения и смиренномудрия – в самоуничижении ради Христа, в отказе от себя, от своей гордости и самопревозношения. Все же, подчиняясь друг другу, – говорит святой апостол Петр, – облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию ( 1Пет. 5:5–6 ). Но как трудно подчиняться друг другу и почитать других выше себя! Все мы явно или тайно ставим себя выше ближних, и кажется, что ничего нет невозможнее для нас, нежели искренне, от глубины души признать себя хуже, грешнее, слабее, ничтожнее, виновнее всех других людей. Если мы иногда на словах и готовы признать это, то неискренне, лукаво, горделиво, ибо в душе остаемся при том же мнении, что если мы не лучше, то уж во всяком случае и не хуже других. Для нашей гордости признать себя хуже, ничтожнее других – значит совершить над собой самоубийство. Поэтому она не позволяет нам сказать правду о себе самих. Она всегда держит нас в самообольщении, заставляя давать своим качествам повышенную оценку. Кто из нас от всего сердца может сказать о себе эти слова: «Я – ничто, я – худейший, последнейший из всех?» Мало кто, хотя бы и был самым преступным человеком. А это и значит, что смирение, смиренномудрие как небо от земли далеко от нас. Если мы желаем быть истинными христианами, то должны всеми силами стараться возбудить в себе дух христианского смирения и стремления служить другим. Чтобы мы полюбили смирение и не думали, что оно может унизить нас, а, напротив, понимали, что служит оно к нашему возвышению, мы должны всегда помнить, что гордость ненавистна и Господу, и ближним нашим, в то время как смирение привлекает благоволение и Божие, и людей и ему прямо обещана от Господа награда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

«Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле ... Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». Человек отвечает за свои грехи. Но жизнь, конечно, значительно сложнее. Потому что бывает так, что Господь, промышляя о пути через жизнь человека, который должен родиться в мир, даёт ему такой крест, какую-то болезнь. Потому что иначе Ему не удается достучаться и спасти родителей. Бывают люди, каменеющие в грехе, или склонные ко греху, или которые пойдут путем греха, ведь Богу открыто всё будущее человека, что их может остановить только страдание любимого человека. Как священник я могу засвидетельствовать, много раз слышал, что человек приходит в храм, становится верующим и говорит, что ему через страдание ребенка это открыто. Получается, что ребенок несет этот крест для того, чтобы отец и мать были спасены. Но слова, что твои дети страдают и болеют за твои грехи, ни один священник не может произнести, кроме прозорливца и пророка. Если бы такие слова сказал отец Кирилл Павлов или отец Иоанн Крестьянкин, то да. Я был свидетелем того, что Господь им открывает то, что обычным людям не открыто. Это были два прозорливых человека. Они прозревали волю Божию, могли вот так сказать. Ещё, наверное, так может сказать священник, у которого болеет или погиб ребенок. Больше никто такого сказать не может, во-первых, потому, что этим можно окончательно добить родителей. Мой любимый ребенок страдает, я в этом виноват, а изменить ничего не могу. А родителю с этим жить. Или ребенок погиб. Невозможно это понести человеку. Во-вторых, потому что сам человек уже 1000 раз себе этот вопрос задал. Я ли в этом виноват? Родителя нужно поддержать, утешить, помолиться с ним, поставить его на ноги и попытаться укрепить его с Божией помощью, чтобы ему нести этот крест, чтобы человек перестал видеть свою беду, как он будет жить с этим ребенком, что будет, когда он умрет, кто будет заботиться о ребенке, что бы человек предал ребенка Богу и служил ему.

http://radonezh.ru/2021/05/01/u-carya-da...

И когда он только говорил это, пришел келейник и сообщил, что подъехал обоз с продовольствием. Устремившись к нему, братия увидели теплые хлебы и другие продукты, весьма обрадовались и возблагодарили Господа, и прославили угодника Божия преподобного Сергия. Теперь же, дорогие мои, обратимся к себе и посмотрим, как мы относимся к попечению о насущном хлебе и одеянии. Большая часть людей мира сего, в том числе и христиане, с утра до ночи только о том и пекутся, что есть и пить, чем и как одеваться. Милосердный Господь Иисус Христос, желая избавить нас от тяжких оков привязанности к столь тленным вещам, которая в большинстве случаев рождается от нашего малодушия и маловерия, дает нам спасительную сию заповедь, говоря: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться ( Мф. 6:25 ). Забота о необходимом насущном хлебе и одежде поглощает все внимание у человека и отвлекает его внимание от самой главной заботы христианина – о стяжании будущего Царствия Небесного. Давно замечено мудрыми людьми, что природа наша малым удовлетворяется, а для прихотей недостанет и сокровищ целого мира. А как часто наши заботы о необходимом перерождаются в суетную многопопечительность об излишних яствах, суетных украшениях нашего тленного тела, обременяют нашу душу, отнимая у нас драгоценное время! Поэтому-то Господь по Своей любви, желая освободить от этой мучительной многозаботливости, и ободряет нас: не заботьтесь... Душа не больше ли пищи, и тело одежды? А так же Господь этими словами не говорит, что не нужно трудиться о снискании себе пищи или одежды. Со времени грехопадения прародителей, когда они изгнаны были из рая, заповедь о труде стала обязательной для всех: В поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт. 3:19 ). И: кто не хочет тру­диться, тот и не ешь ( 2Фес. 3:10 ). Но, увещевая не прилагать излишних попечений о пище и одеянии, Господь открывает неистощимое сокровище любви и милосердия Отца Небесного, Который хочет, чтобы сердце наше, утвердившись несомненною верою и упованием на Его щедрый Промысл, и в самом труде не обременялось и не рассеивалось суетной и безвременной о них заботливостью. Чтобы, трудясь, мы сохраняли внутреннее безмолвие и покой сердца, необходимый для всегдашнего нашего обращения к Нему. Если Отец Небесный даровал нам душу и тело, которые несравненно дороже и выше пищи и одежды, то разве не подаст Он для сохранения жизни нашей все необходимое? Пища, которая пред Его очами составляет маловажный предмет, подается Им и тварям менее ценным, чем человек, как, например, птицам и зверям. Взгляните на птиц небесных, – говорит Спаситель, – они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы же лучше их ( Мф. 6:26 ). Господь, указывая на малых птиц, которых Отец Небесный питает без труда их, этим самым являет нам как бы некий постоянный пример, взирая на который, мы не должны прилепляться сердцем к земле и земным попечениям, но постоянно должны преуспевать в вере и уповании на Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Ибо только милостивые помилованы будут. Аминь. 1962 И будете сынами Всевышнего. О любви к врагам Кто из нас не желает, чтобы к нам относились дружелюбно и сами враги наши, чтобы и они не только не вредили нам, но и делали добро? Так же точно должны и мы поступать по отношению к врагам, зная, что и они от нас желают и требуют только добра, и наше мирное, доброжелательное поведение по отношению к ним послужит первым вернейшим шагом к примирению с ними. Деятельность по отношению к врагам, дружелюбная, миротворная, есть наилучшее средство к тому, чтобы обуздать, притупить, обезоружить вражду самую ожесточенную, погасить всякую ненависть. Никому не воздавайте злом за зло, – говорит святой апостол Павел, – но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его; ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья ( Рим. 12:17–18,20 ). Наша любовь и благотворительность к врагам будет для них такой же тяжкой пыткой, как пытка горящими угольями, и погасит в сердцах их вражду и ненависть к нам. Первые же проявления нашей любви и благожелательности к врагам смягчат их ненависть и раздражение и поставят их в мирные отношения к нам. А если мы станем выказывать и любовь, и благожелательность к ним настойчиво и постоянно, то и они, со своей стороны, не замедлят ответить нам такими же чувствами. Только нравственные уроды могут упорствовать во вражде и ненависти к тем, кто стремится к примирению, и отвечать на любовь враждой. Но это настроение души нравственно болезненное, ненормальное, противоестественное, несвойственное людям нравственно здоровым, хотя порой оно и проявляется. По большей части люди склонны к миролюбию, а потому, замечая мирное и дружественное расположение, они начинают мало-помалу успокаиваться, изгонять из своей души враждебные чувства и платить прежним своим врагам за добро добром, за дружбу дружбой. Если для язычников пределом нравственной высоты являлось любить друзей своих, то для христиан указан высший путь нравственного совершенства: любить врагов, потому что и Сам Бог благ и к неблагодарным и злым ( Лк. 6:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Исцеление расслабленного. Перед тем, как исцелить его, Христос сказал: “Прощаются тебе грехи твои”. Мф.9:2 А кроме того, очень часто (почти всегда!) не исполняется условие, ясно обозначенное в процитированном фрагменте Послания Иакова. Там не сказано, что для исцеления необходимо прочесть положенные молитвы из Требника. Там сказано – «молитва веры»! Какой веры? Той, о которой говорит Спаситель: « Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет… все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите – и будет вам» (Мк 11:23-24). В греческом оригинале звучит еще сильнее: «верьте, что уже получили». Вера видит , что просимое –получено, т. к. оно уже есть в замысле Божием. Именно такая дерзновенная вера поражала современников св. прав. Иоанна Кронштадтского, свидетелей его молитв о больных.   Святой праведный Иоанн Кронштадтский Такая вера всегда получает ответ. Пример апостола Павла (2 Кор 12:7-9) показывает, что не всегда этим ответом является устранение проблемы, – например, физическое исцеление, – но всегда – понимание Божьего промысла в твоей жизни и примирение с ним. Вот почему часто бывает, что таинство Соборования, совершаемое над умирающими, не приносит выздоровления, но облегчает физическое состояние больного и служит поддержкой и напутствием перед трудным переходом в мир иной . Наконец, для некоторых людей болезнь, по-видимому, оказывается либо остановкой на их пути, через которую Господь посещает Своей благодатью, ведя к более глубокому исцелению души и духа, либо крестом, на котором они встречаются с Распятым Спасителем и разделяют Его муки (ср Кол 1:24; Гал 2:19; 6:17), в том числе за других людей. Вероятно, именно это происходило со многими святыми, в т. ч. с известными старцами-подвижниками последних столетий, которые сами молились об исцелении множества людей и получали просимое – но ценой взятия на себя их груза, подражая Тому, Кто «взял на себя наши немощи и понес болезни» (Ис 53:4). За примерами далеко ходить не нужно: прп. Амвросий Оптинский, прп. Паисий Святогорец, прп. Порфирий Кавсокаливит, архим. Кирилл (Павлов)…

http://blog.predanie.ru/article/soborova...

Матерь Божия вкусила смерть, и этим самым она нам подала пример, что именно в смерти нет ничего неестественного... Ибо если бы смерть в себе заключала что-то неестественное, что-то злое, то кто- кто, а Матерь Божия не была бы подвержена этому злу. Но Она вкусила смерть, тем самым, и нам подала утешение и отраду, которые именно должны пройти через эти врата смерти для нашего утешения, что смерть не страшна. Надо помнить, что в смерти зла нету, что смерть для нас – неизбежность. Вот это надо помнить каждому для спокойного приготовления, для достойного перехода из одного состояния в будущее. И празднуя сегодня этот праздник – Успения Божией Матери, мы и обязываемся, чтоб достойно праздник праздновать, чтоб позаботиться о нашем достойном при уготовлении к исшествию из этой жизни в другую жизнь. А для этого надо нам внимание каждому обратить на свою внутреннюю духовную жизнь, на свое внутреннее поведение, внутреннее состояние. Ибо только те, которые достигнут чистоты сердечной, свободно могут так же перейти из этой жизни в другую жизнь, подобно переходу из этой жизни Матери Божией, подобно Ея Успению. Поэтому надо стараться, дорогие, эту жизнь нам провести богоугодно, спасительно, разумно, стараться во всем угождать Богу, жить достойно Бога и приносить добрые плоды во всяком благом деле. Надо исполнять волю Божию. Только тот спасется и угоден будет Богу, кто именно будет жить по воле Божией, исполнять святую волю Божию. Эту святую волю Божию нам возвестило Святое Евангелие, возвестили и святые Апостолы. И вот святой апостол Павел нам и повествует, что если мы желаем спастися, то нам именно нужно стяжать христианского учения и жить по этому учению. Вот что вещает святой апостол Павел в Послании к Колосянам: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которые есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Мы должны жить в тихости, смирении, кротости, в снисходительности друг ко другу, в любви. Много мы согрешаем словом, постараемся же проверять себя в своих словах, особенно когда отходим ко сну. Не будем забывать, что слово есть дар Божий, который мы должны употреблять с осторожностью, на пользу и назидание ближних, для своего нравственного усовершенствования и для славословия Бога. Для срамных дел и мыслей убоимся расточать дар Божий, памятуя, что сказал Спаситель, что за всякое праздное слово (только лишь праздное!) какое скажут люди, дадут они ответ в день суда; ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься ( Мф. 12:36–37 ). И особенно надо молиться Богу, чтобы избавил Он нас от этого растлевающего духа празднословия, что Церковь и делает всегда во дни Великого поста, вознося молитву преподобного Ефрема Сирина : Господи и Владыко Живота моего, духа празднословия не даждь ми. Кто любит жизнь и хочет видеть благие дни, тот удерживай язык свой отзла и уста свои от лукавых речей ( 1Пет. 3,10 ). Помолимся Господу: Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих. Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово – дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1962 О зависти. В Неделю 27-ю по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры! В нынешнее воскресенье Святая Церковь предложила нам Евангельское чтение о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом одной несчастной скорченной женщины. Начальник же синагоги, питая в сердце своем скрытую зависть к Спасителю, видя, каким уважением Он пользуется среди народа и какой любовью окружает Его народ, вознегодовал против чудесного исцеления несчастной женщины Божественным Чудотворцем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

«Мы», – поучает апостол, – «соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение... Но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос . Строит ли кто на сем основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет» ( 1Кор.3:9, 10–13 ) 8 . Второй Вселенский собор епископов, по окончании своих деяний, написал послание к папе Дамасу и другим епископам Римской церкви, заканчивающееся так: «Когда таким образом учение веры согласно, и христианская любовь утверждена в нас, – мы перестанем говорить слова, осужденные апостолом: «аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин» ( 1Кор.1:12 ); и когда все явимся Христовыми, так как Христос не разделился в нас, то по милости Божией сохраним тело Церкви неразделенным и смело предстанем пред престолом Господа». Главный деятель Третьего собора Вселенского , св. Кирилл Александрийский , в «Послании на святый Символ», помещаемом при Деяниях этого собора, пишет: «Святейшие отцы..., собравшись некогда в Никее, составили достоуважаемый вселенский символ, с коими восседал и Сам Христос, сказавший: «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ). Ибо как можно сомневаться в том, что Христос председательствовал на святом и Вселенском этом соборе? потому что здесь некоторый базис и основание твердое, несокрушимое полагалось и даже распространялось на всю вселенную, то есть это святое и безукоризненное исповедание. Если это так, то разве мог отсутствовать Христос, когда Он есть основание , по словам премудрого Павла: «основания иного никто не может положить паче лежащего, еже есть Христос Иисус» ( 1Кор.3:11 )». Блаженный Феодорит в беседе, помещаемой также в Деяниях третьего Вселенского собора , обращаясь к еретикам, последователям Нестория, говорит: «Христос, камень претыкания и соблазна для неверных, но не посрамляющий верных, камень драгоценный и основание, по слову Исаии; Христос есть камень, который отвергли зиждущие и который сделался во главу угла ( Пс.117:22 ). Христос – основание Церкви . Христос есть камень, который нерукотворенно отторгнут и обратился в великую гору и покрыл вселенную, по пророчеству Даниила ( Дан.2:35 ), за которого, с которым и силою которого мы воинствуем, и ради которого мы удалены от царствующего града, но не исключаемся из Царства Небесного; ибо имеем «вышний» град «Иерусалим, которого художник и содетель Бог», как сказал Павел ( Евр.11:10 )» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Не таковаго поста Аз избрах , – говорит Господь через пророка Исаию, – но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (ср.: Ис.58:6; 1, 16-17 ). Не только никакой пост, но и самый мученический подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит (ср.: 1 Кор.13:4-7 ). Если мы будем приходить в храм на молитву не с примиренным сердцем, то что тогда мы услышим от Господа? Когда стоите на молитве, прощайте, если чт‘о имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши ( Мк.11:25 ). Иначе, что пользы от молитвы, когда теми же устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата, когда называем Бога своим Отцом, а ближних наших, которых Отец Небесный назвал Своими чадами, злословим, ненавидим и смущаем злопамятством? Что пользы в молитве, когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно фарисею: Не таков, как прочие люди, хищницы, прелюбодеи или же как сей мытарь (ср.: Лк.18:11 ); когда устами произносим молитву преподобного Ефрема Сирина : Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего , а на деле ставим себя неумолимыми судьями всех и всего, замечаем сучок в глазу брата своего, не замечая бревна в своем глазу? О таких молитвенниках Господь давно уже сказал чрез Пророка: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и устами своими почитают Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня, напрасно почитают Меня (ср.: Ис.29:13 ) И Сам в Святом Евангелии Своем изрек: Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф.7:21 ). Что пользы, наконец, если мы будем и каяться пред Престолом Божиим, испрашивая прощение своих грехов, но – с ожесточенным сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним? Если вы будете прощать людям согрешения их , – говорит Господь, – то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (ср.: Мф.6:14-15 ). Что пользы от покаяния, когда некоторые падают ниц в храме, прося прощения грехов, а выйдя из храма, готовы преследовать ближних своих, устами приносят покаяние, а в сердце таят злобу и мщение? Просят прощения у Господа, не смирив своей гордости, не поправ своего самолюбия и тщеславия и не испросив прощения у оскорбленного брата своего!

http://azbyka.ru/propovedi/vremja-pokaja...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010