Кирилл, епископ Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской епархии (Шумлянский) Сын епископа Луцкого Афанасия (Шумлянского). Служил при дяде своем епископе Иосифе (Шумлянском) и был, по-видимому, униатом, так как на Луцкую кафедру его кандидатуру предложил сам король польский и выдал ему утверждение на епископство как униату. Однако Кирилл пожелал принять посвящение в епископский сан от православного Киевского митрополита. В 1711 году он был хиротонисан во епископа Луцкого митрополитом Киевским Иоасафом (Кроковским, † 1718). Это посвящение было большим огорчением для униатов, которые считали Луцкую епархию своею. Униаты во главе со своим митрополитом Иосифом Винницким стали принимать все меры к тому, чтобы удалить Кирилла с Луцкой кафедры. Они обратились за помощью к папе. Папа направил послание королю, и король под сильным давлением папы 17 октября 1711 года издал свою грамоту, которою требовал от всего русского духовенства и дворянства Луцкой епархии, чтобы Кирилла (Шумлянского) никто не признавал за епископа и не оказывал ему никакого послушания и уважения. После появления этой грамоты положение епископа Кирилла стало нетерпимым, и он в 1715 году удалился в Киев. В октябре 1715 году (по другим источникам, в 1716 году) Кирилл был назначен епископом Переяславским, коадъютором Киевской митрополии. После смерти Киевского митрополита Иоасафа (Кроковского) епископ Кирилл управлял делами Киевской митрополии до 1722 года. Скончался 30 ноября 1726 года (по другим источникам, в 1724 году). Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 14. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1409. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 14. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 9, 1044. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 10. – С. 405–407. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1306. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 28, 43. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 663. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

11. Пафнутий , бывший епископ Владимиро-Волынский, (Акт. Зап. Рос., II, 146), 1526–28, † … 12. Макарий 24 апр. 1528 перев. из Турова (Акт. Зап. Рос., II, 151). 13. Арсений около 1536, 22 февр. 1540. (Акт. Зап. Рос., II, 201). 14. Феодосий Гулевич (1540), 22 февр. 1548. (Тоже, III, 7). 15. Георгий Фальчевский , епископ Луцкий и Берестейский, в февр. 1549 (Акт. Южн. Рос., I). 16. Иосиф , 1558–66 (Акт. 3. Рос., III, примеч. 7-е). 17. Иона Борзобогатый-Красеньский в 1566 336 перев. из Владимиро-Волынского; упом. 26 дек. 1569 (Акт. 3. Р., III, примеч. 13 и 36-е). 18. Кирилл Терлецкий в 1585 перев. из Турова; упом. до 1597. 19. Исаакий Борискович хирот. в янв. (sic) 1623; упом. 1629. 20. Афанасий Пузына избран в исх. 1632, 1638–47, 12 окт.; † 26 окт. (sic) 1650. 21. Дионисий Болобан-Тукальский хирот. 1656, в конце 1657 возведён на митрополию Киевскую. 22. Гедеон Святополк , кн. Четвертинский , с 1660, а 8 нояб. 1685 возведён на митрополию Киевскую (и оставался епископом); † 5 апр. 1690. 23. Афанасий Шумлянский , с 1685; упом. 1691. 24. Дионисий Жабокрицкий , 1700–9; взят в Москву; † в 1715. 25. Кирилл Шумлянский хирот. 1711 и изгнан униатами. С 1715 викарий Киевский. За сим православных владык не было. Особые заметки П. М. Строева: Красносельский Спасский мнтрь, под Луцком (Рум. Муз., 178, 79). Игум. Феодосий . Дубенский Крестовоздвиженский (Рум. Муз., 189). Игум. Арсений . Дубенский Спасский; 1598 г. (Рум. Муз., 190). Епархия Туровская Туровская епархия учреждена, по летописям, с половины XII века; обращена в униатскую в начале XVII века. I. Епископы Туровские 1. Иоаким хирот.1144 (Ипат. Лет., 19); упом. 1147 (Ипат., 25). 2. Кирилл , святой, 1169–82. 3. Лаврентий , с 1182 (Ипат., 126.) 4. Феодосий хирот. 1390. 5. Антоний 1405 заключён в Симонов. 6. Евфимий , 15 нояб. 1415. II. Епископы Туровские и Пинские 7. Иоаким , 1458. 8. Вассиан , 1495–1502. 9. Арсений , 1509–1520? (Акт. Зап. Рос., II, 105). 10. Иона , 26 февр. 1517, в февр. 1522. 11. Макарий 24 апр. 1528 перев. в Луцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

упоминается с 1558 по 1561 (1558–1566, 1555–1559) неизвестно Никифор, епископ упоминается с 1564 по 1566 неизвестно Иона (Борзобогатый-Красенский), епископ бывший наречённый епископ Владимиро-Волынский, рукоположен с 1571 по 1585 (управлял с 1567) осуждён, приговорён к лишению имущества и изгнанию из Отечества; 1585 Кирилл (Терлецкий), епископ бывший епископ Туровский и Пинский (униат) с (29.05.) 1585 по 1595 лишён сана и кафедры; 1607 После Брестского Собора 1596 года западные русские епископии находились под гнётом униатских владык. Луцкая и Острожская Восстановлена в 1620 году Имена Сведения Исаакий (Борискович), епископ рукоположен с 11.01.1621 по 1633 (управлял из Киева) сведён с кафедры униатами, с 1633 епископ Перемышльский Афанасий (Пузына), епископ управлял с 12.03.1633 по 12.10.1647 (избран в конце 1632) 25.12.1650 Иосиф (Чаплиц-Шпаковский), епископ упоминается с 1650 по 1655 неизвестно Дионисий (Балабан Тукальский) епископ бывший епископ Холмский с 1655 по 28.02.1658 митрополит Киевский и Галицкий; 10.05.1663 Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), епископ рукоположен с 1659 по 08.07.1685 митрополит Киевский и Галицкий Афанасий (Шумлянский), епископ находился на кафедре с 1685 упоминается в 1691 неизвестно Дионисий (Жабокритский), епископ рукоположен с 07.02.1701 до 1709 в 1702 (1) перешёл в унию (управлял с 1696) передан Московским властям и сослан в Соловецкий монастырь; 1715 Кирилл (Шумлянский), епископ рукоположен (1716) с 1711 по 1715 изгнан униатами, удалился в Киев, с октября 1715 епископ Переяславский, викарий Киевской епархии Далее православных владык на кафедре не было. Львовская В составе Киевской митрополии в период разделения. Учреждена в 1539 году Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская Кафедра во Львове Имена Сведения Макарий (Тучапский), епископ рукоположен и утверждён Польским королём 23.10.1539 Арсений (Балабан), епископ рукоположен с 1549 по 1568 Иона (Лопатка-Осталовский), епископ рукоположен с 15.08.1570 (назначен королём 16.06.1569) Гедеон (Балабан), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) ИОСИФ (Шумлянский Иван; ок. 1643 - 1708), еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий (Западнорусская митрополия) ИОСИФЛЯНЕ Иосифляне, постриженики Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря; сторонники последователей прп. Иосифа Волоцкого ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии, издатель КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН (Старорусенков (Старорусенников); † 1634), митр. Новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочинений КИРИЛЛ (Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл; †1646), архим., униат. (первоначально православный) проповедник, издатель КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; †1726), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Кодинский) Во Имя Святой Троицы Монастырь, находился в с. Кода (ныне пос. Октябрьское Ханты-Мансийского АО) КОРЕЛЬСКАЯ И ОРЕШСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли и Ореховского у., отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского

http://pravenc.ru/rubrics/121748_9.html

Ставропигиальный статус, утвержденный за обителями до 1686 г., сохранялся и после присоединения Киевской митрополии к Русской Церкви. В нач. XVIII в. ряд мон-рей и приходов на соседних с Киевщиной землях Речи Посполитой состоял под управлением Переяславского епископа, викария Киевского митрополита. В ведении Переяславского епископа в 1702 г. находились запустевшие Ирдынский-Виноградский Успенский, каневский Успенский, Крестовоздвиженский Трехтемировский мон-ри (два последних вскоре на неск. десятилетий стали униатскими). В 1704 г. в урочище Монастырище близ г. Богуслава был возобновлен Рождество-Богородичный муж. мон-рь, также в юрисдикции Переяславского епископа (в 1740 перенесен к Николаевской ц. в Богуславе, в 1750 перешел в унию). В непосредственном подчинении Киевскому митрополиту состояли приходские церкви и мон-ри в обширных имениях Киево-Печерского монастыря на Волыни (Городокский скит, Овручский монастырь и др.). Этими имениями пытался завладеть Львовский еп. Иосиф (Шумлянский), которого король назначил администратором Киевской митрополии на Правобережной Украине, однако далеко не везде признали его власть. После открытого признания Иосифом (Шумлянским) унии в 1700 г. правосл. приходы перешли под власть Луцкого и Острожского еп. Дионисия (Жабокрицкого), который в 1702 г. также принял унию. В 1712 г. митр. Иоасаф (Кроковский) разрешил настоятелям белорус. заграничных мон-рей принимать посвящение от белорус. правосл. епископов вслед. затрудненности связи правосл. клира Речи Посполитой с Киевской митрополией. Не позднее 1713 г. должность управляющего имениями Киево-Печерского монастыря и Киевской митрополии на Правобережной Украине получил Луцкий и Острожский еп. Кирилл (Шумлянский): 3 июля 1713 г. он имел титул «епископ Луцкий и Острожский, прототроний митрополии Киевской и добр, до митрополии Киевской и архимандрии Печерской в Короне Польской належащих, генеральный администратор» (Киевские ЕВ. 1865. 5. Отд. 2. С. 187-188). В 1715 г. он был назначен Переяславским епископом-коадъютором с сохранением Луцкой кафедры.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Синода, «в такой же силе и вспомоществовании до кафедры Киевской в правлении духовных дел был неотреченным, и о том бы указ учинить». Св. Синод, по прошению архиепископа Варлаама, приказал: «о случающихся духовных в той Киевской епархии с его преосвященством делах, преосвященному Иоакиму, епископу переяславскому, иметь братолюбное согласие, по правилам святым». 890 Указ о взаимном братолюбном согласии между киевским и переяславским архиереями едва ли имел силу. По крайней мере архиепископ Варлаам и епископ Иоаким скоро расстались далеко не друзьями. После назначения епископа Иоакима (8 июня 1730 г.) в Воронеж, архиепископ Варлаам подал на него донос (13 октября 1730 г.) Св. Синоду в расхищении имущества переяславского дома. Следственное дело затянулось, быть может потому, что сам Варлаам, как известно, через месяц лишен сана. Все «братолюбное согласие» между ними, кажется, ограничилось совместным посвящением В Киево-Софийском соборе Межигорского архимандрита Арсения (Берло) в сан епископа могилевского-белорусского, при участии черниговского епископа Ирадиона, и в освящении в том же 1729 г. 14 августа соборной Успенской церкви в Печерской Лавре, возобновленной после пожара. Для характеристики отношений Переяславского коадъюторства и Киевской епархии с их архиереями не лишено интереса то обстоятельство, что ранее в период четырехлетнего междуархиерейства в Киевской епархии (с 1 июля 1718 г. по 14 мая 1722 г.), по смерти митрополита Иоасафа (Краковского) до назначения архиепископа Варлаама (Вонатовича), грамоты и указы по епархиальным делам Киевской митрополии посылались не на имя переяславского епископа – киевского коадъютора Кирилла (Шумлянского), но сначала на имя софийского наместника или казначея и приказных архиерейского дома; с 1721 г. они шли на имя управителей Киевской Духовной Консистории, а затем на имя консисторских судей. 894 То же самое наблюдалось в междуархиерейство в Переяславской епархии в начале 30-х годов XVIII в. Она управлялась не киевским архиепископом, как по смерти Шумлянского, а местной духовной Консисторией, учрежденной в конце 1729 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1985 . Рождество – Богородицкий – Болахнинский, мужской, ныне село Болахна, Тульской губ., Богородицкого у., в 6 вер. к сев.-вост. от Богородицка по дороге в Епифань, при рч. Малой Сукромне. Существовал в XVI ст. и в 1571 г. о нем говорится: «Слобода Болахнинская, на р. Сукромне, под Сукроменским лесом, а в той слободе был монастырь Рождество Преч. Богород., и тот монастырь и кельи сожгли крым­ские люди в приход Крымского царя в 79 г. (т. е. 1571 г.), а старцов всех крымские люди побили, а иных в по­лон поймали; осталась на м-ре 1 келья да бойница дубовая рубленая в 1 сте­ну и проч.». Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 1588. 1986 . Рождество – Богородицкий на Голутвине, мужской, ныне приход. церковь св. Николая в Голутвин­ской слоб. в Москве с настоящим пре­столом во имя Рожд. Богородицы. Уже существовал в XV ст. и в духовной грам. Вел. кн. Ивана Васильевича около 1504 г. читаем: «А сыну своему Андрею даю на Москве за рекою слободку Ко-лычевскую, да монастырь Рождество Пре­чистой на Голутвине». Ратшин, 278; “Про- долж. древн. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 71 (духовная); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 163 (замечат. предметы в Москов. церквах). 1987 . Рождество – Богородицкий – Мильчанский или Мильчевский, мужской, ныне село Мильча, Волынской губ., Дубенского у., в 15 вер. к юго-зап. от Дубно. Нет сомнения, что уже существовал в XVI ст., так как сохранилось дело 1602 г. о пере­уступке помещиком Яковом Шкодою Мильчан. м-рю имения Дорошнок. В 1710 г. игум. м-ря Кирилл Жуковский подписал акт избрания Кирилла Шумлянского в еписк. Луцкие. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 6 (опис. м-ря); “Архив юго-зап. России”, ч. 4, т. I, 361, СХ (акт избрания Шумлянского). 1988 . Рождество – Богородицкий в Передках, мужской, ныне село Передки, Новгородской губ., Боровичского у., в 8 вер. к вост. от Борович, Новоселицкой вол., при рч. Быстрице. Несомненно существовал в первой по­ловине XVI ст., чтó свидтельствует надпись на колоколе, гласящая, что он отлит в 1539 г. в дом Пресв. Бого­родицы честного и славного Ее Рожде­ства в Монастырь в Передки. По опи­си 1581 г. в нем значилось: « церковь Рождество Пречистой, древяная. А в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола и все церковное строенье при­ходные старых помещиков». В остав­шейся церкви находятся древние чтимые иконы Рожд. Богородицы и Божией Ма­тери Умиления. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. XI, 299; “Памят. кн. Новгород. губ. на 1858 г.”, прилож., 25; “Опис. Св. Духова Борович. м-ря”, 20; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 28; “Временник Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, За­пись о ружн. церкв. и м-рях 1577–89 г., 39 (игум. Варлаам).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(Опис. киев. соб. 137). 379 Получивши грамоту Мелетиеву, Ипатий долго молчал и уже по вступлении на митрополию в 1601 г. отвечал с насмешками и грубостями (Оп. киев. соб. 147–148). Грамота патр. Мелетия к Ипатию в польском переводе и ответ последнего на том же языке издал Лев Кишка (жизнеописатель Ипатия) в конце «Поучений и бесед Ипатиевых», напечат. в Супрясле в 1714 г. 380 Степань – ныне волынской губернии, ровинского уезда. Степаньская оби тель св. арханг. Михаила делается известною с 1572 г., как видно из писем Константина Острожского, которыми он и его потомки жертвовали монастырю «десятину всякаго хлеба; в 1539 г. – село Мидско; в 1603 г. – землю, называемую Лобников; в 1621 г. – деревню Белые Берега с 6 подданными» (Киевл. 1850 г., 45–50 «О городе Степане»). 384 Мелетий Смотрицкий говорил слово над гробом Леонтия, изд. в Вильне в 1620 г. (о Леонтии см. Маяк 1843 г., кн. XXI, также Слов. дух. пис. м. Евгения II, 7–8). 385 Феофан имел от константинопольского патриарха Тимофея грамоту с правом исправлять в России иерархические дела (Опис. киев. соб. 154–155). 387 Ист. унии. Б. К. 74; Опис. киев. соб. 154–156; Любоп. месяцеслов 1775 г.; Киевл. 1850 г., 49; Слов. дух. пис. I, 211. – Иезекииль Куруевич был последним православным епископом владимирским. На луцкой кафедре преемниками Исаакия были: Афанасий Пузина ок. 1634 г. (см. Протест луцкого братства о нападении на него «схоластиков иезуитской коллегии» 1634 г. в Пам. киев. ком. I, отд. I, 204). Преемником Пузины видим ок. 1650 г. Дионисия Балабана (с 1657 г. митрополит киевский). После Дионисия – Гедеон, князь Четвертинский, с 1657 по 1685 г., в котором посвящен в киевские митрополиты. Луцкую епархию отнял у него Иосиф Шумянский, епископ львовский, для брата своего Афанасия, и заграбил все его имение. После Гедеона в конце XVII или в самом начале XVIII в. был епископом луцким Мелетий Жабо-Шумлянский. Последний православный епископ луцкий и всей Волыни – Кирилл Шумлянский, посвященный в 1711 г., в том же году выгнан из Волыни униатами и умер епископом переяславским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ответив на требования Хоментовского, царские министры представили ему свои требования: «Известно, каким образом по договорам надлежит содержать находящихся в Польше и Литве людей греческого исповедания и как их содержат теперь, какое им там великое притеснение, гонение и принуждение к унии. Епископ луцкий Кирилл Шумлянский, когда после посвящения в Киеве прибыл на свою епархию, то подвергся жестокому гонению и принужден был возвратиться в Киев; король, несмотря на то что подтвердил его избрание своим универсалом, выдал новый универсал, запрещавший признавать Кирилла луцким епископом на том основании, что он поставлен в Киеве. В 1712 году отправлена была к королю грамота, в которой царское величество просил о восстановлении Шумлянского, согласно с договорами; но на эту грамоту до сих пор не было ответа. Шумлянский живет в Киеве и получает пропитание от царского величества, потому что в Польше отняты у него и отцовские маетности. Гонение на людей греческого исповедания продолжается и в других местах. Вместо определенных по договорам четырех епископий греческого исповедания остался один епископ в Могилеве – белорусский князь Четвертинский, да и в этом белорусском епископстве церкви насилиями обращаются к унии. За 25 лет пред сим приписной к оршанскому Кутеинскому монастырю Миорский монастырь окольною шляхтою обращен насильно в унию. В 1714 году в Мстиславском воеводстве, в селе Шамове, шляхтич Шпилевский, угрожая священнику жестокими побоями и отнятием имения, обратил в унию церковь Петропавловскую. В 1715 году в Оршанском повете князь лукомский, приехав в Лукомский же монастырь, схватил игумена Варлаама и другого иеромонаха, обрил им головы, бороды и усы и после жестоких побоев велел вытащить за ноги из монастыря, отчего игумен и умер, а монастырь отдан был униатам. С 1715 по 1720 год обращено было в унию в местечках Невле, Себеже и Копосе сорок церквей; в экономии могилевской – пять церквей; в маетностях каштеляна витебского Огинского – пять церквей; в повете Оршанском – двадцать церквей; замковая гомельская церковь Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В западной Малороссии не осталось ни одной православной епархии. Ко времени перехода Украины, по приказу Петра, под власть Польши, прекратила свое православное существование, сохранявшаяся дольше других луцкая епископия. 15 Епископ её Кирилл Шумлянский, желавший оставаться православным, принужден был вслед за выселявшимся народом переселиться на восточную сторону Днепра в Киев, затем утвердился в Переяславе (южном), и оттуда уже он 16 и его преемники 17 управляли духовными делами западной Малороссии в качестве коадюторов (викарных епископов) киевского митрополита, которому по трактату 1686 года сохранили право духовной власти над всеми православными польского государства. 18 Православные братства, так могущественно защищавшие родную веру в прежние времена, падали почти повсеместно и от усилившегося латинского и униатского фанатизма, и от жестокого разорения во времена шведской войны. 19 Православное западнорусское иночество, которое обыкновенно тверже и дольше других удерживало свою веру и около которого группировались более деятельные братства, тоже сильно ослабело в эти бедственные времена. Оно то собирало свои подорванные силы и образовывало корпорации монастырей, как, например, виленская корпорация, слуцкая, 20 то скрывалось в глухие леса, поближе к России, как например, украинские приднепровские монастыри, о которых не раз еще будем говорить, или наконец оставалось в уединенных, безнадежных пунктах среди озлобленных иноверцев и в постоянном страхе за свое существование, как например, монастыри: бельский, дрогичинский, яблочинский. Труднее было униатам достигнуть такого успеха в западной Малороссии. Так как здесь всегда было опасно вводить унию прямо, потому что из-за этого народ поднимал восстание, то поляки еще во второй половине XVIII столетия придумали особенную меру. Они тайно увлекли в унию епископов этой области – Львовского и Луцкого и заставляли народ подчиняться им по-прежнему. 25 В начале XVIII столетия, Львовский епископ Иосиф Шумлянский и Луцкий Дионисий Жабокрицкий сняли маску и объявили себя униатами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010