В альманахе публиковались статьи и исследования: историков С. В. Фомина, Р. В. Багдасарова, Н. Н. Лисового, свящ. Георгия Павловича; писателей А. Н. Стрижёва, Р. А. Балакшина; архит. М. П. Кудрявцева; отечественных краеведов и др. авторов. Впервые было опубликовано духовное наследие сщмч. Сергия Мечёва (Беседы и проповеди на Великий пост, 1923-1925//К Свету. 1993. Вып. 5/6. С. 1-40); митр. Вениамина (Федченкова) (Святый сорокоуст: Мысли по поводу указов митр. Сергия//Там же. 1994. Вып. 13. С. 12-60; Сорокоуст на родине//Там же. С. 77-95); архиеп. Арсения (Жадановского) (Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман//Там же. 1994. Вып. 14. С. 11-27; Затворник зосимовский//Там же. С. 46-47); прп. Иакова (Поспелова) (Летопись событий Кирилло-Белозерского мон-ря с 1397 по 1893 г.//Там же. 1996. Вып. 15. С. 9-21); мон. Меркурия (Попова) (Закрытие Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря и дальнейшая судьба монахов//Там же. 1997. Вып. 16. С. 113-126); мон. Самона (Манакова) (Воспоминания о братии Ново-Афонского мон-ря//Там же. С. 104-109); свт. Николая (Велемировича) , архиеп. Жичского и Охридского (Символы и Сигналы//Там же. 1995. Вып. 17. С. 3-14); архиеп. Сергия (Голубцова) (Церковная архитектура//Там же. С. 47-59); мон. Феодосия (История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря//Там же. 2000. Вып. 18. С. 5-128), изданы материалы к Житию иеросхим. Аристоклия (Там же. С. 129-171). Впервые на рус. языке была опубликована работа иером. Серафима (Роуза) «Философия абсурда» (1993. Вып. 2. С. 2-10). Также впервые были опубликованы материалы гос. архивов: документы Алтайской духовной миссии 1837-1839 гг. и 1844 г. (ЦХАФАК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 5; Оп. 2. Д. 12, 105; Ф. 50. Оп. 11. Д. 35 и др. (Вып. 20)); документы барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , переписка насельниц, свидетельства их исповедничества за 1894-1938 гг. (ЦХАФАК. Ф. 138. Оп. 3. Д. 28; Ф. 187. Оп. 3. Д. 1, 143; Ф. 536. Оп. 1. Д. 85; Ф. 4. Оп. 1. Д. 3218; Ф. 9. Оп. 1. Д. 24; Ф. 131. Оп. 1. Д. 64; Ф. 40. Д. 35-78; Ф. 2. Оп. 10. Д. 7637 и др. (Вып. 20)); документы об основании и утверждении Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ря за 1876-1880 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438 (Вып. 16)); документы и переписка по подготовке прославления прп. Серафима Саровского, 1895-1897, 1902-1903 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 2134; Оп. 183. Д. 2524; Оп. 205. Д. 247; Ф. 472. Оп. 43/475. Д. 189; ОР РГБ. Ф. 333. Оп. 1. Д. 66 и др. (Вып. 21)).

http://pravenc.ru/text/1319726.html

Из хроникальных заметок монаха Кириллова Белозерского мон-ря Германа Подольного (Сорокоумова-Глебова) известно, что Н. имел брата Андрея Федоровича по прозвищу Майко ( Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897. С. 37-38). Андрей (в монашестве Арсений; † кон. 1502 - нач. 1503) был дьяком при дворе вел. кн. Московского Василия II Васильевича (Тёмного) (подпись Майко стоит под грамотой, жалованной вел. князем в 1453 Спасо-Каменному монастырю (АСЭИ. Т. 3. 266. С. 282)), а после смерти князя, в 1462 г., перешел на службу к его жене - вел. кнг. Марии Ярославне. Монограмма Андрея Майко находится на жалованной грамоте княгини игум. Кириллова Белозерского мон-ря Игнатию (АСЭИ. Т. 2. 207. С. 134-135, 1471-1475 гг.) и на ее же грамоте игум. Спасо-Каменного монастыря Логгину, жалованной в 1474-1478 гг. Осенью 1477 г. дьяк по поручению Марии Ярославны вел переговоры с игум. Кириллова Белозерского мон-ря Нифонтом (буд. епископ Суздальский и Тарусский) о постриге вел. княгини (АСЭИ. Т. 2. 249. С. 164). Впосл. Андрей Майко, возможно, служил вологодскому кн. Андрею Васильевичу Меньшому († 1481), о чем косвенно свидетельствует грамота вологодского князя игум. Спасо-Каменного мон-ря Нифонту, датированная 1480-1481 гг. Затем он перешел на службу к вел. кн. Московскому Иоанну III Васильевичу , в 1494-1501 гг. под началом дьяка Ф. В. Курицына принимал участие в переговорах с иностранными послами (СбРИО. 1882. Т. 35. С. 124, 157, 194, 206, 315), в 1495 г. в составе посольства, возглавляемого Борисом Кутузовым, ездил в Литву. В 1497 г. Андрей Майко и боярин Дмитрий Владимирович Ховрин выступали как доверенные лица вел. князя, когда тот просил митр. Симона принять его покаяние в том, что «уморил» в тюрьме своего брата, кн. Андрея Васильевича Угличского (Большого) (ПСРЛ. Т. 28. С. 160; Зимин. 1988. С. 272). При участии дьяка Майко составлялись «списки казанские старые и грамоты посыльные» в государевом архиве (Описи царского архива. М., 1960. С. 26). По свидетельству монаха Германа Подольного, дружеские отношения связывали Андрея Майко с боярином Иваном Гавриловичем Заболоцким (Всеволож-Заболоцкие принадлежали к высшей московской аристократии и находились в родстве с Ряполовскими и Патрикеевыми; в 1489/90 боярин был наместником Вологды). В конце жизни практически в одно время Андрей Майко и И. Г. Заболоцкий приняли постриг в Кирилловом Белозерском мон-ре. По мнению С. Н. Кистерева, именование Майко было личным прозвищем дьяка ( Кистерев. 2012. С. 305. Примеч. 32). Однако впосл. оно перешло и к Н.: «Письмо о нелюбках» называет его «по реклу Майков».

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Редким примером изображения Л. в древнерус. искусстве является сохранившаяся икона (кон. XVI в., КБИАХМЗ), которая находится в иконостасе, слева от дверей в жертвенник надвратной ц. в честь Преображения Господня Кириллова Белозерского мон-ря (1595). Л., с короткими волосами и бородой, изображен в воинском облачении: на нем туника лазоревого цвета, золотые пластинчатые доспехи, за спиной развевается красный плащ. В правой руке - крест, левой придерживает опущенный щит и хоругвь-знамя с зеленым полотнищем, на котором нашит белый Голгофский крест (эта деталь напоминает элемент в иконографии св. воинов, принятый за образец в европ. или визант. изображениях эпохи Латинской империи). По мнению М. Н. Шаромазова, икона была исполнена 2-м по значимости художником из писавших иконы для иконостаса надвратной церкви; возможно, Л. изображен как небесный покровитель кого-то из братии, принимавшей активное участие в строительных и художественных работах на территории Кириллова Белозерского мон-ря в кон. XVI - нач. XVII в. Украшение для иконы из Преображенского храма было сделано на средства из монастырской казны. В описи Кириллова Белозерского мон-ря 1601 г. упоминаются 2 иконы «Христова мученика Леонтия»: пядница в главном иконостасе Успенского собора, у к-рой был серебряный позолоченный оклад со сканым венчиком, украшенным камнем, и местная икона в иконостасе Преображенской ц. над Водяными воротами мон-ря, которая тогда была в серебряном позолоченном басменном окладе, с гривной, с бархатной пеленой (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г./Сост.: З. И. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 59, 106, 252-253). Лит.: Ерминия ДФ. С. 164, 212; Менолог. С. 172, 195, 286, 301, 339, 359, 388; Евсеева. Афонская книга образцов. С. 310. Кат. 161; Bakirdzis Ch. Mosaics of Thessaloniki: 4th - 14th c. Athens, 2012. Fig. 50, 52-53. М. А. Маханько, Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/2463551.html

Известно 9 греч. списков Жития Г. С., древнейший из к-рых, написанный в XIV в., сохранился фрагментарно (Ioannina. Coll. Matsouki. S. N., Fol. 451v - 453r). К XV в. относится список из Великой Лавры (Ath. Laur. I 117, Fol. 224r - 257v), к рубежу XV и XVI вв.- список из афонского Пантелеимонова мон-ря (Ath. Pant. 173, Fol. 63r - 124v), к XVI в.- список ГИМ. Син. греч. 293 (Fol. 7r - 40r). Остальные списки Жития датируются XVII - нач. XIX в. Очень быстро, уже в 3-й четв. XIV в., Житие Г. С. было переведено на слав. язык. Перевод был осуществлен, по всей видимости, вместе со сборником сочинений Г. С. (подобно Житию прп. Иоанна Лествичника ) и бытовал в слав. письменности преимущественно в таком виде. Только в слав. версии присутствует пространное описание кончины преподобного. Слав. перевод Жития Г. С. сохранился в значительном числе списков - 22 (их каталог и описание составлены А. Деликари ( Δεληκρη. 2004. Σ. 199-213). Древнейшие болг. списки хранятся в Зографском мон-ре 214, 2-я пол. XIV в. (водяные знаки 1371-1385 гг.), РНБ. Погод. 1282, 1-я четв. XV в., РНБ. Соф. 1366, XV в. К 1479 г. относится 1-й датированный серб. список в составе «Панегирика» Владислава Грамматика (Рильский мон-рь. 4/8 (61)). Наиболее ранние рус. списки, содержащие Житие,- ГИМ. Син. 923, 1-я четв. XV в., РГБ. Троиц. 748 (1647), XV в., РГБ. Троиц. 186 (1866), XV в., РГБ. Троиц. 116 (91), кон. XV в., НБ МГУ. 2 Ci 295, ок. 1500 г., ГИМ. Епарх. 348 (502), кон. XV - нач. XVI в. Сборники сочинений Г. С. с его Житием имелись в б-ках крупнейших мон-рей XVI-XVII вв., но в небольшом количестве: в Иосифо-Волоколамском мон-ре, по описи 1545 г., хранился 1 список (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. 1991. С. 31), в Соловецком мон-ре книга с Житием появилась между 1582 и 1597 гг. (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 160), в Кирилло-Белозерском мон-ре в описи 1601 г. значилось 3 списка (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 124-125), 2 из к-рых приходятся на время прп. Нила Сорского (РНБ. Кир.-Бел. 89/214 и 120/245). Иконы с изображением Г. С. в монастырских описях не упоминаются.

http://pravenc.ru/text/168073.html

2006. С. 50-51, 54. Ил. 35). В Кирилловом Белозерском мон-ре образ К. присутствовал также в чине святителей во фресковой росписи кон. XVI в. св. врат (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г. : Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 219, 273; схему росписи с указанием фигуры К. см.: Никитина Т. Л. Иконография стенописи св. ворот Кирилло-Белозерского мон-ря//Кириллов: Краевед. альманах. Вологда, 2001. С. 206-207). В поствизант. искусстве облачения и головной убор К. могли меняться под зап. влиянием (подробнее см.: Матюшкина. 2001. С. 91-92). Среди изображений отцов Церкви одиночная фигура К. встречается на царских дверях, написанных для ц. святых Иасона и Сосипатра на о-ве Керкира (Корфу) (1654, мастер Эммануил Цанес, музей в ц. Панагии Антивуниотиссы). Под впечатлением итал. искусства эпохи Ренессанса вместо древних облачений на К. митра, похожая на папскую тиару, предметы из облачения (палица, поручи, епитрахиль) богато украшены лицевыми фигурами святых - святой держит развернутый свиток в левой руке. В рус. искусстве в крещатых ризах и митре К. изображен на минейной июньской иконе (нач. XVII в., ЦАК МДА). Посвящение престолов К. (вместе со свт. Афанасием Великим) в Московской Руси было, видимо, таким же редким явлением, как и в домонг. Руси. Известно, что такое посвящение имел храм небольшого мон-ря в Московском Кремле (существовал еще во 2-й пол. XIV в. и был выстроен в камне в 1462 «гостем» В. Д. Ермолиным ), с сер. XVI в. и до 1677 г. служил столичным подворьем Кириллова Белозерского мон-ря (ПСРЛ. Т. 23. С. 200; Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905. Ч. 1. С. 198); вероятно, деревянным был храм «на рву» с престолом, посвященным обоим Александрийским святителям, стоявший еще в 1657 г. недалеко от крепостного рва между стенами Московского Кремля и Китай-города (Строельная книга церковных земель 7165 г.// Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики московских церквей. М., 1891. Ч. 2. Стб. 6; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 107, 120). Возможно, храмовым образом была житийная икона К. и свт. Афанасия (кон. XVI в., поновлена в 1690, ГТГ). На иконе северных писем «Покров Пресв. Богородицы» из ц. во имя арх. Михаила в с. Тулгас (XVI в., ГРМ) в верхней части композиции помещены полуфигуры свт. Афанасия и К. (в фелони, крещатой шапке, омофоре). К. вместе со свт. Афанасием Великим изображен в молении Спасителю в облачном сегменте на храмовой иконе из московской ц. во имя святых Афанасия и Кирилла (XVIII в.); К. облачен в фелонь, епитрахиль и митру.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

В 60-х гг. XVII в. для укрепления стен теплой ц. прп. Сергия в Иоанновском мон-ре потребовалось возвести контрфорсы. Строились в камне новые службы: во 2-й пол. XVII в. над Казенной палатой - каменное «сушило», прежняя каменная «солодовня» («солодежное сушило») находилась на территории Острога ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 274). Храмы монастыря в Новое время В нач. XVIII в. сложился известный ныне общий облик мон-ря, запечатленный на гравюрах, напр. работы А. И. Ростовцева (1720, медная доска - в собр. КБМЗ; см.: Никольский. 1897. Прил. 8. С. XCIV-XCV; Бабушкина. 2001. С. 127). архитектурный ансамбль мон-ря был также воспроизведен с исторической достоверностью на лицевом шитье этого времени, особенно на пеленах с сюжетом «Явление Пресв. Богородицы прп. Кириллу в Симоновом монастыре» (КБМЗ; см.: Бабушкина. 2001. С. 132). Вид Успенского собора и ц. свт. Епифания Кипрского. Копия акварели из альбома Н. А. Мартынова. Копиисты Г. И. и М. И. Билибины (КБМЗ) Вид Успенского собора и ц. свт. Епифания Кипрского. Копия акварели из альбома Н. А. Мартынова. Копиисты Г. И. и М. И. Билибины (КБМЗ) Многие средневек. постройки претерпели изменения. В 1757-1761 гг. была перестроена ц. арх. Гавриила: ярус звона был превращен в 2-этажную высокую колокольню, ставшую доминантой окрестностей (каменщик вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря Федор Жуков). Тяжеловесное здание сочетает традиции архитектуры XVII в. и барокко. Над 3-ярусным массивным четвериком, прорезанным многочисленными окнами, возвышается восьмерик звона с фигурным куполом и главой на световом барабане-восьмерике. В 1759 г. на колокольню были повешены колокола, в т. ч. самый крупный, новоотлитый (1200 пудов; см.: Виденеева А. Е. Большой колокол Кирилло-Белозерского мон-ря в XVIII ст.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 81-88). К кон. XIX в. на колокольне было 17 медных колоколов (о них подробнее см.: Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского мон-ря. 1897. С. 64-66; Никольский. 1897.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

М., 1858; Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-104 (отд. отт.: М., 1859); Описание сб. XV ст. Кирилло-Белозерского мон-ря//Уч. зап. II Отд-ния АН. СПб., 1859. Кн. 5. Отд. 3. С. 1-66 (отд. отт.: СПб., 1858; рец.: Межов В. И.//Книжный вестн. 1861. 14-15. С. 217-219); Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//ЧОИДР. 1860. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-69 (отд. отт.: М., 1860); Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский//Странник. 1860. 9. С. 105-119 (отд. отт.: СПб., 1860); Речь, произнесенная преосв. Варлаамом, при последнем его служении в Екатеринбургском кафедральном соборе 24 июня 1862 г. Пермь, 1862; О литургии//Черниговские епарх. изв. 1867. С. 607-617; О литургии верных//Там же. С. 635-653; Литургия преждеосвященных даров//Там же. С. 754-756; О вечерни//Там же. С. 763-770; Об утрени//Там же. С. 810-816; Подразделения церк. службы//Там же. С. 816-817; Слово, произнесенное 22 окт. 1866 г. в день выноса из Оренбурга чудотворной Казанской иконы Божией Матери, переносимой из с. Табынска//Странник. 1867. 5 (отд. отт.: СПб, 1867); Выписки из рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря//Черниговские епарх. изв. 1868. С. 1-5, 143-159, 399-404; О священных лицах//Там же. С. 495-515, 548-550, 591-602; О священнодействиях в первые века христианства//Там же. С. 787-796, 807-814; Источники Боговедения//ДБ. 1872. 43. С. 280-283; Мысли перед Нерукотворенным образом//Там же. С. 273-279; О поминовении усопших//Там же. С. 283-287. Арх.: РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 439 (Формулярные списки монашествующих. 1853-1917 гг.). Д. 181. Варлаам (Денисов). Лит.: К некрологу об архиеп. Варлааме//Оренбургские ЕВ. 1873. 8. С. 304-305; Сведение о последних днях жизни, погребении и поминовении архиеп. Варлаама, бывшего Черниговского и Нежинского, скончавшегося на покое в Новгородсеверском Спасо-Преображенском мон-ре 18 янв. 1873 г.//Черниговские епарх. изв. Приб. 1873. 4. Ч. неофиц. С. 57-68; Речь над гробом преосв.

http://pravenc.ru/text/154185.html

Ивану Трифонову в 1663 г. Почитание К. прп. Александром Ошевенским отразилось в Житии прп. Александра, где одна из глав посвящена описанию дня памяти К. Уже основав собственную обитель, Александр тяжело заболел и исцелился после явления Белозерского чудотворца. Это 2-е посмертное чудо К., известное вне Пахомиевского текста Жития К. Выговские книжники также проявляли интерес к Житию и уставу преподобного. Слово Семена Денисова «О чудотворцах, в России воссиявших» обнаруживает детальное знакомство с Житием К., преподобному посвящен обширный панегирик. Рака прп. Кирилла Белозерского. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США, Вашингтон) Рака прп. Кирилла Белозерского. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США, Вашингтон) Новый этап почитания К. связан с деятельностью прп. Иакова (Поспелова), настоятеля Кириллова Белозерского мон-ря в 1866-1896 гг. В 1875 г. было издано подготовленное архим. Иаковом Житие К. В 1886 г. на горе Маура по его инициативе поставили часовню. В отзыве о предполагаемой реформе общежительных мон-рей, данном в Новгородскую консисторию, архим. Иаков рекомендовал требовать от настоятелей, чтобы они подписывали обязательство о соблюдении в своих обителях устава К. и «Предания» прп. Нила Сорского (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 1965. Л. 5 об.; см.: Романенко. 1997). Он же заказал А. Ф. Ковалевскому акафист К., к-рый стал одним из лучших произведений писателя. В 1924 г. Кириллов мон-рь был закрыт, драгоценную раку святого увезли (металлические детали, в т. ч. 2 фрагмента чеканного рельефного изображения К. с крышки раки, сохр. в фондах ГММК). Однако молитвенное почитание великого чудотворца не прекращалось. В советские годы у стены Кирилловской ц. постоянно молились местные жители, над местом погребения преподобного тайно читали акафист святому сотрудники Кирилло-Белозерского музея. Первые богослужения в обители состоялись 21-22 июня 1991 г., на память К., всенощное бдение и литургию совершил иером. Арсений (Шастель), настоятель ц.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. T. 1. Отд. 3. С. 88). Имя бывш. митрополита было включено в монастырский синодик ( Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. С. LXVIII). Известны более скромные вклады И. в Троице-Сергиев мон-рь, сделанные вскоре после его низведения с кафедры: «санник сер» (12 февр. 1542), «3 чарки серебряны гладкие, а третьяя с образцы, венцы золочены» (28 марта того же года), Евангелие в бархатном переплете с драгоценными камнями (ВКТСМ. С. 37). В 1542 г. И. дал вкладом «на память своей души» в московский Успенский собор список Иерусалимского устава кон. XV-XVI в. (ГИМ. Усп. 23). В 1551 г. в Троицкий мон-рь для И. привезли на отзыв постановления Стоглавого Собора. «Царское и соборное послание к бывшему митрополиту Иасафу и иже с ним» является 99-й гл. соборных материалов. Ответ И. составляет 100-ю, завершающую главу. То, что замечания И. были включены в памятник в качестве отдельной главы, не может не свидетельствовать о значительном авторитете бывш. митрополита. И. дал оценку нек-рым постановлениям Собора, оговорил ряд особых случаев, выходящих за рамки соборных решений. Бывш. первосвятитель выступил против частого участия в богослужениях мирян, поскольку необходимо «в миру разсужати чины царьскиа и нужи людскиа». И. считал необходимым ограничить деятельность десятильников (сборщиков церковных пошлин) городами, без посылки их в волости, десятильники должны быть подотчетны высшему духовенству. Он выступил за суд архиерея над духовенством по всем делам, писал о необходимости общей трапезы в мон-рях (при этом старые и больные монахи, а также «люди великие», постригшиеся и давшие большие вклады в мон-рь, могут есть и в своих кельях), гостям мон-ря также следует есть за общим столом (при этом И. сделал исключение для Троице-Сергиева мон-ря, т. к. «туто так быти невместимо - безпрестани гость бываеть и день, и ночь»). И. считал нужным объединить мелкие пустыни или приписать их к большому мон-рю («в монастыри упокоити»). Выступал против «немастерского письма» иконописцев, просил организовать их обучение у «добрых мастеров». Предлагал дать льготы «пустым церквам», освободить крестьян от подати на выкуп пленных, советуя брать ее из казны архиереев и мон-рей. И. требовал, чтобы царь запретил бродяжничество молодых «робят», к-рые «свою волю деють, а мир соблажняют», а также «извести» скоморохов. В заключение И. просил царя добавить в рассказ о Соборе 1503 г. упоминание всех архимандритов, игуменов и старцев, принимавших в нем участие (в присланном ему списке был указан только прп. Иосиф Волоцкий ), спросив о том старых бояр. Внесение своих замечаний в текст соборных решений И. оставляет на усмотрение царя - как ему «Бог положить на сердце».

http://pravenc.ru/text/578036.html

Николая Чудотворца и нижняя теплая ц. в честь Рождества Христова с приделом ап. Иоанна Богослова. Церковь была «ветха» ( Васильев Ю. С. Две переписные («записные») книги: а) мон-рей и пустыней; б) церквей и причта Белозерского у. и Чарондской округи кон. XVII в.//Белозерье: Краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 3. С. 116). На протяжении всей истории мон-рь управлялся строителями, в обители жили 6-9 насельников. В 1684 г. Ворбозомский мон-рь был приписан к Кириллову Белозерскому мон-рю, в 1764 г. упразднен, храм обращен в приходский, братия перешла в Кириллов мон-рь. В 1809 г. в бывш. Ворбозомском мон-ре на месте деревянного был построен каменный Благовещенский храм с приделами в честь Рождества Христова, во имя ап. Иоанна Богослова, во имя свт. Николая Чудотворца и во имя З. В последнем под спудом покоились мощи основателя мон-ря. В 40-х гг. XIX в. Благовещенская ц. стала приписной к ближайшей Воздвиженской ц. (на вост. берегу Ворбозомского оз.), вскоре пришла в запустение. В 1890 г. о-в на Ворбозомском оз. с церковью был передан Горицкому в честь Воскресения Господня монастырю , там был организован скит (Летопись Горицкого мон-ря/Подгот. к печ.: Г. О. Иванова//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 350). В 30-х гг. XX в. скит был разорен. К 2009 г. Благовещенский храм был разрушен. Нек-рые архивные материалы по истории Ворбозомского мон-ря (приходо-расходные книги XVII в., описи имущества XVIII в.) хранятся в РГАДА (Ф. 1441: Кирилло-Белозерский мон-рь). В синодике Кириллова Белозерского монастыря сер. XVII в. З. упоминается между прп. Нилом Сорским и прп. Иродионом Илоезерским (РНБ. Кир.-Бел. 759/1016. Л. 43 об.). Успенский писал об утраченном Ворбозомском синодике, где память З. была помещена под 7 нояб. с указанием: «...творим панихиду и братский корм» ( Успенский. 1894. 15. С. 711. Примеч. 7). Существовала молитва З. (Там же. Примеч. 8). В рукописи, хранящейся в Гос. музее-усадьбе «Архангельское» (Инв. 18405), «память преподобнаго отца нашего Зосимы...» помещена под 7 нояб., под этим же числом отмечена память З.

http://pravenc.ru/text/200015.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010