Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Константинович Кулаков (19.04.1876, г. Вельск Вологодской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. Учился в Вельском городском 2-классном уч-ще, не окончил полного курса. Служил помощником бухгалтера в вологодском губ. земстве, затем волостным писарем. Тяготясь чиновнической жизнью, Н. сблизился с еп. Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским ; впосл. архиепископ), к-рый стал его духовным отцом. 12 авг. 1911 г. еп. Никон назначил Н. исполняющим должность псаломщика в Спасо-Всеградский собор в Вологде, 15 янв. 1912 г. определил священником к Афанасиевской ц. в том же городе. 22 янв. 1912 г. еп. Вельский, викарий Вологодской епархии сщмч. Антоний (Быстров) рукоположил Н. во диакона и 29 янв.- во иерея. 10 окт. того же года Н. был назначен членом ревизионной комиссии по проверке приходо-расходных книг епархии. В мае 1912 г. еп. Никон по своему прошению был освобожден от управления Вологодской епархией и как член Государственного совета и Синода переехал в С.-Петербург. Последовавший за ним Н. в 1913 г. был назначен священником в храм Митрофаниевского подворья в С.-Петербурге, одновременно исполнял обязанности секретаря архиеп. Никона. За время работы секретарем Н. разобрал и перевез из Петрограда в Троице-Сергиеву лавру, куда переехал в 1916 г. архиеп. Никон, его ценнейший архив (ныне хранится в РГБ НИОР). Летом 1918 г., за несколько месяцев до своей кончины, архиеп. Никон рекомендовал Н. как «старательного и способного иерея» митр. Петроградскому сщмч. Вениамину (Казанскому) и прот. сщмч. Философу Орнатскому . В церкви Митрофаниевского подворья Н. служил до ее закрытия 25 янв. 1927 г., после чего был принят сверхштатным священником в соответствии с выбором общины в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Ленинграде. С 4 сент. 1930 по 20 янв. 1931 г. находился под арестом по обвинению в хранении серебряных монет на сумму 32 р.

http://pravenc.ru/text/2565746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИЙ Аврелий [лат. Aurelius Ambrosius] (ок. 339, Августа Треверов, совр. Трир - 4.04.397, Медиолан, совр. Милан), свт. (пам. 7 дек.), еп. Медиоланский (с 7.12. 373), один из великих зап. отцов Церкви. Житие Источником сведений о жизни А. являются прежде всего его творения, среди к-рых наибольшее значение имеют письма, датируемые периодом с 379 по 396 г. Житие А., написанное в 412-413 гг. его последним секретарем св. Павлином Медиоланским по просьбе блж. Августина , вполне заслуживает доверия, поскольку автор пользовался сведениями, полученными от близких к А. лиц (его сестры Марцеллины и др. «достойнейших доверия людей»). Большое значение имеют также «Церковные истории» Руфина , Сократа , Созомена и особенно блж. Феодорита Кирского . Созданные на основе последней греч. жития, одно из к-рых приписывается св. Симеону Метафрасту (X в.), имеют с исторической т. зр. второстепенное значение, равно как и анонимное лат. житие IX в. Дата рождения А. устанавливается по его собственному свидетельству о том, что он достиг 53-летнего возраста ко времени неких бурных событий в империи (Ep. 59. 4). Относя эти слова к гос. перевороту, устроенному Арбогастом (392), рождение А. обычно датируют 339 г. ( Dassmann. S. 362 - называются также 330, 334 и 337 гг.). Родители А. происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям с давними христ. традициями: среди его родни наряду с консулами была св. дева Сотирия, принявшая мученичество в гонение при имп. Диоклетиане (Exhort. virg. 12. 82). Отец его, Аврелий Амвросий, занимал высокий пост префекта Галлий и ведал гражданским управлением зап. провинций империи с резиденцией в Августе Треверов. После его гибели во время похода имп. Константина II в Италию (340) мать А. с малолетними детьми переехала в Рим. Старшая сестра А., Марцеллина, в 353 г. приняла монашество. Его брат Ураний Сатир, также не вступивший в брак, стал чиновником и впосл. помогал Медиоланскому епископу; он скончался в 375 г. после изнурительной поездки в Африку по церковным делам. А., самый младший в семье, изучал грамматику, риторику и юриспруденцию, получив образование, обычное для людей его круга, готовившихся к карьере на гос. поприще. Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на лат. и греч. языках, увлекался философией и лит-рой, особенно Платоном , в его творениях весьма часты реминисценции из Цицерона , Вергилия , Светония и др.

http://pravenc.ru/text/114346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИССАРИОН (2.01.1403 (?), Трапезунд - 18.11.1472, Равенна), митр. Никейский (К-польский Патриархат), кард. и титулярный лат. Патриарх К-поля, греч. писатель, гуманист, активный сторонник унии. Род. в многодетной семье среднего достатка. В крещении Василий (или Иоанн?). В Трапезунде обучался под рук. митр. Досифея, к-рый при отъезде в К-поль (1416) взял его с собой, определив в обучение к известному визант. интеллектуалу Иоанну Хортазмену . 30 янв. 1423 г. был пострижен в монахи, приняв имя в честь мч. Виссариона Египетского . Через 2 года имя В. встречается среди учеников ритора и грамматика Мануила Хрисококка, где вместе с ним обучались итал. гуманист Франческо Филельфо, убежденный латинофил Константин Ласкарис и Иоанн Аргиропул . Здесь у В. пробудился интерес к итал . культуре и зап. гуманизму; к этому времени относится начало его лит. творчества. В К-поле В. был рукоположен во диакона (кон. 1425) и иерея (1430/31), в 1436 г. стал игуменом столичного мон-ря св. Василия. Будучи близок к придворным кругам, В. активно участвовал в политической жизни империи. В 1426-1427 гг. он был направлен с дипломатическими поручениями на родину в Трапезунд; его участие в переговорах между имп. Иоанном VIII Палеологом и трапезундским имп. Алексеем IV Василием Великим Комнином о союзе против турок свидетельствует о его возросшем влиянии при дворе. С 1431 г. неск. лет жил в Мистре, изучая философию Платона и др. науки под рук. Георгия Гемиста Плифона ; здесь В. глубже познакомился с лат. культурой, окунулся в атмосферу зап. влияний и религ. терпимости к латинянам. В 1434-1435 гг. В. принял активное участие в подготовке Собора по объединению Церквей. За большие заслуги в этом деле по настоянию имп. Иоанна VIII он получил сан митрополита Никеи (нояб. 1437); в следующем году он был назначен также проэдром (управляющим епископом) Сардской кафедры. Эти назначения были призваны повысить авторитет одного из главных сторонников унии. На Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439) В., возглавлявший латинофильское крыло визант. делегации, играл одну из ключевых ролей и вел ожесточенную полемику с митр. Эфесским свт. Марком Евгеником и др. противниками унии. Большое значение в ходе догматико-полемической борьбы на Соборе имели его речи на открытии Собора в Ферраре (8 окт. 1438) и догматическая к Флорентийскому Собору (13 апр. 1439). Однако Флорентийская уния, подписанная греч. стороной благодаря усилиям В., не была принята подавляющим большинством духовенства и народа Византии. После возвращения на родину В. был обвинен в измене Православию и в мае 1440 г. навсегда покинул Византию, переселившись в Италию.

http://pravenc.ru/text/158772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕКАТЕРИНА [греч. Ακατερνη, Ακατερνα] († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.), одна из самых почитаемых святых в христ. мире. Сохранилось неск. Мученичеств Е.: 3 анонимных (BHG, N 30a-31b, 32a), Мученичество BHG, N 30, в рукописи приписано некоему Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом (ταχυγρφος) и слугой Е., и Мученичество, составленное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 32). Кроме того, сохранились Похвальное слово Е. Анастасия Протасикрита (BHG, N 32b) и перевод Мученичества на араб. язык (BHO, N 26). Е. род. в Александрии Египетской и принадлежала к царскому роду (была дочерью некоего имп. Константина, в ранних источниках не указано, какими землями он правил). Она отличалась редкой красотой и способностями к наукам: к 18 годам изучила риторику, философию, медицину, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка. В 305 г. имп. Максенций (или Максимин) разослал приказ всем жителям окрестных земель собраться в Александрии для жертвоприношения языческим богам. В город стали стекаться люди, к-рые вели быков или несли птиц для жертвоприношений. Е., увидев бесчинства, происходящие на празднестве, пришла во дворец, чтобы убедить императора в ложности языческой веры. Царь был поражен ее красотой и, будучи сам не готовым к спору с ученой девой, созвал 50 искуснейших мудрецов-риторов, чтобы те убедили ее отречься от христианства. Перед диспутом, на к-рый собралось множество народа, Е. явился арх. Михаил, ободривший святую. В долгом споре дева сумела победить риторов, доказав им ничтожество языческих богов. Когда разгневанный император потребовал опровергнуть доводы Е., все философы ответили, что не имеют аргументов против истины. После поражения в споре риторы были приговорены императором к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианство. Их останки были найдены нетронутыми огнем, при виде этого чуда многие уверовали во Христа.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИЯ II [Транос; греч. Ιερεμας Τρανς] (между 1530 и 1536, Анхиал, ныне Поморие, Болгария - 1596, К-поль), патриарх К-польский (5 мая 1572 - 29 нояб. 1579, 13 авг. 1580 - 22 февр. 1584, 19 апр. 1587 - сент. 1595), один из участников учреждения Патриаршества на Руси. Основными источниками сведений о жизни И. являются «Турецкий дневник» Стефана Герлаха ( Gerlach. 1674), капеллана посольства имп. Свящ. Римской империи Максимилиана II Габсбурга к Высокой Порте во главе с Давидом фон Унгнадом (1573-1578); записки З. Швайггера ( Schweigger. 1608), сменившего Герлаха в К-поле; дневник проф. Тюбингенского университета М. Крузия (неизд. часть), другие дневники, воспоминания, посольские реляции и письма того времени. Среди эпистолярных источников следует выделить переписку И. с православными иерархами и зап. лютеранскими учеными и богословами, а также переписку Крузия с И. и отцом и сыном Зигомалами . Среди греч. корреспондентов И. были Гавриил Севир , Александрийский патриарх Мелетий I Пигас , Максим Маргуний. Сведения об И. также содержатся в «Политической истории Константинополя», к-рая была опубликована Крузием вместе с «Патриаршей историей» (новогреч. перевод Мануила Малакса соч. «О патриархах Константинопольских» Дамаскина Студита ). К главным источникам о визите И. в Москву и об учреждении им Патриаршества на Руси относятся помимо офиц. греч. грамот рус. записи в Греческой посольской книге (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 3; Посольская книга. 1988), а также ст. «О пришествии на Москву антиохийского патриарха Иоакима… и Иеремии патриарха Царяграда» в сб. ГИМ. Син. 703 (2-я пол. XVII в.). Важным источником являются грамоты И. Происхождение И. род. в знатной семье, связанной с родом Кантакузинов. Воспитывался в небольшом мон-ре Иоанна Крестителя на Чёрном м., близ Созополя, где, вероятно, и принял монашество. Учился у Иерофея , митр. Монемвасийского, Арсения, митр. Тырновского, и Дамаскина Студита, одного из самых ярких филологов и проповедников той эпохи. С юных лет И. отличала любовь к просвещению. В период Патриаршества он основал в К-поле изд-во. Митр. Иерофей Монемвасийский, сопровождавший И. в путешествии на Русь, называет его «мудрым» (σοφς) и характеризует как знатока канонического права. Однако в хронике Псевдо-Дорофея Монемвасийского И. именуется «малограмотным и необразованным» (γρμματος, πειρος παιδεσεως), хотя не исключено, что такое определение принадлежит к числу ошибок и искажений, нередко встречающихся в этом сочинении (см.: Лебедева И. Н. Поздние греч. хроники и их рус. и вост. переводы. Л., 1968. (ППС; 18)). Уже будучи первосвятителем, И. продолжил образование в патриаршей школе в К-поле, изучая диалектику, риторику и этику под рук. Иоанна Зигомалы, а также сочинения классических авторов с его сыном Феодосием. В течение всей жизни И. продолжал изучать богословие, философию, историю Церкви и др. науки.

http://pravenc.ru/text/293660.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ФИЛОПОН [Грамматик; греч. Ιωννης Θιλπονος, Ιωννης γραμματικς] (ок. 490, Александрия (?) - ок. 575), александрийский ученый, философ, богослов-монофизит. Жизнь Сохранившиеся в истории сведения об И. Ф. отрывочны и противоречивы. Помимо произведений самого И. Ф. наиболее важные свидетельства о нем содержатся в сочинениях свт. Фотия , патриарха К-польского ( Phot. Bibl. Cod. 21-23, 43, 55, 75, 215, 240), Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 47-49), Михаила Сирийца ( Mich. Syr. Chron. VIII 13) и Георгия Хировоска ( Georg. Choerob. Schol. in Hephaest. I 43. 5; Schol. in Theod. P. 106, 309, 314). Краткие упоминания об И. Ф. встречаются у пресв. Тимофея Константинопольского ( Tim. Const. De recept. haer. 10//PG. 86a. Col. 61), в трактате 2-й пол. VII в. «De sectis», приписываемом Леонтию Иерусалимскому (PG. 86a. Col. 1227-1233). Кроме того, существует ряд араб. источников, свидетельствующих о событиях из жизни И. Ф. К ним относятся: ан-Надим (The Fihrist of al-Nadim: A Tenth-Century Survey of Muslim Culture/Ed. B. Dodge. N. Y.; L., 1970. Vol. 1-2), Ибн аль-Кифти ([Biographies of Men of Science]= Ibn al-Qifti " s Ta " rikh al-hukama "/Ed. J. Lippert. Lpz., 1903), Григорий (Бар Эвройо) (Historia compendiosa dynastiarum/Arab. ed. et Lat. versa ab E. Pocockio. Oxoniae, 1663. P. 180 аль- Фараби ( Mahdi. 1967; Idem. 1972). Однако достоверность сведений араб. авторов вызывает у исследователей сомнения ( Scholten. 1996. P. 128; Lang U. 2001. P. 7). В какой мере прозвище Филопон (Θιλπονος - букв. трудолюбивый) связано с личными качествами александрийского грамматика, точно неизвестно ( Verrycken. 1996. Sp. 536). Правосл. оппоненты в контексте богословской полемики замечали, что И. Ф. потрудился напрасно (ср. высказывание свт. Софрония Иерусалимского об И. Ф.: «трудолюбивый, но скорее тщетнотруждающийся» ( Sophr. Hieros. Ep. synod.//ACO II. Vol. 2(1). P. 480. 14-15)). Исследователи высказывали также предположение, что прозвище φιλπονος может быть связано с принадлежностью И. Ф. к особому движению христиан в Египте в IV в., последователи к-рого называли себя «трудолюбивыми» (φιλπονοι). О них сообщает Захария Ритор в «Жизни Севира» ( Zacharias Rhetor. Vita Severi/Ed. and transl. M.-A. Kugener. Turnhout, 1907. P. 11-12, 26, 32-33. (PO; 2)). Основой их деятельности было служение бедным, восстановление храмов, помощь священнослужителям во время богослужений и др. К ним также относились люди, посвятившие себя апологетике и полемике с язычниками. Не исключено, что сочинения И. Ф. против нек-рых положений языческой космологии могут быть рассмотрены в контексте его принадлежности к этому движению христиан, однако ни один из сохранившихся источников не содержит сведений о подобной принадлежности.

http://pravenc.ru/text/471531.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕАЦИОНИЗМ [От лат. creatio - творение], религиозно-философское учение, основывающееся на признании происхождения мира через творение всемогущим Творцом. Термин «креационизм» возник в XIX в. в ходе полемики методистов и баптистов юга США с атеистами и агностиками, отрицавшими божественное происхождение мира. История К., если его понимать шире - как учение о происхождении мира через действие высших сил, неразрывна с историей религии : учение о творении мира является существенной частью большинства религ. систем. Однако строгое следование учению о творении предполагает происхождение мира от трансцендентной причины и веру в личного всемогущего Творца. Именно в авраамистических религиях - иудаизме, христианстве, исламе - появляется учение о том, что творение и Творец не совечны, что творение мира происходит из ничего (ex nihilo), что Бог провиденциально заботится о сотворенном мире. В силу строгого определения К. деизм , пантеизм , нетеистические религиозно-философские учения не могут быть классифицированы как креационистские. Промежуточное положение занимает панентеизм , согласно к-рому Бог через творение мира различным образом проявляет Себя, одновременно трансцендентен и имманентен миру - имманентен Своими действиями, трансцендентен сущностью. Отличие христ. К. от его интерпретаций в философии и нехрист. религ. доктринах состоит в догмате об участии всех Лиц Св. Троицы в сотворении мира из ничего. Второй член Никео-Константинопольского Символа веры особо подчеркивает действие Сына при творении: «Им же вся быша». Сщмч. Ириней Лионский говорит об этом так: «Творец же мира есть Слово Божие, и это Господь наш, Который в последние времена сделался человеком и существовал в этом мире, невидимо же содержит все сотворенное и внедрен во всем создании, потому что Слово Божие всем управляет и располагает; и для того Он видимо пришел к своим, и стал плотию, и простерся на древе, чтобы все восстановить в Себе» ( Iren. Adv. haer. V 18. 3).

http://pravenc.ru/text/2458993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (13.01.1831, с. Кудиново Мещовского у. Калужской губ. (ныне деревня Юхновского р-на Калужской обл.) - 12.11.1891, Сергиевский посад (ныне г. Сергиев Посад)), религ. философ, писатель, публицист, лит. критик, представитель консервативного направления рус. общественно-политической мысли 2-й пол. XIX в. Биография Л. род. в многодетной семье, был младшим из 7 детей. Крещен в ц. в честь Рождества Христова в с. Щелканове Мещовского у. (сохр. до наст. времени). Отец, Николай Борисович Леонтьев, служил некоторое время в звании унтер-офицера в лейб-гвардии Измайловском полку; был уволен за предосудительные поступки; в Отечественной войне 1812 г. принимал участие в качестве ополченца, а после войны исполнял малозначительную должность исправника Мещовского у. Мать, Феодосия Петровна (урожд. Карабанова), получила хорошее образование, окончив Екатерининский ин-т. Детство Л. прошло в небольшом родовом имении в с. Кудинове. Семья, по его воспоминаниям, не была набожной в строгом смысле слова: отец был равнодушен к вере, несмотря на то что ходил в церковь и имел духовника; у матери вера имела «несколько протестантский характер» (Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе//ПССиП. Т. 6. Кн. 1. С. 794). В 1841 г. Л. поступил в Смоленскую гимназию. Проучившись в ней год, вернулся в Кудиново. В 1843 г. в Петербурге зачислен в качестве кадета в «Дворянский полк», однако в связи с резким ухудшением здоровья и подозрением на чахотку был вынужден в 1844 г. возвратиться домой. Осенью того же года поступил в 3-й класс Калужской гимназии. По окончании гимназии (1849) Л. получил право поступления в ун-т без экзаменов. Был зачислен в Демидовский (камеральный) лицей в Ярославле, в к-ром преподавали математику, физику и ряд гуманитарных предметов, но основными были правовые науки и уголовное судопроизводство. Через 2 месяца он перешел на 1-й курс медицинского фак-та Императорского Московского ун-та. Выбор фак-та был обусловлен тем обстоятельством, что прием студентов на др. фак-ты в этот год был ограничен. За переводом из одного учебного заведения в другое скрывалось желание нуждающейся в средствах матери дать сыну такое образование, к-рое могло бы стать основой его буд. благополучия.

http://pravenc.ru/text/2463569.html

Мелетий, архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский (Смотрицкий Максим Герасимович) Родился в 1577 году в семье Каменецкого писаря, позднее ректора Острожской коллегии, Герасима Даниловича Смотрицкого, написавшего предисловие и стихи для Острожской Библии 1581 года. Первоначальное образование получил под непосредственным руководством отца и грека Кирилла Лукариса, впоследствии Константинопольского патриарха. После смерти отца Мелетий был послан князем Константином Константиновичем Острожским для продолжения образования на философский факультет Виленской иезуитской академии, где учился с 1594 по 1600 год (по другим данным, в 1601–1604 годах). С 1601 года, после Лаврентия Зизания, становится духовным наставником молодого белорусского князя Богдана Богдановича Соломерецкого. Вместе с ним отправился в Западную Европу для усовершенствования в науках – в Лейпцигский и Виттенбергский университеты, где тогда господствовали идеи Лютера, Кальвина, Цвингли. Вернувшись в 1607 году на родину, Мелетий некоторое время провел в имении князя Соломерецкого около Минска, где, как свидетельствует Якоб Суша, пользовался огромным авторитетом у простого народа, который «стекался к нему как к оракулу». Около 1608 года Мелетий отправился в Виленское православное братство при монастыре Святой Троицы, где в то время находился один из центров православной оппозиции наступающей контрреформации. Здесь он познакомился с одним из выдающихся деятелей белорусской культуры – писателем-полемистом, позже архимандритом Виленского Свято-Духова монастыря Леонтием (Карповичем, † 1620), стал его верным соратником. В 1610 году издал талантливое полемическое сочинение против униатов и латинян, называемое «Фринос» («Лямент»), то есть «Плач Восточной Церкви». В этой книге Мелетий призывал к консолидации сил народов Белоруссии и Украины в борьбе с наступающим католицизмом. Около 1615 года Мелетий написал на польском языке «Трактат об исхождении Святого Духа», а также «Палинодию». Примерно с 1615 по 1617 годы Мелетий находился в Киеве; в 1617 году возвратился в Вильну, был учителем в местечке Евье (теперь Вевис) в 40 км от Вильны, преподавал там «свободные науки» и славянский язык. В 1617 году пострижен в монашество архимандритом Леонтием (Карповичем, † 1620).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Монашеский форум возглавил Святейший Патриарх Кирилл 14 декабря 2016 г. 12:55 Тайна послушания, доступная каждому ИГУМЕНЫ И ИГУМЕНИИ ОСБУДИЛИ НАСУЩЫНЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОГО РУКОВОДСТВА БРАТИЕЙ С 20 по 24 сентября в Москве в рамках празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон прошли торжества, ставшие кульминационным событием юбилейного года. Они вобрали в себя собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, научную конференцию «Русь и Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», выставку архивных материалов «Русь и Афон» и праздничный концерт духовных произведений «Пристань спасения». Наследие Афона На время юбилейных торжеств в Москву был принесен ковчег со святой главой преподобного Силуана Афонского. Это историческое событие, приуроченное к 150-летию со дня рождения святого, вкупе с патриаршими богослужениями при встрече и проводах святой главы придали особую значимость празднованию, стали видимым свидетельством благословения Святой горы и живой связи святогорских традиций с устроением и развитием монашеской жизни в Русской Церкви. На торжества приехали свыше шести сотен монашествующих: Преосвященных архиереев, архимандритов и игуменов, игумений монастырей из 192 епархий России, ближнего и дальнего зарубежья. Почетными гостями стали архиереи, архимандриты, игумены и игумении, представители Святой горы Афон и братских Поместных Церквей: Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Православной Церкви в Америке. Отдельную категорию слушателей составили представители научного сообщества, преподаватели и студенты духовных учебных заведений (более восьми сотен участников). Научная конференция, посвященная русскому присутствию на Афоне, открылась в первый день форума в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя и продолжилась в стенах Троице-Сергиевой лавры . С результатами своих серьезных научных исследований, раскрывающих духовную связь России со Святой горой, выступили не только российские ученые (д.и.н. византолог Михаил Бибиков, д.и.н., главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский, профессор Института философии РАН Сергей Хоружий), но и зарубежные гости: доктор богословия Жан-Клод Ларше (Франция), профессор Македонского университета Константинос Нихоритис (Греция), профессор университета в городе Сибиу Киприан Стреза (Румыния) и др. Работа конференции «Русь и Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» завершилась принятием итогового документа, в котором, в частности, подчеркнута важность дальнейшего изучения истории святогорских монастырей, афонской святости и святынь не только в церковных научных и учебных заведениях, но и силами научного сообщества.

http://e-vestnik.ru/church/tayna_poslush...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010