— Что такое пастырское призвание, владыка? — Очень непростой вопрос. Какого-то однозначного ответа дать, наверное, невозможно. Существует немало различных определений, сформулированных авторитетными церковными учителями. Могу сказать одно — пастырское призвание должно не просто осознаваться человеком, оно должно быть «выстрадано». Решение о поступлении в семинарию и, тем более, о принятии священного сана не может быть несвободным, оно не принимается по послушанию от духовника или по настоятельным рекомендациям родственников. Искание пастырства должно проистекать из искания Царства Божия. Желание стать священником, диаконом, монахом обязано быть внутренне сопряжено с готовностью к жертвенному служению ближнему, готовностью сострадать человеку, по апостольскому слову радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12:15). При всем этом каждый ищущий священства должен осознавать собственное недостоинство, видеть свои немощи, полагаться на милость Божию и воспринимать священство как бесценный дар Пастыреначальника Христа и как особый жизненный крест. Важно, чтобы в своей душе человек ощущал твердо звучащий голос Божий, зовущий на подвиг длинною во всю жизнь. — Каковы Ваши воспоминания о годах обучения в Петербургских духовных школах? — Мое поступление в Ленинградскую духовную семинарию пришлось на 1975 год. Это было особое время, когда ректором духовных школ был архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев) (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси), имевший среди студентов и профессорско-преподавательской корпорации большой авторитет. Владыка-ректор принимал у нас экзамены, и по их итогам меня сразу определили во второй класс. Сказалась серьезная подготовка у моих наставников — вятских пастырей, снабдивших меня приличным багажом различных знаний. Влияние владыки-ректора на студентов и на меня лично было огромным. Особо запомнились его содержательные проповеди, которые никогда не сводились к простому назиданию и нравоучению, но всегда затрагивали самые животрепещущие и волнующие нас вопросы.

http://patriarchia.ru/db/text/5246399.ht...

Говоря об этом, отец Валерий особое внимание обращает на то, что разговор о Промысле Божием – это не только разговор о страданиях и серьезных жизненных испытаниях. Да, их любящий Господь посылает человеку для его исправления, но и мера их никогда не превышает человеческих сил… Но никогда не пошлет Он нам неполезных, неспасительных, не необходимых, то есть бессмысленных, скорбей и страданий – Премудрый Господь отводит нас от таких бед и происшествий, которые точно не принесут пользы душе. – Мне вспомнился сейчас знаменитый случай, связанный с дедушкой нашего Святейшего Патриарха Кирилла. Это были 20–30 годы, и Святейший Патриарх сам рассказывал об этом: его дедушка, Василий Степанович Гундяев, был исповедником православной веры, глубоко церковным человеком. Он боролся с обновленчеством, прямо исповедовал свою церковность перед атеистами, и его многократно ссылали, давали ему разные сроки, но в целом он просидел около тридцати лет за свою жизнь. Так вот, в начале 30-х годов, когда его должны были арестовать в очередной раз, он сказал своей супруге, что, «поскольку я страдаю со Христом, то Господь вам не даст умереть», – а был голод. В их семье было семь своих детей и одна приемная дочь – восемь маленьких детей. Его забирают, кормильца в семье нет. Голод. Наступил такой день, когда осталась последняя горсть муки, и мама приготовила из этой муки последние лепешки, разделила на всех и потом сказала: «Завтра мы начнем умирать». Она очень молилась в этот вечер и вверяла свою жизнь и жизнь своих детей в руки Божьи. И вот ночью неожиданно кто-то в окно постучал, и раздался голос: «Хозяйка, принимай груз». Она открыла дверь, увидела полный мешок муки, но рядом никого не было. Этот мешок муки спас жизнь детям. И благодаря такому чудесному Божьему вмешательству впоследствии родился Святейший Патриарх Кирилл. То есть Господь никогда не попускает страданий выше меры: да, этой семье, этим деткам было дано голодать. Да, они прошли эти нечеловеческие трудности, но в нужный момент Господь подал то, что спасло всем жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

В качестве условия для возобновления полноценного диалога правосл. Церкви предложили совместное обсуждение проблемы униатства, состоявшееся на 6-й и 7-й пленарных сессиях Смешанной богословской комиссии, по итогам которых 23 июня 1993 г. был принят т. н. Баламандский документ о неприемлемости прозелитизма и униатства как методов поиска единства между «Церквами-сестрами». Баламандский документ не привел к изменениям в деятельности греко-католич. Церквей и прекращению случаев католич. прозелитизма на канонических территориях Поместных Православных Церквей. Желая возобновить полноценные межхрист. связи с правосл. Церквами (в т. ч. в связи с подготовкой к «Великому юбилею 2000 г.», во время к-рого папа надеялся на «воссоединение Церквей»), незадолго до публикации энциклики «Ut unum sint» И. П. выпустил апостольское послание «Orientale lumen» от 2 мая 1995 г., к-рым призвал католиков лат. обряда изучать духовное богатство восточнохрист. традиции, сохраняемой как «православными братьями и сестрами», так и католиками вост. обрядов. В послании признавалась «существующая в данный момент определенная напряженность между Римской Церковью и некоторыми Церквами Востока» (Orientale lumen. 23), предлагалось простить «взаимные обиды» и вернуться к диалогу, дабы «превзойти уже достигнутую степень общения» (Ibid. 17). В знак готовности к нормализации православно-католических отношений 27-30 июня того же года папу посетил К-польский Патриарх Варфоломей, с к-рым 29 июня И. П. подписал совместную декларацию, призывавшую католиков и православных к построению новых отношений братства и активного сотрудничества. Для решения проблем между Римско-католической Церковью и РПЦ 21 июня 1997 г., во время проведения II Европейской межхристианской ассамблеи, планировалась рабочая встреча между И. П. и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Граце (Австрия). В процессе подготовки текста совместной декларации из него по настоянию Папского престола были удалены фразы об осуждении прозелитизма и униатства, в связи с чем 10 июня Свящ. Синод РПЦ решил перенести встречу на неопределенный срок (ЖМП. 1997. 7. С. 4-5). Комментируя в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС это решение, председатель ОВЦС МП Смоленский и Калининградский митр. Кирилл (Гундяев ; с 1 февр. 2009 Патриарх Московский и всея Руси) отметил, что встреча глав двух Церквей «будет плодотворной только тогда, когда будут решены 2 важных вопроса: защита законных интересов православных людей на Западной Украине и отказ от прозелитизма в любой форме».

http://pravenc.ru/text/471418.html

Подпишитесь на наш Телеграм В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с  тегом «Московская Патриархия в защиту мира» . 14 января 1892 года родился пастор Мартин Нимёллер, один из главных противников и обличителей нацизма, один из лидеров Исповедующей церкви (объединившей христиан-антинацистов). Ему принадлежат знаменитые слова о нацистах — причинах их политической победы: Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я же не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я же не был социал-демократом. Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я же не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому. Сегодня мы публикуем текст митрополита Никодима (Ротова) в честь 80-летия (отмечавшегося 14.01.1972) пастора Мартина Нимёллера — в память этого выдающегося представителя христианского антинацизма и антимилитаризма — и как своего рода предисловие, историческую иллюстрации к следующему за ней тексту — речи митрополита Никодима на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года. Митрополит Никодим — одна из значительнейших фигур в новейшей истории Русской Церкви, чье влияние ощущается в ней до сих пор; достаточно вспомнить, что патриарх Московский Кирилл (Гундяев) или, например, митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) — ученики митрополита Никодима.

http://blog.predanie.ru/article/37895/

" НГ-Религии " в материале Олега Недумова Президент объединяет православных. Диалог между двумя Русскими Церквами обретает государственное значение также комментирует встречу Президента с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). " Россия возвращается в семью цивилизованных наций, возвращается и для Русской Православной Церкви Заграницей " , – сказал В. Путин. В ответной речи митрополит Лавр подчеркнул, что для РПЦЗ " нет большего блага, чем служить родине, работать на благо Русской Церкви, русского народа, русской культуры " , – приводятся в статье некоторые важные подробности самой встречи. Присутствие на встрече В.Путина с " зарубежниками " неофициального представителя, архимандрита Тихона (Шевкунова) – активного сторонника сближения церквей, объясняется тем, что митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) не разделяет энтузиазма архимандрита Тихона . И на это есть вполне конкретные причины, – продолжает Олег Недумов, – дело в том, что главным " камнем преткновения " между РПЦЗ и Московским Патриархатом является проблема экуменизма. Совершенно очевидно, что, несмотря на вполне лояльное отношение к Московскому Патриархату со стороны нынешнего главы РПЦЗ митрополита Лавра, " зарубежники " вряд ли смягчат свою позицию в отношении экуменической деятельности. Столь же очевидно, что Московский Патриархат не станет в угоду РПЦЗ отказываться от контактов с другими христианскими конфессиями. Так что, несмотря на вполне заметное потепление в отношениях между двумя Православными Церквами, их реальное объединение пока вряд ли возможно " , – делает вывод НГ-Религии . Статья Евгения Шестакова " Папе плохо " . Состояние здоровья понтифика вызывает беспокойство кардиналов откликнулись " Известия " на сенсационное заявление, сделанное в эфире национального радио, австрийским кардиналом Кристофом Шенборном. Как известно, в нем он заявил, что " глава римско-католической церкви доживает последние дни, недели или месяцы. Даже такая интенсивная и наполненная событиями жизнь, какую вел папа, подходит к концу. Австрийский кардинал стал третьим высокопоставленным представителем Ватикана, который за последние несколько дней выразил серьезную озабоченность здоровьем понтифика. Ранее на эту тему уже высказался немецкий кардинал Ратзингер, предложивший " молиться за папу " , и французский кардинал Барбарен, сообщивший соотечественникам, что " понтифик находится в плохой форме " , – сообщается в Известиях .

http://religare.ru/2_6805.html

Предвижу возражения – мол, и в Царствие Божие чрез тернии продираются, чтобы к вере приобщиться. Но то – через тернии и духовные метания, а то – через абонентскую плату... Вызывает сомнения и объявленный объем вещания " Спаса " -12 часов эфирного времени, с 10.00 до 22.00. Дело в том, что в России в отличие от Европы и тем более Соединенных Штатов нет традиций изготовления массовой христианской телепродукции. Нет мультфильмов для дошколят о " Книге Книг " нет " взрослых " фильмов на библейские темы, мало православной документалистики. Есть, конечно, Тарковский, но не будешь же " Страсти по Андрею " каждый день крутить. Видимо, поэтому блок оригинальных программ пока занимает лишь три часа эфирного времени, в которые будут выходить информационно-аналитические программы " Русский час " " Человек " " Общество " " Вехи " об авторах и ведущих которых мы еще поговорим. Остальные часы вещания отданы повторам передач из информационных архивов РПЦ, в том числе и программе " Слово пастыря " которую много лет ведет на " Первом " митрополит Кирилл (Гундяев). Пресс-служба Московской Патриархии не раз заявляла, что хотя и поддерживает " Спас " но не имеет к его созданию непосредственного отношения. Что довольно странно – как это держаться в стороне от столь важного миссионерского проекта, охватывающего пусть даже и 400 тысяч потенциальных прихожан. И не пытаться идеологически контролировать проект – а вдруг его авторов занесет в ересь. На том же Западе содержание христианских каналов проходит под неусыпным контролем соответствующих церковных инстанций, где каждая интонация и запятая подлежат многократному согласованию. Государство, высшие представители которого не раз демонстрировали свою приверженность православию, также не признается в своем участии в этом предприятии. Хотя примерно за 2 недели до объявления о начале вещания министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов заявил, что россиянам нужен " нормальный " канал – государственно-православный, правда, " культурологического " толка. Так, может, " Спас " – это апробация идеи и методик будущего православного госканала? Выучимся на ошибках " Спаса " а там, глядишь, и запустим свой правильный канал.

http://religare.ru/2_20883.html

Ну а все-таки, что же сделал Патриарх, зачем нужны аборты и причем тут ОМС? Давайте попробуем разобраться. Сначала с петицией. Имеет право гражданин РФ Владимир Михайлович Гундяев, известный всему миру как Патриарх Московский и вся Руси Кирилл (как и гражданин РФ Г.В. Алфеев – митрополит Иларион) подписать некое обращение к властям своего государства? Да, имеет – это его конституционное право; слава Богу, поражения в правах для духовенства закончились вместе с СССР. Подчеркиваю: любое! Хоть о запрете абортов, хоть о принудительном пересаживании депутатов Государственной Думы на волов, а сенаторов – на ишаков. А вот соответствующая ветвь власти уже будет решать, как реагировать на волеизъявление граждан. Некоторые говорят: «А как же принцип светскости государства?» А вот именно так он и соблюдается – никакая религия государственной не является, а религиозные организации рассматриваются в качестве общественных. Общество филателистов тоже может свои требования оформить в виде петиции и начать сбор подписей. Между прочим, один из муфтиев петицию против абортов тоже подписал. Так что с петицией вроде как понятно. От чего же дистанцировались оба церковных спикера? Все дело в том, что мои желания и мои возможности – не одно и то же. Вот я мечтаю, например, чтобы у нас в монастыре в трапезной омаров подавали. Запеченных. Или пресловутых с клубникой в пюрированной малине. А отец келарь мне говорит: нет, отец Феодорит, кушай рисовую кашу. Но я хитрый, у меня справочник по диетологии есть, и я его отцу келарю так аккуратно подсовываю и говорю – нельзя, отче, одной рисовой кашей питаться, болезнь «бери-бери» будет. Келарь вздыхает, и на столе появляется хотя бы треска  с помидорами. Так идет переговорный процесс. Вот и Патриарх, как и любой православный человек, мечтает, чтобы абортов не было. Но пока они есть, надо их хотя бы из системы ОМС вывести. Возникает вопрос: а что это дает?  И почему их надо из этой системы выводить? Давайте разберемся – а что такое ОМС вообще? Если говорить упрощенно, то в мире существует три системы здравоохранения: бюджетная, страховая и коммерческая. При бюджетной деньги на здравоохранение выделяются из соответствующего бюджета – государственного, муниципального или, к примеру, ведомства или предприятия. При коммерческой расчет за предоставленную медицинскую услугу идет непосредственно с конкретным заказчиком. А при страховой – застрахованный оплачивает страховой взнос и получает необходимую помощь в рамках страхового договора.

http://pravmir.ru/abort-s-prepyatstviyam...

В Женеве с 1973 по 1978 гг. подвизался архимандрит Кирилл (Гундяев). Очередной отъезд о. Виталия в Женеву состоялся после перемещения архимандрита Кирилла на должность ректора Ленинградской духовной академии. Однако возвращение о. Витастия из Швейцарии было сопряжено с тяжёлыми испытаниями, о которых поначалу знал только узкий круг посвящённых. Лишь после августа 1991 г. о. Виталий стал рассказывать о пережитом. В 1985 г. на Лубянке начался переполох: на Запад «свалил» шеф лондонской резидентуры Олег Гордиевский. Последовал ряд провалов по линии ПГУ (Первого главного управления) КГБ (внешняя разведка). Тогдашний шеф КГБ Виктор Чебриков бился в истерике; глава ПГУ генерал Владимир Крючков был в предынфарктном состоянии. Было решено отозвать в Москву «долгосрочников» и поставить их на следственный конвейер: не разложился ли, не завербован ли западными спецслужбами? Но о. Виталий, как «церковник», был «профилактирован» ещё весной 1984 г., попав в мелкоячеистый невод контрразведки. Он был вызван в Москву под благовидным предлогом, на несколько дней. Отправился в столицу налегке, без вещей, не подозревая, что ловушка захлопнется в аэропорту Шереметьево-2. Многократная выездная виза была аннулирована; о. Виталию было предписано оставаться в Москве и пока работать в ОВЦС. А вскоре последовал вызов в «органы». Но опального протоиерея пригласили отнюдь не в то зловещее здание, перед которым тогда высилась статуя «железного Феликса». Мы жили в украденном времени. Над Лубянкой долгое время тикали часы, которые ещё Железный Феликс утащил в своё время с колокольни закрытой лютеранской кирхи. Часы были сделаны немецкими мастерами, циферки были латинскими, так что мало кто из москвичей почувствовал разницу. Часики, кстати, до сих пор тикают над крышей этого Дома Без Вывески. За десятилетия существования ЧК – ГПУ – НКВД – МГБ – КГБ эта контора расширялась и захватывала близлежащие здания, пока в центре Москвы не образовался целый режимный микрорайон. (Центральный аппарат РСХА располагался в Берлине в комплексе зданий на Принц-Альбрехтштрассе, однако многие службы были разбросаны по всему городу, занимая 38 зданий). В один из таких «хитрых домиков» и был приглашён всемирно известный православный богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Являясь в течение ряда лет членом Комиссии Церквей по участию в развитии (КЦУР), он участвовал в ряде экуменических мероприятий этой Комиссии. К числу профессоров ЛДА, вовлеченных в экуменическую деятельность, относится также проф. прот. Николай Гундяев, являющийся в течение многих лет секретарем Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и принимающий участие в работе ВСЦ в качестве члена Комиссий «Диалог с людьми живых вер и идеологий» и «Всемирная миссия и евангелизация». Заметную роль в экуменической деятельности ЛДА начинают играть и те ее представители, которые сравнительно недавно стали членами профессорско-преподавательской корпорации Академии. Следует отметить, что некоторые из них в течение ряда лет проходили стажировку за границей в высших богословских учебных заведениях, находящихся в ведении инославных Церквей, и имели возможность непосредственного изучения догматики и литургической жизни западных христиан. Можно надеяться, что это поможет им в их дальнейшей деятельности по участию в развитии межхристианских связей. Своеобразным итогом экуменической деятельности СПб – ЛДА к ее 175-летнему юбилею явилось участие ее представителей в работе VI Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (Ванкувер, Канада, август 1983 г.). Достаточно сказать, что из 38 членов делегации Русской Православной Церкви, принявших участие в работе Ассамблеи, 14 делегатов являются либо членами профессорско-преподавательской корпорации ЛДА, либо ее выпускниками; в это число вошли также 3 воспитанницы Регентского класса при ЛДА 417 . В связи с этой Ассамблеей ВСЦ необходимо отметить, что с сентября 1982 г. по июль 1983 г. в Москве был проведен ряд семинаров представителей христианских Церквей нашей страны, организованных в связи с подготовкой к Ассамблее. Целью этих встреч являлось углубленное изучение жизни и деятельности ВСЦ накануне его VI Генеральной Ассамблеи. На консультациях были представлены доклады об истории экуменического движения и о структуре ВСЦ. Существенный вклад в подготовку к Ассамблее на региональном уровне внесли члены ЦК ВСЦ: архиепископ Выборгский Кирилл, в то время ректор ЛДА, и представитель Русской Православной Церкви при ВСЦ профессор протоиерей В. Боровой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В различных комитетах и группах Ассамблеи активное участие приняли такие видные выпускники ЛДА, как митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (комитет по назначениям; группа «Свидетельство в разделенном мире»), архиепископ Кубанский и Краснодарский Владимир и другие (богослужебный комитет; группа «Исцеление и разделение жизни в общине»). По окончании работы VI Генеральной Ассамблеи ВСЦ был избран ее новый руководящий состав. От Русской Православной Церкви в него вошли, в частности, архиепископ Выборгский Кирилл (член ЦК и Исполнительного комитета и ВСЦ), профессор протопресвитер В. Боровой (член ЦК ВСЦ). Таким образом, начиная с 1961 г. – времени вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей, представители ЛДА постоянно участвуют в работе руководящих органов ВСЦ. Членами ЦК ВСЦ были такие выпускники ЛДА, как митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, архиепископ Краснодарский и Кубанский Владимир, а также ряд членов профессорско-преподавательской корпорации ЛДА: профессор протоиерей Л. Воронов , проф. прот. Н. Гундяев, проф. Н. А. Заболотский, доцент А. Ф. Шишикин и священник Н. Тетерятников. Важным явлением в повседневной экуменической деятельности ЛДА является посещение ее многочисленными инославными делегациями, во встречах и беседах с которыми принимают участие члены профессорско-преподавательской корпорации ЛДА и студенты. Можно также отметить, что некоторые видные экуменические деятели были избраны почетными членами ЛДА; это бывшие генеральные секретари ВСЦ Ю. К. Блейк и д-р Филип Поттер. Следует подчеркнуть, что в своей экуменической деятельности представители ЛДА находятся в постоянном творческом содружестве с членами профессорско-преподавательской корпорации Московской Духовной Академии и преподавателями Одесской Духовной Семинарии, совместно трудятся на различных экуменических форумах, а также сообща обсуждают назревшие вопросы на заседаниях Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Не случайно на торжественном акте, посвященном 30-летию возрожденной ЛДА (1976 г.), говорилось о том, что «стиль С.-Петербургской духовной школы всегда характеризовался широтой и смелостью подхода к решению различных богословских проблем, и это стало доброй и прочной традицией. Именно в С.-Петербургской Духовной Академии были впервые заложены принципы научного русского богословия, которое постепенно заменяло школьный, схоластический метод. В истории развития богословской мысли в России иногда встречались отдельные высказывания в адрес СПбДА, упрекающие ее в либеральных тенденциях. Но эти упреки были не обоснованны, так как принципы СПбДА всегда были основаны на святоотеческих традициях; и в трудах, которые казались слишком смелыми ее современникам, никогда не было никаких компромиссов, они всегда основывались на незыблемых принципах церковного Православия» 430 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010