«Мой долг защитить авторские права игумении Таисии» Особенно насыщенным был, конечно, юбилейный 2022 год, когда исполнилось 180 лет со дня рождения игумении Таисии (1842-2022). Начну с фундаментальных исследований, результаты которых не уменьшатся с течением времени. Считаю, что самым серьезным форумом в области изучения наследия игумении Таисии (Солоповой) стала Всероссийская научно-практическая конференция «Гори во мне, светильник веры...», посвященная 180-летию со дня рождения игумении Таисии. Конференция была организована и проведена 19-20 октября 2022 года Череповецким государственным университетом, Череповецкой епархией совместно с Управлением по делам культуры мэрии города Череповца. По её результатам вышел в свет сборник материалов с одноименным названием «Гори во мне светильник веры». Инициатор конференции и составитель книги – кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и медиа Гуманитарного института ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» А.Е.Новиков. В сборник вошли доклады настоятельницы Новолеушинского монастыря игумении Кириллы (Червовой), древлехранителя Череповецкой епархии М.Г.Мальцева, сотрудников Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии иерея Сергия Бондаря и Е.А.Силиной, директора Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского протоиерея Геннадия Беловолова и многих других. В конце книги размещена фотохроника мероприятий, посвященных 180-летию игумении Таисии (Солоповой). Это университетский сборник предназначен как для богословов, историков, музейных работников, так и для всех неравнодушных к памяти игумении Таисии людей. Я рад был получить в дар это сборник, каждая статья которого открывает новые сведения об игумении Таисии. В том же юбилейном году в Боровичах, городе детства игумении, в одиннадцатый раз прошли Таисиинские чтения. Именно из Боровичей начался её подвижнический монашеский путь. Последний год жизни в миру после окончания Павловского института Мария Солопова провела в родительском имении Абаконово в 20 километрах от Боровичей на берегу оз. Пирос. Зимой 1860-1861 годов девушка жила в городе – в доме, оставшемся ей от деда.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Кроме того, так как в числе уверовавших были многие из евреев – десятки и сотни тысяч, то Святые Апостолы по внушению Святого Духа отдали приказ оставить еврейское письмо и язык и поучать по-гречески, ибо Бог отверг евреев и взамен их призвал греков, поголовно язычников. И царь Птоломей Филадельф в дни первосвященника Елеазара переложил в Александрии Боговдохновенное Писание на греческий язык при посредстве 72 толковников. Далее Святые духоносные учителя, последователи Апостолов, были из греческой земли. Таковы: Василий Кесарийский , Григорий Чудотворец , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Григорий Просветитель, учившийся в Кесарии, Иоанн Златоуст , Епифаний, Юстиан, Ириней, Амвросий и Дионисий, которые равны Святым Апостолам, равно Прокл, Афанасий, Кириллы и все Святые мученики, память о которых празднует мир, останкам же их угодно было поселиться в Константинополе. Как мы сказали выше, евреи были слугами Законов, пока появилось наше Евангелие; затем Израиль был отвергнут и греки сделались слугами Евангелия, которое Господь дал в руки Апостолам распространять между греками, а через последних по окраинам вселенной. Грекам же дал Господь царство, священство и пророчество, т. е. сонмы святых монахов, и священства, т. е. пять патриархов и рукополагаемых ими для окраин Мира епископов, которыми управляется Католическая Церковь . И как владычество Израиля длилось до пришествия Христа, так и от нас греков, мы веруем, не отнимется царство до второго пришествия Господа Нашего Иисуса Христа, Который Сам есть Священник, Царь, Пророк и Бог всего; тогда Он принесет в дар Богу возрожденных в Купели, положит конец всякой нашей власти и господству и покорно будет доложено Богу об уничтожении тех немощей, которые теперь находятся в нас. Далее от чудного и славного воскресения Господа Нашего Иисуса Христа до второго года царствования императора Маркиана наберется 462 года; от второго же года царствования императора Маркиана и от Халкидонского Собора до нас 444 года; посему удивительно и странно, как вы верите, что с такою быстротою вполне заблудились те Святые, благородные и избранные народы, которые православно чтили Евангелие в продолжение 462 лет и так сказать, напояя мир из обильно-бьющего источника и богато текущих рек, во все времена отвергали всяких еретиков и охраняли православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Елино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С. Захаровка (ныне Елино) упоминается в окладных книгах в качестве деревни в 1676 г., где она относилась к Троицкому приходу, Попадьино тож. В документах 1573 г. она значилась вотчиной Богословского монастыря и описывается так: " Деревня Захаровская на речке на Захаровке, а в ней четыре двора монастырских слуг, да крестьян Петрушка Орлов, и всего крестьянских 17 дворов живущих, да 6 дворов пусты... " Деревянная Троицкая церковь была построена в 1845 г. с приделом Богословским. В 1901 году была построена каменная церковь на средства прихожан и разных благотворителей. " Зданием каменная. Одна трапезная без настоящей с такою же колокольней в одной связи. Крепка. Покрыта железом. Колокольня постройкой окончена и покрыта железом " - указано в клировой ведомости за 1915 г. Престолов в ней два: во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца. По штату в ней было положено иметь священника, диакона и псаломщика, которые получали соответственно 300, 150 и 100 рублей. Кружечный доход составил в 1915 г. 1344 р.73 коп. Другими источниками дохода были вклады в банках. Земли при церкви вместе с погостом церковным было 34 десятины 762 кв. саж., которая обрабатывалась причтом. Дома для церковнослужителей были построены на церковной земле на средства церковнослужителей и составляли их собственность. Церкви принадлежала церковная караулка и сарай для дров. В 1886 г. была составлена опись церковному имуществу, а копии с метрических книг хранились в целости с 1845 г., с этого же года хранились исповедные росписи. Село Захаровка с 1937 г. по 10.01.1966 г. именовалось Захарово-2, а с 10.01.1966 г. переименовано в с. Елино. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 июля 1939 г. церковь в селе была закрыта с целью переоборудования под школу. ГАРО, Ф. Р-3251, оп. 4, д. 77, л. 121, 122 Захаровка (Елино) упоминается в окладных книгах 1676 г., где она в качестве деревни значится принадлежащею к приходу села Троицкого, Попадьино тож. В качестве деревни она упоминается «в выписи с Рязанских писцовых книг письма и дозору Ратоя Суринова, сына Окинфеева, и подьячего Юрия Ортемьева 1573 г.», где она значится в числе вотчин Богословского монастыря… В выписи Кириллы Воронцова – Вельяминова 1628 – 29 гг. она называется также пустошью: «Пустошь Захаровская на речке на Захаровке. Пашни перелогу и дикого поля 60 чети в поле, сена сто копен».

http://sobory.ru/article/?object=17004

– В-пятых: примеры наших отечественных обителей монашеских (Сергиевой Лавры, наприм.) показывают, что иноки могут помогать и Церкви и Государству, являясь твердыми и непоколебимыми защитниками их в годины искушений». 78 . К этому прекрасному рассуждению приснопамятного наставника в Богословии, доскажем, что и в распространении христианства и в защите учения истинно христианского от искажений еретических, и в раскрытии истин веры и нравственности правильном, и вообще в великом деле Пастырского в Церкви служения наипаче подвизались лица иночествующие. И все драгоценные для Церкви, уважаемые и самими протестантами за свои христианские достоинства, творения свято-отеческие кому принадлежат, как не священно-инокам Православной Церкви? И кто были учители Вселенские – Дионисии, Афанасии, Василии, Григории, Иоанны, Кириллы и проч., как не Священно-иноки? Примечание. Знаменитый Лейбниц выразился один раз о проповедях монахов – пастырей Церкви так: когда слышу проповедь обыкновенного нашего Пастора – это для меня – проза. Когда читаю проповедь Пастыря – монаха: нахожу в ней высокую поэзию. – Замечательное в устах великого мыслителя Германии и весьма поучительное для его соотечественников изречение! – He лишним считаем напомнить здесь читателям нашим еще об отзыве относительно свято-иноческих проповедей, высказанном даже одним из среды друзей Вольтера: Дидро, или Дидерот, нередко был заставаем друзьями своими за чтением творений святого Иоанна Златоустог о. – К чему вы читаете эти ветхие книги? – с презрением спрашивали тогда Дидерота собеседники. – He смейтесь, отвечал сей: в этих ветхих книгах высказано столь много мыслей замечательных и великих, сколько их не насчитает у себя вся наша французская многовековая литература. Примечание 2. Отвергнув монашество, как будто бы не нужное в Церкви учреждение, Лютер не вспомнил, что этому самому учреждению сам он обязан был своим воспитанием и образованием, а стало быть и благодарностию сыновнею... Что он не мог по самой своей пылкой и страстной природе претерпеть до конца в подвигах монашеского жития, обещанного им Богу, отсюда не должен был он заключать, будто бы и никому уже не дается благодатный дар бесстрастия и чистоты сердца; в среде самых наставников и руководителей его, каких и к ближнему добрых и снисходительных и к себе самим строгих, и мудрых в рассуждениях мужей видеть давал ему Господь! (Таковы были: старец духовник его в Эрфуртском монастыре Августинцев; и другой, это генерал викарий ордена Августинцев в Мейсене и Турингии Иоанн Штаупитц).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

В первый год воцарения Ивана IV Грозного (1547 г.) в Эчмиадзине на тайное совещание собрались духовные и светские предводители армянского народа (иерархи Армянской Церкви, князя, крупные купцы и промышленники, сельские старшины и т. д.), дабы определить пути освобождения армянского народа от персидского и турецкого ига. По их решению вскоре было отправлено посольство во главе с католикосом-патриархом Степаносом V Салмастаци (1502–1567 гг.) в христианские страны Европы и на Русь за военной помощью (1549–1550 гг.). Не найдя поддержки в Европе, отвергнув условие «защитника христиан» — папы Римского (обращения армян в римо-католическую юрисдикцию), посетив Польшу, католикос Степанос побывал и в Москве . О содержании переговоров с правительством молодого русского царя (или представителями Церкви) информации не сохранилось, однако известно, что католикос вернулся в Армению, так и не создав антитурецкую и антиперсидскую коалицию. Вскоре подобную миссию совершил и следующий католикос — Микаэл I Себастаци (1567–1576 гг. (с 1542 г. — сопредстоятель) . Тогда же (1564 г.) за помощью к Московскому царству обратился и царь Грузии (Кахетии) Леван. В это время продолжалась Ливонская война и царь Иван Грозный не смог оказать большую военную помощь, отправив в Закавказье лишь только отряд казаков с целью оказать давление на Турцию и Персию . Последовавший вскоре в 1569 г. разгром турецких и крымских войск русскими войсками (с помощью кавказских воинов) у Астрахани произвел сильное впечатление на народы Кавказа (как и присоединение Астраханского ханства), еще более укрепив их намерение вступить в союз с Московским государством . Вместе с купцами в Россию перебралась и часть армянского населения Кавказа . Вероятно, некоторые армянские деятели были возведены царем в боярское достоинство и приняли православие. Среди архивных документов РГБ сохранились сведения о том, что в 1567 г. Лука Армянин Шапилов сделал вклад в Троицкий монастырь в размере двух деревень (Киселево, Лызлово) в Дмитровском уезде (Повельский стан) . А через некоторое время, его сын, названный сыном боярским Борисом Лукиным Шапиловым , тоже пожертвовал Троицкому монастырю деревню Гинутьево вместе с селом Сырневом в 1613 г. Также и из дел Посольского приказа можно узнать о некоторых случаях, когда представители Армянской Церкви принимали православие, например «Дело по челобитью вышедшаго из Крыму пленнаго Армянина Серкиски, во крещении Кириллы, о пожаловании его за выход поденным кормом (1632 г.)» .

http://bogoslov.ru/article/6192778

Анфимово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Николаевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1871 г. тщанием прихожан с помощью благотворителей. Как минимум, до 1872 года в селе находилась еще одна церковь, деревянная с деревянной колокольнею, постр. 1720 г., с одним престолом в честь Святителя Николая. Отсюда, вероятно, обиходное название Покровской церкви - Николаевская. Николаевская с. Анфимово зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1871 г. тщанием прихожан с помощью благотворителей. Ограда деревянная при каменных столбах. Кладбище в церковной ограде. Престолов 3: а) в честь Покрова Пресвятой Богородицы, б) святит. Николая Чуд. и в) св. блгв. кн. Александра Невского. Расстояние от Костромы 170 в., от Чухломы 53 в. Ближайшие церкви: Введенская и Георгиевская с. Введение-Каликина в 6 в., Ризоположенская посада Парфеньева Кологривского уезда в 8 в. и Троицкая, что у Голов в 9 в. В XVII в. село входило в состав Парфеневской осады Галичского уезда. В 1664 г. упоминается как " прибывшая вновь " церковь " Николая Чудотворца в Каликинской волости в вотчине Петра Бартенева что в деревне Анфимове " . В апреле 1719 г. " церкви Николая чудотв. поп Михаил Иванов в Патр. каз. приказ писал: " в Галич. уезде в Парфеньевской осаде в селе Анфимове вотчины Кириллы Ивановича сына Давыдова построена церковь Божия во имя Николая чуд. и ныне оная церковь Божия стала быть ветха и служить в ней невозможно и прошу о строении вновь вышеописанной церкви Божии дать указ, чтоб было строить не возбранно " . В феврале 1723 г. в новопостроенную Николаевскую церковь выдан антиминс для освящения. Эта церковь упоминается в 1863 г. как " деревянная с деревянной колокольнею, постр. 1720 г., с престолом в честь Святителя Николая " . Простояла она как минимум до 1871 г. http://old-churches.ru/ch_054.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=12892

Мы после всенощной, водного освящения, литургии и молебна, в кельях помянутого строителя, вместе с ним и белыми служившими литургию подначальными священником и диаконом, отобедавши, и потом, отслуживши храмам и в путь шествующим молебен, прямо от церкви, на тех же что из Новленского яму лошадях, в шестом часу по полудни поехали при морозной с ветром погоде. Отъехавши от Сямской пустыньки пятнадцать, а от Новленского яму двадцать пять верст, остановились для перемены лошадей в сельце госпожи вдовы Акулины Степановны Леонидовой Нефедове и, перепрегши, не выходя из кибитки, лошадей, при морозной же погоде и видной от месяца ночи поехали из него безостановочно. От сельца и яму Нефедова в девяти, а от города Вологды в восьмидесяти семи верстах, в деревне Вагриной, по текущей в Кубинское озеро речке Рубежнице Вологодский уезд и наместничество кончилось, а началось Новгородское наместничество, Кирилловская округа. От пограничной межи в пяти верстах Кубинское озеро (около которого ехали от Кубинского села) при Никольском погосте кончилось. Отъехавши от Нефедова яму двадцать-пять верст, для перемены лошадей в половине одиннадцатого часа по полудни остановились в погосте и яму волок Славянский (так называется по имеющемуся от него не в дальнем расстоянии озеру и реки того ж названия). Во оном погосте каменная двуэтажная не вдавне от подаяния прихожан крестьян построенная церковь; вверху храм Николаю Чудотворцу, внизу - великомученику Димитрию Селунскому. А другую, каменную ж двуэтажную, от мирского же подаяния строят преподобным Зосиму и Савватию Соловецким и Кириллы Белоезерскому. Здесь, в ямщицкой избе порядочно обогревшись, напились чаю и поужинали; потом, при морозной же погоде поехали в час по полуночи. Проехавши от яму Славянского волока двадцать-три, Кирилловским уездом тридцать-девять, а от губернского города Вологды 126 верст, часа за два до рассвету приехавши в город Кириллов, покуда отворили в Кирилловом монастыре ворота, остановились, чтоб обогреться, в доме мещанской жены Прасковьи Ивановой Тетериной. У нее есть портрет старицы Пелагеи Федоровны, а у брата ее санкт-петербургского 1-й гильдии купца, который родился в Кириллове, а ныне откупщик в Калязине Ивана Ивановича Костромина, имеются много портретов славных российских мужей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/18/...

От Пятинного до Кубинского села и яму проезжали два погоста: 1) Троицкий; в нем каменная церковь; в ней настоящий храм Живоначальной Троицы, придельные - Николаю Чудотворцу и трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту; 2) Воскресенский; в нем двуэтажная каменная церковь, вверху - во имя Воскресения Христова, внизу - великомученице Параскевы. Отъехавши от Пятинного яму десять верст, для перемены лошадей остановились в селе и яму графа Федора Григорьевича Орлова Кубинском (так называется по начинающемуся при нем Кубинскому озеру, над которым оно стоит). Во оном селе каменная двуэтажная церковь, вверху во имя Живоначальной Троицы, внизу - Илии Пророку. Жительствующие во оном селе на оброке крестьяне, сверх довольного хлебопашества, имеют хорошую в озере рыбную ловлю; рыбу ж продают в Вологде и проезжающим. Из оного села, перепрегши лошадей, не выходя из кибитки, поехали безостановочно. В пяти от Кубинского села верстах погост на-Песках; в нем каменная церковь Рождеству Пресвятыя Богородицы и Николаю Чудотворцу. От Кубинского села и яму отъехавши до экономической прежде бывшей Каменского монастыря, яму и деревни Федотовой двенадцать верст и перепрегши в ней, не выходя из кибитки, лошадей, при морозной же с холодными ветром погоде поехали. Против оной деревни верстах в семи на озере Кубинском показанный Каменский, в окружности с версту, остров; он весь усыпан мелким камнем, по чему и называется Каменским. На нем-то был помянутый изпраздненный Каменский мужеский монастырь. В нем все строение от пожару выгорало, а остались одни только пустые каменные церкви. От оного Федотова яму в двух, а от большой дороги в версте, при текущей в Кубинское озеро речке Пучке погост Пучкенский; в нем каменная двуэтажная церковь, вверху Покрову Пресвятыя Богородицы, а внизу - Ее Рождеству. От Пучкенского в четырех верстах, а от дороги в полу-версте погост Никулинский; в нем каменная церковь о трех престолах: настоящий - Покрову Пречистая Богородицы, придельные - Николаю Чудотворцу и преподобному Кириллы Белоезерскому. От Федотовой деревни и яму отъехавши пятнадцать верст, в деревне и яму господина Петра Алексеевича Татищева Новленской перепрягали лошадей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/18/...

Анатолий, патр. Константинопольский († 458 г.), был рукоположен во епископы Диоскором в сослужении с Евтихием, державшимися ереси монофизитов; однако был принят Церковью в сущем сане без всякого чиноприема и даже председательствовал на 4-м всел. соб. (451 г.). Но пример его не оправдывает учения раскольников беглопоповцев и приемлющих австрийское священство о принятии бегствующих иереев в их общество, потому что Диоскор и Евтихий, когда рукополагали Анатолия, не были еще осуждены Церковью, значит, не были лишены и власти преподавать дары Св. Духа в хиротонии; между тем епископы православной Церкви, по мнению упомянутых раскольников, будто бы лишены благодати Св. Духа. 4. Св. п. Андрея архиеп. критск.; свм. Феодора, еп, киринейск.; м. Феодота и мц. Феодотии; п. Марфы, матери св. Симеона дивногорского; обр. мощ. п. Евфимия суздальск.; благов, кн. Андрея боголюбского. 5.      Обр. мощ. п. Сергия радонежского чудотв.; преп.: Афанасия афонск. и Лампиада; мц. Анны и Кириллы. 6.      П. Сисоя вел.; мц. Лукии девы, мч. Рикса, Коинта, Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия , Василия, Перегрина, Руфа, Руфина, Марина и Марфы, и чад их: Авдифакса и Аввакума и с ними: Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих; обр. мощ. св. девицы Иулиании княжны ольшан.; Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика, Сатура. Св. Марина с Марфою и двумя сыновьями, персиане, пострадали в Риме, когда прибыли для поклонения гробам св. апостолов, при императоре Клавдии, около 270 г. Так. обр., благочестивый обычай хождения на поклонение мощам угодников Божиих ведет свое начало из глубочайшей христианской древности. В книге Никона Черногорца рассказывается: некоторые спросили у пр. Сисоя († 429 г,) «если брат впадет в грех, то не следует ли ему каяться год?» Он же ответил: «жестоко слово это». Тогда они продолжали: «может быть 40 дней?» «Много», отвечал преподобный. «Что же? значит, можно принять его так в общежитие?» – Нет, пусть покается «мало дней» (Сл. 51 л 412). Так, обр. пр. Сисой не наложил на падшего брата епитимии, а требовал только раскаяния во грехах; значит, напрасно раскольники-бозпоповцы обвиняют православных священников за то, что они не налагают епитимии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Вопреки церковным правилам, священники были двоежёнцы, а иногда вовсе не женились и жили с наложницами. 257 Игумены монастырей открыто жили с любовницами, не таясь, имели и воспитывали детей, и у них в монастырях чаще можно было встретить пьянство и шумные оргия, чем подвижничество. Роскошное житьё, которое себе дозволяли духовные по своему дворянскому происхождению, заставляло их извлекать побольше доходов из своих церковных имений, а это вело к утеснениям подданных. Ваши милости – говорит тот же Иоанн из Вишни русским архиереям, архимандритам и игуменам – отнимаете волов и лошадей из обор бедных поселян, выдираете от них денежные дани, дани пота и труда, лупите их, мучите, томите, гоните до комяг 258 и шкут 259 зимою и летом в непогодное время, а сами, как идолы, сидите на одном месте, а если и случится ваши идолотворенные трупы перенести с одного места на другое, то переносите их в колясках, и во время дороги вам как дома, а бедные подданные день и ночь на вас трудятся и страдают; высасывая из них кровь, вы одеваете фалендышами, утрофимами и каразиями своих приставников и слуг, любуетесь их убором, а у бедных подданных и сермяжки порядочной нет, чем бы прикрыть наготу свою. Беспорядки в церковном строе увеличивались от произвольного вмешательства светских лиц. До чего доходило своевольство старост – может служить образчиком вражда Кириллы Терлецкого с луцким старостою. Поссорившись с епископом, староста не пускал его служить в соборную церковь , стоявшую в замке, в великие дни Страстной субботу и Пасхи, для потехи завёл музыку в церковных притворах, а своевольные гайдуки его стреляли в церковный купол. Состояние низшего духовенства было плачевно. Владыки обращались с ними грубо, облагали налогами в свою пользу, наказывали тюремным заключением и побоями, не давая никому отчёта. Из монастырей, приписанных к архиерейским кафедрам, владыки поделали себе хутора и содержали там псарни. Духовные терпели от произвола староста и владельцев тех имений, где были их приходы. Пан заставляет приходского священника ехать с подводами, берёт в услужение его сына, забавляется над ним и над его семьею, и, по произволу, угнетает налогами наравне с своим хлопом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002   003     004    005    006    007    008